программа "В мире бисера"

Бабанова Юлия Юрьевна

предназначено для кружка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_v_mire_bisera.docx67.99 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  казенное образовательное учреждение

дополнительного образования  Дом детского творчества

Венгеровского района Новосибирской области

на базе муниципального казенного общеобразовательного учреждения

Зыковской основной общеобразовательной школы

Рассмотрена и одобрена                                    УТВЕРЖДАЮ:

на заседании педагогического                     Директор Дома детского

совета ДДТ                                                    творчества ______В. В.Беликов

Протокол № __ от __________

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая

программа

художественной направленности

кружка

«В мире бисера»

Программа рассчитана  на обучающихся в возрасте 8- 12 лет

Срок реализации программы – 1 год.

Автор программы – Бабанова Юлия Юрьевна,

педагог дополнительного образования

с. Зыково

2021 г.

Содержание

I. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире бисера»

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Направленность, нормативно-правовое обеспечение программы

1.1.2 Ключевая педагогическая идея, определяющая общую логику построения целостного образовательного процесса

1.1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

1.1.4. Авторский компонент программы

1.1.5 Отличительные особенности и новизна программы

1.1.6. Возраст обучающихся, сроки реализации программы, объём часов, режим занятий

1.1.7. Формы проведения занятий, уровни подготовки обучающихся

1.1.8. Адресат программы

1.1.9. Особенности организации образовательного процесса

1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире бисера»

1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.3.1. Учебный план  1 года обучения

1.3.2. Содержание учебного плана 1 года обучения

1.3.3. Календарно-тематическое планирование 1 года обучения

1.4. Предполагаемые результаты обучения

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «В мире бисера»

2.2. Формы подведения итогов реализации программы

2.3. Формы аттестации и контроля

2.4. Оценочные материалы

2.5. Методические материалы

2.6. Список литературы

2.7. Приложения

1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире бисера»

1.1. Пояснительная записка

1.1.1. Направленность, нормативно-правовое обеспечение программы

Дополнительная образовательная общеразвивающая программа «В мире бисера» художественной  направленности  составлена для обучающихся  2-7 классов МКОУ Зыковской ООШ. Программа направлена  на приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к декоративно- прикладному искусству. Она предназначена для работы с детьми младшего и среднего школьного возраста.

На протяжении всей истории человечества народное искусство было неотъемлемой частью национальной культуры. Из поколения в поколение передавались его лучшие традиции. Основу декоративно-прикладного искусства составляет творческий ручной труд мастера. К такому труду относиться бисероплетение, которое является древнейшим видом искусства, и в наше время востребованным и непрерывно развивающимся видом художественного творчество.

Бисероплетение известно с глубокой древности как вид художественных ремёсел, оно  сохраняет свое значение и в наши дни. Занятия бисероплетением вызывает у школьников большой интерес.  Обучение по данной программе создаёт благоприятные условия для интеллектуального и духовного воспитания личности  ребенка, социально-культурного и профессионального самоопределения, развития познавательной активности и творческой самореализации учащихся.

В настоящее время становится большая проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций.

Декоративно прикладное творчество помогает ребенку постигнуть тайны художественного мастерства бисероплетения. Сочетание теоретических знаний, детальное изучение истории и традиции народных промыслов, овладение техническими приемами позволит  развить эстетический вкус и художественное восприятие мира ребенка.

Эта  программа  написана в соответствии со следующей нормативно-правовой базой:

  • Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
  • Федерального государственного образовательного стандарта начального  общего образования (Утвержден приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г. № 373; в ред. приказов от 26 ноября 2010 г. № 1241, от 22 сентября 2011 г. № 2357);
  • Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;
  • Концепции  развития дополнительного образования детей, утверждена распоряжением Правительства  РФ от 04 сентября 2014 г. №1726-р;
  • Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013г. №1008, зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 27 ноября 2013 г. № 30468 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».
  • Санитарно-эпидемиологических требований к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях (СанПиН 2.4.2.2821-10 от   2014 г.) с изменениями и дополнениями Закону Российской Федерации об образовании, Типовому положению об образовательном учреждении дополнительного образования

Теоретическая и практическая значимость программы заключается в развитии у учащихся творческого, нестандартного подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы и необходимых материалов для изготовления изделий и тому подобное. Она открывает большие возможности профориентационной и трудовой деятельности каждому, участвующему в ее реализации.

1.1.2 Ключевая педагогическая идея, определяющая общую логику построения целостного образовательного процесса

Педагогическая идея дополнительной общеразвивающей программы художественной направленности ««В мире бисера» состоит в том, что развитие и воспитание личности в процессе её освоения осуществляется на основе использования традиций народной культуры. Данное обоснование, без сомнения, обогащает процесс воспитательной работы в образовательных учреждениях и семье.

Программа направлена на развитие творческих способностей, творческого воображения и фантазии детей; знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством. Выполняя поделки и сувениры из бисера, дети развивают художественный и эстетический вкус. Они учатся правильно подбирать и сочетать цвета, применяя различные средства построения композиции. Приобретённые знания, умения и навыки бисероплетения помогут детям в оформлении интерьера дома или квартиры, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, они научатся выполнять украшения для дома, ёлочные игрушки, цветы, бижутерию, различные сувениры, панно. Кроме того, эти изделия – прекрасный подарок родным и друзьям на праздники.

1.1.3. Актуальность и педагогическая целесообразность программы

В настоящее время отмечается проблема сохранения культурной и исторической самобытности России, национальных традиций, незыблемых нравственных ценностей народа. Декоративно-прикладное искусство органично вошло в современный быт и продолжает развиваться, сохраняя национальные традиции в целостности. Оно содержит в себе огромный потенциал для освоения культурного наследия, так как донесло до сегодняшнего дня практически в неискаженном виде характер духовно- художественного постижения мира.

На основе приобретенных навыков работы с бисером, дети научатся изготавливать изделия из бисера, не просто копируя работы мастеров, а создавать новые композиционные и художественные разработки, тем самым развивая свои творческие возможности. Работа с обучающимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребѐнка.

Педагогическая целесообразность. Содержание программы обучает детей при создании собственного изделия, при изучении и анализе работы мастеров прошлого и настоящего, обращать внимание на следующие факторы: назначение изделия; его форму; технику плетения; узор (орнамент); цветовую гамму бисера. Все перечисленное в сочетании с высоким качеством исполнения определяет художественную ценность изделия.

Работа по созданию бисерного изделия требует от детей усидчивости, терпения, трудолюбия. Они учатся планировать свою работу и распределять время.Работа с бисером помогает занять досуг. Бисероплетение один из перспективных путей самореализации, саморазвития. Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования, так как при изготовлении изделий уделяется большое внимание художественному восприятию действительности.

В основу программы «В мире бисера» положены следующие принципы:

-воспитывающего характера труда;

- научности (соблюдение строгой технической терминологии, символики, установленной размеренности);

- связи теории с практикой ;

- систематичности и последовательности;

- доступности и посильности (с учетом возрастных и психологических особенностей);

- комплексности, системности и последовательности (образовательный процесс тесно связан с воспитательной работой);

- сознательности и активности (заинтересованность детей);

- наглядности (мышление опирается на восприятие);

- прочности овладения знаниями и умениями (достигается реализацией всех вышеперечисленных принципов).

Обучение, по программе построено по принципу:

- от простого - к сложному, от изготовления простых изделий, к более сложным, от низания простых фигурок, цветов, к составлению сложных сюжетных композиций.

1.1.4. Авторский компонент программы

Программа реализуется на территории проживания обучающихся. При реализации программы используются личные разработки занятий педагога.

1.1.5 Отличительные особенности и новизна программы

Новизна заключается в том, что программа нацелена на обучение первоначальным навыкам бисероплетения и на достижение ребенком такого уровня, который позволит ему создавать изделия самостоятельно. На первоначальном уровне обучения не используется трудоемкая техника бисероплетения, а применяются методы плетения, доступные детям младшего школьного возраста. В этом и заключается новизна программы. Данная программа обобщает педагогический опыт имеющихся программ. позволяет изучать новые техники плетения и способы использования бисера, но и применить их в изготовлении украшений, использовать забытые техники плетения (крестик) при изготовлении игрушек, колье.

Отличительные особенности в программе прослеживаются связь с общеобразовательными предметами:

-история – посредством сведений из истории возникновения стекла, изготовления бисера;

-изобразительное искусство – посредством знаний о гармоничном сочетании цветов;

-черчение – посредством «чтения» и самостоятельного создания схем по бисероплетению;

-математика – посредством подсчѐта бусинок для изготовления изделия, расчета стоимости используемого материала.

-Также часто используется помощь сверстников, что способствует сплачиванию коллектива.

1.1.6. Возраст обучающихся, сроки реализации программы, объём часов, режим занятий

Срок реализации программы –  1 годЗанятия по программе проводятся 2 раза в неделю по 1 часу (продолжительность занятия 45 минут).

Возраст обучающихся - учащиеся 2-7классы.

Объем часов – 68 ч.

1.1.7. Формы проведения занятий, уровни подготовки обучающихся

Форма реализации программы – очная, очно- заочная. Учебно-практические  занятия в группах позволяют не только решать образовательно-воспитательные задачи, но и широко использовать индивидуальное воздействие на каждого обучающегося.

Форма организации образовательного процесса -  групповая. Важным фактором в успешном усвоении детьми программного материала является работа с родителями. Она проводится по следующим направлениям:

  • родительские собрания
  • помощь в организации и участие в мероприятиях.

Содержание программы ориентировано на одновозрастные группы детей.

На занятиях по бисероплетению продуктивно решается проблема дифференцированного подхода к каждому ребенку.

Форма занятий групповая. В группу набирается не более 15 человек., 68 часов занятий (2 раза в неделю по 1 часу.)

В разновозрастных группах применяется методика дифференцированного обучения: при такой организации учебно-воспитательного процесса педагог излагает новый материал всем обучающимся одинаково, а для практической деятельности предлагает работу разного уровня сложности (в зависимости от возраста, способностей и уровня подготовки каждого).

Основные формы занятий:

Фронтальная – одновременная работа со всеми учащимися; Индивидуальная – самостоятельное выполнение заданий; Индивидуализированна – где учитываются учебные и индивидуальные возможности обучающихся;

индивидуально-фронтальная – чередование индивидуальных и фронтальных форм;

коллективная – организация творческого взаимодействия между детьми.

В соответствии с содержанием программы предусмотрены разнообразные виды занятий: практические и теоретические, мастер-классы, самостоятельные работы, выставки, лекции, беседы и т.д.

Виды деятельности обучающихся:игровая, познавательная.

В ходе реализации программы используются следующие методы обучения:

- Продуктивный (частично-поисковый и исследовательский): упражнения с использованием технологических карт поэтапного выполнения работы, игровые методы, с помощью которых обучающиеся сами находят решения отдельных вопросов и учатся самостоятельно ставить задачи.

- Репродуктивный (информационно-рецептивный и репродуктивный): рассказ, беседы, чтение художественных произведений, драматизация, объяснение; наблюдение, рассматривание, показ образца, показ способов выполнения и др.

В работе кружка используются традиционные методы:

1. Вербальные (словесные) методы основаны на богатстве, выразительности и

многоплановости устной речи. Основными приемами и способами вербального обучения являются рассказ, объяснение, лекция, беседа, инструктирование. Эти методы используются при знакомстве кружковцев с новой темой.

2. Демонстрация представляет собой совокупность действий педагога, которая состоит в показе кружковцам моделей.

3. Практические методы связаны с выполнением кружковцами творческих проектов и предусматривает максимум их самостоятельности и активности. Особое внимание уделяется выполнению правил техники безопасности.

4. Самостоятельное наблюдение как метод обучения используется при изучении работы, действия машин, аппаратуры.

5. Самостоятельная работа кружковцев с литературой по теме проекта является одним из способов самостоятельного приобретения, закрепления и углубления необходимых специальных знаний.

6. Метод упражнений применяется для формирования и отработки приемов работы, устранения излишних движений, исправления допущенных ошибок.

7. Исторический метод предполагает ознакомление кружковцев с историческими документами, экспонатами, художественными произведениями.

Также на занятиях используются и инновационные методы.

В конце каждого раздела на занятиях применяется метод творческих проектов.

Этот метод обучения подразумевает выполнение кружковцем творческого проекта, результатом которого является изделие. Включение кружковцев в проектную деятельность учит их размышлять, прогнозировать, предвидеть, формирует адекватную самооценку.

Идеи программы:

-Самоценность детского творчества.

-Воспитание эстетического чувства ребенка.

- Создание благоприятной среды.

- Возможность непосредственного использования изделий в практических целях.

1.1.8. Адресат программы

Программа предназначена для учащихся в возрасте 8-12 лет, проявляющие интерес к бисероплетению. Предварительная подготовка, наличие базовых знаний и высокий уровень художественных способностей для обучения данной программе не требуется.

1.1.9. Особенности организации образовательного процесса

Предлагаемая программа предусматривает постепенный переход от одной техники бисероплетения к другой, более сложной, от одной схемы (упрощенной) к другой (усложненной).

Изучая технику бисероплетения, учащиеся обучаются практическим умениям и навыкам работы с различными материалами и инструментами. Поэтому программа включает тему материаловедения, с которой она и начинается. Чтобы познакомить учащихся с истоками бисероплетения, в программу входит тема «Русское народное декоративно-прикладное искусство». Без обучения основам композиции и цветоведения нельзя научить детей создавать гармоничные украшения из бисера. Поэтому этот раздел и темы проходят через весь процесс обучения.

Все эти темы – «сквозные», так как они плавно переходят от одного этапа обучения к другому по принципу роста и усложнения. «Сквозные» темы могут пересекаться между собой и взаимопроникать друг в друга.

Бисерное рукоделие требует от учащихся большой концентрации внимания, терпения, зрительной нагрузки, а от педагога – постоянного наблюдения за детьми и практической помощи каждому.

1.2. Цель и задачи дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «В мире бисера»

Цель программы – создание условий для творческого и нравственного развития детей, ориентирование детей в предметно – практической деятельности, через освоение ими техник художественных  ремёсел и включение их в сферу декоративно-прикладного искусства.

Задачи:

Обучающие:

  • формирование знаний о качестве выполняемых работ;
  • обучение новым техникам бисероплетения;
  • формирование навыков самостоятельной работы по составлению схем для бисероплетения.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам.

Развивающие:

  • создание условий для развития творческих способностей, образного мышления, памяти, воображения, внимания и фантазии каждого ребёнка;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • создание условий для формирования эстетического и художественного вкуса.

1.3. Содержание дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

1.3.1. Учебный план

Наименование раздела, темы

Количество часов

Формы аттестации

контроля

всего

теория

Практика

1.

Раздел 1. Вводное занятие

5

3

2

Инструктаж

2.

Раздел 2.Плоские фигурки из бисера на проволоке

7

1

6

опрос, текущий контроль

3

Раздел 3.Объемные фигуры из бисера и лески

5

1

4

опрос, текущий контроль,защита проекта

4

Раздел 4.Академия Деда Мороза

8

2

6

опрос, самостоятельная работа

5

Раздел 5. Украшение для девочек

10

2

8

Наблюдение, самостоятельная работа

6

Раздел 6. Цветы из бисера

7

2

5

практическое задание

7

Раздел 7. Подводный мир

9

1

8

опрос, текущий контроль

8

Раздел 8. Красота деревьев

7

3

4

показ, викторина

самостоятельная работа

9

Раздел 9. Сказочные герои

9

4

6

беседа,

Осмотр, показ

самостоятельная работа

Итоговое занятие

1

Выставка работ

Итого:

68

19

49

1.3.2. Содержание учебного плана 1 года обучения

Раздел 1. Вводное занятие.Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий . Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.Игра «Давайте познакомимся»(Выявление уровня подготовки учащихся в бисероплетении.).Демонстрация изделий. История развития бисероплетения.  Современные направления бисероплетения.Основы цветоведения. Цветовая гамма.Основные способы бисероплетения.

Практические занятия. Выполнение плоских изделий на проволоке.  Основные приемы: набор бисера, двусторонний пропуск бисера, петля из бисера (прием «друг за другом»), колцо из бисера (прием «навстречу друг другу»), варианты подплетения новой проволоки, меры предосторожности. Способы завершения плетения.  Чтение и выполнение изделий по схемам.

Раздел 2.Плоские фигурки из бисера на проволоке.Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

Практические занятия.Изделие: «Ящерица».Изделие: « Бабочка».Изделие: «Стрекоза».Изделие: «Паук».Изделие: «Грибочки».Решение проектных задач: «Праздник насекомых».

Раздел 3.Объемные фигуры из бисера и лески.Изучение и закрепление техники параллельного плетения.Изготовление объемных фигурок по выбору.

Практические занятия.Изделие: « Крокодил».Изделие: «Попугай».Изделие: «Павлин».Решение проектных задач: «Эти странные животные».

Раздел 4. Академия Деда Мороза.Параллельное плетение по схеме. Приемы прикрепления отдельных деталей к изделию. Приемы передачи дополнительного объема. Приемы сборки изделия.

Практические занятия.Изделие: « Дед Мороз».Изделие: « Ангелок».Изделие: « Снеговик».Изделие: «Снежинка».Изделие: « Елочка».Составление композиции «Новый год».Викторина «Верь в чудеса»

Раздел 5.Украшения для девочек.Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.

Практические занятия.  Изделие: «браслет «Крестик».Изделие: «браслет «Цветочек».Изделие: «браслет «Лесенка».Изделие: «колечко «Цветочек».Рассмотрение схемы.Нанизывание бисеринок.Изделие: «колье «Мамино».Изделие: «Колье с подвесками».Изделие: «брелок « Панда».Решение проектных задач по выбору учащихся.

Раздел 6. «Цветы из бисера».Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.Выполнение цветов на основе изученных приёмов: ромашка, васильки, ландыши.

Практические занятия.Плетение листочков.Изделие: «Ромашка».Изделие: « Тюльпан»Изделие: «Ландыши».Изделие: «Васильки».Решение проектных задач: «Кроссворд о цветах».

Раздел 7. «Подводный мир».Параллельное плетение по схеме. Приемы прикрепления отдельных деталей к изделию. Приемы передачи дополнительного объема. Приемы сборки изделия.

Практические занятия.Изделие: «Осьминог».Изделие: «Скорпион».Изделие: «Морской конек».Изделие: «Русалочка».Изделие: «Рыбка».Изделие: «Водоросли».Изделие: «Морская звезда».Решение проектных задач: «Подводный мир».

Раздел 8. «Красота деревьев».Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Приемы формирования веток. Оформление изделия с передачей особенностей данного дерева.

Практические занятия.Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола.Выполнение отдельных элементов.Листья рябины.Выполнение отдельных элементов.Листья березы.Выполнение отдельных элементов.Листья цветущего дерева- сакура»Сборка и закрепление деревьев в горшочке.Решение проектных задач: «Красочные деревья»

Раздел 9. «Сказочные герои»Беседа по сказке «Приключения Буратино». Рассматривание готовых изделий. Зарисовка схем.Показ техники по выполнению головы. Выбор ярких тонов цвета.

Практические занятия.Выполнение фигурки буратино по схеме. Присоединение рук, ног, азбуки. Расположение фигурок на основе согласно композиции.Составление композиции к сказке «Дюймовочка».Подготовка основы.Зарисовка схем.Выполнение фигурки«Дюймовочки  по схеме.Составление схемы плетения птицы.Изделие: «Ласточка».Изделие: «Крот».Решение проектных задач: «Дюймовочка».

Итоговое занятие.Выставка работ

1.3.3. Календарно-тематическое планирование первого года обучения

№ п/п

Раздел. Тема

Кол- во уроков

Раздел 1. Вводное занятие

5 ч

1

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий . Инструменты и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правильное положение рук и туловища во время работы. Правила техники безопасности, ПДД, ППБ.Игра «Давайте познакомимся»(Выявление уровня подготовки учащихся в бисероплетении.).

1

2

Демонстрация изделий. История развития бисероплетения.  Современные направления бисероплетения

1

3

Основы цветоведения. Цветовая гамма.Основные способы бисероплетения.

1

4

Выполнение плоских изделий на проволоке.

Основные приемы: набор бисера, двусторонний пропуск бисера, петля из бисера (прием «друг за другом»), колцо из бисера (прием «навстречу друг другу»), варианты подплетения новой проволоки, меры предосторожности. Способы завершения плетения.

1

5

Чтение и выполнение изделий по схемам.

1

Раздел 2.Плоские фигурки из бисера на проволоке

7

6

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления фигурок животных на плоской основе: параллельное, петельное и игольчатое плетение. Техника выполнения туловища, крылышек, глаз, усиков, лапок. Анализ моделей. Зарисовка схем.

1

7

Изделие: «Ящерица»

1

8

Изделие: « Бабочка»

1

9

Изделие: «Стрекоза»

1

10

Изделие: «Паук»

1

11

Изделие: «Грибочки»

1

12

Решение проектных задач: «Праздник насекомых»

1

Раздел 3.Объемные фигуры из бисера и лески

5

13

Изучение и закрепление техники параллельного плетения.Изготовление объемных фигурок по выбору

1

14

Изделие: « Крокодил»

1

15

Изделие: «Попугай»

1

16

Изделие: «Павлин»

1

17

Решение проектных задач: «Эти странные животные»

1

Раздел 4. Академия Деда Мороза

8

18

Параллельное плетение по схеме. Приемы прикрепления отдельных деталей к изделию. Приемы передачи дополнительного объема. Приемы сборки изделия

1

19

Изделие: « Дед Мороз»

1

20

Изделие: « Ангелок»

1

21

Изделие: « Снеговик»

1

22

Изделие: « Снежинка»

1

23

Изделие: « Елочка»

1

24

Составление композиции «Новый год»

1

25

Викторина «Верь в чудеса»

1

Раздел 5.Украшения для девочек.

10

26

Различные техники объёмного плетения на леске. Объёмные изделия на основе плоского плетения, параллельного плетения, кирпичного стежка. Анализ модели. Выбор материалов. Цветовое решение. Последовательность выполнения, зарисовка схем.

1

27

Изделие: «браслет «Крестик»

1

28

Изделие: «браслет «Цветочек»

1

29

Изделие: «браслет «Лесенка»

1

30

Изделие: «колечко «Цветочек»

1

31

Рассмотрение схемы.Нанизывание бисеринок

1

32

Изделие: «колье «Мамино»

1

33

Изделие: «Колье с подвесками»

1

34

Изделие: «брелок « Панда»

1

35

Решение проектных задач по выбору учащихся

1

Раздел 6. «Цветы из бисера»

7

36

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления цветов из бисера: петельное, игольчатое и параллельное плетение. Техника выполнения. Анализ образцов. Выбор материалов. Цветовое и композиционное решение.   Зарисовка схем.

1

37

Выполнение цветов на основе изученных приёмов: ромашка, васильки, ландыши.Плетение листочков.

1

38

Изделие: «Ромашка»

1

39

Изделие: « Тюльпан»

1

40

Изделие: «Ландыши»

1

41

Изделие: «Васильки»

1

42

Решение проектных задач: «Кроссворд о цветах»

1

Раздел 7. «Подводный мир»

9

43

Параллельное плетение по схеме. Приемы прикрепления отдельных деталей к изделию. Приемы передачи дополнительного объема. Приемы сборки изделия.

1

44

Изделие: «Осьминог»

1

45

Изделие: «Скорпион»

1

46

Изделие: «Морской конек»

1

47

Изделие: «Русалочка»

1

48

Изделие: «Рыбка»

1

49

Изделие: «Водоросли»

1

50

Изделие: «Морская звезда»

51

Решение проектных задач: «Подводный мир»

1

Раздел 8. «Красота деревьев»

7 ч

52

Основные приёмы бисероплетения, используемые для изготовления деревьев: параллельное, петельное, игольчатое плетение. Приемы формирования веток. Оформление изделия с передачей особенностей данного дерева.

1

53

Выполнение отдельных элементов. Формирование ствола.

1

54

Выполнение отдельных элементов.Листья рябины.

1

55

Выполнение отдельных элементов.Листья березы

1

56

Выполнение отдельных элементов.Листья цветущего дерева- сакура»

1

57

Сборка и закрепление деревьев в горшочке

1

58

Решение проектных задач: «Красочные деревья»

1

Раздел 9. «Сказочные герои»

9 ч

59

Беседа по сказке «Приключения Буратино». Рассматривание готовых изделий. Зарисовка схем

1

60

Показ техники по выполнению головы. Выбор ярких тонов цвета. Выполнение фигурки буратино по схеме.

1

61

Присоединение рук, ног, азбуки. Расположение фигурок на основе согласно композиции.

1

62

Составление композиции к сказке «Дюймовочка».

Подготовка основы.Зарисовка схем

1

63

Выполнение фигурки «Дюймовочки  по схеме

1

64

Составление схемы плетения птицы

1

65

Изделие: «Ласточка»

1

66

Изделие: «Крот»

1

67

Решение проектных задач: «Дюймовочка»

1

68

Итоговое занятие.Выставка работ

1.4. Предполагаемые результаты обучения

Освоение детьми программы по бисероплетению  направлена на достижение комплекса  результатов в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта. Программа обеспечивает достижение  следующих личностных, метапредметных и предметных результатов:

Личностные результаты

Личностные УУД

-   учебно – познавательный интерес к бисероплетению, как одному из видов народного творчества;

- чувство прекрасного и эстетические чувства на основе знакомства с мультикультурной картиной  современного мира;

-  навык самостоятельной работы  и работы в группе при выполнении практических творческих работ;

-  ориентации на понимание причин успеха в творческой деятельности;

- способность к самооценке на основе критерия успешности деятельности;

- заложены основы социально ценных личностных и нравственных качеств: трудолюбие, организованность, добросовестное отношение к делу, инициативность, любознательность, потребность помогать другим, уважение к чужому труду и результатам труда, культурному наследию.

Метапредметные рузультаты

Регулятивные УУД

- выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания творческих работ. Решать художественные задачи с опорой на знания о цвете, правил композиций, усвоенных способах действий;

- учитывать выделенные ориентиры действий в новых техниках, планировать свои действия;

- осуществлять итоговый и пошаговый контроль в своей творческой деятельности;

- адекватно воспринимать оценку своих работ окружающих;

- навыкам работы с разнообразными материалами и навыкам создания образов посредством различных технологий;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Познавательные УУД

- различать изученные виды декоративно – прикладного искусства, представлять их место и роль в жизни человека и общества;

- приобретать и осуществлять практические навыки и умения в бисероплетении;

- осваивать особенности художественно – выразительных средств,  материалов и техник, применяемых в бисероплетении.

- развивать художественный вкус как способность чувствовать и воспринимать многообразие видов и жанров искусства;

- художественно – образному, эстетическому типу мышления, формированию целостного восприятия мира;

-  развивать  фантазию, воображения, художественную интуицию, память;

- развивать критическое мышление, в способности аргументировать свою точку зрения по отношению к различным произведениям бисероплетения;

Коммуникативные УУД

-первоначальному опыту осуществления совместной продуктивной деятельности;

- сотрудничать и оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми

- формировать собственное мнение и позицию;

В результате занятий декоративным творчеством у детей  должны быть развиты такие качества личности, как умение замечать красивое, аккуратность, трудолюбие, целеустремленность.

Предметные:

В конце изучения программы "В мире бисера» является формирование следующих знаний:

-правила техники безопасности;

-основы композиции и цветоведения;

-классификацию и свойства бисера;

-основные приемы бисероплетения;

-условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера;

умений:

-гармонично сочетать цвета при выполнении изделий;

-составлять композиции согласно правилам;

-правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками;

-четко выполнять основные приѐмы бисероплетения;

-свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по

бисероплетению;

-изготавливать украшения, плоские и объемные фигурки животных из бисера на основе изученных приемов;

-выполнять отдельные элементы и сборку изделий;

-рассчитывать плотность плетения.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Условия реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы  «В мире бисера»

2.2. Условия реализации программы

Занятия по программе планируется проводить на территории МКОУ Зыковской ООШ

Первым, наиболее важным этапом реализации предлагаемой программы станет входная диагностика обучающихся.Проведение психологической игры «Давайте познакомимся»(Выявление уровня подготовки учащихся в бисероплетении.)

Материально-техническая база:

Занятия проводятся в кабинете, в очной форме обучения.

- Кабинет  теплый, светлый;

- Наличие классной доски;

- Необходимое количество парт и стульев;

Кабинет подготовлен к занятиям и отвечает санитарно-гигиеническим требованиям и нормам освещения. Кабинет оформлен эстетически в соответствии со спецификой данного вида деятельности, что способствует формированию хорошего вкуса воспитанников. Количество оборудованных мест для работы соответствует количеству обучающихся. В кабинете имеются инструкции по технике безопасности и охране труда.

- инструменты и материалы для бисероплетения

Инструменты:

- Пинцет;

- Кусачки;

- Плоскогубцы;

- Ножницы;

- Тонкие иглы № 0 или № 1, импортные иглы № 11, № 12

- Линейка;

- Карандаш;

- Портновские булавки;

Материалы:

- бисер, бусины, рубка, стеклярус разных цветов и размеров;

- проволока для бисероплетения (0,2–0,4 мм) разных цветов;

- леска или мононить для бисероплетения (0,2–0,4 мм);

- ножницы;

- линейка;

- лоскуты однотонной ткани разных цветов;

- цветной картон или бархатная бумага;

- иглы для бисера (№10);

- нитки капроновые разных цветов;

- клей ПВА;

- шпатлевка;

- краски;

- кисточки;

- тетрадь в клетку (для зарисовок схем);

- цветные карандаши или фломастеры.

Дополнительные материалы

- Клей;

- Флористическая лента
- Копировальная бумага

Калька

Информационное обеспечение:

- Видео уроки;

- Онлайн - игры

- Диафильмы, видеозаписи, аудиозаписи, мультимедийные материалы,

- Компьютерные программные

Дидактический материал:

- фотографии, дидактические карточки, памятки,

- специальная литература,

- раздаточный материал (тетради, бланки тестов, анкет)

- наглядные пособия (таблицы, графики)

- инструкционные карты, технологические карты

- образцы, изготовленные педагогом дополнительного образования

- коллекции детских творческих работ

- схемы изготовления изделий

- карточки с заданиями

2.3. Формы аттестации (контроля)

Важным моментом работы по данной программе является отслеживание результатов. Контроль позволяет определять степень эффективности обучения, проанализировать результаты, внести коррективы в учебный процесс, позволяет детям, родителям, педагогам увидеть результаты своего труда, создает благоприятный психологический климат в коллективе.

Контроль степени результативности реализации образовательной программы может проводиться в различных формах.

С целью проверки теоретических знаний можно использовать викторины, игры, кроссворды, карточки, письменные и устные опросы.

О сформированности практических умений и навыков свидетельствует правильное и аккуратное выполнение всех элементов бисероплетения, творческий подход к изготовлению изделий.

Критерием оценки умений может также считаться выполнение индивидуальных изделий из бисера, а также участие в конкурсах и выставках.

Формой итогового контроля может быть выставка творческих работ.

Выставка - форма итогового контроля, осуществляемая с целью определения уровня мастерства, культуры, техники использования творческих продуктов, а также с целью выявления и развития творческих способностей учащихся. По итогам выставки лучшим участникам может выдаваться творческий приз.

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней.

Промежуточный контроль.

-тестовый контроль, представляющий собой проверку репродуктивного уровня усвоения теоретических знаний с использованием карточек-заданий по темам изучаемого курса;

-фронтальная и индивидуальная беседа;

-цифровой, графический и терминологический диктанты;

-выполнение дифференцированных практических заданий различных уровней сложности;

-решение ситуационных задач направленное на проверку умений использовать приобретенные знания на практике;

-решение кроссвордов.

Промежуточный контроль предусматривает участие в конкурсах и выставках декоративно-прикладного творчества разного уровня.

Итоговый контроль.

Итоговый контроль проводится по сумме показателей за всё время обучения в творческом объединении, а также предусматривает выполнение комплексной работы, включающей изготовление изделия по единой предложенной схеме и творческую работу по собственным эскизам с использованием различных материалов.

В конце изучения курса "Бисероплетение" обучающиеся должны знать правила техники безопасности, основы композиции и цветоведения, классификацию и свойства бисера, основные приёмы бисероплетения, условные обозначения, последовательность изготовления изделий из бисера, правила ухода и хранения изделий из бисера; уметь гармонично сочетать цвета при выполнении изделий, составлять композиции согласно правилам, классифицировать бисер по форме и цветовым характеристикам, правильно пользоваться ножницами, иглами, булавками, чётко выполнять основные приёмы бисероплетения, свободно пользоваться описаниями и схемами из журналов и альбомов по бисероплетению, инструкционно-технологическими картами и составлять рабочие рисунки самостоятельно, изготавливать украшения, заколки для волос, салфетки, цветы, плоские и объёмные фигурки животных из бисера на основе изученных приёмов, выполнять отдельные элементы и сборку изделий, прикреплять застёжки к украшениям, рассчитывать плотность плетения, хранить изделия из бисера согласно правилам.

2.4. Оценочные материалы

Педагогический контроль знаний, умений и навыков учащихся осуществляется в несколько этапов и предусматривает несколько уровней (высокий, средний, низкий)

Для контроля и отслеживания результатов используется как выполнение работы учащихся, так и таблица «Уровни и критерии оценки учебной деятельности учащихся»

№ п/п

Уровни

высокий

средний

низкий

1

Имеет прочные теоретические знания и, опираясь на них, может создавать изделия собственного предлагаемому уровню сложности. Хорошо владеет приемами плетения.

Самостоятельно выполняет сборку изделия

Имеет хорошие навыки работы с бисером, но теоретические занятия не глубокие. Может работать как медленно, так и торопливо, но при этом допуская не большие ошибки. Готовый результат не всегда качественный. Сборку изделия выполняет самостоятельно.

Теоретические знания и технические навыки ограничены. Не может выполнить самостоятельно сборку изделия

2

Самостоятельно разбирается в схемах, разных источниках литературы.

Схемы может читать самостоятельно, редко использует терминологию

Схемы читает с трудом, нуждается в помощи педагога.

3

Правильно использует терминологию.

Знает термины, но редко использует.

Плохо знает терминологию, часто заменяет их другими словами. Не знает их значение.

4

Создаёт качественную гармоничную работу с умело продуманной композицией.

Затрудняется в цветовом решении своей работы.

Не может самостоятельно составлять композицию.

5

Владеет навыками использования инструментов и находит новые подходы в их использовании.

Знает назначение инструментов, правильно пользуется ими во время работы.

Не соблюдает правила охраны труда.

6

Имеет постоянный интерес к занятиям, имеет заметный творческий успех

Имеет устойчивый интерес к занятиям,  Имеет устойчивый интерес к занятиям, но редко проявляет инициативу, не проявляет творчества

Замедленный темп по причине рассеянности не позволяет ребёнку ощутить удовлетворение от занятия. Интерес к делу проявляет редко. Не проявляет инициативу.

7

Освоил практически весь объем знаний, предусмотренных программой

Объем усвоенных знаний составляет более 50%

Овладел менее, чем 50% объема знаний, предусмотренных программой

8

Учащихся участвует в конкурсах, фестивале,

выставке

на уровне района,

Учащийся участвует в конкурсах, фестивале, выставке под руководством педагога

на уровне района

Учащихся не активен

в участии проведении конкурсов, соревнований,

выставке

2.5. Методические материалы

Методы обучения:

  • Словесный
  • Наглядный
  • Объяснительно-иллюстративный
  • Репродуктивный
  • Частично-поисковый
  • Исследовательский
  • Игровой
  • Проектный

Формы организации образовательной деятельности:

-Индивидуальная

-Индивидуально-групповая

-Групповая

-Практическое занятие

-Открытое занятие

-Беседа

-Выставка

-Защита проекта

-Игра

-Презентация

-Мастер-класс

Педагогические технологии:

-Технология индивидуального обучения

-Технология группового обучения

-Технология коллективного взаимодействия

-Технология дифференцированного обучения

-Технология проблемного обучения

-Технология исследовательской деятельности

-Проектная технология

-Здоровьесберегающая технология

Дидактические материалы:

-Раздаточные материалы

-Инструкции

-Образцы изделий

2.6. Список  литературы

Список литературы для педагога

1. Программа педагога дополнительного образования: От разработки до реализации / Сост. Н. К. Беспятова. – М.: Айрис – пресс, 2003. – 176с. – (Методика).

2. Астраханцева, С. В. Методические основы преподавания декоративно – прикладного творчества: учебно – методическое пособие/С. В. Астраханцева, В. Ю. Рукавица, А. В. Шушпанова; Под науч. ред. С. В. Астраханцевой. – Ростов р/Д: Феникс, 2006. – 347 с.: ил. – (Высшее образование).

3. Каргина, З. А. Технология разработки образовательной программы дополнительного образования детей / З. А. Каргина // Внешкольник. – 2006. - № 5. – С. 11-15.

4. Паньшина, И. Г. Декоративно – прикладное искусство. Мн., 1975.  - 112с., ил.

5. Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование/[В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.]; под ред. В. А. Горского. – М.: Просвещение, 2010.-111с. – (Стандарты второго поколения).

6. Сафонова Е. Ю.  Вместе с детьми -  по ступенькам творческого роста [Текст] / Е. Ю. Сафонова // Дополнительное образование. – 2004. - №7. – С. 36-49.

7. Электронные образовательные ресурсы   “Бисероплетение”

1.    Техника параллельного плетения бисером на проволоке

http://www.rukodelie.by/content/?id=2558

2.    Петельная техника плетения бисером

http://ourworldgame.ru/petelnaya-texnika-pleteniya-biserom/

3.    Игольчатая техника плетения бисером

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-bisera

4.    Инструменты и материалы для бисероплетения

http://blog.kp.ru/users/anatolna/post109764279

5.    Низание бисера «в крестик»

http://www.vilushka.ru/biser/krestik.html

6.   История бисера

http://rainbowbiser.ru/igolchataya-tehnika-pleteniya-iz-biserahttp://www.kalitva.ru/2007/06/08/istorija_bisera..html

7.    Развитие бисерного производства и рукоделия в России.

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/razvitie_bisernogo_proizvodstva_i_rukodelija_v_rossii..html

8.    Материалы и инструменты для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/materialy_i_instrumenty_dlja_raboty_s_biserom..html

9.    Подготовка рабочего места для работы с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/podgotovka_rabochego_mesta_dlja_raboty_s_biserom..html

10.    Полезные советы при работе с бисером

http://www.kalitva.ru/2007/06/08/poleznye_sovety_pri_rabote_s_biserom..html

Список литературы для обучащихся

1. Л.В. Базулина, И.В. Новикова «Бисер» - Ярославль, «Академия развития», 1999

2. Э. Исакова, Т. Ткаченко «Подарки из бисера» - Ростов-на Дону, «Феникс», 2006

3. Т. Ткаченко, К. Стародуб «Плетём объёмные игрушки из бисера»-Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

4. Исакова, Стародуб, Ткаченко «Сказочный мир бисера. Плетение на леске» - Ростов-на-Дону, «Феникс»,2006

5. Ткаченко, Стародуб «Бисер, драгоценные камни и фэн-шуй», «Феникс», 2005

6. Т.Н. Манкова «Бисерная миниатюра. Как создать объём» - «Феникс», 2005

7. Ткаченко, Стародуб «Плетём снежинки из бисера»- «Феникс», 2007

8. А.Р. Магина «Поделки из бисера для любимой мамочки» - Москва, «Сова», 2006

9. Н.И. Бондарева «Цветы из бисера» -Ростов-на-Дону, «Феникс», 2007

10. Ткаченко, Стародуб «Плетём рыбок из бисера» - «Феникс», 2007

11. Ткаченко, Стародуб «Плетём насекомых из бисера» - «Феникс»,2006

12. Ткаченко, Стародуб «Плетём бабочек из бисера» - «Феникс», 2007

13. М. Федотова, Г. Валюх «Цветы из бисера»- Москва, «Культура и традиции», 2005

14. Донна ДеАнжелис Дикт «Цветы из бисера в вашем доме»- Москва, «Мартин», 2007

15. Л. Божко  «Изделия из бисера»- Москва, «Мартин»,2006

Список литературы для родителей обучающихся:

  1. Аколозова Л.М. Украшения из бисера. М.: Культура и традиции, 1999.
  2. Ануфриева М.Я. Искусство бисероплетения. Современная школа. – М.: Культура и традиции, 1999.
  3. Божко Л.А.  Бисер. - М.: Мартин, 2000.
  4. Виноградова Е.Г. Бисер для детей: игрушки и украшения. – М.: Изд-во «Эксмо»; СПб.: «Валерии» СПД. 2003.
  5. Дубинина С.М. Плетение бисером. – М.: Изд-во «Вече», 2000.