ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА «Пряжа, крючок и фантазия» (Ознакомительный уровень)

Наталья Александровна Чернова

Работа по формированию нового человека начинается с раннего детства и осуществляется разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческой деятельности. Ручное вязание существует около 5 тысячелетий. Среди старинных видов женских рукоделий вязание занимает одно из первых мест по популярности. Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Вязание – это полёт фантазии, игра воображения, выражение индивидуальности мастера, осуществляющего задуманное. Именно столь свойственная людям тяга к красоте, к творчеству и делает это древнее рукоделие настоящим искусством. А искусство, рождённое человеком, будет жить вечно. Развитие личности ребёнка - цель педагогической деятельности. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме». Эти слова принадлежат замечательному педагогу В. Сухомлинскому. В них выражено уважение к мастерству и глубокое понимание его нравственного значения. Чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребёнок познает радость творческого труда.

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа: 8 - 13 лет

Срок реализации программы: 1 год

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент образования Администрации городского округа Самара

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Центр детского творчества «Ирбис» г.о. Самара

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

«Пряжа, крючок и фантазия»

(Ознакомительный уровень)

Направленность программы: художественная

Возраст обучающихся, на которых рассчитана программа: 8 - 13 лет

Срок реализации программы: 1 год

Ф.И.О., должность разработчика программы:

Чернова Наталья Александровна

методист, педагог дополнительного образования

Самара, 2021


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Задача развития творчества детей была выдвинута как одна из центральных задач всей системы образования в нашей стране. В Законе об образовании ст. 27 говорится: «Дополнительное образование детей и взрослых направлено на формирование и развитие творческих способностей детей и взрослых, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании…»

Развитие творчества в обществе, отвергающем «духовную монополию», становится одной из первоочередных задач воспитания подрастающего поколения. В наши дни подчеркивается необходимость формирования нового человека, сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство. Развернутые творческие способности дают возможность генерировать в мир большое количество оригинальных идей в разных сферах жизни с высокой скоростью, а также дают энергию для воплощения их в реальность. Такой человек умеет реализовать потенциал, заложенный в нём, уверен в себе и счастлив.

Работа по формированию нового человека начинается с раннего детства и осуществляется разными средствами, среди которых особое место принадлежит художественно-творческой деятельности.

Вязание – один из самых древних и полезных видов рукоделия. Вязание было и остается популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые, неповторимые вещи для людей любого возраста и вкуса. В настоящее время вязание становится очень актуальным видом рукоделия, привлекая людей различного возраста. В данном виде творчества ребенок может раскрыть свои возможности, реализовать свой художественный потенциал, а главное ощутить терапевтическое значение – равновесие душевного состояния.

Ручное вязание существует около 5 тысячелетий. Основу его заложили кочевники-бедуины. Попав в Европу, искусство вязания оставалось поначалу привилегией мужчин. Благородные рыцари, вернувшись с турнира и сняв латы, не считали зазорным проводить длинные, зимние вечера в своих замках за вязанием. С XIII века во Франции вязание становится уже весьма доходным занятием. Стать вязальщиком было совсем не просто. Учеников набирали из наиболее смышлёных мальчиков, которые 6 лет постигали секреты будущей профессии.

 Среди старинных видов женских рукоделий вязание занимает одно из первых мест по популярности. Веками отточенное мастерство вязания крючком актуально и по сей день. Владение им даёт возможность не только прикоснуться к настоящему искусству, но и подчеркнуть собственную индивидуальность. Вязание – это полёт фантазии, игра воображения, выражение индивидуальности мастера, осуществляющего задуманное. Именно столь свойственная людям тяга к красоте, к творчеству и делает это древнее рукоделие настоящим искусством. А искусство, рождённое человеком, будет жить вечно.

Развитие личности ребёнка - цель педагогической деятельности. «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребёнок. Силы ума крепнут по мере того, как совершенствуется мастерство, но и мастерство черпает свои силы в разуме». Эти слова принадлежат замечательному педагогу В. Сухомлинскому. В них выражено уважение к мастерству и глубокое понимание его нравственного значения. Чем раньше детские пальцы станут ловкими, тем быстрее ребёнок познает радость творческого труда.

Практика предыдущих лет показала, что постичь этот вид ремесла желают дети, средний возраст которых 7 - 13 лет. У детей этого возраста хорошо развита механическая память, произвольное внимание, наглядно-образное мышление, развиваются познавательные и коммуникативные умения и навыки. В социальном плане им свойственна высокая самооценка (часто адекватная), критическое отношение к взрослым. Это период формирования групп, большое значение приобретают взаимоотношения со сверстниками.

Педагогу важно учитывать особенности работы с разновозрастными детьми. Дети восьми лет и тринадцати отличаются по своим физическим и психологическим возможностям восприятия нового материала, развития мелкой моторики кисти руки и длительности монотонной работы. Поэтому для детей более младшего возраста используются чаще физкультминутки с упражнениями для кисти и пальцев рук, начальные петли вывязываются с помощью педагога «в четыре руки». В работе педагога очень важен индивидуальный подход. Дети, которые в силу разных причин отстают по программе, не у всех все сразу получается, требуют дополнительной помощи педагога в виде совместного провязывания петель одним крючком и упрощенных заданий. Дети, опережающие по своему развитию и способностям других детей, получают усложнённые задания, а также им предлагается быть наставниками отстающих.

Нормативно-правовая база

  • Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Указ Президента Российской Федерации от 29 мая 2017 г. № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09 ноября 2018 N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Стратегия инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 8 декабря 2011 г. № 2227-р.
  • Федеральная целевая программа развития образования на 2016–2020 годы, утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 мая 2015 г. № 497.
  • Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
  • Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденная Распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р.
  • Стратегическая инициатива "Новая модель системы дополнительного образования", одобренная Президентом Российской Федерации 27 мая 2015 г.
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие образования», утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642.
  • Национальный проект «Образование», утвержденный на заседании президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16).
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка», утвержденный президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 3 сентября 2018 года № 10).
  • Приказ министерства образования и науки Самарской области от 20.08.2019 г. № 262-

од  «Об утверждении Правил персонифицированного дополнительного образования детей в Самарской области на основе сертификата персонифицированного финансирования дополнительного образования детей, обучающихся по дополнительным общеобразовательным программам»

-Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих

программ, направленных письмом Минобрнауки России от 18.11.2015 № 09-3242.

-Методические рекомендации по разработке дополнительных общеобразовательных

программ (Приложение к письму министерства образования и науки Самарской области 03.09.2015 № МО -16-09-01/826-ТУ)

Образовательный процесс отличается наличием партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формой организации (возможность свободного размещения, перемещения и общения детей в процессе образовательной деятельности).

Результат творческой деятельности не может быть плохим или хорошим, работа каждого ребенка индивидуальна и неповторима. Это зарождает у детей новое желание, стремление к новому, более творческому отражению ощущений, настроения собственных мнений; способствует всестороннему и гармоничному развитию детской индивидуальности, формированию поистине творческой личности, а творческие способности развиваются тогда, когда для этого созданы условия, которые используются в полном объеме.

Результативность воспитательного процесса тем успешнее, чем раньше, чем целенаправленнее у детей развивается абстрактное, логическое, образное, пространственное и эмоциональное мышление, внимание и наблюдательность. Открытие в себе неповторимой индивидуальности поможет ребенку реализовать себя в учебе, творчестве, в общении с друзьями.

На занятиях дети приучаются к культуре организации личного творческого процесса: от момента подготовки рабочего места до момента его уборки. Ребята учатся организовывать свое время, доводить начатую работу до конца, развивают усидчивость, сосредоточенность и умение целенаправленно заниматься.

Новизна данной дополнительной образовательной программы заключается в том, что по форме организации образовательного процесса она является модульной, а также содержит элементы дистанционного образования для перехода на него при необходимости в сложившейся ситуации во время учебного процесса.

В ней уделяется большое внимание развитию и воспитанию в ребенке творческого начала, умению работать с различными видами материалов (шерсть, хлопок, синтетическая пряжа, полоски ткани, полиэтиленовая пленка и лента).

Чем регулярнее обучающийся посещает занятия, тем продуктивнее к концу года будут его личностные результаты - умение уверенно обращаться с различными материалами, увеличение скорости выполнения задания, создание творческих вязаных изделий, активная помощь другим, и, вследствие этого, эмоциональное сближение с одногруппниками. В работе детского объединения предусмотрено посещение музеев народного творчества, различных выставок работ женского рукоделия.

Актуальность программы

Образовательно-познавательная программа «Пряжа, крючок и фантазия» разработана в связи с необходимостью учёта индивидуальных, познавательных потребностей, возрастных и психологических особенностей детей 8 - 13 лет. Программа нацелена на приобщение обучающихся к полезному виду рукоделия, быструю результативность и творческое развитие детей, что в свою очередь позволит повысить интерес к вязанию и сохранить вновь прибывших детей в объединение.

Программа предполагает развитие у ребёнка любознательности, интереса к вязанию, воспитания усидчивости, аккуратности  и самостоятельности. Бережное отношение к личности ребёнка, его внутреннему миру, создание комфортных условий в процессе обучения, играют немаловажную роль для раскрытия ребёнком своих сил и способностей.

Вязание является не только приятным успокаивающим занятием, но и приносит огромное количество положительных эмоций, что является мощным толчком к воплощению новых идей, подчеркивает творческую индивидуальность, играет немалую экономическую роль в жизни человека.

Цель программы

Пробуждение творческой активности детей при обучении вязанию крючком, развитие и формирование художественного вкуса, а также умению применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

Задачи программы

Воспитательные:

- Формировать у ребёнка такие качества  личности как: вкус, творчество

- Привить интерес к культуре России, к истокам народного творчества, основам культуры труда, пониманию здорового образа жизни.

- Воспитывать трудолюбие, аккуратность, усидчивость, терпение, умение доводить начатое дело до конца, взаимопомощь при выполнении работы;

- Формировать у обучающихся экономичное отношение к используемым материалам.

Развивающие:

- Увлечь, заинтересовать, заинтриговать ребёнка тайнами  вязания,

- Открыть ребёнку доступ для восприятия одного из популярнейших видов декоративно-прикладного искусства - вязания;

- Развить моторные навыки, внимание, образное мышление.

Образовательные:

- Познакомить с историей вязания, возникновением ремесла с основами дизайна вязаных изделий

- Научить  выполнять основные приёмы вязания крючком,  работать с текстами, схемами из журналов, альбомов по вязанию;

- Учить самостоятельному творчеству.

- Знакомить обучающихся с народными традициями и промыслами.

Для того чтобы успешно справляться с этими задачами дети на занятиях:

- занимаются декоративно-прикладным искусством;

- выполняют на занятиях изделия, заданные педагогом;

- выполняют изделия с применением различных фактур и материалов;

- изготавливают подарки в виде вязаных изделий для своих близких и друзей;

- выполняют коллективные проектные работы;

- выполняют индивидуальные проекты;

- знакомятся с наследием искусства рукоделия.

Дополнительная образовательная программа «Пряжа, крючок и фантазия» состоит из 3 модулей: «Основы вязания крючком», «Вязаное полотно», «Вязаные вещи».

Данная дополнительная общеобразовательная программа рассчитана на полную реализацию в течение одного года.

Модули по времени разделены:

Первый модуль «Основы вязания крючком» продолжается 4 месяца, с сентября по декабрь (включительно), состоит из 36 занятий по 2 академических часа, всего – 72 часа.

Второй модуль «Вязаное полотно» продолжается 3 месяца с января по март (включительно)  и состоит из 21 занятия по 2 академических часа, всего – 42 часа.

Третий модуль «Вязаные вещи» продолжается 2 месяца: апрель и май и состоит из 15 занятий по 2 академических часа, всего – 30 часов.

Программа ориентирована на обучение детей от 8 до 13 лет.

Объём программы - 144 часа. Режим занятий - 2 раза в неделю по 2 часа.

Наполняемость - 15 обучающихся в группе. Занятие длится 40 минут, 10 минут время на отдых.

Формы обучения. Форма организации деятельности групповая, индивидуально-групповая, индивидуальная (при подготовке к конкурсам и выставкам).

Прогнозируемые результаты

Личностностные

- формирование представления о целостном, гармоничном развитии мира;

- умение доводить работу до конца;

- адекватная оценка своей деятельности

Метапредметные

Регулятивные

- учиться самостоятельно делать свою работу;

- умение видеть и воспринимать проявления художественной культуры

Коммуникативные

- умение работать в коллективе;

- уметь слушать и слышать друг друга.

Познавательные
- умение видеть образы;

- развитие образного мышления, фантазии, воображения;

- формировать умения осознанно работать, рассуждать, высказывать свое мнение.

Предметные

По окончании обучения дети должны:

Знать:

  1. Виды декоративно-прикладного творчества.
  2. Начальные сведения об инструментах, приспособлениях и материалах, используемых при вязании, видах пряжи.
  3. Безопасные приемы работы.
  4. Начальные сведения о цветовом сочетании.
  5. Основные рабочие приемы вязания крючком
  6. Условные обозначения вязальных петель.
  7. Порядок чтения схем для вязания крючком.

Уметь:

  1. Пользоваться схематичным описанием рисунка.
  2. Выполнять простейшие элементы вязания на спицах.
  3. Рассчитывать плотность вязания и количество петель для проектируемого изделия.
  4. Подбирать инструменты и материалы для работы.
  5. Изготавливать вязаное изделие по схеме или описанию.
  6. В процессе работы ориентироваться на качество изделий.

Критерии и способы определения результативности.

Данная программа предусматривает систематический контроль полученных знаний и умений по результатам производимых в детском объединении выставок творческих работ обучающихся, конкурсов различного уровня, викторин. Диагностика и отслеживание результативности программы является важным звеном образовательного процесса. Контроль проводится в течение года.

Предварительный контроль проводится в форме самостоятельной работы, беседы, тестов и викторины.

Текущий контроль - это проверка выполненных заданий обучающимися, корректировка ошибок в деликатной форме, а также выбор наилучших работ для последующей их экспозиции и рекомендаций участия в конкурсах. Текущий контроль включает в себя совместный выбор педагога с детьми лучшей работы, выполненной на занятии и обсуждение критериев, по которым работа названа лучшей.

Итоговый контроль

Проверочные занятия в форме викторины, на определения понятий на тему вязания крючком; участие в выставках детского декоративно-прикладного творчества разного уровня; тематические выставки работ воспитанников.

Итоговый контроль позволяет определить степень овладения основными навыками вязания крючком, развитие моторики руки, творческого мышления, умение пользоваться приспособлениями для вязания, умение подбирать цветовую гамму вязаного изделия.

Дистанционный контроль

проводится в период невозможности очного общения в форме пересылки текстовых файлов с вопросами викторины и тестовыми заданиями, фото-, аудио- и видеофайлов  по электронной почте, в группе Viber, на страничке сайта педагога. А также в виде обратной связи с использованием тех же ресурсов. Иногда целесообразно проводить обсуждение и решение некоторых вопросов по мобильному телефону. Этими же средствами осуществляется связь с родителями обучающихся.

Дистанционный контроль, как и очный, включает в себя предварительный контроль, текущий контроль и итоговый контроль

Психолого-педагогическая диагностика.

Педагог отслеживает начальные, промежуточные и конечные результаты обучения и развития детей по трём параметрам: интеллектуально-познавательному, творческому, эмоционально-поведенческому. Отслеживание результатов происходит с помощью следующих способов:

  • поурочное наблюдение за развитием детей;
  • система открытых занятий;
  • во внеурочное время:
  • опросы детей;
  • анкетирование, опросы родителей;
  • работа по индивидуальным запросам родителей.

Психолого - педагогическое сопровождение образовательного процесса складывается по следующим блокам:

Психологический блок: диагностика личностных особенностей и творческих способностей.

Тест: методика «Память на образы», «Память на числа», метод «Диагностика невербальной креативности».

Социологический блок: социометрическая диагностика взаимоотношений ребенка в коллективе.

Вопросник: «Кого бы из кружка ты хотел пригласить на свой  день рождения?» методика социометрия.

Воспитательный блок: диагностика воспитанности обучающихся. Тест: Методика «Пословицы»

Образовательный блок: этапы и формы педагогического контроля по усвоению образовательной программы.

Формы подведения итогов реализации дополнительной программы.

Данная программа предусматривает систематический контроль полученных знаний и умений по результатам производимых в детском объединении выставок творческих работ обучающихся, конкурсов различного уровня, викторин, презентаций творческих  и исследовательских проектов.

Учебный план ДОП «Пряжа, крючок и фантазия»

№ п/п

Наименование модуля

Количество часов

Всего

Теория

Практика

«Основы вязания крючком»

72

24

48

«Вязаное полотно»

42

10

32

 «Вязаные вещи»

30

6

24

ИТОГО

144

40

104

Модуль «Основы вязания крючком»

Цель: Пробуждение творческой активности детей при обучении вязанию крючком, развитие и формирование художественного вкуса.

Задачи:

- Ознакомление с историей вязания.

- Навыки работы с крючком для вязания.

- Развитие моторики руки.

- Освоение разных способов провязывания петель.

- Основные элементы вязаных узоров

Результативность:

Обучающиеся должны знать классификацию текстильных волокон, свойства хлопчатобумажных и шерстяных волокон, инструменты и материалы, виды крючков, преимущества вязания крючком над вязанием спицами, основных приемов вязания крючком;

уметь распознавать происхождение пряжи (искусственная, натуральная),подбирать пряжу для различных изделий, рассчитывать количество петель и количество пряжи, вывязывать воздушные петли, полустолбики, столбики без накида, с накидом и с двумя накидами, основные элементы вязаных узоров.

По завершении модуля «Основы вязания крючком» обучающийся выполнит 3 готовые работы с использованием различных способов провязывания петель, познакомится с разнообразием видов рукоделия с помощью презентаций, а также сможет увидеть свои работы и работы других обучающихся на учрежденческих выставках.

Учебно–тематический план модуля «Основы вязания крючком»

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Введение.

18

8

10

Входящая диагностика, наблюдение, презентация.

2

Основные приемы вязания крючком

18

8

10

Наблюдение, презентация и выставка работ

3

Основные элементы вязаных узоров

16

4

12

Наблюдение, выставка работ и фотографий

4

Вязаные узоры

20

4

16

Наблюдение, выставка работ и фотографий

Итого:

72

24

48

Содержание модуля «Основы вязания крючком»

Тема №1. Введение.

Теория

Беседа о содержании работы объединения: цели и задачи объединения, режим и расписание занятий; правила поведения на занятиях и в Центре; выставка работ детей предыдущих лет; просмотр фотоальбомов, специальной литературы.

Материалы, инструменты и приспособления для вязания крючком: общий инструктаж по технике безопасности и санитарной гигиене на занятиях.

История вязания. Виды крючков. Виды пряжи: натуральные и искусственные волокна, ассортимент ниток для вязания: натуральные и искусственные; происхождение ниток для вязания: волокна из шерсти, хлопка, искусственные. Важные мелочи. Значение цвета в вязании, основы цветовой грамоты: основные и вспомогательные цвета.

Практика

Работа с литературой по вязанию крючком (книги, журналы, вырезки). Подбор пряжи для различных изделий. Проверка пряжи на натуральность происхождения. Подбор крючка для вязания. Рабочее место. Организация этапов работы. Расход ниток. Расчет количества пряжи.

Тема №2. Основные приемы вязания крючком

Теория

Основные приёмы вязания крючком и названия петель: воздушные петли, столбик без накида, полустолбик, полустолбик с накидом, столбик с двумя накидами. Техника выполнения начальной петли, постановка рук при вязании.

Практика

Цепочка воздушных петель. Натяжение рабочей нити. Соединительный столбик. Столбик без накида. Выполнение образцов по схемам (комбинация воздушных петель со столбиками). Полустолбик. Полустолбик с накидом. Столбик с накидом.

Отработка техники выполнения столбиков без накида и с накидом в комбинации с воздушными петлями. Столбик с двумя накидами.

Тема №3. Основные элементы вязаных узоров

Теория

Постановка рук при вязании. Основные элементы вязаных узоров: рельефный столбик, узелок, бугорок, бахрома, пышный столбик, листик, полуколечко, колечко.

Практика

Рельефный столбик. Узелок. Упражнения. Отделка наружного края. Бугорок. Бахрома (I способ). Бахрома (II способ). Пышный столбик. Листик. Полуколечко. Колечко.

Тема №4. Вязаные узоры

Теория

Схема узора. Понятие «раппорт узора». Полезные советы. Использование вторичного сырья.

Практика

Зимние узоры. Ажурный поясок. Вязание пояса различной длины и ширины. Узоры по выбору. Подбор узоров из наглядных пособий и образцов. Вязание собственного узора. Обработка края узора. Использование известных приемов: бахрома, бугорок. Зубчики.

Модуль «Вязаное полотно»

Цель: развитие и формирование художественного вкуса, при обучении вязанию крючком и умению применять полученные знания на практике.

Задачи:

- Отработка навыков работы с крючком для вязания, развитие моторики руки.

- Освоение разных способов вязания полотна различной геометрической формы.

- Освоение основных принципов прибавления и убавления петель, дизайна и отделки вязаных изделий;

- Развитие творческого воображения и гибкого нестандартного мышления.

Результативность:

Обучающиеся должны знать: принципы прибавления и убавления петель, дизайна и отделки вязаных изделий;

Уметь: вязать полоски разной длины и ширины, квадрат, треугольник, круг, вывязывать узоры, обрабатывать край полотна.

По завершении модуля «Вязаное полотно» обучающийся выполнит 4 готовые работы с использованием различных способов вязания, ознакомится с примерами и образцами изделий других обучающихся на учрежденческих выставках и выставках объединения.

Учебно – тематический план модуля «Вязаное полотно»

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Основы вязания полотна различной формы

12

4

8

Входящая диагностика, наблюдение, презентация.

2

Круговое вязание

12

2

10

Наблюдение, презентация и выставка работ

3

Цветочная тема в вязании крючком

18

4

14

Наблюдение, презентация, выставка работ.

Итого:

42

10

32

Содержание модуля «Вязаное полотно»

Тема №1. Основы вязания полотна различной формы

Теория

Техника убавления и прибавление петель. Треугольники. Формирование угла.

Сокращённая запись и условные знаки в вязании крючком.

Практика

Полоски разной длины и ширины. Квадрат. Убавление петель. Треугольники. Формирование угла. Прибавление петель. Увеличение петель в углах. Круглое полотно. Салфетка-подстаканник. Вязание по кругу. Чехол для телефона.

Тема №2. Круговое вязание

Теория

Правила вязания круга. Способ формирования круга, овала. Чтение схемы вязания круга.

Полезные советы. Вязаные изделия круглой формы. Стирка и сушка распущенной пряжи.

Практика

Вязание по кругу. Вязание образца круга. Прибавление петель в круговом вязании. Убавление петель в круговом вязании. Вязание коврика на табурет. Вязание прикроватного коврика. Дизайн и отделка коврика.

Тема №3. Цветочная тема в вязании крючком

Теория

Вывязывание цветов разными способами. Способы соединения отдельных деталей. Различные способы обработки края изделия. Приспособления для перемотки пряжи в клубки.

Практика

Цветок для отделки изделия. Вязание цветка на основе круга. Изделия из отдельных вязаных цветочных фрагментов. Вывязывание различных видов цветов. Соединение деталей изделия. Обработка и завершение изделия на основе цветочной тематики.

Модуль 3: «Вязаные вещи»

Цель: развитие и формирование художественного вкуса при освоении техник вязания крючком, умения применять полученные знания на практике и использовать их в новых социально-экономических условиях при адаптации в современном мире.

Задачи:

- Отработка навыков работы с крючком для вязания, развитие моторики руки.

- Освоение разных способов вязания цветов и элементов декора.

- Освоение этапов работы над проектом

- Освоение основных принципов и правил совместной проектной деятельности.

- Развитие коммуникативности, творческого воображения и гибкого мышления.

- Развитие умения презентовать проект

Результативность:

Обучающиеся должны знать приемы изготовления изделий из отдельных вязаных фрагментов и способы их соединения, различные способы обработки края изделия, правила ухода за вязаными изделиями, основные принципы и правила совместной проектной деятельности;

уметь вывязывать цветок, чередовать нити разного цвета, изготавливать вязаную картину, планировать и осуществлять совместную и индивидуальную проектную деятельность, презентовать свой проект среди товарищей по творческому объединению и на конкурсах различного уровня.

По завершении модуля «Вязаные вещи» обучающийся выполнит несколько деталей совместной вязаной картины, включая цветок, изготовит вязаную вещь по своему индивидуальному проекту, поучаствует в презентации совместного и индивидуального проекта и в итоговой выставке объединения, а также увидит работы своих товарищей.

Учебно – тематический план модуля «Вязаные вещи»

№ п/п

Название темы

Количество часов

Формы

аттестации/

контроля

Всего

Теория

Практика

1

Совместный проект: вязаная картина

18

4

14

Наблюдение, презентация и выставка работ

2

Индивидуальный проект

12

2

14

Наблюдение, выставка работ и фотографий

Итого:

30

6

24

Содержание модуля «Вязаные вещи»

Тема №1. Совместный проект: вязаная картина

Теория

Планирование в проекте «Совместная картина». Эскиз вязаной картины с видом природы нашего края. Планирование деятельности. Выбор основы для картины.

Практика

Зарисовка эскиза работы в цвете. Вывязывание деталей картины. Крепление деталей картины. Оформление рамки. Подготовка презентации. Просмотр презентации и обсуждение. Рефлексия

Тема №2. Индивидуальный проект

Теория

Чередование нитей разного цвета. Планирование творческого проекта. Разработка авторского проекта. Разные формы презентации проектов. Обобщение пройденного за учебный год.

Практика

Чередование нитей разного цвета. Создание эскиза и схемы изделия. Составление и запись схемы вязания изделия. Выполнение изделий творческого проекта и его деталей. Формирование изделия. Декоративное оформление работы. Оформление презентации собственного проекта. Представление общественности собственного творческого проекта. Представление продукта деятельности в виде связанного крючком изделия. Представление фотографий этапов работы или презентации своего проекта. Самооценивание, взаимооценивание, обсуждение, рефлексия.

К концу обучения ребенок

Должен знать:

  • Правила поведения и технику безопасности на занятии;
  • Основы материаловедения: классификацию и свойства волокон;
  • Инструменты и материалы для вязания крючком;
  • Основные приёмы вязания крючком: воздушная петля, столбик без накида и с накидом;
  • Способы введения крючка в петлю;
  • Условные обозначения, сокращённая запись знаков для вязания крючком;
  • Терминологию вязания крючком;
  • Основы дизайна вязаных изделий;
  • Способы вязания по кругу;

Должен уметь:

  • Соблюдать правила поведения на занятии и технику безопасности при работе с колюще- режущими инструментами, электроприборами, ППБ, ПДД;
  • Различать нитки из натуральных и химических волокон: хлопок, шерсть, шелк;
  • Чётко выполнять основные приёмы: начальная петля, воздушная петля, петли подъёма, соединительный столбик, столбик без накида, столбик с 1, 2, 3 и более накидами, «рогатка», «веер», «снопик», «пышный столбик», «пико». Закреплять вязание, убавлять и прибавлять петли, вводить новую нить.
  • Вывязывать петли несколькими способами: за обе дольки, за переднюю дольку, за заднюю дольку, перед ножкой, за ножкой.
  • Пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по вязанию крючком, инструкционно-технологическими картами и составлять их самостоятельно. Вязать, согласно раппорту узора.
  • Творчески разрабатывать дизайн изделия и гармонично сочетать цвета при выполнении изделий.
  • Вязать по кругу и по спирали плоские и объёмные изделия.
  • Рассчитывать количество петель и рядов для вязания деталей изделия.

Соединять детали с помощью крючка или иголки.

При дистанционном обучении в период невозможности очного общения с обучающимися, занятия для детей проводятся в соответствии с календарно-тематичееским планированием с применением Интернет-технологий. Используются такие ресурсы для передачи информации, как:

- электронная почта (для пересылки текстовых файлов, фото-, аудио- и видеофайлов);

  - группа в Viber (для передачи текстовых и аудио-сообщений, а также видеороликов);

- страничка сайта педагога (для организации просмотра фрагмента занятия на определенную тему, подготовленного и записанного педагогом ранее);

- Скайп-конференция (для проведения фронтальной беседы с детьми или родительского собрания)

Обратная связь с обучающимися и их родителями осуществляется с использованием тех же ресурсов. В некоторых случаях целесообразно проводить обсуждение и решение определенных вопросов по мобильному телефону.


Ресурсное обеспечение программы: материально-техническое, информационно-методическое, организационное.

Структура проведения занятий

  • Организационный момент (организация рабочего места: выбор материалов, инструментов).
  • Процесс творческого настроя (объяснение и раскрытие темы педагогом, коллективное обсуждение темы с обучающимися, вводная беседа).
  • Творческий процесс (планирование работы, плавный переход непосредственно к практической деятельности).
  • Гимнастика для пальцев и кистей рук, физкультминутка.
  • Продолжение практической части.
  • Творческая оценка. Коллективное рассматривание выполненных работ, взаимооценка, анализ работы.
  • Уборка рабочего места.

Методы организации учебно-воспитательного процесса

При реализации данной программы используются различные формы и методы обучения. Проводимое занятие может проводиться как с использованием одного метода обучения, так и помощью комбинирования нескольких. Целесообразность и выбор применения того или иного метода зависит от образовательных задач, которые ставит педагог дополнительного образования. Выбор методов обучения определяется также с учетом возможностей воспитанников: возрастных, психофизиологических особенностей, возможностей материально-технической базы обучения.

Образовательный процесс программы опирается на следующие методы и приемы:

Вербальные и словесные: сказка, рассказ, объяснение, инструктаж, беседы, дискуссия, диалог (диалог педагога дополнительного образования с воспитанниками, диалог воспитанников друг с другом).

Метод практической работы: игровой метод, упражнения, самостоятельная работа, учебно-производительный труд: творческие задания, изготовление панно, коллажей, вязаных картин, композиций, поделок.

Методы наблюдения: самостоятельные (по рекомендации педагога) экскурсии детей и родителей в музей «Горница», галереи, парки города).

Наглядные методы: демонстрация и показ наглядных материалов: рисунки, плакаты, журналы, репродукции, фотографии, видеоматериалы, демонстрация натуральных объектов.

Дистанционные методы: взаимодействие педагога и обучающихся между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность (электронная почта, Скайп, Телеграмм, Вайбер).

Методы воспитания: беседы, метод примера, наблюдение, педагогическое требование, анализ результатов, поощрение.

Репродуктивные методы: работа по шаблонам.

Методы педагогической драматургии: это особая атмосфера кабинета рукоделия, украшенного детскими работами; поэзия и наглядный ряд, сопровождающие объяснения педагога, игровые, сказочные и музыкальные моменты занятия.

Метод свободы в системе ограничений: работа детей по заготовкам, частично изготовленными или намеченными педагогом, с последующим индивидуальным ее развитием в рамках заданной темы.

Проблемно-поисковые методы: изготовление изделий по собственному замыслу.

Метод единства восприятия и созидания: этот метод используется на каждом занятии детского объединения, так как, просматривая зрительный ряд, слушая объяснения педагога, работая самостоятельно над практическим заданием, ребёнок переживает, осознает каждую тему, проходя путь от восприятия к созиданию, становясь духовно богаче от занятия к занятию.

Метод коллективного обсуждения: детских работ, фотоколлекций по теме занятия, великих произведений живописи и искусств, сказок.

Метод опоры на личный опыт ребёнка в образовательном процессе: эмоциональный, зрительный, коммуникативный.

Формы организации учебно-воспитательного процесса

  • познавательные беседы – проводятся с целью ознакомления детей с новым материалом;
  • словесные игры – организуются с целью закрепления и как форма проведения занятия (ознакомление с окружающим, продуктивные виды деятельности);
  • подвижные игры, физкультминутка – проводятся для смены деятельности на занятиях;
  • викторины, тесты – проводятся с целью закрепления пройденного материала;
  • метод моделирования – используется для развития у детей умения работать по предложенным схемам;
  • рисование и вывязывание национальных орнаментов - проводится с целью развития памяти, воображения, мышления, воспитания патриотизма;
  • сказка, дискуссия.

Основные педагогические принципы образовательного процесса:

-систематичность проведения занятий на базе Центра и школ;

-постепенность и непринужденность в развитии природных данных и способностей обучающихся;

-логика в построении всего процесса обучения в целом, последовательность в нарастании нагрузок и технических трудностей.

Образовательные технологии

1.Традиционная педагогическая технология

Обучающиеся приблизительно одного возраста и уровня подготовки составляют группу, которая сохраняет в основном постоянный состав на весь период обучения; группа работает по единому годовому плану и программе согласно расписанию; занятие, как правило, посвящено одному конкретному заданию и теме, в силу чего обучающиеся на занятии работают с одним и тем же материалом; работой руководит педагог, оценивающий результаты обучения.

2.Личностно - ориентированные технологии обучения находят свое отражение в обращении внимания педагога во время занятий на процесс работы каждого обучающегося, в развитии его талантов и способностей. В центре - личность ребенка, обеспечение комфортных и безопасных условий развития, реализации ее природных возможностей и потенциалов.

3. Педагогика сотрудничества также находит свое отражение в образовательном процессе и определяется следующими критериями:

- способствование становлению, развитию и воспитанию в ребенке творчески и всесторонне развитого человека путем раскрытия его личностных качеств;

- создание условий для расширенного и углубленного объема знаний и умений;

- идеал обучения и воспитания – самообучение и самовоспитание.

4. Игровые технологии реализуются в рамках программы в виде подвижных игр и творческих заданий, соревнований или состязаний. Игра является как средством общения, так и средством обучения в накоплении жизненного опыта.

5. Технологии развивающего обучения - в образовательном процессе по программе наряду с передачей конкретных знаний и умений уделяется большое внимание процессу интеллектуального и эстетического развития ребенка.

6. Здоровьесберегающие технологии – систематическое выполнение физкультминутки, беседы о здоровом образе жизни; выработка осанки.
Дидактическое обеспечение

Успешная реализация программы зависит от средств обеспечения.

- Наглядные пособия, демонстрационные материалы: фото и видеоряд, различные образцы вязаных рисунков, печатный материал: книги, журналы, картинки.

- Учебные пособия для детей (литература и печатные издания в помощь обучающимся для самостоятельной работы с родителями).

- Методические рекомендации и пособия для педагога (методическая литература для теоретических и практических занятий).

- Копилка электронных ссылок на Интернет-ресурсы для дистанционного обучения.

Кадровое обеспечение:

Для реализации данной программы педагогу дополнительного образования необходимо владеть основами педагогики, психологии, изобразительного творчества и декоративно-прикладного искусства.

Материально-техническое обеспечение

Для успешной реализации программы необходимо обеспечение следующих условий:

  • наличие помещения для занятий;
  • наличие необходимого оборудования (столы, стулья, доска, жалюзи, шкаф для хранения книг и журналов, стеллаж для работ учеников, компьютер, принтер);
  • наглядный материал (репродукции картин, фото и видеоряд, работы, выполненные учениками, загадки, стихи, рассказы, игры для развития руки, альбомы с иллюстрациями);
  • наличие материалов для выполнения работ (крючки, пряжа, ножницы, пенал, канцтовары);
  • занятия проводятся в отдельном кабинете, с естественным доступом воздуха, легко проветриваемом, в котором имеются образцы работ, действующая выставка творческих работ, литература по данному направлению работ, информационный материал;
  • большое воспитательное значение имеют порядок в кабинете, правильно организованные места;
  • для дистанционного обучения необходим персональный компьютер или ноутбук с подключением к сети Интернет, или соответствующий мобильный телефон.

Взаимодействие с родителями:

Одним из важных моментов на сегодняшний день является совпадение целей педагога и родителей обучающихся в отношении развития художественных особенностей ребенка (имеются ввиду в данном случае уроки изобразительного творчества). Следовательно, для выполнения этих целей должна быть проведена усиленная совместная работа. В начале учебного года педагог встречается с родителями, знакомит их с презентацией учебной программы, с правилами и требованиями администрации данного учреждения к воспитанникам. В течение года с родителями проводится не менее двух собраний, на которых обсуждается план развития взаимодействия между педагогом, детьми и родителями. Педагогом проводится анкетирование.

На любом из очных занятий, по желанию, могут присутствовать родители, так же они могут активно участвовать в подготовке и проведении праздников, викторин.

Взаимодействие с родителями может быть, как индивидуальным, так и коллективным. Одна из задач - привлечение родителей к созданию условий в семье, способствующих наиболее полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми в процессе работы на занятиях в центре. Сближение педагога, детей и родителей также может проявиться в экскурсионно-просветительской работе, совместное посещение мастер-классов (по работе с различными видами рукоделий), выставок декоративно-прикладного творчества, возможно, театральных постановок на тему русской культуры и её традиций.

Связь с родителями постоянно осуществляется посредством очного индивидуального и группового общения, выступления педагога на родительском собрании, совместном собрании родителей и детей, телефонов домашней и мобильной связи.

В период невозможности очного общения (карантин, нерабочие и праздничные дни) связь с родителями осуществляется в форме телефонных звонков, использования дистанционных средств связи: электронной почты, Скайп, Вайбер, Телеграмм, пересылки текстовых файлов с вопросами и рекомендациями, отправки электронных аудио- и видеофайлов, созданных педагогом, ссылок на Интернет-ресурсы и т. д.


Список литературы для педагогов

1.  Андрукович М.К. «Вечера с вязанием», Минск,  изд-во «ХЭЛТОН», 1999 г.

2.  Будур Н. «Курс женских рукоделий», Москва, изд-во «ОЛМА-ПРЕСС», 2000 г.

3.  Власова А.А. «От умения к мастерству», С-Петербург, 1992 г.

4.  Власова А.А., Карельская Л.Ю., Ефременко Л.В. Рукоделие в школе. Практическое пособие. – СПб.: ТОО «Диамант”, ТОО “Фирма ЛЮКСИ”, 1996 – 560 с.

5.  Граф Ж., Фишер Б. «Учимся вязать крючком» Программа для начинающих из 20 проектов, Москва, изд-во «АРТ-РОДНИК», 2012 г.

6.  Для тех, кто вяжет. Сборник. ( Под ред. Л.Ю. Киреевой) – СПб, СКФ “Человек”, 1992 – 376 с.

7.  Ерёменко Т.И. «Рукоделие», Москва, 1989 г.

8.  Кудряшова Н. И.  «О цвете в одежде // Школа и производство. – 2002. - №3. – С.41.

9.  Мещерякова С. «Всё о вязании: от советов до секретов», Москва, 1999 г.

10.  Мульш А.Я. «Рукоделие в школе», Москва, изд-во «Просвещение», 1974г.

11. Сокол И.А. Р укоделие / Сост. И.А. Сокол. – Харьков: Фолио, 1998. – 480 с.

Список литературы для обучающихся

1.  Белая Н.П. «Магия кружев», Минск, изд-во «Полымя», 2001 г.

2.  Гай-Гулина М.С. «Петелька за петелькой», Москва, изд-во «Малыш», 1988 г

3.  Граф Ж., Фишер Б. «Учимся вязать крючком» Программа для начинающих из 20 проектов, Москва, изд-во «АРТ-РОДНИК», 2012 г.

4.  Максимова М. «Девичьи хлопоты», Москва, изд-во «Эксмо-пресс», 2000 г.

5.  Максимова М. «Школа вязания», Москва, изд-во «Эксмо-пресс», 2000 г.

6.  Максимова М.В. « Азбука вязания», Москва, изд-во «Эксмо-пресс», 2017 г.

7.  Сьюзи Джонс. «Вязание крючком для начинающих», изд-во ООО "АСТ", ООО "Астрель", 2008

8.  Стэрмор Э. "Энциклопедия многоцветного вязания. Знаменитая коллекция авторских схем Элис Стэрмор. Дополненное и переработанное издание" изд-во «Эксмо-пресс», 2020 г.

9.  Тарасенко С.Ф. «Забавные поделки спицами и крючком», Москва, 1992 г.

10.  Тарасенко С.Ф. «Вязаная игрушка», Минск, изд-во «Полымя», 2000 г.

11.  Терешкович Т.А. «Учимся вязать крючком», Минск, изд-во «Хэлтон», 1999

12.  Фомичёва В.А. «Начинаем вязать спицами и крючком», Москва, 1992 г.

13. Ханашевич Д.Д. «Подружки-рукодельницы», Москва, изд-во «Малыш», 1988 г.

14. Чиченкова Т.Ю. и др. «Кружева из сундука», Москва, АСТ, 2001 г.


Список Интернет-ресурсов для дистанционного обучения

1. https://www.litmir.me/br/?b=538087  К. А. Ляхова Вязание крючком. Новые узоры.

2. https://www.youtube.com/watch?v=5_-Rv6yi5V4 Вязание крючком для начинающих - Первая петля.

3.  http://moevjazanie.com/dlya-nachinayushhih/ Мое вязание.

4. https://www.pinterest.ru/pin/450219293982760943/ Основные виды петель.

5. https://sheru.ru/vyazanie-kryuchkom/kryuchkom-dlya-nachinayushchikh.html  Вязание крючком для начинающих в видео уроках.

6. https://www.youtube.com/watch?v=jqUjP6PkqKM Вязание крючком для начинающих. Как связать бантик крючком.

7. https://www.youtube.com/watch?v=aJDHYahtRNA Мастер-класс по вязанию маленькой бабочки крючком.

8. https://www.youtube.com/watch?v=urvRjQLjLKY Урок вязания крючком КРУГА.

9. https://www.youtube.com/watch?v=GLPWmffItqM Вяжем коврики из старых вещей. Безотходная утилизация старья

10. http://prjaga.ru/uzory-vyazaniya/kryuchkom/uzor-kryuchkom-zvezdochki-video Узор «Звездочки»  

11. https://www.pinterest.ru/api15/ Cвязанные крючком кошельки.

12. https://knitplanet.ru/model/noski-varejki-perchatki/vyazanie-noskov-kryuchkom Вязание носков крючком. Пособие для начинающих


Приложение

Оценочные материалы по программе

Теоретическая подготовка

Теоретические знания по темам программы и владение терминологией программы

Минимальный уровень(1 балл) –обучающийся избегает употреблять термины и владеет ими менее чем на половину объема знаний, предусмотренной программой.

Средний уровень (2 балла) – совмещает специальную терминологию с бытовой. Объем знаний составляет более половины объема знаний, предусмотренной программой.

Высокий уровень (3 балла)–специальные термины употребляет осознанно, освоен весь объем знаний.

Практическая подготовка

1.Практические умения и навыки.

Минимальный уровень(1 балл) – обучающийся владеет менее чем на половину предусмотренных программой умений и навыков.

Средний уровень (2 балла) – объем усвоенных умений и навыков составляет более половины.

Высокий уровень (3 балла) – обучающийся овладел всеми умениями и навыками.

2.Владение оборудованием.

Минимальный уровень(1 балл) – обучающийся испытывает затруднения при работе с оборудованием.

Средний уровень (2 балла) – работает с оборудованием с помощью педагога.

Высокий уровень (3 балла) – работает с оборудованием самостоятельно.

3.Творческие проявления.

Минимальный уровень(1 балл) – обучающийся испытывает затруднения при работе с оборудованием.

Средний уровень (2 балла) – работает с оборудованием с помощью педагога.

Высокий уровень (3 балла) – работает с оборудованием самостоятельно.

4.Аккуратность в работе.

Минимальный уровень(1 балл) –работа выглядит неопрятно

Средний уровень(2 балла) – работа выполнена с небольшими недочетами.

Высокий уровень(3 балла) – работа выполнена на высоком уровне с эстетической точки зрения.

5.Самостоятельность в работе.

 Минимальный уровень(1 балл) – отсутствие навыка самостоятельного применения приемов работы.

Средний уровень(2 балла) – самостоятельное применение приема на уровне умения.

Высокий уровень (3 балла) – самостоятельное применение приема на уровне навыка.

Личностная подготовка

1.Умение работать с литературой.

Минимальный уровень (1 балл) – испытывает серьезные затруднения при работе с литературой и нуждается в помощи педагога.

Средний уровень (2 балла) – работает с литературой с помощью педагога.

Высокий уровень (3 балла) – работает с литературой самостоятельно, не испытывает никаких затруднений.

2. Умение пользоваться компьютерными программами.

Минимальный уровень (1 балл) –не использует в своей деятельности компьютер.

Средний уровень (2 балла) – работает с компьютером, но иногда нуждается в помощи педагога.

Высокий уровень (3 балла) – работает с компьютером самостоятельно, владеет программами Microsoft Word Power Point в работе.

3.Умение осуществлять учебно-исследовательскую деятельность.

Минимальный уровень (1 балл) – испытывает серьезные затруднения при работе и нуждается в помощи педагога.

Средний уровень (2 балла) – работает с источниками и предметами исследования с помощью педагога.

Высокий уровень (3 балла) – осуществляет исследовательскую деятельность самостоятельно, не испытывает никаких затруднений.

4.Умение выступать перед аудиторией

Минимальный уровень (1 балл) – испытывает серьезные затруднения и отказывается выступать перед аудиторией.

Средний уровень (2 балла) – выступает перед аудиторией, но испытывает некоторые затруднения.

Высокий уровень (3 балла) – охотно выступает перед аудиторией, не испытывает никаких затруднений.

Предметные достижения.

Участие в выставках

Минимальный уровень (1 балл) - участвует в выставках внутри учреждения.

Средний уровень (2 балла) – участвует в муниципальных выставках.

Высокий уровень (3 балла) –участвует в региональных выставках.