"Воспитание дворянских детей.Вышивка монограммы."

Козлова Ирина Викторовна

Конспект занятия знакомит, чему обучались дворянские дети ,в частности девочки в дворянских семьях 19 века.Девочек обучали вышивке ,вышивке монограмм и вензеля.Даётся понятие монограммы и вензеля.И рассказывается , как вышить монограмму стебельчатым швом на уголке платка.Конспект дополнен презентацией по теме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей

Дворец творчества детей и молодежи  

г. Волжск

Конспект открытого мероприятия  

Мастер-класс по теме:

«Воспитание дворянских детей. Вышивка монограммы.

                                                                                                                                      Авторы:

Козлова Ирина Викторовна

педагог дополнительного

образования

высшая квалификационная

категория

Москалёва Наталья Павловна

Учитель начальных классов

I квалификационная категория

г. Волжск

2016 г.  

Место проведения: МОУ СОШ №9 им. А.С. Пушкина

Дата проведения: 16.12.2016 г.

Тема: Воспитание дворянских детей. Вышивка монограммы.

 Участники: учащиеся 8-11 классов и педагоги, зам. директора по УВР.

Задачи:

  1. Познакомить слушателей  с историей монограммы и вензеля.
  2. Научить слушателей технике вышивания монограммы стебельчатым швом на носовом платке.
  3. Создать комфортную обстановку в процессе работы    

Методы и приемы:

  1. Рассказ о воспитании дворянских детей в ХIХ веке. Показ презентации по теме.
  2. Рассказ об истории возникновения монограммы и вензеля.
  3. Рассматривание готовых работ
  4. Практическая часть:

- правила техники безопасности при работе с иголками, ножницами

- перевод монограммы на ткань через копировальную бумагу

- объяснение выполнения техники стебельчатого шва

- объяснение закрепления нити на ткани

- индивидуальная помощь, советы, поощрения;

- анализ проведенного мероприятия.

Педагогические технологии, методы:

Объяснительно-иллюстративные, технология сотрудничества,        

развивающие.

Оборудование: ткань хлопчатобумажная размером 20×20 см, нитки мулине, иглы № 1,№ 2, ножницы, копировальная бумага, карандаш, эскизы монограмм русского алфавита.

Предварительная работа:

- Подготовка ткани  

- Подготовка эскизов русского алфавита

- Подбор ниток мулине

- Изготовление носового платка с вышитой монограммой стебельчатым швом

- Составление конспекта мастер-класса

- Создание  презентации по теме

 Ход мероприятия:

Организационный момент:

 

 Сидели Вы задумчиво-красиво,                       Вдруг взгляд сверкнул! Вы встали резко,        
Лицом к окну, чуть в профиль виден лик.       Звон хрусталя, разбившийся бокал...
И что-то говорил Вам торопливо                     Вы бросили платок, сказали что-то дерзко,  
Какой-то нервный и худой старик.                  И прочь бегом. За Вами он бежал...

И чувствовал я признаки несчастья:               И прочь бегом. За Вами он бежал...      
Платок в руке, и затуманен взор.                     Но тот платок храню как дар небес,        
Прекрасное лицо и узкое запястье,                  Но тот платок храню как дар небес,                
Венчальное кольцо венчал скупой узор.         Но тот платок храню как дар небес
,               

Здравствуйте!

Разрешите представиться: Козлова Ирина Викторовна – педагог дополнительного образования, высшая квалификационная категория и Москалёва Наталья Павловна – учитель начальных классов - І квалификационная категория

Тема нашего сегодняшнего мастер-класса: «Воспитание дворянских детей. Вышивка монограммы».

Воспитание и обучение в дворянских семьях, если это были девочки,  включало в себя кроме обучения танцам, языкам, рисованию ещё и обучению рукоделию. Это, как правило, были вышивка и вязание. Обучение, как правило, начиналось с 5-6 лет. (Слайд № 3, слайд № 4, слайд № 5)

 Искусство вышивки молодые барышни могли продемонстрировать не только вышивая картины, но и на таких предметах своего туалета, как носовой платок. Вышивать можно было не только цветочные мотивы , но и ставшими популярными в то время – монограммы и вензеля.

Так что же такое монограмма? ( Слайд № 6)

Это слово имеет греческие корни и означает (mono – один, gramma – буква) знак, образованный при помощи соединения между собой букв. Буквы могут переплетаться или просто стоять рядом. Чаще эти буквы - это начальные значения имён или фамилий, служившие чем-то вроде подписи.

Монограммы \ имеют более строгую форму и воспроизводятся несколько проще, чем вензеля.

Вензель (от польск. Węzeł — узел) — начальные буквы имени и фамилии (иногда и отчества), обычно художественно переплетённые и образующие красивый узор, в центре которого помещали дополнительное изображение (гербового орла, звезду, ленту и т. п.) (Слайд №7 )

В Российской империи имели свой вензель многие высокопоставленные особы. Это был знак отличия, который могли иметь не многие.( Слайд № 8)

Личный вензель всегда украшал вещи и предметы интерьера аристократов, персон высшего сословия. Они заменяли подпись знатных особ для важных документов. Вензель встречается в декоре и предметах интерьера старинных особняков, известных домов. Раньше этими знаками помечались одежда, драгоценности, столовые приборы, портсигары и прочие предметы обихода. (Слайд № 9)

Вензеля с монограммой довольно схожи, но отличие всё же есть. Отличительные особенности вензеля и монограммы: ( Слайд № 10, 11)

  1. Монограмма — это особый знак, показывающий принадлежность того или иного предмета конкретному лицу. Вензель же может нести информацию как об одном, так и о нескольких людях, объединенных по какому-либо признаку.
  2. В отличие от монограммы, которая представляет собой художественно исполненные и переплетенные инициалы, вензель может быть дополнен различными геральдическими символами, несущими довольно большой объем дополнительной информации.
  3. Монограмма из букв в большинстве случаев может быть легко воспроизведена от руки, а вот воспроизвести подобным образом вензель довольно сложно.

Вензеля или монограммы обычно ставились в углу на носовых платках и в редких случаях по центру. 

Для вышивания использовалась различная техника вышивки, но чаще всего вышивальщицы делали монограммы крестом и гладью или стебельчатым швом. Нитки использовались различных цветов, это мулине и ирис, которые не должны были в дальнейшем полинять. ( Слайд № 12, 13,14 )

  Материалы и инструменты.

Для носового платка используется шёлковая или хлопчатобумажная ткань типа шифона, батиста, муслина. Она тонкая, легко шьётся и вышивка на ней не вызывает сложности.

Используются специальные нитки для вышивания - мулине, имеющие хорошую прочность окраски.

Иглы лучше использовать тонкие № 1, № 2 во избежание больших следов от проколов иглы на ткани при вышивке.

Эскиз монограммы переводится на ткань при помощи копировальной бумаги желательно зелёного или красного цвета. Можно использовать приём перевода рисунка на ткань - на просвет, то есть рисунок переводится на оконном стекле.

Техника выполнения стебельчатого шва.

Для выполнения монограммы используем стебельчатый шов. Стебельчатый шов используется при вышивании тонких линий , стеблей цветов, прожилок откуда он и  получил своё название. Представляет собой ряд одинаковых  косых стежков, плотно прилегающих друг к другу. Вышивка выполняется без пялец слева направо. Нить должна находиться всегда с одной из сторон по отношению к стежкам (лучше с низу). Схема техники вышивания  представлена. (Слайд № 14)

Закрепив нить, протягивают иглу на лицевую сторону и делают первый маленький стежок. Первый стежок определяет длину всех последующих стежков.

Особенность вышивки стебельчатым швом: каждый следующий стежок должен выходить на середине предыдущего всегда с одной стороны ( лучше снизу).

Нужно строго следить ,чтобы все стежки были одинаковыми, натяжение нити – равномерное, тогда шов получится рельефным, похожим на перевитую верёвочку.

Основной этап. Обучающий момент, практическая работа

Алгоритм работы.

  1. На подготовленную ткань нужного размера переводим эскиз монограммы при помощи копировальной бумаги в один из углов носового платка.
  2. Нить мулине нужной длины складываем вдвое, продев в ушко иглы оба конца нити.
  3. Закрепляем нить, продев иглу в петлю  на лицевой стороне ткани, по переведённому рисунку.
  4. Вышиваем стебельчатым швом по рисунку, в конце работы нить выводим на изнанку и закрепляем.

   

Анализ мероприятия:

Сегодня мы  познакомили вас с историей монограммы и техникой её  вышивания.

Все ли справились с монограммой. Что было самым трудным в данной работе.

 Надеюсь, вам было интересно, вы узнали для себя что-то новое, получили ценные советы.

XIX век носовой платок более не выставляется напоказ, оставаясь едва заметным штрихом женского туалета и предметом щегольства мужского. Безупречная чистота, ставшая основным лейтмотивом, обусловила единственно возможный цвет платка - белоснежный. По манере держать или разворачивать носовой платок определялась сословная принадлежность, по качеству ткани и отделки - материальное положение, а по его свежести - воспитание и интеллект.

Спасибо за внимание.  


Предварительный просмотр: