«Народная культура– многовековая педагогическая мудрость» (программа воспитания)

Целью процесса народного образования и воспитания является развитие творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур, вовлечение каждого из них в созидание жизненных ценностей.

Обучение учащихся разновозрастной группы по изучению народных традиций предполагаем решение следующих основных задач:

  • обогатить развивающийся познавательный потенциал личности;
  • привить любовь к традиционному народному творчеству;
  • усвоить специфику народных жанров;
  • формировать навыки учебно-исследовательской работы;

                 Содержание направлено на воспитание этнической культуры школьников,   

          развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, на творческую

           инициативу учителя и школьников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_narodnoe_vospitanie.doc101 КБ

Предварительный просмотр:

СТАТЬЯ

«Народная культура– многовековая

педагогическая мудрость»

 (программа воспитания)

                                          Автор: Цыренова Эржэн Очиржаповна,                  

                                               учитель бурятского языка и литературы высшей категории

2022 гол

Аннотация

   Краеведческий материал, включающий родословные традиции, традиционный быт бурят является исследовательским материалом для учащихся старшего школьного возраста.

На протяжении всей истории человечества народное творчество было неотъемлемой частью национальной культуры. Народные взгляды на воспитание формировались и утверждались в течение тысячелетий. Активно изучали народные традиции воспитания такие выдающиеся педагоги, как Л. Н. Толстой, Г. С. Сковорода или А. С. Макаренко, В. А. Сухомлинский и др. Воплощая в своей учебно - воспитательной практике принципы народности, Л.Н.Толстой широко пользовался различными жанрами фольклора. Г.С. Сковорода утверждал, что правильное воспитание скрывается в природе самого народа, как огонь и свет в кремне. А. С. Макаренко творчески подошёл к использованию народных традиций, несущих в себе большой эмоциональный заряд. Следуя передовым традициям народной педагогики, он строил свои отношения с воспитанниками на полном доверии к ним. В.А.Сухомлинский в народной педагогике находил ценные средства физического, нравственного, умственного воспитания. В его трудах красной нитью проходит мысль о необходимости возрождения прогрессивных педагогических традиций народа, о широком внедрении их в школу. Если приглядеться к опыту В.Л. Сухомлинского, то в нём можно найти многое из народной педагогики: он культивировал народные трудовые традиции, пропагандировал народное искусство, вносил народную обрядность. В своей деятельности активно пользовался устным народным творчеством, его ученики сочиняли сказки, писали сочинения по пословицам, решали народные задачи-загадки. Наряду с вышеуказанными учёными быт и обряды бурят изучали местные учёные Г.Спасский, М.Н. Хангалов, И. М. Этагоров, также учёные путешественники Г.Н.Потанин, II.M. Ядринцев, дипломат И. Ф. Тимковский. А историей и обычаями баргузинских бурят занимались учёные Ж.С. Сажинов, Г-Д. Э. Дамбаев. В настоящее время происходит пересмотр и переосмысление многих сторон общественной жизни - политики, экономики, культуры, обновляется система народного образования, пересматриваются взаимоотношения людей в процессе их деятельности. Всё это коснулось и нашего коллектива, потребовало осмыслить пути обновления и развития бурятской школы на этнопедагогической основе, заглянуть в её прошлое с тем, чтобы освежить в памяти и восстановить идеи, думы и мысли, заложенные в содержании общечеловеческих и национальных ценностей, традиции, обычаев, ритуалов и этикетов. Педагогической целесообразностью программы считаю, что народная культура воспитывает «гражданина мира» сквозь призму национального самосознания.

Целью процесса народного образования и воспитания является развитие творческой самореализации личности ребёнка, его интеграции в системе мировой и отечественной культур, вовлечение каждого из них в созидание жизненных ценностей.

Обучение учащихся разновозрастной группы по изучению народных традиций предполагаем решение следующих основных задач:

  • обогатить развивающийся познавательный потенциал личности;
  • привить любовь к традиционному народному творчеству;
  • усвоить специфику народных жанров;
  • формировать навыки учебно-исследовательской работы;

                 Содержание направлено на воспитание этнической культуры школьников,  

          развитию их интереса к народному творчеству, его традициям и наследию, на творческую

           инициативу учителя и школьников.

Программа предусматривает ознакомление учащихся среднего школьного возраста с введения в устное народное творчество, развития бурятского фольклора.

Устное народное творчество, его развитие связано с языком.

Различные жанры фольклора, например поэтические (улигеры, эпосы), прозаические (легенды и предания, родословные и топонимика края), хореографические (ёхор, народные танцы), фрагменты обрядов (уг гарбалайм найр, даага тамгалаан, сэргэ табиха eho заншал), народные праздники (Сурхарбаан, Сагаалган), национальные игры имеет свои результаты. Например, проекты «Даага тамгалаан», «Сэргэ табиха eho заншал» актуальны в трудовом воспитании учащихся, потому что при различных формах хозяйствования роль трудовых традиций в подготовке детей к самостоятельной жизни возрастает, развиваются такие качества, как находчивость, наблюдательность, остроумие и высокую степень эмоциональности.

Культ предков, родителей тесно связан с любовью к родным местам. Правильное общение с природой, породившее ряд обычаев и традиций, способствовало развитию многих положений в народной педагогике. Например, народные приметы имеет большую ценность в деле воспитания умственного развития учащихся, в формировании наблюдательности. Профессор Л. Балашев прав, подчёркивая: «Народные приметы - это отнюдь не проявление невежества и суеверия; а весьма важный материал, требующий всестороннего изучения, проверки и использования знаний в практической метеорологии».  Например, наблюдение за местными признаками природы, изучение народных примет и предсказываний погоды развивает наблюдательность, пытливость у детей.

Тематика исследовательской работы программы: родовые усадьбы, сенокосные угодья, дороги и мосты, кормление и лечение животных народными средствами, изучение народных песен и т.д. Такие исследования формируют в учащихся навыки научно-исследовательской работы. Актуальность данной работы можно подтвердить высказыванием «человек без корней, что дерево без корня».

Свою работу фольклорный коллектив строит в тесном сотрудничестве с ветеранами войны и труда, с настоящими знатоками традиционного народного творчества. Целью данной работы является исследование, поиск, изучение народного слова, традиций и обычаев. В результате таких экспедиций учащиеся находят ответы на многие вопросы. Например, какие имелись амулеты (haxюyhaн) оберегающие детей; какие игрушки были в старину; бурятская люлька- какой она была; о предметах старины; о народных играх; об обрядах поклонения священным местам; о происхождении родовых тотемов, знаков собственности, имён. Такая работа способствует формированию положительных качеств личности; осуществляется связь поколении, нет опасности разобщения, утраты традиции. Весьма мудрым и поучительным является народное поучение: «Без любви к старым, нет любви и к детям».

Итогами реализации нашей программы являются проекты, которые успешно реализуются в ходе изучения традиций родного народа. Например, «Моя родословная», «История баргузинской долины и баргузинских 6ypят», «История барагханских бурят», «Микротопонимика пастбищ», «Гидронимы», «Кормление и уход за скотом», «Лечение скота народными средствами».

С помощью данной образовательной программы решаются социальные проблемы, так как школа - социокультурный центр села.

Программа оснащена приложениями, включающими буклет и паспорт творческого коллектива, сборник экспедиционных находок, различных проектов по культуре бурятского народа многое другое.

II Содержание курса

I .Введение. Вводное занятие.

Развитие бурятского фольклора. Роль народных традиций в жизни человека.

Понятие о фольклоре.

2.Устное народное творчество. Понятие об устном народном творчестве.

Загадки.

Отражение в загадках народного ума, наблюдательности и творческой фантазии.

Художественное своеобразие загадок.

Пословицы и поговорки.

Выражение в пословицах и поговорках любви к родной земле; разоблачение предательства, равнодушия, лени. Народная мудрость пословиц и поговорок. Меткость и точность языка. Прямой и переносный смысл пословиц.

Сказки. Виды сказок: сказки о животных, волшебные, бытовые.

Понятие об устном рассказе (сказе). 3 основные вида этого жанра: автобиографический устный рассказ, исторический устный рассказ, новеллистический устный рассказ.

Что такое мифы? Мифы бурят.

Легенды и предания. Исследование местных легенд.

Основные мотивы улигеров.

Народные песни. Изучение исполнения народных песен.

Благопожелания.

3. Экскурсия в местный краеведческий музей. Ознакомление с экспозицией по истории и культуре родного края. Значение находок в изучении истории и культуры народа.

Экспедиционные выезды к старожилам села, района, долины (исследование, поиск, изучение местного фольклора.

4. Основные направления деятельности.

I   Мир детства:

  1. «Тоонто нюуха ёhо заншал» - «Обряд сокрытия тоонто»
  1. «Yхибүүндэ нэрэ үгэхэ eho заншал»  « Имянаречение».
  2. « Эсэгэ эхын hанамжа»- « Предложения отца и матери».
  3. «Аха захын ёhо»  - «Пpeдложения, советы старших»
  4. «Зурхай зураха ёhо заншал»- « Обряд гадания, обряд очищения»
  5.  « Yxибүүе үлгыдэ оруулха ёhо заншал» - «Обряд укладки ребёнка в колыбель»
  6.  « Милаан» - «Обряд первой стрижки»

I .8. «Maнaй гэр бүлэ, минии уг изагуур» - « Мой дом, моя родословная»

2. «haйндэp» - «Праздник»

Конкурсы:

а) на выразительное чтение текста, стихотворения;

б) на скорость чтения текста, скороговорок;

в) отгадывание загадок, исполнение песен и др.

г) бурятские народные игры.

2. Юность и молодость, зрелость и старость.

  1. «Yбгэн баабайн hүхэ хурса, бодол сэсэн. Хүгшэн эжын зүүн уран, сэдьхэл сагаан». Семейные вечера передачи знаний и опыта внукам - цикл вечеров.
  2. «Гурбан эрдэни» - «Три драгоценности»
  3. «Гурбан зөөлэн» - «Три мягкости для пожилых».
  4. Обряды поклонения родовым обо, проведение родовых тайлганов на местах. Конкурсы: «Эрын гурбан иаадан»

 Доведение обрядов: хадаг табилгaн - сговор; наадан - проводы невесты; түрэ - свадьба; шэнэ гэрэй наадан - игры нового дома.

Сезонные трудовые праздники и обряды бурят.

 В npoграмме:

3.1. Обряд и праздник «Адуунай дэлhэ хайшалха ёhололой найр» «Даага тамгалаанай найр наадан»

  1. «Эмнигые hypraxa eho заншал»
  2. «Нooho хайшалхын ёhололой найр»
  3. «Арhа элдэхэ ажалай ёhолол»

3.5 . «Сагаалганай hайндэр»

З.6 «Yбhэ сабшаха үеын найр»

  1. «Сагаан эдеэнэй найр»
  2. «Yүсын найр»
  3. «Сэргэ табиха eho заншал»

3.10. «Айлшаниие угталга, хүндэлэлгэ, хүргэлгэ»

                     4. Традиционный быт бурят.

  1. Бууса.
  2. Гэр байра.
  3. Табан хушуу мал. ( малай ондо оролго, мал эдеэлүүлгэ, мал эмнэлгэ.)
  4. Эмээл, тэрэнэй хубинууд ба гоёолтонууд.
  1. Унаа, тэргэ, шарга ба тэдэнэй хубинууд.
  2. Бэлшээриин газар.
  3. Yбhэ сабшалга, сабшалангай газар. Yбhэ сабшахада хэрэглэгдэдэг зэмсэгүүд.
  4.  Байгаалиин байдал ажаглалга.

5.  Этнография  и  фольклор:

5 1. Бурятская юрта - освоенный, обжитой мир кочевника.

  1. Секреты бурятской кухни.
  2. Женские украшения. Тайны женской красоты.
  3. Бурятский мужской халат.
  4. Сагаалган - семейный праздник бурят.
  5. Этнографические зарисовки.

6. Страницы истории:

6.1. История Баргузинской долины.

6.2. Знатные люди Баргузинской долины. Выдающиеся деятели культуры, искусства, образования и т. д.

  1. Декабристы в Бурятии.
  2. Родословная баргузинских бурят.
  3. Религия

Планируемые результаты освоения образовательной программы:

Личностные результаты:

– любовь и уважение к культуре народов и своего народа;

– положительная ориентация в системе нравственных норм и ценностей, их присвоение;

– положительное принятие своего этноса;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

– самостоятельно формулировать цели исследования внеурочной деятельности;

– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;

– самостоятельно составлять план решения внеурочной деятельности;

– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;

– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Познавательные УУД:

– самостоятельно изучать всю литературу по фольклору;

– осуществлять анализ и синтез;

– устанавливать причинно-следственные связи;

– строить рассуждения;

Коммуникативные УУД:

– учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;

– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с друзьями, с жителями села;

– уметь работать в дискуссии;

Предметные результаты:

– осознанно работать с фольклорными текстами различных жанров;

– устанавливать связи между фольклорными произведениями разных народов на уровне тематики, проблематики, образов (по принципу сходства и различия);

– осуществлять самостоятельную проектно - исследовательскую деятельность по фольклору бурятского народа и оформлять её результаты в разных жанрах (работа исследовательского характера, реферат, проект, сценарий, интервью и т.д.).

различать литературные жанры от местного фольклора, обращаться к пословицам, поговоркам, фольклорным образам в различных ситуациях речевого общения;

– выделять нравственную проблематику фольклорных жанров как основу развития представлений о нравственном идеале бурятского народа;

- уметь исследовать фольклорный материал жителей своего села;

– использовать малые фольклорные жанры в устных и письменных высказываниях;

- уметь понимать содержание народных игр разных народов и интерпретировать в национальные игры;

- уметь вовлекаться в национальные игры бурятского народа;

Календарно-тематический план

Название темы

Часы

Проведение практических занятий

Что изучает фольклор? Из истории народных традиций различных народов.

3

Самостоятельная работа над литературой и ЭР.

Мир традиций бурят.

5

Самостоятельная работа над литературой и ЭР.

Бурятский фольклор

5

Самостоятельная работа над литературой; создание электронных ресурсов.

Фольклор моего села

5

Встречи, беседы.  Создание различных проектов.

Мир детства

9

Конкурсы, состязания

Юность и молодость, зрелость и старость

10

Самостоятельная работа над литературой и создание проектов.

Сезонные трудовые праздники и обряды бурят.

7

Поисково - экспедиционная работа. Создание творческих групп учащихся.

Традиционный быт бурят.

7

Поисково-экспедиционная работа

Этнография  и  фольклор

7

Поисково-экспедиционная работа

Страницы истории

5

Самостоятельная работа над литературой и в ЭР

Итоговое занятие

8

Проведение научно-практической конференции

Итого

68

                      Рекомендуемая литература для учителей по курсу

«Народная культура - многовековая педагогическая мудрость»

1. Бабуев С. Д., Бальжинимаева Ц. Ц. Буряад зоной урданай hуудал байдалай толи  Улаан- Удэ «Бэлиг», 2004.        

2. Бадмаева Р.Д.   Бурятский народный костюм - Бурятский филиал СО АН СССР 1987.

3. Балдаев С.II. Бурятские свадебные обряды-Улан- Удэ 1959.

4. Басаева К.Д. Семья и брак у бурят - Новосибирск 1980.

5. Дамдинов Д. Г. О земледельческой терминологии бурятского языка - Улан- Удэ, 1963.

6. Дугаров Н. Б. Заметка о животноводческой терминологии бурятского языка. Улан- Удэ, 1963.

7. Традиционный фольклор бурят- Улан-Удэ 1980-АН СССР СО БФ

8. Уланов А.И. Древний фольклор бурят - Улан- Удэ, 1974.

9. Хамаганов В. Ж. Аман зохёол 4 - 8- дахи классуудта үзэлгэ - Улаан-Удэ, 1983

10. Цырендоржиева  Б-Х. Ж. Хγн болохо багаhаа - Улаан- Удэ Бэлиг, 2000.

11. Чимитдоржиев  III.Б. Буряадай түүхэ бэшэгүүд -  Улаан- Удэ 1992.

12. Ярневский И.З. «Устный рассказ как жанр фольклора» Улан- Удэ 1969.

Рекомендуемая литература по фольклору для школьников.

  Основная:

1. Бабуев С. Д., Бальжинимаева Ц. Ц. Буряад зоной урданай hуудал байдалай тайлбари толи

2. Бабуев С.Д. «Yреэл тогтохо болтогой» Улааи- Удэ 1990.

3. Баторов В. Ц. Бархан. Улан- Удэ, 1999 г.

4. Буряад хэлэнэй тобшо тайлбари толи.- Улаан- Удэ,1992.

5. Потхоев СУ. «Мы из Баргузинской долины». Улан- Удэ, 1992.

Дополнительная:

1. «ИП» № 2 2006г. Страница « Традиции».

2. «Буряад Yнэн» газетын суглуулбаринууд.

3. «Угай зам» газетын суглуулбаринууд.

4. Байгал журнал 2005, 2006 июль - август

5. Бүгэдэ Буряадай үндэhэн соёлой эблэл

6. Буряадай ниитын эрдэмэй институт «Абай Гэсэр Богдо хаан» Буряадай морин үльгэр

7. Замбалова Т. Д. «Табан хушуун мал» Улаан-Удэ, 2003.

8. Махатов В.Б. « Усть- Ордагай уран үгэ» Улаан-Удэ « Бэлиг» хэблэл 2004.

9. Махачкеева С.Ц. «Сэбэрх эн сэнхир яас». Дуунууд. Улаан- Удэ, 2004.

10. Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего Востока. « Бурятский героический эпос Аламжи Мэргэн» Новосибирск «Наука» Сибирское отделение, 1991 Улаан-Удэ, 1995 он.

11. Цыдынжапов Г., Бадуева И. «Бурятская кухня» Улан- Удэ, 1991.

12. Шерхунаев Р.А. «Бурятские народные сказители». Часть II. Улан-Удэ. 2004.

13. Болор тунгалаг дэлхэй. Э.О.Цыренова 2010 год