Учебное занятие "Изготовление игрушек. Мокрое валяние"

Кочкина Ирина Ивановна

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Изготовление игрушек. Мокрое валяние» (для учащихся 8 -9  лет)

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otrytoe_zanyatie_po_mokromu_valyaniyu.docx31.11 КБ

Предварительный просмотр:

                 Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Дворец детского (юношеского) творчества «Юный губкинец»

города Губкина Белгородской области

Методическая разработка учебного занятия по теме: «Изготовление игрушек. Мокрое валяние»

 (для учащихся 8 -9  лет)

                                                         Кочкина Ирина Ивановна,

                                                   педагог дополнительного образования

                                                г. Губкин 2021 год

Цель занятия: познакомить с изготовлением игрушек из шерсти, мокрым способом валяния.

Задачи:

обучающие:

- получение знаний об истории производства войлока;

- знакомство с  технологией мокрого  валяния шерсти, видами изделий;

развивающие:

- способствовать развитию пространственного мышления;

- развивать моторику рук, способствующую развитию психических функций у детей младшего школьного возраста;

- привить навыки усидчивости, аккуратности, любви к процессу работы, стремлению к результату;

воспитательные:

-  прививать интерес к декоративно - прикладному  творчеству;

- воспитывать эстетическое отношение к действительности, аккуратность, терпение. 

Оборудование и материалы: столы, стулья, чайник, емкости для воды, клеёнка, ящик для шерсти, мыло, цветная шерсть, иглы и щётка для валяния, бумажные салфетки, образцы валяных изделий.

План занятия:

  1. Подготовительный этап.
  2. Основной этап.
  3. Итоговый этап.

Ход занятия:

1. Подготовительный этап.

Педагог:  Добрый день!  (Игра-приветствие). Я попрошу всех подойти ко мне.  Давайте, мы встанем в круг, и сегодня начнём наше занятие с необычного приветствия.

- Здравствуй, небо! (Руки поднять вверх)

- Здравствуй, солнце! (Руками над головой описать большой круг) 

- Здравствуй, земля! (Плавно опустить руки вниз)

- Здравствуй, планета! (Описать большой круг руками над головой)

- Здравствуй, наша дружная команда! (Все берутся за руки и поднимают их вверх).

Педагог: ребята, мы с вами живем на удивительной планете. Кто мне подскажет, как она называется.

Дети: Земля.

Педагог: Верно. Мы живем на планете Земля. Планета Земля богата удивительными растениями, животными и насекомыми. Давайте, мы с вами сегодня изготовим в виде  игрушки, хорошо всем знакомое насекомое, которое любит лакомиться сочными зеленными листочками, кто мне его назовёт? (ответы детей) 

Конечно, мы изготовим игрушку «Гусеница». А изготавливать будем в необычной технике. Посмотрите,  у меня есть вот такая  коробка, а что там лежит?

Дети: Шерсть и мыло.

Педагог:  правильно – это шерсть и мыло. Как вы думаете, что мы будем делать с ними?  (ответы детей) 

Мы будем изготавливать игрушку «Гусеница» в технике валяния, мокрым способом, с использованием мыла и теплой воды.

Дети, возьмите в руки шерсть. Какая она на ощупь? (ответы детей)

- Как вы думаете, откуда берут шерсть?

Дети: Стригут овец.

Педагог:  Да, верно. А может шерсть овец таких ярких цветов? (ответы детей). Конечно, же, нет. Шерсть проходит особую обработку, в несколько этапов: мытьё, расчесывание, окрашивание.

Шерсть - единственное волокно, которое можно свалять и получить такой материал , как войлок. Это получается, потому что шерсть чешуйчата, что позволяет волокнам взаимно переплетаться, а затем сжиматься при обработке с применением мыльного раствора, и перепадов температуры.

Ребята, присаживайтесь, на свои рабочие места, и давайте, мы с вами продолжим беседу.

2. Основной этап.

Педагог:  Валяние - самая древняя техника изготовления шерстяных изделий на Земле. Оно появилось раньше ткачества, вязания и шитья.

Существует такая  легенда, что первый валяный ковер появился на Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие на нём, содержались в очень тесных стойлах. Шерсть с их боков, падая на пол, намокала, утаптывалась и сбивалась под копытами. Когда овцы покинули ковчег - на полу остался лежать красивый шерстяной ковер.

Но это всего лишь легенда. Древние люди валяли шерсть диких животных, собранную во время линьки, изготавливали первую примитивную одежду. Первыми валяльщиками были кочевники, ведь именно они одомашнили овец. Много веков назад кочевники делали из шерсти не только покрытие для юрт и но предметы домашней утвари. Шерстяные валяные изделия сопровождали человека на протяжении многих веков.

В наши дни валяние шерсти стало особо популярно. Валяние  - одно из направлений в декоративно-прикладном искусстве. Появилось огромное разнообразие цветной шерсти и приспособлений для валяния. И современные мастерицы создают необычайно интересные и красивые изделия, картины и игрушки.

Выставка изделий. Просмотр, анализ. В технике сухого валяния, при помощи специальных игл и мокрого - мыла и воды. Давайте на них посмотрим. В технику  сухого валяния изготавливают в основном объёмные изделия, такие как: игрушки, украшения, а в технике мокрого валяния – в основном плоские изделия:  картины, одежду, за исключением изделий круглой формы.

Педагог: ребята,  давайте,  и мы с вами попробуем освоить технологию мокрого валяния, изготовим игрушку. Посмотрите, у вас на столах стоят емкости для воды, мыло, заготовки - шарики. Игрушка будет  в виде шариков разных размеров. Но прежде, как мы приступим к работе, мы должны повторить правила техники безопасности: работаем аккуратно с тепой водой и мылом, если вода пролилась, вытираем салфеткой; вовремя работы не дотрагиваемся руками до лица; после работы руки ополаскиваем водой и вытираем салфеткой.

Приступаем к работе. Я сейчас, в ёмкости наливаю теплую воду, вы опускаете в них шарики, хорошо смачиваем, достаём, слегка отжимаем, намыливаем  мылом  и аккуратно катаем шарик в ладошах, не прилагая больших усилий.  Покатав немного шарик в ладошах, опускаем его в емкость и смываем остатки мыла. Затем также слегка отжимаем, намыливаем мылом и катаем его в ладонях, так пока он не станет упругим. В завершении работы, хорошо промываем в чистой воде. Далее хорошо высушиваем. А на следующем занятии, оформим  игрушку: соединим шарики, сделаем  глазки, носик и ротик.  

Итоговая часть. 

Педагог: -  А сейчас, мы подведём итог  нашего  занятия и для этого проведем викторину. Давайте разделимся на две команды. Кто изготавливал   шарики желтого цвета, подойдите ко мне и встаньте слева,  а зеленого цвета – встаньте справа. Вопросы буду называть каждой команде по очереди. Победит, та команда, которая ответит на все вопросы. И так, внимание ….

Вопросы для викторины

  1. Как называется процесс получения войлока путем сцепления шерстинок в мыльном растворе? (валяние)
  2. Какой материал используется для валяния? (шерсть)
  3. Назовите две основные техники валяния. (сухое и мокрое)
  4. Назовите основные материалы и приспособления для мокрого валяния. (шерсть, горячая вода, мыло и две руки)
  5. Назовите основные материалы и приспособления  для сухого валяния (иглы, поролон, шерсть)
  6. Какие изделия можно изготовить в технике мокрого валяние? (картины, украшения, одежду)
  7. Какие изделия можно изготовить в технике сухого валяние? (объемные панно, игрушки)
  8. Как появился первый валяный ковер?

Педагог: Ребята, вы молодцы, отлично ответили на вопросы викторины.         У нас победила дружба!                                

Рефлексия. («Пантомима»)  В завершении нашего занятия,  я попрошу каждую команду, оценить  проделанную  сегодня  работу.  Покажите  жестами:  руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично.        Всем большое спасибо за работу! До встречи на следующем занятии!