Конспект дистанционного занятия на тему: «Изготовление игольницы «Цветок» для детей 7-10 лет

Занятие реализуется в рамках дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Лоскутное шитьё». Проводится  в конце учебного года, дистанционно с детьми первого года обучения. Конспект предназначен для тех, кто занимается творчеством с применением ручных швов. Возможно  распространение опыта внутри образовательной области  «технология» в школе для младшего возраста. Назначение занятия -  применение ручных швов, аккуратное выполнение изделия. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zan._1_igolnitsa.docx66.24 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное учреждение  дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»

Конспект дистанционного занятия на тему:

«Изготовление игольницы «Цветок»

 для детей 7-10 лет

                                                              Составил:  Сапегина Е.В.

педагог дополнительного образования

                                                                                   первой квалификационной категории

г. Выкса

2022г.

Конспект дистанционного  занятия  №1

Пояснительная записка

Занятие реализуется в рамках дополнительной образовательной общеразвивающей программы «Лоскутное шитьё». Проводится  в конце учебного года, дистанционно с детьми первого года обучения (по причине карантина по COVID – 19).

Назначение занятия -  применение ручных швов, аккуратное выполнение изделия. Конспект предназначен для тех, кто занимается творчеством с применением ручных швов. Возможно  распространение опыта внутри образовательной области  «технология» в школе для младшего возраста.

Тема: «Игольница»

Форма организации  занятия: Видео-урок

Возраст: 7-8 лет

Цель:

Развитие творческих способностей детей на занятиях лоскутным шитьём.

Задачи:

  • Обучить приёмам изготовления изделия, используя шов «вперед иголку», познакомить с «потайным» швом;
  • Развивать мелкую моторику рук, внимание, память, художественный вкус, аккуратность, точность, творческое отношение к выполняемой    работе;
  • Воспитывать  интерес к народному  творчеству и декоративно-прикладному искусству.

Хронометраж занятия

 1.Вводная часть. 2 мин.

 1.Приветствие    1мин.

 2. Краткое ознакомление с пройденным материалом  1 мин.

 2. Основная часть  38 мин.

1. Объяснение выполнения работы. 4 мин. 2. Ознакомление с требованиями техники безопасности, инструменты. 1мин.

3. Самостоятельное выполнение работы. Физкультпауза. Индивидуальная помощь.

33 мин.

3. Заключительная часть. 5 мин.

 1. Выставка работ, подведение итога

Заключительная часть проводится после получения фоторабот. Оформляется выставка           работ и выставляется в группе. Проводится коллективное обсуждение. Оценка работы педагогом.

Оборудование и инструменты:

нитки, ножницы, иглы, игольницы, лоскуты ткани, карандаш, шаблоны: 1круг - диаметр 8см, 2 круг - диаметр-5см; 3круг – диаметр 3см; полоска -6х10см.

Дидактический материал:

 таблицы по технике безопасности, гимнастике для глаз, образцы работ.

Методы обучения:

беседа с объяснением выполнения работы, показ приёмов шитья, самостоятельная работа с дозированной помощью педагога

Сценарий занятия

 1.Вводная часть. 3 мин.

Педагог:  Здравствуйте, друзья! Столько времени мы с вами не виделись! Я уже успела соскучиться.  А вы, не забыли меня? Тем, кто забыл, я  напомню. Меня зовут Елена Васильевна. Вспомнили? Очень хорошо.

Теперь вспоминайте, какие мы игрушки и поделки делали с вами.

Дети: перечисляют.

Педагог:  Сегодня мы будем  продолжать с вами пополнять  вашу коллекцию поделок.

Скажите мне, какая главная,  нужная поделка всегда на столе у рукодельницы?

Дети: Игольница

Педагог: Правильно, игольница. Она всегда рядом, под рукой. Хранительница иголок.

2. Основная часть  37 мин.

 Сейчас мы с вами и сделаем такую хранительницу иголок – игольницу «Цветок»,  необходимую вещь для рукодельниц.  Вот такую (показ образца).

Вначале давайте вспомним правила техники безопасности при работе с иглой, ножницами. Как пользоваться иглой, ножницами? Что нельзя делать при работе с иглой, ножницами? Что делать, если потеряли иглу? (У детей  настольная памятка  «Правила безопасности при работе с иглой, булавками и ножницами»)                                                          

У вас на столе  лоскуты ткани и шаблоны из картона:  три круга разных размеров, полоска. Они нам пригодятся  для раскроя ткани. А рядом иглы, нитки, ножницы – они пока в сторонке побудут.

Берём лоскут ткани,  шаблон: самый большой круг. Ткань уже проглажена, готова для раскроя. Располагаем ткань лицевой стороной вниз. На изнаночной стороне располагаем шаблон. Обводим его мелом или карандашом. Младшие девочки ещё не пользовались мелом.  Им удобнее карандашом. Все шаблоны у вас уже с припусками на шов, добавлять 0,5см не надо. Убираем шаблон и вырезаем круг. Так же раскраиваем ещё один круг, используя средний шаблон. А самый маленький круг оставим картонным, из ткани раскраивать не будем (показ).

Мы раскроили верхнюю и нижнюю часть игольницы. Убираем срезки, шаблоны, чтобы они нам не мешались.

Теперь берём, желательно другого цвета, ткань  и шаблон-полоску. Теперь раскроим среднюю часть игольницы – оборочку. Уже раскраиваем самостоятельно: располагаем ткань (как?, затем что?,  потом что?). Молодцы. У вас готовые детали из ткани: два круга и полоска. Третий круг остается картонным. Убираем всё лишнее со стола.

Приступаем к работе. Берём нитки, отмеряем длину нити через  локоток  и вдеваем в ушко, соединяем концы ниток. Дальше вспоминаем. Иголка остриём смотрит вверх,  а кончик длинного хвостика  прикладываем к середине иглы, прижимаем пальчиками и накручиваем на иглу: один, два, три, четыре, пять, перехватываем пальчиками, прижимаем то, что накрутили и вытаскиваем иглу вверх. Прижимаем  до тех пор, пока узелок не завяжется. Всё, готов узелок. Взяли большой круг и шьём швом «вперёд иголку», отступив немного от края. Посмотрите: прокалываю вверх, узелок оставляю на изнаночной стороне, делаю стежок, прокалываю вниз и так продолжаю, делая равные стежки. Будьте внимательны, не ошибайтесь, иначе нить не стянется. Это техника «Йо-Йо». Помните, мы эту технику применяли, когда делали цветочки? Прошили, стягиваем немного, вкладываем кусочек синтепона или другого набивочного материала, стягиваем туго, завязываем узелок. Нитку отрезаем (показ).

Вот что у нас получилось. Откладываем пока в сторону.

Готовим нитку с иголкой. Завязываем узелок.

Берём полоску ткани, складываем края заготовки лицом к лицу по ширине и прошиваем швом вперёд иголку, отступая от края 0,5см. Посмотрите, как закрепить нитку в конце шва. Маленький стежок вперед и возвращаемся назад, к началу этого стежка, прокололи вниз - вверх и не стягивая, в образовавшуюся петлю, протягиваем нитку с иголкой два раза с одной и той же стороны, затягиваем. Узелок готов (показ). Отрезаем нить, смотрим, что получилось.  Получилось кольцо (показ).  Сгибаем ткань посередине,  соединяя свободные края. У вас получилось с одной стороны сгиб, а с другой два края. Соединяем их и прошиваем вместе швом «вперед иголку», не ошибаемся. Ошибетесь, сборка не получится. Прошили до узелка и стягиваем, завязываем узелок. Нить не отрезаем, если она ещё длинная. Иголку вкалываем в игольницу.

 Устали? Отдохнём. Физкультпауза. Вспоминайте веселые минутки. Не забудьте вначале дать глазкам отдохнуть. (У детей настольная памятка «Гимнастика для глаз»).

Продолжаем работу. Вспоминаем технику безопасности при работе с иглой, ножницами. Будьте осторожны.

Берем первую часть игольницы (шарик), накладываем на середину оборки. Держим пальцами сверху и снизу (показ). Прошиваем «потайным швом». Нить прокалываем в шарик, не глубоко, и где нитка вышла, там же прокалываем оборку (напротив), прячем нить между тканями, прокалываем наружу и опять прокалываем шарик (показ).  Так повторяем по кругу до завершения шва. Завязываем узелок.

Говорите, что у нас уже получилась игольница? Получилась, сверху красивая. А внизу? Вот мы сейчас этот шов некрасивый спрячем. Заготовки ещё остались. Правильно, два круга: один из ткани, другой из картона. Приготовили иголку с ниткой, завязали узелок и прошиваем так же,  как и большой круг прошивали. Но в  середину вкладываем не синтепон, а картонный кружок, он  не даст игле проколоть игольницу насквозь, и стягиваем, но не сильно, середина картонного круга будет видна. Вот что у нас получилось. Теперь закрываем некрасивое место этим кружком и прошиваем «потайным швом». Завязываем узелок. Вот теперь игольница готова. Посмотрите, какая красивая!

Очень жду фото ваших прекрасных  работ!!!

3. Заключительная часть. 5 мин.

Педагог: Выставка ваших работ прекрасна. Работы получились интересные и все разные. Ткани подобраны яркие, сочетающие по цвету. Молодцы! Вот ещё одна поделка в вашей копилке. Дальнейших вам творческих успехов!!!

Приложение

Правила безопасности при работе иглой, булавками и ножницами

http://rusalka-7.ucoz.ru/_si/0/66711258.gif

Иглы и булавки

  1. Иглы хранить игольнице. Булавки хранить в коробке с плотно закрывающейся крышкой.
  2. Сломанную иглу не бросать, а класть в специально отведенную для этого коробку.
  3. Знать количество иголок, булавок, взятых для работы. В конце работы проверить их наличие.
  4. Во время работы иголки и булавки вкалывать в игольницу, нельзя брать в рот, не вкалывать в одежду, мягкие предметы, не оставлять иголку в изделии.
  5. Не шить ржавой иглой. Она плохо проходит в ткань, оставляет пятна и может сломаться.
  6. Скреплять  ткань острыми концами булавок в направлении от себя, чтобы при движении рук вперед или в стороны не наколоться.
  7. В конце занятия проверить, не остались ли в изделии булавки или иголки.

http://rusalka-7.ucoz.ru/_si/0/08101583.gif

Ножницы

  1. Ножницы хранить в определенном месте - рабочей коробке.
  2. Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего;
    передавая, держать их за сомкнутые лезвия.
  3. Работать хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.
  4. Не оставлять ножницы с раскрытыми лезвиями.
  5. Следить за движением и положением лезвий во время работы.
  6. Использовать ножницы только по назначению.

http://rusalka-7.ucoz.ru/_si/0/89183899.gif

Физкультминутка «Овощи»

(упражнения для глаз)

Ослик ходит выбирает,                           Ходьба на месте,

Что сначала съесть - не знает.                 руки в стороны

Наверху созрела слива,                          Посмотреть вверх, руки вверх

А внизу растет крапива,                         Посмотреть вниз, руки вниз

Слева – свекла, справа – брюква,          Посмотреть влево – вправо,

Слева – тыква, справа – клюква,           Влево — вправо,

Снизу – свежая трава,              Посмотреть вниз, руки через низ в       стороны

Сверху – сочная ботва.                           Посмотреть вверх, руки через верх в стороны

Выбрать ничего не смог                         И.П., зажмурить глаза, открыть,                поморгать 10 раз (повт. 2 раза)

И без сил на землю слег.                        И.П., обвести руками круг.

Литература

  1. Савостицкий Н.А., Ампрова Э.К. «Материаловедение швейного производства. Учебное пособие для студентов учреждений профессионального образования. М. Издательский центр «Академия», Высшая школа, 2000 г.
  2. Зайцева А.А. «Забавные поделки в оригинальной лоскутной технике» Азбука рукоделия.  М. ООО «Издательство «Эксмо», 2012, 64с., цв.ил.
  3. Малышева А.Н. «Работа с тканью». Я. «Академия развития», 2002, 96с., цв.илл.