Гильоширование. Выжигание по ткани

Мымрина Нина Федоровна

Методическая разработка для педагогов, реализующих дополнительную образовательную программу по декоративно-прикладной и художественной направленности, стремящихся освоить новый способ оформления одежды и предметов декора

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл giloshirovanie.docx359.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

Дополнительного образования

Центр развития творчества детей и юношества г. Павлово

Театр моды «Галатея»

Методическая разработка

«Гильоширование. Выжигание по ткани»

H:\Галатея\гала-работа\DSC05810.JPG

Автор: Мымрина Нина Федоровна

педагог дополнительного образования

 высшей квалификационной  категории

г. Павлово, 2020

Аннотация

Многие еще с детства владеют техникой выжигания по дереву. Этот вид работы доступен многим, у кого дома имеется прибор для выжигания. У многих такие приборы стоят без дела. Предлагаю достать забытый прибор  и освоить новый вид декоративно-прикладного искусства – гильоширование. Эта работа особенно заинтересует девочек, так как изделия, выполненные в этой технике, напоминают легкое воздушное кружево, затейливую вышивку, ажурные цветы.

Тема методической разработки по дизайну одежды «Гильоширование. Выжигание по ткани» входит в раздел «Художественное оформление одежды» дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы театра моды «Галатея».   Методическая разработка рекомендуется для работы педагогов дополнительного образования, реализующих дополнительную образовательную программу художественной или декоративно-прикладной направленности и работающих нестандартно, стремящихся находить индивидуальный подход к способностям каждого обучающегося. Данный вид деятельности применяем для учащихся с 7 до 10 лет только под чутким руководством педагога. С 10 лет допустима самостоятельная работа учащихся над проектами разного уровня в технике гильоширования.

Художественное гильоширование – это искусство нашего времени, так, как представленные в методической разработке изделия изготавливаются из материалов на синтетической основе.

Названием гильоширование объединены такие виды народного творчества, как чеканка, выжигание по дереву, вырезание и выпиливание по дереву.

Гильоширование – это вырезание по ткани, только вырезание и соединение деталей производится раскаленной иглой. Сущность выполнения этих работ основана на способности синтетических тканей плавиться под воздействием высокой температуры.

Данная методическая разработка включает:

  • выбрать нужные ткани;
  • сделать «королевскую» иглу;
  • приемы гильоширования – припаивание деталей к основе, прорезка узоров капелькой, ромбиками, кружочками.

Основоположником техники «художественное гильоширование» является Зинаида Петровна Котенкова. Именно она «за 18 лет увлечения и изготовления изделий гильошированием разработала приемы и рисунки», выпустила книгу, обучила много учеников по всей России, которые стали  мастерами данного вида творчества.

 Первый опыт выжигания по ткани я получила еще в детстве. В школьные годы, будучи воспитанницей театра моды « Галатея», моим педагогом была замечательная талантливая женщина Татьяна Михайловна Страхова. Татьяна Михайловна, в совершенстве владея техникой художественного выжигания по ткани, научила и влюбила нас девчонок в это творческое ремесло.  Теперь я, продолжая дело моего педагога, обучаю девочек ТМ «Галатея» данному виду творчества и составила методическую разработку раздела по дизайну «Художественное гильоширование», которая входит в раздел дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы театра моды «Галатея».

Методическая разработка по дизайну «Художественное гильоширование» также может быть использована педагогами дополнительного образования, реализующих дополнительную образовательную программу художественной или декоративно-прикладной направленности и работающих нестандартно, стремящихся находить индивидуальный подход к способностям каждого обучающегося.

Цель: создание условий для самовыражения и самореализации обучающихся через изучение техники гильоширования.

Задачи:

- расширение знаний, умений и навыков  в области дизайна одежды;

- развитие интереса учащегося  к освоению нетрадиционной техники обработки ткани, разработка авторских эскизов для своих работ;

- осуществление образовательного процесса в соответствии с познавательными потребностями;  

- способствование развитию образного мышления посредством создания новых художественных идей.

Ожидаемые результаты:

- расширит знания,  умениями и навыки в области дизайна одежды;

- привит интерес обучающегося  к освоению новой техники обработки,  декорирования ткани;

- разрабатывает авторские эскизы;

- осуществлен образовательный процесс в соответствии с познавательными потребностями;  

- развито образное мышление.

Учебно-тематический план

Тема занятий

Количество часов

теория

практика

итого

1

Планирование творческой работы, мини-проекта в технике гильоширование

1

-

1

2

Разработка эскиза изделия

-

2

2

3

Выполнение шаблонов для гильоширования

-

1

1

4

Выполнение творческой работы в технике гильоширования.  Например, кружевной салфетки, воротника, манжет.

Рефлексия.

-

2

2

Всего:

1

5

6

Содержание

  1. Планирование творческой работы
  • Объем; (размер творческой работы)
  • Форма;  (круг, овал, квадрат)
  • Применение; (для чего?)
  • Тема: например: «зимний узор», «листопад»
  • Подготовка материалов

     2.  Разработка эскиза

  • Форма изделия: салфетки, скатерти, воротника, манжет и др.  
  • Форма шаблонов: листок, завиток, бабочка, цветок, сердечко, елочка, снежинка

  1. Выполнение шаблонов для гильоширования
  • С помощью кальки, переводим с эскиза на фольгу форму шаблона(ов);
  • Вырезаем шаблон из фольги

  1. Техника изготовления изделия в технике гильоширования:
  • Выполните несколько плоских деталей в виде цветов, листьев, бутонов, декоративных завитков. Лоскут чистой, отутюженной синтетической ткани разложите на стекло. Удерживая рукоятку аппарата для выжигания перпендикулярно изделию, ведите по краю шаблона из фольги раскаленной иглой. Выжигаем несколько одинаковых деталей.
  • Сварка – приваривание деталей (добавок) к основной ткани. Закрепление деталей на основе. Вырезанные детали разложите в виде композиции на основе – однотонной ткани. С помощью выжигателя закрепите детали ткани отдельными точками, склеивая быстрыми уколами раскаленной иглы детали и основу. Закрепляют детали аппликации по центру или по краям.

Приварив каждые 5-7 мм добавки и основы, прижмите пальцем левой руки шов сварки до остывания расплавленного клея. Это необходимо для прочного соединения детали и основы. На мелких деталях лучше не применять сварку в бочок, так как сильно уменьшается размер добавки. На схемах и рисунках основной вид сварки обозначается точками.

    5.  Рефлексия

  • Анализ, самоанализ
  • Например, мини-выставка работ

Формы организации образовательного процесса

Основными формами организации образовательного процесса являются:

  • Проектная деятельность - способствует развитию таких качеств, как коммуникабельность, самостоятельность, предприимчивость, а так же творческих способностей. В ходе проектирования перед обучающимся всегда стоит задача представить себе еще не существующее, но то, что он хочет, чтобы получилось в результате его активности. Он должен представить себе, что это должно быть и чем это должно быть для него.
  • Участие в выставках - активизируют познавательную и творческую деятельность обучающихся, способствуют повышению уровня восприятия, вызывая всплеск эмоций.

Материально-технические обеспечение

  • Кабинет с хорошим освещением, графиком проветривания,      соответствующим нормам Сан-Пин;
  • Прибор для выжигания по дереву – выжигатель; (с названиями «Умелец», «Дымок», «Досуг», «Узор» и другие);

Игла на ручке выжигателя – очень важная деталь. В процессе работы игла накаляется и, оплавляя по намеченному контуру синтетическую ткань, создает необычно эффектный рисунок. Иглой прибора для выжигания по дереву пользоваться нельзя, она очень накаляется, и ткань от нее просто горит.

Для гильоширования иглу необходимо заменить в выжигательном аппарате на специальные, более тонкие, которые выполняют на заказ, или изготовить самостоятельно из нихромовой проволоки диаметром 0,15 – 0,25 мм или простой проволоки (назовем их простая иголка и «королевская»).

Внимание!!! Иглу может менять только взрослый !!!

Простую иголку можно сделать следующим образом: изогнуть кусочек проволоки пополам, изгиб сжать и заточить. Рекомендуем использовать для работы на плотных и толстых тканях, чтобы получить крупные детали рисунка гильоширования.

«Королевскую» иглу предлагаем изготовить так: возьмите швейную иглу №3 (4), отломите ушко (этот конец иглы идет на клемму). Отступите от острия иглы 5 мм и обмотайте иглу на 1/3 нихромовой проволокой. Применяется на тонких материалах, когда требуется более тонкий, изящный рисунок.

Чтобы заменить иглу, в ручке выжигателя отверткой ослабьте крепежные винты и закрепите нужную иглу.

  • Стекло применяется для удобства в работе и предохраняет рабочий стол от повреждений. Размеры стекла – 25х40 см, толщина – 4-5 мм.  Под стекло рекомендуется подложить бумагу, одна половина которая белая, а другая – черная. Это удобно при гильошировании изделий из ткани светлых и темных тонов;
  • Металлическая щеточка необходима для чистки любой иглы от окалины, которая образуется при оплавлении синтетических тканей. Для изготовления этого приспособления сшейте из материала колечко по размеру указательного пальца левой руки. К нему прикрепите кусок металлической щетки.
  • Для очистки иглы можно пользоваться и иглочисткой, выполненной из нескольких слоев хлопчатобумажной ткани.
  • Подставка для рукоятки выжигателя должна быть из металла. На эту подставку положите выжигатель в перерыве между работой. Если нет специальной металлической подставки, то рекомендуется  воспользоваться пластиной из стекла  толщиной 4-5 мм.
  • Металлическая линейка – для выполнения прямых срезов при выжигании. Длина линейки 25-30 см.
  • Портновские булавки – для скрепления основы изделия и рисунка.
  • Настольная лампа.