Адаптация обучающихся в учреждении дополнительного образования

Адаптацию к новому коллективу проходит каждый ребенок. В учреждениях дополнительного образования педагоги могут использовать разные формы работы. основные формы работы, которые я использую в своей практике, предлагаю вам посмотреть в данном материале.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное образовательное учреждение центр общего и дополнительного образования «Перспектива» МО г. Краснодар

Адаптация обучающихся в учреждениях ДО

Подготовила: педагог дополнительного образования МАОУ ЦО ДО «Перспектива» МО г. Краснодар

Козлитина Наталья Сергеевна

Краснодар

2020

Адаптация обучающихся в учреждениях ДО

Учреждения дополнительного образования всегда были помощниками в развитии творческих способностей, коммуникативных навыков, социализации детей. Неформальное общение, работа в малых группах, занятие любимым делом дают ребенку возможность реализовать себя, попробовать в новой роли, отличной от школьной. Часто дети, не успешные и не адаптированные в классе, успешны в дополнительном образовании, занимают в малом коллективе более высокий статус. Это повышает самооценку ребенка, снимает повышенную тревожность.

Как и в любом коллективе, в учреждении дополнительного образования ребенок переживает адаптацию к новому окружению, к группе. В это время эмоциональное состояние детей неустойчиво, в зависимости от возраста, дети по-разному ведут себя на занятиях. Первоклассникам трудно сосредоточиться и  долго находиться в статичном положении. Младшие школьники быстро утомляются, эмоционально воспринимают неудачи. Подростки в стадии адаптации характеризуются сменой настроения, иногда замкнутостью или наоборот, демонстративным поведением.

Какие шаги можно предпринять, чтобы ребенок быстрее прошел адаптацию.

  1. Первый шаг  - это построение программы. В образовательной программе для младших школьников первым модулем я поставила «Народную игрушку». Недаром, в психологии существует целое направление «Куклотерапия», которое основано на создании кукол и постановке небольших сказок с ними. Учащиеся создают кукол  из ткани при помощи только ниток и ножниц.  Куклы получаются у всех симпатичные. В конце занятия ребята рассказывают, как зовут их куклу, что она любит делать.  Мы проигрываем мини –сказки, которые сочиняем все вместе. Такие занятия позволяют снять стресс, тревожность. При этом адаптация проходит легче не только в объединении, но и в школе.
  2. В программе для подростков, первым модулем я поставила работу с фетром. Старшим детям важно сразу получить результат, овладеть навыками шитья. Из фетра игрушки шьются легко и получаются аккуратными и красивыми, яркими. Самооценка ребенка поднимается, он чувствует, что может создавать красивые игрушки. Это помогает пережить адаптацию. В конце занятия обязательно провожу рефлексию, закрепляя положительные эмоции. Если ребенок не доволен результатом, общими усилиями мы находим положительные черты в изготовленной поделке, говорим о личных достижениях каждого.
  3. Адаптация пройдет легче, если применять во время занятий много наглядности. Дети хорошо воспринимают опорные схемы с пошаговыми инструкциями. Или фото-шаги. Чем подробнее подается материал, тем лучше он будет усвоен. Схемы я распечатываю на бумаге или готовлю в виде презентаций.
  4. Первые дни обучения каждое занятие мы начинаем со знакомства: каждый ребенок называет свое имя и рассказывает, что он любит делать, или что хорошего произошло за прошедший день. Это позволяет детям найти единомышленников, познакомиться друг с другом поближе. Это упражнение занимает совсем немного времени, но настраивает коллектив на позитивный лад.
  5. Младшие школьники  в период адаптации чаще нуждаются в смене занятий. Поэтому необходимо делать перерывы с динамическими паузами. Под динамической паузой я понимаю игру.

В своей практике я стараюсь использовать игры, которые кроме смены деятельности позволяют познакомиться поближе и сплотить коллектив. Это актуально не только для вновь сформированного коллектива, но и для уже сложившихся групп.

Примеры игр.

  1. «Делимся хорошим настроением». Я хочу передать вам свое хорошее настроение. Для этого давайте станем в круг. Возьмемся за руки, и легким пожатием будем передавать друг другу хорошее настроение.
  2.  «Атомы и молекулы». Все вещества вокруг нас состоят из маленьких частиц – атомов. Они объединяются в молекулы. Сейчас мы с вами представим, что мы  с вами атомы. И будем собираться в молекулы. Если я скажу по двое, становимся по двое. Если по трое, то по трое. И так далее. Давайте попробуем.
  3. «Гроза, ураган, землетрясение». Разделимся на тройки. Два человека образуют дом, один – человек. Если я говорю гроза – люди убегают из домов и меняются домами. Если говорю ураган, то убегают домики и ищут нового хозяина. Если говорю землетрясение, но убегают все и меняются. Дома могут стать людьми, а люди – домами. Главное, встать по 3 человека.
  4. «Ручеек». Известная игра, при которой дети становятся парами, поднимают руки вверх, образуя «воротца». Ведущий проходит под этой импровизированной аркой и выбирает себе пару. Оставшийся участник становится ведущим. Но есть у нас дополнительные правила. Нельзя выбирать детей из первой пары и нельзя повторно выбирать одного и того же человека.

Если нет возможности поиграть, я включаю музыку, и дети с удовольствием поют известные им песни. Такая разрядка помогает выплеснуть накопившиеся эмоции, снять эмоциональное напряжение. У нас есть уже полюбившиеся песни.

  1. Еще одной формой работы является проведение мастер-классов обучающимися. Дети готовят мастер-классы под руководством педагога и проводят их на занятиях. Это помогает преодолеть страх, тревожность. Педагог помогает провести и правильно объяснить последовательность действий. В результате таких мастер-классов у детей повышается самооценка, растет уровень мастерства. Проведение мастер-классов происходит по желанию обучающихся.

Для того, чтобы адаптация прошла успешно, можно применять разные формы работы. Я представила несколько из них. Только в комплексе они дают нужный результат. Спасибо за внимание.