Чукотское декоративное искусство. Способы обработки изделий декоративно-прикладного творчества народов Севера

Тойкина Мария Мирославовна

Обработка кожи и меха - одно из древнейших ремесел коренного населения Чукотки. Чукотские женщины до настоящего времени умело используют кожу и мех для шитья и украшения одежды, обуви, для изготовления настенных ковриков, всевозможных сумок, украшений и многих других предметов. Изготовление изделий из кожи и их декорирование - трудоемкая работа, требующая художественного вкуса и высокого мастерства, глубоких знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Чукотское декоративное искусство. Способы обработки изделий из кожи и меха в районах Севера

Обработка кожи и меха - одно из древнейших ремесел коренного населения Чукотки. Чукотские женщины до настоящего времени умело используют кожу и мех для шитья и украшения одежды, обуви, для изготовления настенных ковриков, всевозможных сумок, украшений и многих других предметов. Изготовление изделий из кожи и их декорирование - трудоемкая работа, требующая художественного вкуса и высокого мастерства, глубоких знаний.

Основным материалом для изготовления кожаных и меховых изделий служили и служат шкуры оленей и морских животных (нерпы, моржа). Мастерицы Чукотки умели великолепно обрабатывать различные виды шкур, учитывая особенности их строения, плотности, эластичности. Они красили выделанные кожи настоем ольховой коры, иногда использовали и минеральные красители, продымливали кожи над костром, что не только придавало им красивый оттенок, но и усиливало их водонепроницаемые свойства.

Для обработки кожи и меха и декорирования изготовленных из них вещей использовали специальные инструменты и оборудование: кроильные доски, доски для размягчения и выделки шкур, скребки (каменные и металлические), скорняжные ножи, иглы различных размеров (в том числе двухгранные и трехгранные), наперстки (костяные и металлические).

Способы украшения кожаных изделий отличались многообразием. Они зависели от назначения предмета и особенностей материала. Особенно тщательно украшались одежда и предметы, связанные с праздниками. Отделочными материалами, применяемыми в художественном оформлении изделий были шкурки животных с красивым пушистым мехом (песцов, росомах, собак) подшейный волос оленя, сухожильные нитки, изготовляемые из спинных и ножных жил оленя, бисер (фарфоровый и стеклянный).

Меховая мозаика представляет собой соединение контрастных по цвету кусочков меха, сшитых вместе. Кусочки меха вырезаются по шаблону в виде полосок, ромбов, квадратов и других геометрических фигур.

Со стороны мездры (изнаночная сторона меха) наносят контуры узора с помощью линейки и карандаша, либо ручки. Размеченную шкурку или искусственный мех кладут мехом вниз и острием ножа производят нарезку по намеченным контурам, прорезая мездру и волосяной покров (Рис. 1).

При подборе и сшивании кусочков в орнаментальный узор необходимо следить за направлением ворса. Мозаичные детали соединяют между собой боковыми срезами и швом встык сшивают частыми стежками (1,5-3 мм). (Рис. 2). Направление ворса по всей поверхности готовой полосы должно быть одинаковым. Готовая мозаика (Рис. 3).      

                                      Рис. 1                                  Рис. 2

Рис. 3

Среди художественных приемов декорирования одежды - вышивка подшейным волосом оленя. Чукчи использовали для этого пучки из белых волос оленя. Пучок прихватывали к основе стежками ниток. При этом использовались различные виды накладных швов: "простой шов", "жгутик", "зигзаг" (Рис. 1). Комбинируя швы, мастерицы составляли прямолинейные и криволинейные орнаменты разной фактуры, имитировали игру света и тени (Рис. 2).

Рис. 1

        Рис. 2


Один из видов декорирования - продержка ремешков через прорези в коже. Прорези располагали на одинаковом расстоянии друг от друга, и продернутый в них ремешок, контрастируя по цвету с основным материалом, образовывал орнамент из равномерно повторяющихся миниатюрных прямоугольников (Рис. 1-2).

Рис. 1

Рис. 2

Распространенный прием декорирования - аппликация - наложение одного материала на другой. Практиковалось три типа аппликации: кожей по коже, мехом по коже и кожей по меху. Аппликационные детали в виде различных геометрических фигур вырезались обычно из белой мандарки (нерпичьей шкуры с удаленным волосяным покровом) (Рис. 1-2).

Рис. 1

Рис. 2

Рельефный декоративный шов обычно применялся при изготовлении обуви. Такой шов, соединяющий верхнюю часть меховых торбасов с подошвой, являлся одновременно и способом крепления, и формой украшения. Рельефный декоративный шов при меняется чукчами и эскимосами при изготовлении сумок, обуви в том случае, когда необходимо прочное соединение подошвы с верхней частью.

Сложенная вдвое полоска мандарки вставляется между темными деталями таким образом, чтобы срезы ее по длине были внутри, а перегнутый край выступал над срезами темных деталей на 1-3 мм.

Соединение производится с одновременным креплением всех деталей. Иглой с ниткой прокалывают две темные детали и сложенную вдвое мандарку, перехватывают узкую полоску мандарки прочной ниткой и, возвращаясь назад, затягивают нитку, образуя непрерывный рельефный шов из белой полоски мандарки на темном фоне кожи. После завершения работы две темные детали распрямляют так, чтобы они лежали на одной плоскости (рис. 1). Таким образом получается очень красивый шов из белого строгого канта между двумя темными полосками кожи и рядом с ним рельефной полоски с равномерно чередующимися выступами и углублениями в местах, где проходит нить.

Рис. 1