Волховская роспись.

Лаптева Асия Тагировна

Презентация, посвященная Волховской росписи, помогает обучающимся в студиях Изо Санкт-Петербурга и Ленинградской области, познакомиться с местным видом декоративно-прикладного искусства.  «Волховская» роспись по дереву известна с XIX века и обладает особой живописностью. Её особенностью является центральный  элемент  - «волховский» розан в окружении листьев разной формы. Яркая самобытная роспись украшала предметы быта русского дома и  ручные прялки «золоченки» и «крашенки». Росписью в основном занимались в деревнях на правобережье р. Волхов в местности под названием Спасовщина. Центрами по производству прялок были деревни Сырецкое, Славково, Верховина. Наиболее ранние изделия, сохранившиеся в музейных коллекциях, датируются 1880 г.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volhovskaya_rospis_-_1_chast.pptx2.74 МБ
Файл volhovskaya_rospis_2_chast.pptx2.42 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

«Волховская» роспись по дереву известна с XIX века и обладает особой живописностью. Её особенностью является центральный элемент - « в олховский » розан в окружении листьев разной формы. Яркая самобытная роспись украшала предметы быта русского дома и ручные прялки « золоченки » и « крашенки ». Росписью в основном занимались в деревнях на правобережье р. Волхов в местности под названием Спасовщина . Центрами по производству прялок были деревни Сырецкое, Славково , Верховина. Наиболее ранние изделия, сохранившиеся в музейных коллекциях, датируются 1880 г. История Волховской росписи

Слайд 3

Яркая самобытная роспись украшала предметы быта русского дома и ручные прялки « золоченки » и « крашенки ». Волховские красно-синие розаны особенно выделяются среди характерных узоров деревенских прялок Ленинградской области. Росписью в основном занимались в деревнях на правобережье р. Волхов в местности под названием Спасовщина . Центрами по производству прялок были деревни Сырецкое, Славково , Верховина. Наиболее ранние изделия, сохранившиеся в музейных коллекциях, датируются 1880 г.

Слайд 4

В «волховской росписи» ощущается влияние «карельской росписи» и , как ни странно, «петриковской росписи». «Карельское» влияние вполне объяснимо. Петрико́вская роспись— украинская декоративно-орнаментальная народная живопись сформировалась в Днепропетровской области в поселке Петриковка, откуда и происходит название этого вида искусства (отдельные вещи с « петриковскими » узорами сохранились ещё с XVIII века . По-видимому, в районе Волхова в 19 веке появились переселенцы с Украины, которые оказали влияние на местную культуру. Карельская роспись Петриковская роспись Волховская роспись


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Волховская роспись имеет свои особенности - градиентный мазок с тонкими переходами от одного цвета к другому. Наносится не один цвет, а сразу два и более. В результате цвет переходит один в другой. Образцы авторской « Волховской росписи»

Слайд 2

Волховская роспись сегодня В 2018 году было проведено масштабное научное исследование. Были воссозданы изделия и традиционные орнаменты традиционной волховской росписи, создано полное описание ее элементов, видов композиции, способов нанесения орнамента, точное цветовое и стилевое решение . В апреле 2019 года в месте бытования росписи - городе Волхов было образовано предприятие - ООО «Волховская роспись». Изделия с традиционной волховской росписью, производимые предприятием, решением Художественно-экспертного совета по народным художественным промыслам Ленинградской области отнесены к изделиям народных художественных промыслов . « Волховский розан » о сновной узор Волховской росписи

Слайд 3

Лидия Петровна Чичерина – одна из мастеров, сохраняющих искусство волховской росписи .

Слайд 4

В конце 1960-х гг. была реализована попытка возродить роспись на небольшом производстве по производству кухонной утвари в городе Волхов. В дальнейшем художественная роспись по дереву выделилась в отдельный цех. Такой вид росписи стал основой особого волховского стиля росписи по дереву. Взяв за основу основные элементы росписи прялок, волховские мастера совместно с художниками и искусствоведами разрабатывали новые эталонные образцы. Яркие розаны «расцветают» теперь на панно, шкатулках, солонках, сувенирных фигурках. Однако это были не точные варианты элементов крестьянской росписи, а собственные разработки художников.