«Роль декоративно - прикладного искусства в творческом воспитании детей »

Пивоварова Елена Анатольевна

Статья посвещена проблеме художественного воспитания детей средствами дополнительного образования на примере деятельности детского объединения " Юный керамист".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pivovarova_statya_attestatsiya.docx24.62 КБ

Предварительный просмотр:

«Роль декоративно - прикладного искусства

 в творческом воспитании детей »

Автор:

Пивоварова Елена Анатольевна педагог дополнительного  образования

ГБУ ДО ДДТ «Олимп» Выборгского  района

        Статья посвящена проблеме художественного воспитания детей средствами дополнительного образования на примере деятельности детского объединения «Юный керамист».

                 

Занятия декоративно-прикладным искусством - одно из самых востребованных и перспективных направлений дополнительного образования. Занятия ручным трудом развивают мелкую моторику и, следовательно, стимулируют интеллектуальную деятельность. Они имеют также важное воспитательное значение: дети учатся ответственности, дисциплинированности и терпению; также, во время занятий происходит формирование социальных навыков взаимодействия в группе, позитивных личностных качеств.

Цель данной статьи-проанализировать роль декоративно-прикладного искусства в творческом воспитании детей на примере занятий в объединении «Юный керамист». Основной задачей является рассмотрение теоретических основ и методологической базы организации занятий керамикой в условиях дополнительного образования.

         Развитие гармонично-творческой личности очень сложно представить без участия искусства. При этом, роль декоративно-прикладного творчества переоценить невозможно. Оно оказывает не только благотворное влияние на личность ребенка, раскрывает его творческий потенциал, развивает  интеллект, а так же, знакомит ребенка с историей и традициями своего народа, расширяет представления  о многообразии культур, традиций, стилей.

        Декоративно-прикладное искусство (от лат. deco — украшаю) — охватывает различные отрасли творческой деятельности, направленной на создание художественных изделий с утилитарными и художественными функциями. Собирательный термин условно объединяет два обширных рода искусств: декоративное и прикладное.

         В отличие от произведений изящного искусства, предназначенных для эстетического наслаждения и относящихся к чистому искусству, многочисленные проявления декоративно-прикладного творчества могут иметь практическое употребление в повседневной жизни. Декоративно-прикладное искусство — это создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в общественном и частном быту, и художественная отделка утилитарных предметов (утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. д.).

               Декоративно-прикладное искусство - сложное и многогранное явление культуры. Понятие это очень широкое и глубокое. Широкое потому, что охватывает многие виды народного промысла. Глубокое потому, что живет вместе с народом, уходя корнями в седую древность и развиваясь в наши дни.

               Декоративно-прикладное искусство является почвой и основой любой национальной культуры, от него тянутся нити ко всем видам художественной деятельности людей. Возникнув в глубокой древности, декоративно-прикладное искусство всегда было одной из важнейших областей народного творчества.

          Уже в формах каменных орудий первобытного человека, в простейших геометрических фигурах орнамента на древнейшей керамике проявляются зачатки творчества, которое сопровождало жизнь народа на протяжении всей его истории. Шло время, сменялись исторические эпохи и многие поколения людей, но всегда существовала в народе потребность украшать свой быт, делать радостным труд, дополнять свою нелегкую жизнь красотой.

           На сегодняшний день существует великое множество видов декоративно-прикладного искусства, которыми могут заниматься дети: работа с текстилем, бумагой, природным материалом, различные виды росписи и декорирования материалов. Такой большой выбор дает каждому ребенку право найти для себя наиболее интересный материал и приемы работы с ним по своему вкусу, желанию, возможностям.

          В настоящее время занятия в учреждениях дополнительного образования   дают возможность детям попробовать себя в разных видах творчества. Увлечение каким-либо видом творческой деятельности позволяет детям не только реализовать свои способности и приобрести полезные навыки, но и занять свое свободное время, которое иначе может быть потрачено впустую.

          В процессе ознакомления с народным декоративно–прикладным искусством у детей формируются и нравственно – волевые качества: потребность доводить начатое дело до конца, сосредоточенно и целенаправленно заниматься, преодолевать трудности. Как и другие направления изобразительного искусства, народное творчество учит человека видеть мир во всей его полноте и красоте, любить свой край и беречь родную природу, прививает нравственные ориентиры.      

          Приобщение детей к народному искусству на всю жизнь оставит отпечаток прекрасного в душе человека, научит видеть красоту в окружающих предметах и явлениях. Народное искусство всегда является воплощением представления народа о красоте и добре, о богатстве родной земли. Отличительной особенностью народного декоративно-прикладного творчества является яркость красок, контрастность рисунка, пристрастие к растительным, животным или геометрическим орнаментам.

          Какие же качества, помогающие наиболее полно раскрыть творческий потенциал ребенка, необходимо прежде всего развивать? Необходимым компонентом творческой деятельности человека является фантазия. Воображение позволяет опережать практику, предвидеть результат деятельности. Человек, решив создать какое-либо изделие, прежде создает его в своем воображении, продумывает результаты возможных изменений, последовательность изготовления, способы обработки, отделки. Вторым важнейшим механизмом творчества является интуиция.  В интуиции проявляется бессознательное в деятельности человека. В этом случае человек может сказать: "Я не могу доказать свою правоту, но чувствую, что действовать нужно так".

    Вдохновение - это то состояние особого напряжения и подъема всех сил и способностей человека, которое позволяет осуществить творческий взлет, и в процессе творческого горения получить невиданный результат. Вдохновение– это состояние, наиболее благоприятное для творческой работы, но дело в том, что оно само приходит в результате работы большой, регулярной, систематической, изобретательной. По словам П.И. Чайковского, который может служить образцом подлинно творческой личности: "Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать «ленивых». Всякий творческий человек, независимо от сферы деятельности, постоянно занят накоплением фактических данных их обдумыванием и осмыслением, результатом чего может стать «творческое озарение».

      Отсюда четвертый компонент – труд. Трудовое воспитание детей имеет приоритетное значение. Только тот может творить, кто умеет работать, кто способен к усидчивому, неутомимому, подчас кропотливому труду.  Чтобы дети начали творчески применять полученные знания, у них должна возникнуть потребность в этом, для чего необходимо сформировать положительную мотивацию. В первую очередь, ученик должен получить ответ на вопрос, так нелюбимый многими учителями: "А зачем все это нужно?". Желательно, чтобы это было нужно не "вообще", и не "просто надо", а надо лично ему – конкретному человеку для решения его  жизненных   задач.   Будет хорошо, если   он   сможет    применить полученный навык в ближайшее время (через день, неделю, месяц). Увидеть результат и значимость своего труда – а именно, изготовленное своими руками декоративное изделие, ребенок сможет подарить друзьям или близким, увидеть в оформлении интерьера кабинета, на выставке.                                                                  

Как   известно, дети стремятся к самовыражению, поэтому очень важно направить их деятельность в нужное русло, погрузив в увлекательный творческий процесс создания уникальных декоративных изделий собственными руками.

 Дополнительная образовательная программа «Юный керамист», на основе которой проходят занятия в детском объединении, направлена на обучение детей лепке из глины и работе на гончарном круге.

 Глина – доступный для ребенка и универсальный материал. Особенно привлекает детей возможность самим создавать изделия из глины, последовательно проходя весь процесс изготовления изделия от эскиза и куска глины до расписанного и обожженного в печи «полноценного» функционального изделия.

Задача педагога в современных условиях - содействие накоплению  ребенком положительного, позитивного информационного багажа, с учетом его психологических  и возрастных особенностей.

Нынешнее поколение детей отличается ранним развитием интеллекта, рационализмом и практицизмом, сочетающимся с нравственной незрелостью, снижением внимания и живого непосредственного интереса к окружающему.  Известный австрийский зоопсихолог, лауреат Нобелевской премии Конрад Лоренц пишет, что: «Абсолютная слепота ко всему прекрасному, которая распространяется в наши дни, - это душевная болезнь, к которой следует отнестись со всей серьезностью, хотя бы потому, что ей сопутствует нравственная глухота». И эта болезнь лучше всего лечится искусством, которое должно войти в жизнь человека как можно раньше, лучше – через личное творчество. В царстве искусства нет материального расслоения. Здесь своя система оценки. Дать почувствовать ребенку радость творчества – цель педагога. Творчество – это вдохновение, замысел, чувство. Развитие этих качеств с детского возраста станет тем фундаментом, который обеспечит успешность жизни ребёнка в будущем.

В области дополнительных общеразвивающих программ по изобразительному и прикладному творчеству появилось множество разных направлений. Но, несмотря на это, в широком спектре программ для детей, изучение керамических техник с применением различного материала (металла, кожи, дерева, шнура, текстиля) – достаточно редкий и очень востребованный  вид деятельности.

Программа «Юный керамист» предназначена для учащихся в возрасте 7-16 лет. В объединение принимаются все желающие (мальчики и девочки) без предварительной подготовки и конкурсного отбора. Программа рассчитана на 3 года обучения.

Цель программы «Юный керамист» заключается в создании условий для развития у каждого ребёнка индивидуальных способностей и интереса к творчеству в процессе работы с глиной.  

В процессе обучения по программе предлагаются разнообразные формы организации занятий: беседы, лекции с использованием богатого иллюстративного материала – книг, слайдов, изделий из фонда лучших работ, видео и компьютерных материалов. Занятия проводятся не только в кабинете на базе дома детского творчества, большое внимание уделяется знакомству детей с культурной развивающей средой нашего города в процессе выездных занятий: экскурсии на выставки, в музеи, художественные учебные заведения, керамические предприятия, мастерские художников. Во время выездных занятий дети выполняют практические задания: зарисовки в музеях, зоопарке, на выставках.

Большой практический, социальный, коммуникативный опыт дети получают в процессе встреч с интересными людьми, участия в мастер-классах, выставках и конкурсах. Наиболее наглядно и ощутимо демонстрацию  усвоенных приемов работы можно проследить в процессе подготовки и оформления выставочных экспозиций и проектов независимо от их уровня и значимости. Подготовка работ к экспозиции, коллегиальный отбор наиболее достойных работ или подготовка выставочного проекта требуют особой мобилизации сил и эмоций всего детского коллектива. Направить энергию в нужное русло, найти верные решения с учетом мнений каждого ребенка помогают приемы «мозгового штурма» («генератора идей»). Например, при выборе техники для воплощения детьми какого-либо тематического задания активно предлагаются любые, самые разные варианты. Или, наоборот, при объяснении нового технического приема детям предлагаются различные варианты его    применения; «правило нескольких идей» - при выполнении эскиза каждым учащимся делается несколько вариантов художественного решения с целью выбора оптимального. Коллективное творчество– совместное выполнение сложных и затратных по времени композиций помогает всем детям распределить между собой «зоны» деятельности, в зависимости от личных интересов и возможностей, сохранить дружескую и доброжелательную атмосферу в коллективе.

В процессе обучения много внимания уделяется «свободной теме», дающей ребенку возможность самостоятельного выбора композиции, образа и технических приемов  для воплощения своего замысла с обязательным обоснованием этого выбора. 

Формы участия педагога в образовательном процессе меняются на протяжении всего курса обучения по программе, что обусловлено возрастными различиями и уровнем подготовки учащихся в разных группах, на разных  годах обучения. Например, если на начальном и среднем этапах обучения (1-2 год) педагог играет ярко-выраженную главенствующую роль - задает темп, направление и характер работы, то на этапе творческой деятельности детей его участие носит скорее консультационный характер. 

На этапе творческой деятельности, дети (учащиеся 3 года обучения) уже имеют базовые знания по основным керамическим техникам и определенную художественную подготовку, что позволяет сконцентрироваться как на решении все более сложных творческих задач, так и на самостоятельной постановке новых. Теперь педагог выступает уже в роли старшего и более опытного коллеги.  Работа с детьми приобретает более индивидуальный характер. Практически для каждого ребенка, в зависимости от его умений и творческих возможностей, определяется индивидуальный маршрут деятельности, что способствует наиболее яркому и успешному самовыражению.

Личность ребенка, его интересы, пристрастия в работе с материалом в данный момент определяют  «масштабы» его творческой самореализации, успешности в выставочных и конкурсных мероприятиях. Дети, сохраняющие стойкий интерес к творческой деятельности начинают задумываться над профессиональным  выбором, связанным с художественной деятельностью. Педагог в данном случае может стать главным помощником и советчиком.

       Результаты деятельности учащихся по освоению дополнительной  общеобразовательной программы  «Юный керамист» тщательно анализируются в процессе учебного года на основе комплекса диагностических методик, позволяющих объективно оценить уровень освоения программы по основным показателям: технологический, воспитательный, развивающий.

Различные виды диагностики (анкеты, тесты, педагогическое наблюдение, анализ изделия и т.д.) позволяют  сделать выводы  об эффективности форм и методов работы, уровне интереса детей к предмету, результативности и удовлетворенности в творчестве.  Итоговые выставки, открытые занятия, конкурсы являются наглядной демонстрацией результатов и одновременно поводом для общения, совместных обсуждений, поисков новых тем, сюжетов, изобразительных приемов. Формирование и развитие творческих способностей детей, несомненно, зависит от эффективности используемых педагогом методов и приёмов преподавания, но в большей степени стимулирует ребенка к творческому росту личность самого педагога, способного думать, сопереживать, давать разумные советы, находить нестандартные решения и творчески проявлять себя в процессе взаимодействия с детьми в различных жизненных ситуациях.    

Список литературы:

1.Акулова Л.Ф., Крапивин В.А. Технология производства и декоративные художественные изделия - М.: Высшая школа.

 2.Арапова, С.В. Декоративно-прикладное искусство [Текст] / С.В. Арапова –Библиоком – 2009. - №6. – 84 с.

3.Буйлова, Л.Н., Клёнова, Н.В. Дополнительное образование в современной школе [Текст] Л.Н.Буйлова, Н.В.Клёнова. - М.: Сентябрь, 2005

4.Бурдейный М. Искусство керамики- М.: Профиздат, 2009

10.Федотов Г.Н. Послушная глина- М.: Аст – пресс, 1997