Открытый урок по декоративно-прикладной композиции "Дымковская игрушка" в 1 классе ДХШ

Калашникова Людмила Юрьевна

Методическая разработка план-конспекта урока по декоративно-прикладной композиции "Дымковская игрушка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_uroka_po_dekorativno.docx475.54 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка урока по декоративно-прикладной композиции

в 1 классе

«Дымковская игрушка»

Цель урока:

Образовательный аспект:

Научиться выполнять роспись в технике мазкового письма и печаткой-тычком при росписи объемной формы (модели).

Воспитательный аспект:

Способствовать эстетическому воспитанию учащихся средствами народной художественной культуры.

Развивающий аспект:

Закрепить знания геометрического орнамента на народной дымковской игрушке.

Задачи:

Обучающая: познакомить с элементами узора «Дымки»; учить расписывать игрушки, дымковской росписью; уметь распознавать и отличать эту роспись от росписи других мастеров.

Развивающая: развивать художественный вкус; активизировать творческое воображение; содействовать развитию навыков создания полезных и красивых вещей.

Воспитывающая: воспитывать чувство гордости за родное Отечество, чувство аккуратности.

Планируемые достижения:

Предметные:                                                                                                             Ученик научится осознанно понимать условно-символический характер  народного декоративного искусства; самостоятельно определять характерные качества знаков и символов в искусстве; изображать  знаки-символы, выполнять вариации орнаментальных композиций на основе традиционных росписей; выполнять роспись в технике мазкового письма, печаткой-тычком при росписи объёмной формы;                                              

Личностные:

У обучающегося будет сформировано проявление  эмоциональной отзывчивости  на  роль  искусства в эстетическом и интеллектуальном развитии, осмысленное  эмоционально-ценностное восприятие визуальных образов - символов народного искусства  для  дальнейшего использования в  учебно-познавательной деятельности  знаково-символической  формы.

Познавательные:                                                                                                     Научится выделять познавательные  цели о  характерных особенностях славянской символики, поиску информации,  выбирать способы решения: поиск композиции; выбор графических материалов; знаково - символических изображений; анализировать объекты с целью выделения существенных признаков, составлять цельный образ  из характерных элементов - символов.          

Регулятивные:                                                                                                         Ученик научится определять проблему и правильную постановку учебной задачи; адекватно оценивать  свои возможности самостоятельной деятельности,   добывать новые знания.

Коммуникативные:                                                                                                 Научится развивать навыки сотрудничества, разрешения конфликта, принимать участие в работе парами и группами, получит возможность воспринимать различные точки зрения, с достаточной полнотой и ясностью выражать свои мысли, формулировать свою точку зрения и отстаивать ее, управлять поведением партнера.

Целеполагание:                                                                                                       Будет уметь планировать свою  учебно - познавательную и практическую деятельность;                                                                                                              Будет иметь возможность прогнозировать и предвидеть конечный результат.

Домашнее задание. Русские народные пословицы, поговорки, сказки. Индивидуальные  задания по просьбе учащихся, рекомендации. Занести в словарь и выучить определения, найти в интернете понятие «солярные знаки» и рассказать об их значении в народном творчестве.

Понятийный аппарат: солярные знаки, народные промыслы, орнамент

Планируемые результаты

 Предметные

     - базовый уровень:

Умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объемных работах.

     -повышенный уровень

Умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе дымковской росписи.

Метапредментые результаты

      - познавательные

Представление о народном промысле – глиняная Дымковская (Вятская) игрушка (Кировская область).

     - коммуникативные

Умение эстетически подходить к любому виду деятельности.

     - регулятивные

Умение моделировать (макетировать) объемные формы тел вращения.

Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

План урока.

  1. Организационный момент.
    а) приветствие
    б) проверка готовности к уроку
    в) объявление темы и целей занятия
  1. Беседа об игрушках из стороны «Дымка».
  2. Анализ дымковской игрушки (образы, сюжеты, элементы, цвет).
  3. Практическая работа.
  4. Подведение итогов (демонстрация выполненных работ).

Ход урока.

  1. Организационный момент.
  2. Как все начиналось

Давно-давно, в XV веке за реку Вятка были сосланы Иваном III жители Великого Устюга, которые смели ослушаться самого царя. Так зародилась слобода Дымково. Ее жители были ремесленниками, мастерами-гончарами и изготовителями игрушек. По той традиции через четыре недели после Пасхи был праздник, который должен был сопровождаться свистом и плясками. Именно к этому дню женщины лепили свистульки в виде домашних животных. Сейчас про такой праздник мало кто знает, зато промысел сохранился и продолжает развиваться. Залежи красной глины до сих пор находятся в слободе. Глину надо смешать с речным песком — это основной момент. Сейчас это все делает машина на керамическом производстве, и в мастерские ее привозят упакованной в пакеты.
      3. Образы и сюжеты

При всей своей внешней простоте очень образна и выразительна дымковская игрушка. История хранит изображения первых изделий дымковских мастериц, которые были скорее условными, чем декоративными. Современные игрушки более разнообразны и художественны. Приверженцы промысла любят повторять, что не существует двух одинаковых фигурок. Впрочем, все разнообразие их видов можно условно разделить на пять основных групп:

Тип, состав, описание

  • Женские образы. Барыни, кормилицы, модницы, водоноски, няньки с младенцами на руках. Фигурки статичные, с крупными головами, украшенными кокошниками или модными шляпками. Весь внешний вид выражает достоинство и величественность.
  • C:\Users\Admin\Desktop\портфолио 2\Дымковская игрушка\05d252e19d86bfccd4cc.jpg
  • Мужские образы. Кавалеры. Они меньше по размеру и скромнее по внешнему виду. Как правило, изображаются верхом на животных.
  • Животные. Первоначально игрушки имели формы тотемных животных: медведя, барана, оленя, козла. Но со временем в ассортименте появились и домашние питомцы. Все животные имеют вскинутые головы и короткие широко расставленные устойчивые ножки. Часто они изображаются в ироничной форме: в ярких костюмах и с музыкальными инструментами.
  • Птицы. Утки, индюки, петухи. Индюки и петухи изображаются с фигурными, ярко расписанными хвостами, утки - в оборчатых пышных пелеринах.
  •  Композиции. Группы из нескольких фигур, среди которых могут присутствовать и люди, и животные. Многофигурные композиции очень разнообразны, они изображают быт русских городов и деревень. Здесь и прогулки на лодках, и праздничные гулянья, и застолья, и многое другое.
  • C:\Users\Admin\Desktop\портфолио 2\Дымковская игрушка\bc513cca5c850091bb7f.jpg  C:\Users\Admin\Desktop\портфолио 2\Дымковская игрушка\276bbc37ed58375fe06c.jpg

 Особенности формы

Все дымковские игрушки монолитны и даже монументальны. Они всегда расширяются книзу: дамы за счет пышных юбок, кавалеры всегда верхом, животные имеют коротенькие и устойчивые ножки. Такие формы обусловлены технологией изготовления. Вылепить фигурки на тонких длинных ногах практически невозможно, ведь необходимо сделать так, чтобы они не оседали под тяжестью корпуса во время сушки.

Как кусок глины превратить в игрушку

После подготовки глины начинается лепка дымковской игрушки. Из скатанных глиняных шариков делают отдельные части будущей игрушки. Этим процесс изготовления и отличается – изделие лепят из отдельных небольших кусочков глины. Затем уже можно украсить барышню деталями: кокошником, муфтой, сумочкой, косой, шляпкой. Заготовке для полного застывания требуется несколько суток. А раньше игрушки обжигали в печах. Об окончании процесса свидетельствовала прозрачность глины и ее однородное свечение. Тогда переставали топить печь и игрушки остывали. Сейчас обжиг происходит в муфельных печах при 10000С.
Как сделать игрушку яркой

После изъятия заготовки из печи начинается волшебный процесс – роспись дымковской игрушки. Но сначала ее нужно обелить. Когда-то это делали, поместив изделие в молоко с мелом, для образования на нем пленки. Сейчас используют темперные белила. И вот на такую ровную белую поверхность наносились краски и получались румяные барышни, задорные петухи с ярким оперением, лихие рубахи-парни. В те времена цветовая гамма состояла только из основных тонов, а кисточками служили палочки и перья. Сейчас мастера работают анилиновыми красителями и пишут мягкими кисточками из колонка.

Орнамент.

Все игрушки украшены строгим орнаментом из геометрических фигур: круги, полосы, клетки, ромбы и зигзаги. Мастерицы не продумывают узор заранее. Он рождается в процессе росписи, в зависимости от формы и размера фигурки. Поэтому принято считать, что связь декора и основы неразрывна, и двух одинаковых игрушек найти невозможно. Для дымковской росписи характерно использование особых знаков, символизирующих стремление к правде, красоте и здоровому образу жизни. Все узоры традиционной росписи Дымки связаны с природой и различными оберегами. Несмотря на простоту орнамента, он очень символичен и изображает важные для русского человека понятия. Так, волнистая линия ассоциируется с рекой или водой, клетки, образованные пересекающимися линиями, напоминают сруб дома или колодца, а окружность с точкой в центре – символ солнца и других небесных светил. Элементы дымковской росписи также включают в себя ромбики, выполненные из сусального золота либо потали, которые наклеиваются поверх уже нанесенного узора. Каждый мастер наносит элементы орнамента на фигурку в соответствии с личными пожеланиями, в разном порядке и различных комбинациях. При этом изделие может быть практически полностью покрыто рисунком, а иногда прослеживается авторская лаконичность. Узоры дымковской росписи необычайно яркие. Синий, красный, оранжевый, желтый, малиновый, изумрудный и зеленый оттенки – вот основные цвета, используемый в рассматриваемой технике. Коричневая и черная краска используются лишь в небольшом количестве. Следует заметить, что выбранные тона также имеют свои символичные значения. Зеленый в представлении простого народа тесно связан с понятием жизни, символизирует природу и крестьянскую пашню. Нравственная чистота, добро и правда – это, конечно, белый цвет. Красный цвет символизирует не только огонь, но и является олицетворением здоровья, силы и красоты. Синий – цвет неба.

Есть солярные солнечные знаки, например, круг с пересекаемыми полосками. Лунные — пересечение перпендикулярной и горизонтальной линии с точками внутри. Точки в круге или чередующиеся точки с кругом — знаки семян и зародышей. Знак плодородия — ромб. Небо с облаками — прямая линия и сверху волнообразная, если небо дождевое, с каплями. То между двух прямых линий чередование точек с равным интервалом. Мать земля сыра и зерна в ней — две линии параллельные, а внутри волнообразная с точками по обе стороны в углублениях. Используются всевозможные растительные знаки — ростки, зерна, листики, ягодки, цветочки и знаки с пожеланием блага.

Для каждого персонажа существуют свои приемы лепки и росписи. Традиционные в дымковской игрушке всадники, петухи и другие скульптурки расписываются ярко и фантастично: индюк с пышным веерообразным хвостом, конь в ярко-синих яблоках-кругах, у козла красные с золотом рога. Утки - «крылатки» отличаются от простых уток горизонтальными рядами оборок-крыльев, как будто на них надеты два передника с лепной оборкой — спереди и сзади. В их росписи просматривается определенная система нанесения узора. Сначала делается широкая полоса на груди, затем более узкие — от шеи по сторонам, в соответствии с формой конуса. Затем их пересекают поперечные полосы, образуя клетчатый узор. Желто-оранжевые, лилово-серые, сине-зелено-желтые свистульки демонстрируют тонкое чувство цвета, которым наделены их авторы. Для росписи коньков-свистулек характерно сочетание вертикальных полос и рядов разноцветных горошин разного размера, выполненное в гармоничных или контрастных тонах. По сравнению с утками и коньками образы других животных (козлов, баранов, коров и особенно свиней) и птиц представлены значительно меньше. Коровы, козлы и бараны по пластике аналогичны коням, лишь формой рогов и рисунком морды они похожи на своих прототипов, своеобразие облика которых передают весьма лаконично. Роспись фигурок домашних животных близка росписи коньков: как правило, они украшены продольными рядами темных точек либо маленьких разноцветных горошин.

4.Практическая часть урока.

          5. Итог урока, демонстрация работ учащихся.

F:\Грамоты\IMG_20210318_174830.jpg