Развитие творческих способностей дошкольников посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству.

Доклад на тему "Развитие творческих способностей дошкольников посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству"

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка – детский сад №3»                              Новоусманского муниципального района Воронежской области

Доклад на тему:

Развитие творческих способностей дошкольников посредством приобщения к декоративно-прикладному искусству.

                                                     Педагога  дополнительного образования

                                Мелешко Натальи Викторовны

Новая Усмань 2015 г.

«Самым высоким видом искусства,

самым талантливым, самым гениальным

является народное искусство,

то есть то, что запечатлено народом,

сохранено, что народ пронес через столетия».

М.И. Калинин

Особое место в развитии  личности ребенка занимает изобразительная деятельность. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Важным условием развития изобразительного творчества детей  является овладение ребенком навыками и умениями, усвоение знаний о разнообразных материалах, используемых на занятиях рисования, в данном случае на занятиях по декоративно-прикладному искусству. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях креативное мышление, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В ситуации выбора своих жизненных идеалов, эстетических ценностей, представлений подрастающим поколениям, следует предоставить возможность знать истоки национальной культуры и искусства. Особенно, когда западные эталоны другой культуры ненавязчиво внедряются в повседневную жизнь детей через мультфильмы, игрушки, речевые обороты, и т. д.

Актуальность темы стала очевидной, когда при практической работе с детьми выявился большой процент детей, не стремящихся  к творческому выполнению заданий. Приобщение к народному декоративно-прикладному искусству не только через восприятие, но и через практическую деятельность, духовно обогащает. Первые уроки красоты и добра, связанные с художественным творчеством, могут остаться в памяти ребенка на всю жизнь. Включение ребенка в художественную деятельность на основе материала народного творчества будет способствовать полноценному эстетическому воспитанию ребенка, развитию чувства Родины, приобщению к культуре русского народа, и, конечно же, развитию художественно-творческих умений.

Художественно-творческие умения рассматриваются нами как основанное на интересе умение пользоваться ранее приобретенными знаниями, умениями и навыками по изобразительной деятельности для создания субъективно нового продукта.

Тесная взаимосвязь изобразительной деятельности с разными сферами психического и личностного развития позволяет утверждать, что изучение условий и механизмов формирования изобразительной деятельности детей может рассматриваться, как становление творчества в дошкольном периоде развития.

Педагогическая ценность познания декоративно-прикладного искусства объясняется следующими важными причинами: произведения этого вида искусства позволяют воспитывать в детях старшего дошкольного возраста определенную культуру восприятия материального мира, способствуют формированию эстетического отношения к действительности, помогают глубже познать художественно- выразительные средства других видов изобразительного искусства.

Многие работы народных мастеров дети воспринимают глубже и полнее, чем большие полотна живописи и станковую скульптуру. Народное искусство в своих характеристиках (простота, завершенность формы, обобщенность образа,) близко детскому восприятию, понятно, и это позволяет взрослым естественным путем приобщить детей к духовной культуре своего народа, познать истоки национальной культуры и искусства. Программное содержание занятий предполагает постепенное формирование всех компонентов декоративно-художественной деятельности: мотивов, комплекса действия, от восприятия, замысливания до изобразительных и контрольно-оценочных действий. Одновременно с этим усложнение программного содержания идет по линии увеличения степени самостоятельности детей и творчества. Это определяется уровнем знаний и умений детей в восприятии и замысливания образа, применении изобразительных способов его воплощения. В системе работы используется сочетание разных типов занятий, и процесс обучения соответственно предусматривает занятия репродуктивного характера, то есть начальное ознакомление детей со способами изображения; и творческие занятия, включающие в себя анализ и сравнение нескольких узоров, составление новых комбинаций из данных элементов и самостоятельная компоновка узора на силуэте и, наконец, творческое решение детьми изобразительной задачи.

В психолого-педагогических исследованиях, посвященных проблеме развития у детей старшего дошкольного возраста умений в декоративно-прикладной деятельности, особое место занимают труды Ветлугиной Н. А., Григорьевой Г. Г. Дороновой Т. Н., Казаковой Т. Г., Комаровой Т. С, Князевой О. Л., Шпикаловой 'Г. Я. и др.

Развитию художественно-творческих умений способствуют следующие педагогические условия: развитие интереса к изучению декоративно-прикладного искусства, последовательное усложнение деятельности, систематизированное использование искусствоведческих рассказов и бесед; использование на занятиях технических средств обучения; применение разнообразных материалов и техник работы с ними; сочетание индивидуальных и коллективных форм работы с детьми; использование игровых моментов, художественно-дидактических игр; создание развивающей среды.

Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.