«Лепка романовской игрушки «Романушка-мать (кормилица)»

План-конспект открытого занятия 

«Лепка романовской игрушки «Романушка-мать (кормилица)»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное учреждение дополнительного

образования «Дом детского творчества» с.Новопокровка

Красноармейского муниципального района Приморского края

План-конспект открытого занятия творческого объединения «Сувениры»

«Лепка романовской игрушки «Романушка-мать (кормилица)»

Группа №1

Время проведения: 15.02.2021 года

13:25 – 14:10 (45 минут)

Мальцев Сергей Ильич,

педагог дополнительного образования

п.Восток

2021 год

        

Тема.  Лепка романовской игрушки «Романушка-мать (кормилица)

Цель занятия: создать условия для лепки из глины «Романушки» и успешной социализации детей с ОВЗ.

 Задачи:

 Образовательные

     1. Обучить детей  поэтапному изготовлению глиняной игрушки.

     2. Продолжить знакомство с народным промыслом глиняной игрушки.

     3. Закрепить полученные навыки работы с материалом и инструментами

 Развивающие

1. Развивать внимание, память, мышление, мелкую моторику пальцев рук,                          пространственное мышление, творческие  и логические способности.

     2. Расширять кругозор обучающихся.

 Воспитательные

        1. Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение;

        2. Воспитывать уважительное отношение к родной культуре

 Оборудование:  ноутбук, видео-презентация, магнитная доска, магниты, иллюстрации, выставка образцов

Материалы и инструменты: глиняные заготовки, глина, стеки, кисточки, салфетки-тряпочки, фартуки, вода

 Методы обучения:

       - словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, беседа);

       - наглядные (демонстрация, электронная презентация);

       - практические (практическая работа)

 Формы организации познавательной деятельности обучающихся:

индивидуальные, коллективные.

 

Ход занятия

Вводная часть.

Педагог: Здравствуйте, ребята, уважаемые гости! Я  очень рад видеть  Вас! Ребята, а с каким настроением вы пришли сегодня на занятие? Покажите нам. Улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Мне очень приятно, что у вас отличное настроение. Надеюсь, что занятие пройдет интересно и увлекательно, хорошее настроение не покинет нас, и вы подниметесь на следующую ступеньку в познании секретов изготовления русской народной игрушки из глины.

     - Ребята, кто вспомнит, какую глиняную игрушку мы уже знаем.

       Сегодня мы начинаем изучать романовскую глиняную игрушку.

       Не было в России ни одного села или деревни где не процветали бы различные ремесла. А русский народный промысел по изготовлению глиняных игрушек был практически в каждой губернии России, индивидуальный и самобытный. Не была исключением и Липецкая губерния. Именно здесь, в селе Романово (сегодня с. Ленино), что в 15 км от Липецка, сформировался промысел по изготовлению глиняных игрушек-свистулек. В 16 веке территория данных земель принадлежала боярам Романовым, в основном ее заселяли крестьяне-переселенцы из села Вослебы Рязанской губернии. По историческим сведениям, именно они и принесли гончарный промысел на новую, богатую глиной землю. Древнейшие образцы игрушек, бытовой и кухонной утвари датируются 17 веком, они до сих пор хранятся в Липецком областном краеведческом музее. Липецкая земля богата гончарной глиной разных сортов и видов – черной, красной, желтой, белой, что позволяло гончарам широко разворачивать свое ремесло. Романовские игрушки очень ценились и были известны по всей России, их охотно покупали на базарах и ярмарках в городах и окрестных деревнях.

Чтение текста: 3 минуты

     

 Педагог:  На этом столе вы видите богатую выставку разнообразных романовских глиняных игрушек и пришло время выбрать приём лепки и образец для лепки.

Педагог:  Давайте посмотрим на экран – рассказ Ольги Волокитиной народного мастера романовской глиняной игрушки. Выбираем приём лепки и образец для лепки

Видео №1 – 1 мин 20сек

   Основная часть.

        Первые глиняные романовские игрушки – это различные свистульки с двумя, четырьмя и более игровыми отверстиями в виде лошадок, оленей, баранов, петушков, а также небольшие фигурки барышень и всадников. Готовая игрушка после обжига покрывалась поливой или красилась краской, разведенной на основе куриного яйца. Основные цвета, используемые для росписи, неяркие и сдержанные – красный, желтый, зеленый, редко – синий, черный, малиновый. Романовская игрушка насчитывает более 40 различных сюжетов, каждый персонаж обладал обрядовым смыслом и являлся оберегом. Собака – охрана дома, индюк – детская игрушка, часто его подвешивали над люлькой малыша, козел означал хлебное изобилие и т.п. Уже в конце 19 века романовские игрушки полностью меняются как по внешней форме, так и по содержанию. Простые, миниатюрные свистульки значительно увеличиваются в размерах, достигая 30-40 см в высоту. Петушки и птицы приобретают высокий гребень необычной и причудливой формы, яркое оперение. Раскраска фигурок становится более яркой и броской.   

Чтение текста 40 сек

Показ образца изделия на репродукции,  слайде в презентации и наглядно

Видео №2 – 1 мин 44 сек

Таким образом, маленькие свистульки становятся уже не детскими игрушками, а декоративными статуэтками. До петровской эпохи преобладали фигурки домашних животных и птиц, позже стали популярны фигурки людей: генералы, мчащиеся на тройках лошадей, изящные барыни в пышных нарядах, статные офицеры. Высшее развитие романовского промысла приходится на 19 век, это связано с популярностью Липецкого курорта, который посещала вся столичная знать, частыми посетителями были поэты, писатели, актеры, музыканты, офицеры, политические деятели. Постепенно всем привычная сдержанная поливная игрушка отходит на второй план, уступая первое место яркой, раскрашенной масляными и анилиновыми красками мелкой пластике, которая охотно покупается отдыхающими и заезжими гостями. Курортники старались привезти из этих мест яркий и оригинальный сувенир в виде декоративной, самобытной фигурки. Игрушка приобретает свой узнаваемый стиль: выделяются мельчайшие детали: у офицеров и генералов — эполеты и аксельбанты, шнуры и перевязи, медали, ордена и пуговицы, кокарды на фуражках; мелкие детали серебрятся; барышень украшают замысловатые головные уборы. Игрушка превращается в мини-скульптуры, становясь похожей на фарфоровые фигурки, распространённые в то время. В постреволюционную эпоху, с развитием промышленности и фабрик, гончарное ремесло начинает угасать, пропадает интерес к народному творчеству. Лишь некоторые мастера продолжают свое ремесло, сохраняя традиции и секреты романовской игрушки. В 20 веке было создано Липецкое Петровское общество распространения научных и практических знаний. Тогда и начинается активное создание и пополнение местного краеведческого музея. Среди мастеров, принявших посильное участие в сохранении романовской игрушки, можно назвать Ивана Павловича Митина (1878-1932), его сына Василия Ивановича (1912-1975),  Ивана Федоровича Гункина (1928-1997 гг.), Виктора Васильевича Маркина (род. в 1949 г.). Игрушки романовских мастеров были представлены на выставках и ярмарках Москвы, Беларуси, Твери, Италии, Скопина, Воронежа. До сих пор работы этих авторов бережно хранятся в Санкт-Петербургском Русском музее, Московском Государственном Российском Доме народного творчества, других музеях России, Франции, Италии, Израиля, Польши и Китая. Сегодня любой желающий может попробовать себя в роли мастера-игрушечника, своими руками слепить свистульку в студии романовской игрушки г. Липецка.

Чтение текста: 2 минуты

Педагог: Сегодня мы с вами будем делать вот такую  барыньку-кормилицу в технике раскатывания и примазывания глиняных колбасок.    На прошлом занятии мы с вами сделали  заготовки-основы: туловище с платьем и головой.   Приготовим их к работе, достанем их полиэтиленовых пакетов, в которые мы их упаковали, чтобы не высохли.

    Давайте разберем все этапы изготовления и посмотрим короткое видео от Анастасии Короленко – народного мастера России по лепке романовской барышни  (видео с этапами работы) Педагог показывает и комментирует. 

Педагог: Мы с вами довольно долго всматривались в монитор компьютера и, чтобы глаза отдохнули, предлагаю вам сделать гимнастику для глаз. 

1 минута

Глазки видят  все вокруг,      

Обведу я ими круг.

Глазкам видеть все дано-

Где окно, а где кино.

Обведу я ими круг.

Погляжу на мир вокруг.

Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5.

Физкультминутка 

Педагог: Чтобы приступить к работе, нам нужно размять наши пальчики

(собирают воображаемые ягоды - разминка для рук, кистей и пальцев)

За малиной в лес пойдем, в лес пойдем.
Спелых ягод наберем, наберем.
Солнышко высоко, а в лесу тропинка.
Сладкая ты моя, ягодка-малинка.  

«Пальчик, пальчик-непоседа,
Где ты бегал, где обедал?
Я с мизинцем ел малинку,
С безымянным ел калинку,
Ел со средним землянику,
С указательным клубнику»

     

2 минуты

Техника безопасности. 

Педагог:  Ребята, прежде, чем приступить к работе, давайте я вам напомню правила техники безопасности при работе с  глиной

1 минута

                     - с глиной работать аккуратно, не брать в рот и не ронять на пол, лепить на досточке, приклеивать детали намазывая воду кисточкой, если случайно   попала глина в глаза, подойти к раковине и  промыть глаза проточной водой.

    У вас  на партах  лежат  все необходимые инструменты,  с помощью которых вы будете выполнять работу. Давайте вспомним для чего они предназначены.  Сейчас приступаем к самостоятельной работе. (Педагог оказывает индивидуальную помощь.  В ходе работы напоминает об осанке правильной, проводит гимнастику для глаз,  физкультминутку.)

Практическая работа                    20 минут

        1 этап – делаем фартук: раскатываем колбаску и дугой (открытой к верху) приклеиваем на передней стороне юбки. Примазать только внутреннюю сторону колбаски, оставляя её внешний край объёмным, как край фартука.

        2 этап –  делаем кофточку: оставшейся на досточке раскатанной колбаской обворачиваем барышню вокруг талии, обозначая границу кофточки. Примазываем только верхний край колбаски по направлению к голове. Нижний край колбаски остаётся объёмным – граница кофточки.

        3 этап  - делаем руки: раскатываем колбаску, делим её на две части и по бокам фигурки, сверху, от шеи к плечам примазываем две руки, оставляя свободно висящими руки от локтей вниз для обхватывания и удержания младенцев.
       4  этап – делаем женские молочные груди кормилице: раскатываем два небольших шарика, затем придаём им каплевидную форму и примазываем впереди на верхней грудной части туловища.

        5 этап – делаем кружево на кофточке: раскатываем колбаску и примазываем её над грудями к плечам вокруг шеи не заводя за спину.

        6 этап –  также делаем бусы и примазываем колбаску, имитирующую бусы вокруг шеи (как зоб с кормом для птенцов у птицы) поверх кружева. 

        7 этап –  делаем ленты для «башлыка» - второй составной части головного убора. Примазываем две колбаски (ленты) сзади по спине от пояса кверху до головы.

        8 этап –   делаем два условных ребёночка в руки. Раскатываем колбаску, делим пополам, прищипываем носик, открываем стеком глазки и открываем ротик чтобы ребёночек запел, прижимаем спереди к каждой груди и обнимаем руками.      

         9 этап – начинаем стеком декорировать всю барыньку-романушку: имитируем складочки на фартуке и кружево на кофточке, продавливая стеком небольшие полосочки по границе (по краю) фартука и кофточки.

       10 этап – проколами имитируем бусы как капли росы или дождя; проколами имитируем бисер и бусины на головном уборе – кокошнике-наголовнике.

       11 этап – продавливаем стеком узор сзади на лентах.

       12 этап – ставим свой автограф (подписываем своим именем или значком) в потайном месте – внутренней части юбки.  

Вот теперь романовская игрушка «Романушка-мать (кормилица)» полностью вылеплена из глины.

 

Заключительная часть                     5 минут

Педагог. – Ребята, свои поделки оставьте высыхать на рабочем месте, оставшуюся глину заверните в пакет, чтобы не высыхала. Как всегда вам нужно запастись терпением на одну неделю пока будут высыхать ваши глиняные скульптуры. А потом, после обжига, мы их разукрасим и вы можете использовать эти обереги в качестве сувенира, подарка, а можете  оставить у себя на память.  Вы все сегодня все хорошо поработали!  

  • - Было ли интересно вам?                           
  • - Что больше всего понравилось на занятии?
  • - Что нового вы для себя открыли?
  • - Что у вас получилось и что не получилось?
  • - Что для вас было труднее всего?

 Наше занятие подошло к концу. Всем спасибо! До свидания!

Литература:  

  1.  Романовская игрушка. Материал из Википедии — свободной энциклопедии [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Романовская_игрушка
  2. Романовская глиняная игрушка. Путеводитель «Русские ремёсла» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://russianarts.online/128427-romanovskaya-gl
  3. Сайт «Земляки. Дорога домой», раздел «Народные промыслы», статья «Ромоновская игрушка» [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://ya-zemlyak.ru/nps.asp?id=22
  4. Сайт компании «Игры и игрушки. Романовская игрушка» [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://www.i-igrushki.ru/igrushkapedia/romanovskaya-igrushka.html