ДОКЛАД: РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ

Ситдикова Галина Андреевна

Выдающийся отечественный педагог В.Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                   РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК У ДОШКОЛЬНИКОВ

Выдающийся отечественный педагог В.Сухомлинский утверждал: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности, аккуратности, ясности мышления. Движения рук возбуждают мозг, заставляя его развиваться».

Доказано, что простые движения рук помогают снять умственную усталость, помогают произношению многих звуков, развитию речи ребенка, что движения рук были тесно связаны с речью.

Развитие тонкой моторики как бы подготавливает почву для последующего формирования речи. Оказывается, что у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. С большей долей вероятности можно сделать заключение, что, если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Развитие мелкой моторики имеет значение в нескольких аспектах, определивших существующие направления научных исследований:

  1. В связи с развитием познавательных способностей;
  2. В связи с развитием речи;
  3. Развитие собственных движений рук для осуществления предметных и орудийных действий, в том числе и письма.

Стимулируя мелкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Моя задача - довести до родителей значение игр на развитие мелкой моторики. Родители должны понять: чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Изучив опыт работы разных педагогов по развитию мелкой моторики, отметила, что одни из них  отдают предпочтение штриховке и рисованию, другие – различным видам  театра и пальчиковым играм, третьи – лепке, конструированию, аппликации.

Я решила отдать предпочтение работе с бумагой, т. к.  изобразительная деятельность является одной из наиболее близких и естественных видов деятельности для ребенка дошкольника. Было замечено, что на занятиях дети очень любят заниматься с бумагой, делать аппликации и различные поделки из неё. Но из-за плохо развитых пальчиков многие ребята неловко держат ножницы, плохо усваивают приёмы работы с бумагой.

Я поставила перед собой цель: развить мелкую моторику рук  детей через занятия аппликацией, оригами.

Основными задачами для достижения цели я вижу:

- знакомство с различными техниками в работе с бумагой;

- развитие творческих способностей и  пластики рук;

- воспитывать доброжелательность;

- формировать навыки коммуникативного, делового, творческого общения, умение работать в коллективе и индивидуально;

- осуществлять взаимодействие с семьей.

Осуществляла поставленные задачи постепенно, последовательно, с учетом возрастных особенностей ребёнка, его индивидуальности. Более сильным детям будет интересно сложное задание, менее подготовленным можно предложить работу попроще. При этом обучающий и развивающий смысл работы сохраняются. Это даст возможность предотвратить перегрузку ребенка, освободить его от страха перед трудностью, приобщить к творчеству.

В работе с детьми  использовала разные техники  работы с бумагой:

  • Аппликация
  • Обрывная аппликация
  • Торцевание
  • Оригами. Этот вид работы, у нас в студии очень популярен. Мы с ребятами часто делаем поделки в технике оригами. Занимаясь данной техникой, дети овладевают приемами многократного складывания и сгибания, что также является хорошим средством развития мелкой мускулатуры кистей рук.

 Особое внимание уделяю развитию технических умений. Их недостаточное развитие тормозит воображение, инициативность, значительно снижает качество работы. В то время как высокий уровень технических умений повышает уровень творческого отношения к работе.

Моя работа по развитию мелкой моторики рук детей позволила добиться следующих результатов:

•        Увеличилось количество детей с высоким уровнем развития мелкой моторики рук.

•        Отмечается повышение интереса детей к оригами, и аппликации. Дети стали усидчивее и стремятся закончить начатое дело.

•        Дети освоили различные технические приёмы и способы работы с бумагой

•        Повысился интерес и участие родителей в развитии детей.                                           Я заметила, что работа с бумагой формирует у ребёнка положительное отношение к труду, он ощущает удовольствие и гордость от результата своего труда. Ребенок утверждается в своих возможностях, начинает верить в свои силы, уверенно берется за новую, более сложную работу.

Я всегда стараюсь поддерживать у детей уверенность в своих силах, одобряя и поощряя настойчивость, терпение, желание довести работу до конца.

На занятиях мы с ребятами изготавливаем подарки для мам и пап к праздникам, украшаем кабинет в соответствии со временем года. Так же делаем подарки для детей младших групп.

Мы с ребятами организовали несколько выставок работ «Осень золотая», «Цветочные фантазии», «Зимние самоделки», «Светлая пасха». Дети гордятся своими работами, рассказывают о них родителям и своим близким. Ребятам нравится, что взрослые по достоинству оценивают их работы.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!