ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА художественной направленности «Тестовичок»

Васильева Ольга Ивановна

Данная программа знакомит с техникой лепки из пластичных материалов, таких как пластилин, тесто, пластика. В процессе работы обучающийся моделирует мир и свое представление о нем в пластических образах. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

титул 21

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования Шалинского городского округа

«Дом творчества»

РАССМОТРЕНА

Педагогическим советом

МБУ ДО ШГО «Дом творчества»

Протокол № ___ от «___» ____________ 20___г.

УТВЕРЖДЕНА

Директором МБУ ДО ШГО «Дом творчества»

_______________ Пономарева Н.Н.

Приказ № ____ - О от «___»____________ 20__г.

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

художественной направленности

«ТЕСТОВИЧОК»

Возраст детей:

7-8

лет

Срок реализации:

1 год

Автор - составитель:

Васильева Ольга Ивановна,

педагог дополнительного образования,

первая квалификационная категория

п.г.т. Шаля,

2021


Оглавление

Паспорт программы………………………………………………………

3

Пояснительная записка…………………………………………………...

4

Учебный план …………………………………………………………….

9

Содержание программы …………………………………………………

10

Организационно-педагогические условия………………………………

12

1) Условия реализации программы……….……………………………..

12

2) Формы аттестации и оценочные материалы………………………....

14

Список литературы…….……...……………………………………….…

17


Паспорт программы

Полное наименование программы

Тестовичок

Руководитель ОУ

Пономарева Нэля Николаевна

Исполнитель, юридический адрес - МБУ ДО ШГО «Дом творчества», п.г.т. Шаля, ул. Энгельса, 56

ФИО автора

Васильева Ольга Ивановна

Должность автора

Педагог дополнительного образования

Целевые группы

Обучающиеся в возрасте 7-8 лет

Цель программы – развитие творческого мышления и воображения младших школьников посредством овладения различными техниками лепки из пластичных материалов.

Направленность

Художественная

Срок реализации программы

Объем программы

Тип программы и уровень освоения

1 год

72 учебных часов, 1 год обучения

одноуровневая (1 год обучения – ознакомительный)

Краткое содержание программы – данная программа знакомит с техникой лепки из пластичных материалов, таких как пластилин, тесто, пластика. В процессе работы обучающийся моделирует мир и свое представление о нем в пластических образах. По окончании освоения программы обучающийся, научится создавать графическими и живописными средствами на плоскости и в пространстве, выразительные образы природы, человека, животного.


Пояснительная записка

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тестовичок» имеет художественную направленность и ориентирована на формирование эстетического вкуса, художественных способностей обучающихся, творческого подхода, эмоционального восприятия и образного мышления.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа разработана с учетом следующих нормативных документов:

- Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;

- Приказ Министерства Просвещения Российской Федерации от 30 сентября 2020 г. № 533 «О внесении изменений в порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденный приказом Министерства Просвещения Российской Федерации от 9 ноября 2018 г. № 196;

- Концепция развития дополнительного образования детей (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р);

- Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р);

- Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 11 декабря 2006 г. № 06-1844 «О примерных требованиях к программам дополнительного образования детей»;

- Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы СанПиН 2.4.3648-20 «Санитарно – эпидемиологические требования к организации воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» (утвержденные Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 г. № 28);

- методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (письмо Министерство образования и науки Российской Федерации от 18 ноября 2015 г. № 09-3242);

- Приказ Минобрнауки России от 23 августа 2017 г. № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ»;

- Приказ Министерства образования и молодежной политики Свердловской области от 30 марта 2018 г. № 162-Д «Об утверждении Концепции развития образования на территории «Свердловской области на период до 2035 года»;

- проект Свердловской области «Успех каждого ребенка» Государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года» (утвержденной постановлением Правительства Свердловской области от 19 декабря 2019 г. № 920-ПП «Об утверждении государственной программы Свердловской области «Развитие системы образования и реализация молодежной политики в Свердловской области до 2025 года»);

- инновационный образовательный проект МБУ ДО ШГО «Дом творчества» «Истоки – центр развития творческих способностей обучающихся Шалинского района через освоение народных промыслов Уральского региона»;

- настоящие Методические рекомендации по проектированию и разработке дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, реализуемых образовательными организациями в Шалинском городском округе (утвержденные приказом МБУ ДО ШГО «Дом творчества» от 16 июля 2021 г. № 127-О);

- Устава МБУ ДО ШГО «Дом творчества»;

- Образовательная программа МБУ ДО ШГО «Дом творчества» на 2021-2025 годы.

Актуальность предлагаемой дополнительной общеобразовательная общеразвивающая программы «Тестовичок» определяется запросом со стороны обучающихся на программы художественного развития младшего школьного, материально-технические и кадровые условия для удовлетворения которого, в реалиях нашего муниципалитета, имеются на базе МБУ ДО ШГО «Дома творчества».

Программа содержит необходимых условий для формирования интереса обучающегося к творчеству, труду и, как следствие для личностного развития и позитивной социализации. У обучающегося активизируется воображение, появляется возможность реализовать свой творческий замысел средствами, предлагаемыми в процессе реализации данной программы.

Лепка - самый осязаемый вид художественного творчества. обучающиися не только видит то, что создал, но и трогает, берёт в руки и по мере необходимости изменяет. Из одного бруска пластилина можно создавать бесконечное множество образов, каждый раз находить новые варианты и способы, даже без участия педагогов и родителей.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Тестовичок» одноуровневая, предполагает ознакомительный уровень.

Цель программы: развитие творческого мышления и воображения младших школьников посредством овладения различными техниками лепки из пластичных материалов.


Обучающие задачи:

- познакомить с технологией изготовления поделок и приёмами работы с материалом;

 - подбирать цвета и их оттенки при изготовлении игрушек;

- формировать навык владения техническими средствами обучения и программами.

Развивающие задачи:

- развивать восприятие цвета, формы, пространства;

- способствовать развитию внимания, мышления, наглядно-образной памяти;

- развивать мелкую моторику рук и глазомер, точность движений;

- развивать творческие способности в процессе создания художественного образа, оригинальность, продуктивность мышления, креативность, способность к анализу и синтезу

Воспитательные задачи:

- формировать устойчивый интерес к прикладному искусству;

- способствовать развитию потребности в занятиях валянием;

- формировать положительную самооценку обучающегося;

- способствовать развитию потребности в достижении успеха;

- воспитывать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность, бережливость;

- учить аккуратности, умению бережно и экономно использовать материал, содержать в порядке рабочее место.

Данная дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа рассчитана на обучающихся младшего школьного возраста с 7 до 8 лет.

Дети младшего школьного возраста имеют следующие психологические особенности:

- Способность восприятия и наблюдения внешней действительности у детей младшего школьного возраста еще не совершенна: дети воспринимают внешние предметы и явление не точно, выделяя в них случайные признаки и способности, почему – то привлекшие их внимание. Поэтому на занятиях необходимо развивать учитывать данную особенность и развивать у обучающихся способность видеть предмет со всех сторон, отмечать все качества.

- Особенностью внимания является его непроизвольный характер: оно легко и быстро отвлекается на любой внешний раздражитель, мешающий процессу обучения. Недостаточно развита и способность концентрации внимания на изученном явлении. Долго удерживать внимания на одном и том же объекте они еще не могут. На занятиях фелтингом необходимо постоянно менять вид деятельности, для удержания внимания детей на основном виде деятельности.

- Мышление отличается наглядно–образным характером, отделимо от восприятия конкретных особенностей изучаемых явлений, тесно связанно с деятельностью воображения. Дети пока с трудом усваивают понятия, отличающиеся большой абстрактностью, так как кроме собственно воображения они не связаны с конкретной действительностью. Работы, выполняемые на занятиях отличаются ярким видом, повторяют знакомые обучающимся образы (цветы, растения, животные).

Срок реализации программы: данная программа рассчитана на 1 год обучения, 9 месяцев, 72 учебных часа.

Особенности организации образовательного процесса по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Тестовичок»:

Занятия проводятся со всем составом учебной группы и индивидуально по подготовке обучающихся к выставкам, конкурсам. Количество обучающихся, одновременно находящихся в группе, составляет от 12 до 15 человек. В группу первого года обучения принимаются школьники 7-8 лет без предъявления требований к начальному уровню подготовки.

Содержание программы «Тестовичок» одноуровневая, предполагает ознакомительный уровень освоения:

- ознакомительный уровень (1 год обучения, включает разделы «Лепка из пластилина», «Лепка из цветного теста», «Рисование цветным тесто», «Папье-маше») – предполагает формирование интереса к занятиям художественным творчеством, содержит упражнения и задания по лепке, дающие основные базовые знания и умения, необходимые для развития навыков и творческих способностей у обучающихся. Для обучающихся программа ознакомительного уровня – это возможность попробовать себя в разных видах изобразительной деятельности, возможность определиться с выбором своего изобразительного жанра. По итогам освоения данного раздела проводится промежуточный контроль – тестирование и анализ выполненных практических работ.

Формы, методы и педагогические технологии, используемые в данной программе. В процессе реализации данной программы используются групповые формы обучения. Виды занятий - лекционные и практические занятия, выполнение самостоятельной работы. Применяются словесные, наглядные, практические, информационно-коммуникативные методы, методы контроля, проблемные методы обучения. Реализуется технология развивающего обучения.

Планируемые результаты освоения программы.

Предметные:

Обучающийся будет знать:

- материалы, инструменты и принадлежности для лепки;

- технологию выполнения простых изделий конструктивным, комбинированным и пластическим способам;

- историю возникновения лепки.

Обучающийся будет уметь:

- использовать инструменты и приспособления для лепки;

- лепить несложные изделия, подбирать отделку, фурнитуру;

- подбирать лепной материал в цветовой гамме к изделию.

Метапредметные:

- у обучающихся будет развито цветовое восприятие, восприятие формы;

- обучающийся сможет проявлять творческое воображение, фантазию;

- будет развита зрительная память, устойчивость внимания;

- повысится коммуникативность внутри проектных групп и в коллективе в целом.

Воспитательные задачи:

- воспитать аккуратность, самостоятельность, целеустремленность;

- воспитывать положительное отношение к результатам своего труда.

Личностные результаты:

- обучающийся будет проявлять интерес к прикладному искусству – валянию;

- у обучающегося будет формироваться положительная самооценка;

- обучающийся будет проявлять художественный вкус и уважение к истории возникновения декоративно прикладному искусству;

- у обучающегося формируется аккуратность, самостоятельность, целеустремленность.

Формы подведения итогов реализации программы «Тестовичок».

Входной контроль осуществляется в начале освоения программы в форме собеседования на выявление мотивации к занятиям в объединении; диагностику уровня психического развития.

Текущий контроль включает следующие формы:

  • анализ выполнения работ по темам программы, выполнения самостоятельных работ.

Итоговая аттестация проводится по окончании обучения по программе в форме викторины, включающий:

- диагностику мотивации обучающихся;

- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося;

- диагностику предметных результатов (теоретической и практической подготовки).


Учебный план

№ п\п

Наименование разделов и темы

Количество часов

Формы аттестации/ контроля

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

0

Беседа

2.

Цветоведение.

2

1

1

Игра

3.

Лепка из пластилина.

8

4

4

3.1

Гриб.

2

1

1

Практическая работа

3.2

Гусеница.

2

1

1

Практическая работа

3.3

Лягушка.

2

1

1

Практическая работа

3.4

Дымковская игрушка.

2

1

1

4.

Лепка из цветного теста

12

6

6

Практическая работа

4.1

Кот.

2

1

1

Практическая работа

4.2

Индюк.

2

1

1

Практическая работа

4.3

Матрёшка.

2

1

1

Практическая работа

4.4

Черепаха.

2

1

1

Практическая работа

4.5

Жёлуди.

2

1

1

Практическая работа

4.6

Брелок.

2

1

1

Опрос по теме

5.

Рисование цветным тестом.

12

6

6

5.1

Фрукты.

4

2

2

Практическая работа

5.2

Машины

4

2

2

Практическая работа

5.3

Снеговик.

4

2

2

6

«Папье – маше».

18

6

6

6.1

Нос «Бабы Яги».

6

1

1

Практическая работа

6.2

Игольница «Ёжик».

6

1

1

Практическая работа

6.3

Декоративное блюдце.

6

1

1

Практическая работа

7

Лепка из пластики.

16

5

5

7.1

Знак зодиака.

4

1

1

Практическая работа

7.2

Сердечко.

4

1

1

Практическая работа

7.3

Браслет.

4

1

1

Практическая работа

7.4

Кулон.

4

1

1

Практическая работа

8

Подведение итогов

2

2

0

Итоговая оценка Викторина

Итого часов:

72

36

36


Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие.

Теория. Демонстрация образцов изделий по программе. Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности.

2. Цветоведение.

Теория. Основы цветоведения. Цветовые сочетания.

Практика. Игра «Подбери цвет»

3. Лепка из пластилина.

3.1. Гриб.

Теория. Пластилин и его свойства. Технология выполнения.

Практика. Лепка конструктивным способом.

3.2. Гусеница.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Лепка конструктивным способом.

3.3. Лягушка.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Лепка конструктивным способом.

3.4. Дымковская игрушка.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Лепка конструктивным способом.

4. Лепка из цветного теста.

4.1. Кот.

Теория. Тесто и его свойства. Технология выполнения.

Практика. Лепка комбинированным способом.

4.2. Индюк.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Лепка комбинированным способом.

4.3. Матрёшка.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Лепка комбинированным способом.

4.5. Жёлуди.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Лепка комбинированным способом.

4.6. Брелок.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Лепка комбинированным способом.

5. Рисование цветным тестом.

5.1. Фрукты.

Теория. Цветное тесто и его свойства. Технология выполнения.

Практика. Рисование эскиза. Окрас изображения.

5.2. Машины.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Рисование эскиза. Окрас изображения.


5.3. Снеговик.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Рисование эскиза. Окрас изображения.

6. «Папье-маше».

6.1. Нос «Бабы Яги».

Теория. «Папье-маше» и его свойства. Технология выполнения.

Практика. Лепка. Раскрашивание гуашью. Декорирование.

6.2. Игольница «Ёжик»

Теория. Технология выполнения.

Практика. Лепка. Раскрашивание гуашью. Декорирование.

6.3. Декоративное блюдце.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Лепка. Раскрашивание гуашью. Декорирование.

7. Лека из пластики.

7.1. Знак зодиака.

Теория. Пластика и его свойства. Технология выполнения.

Практика. Лепка, обжиг. Декорирование.

7.2. Сердечко.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Лепка, обжиг. Декорирование.

7.3. Браслет.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Лепка, обжиг. Декорирование.

7.4. Кулон.

Теория. Технология выполнения.

Практика. Лепка, обжиг. Декорирование.

8. Подведение итогов.

Теория. Викторина.


Организационно-педагогические условия

1) Условия реализации программы

Материальное - техническое обеспечение

№ п/п

Наименование

Количество

1

Учебный кабинет площадью 32 м7

1

2

Учительский стол

1

3

Учительский стул

1

4

Ученический стол

6

5

Ученический стул

20

Технические и электронные средства обучения и контроля знаний обучающихся

№ п/п

Наименование

Количество

Ноутбук

1 шт.

Мультимедиапроектор

1 шт.

Документ-камера

1 шт.

Учебно-практическое оборудование и инструменты

№ п/п

Наименование

Количество

Детские ножницы

1 шт.

Кисточки для клея

1 шт.

Непроливайки

1 шт.

Кисти разных размеров №1, №2, №3

1 шт.

Иглы

1 шт.

Салфетка

1 шт.

Учебно-практические материалы

№ п/п

Наименование

Количество

Пластилин

1 коробка

Цветное тесто

1 коробка

Пластика

1 коробка

Акварельные краски

1 коробка

Краска гуашь

1 коробка

Акриловая краска

1 коробка

Фломастеры

1 коробка


Кадровое обеспечение

Программу реализует педагог дополнительного образования, имеющий высшее профессиональное образование по направлению программы.

Методические материалы

Раздел/тема

Автор, ссылка на доступ

1.

Пластилин.

https://youtu.be/-52PFW4yTLQ 

2.

Цветное тесто (советы).

https://youtu.be/23gjefwwOl0 

3.

Пластика.

https://youtu.be/PZGJ-beaDWI

4.

«Папье маше»

https://youtu.be/u_165aCtFXQ 

5.

Пластилинография

https://youtu.be/Stp3fEVI9JY 


2) Формы аттестации и оценочные материалы

В рамках мониторинга, проводимого МБУ ДО ШГО «Дом творчества», отслеживаются личностные, предметные и метапредметные результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы «Тестовичок».

Для обучающихся 1 года обучения проводится входящий контроль в форме собеседования с использованием диагностики мотивации к занятиям и диагностики уровня психического развития, выполнение практической работы «Гриб»).

Промежуточная аттестация проводится в январе учебного года на основе повторного мониторинга освоения программы, включающая:

- диагностику мотивации обучающихся младшего школьного возраста;

- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося;

- диагностику предметных результатов (теоретической и практической подготовки) в форме выставки и анализа творческих работ.

По итогам освоения 1 года обучения проводится мониторинг, включающий в себя:

- диагностику мотивации обучающихся младшего школьного возраста;

- диагностику уровня психического развития (процессов обобщения и абстрагирования, развития понятийного мышления ребенка с использованием методики «Предметная классификация».);

- диагностику уровня развития способностей и личностных качеств обучающегося (Методики А.И. Савенкова по выявлению способностей обучающихся, методика «Интеллектуальный портрет»);

- диагностику предметных результатов (теоретической и практической подготовки) в форме викторины и выполнение практической работы «Кулон».

Подведение итогов реализации программы осуществляется в форме отчетной выставки, где выставляются лучшие работы обучающихся за год.


Оценочные материалы по программе «Тестовичок»

«Выставка работ обучающихся (Промежуточная оценка).

Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по программе.

Инструкция для педагога.

Педагог оценивает работы обучающихся. Показатели, заполняет в оценочный лист.

Критерии оценивания работ:

  1. Количество работ по пройденному материалу:
  • Выполнены все работы за пройденный период (12 баллов)

1 год обучения – 16 поделок.

  • Выполнено работ за пройденный период (6 баллов)

1 год обучения – 8 поделок.

  • Выполнено менее трёх работ (1 балл)
  1. Качество изготовления и оформление работ:
  • Работы выполнены качественно, аккуратно, соблюдены все пропорции (6 баллов)
  • Работа выполнена с замечаниями по качеству и оформления (3 балла)
  • Работы выглядят неаккуратно, имеются неровные швы, оформление работы выполнено с нарушениями (1 балл)
  1. Цветовое решение работ:
  • Соблюдено гармоничное цветовое сочетание (4 балла)
  • Имеются замечания по цветовому сочетанию работы (2 балла)
  • Цветовая композиция нарушена (1 балл)

Оценочный лист работ обучающихся.

Ф.И. обучающегося

Количество игрушек за пройденный материал.

Качество изготовления и оформление работ.

Цветовое решение работ.

Общее

количество

баллов


Викторина по программе (Итоговая оценка)

Цель: выявить уровень подготовки обучающихся по итогам освоения программы.

Инструкция для педагога.

Педагог проводит опрос по программе.

Оценивает показатели обучающихся, заполняет в итоговую таблицу.

Вопросы первого года обучения:

Теоретические вопросы:

1. Назовите свойства и виды бумаги.

2. Назовите правила безопасности при работе с ножницами.

3. Перечислите геометрические фигуры, какие вы знаете.

4. Назовите пластичные материалы для лепки.

5. Перечислите теплые, холодные, нейтральные цвета.

Практические вопросы:

1. Перечислите поделки, сделанные вами из полосок бумаги.

2. Каким клеем можно приклеить детали поделки из бумаги и картона?

3. Назовите свойства пластилина.

4. Как правильно класть ножницы во время работы?

5. Какие поделки вы лепили в технике пластилиногорафия?

Итоговая таблица

Ф.И. обучающихся

Уровень

теоретической подготовки

Уровень

практической

подготовки

Уровень развития общеучебных

умении и навыков

Общ кол.

Балл

Уровень

Балл

Уровень

Балл

Уровень


Список литературы

Для педагога:

  1. Бурундукова, Л. И . Волшебная изонить [Текст] – М.: Аст-пресс книга, 2013. – 80с.
  2. Гуревич, П.С. Психология и педагогика./ П.С.Гуревич.  – М.: Издательство Юнити – Дана, 2012 – 320 с.
  3. Документы по ФГОС детей с ОВЗ. – М.: 2016 – 79 с.
  4. Исмагилова С. С. «Колейдоскоп». г. Назарово, 2016 – 24с.
  5. Лисьих, О.В. «Лепка» / О.В.Лисьих.  с. Орда, 2013 – 48 с.
  6. Ляукина, М.В. Подарки своими руками / М.В. Ляукина. – М. ООО «Арофс – Плюс»  2007г.- 128с.
  7. Лыкова, И.А. Рельефные картины. Лепим из глины, пластилина, солёного теста. Дидактическое пособие к программе «Цветные ладошки» / И.А. Лыкова. – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2015 - 18 с.
  8. Почуева, П. А.  Реалистичные цветы из полимерных глин. Секреты техники /П.А. Почуева. - М.: «Контэнт», 2012-  64 с.
  9. Староверова, М. Психолого-педагогическое сопровождение детей с расстройствами эмоционально-волевой сферы. / М. Староверова, О. Кузнецова. –М.: 2014  - 144 с.
  10. Староверова, М. С, Настольная книга педагога, работающего с детьми с ОВЗ. Методическое пособие / М. С. Староверова ., Е. В Ковалев., А. В. Захарова. – М.: Владос, 2011 - 167 с.
  11. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации». – (Кодексы. Законы. Нормы). Новосибирск: Норматика, 2014г. – 128 с.
  12. Цыганкова, Е. А. Влияние изобразительного искусства в школе на духовно-нравственное воспитание и интеллектуальное развитие учащихся. / Е.А. Цыганкова. – М.: 2011 – 4 с.

Для обучающихся:

  1. Визентини, Э. Фантазии из полимерной пластики.  / Э. Визентини. СПб. Издательство: «Питер»,  2014 - 96 с.
  2. Лесовская, С.А. Зверушки из пластилина /  С.А. Лесовская. – М.: Издательство: «Эксмо», 2014 -  64 с.
  3. Мещерякова, А. А. Украшения своими руками: пошаговый мастер-класс. / А. А. Мещерякова. СПб.  Издательство: «Питер»,  2013 - 32 с.