Художественная обработка бересты

Жомова Ирина Валерьевна

 

До­пол­ни­тель­ная об­ра­зо­ва­тель­ная про­грам­ма « Художественная обработка бересты » является составительской, носит художественно – эстетическую и культурологическую направленность. Дан­ная про­грам­ма ба­зи­ру­ет­ся на зна­ни­ях и уме­ни­ях, по­лу­чен­ных детьми на уро­ках изо­бра­зи­тель­но­го ис­кус­ст­ва, технологии, окружающего мира, реа­ли­зу­ет их связь с ис­то­ри­ей нашего края. Отличительной особенностью программы является ее тематика, связанная с культурой родного города.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zhomova.doc465.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                         Оглавление

1. Пояснительная записка…………………………………........................3

2. Учебно – тематическое планирование………………….......................5

3. Содержание курса……………………………………………………….8

4. Формы и методы организации педагогической деятельности………16

5. Условия реализации программы……………………………………..18

6. Предполагаемые результаты………………………………………….21

 Список литературы……………………………………………………....22

 Приложение №1…………………………………………………………..23

1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Дополнительная образовательная программа « Художественная обработка бересты » является составительской, носит художественно – эстетическую и культурологическую направленность. Данная программа базируется на знаниях и умениях, полученных детьми на уроках изобразительного искусства, технологии, окружающего мира, реализует их связь с историей нашего края. Отличительной особенностью программы является ее тематика, связанная с культурой родного города.

Включение в программу регионального компонента  способствует формированию  у детей уважительного отношения к культурному наследию.

 Общение детей с произведениями народного искусства, их участие в процессе изготовления красивых, полезных и нужных в жизни вещей очень важно для их общего художественного развития, воспитания у них здорового нравственного начала, любви и уважения к труду.

Приобщение к народным традициям художественной обработки бересты предоставляет в этом широкие возможности. Художественная обработка бересты (плетение, роспись, резьба, чеканка, теснение штампами, процарапывание, инкрустация и окраска) является одним из видов народно- декоративного искусства, сохранившимся до наших дней.

В ходе обучения дети осваивают следующие технологии:

  • рисунок на бересте;
  • аппликация из бересты и природного материала;
  • мозаика из бересты;
  • конструирование из бересты;
  • резьба по бересте;
  • проектная деятельность детей.

Работа с природным материалом поможет ребёнку развить воображение, чувство формы и цвета, аккуратность, трудолюбие.

Актуальность программы заключается в обращении к духовному наследию прошлого, изучении и освоении культурного наследия родного края и его национальных традиций, восстановлении их социально – культурных функций, что является важнейшей идейно – нравственной задачей  культурно – образовательной политики государства.

В наше время заметно возрос интерес к народному художественному творчеству. Народное искусство сохраняет традиции преемственности поколений, влияет на формирование художественных вкусов.

Педагогическая целесообразность программы заключается в том, что она позволяет решить важные педагогические задачи: создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка.

  Основная цель программы – создание условий для развития творческого потенциала учащихся в процессе изготовления художественных изделий из бересты и природного материала.

Основные задачи программы:         

Образовательные:  

  • знакомство с историей берестяного промысла, как частью национального наследия;
  • знакомство с основными законами композиции;
  • обучение детей приемам обработки различных природных материалов;
  • формирование базовых умений лежащих в основе работы с природным материалом;
  • привлечение детей к поисково-исследовательской работе для получения новых знаний по истории и развитию декоративно – прикладного искусства малой родины.

Развивающие:

  • развитие воображения, пространственного мышления, художественно – эстетического вкуса, индивидуальных художественно – творческих способностей детей.

Воспитательные:

  • через знакомство с культурным прошлым родного края формировать чувство гражданственности, патриотизма и национальной гордости;
  • научить правильной и безопасной организации труда;
  • воспитывать уважительное отношение к трудовой деятельности человека.

 Основные принципы и педагогические  подходы к реализации программы

 При формировании учебных тем  учитывались принцип доступности и  принцип учета возрастных особенностей детей.

Деятельность детей  осуществляется через одновозрастные и разновозрастные группы, поэтому в ходе занятий широко используется  дифференцированный подход к детям, учитываются их творческие способности и степень восприятия и усвоения материала. Занятия носят, главным образом практический характер

2. УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

1 год обучения

Названия тем

кол-во часов по программе

Всего  

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

4

4

2.

«Живое дыхание природы» - береста.

4

4

3.

Инструменты и материалы.

4

4

4.

Сбор природного материала.

12

12

5.

Заготовка бересты.

12

12

6.

Обработка бересты.

8

4

4

7.

Мозаика из бересты.

16

4

12

7.1.

7.2.

Изготовление закладки из бересты.

Изготовление салфетки из бересты  (мозаика).

4

12

2

2

2

10

8.

8.1.

8.2.

Аппликация из бересты «Берестяное чудо»

32

4

28

Технология изготовления аппликации из бересты.

Аппликация из бересты и флористики «Осенний пейзаж»

4

28

4

28

9.

9.1.

9.2.

Объёмная аппликация из бересты

24

4

20

Технология изготовления объёмной аппликации из бересты.

Изготовление объёмной аппликации из бересты «Ваза с цветами».

4

20

4

20

10.

10.1.

10.2.

Резьба по бересте.

12

4

8

Технология резьбы по бересте.

Изготовление закладки для книги.

4

8

4

8

11.

11.1.

11.2.

Обереги.

12

4

8

Значение оберега в русской культуре. Технология изготовления оберега.

Изготовление оберега из бересты .

4

8

4

8

12.

Итоговое занятие.

4

4

                                   Всего

144

40

104

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

2 год обучения

                         Названия тем

кол-во часов по программе

Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Исследовательская работа.

6

6

3.

Заготовка бересты и природного материала.

8

8

4.

Обработка бересты.

4

4

5.

5.1.

5.1.1.

5.1.2.

5.2.

5.2.1

5.3.

5.3.1.

5.3.2.

Аппликация  «Берестяные узоры»

 «Русские просторы»

- «Берёзы»

- «Лесная сказка»

«Православный  храм моего города»

-Знакомство с храмом Иоана Богослова

-Технология изготовления аппликации

 «Русские сказки»

- «Сказка о царе Салтане»

- «Серебряное копытце»

6

6

2

12

12

12

12

12

2

6

6

12

12

12

12

12

6.

6.1.

Обереги.

Изготовление оберега «Домовой» с применением бересты и природных материалов.

8

8

7.

7.1.

7.2.

7.3.

Рисунок на бересте.

Технология изготовления рисунка на бересте.

Рисунок на бересте « Родной город».

Рисунок на бересте «Люблю природу русскую».

2

6

6

2

6

6

8.

8.1.

8.2.

8.3.

Резьба по бересте.

Технология резьбы по бересте.

Изготовление закладки для книги. Резьба по бересте.

 «Декоративная игольница».

2

4

8

2

4

8

9.

Изготовление куклы из бересты.

12

12

10.

Итоговое занятие.

2

2

                                  Всего

144

16

128

             

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

3 год обучения

                        Названия тем

 Всего

Теория

Практика

1.

Вводное занятие.

2

2

2.

Заготовка бересты и природного материала.

8

8

3.

Творческое проектирование.

2

2

4.

4.1.

4.2.

4.3.

4.4.

Изготовление кукол из бересты «Времена года»

- «Зима».

- «Весна»

- «Лето»

- «Осень»

10

10

10

10

10

10

10

10

5.

Работа над проектом «Времена года».

12

12

6.

Изготовление шкатулки из бересты.

12

12

7.

Работа над проектом «Шкатулка из бересты».

12

12

8.

8.1.

8.2.

8.3.

8.4.

Изготовление аппликации

 «Календарь природы»

- «Зима»

- «Весна»

- «Лето»

- «Осень»

10

10

10

10

10

10

10

10

9.

Работа над проектом аппликация из бересты и природного материала

 «Календарь природы»

12

12

10.

Итоговое занятие.                                

4

4

                                    Всего

   144

8

136

3. СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

1 год обучения

  1. Вводное занятие.

 Ознакомление с направлениями будущей деятельности. Демонстрация лучших работ детей 1, 2 и 3 годов обучения. Инструктаж по технике безопасности. Ознакомление с правилами поведения в Центре.

2. « Живое дыхание природы». Береста: Свойства материала. Художественные изделия из бересты.

3.  Инструменты и материалы  для заготовки и обработки бересты.

4. Сбор природного материала. Сбор трав, листьев, цветов, семян растений, мхов, веток. Сушка и прессовка цветов и листьев.

5. Заготовка бересты. Поход в лес.

6. Обработка бересты. Знакомство с технологией обработки бересты.

7.  Мозаика из бересты. 

7.1. Изготовление закладки из бересты .

      Теоретическое занятие. Работа со справочной литературой. Показ презентации « Мозаика»,  обсуждение технологии изготовления закладки в технике мозаики. Инструменты. Коллективное обсуждение готовых работ.

 Практические занятия. Выбор вида мозаики. Обработка бересты. Изготовление.

7.2. Изготовление салфетки из бересты . Выбор вида мозаики. Обработка бересты. Изготовление салфетки.

8.  Аппликация из бересты «Берестяное чудо»

8.1. Обучение технологии изготовления аппликации из бересты.

8.2. Аппликация из бересты и флористики «Осенний пейзаж».

      Теоретическое занятие. Выбор эскиза. Работа со справочной литературой.

      Практические занятия. Зарисовка эскиза. Обработка бересты, подбор флористического материала. Изготовление деталей для аппликации. Сборка пейзажа по эскизу. Приклеивание. Оформление работы в рамку.

 9. Объёмная аппликация из бересты

9.1. Технология изготовления объёмной аппликации из бересты.

9.2. Изготовление объёмной аппликации из бересты «Ваза с цветами».

     Теоретическое занятие. Выбор эскиза. Работа со справочной литературой.

Практические занятия. Подготовка инструментов и материалов. Обработка бересты. Зарисовка эскиза. Вырезание деталей. Сборка деталей по эскизу. Приклеивание. Покрытие лаком.

10. Резьба по бересте.

10.1. Технология резьбы по бересте.

10.2. Практическая работа Изготовление закладки для книги: подготовка материалов и инструментов (береста, картон цветной, клей, простой карандаш, нож для резьбы по бересте, бесцветный лак, кисть для лака). Изготовление формы закладки из картона. Обработка бересты, подгонка под форму картона. Нанесение рисунка-орнамента на бересту. Резьба по бересте. Приклеивание бересты на картон. Покрытие изделия лаком.

11. Обереги.

11.1. Значение оберега в русской культуре. Технология изготовления оберега.

11.2. Изготовление оберега из бересты. Подбор инструментов и материалов (береста, ножницы, клей, нить, иголка, бумага, фломастеры). Изготовление оберега.

12. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Подготовка и проведение выставки в студии. 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

2 год обучения

1. Вводное занятие. Ознакомление с направлениями будущей работы. Показ работ старших воспитанников. Инструктаж по технике безопасности.

  2.  Исследовательская работа на тему «Предметы быта из бересты». Посещение музея. Встречи с жителями города. Просмотр презентации «Берестяное чудо».

  3. Заготовка бересты и природного материала.  Сбор трав, листьев, цветов, семян растений, мхов, веток. Сушка и прессовка цветов и листьев.

  4.  Обработка бересты.

  5. Аппликация из бересты «Берестяные узоры».

 5.1. «Русские просторы». Работа со справочной литературой. Выбор эскиза.

Технология изготовления аппликаций:  Обработка бересты, подготовка флористики. Зарисовка эскизов. Сборка пейзажа по эскизу. Приклеивание. Оформление работы в рамку.

Темы практических работ: «Берёзы», «Лесная сказка»

5.2. Аппликация «Православный храм моего города»

       Знакомство с храмом Иоана Богослова г. Верхняя Салда, экскурсия. Работа со справочной литературой. Выбор эскиза.

 5.2.1. Технология изготовления аппликации: 

       - обработка бересты, подготовка флористики.

       - зарисовка эскизов.

       - сборка по эскизу.

       - приклеивание.

       - оформление работы в рамку.

 5.3. Аппликация «Русские сказки». Работа со справочной литературой. Выбор эскиза.

   Технология изготовления аппликаций:

  • обработка бересты, подготовка флористики.
  • зарисовка эскизов.
  • сборка по эскизу.
  • приклеивание.
  • оформление работы в рамку.

Темы практических работ: «Сказка о царе Салтане»,  «Серебряное копытце»

  6. Обереги.

  6.1. Изготовление оберега «Домовой» с применением бересты и природных  материалов.

  • просмотр мультфильма «Домовёнок Кузя».
  • подборка материалов: ткань, нитки, глаза, береста, шишки, мох.
  • зарисовка эскиза.
  • пошив туловища домового.
  • изготовление  шляпы, ног, рук, рта, корзина, волос, бороды.
  • приклеивание деталей.
  • художественное оформление изделия шишками, мхом.

  7. Рисунок на бересте. Работа со справочной литературой. Выбор эскиза.

 7.1. Технология изготовления рисунка на бересте.

  • обработка бересты.
  • нанесение рисунка простым карандашом.
  • нанесение рисунка красками.
  • оформление работы в рамку.

Темы практических работ: « Родной город», «Люблю природу русскую».

8. Резьба по бересте. Работа со справочной литературой. Выбор орнамента. Коллективное обсуждение готовых работ.

 8.1. Технология резьбы по бересте.

 8.2. Изготовление закладки для книги. Резьба по бересте.

 8.3. «Декоративная игольница».

  • работа со справочной литературой.
  • подготовка рабочего места.
  • подготовка инструментов и материалов.
  • Обработка и раскрой бересты.
  • нанесение рисунка на бересту карандашом.
  • резьба по берестяной основе.
  • сборка деталей, приклеивание.
  • покрытие берестяной поверхности лаком.
  • выкраивание и приклеивание дна игольницы.
  • пошив подушечки для игольницы.
  • сборка деталей.

 9. Изготовление куклы из бересты.

  • работа со справочной литературой.
  • подготовка инструментов и материалов.
  • обработка бересты.
  • изготовление туловища куклы: раскрой, склеивание.
  • изготовление рук куклы, раскрой, склеивание, приклеивание к

туловищу.

  • зарисовка лица куклы.
  • покрытие лица куклы лаком.
  • приклеивание головы куклы к туловищу.
  • изготовление короны, раскрой.
  • изготовление волос куклы, приклеивание волос, нанесение рисунка на берестяную основу простым карандашом.
  • нанесение рисунка на берестяную основу красками.
  • покрытие изделия лаком.
  • декоративное оформление куклы искусственным  мехом, бисером.

 10. Итоговое занятие. Подведение итогов года. Оформление и проведение итоговой выставки работ студийцев. Игровая программа на закрепление пройденного материала.

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА

3 год обучения

1. Вводное занятие.  Ознакомление с направлениями будущей работы. Показ работ старших воспитанников. Инструктаж по технике безопасности. Игровая программа на проверку пройденного материала.

2.  Заготовка бересты и природного материала. Сбор трав, листьев, цветов, семян растений, мхов, веток. Сушка и прессовка цветов и листьев.

3.  Творческое проектирование.

Схема работы над проектом:

Этапы

Задачи

Деятельность

учащихся

Деятельность

педагога

1. Начинание

Определение темы, уточнение целей, исходного положения. Выбор рабочей группы

1. Уточняют информацию

2. Обсуждают задание

1. Мотивирует учащихся

2. Объясняет цели проекта

3. Наблюдает

2. Планирование

Анализ проблемы. Определение источников информации. Постановка задач и выбор приоритетов оценки результатов. Ролевое распределение в команде

1. Формируют задачи

2. Уточняют информацию (источники)

3. Выбирают и обосновывают свои критерии успеха

1. Помогает в анализе и синтезе

 (по необходимости)

 2. Наблюдает

3. Принятие решения

Сбор и уточнение информации. Обсуждение альтернатив (мозговой штурм). Выбор оптимального варианта. Уточнение планов

деятельности

1. Работают с информацией

2. Проводят синтез и анализ идей

3. Выполняют исследование

1. Наблюдает

2. Консультирует

4. Выполнение

Выполнение проекта

1. Выполняет исследование, и работают над проектом.

Оформляют проект

1. Наблюдает

2. Советует (по просьбе)

5. Оценка

результатов

Анализ выполнения достигнутых результатов (успехов и неудач) и причин этого. Анализ достижения поставленной цели

Участвуют в коллективном самоанализе проекта и самооценке результатов своего продвижения

1. Наблюдает

2. Направляет процесс анализа (если необходимо)

6. Защита

проекта

Подготовка доклада; обоснование процесса проектирования, объяснение полученных результатов. Коллективная защита проекта. Оценка

1. Защищают проект

2. Участвуют в коллективной оценке результатов проекта

Организует процесс коллективной оценки результатов

Требования к содержанию проекта. Выбор темы проекта. Изготовление изделия. Оформление проекта. Работа со справочной литературой.

4. Изготовление кукол из бересты «Времена года». 

Работа со справочной литературой.

Темы практических работ: «Зима»,  «Весна»,  «Лето», «Осень»

Технология изготовления кукол из бересты 

Инструменты:  Ножницы, береста, готовая голова куклы (дерев.заготовка).

Материалы: нитки для волос, краски, кисти, простой карандаш, лак,

Декоративное оформление кукол:

  • кукла «Зима»: мех искусственный (белый), шелковая ткань, бусины, бисер.
  • кукла «Весна»: цветами из ткани для оформления головного убора, бусинами, бисером.
  • кукла «Лето»: цветами из ткани для оформления головного убора, бусинами, бисером.
  • кукла «Осень»: листьями из бересты для оформления платья, цветами из ткани для оформления головного убора, бусинами, бисером.

5. Оформление творческого проекта «Времена года»

6. Изготовление шкатулки из бересты.

  • работа со справочной литературой.
  • подготовка инструментов и материалов
  • обработка  и раскрой бересты.
  • нанесение рисунка простым карандашом.
  • резьба по берестяной основе.
  • приклеивание бересты на форму от скотча.
  • выкраивание деталей крышки шкатулки из картона и бересты.
  • нанесение рисунка на берестяную основу крышки  карандашом.
  • приклеивание бересты к крышке.
  • выкраивание и приклеивание дна шкатулки.
  • покрытие изделия лаком.

7.  Работа над проектом «Шкатулка из бересты»

8.  Изготовление аппликации «Календарь природы». Работа со справочной литературой.

Технология изготовления аппликаций:

  • выбор эскиза.
  • обработка бересты, подготовка флористики.
  • зарисовка эскизов.
  • сборка пейзажа по эскизу.
  • приклеивание деталей.
  • оформление работы в рамку.

Темы практических работ: «Зима»,  «Весна»,  «Лето», «Осень»

9. Работа над творческим проектом «Календарь природы» 

10. Итоговое занятие. Оформление работ для выставки. Оформление выставки. Просмотр работ, разбор достоинств и недостатков. Анализ. Выпускная развлекательная программа.

                4. ФОРМЫ И МЕТОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ  ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Эффективность образовательного процесса достигается благодаря  использованию разнообразных педагогических технологий: личностно – ориентированного обучения и творческого проектирования.

Формы работы с детьми носят интегрированный характер, т.е. на одном занятии могут использоваться различные формы: групповая, индивидуальная, дифференцированная. Такие формы работы стимулируют творческое отношение к работе.

Для наиболее сознательного и прочного усвоения знаний, овладение умениями и навыками, предусмотренных программой при обучении детей  используются такие  методы  как:

  • Наглядный: иллюстративный (объяснение сопровождается показом  картин, образцов готовых изделий, иллюстративных пособий)
  • Словесный: объяснение, обсуждение, беседа, рассказ
  • Практический:  упражнения,  практические работы
  • Метод проектов: самостоятельные и творческие работы
  • Проблемный (педагог ставит проблему и решает ее вместе с детьми)
  • Эвристический (проблема ставится самими детьми ими же предлагаются пути решения)

Данные формы и методы используются в сочетании друг с другом.

 

Для реализации программы используются несколько видов занятий:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением.

Комбинированное занятие  – проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

Диагностика:

Диагностика является необходимым условием для развития учащихся и выявления их индивидуальных способностей. При диагностике используются методики, соответствующие возрастным особенностям учащихся. Ведется: индивидуально-диагностическое обследование, анкетирование учащихся, анкетирование родителей; беседы с детьми и родителями. Диагностическое обследование проходит в форме коротких занятий. Определяется уровень освоения программы по отдельным видам художественной деятельности. При этом речь идет об  объективной оценке развития каждого ребенка в динамике (см. Приложение №1).

Основные виды и методы диагностики результата:

1. входной контроль - проводится в начале обучения, определяет уровень знаний, умений и воспитанности ребёнка;

2. текущий контроль - проводится на каждом занятии: акцентирование внимания, просмотр работ;

3. промежуточный контроль  - проводится по окончании изучения отдельных тем;

4. итоговое занятие - проводится в конце учебного года, определяет уровень освоения программы.

Виды диагностики

Методы диагностики

Входной контроль

Беседа, наблюдение за практической деятельностью детей

Текущий контроль

Наблюдение за практической деятельностью детей, беседа с родителями

Промежуточный контроль

Анализ детских работ, викторина, тестирование

Итоговое занятие

Беседа, анализ детских работ (итоговая выставка), анализ проявляемых ребёнком на итоговых занятиях практических умений и навыков.

                           

                               5. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

Приём детей в творческое объединение осуществляется без специального отбора, независимо от навыков и умений. Программный материал осваивается поэтапно, в зависимости от возраста и индивидуальных способностей детей. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа.

Программа рассчитана на 3 года обучения и состоит из следующих уровней:

1 уровень(1 год) – ознакомительно-подготовительный;

2 уровень (2 год) – углубленный;

3 уровень (3 год) – творческий.

1 уровень – ознакомительно-подготовительный

На первом уровне дети получают знания о правилах безопасной организации труда; изучают основные свойства природных материалов и приемы заготовки, обработки, хранения, экономного расходования бересты; осваивают простейшие приемы работы с природным материалом в технике мозаика, плоская и объемная аппликация, резьба по бересте.

2 уровень – углубленный

На втором уровне дети изучают основные законы композиции; осваивают более сложные приемы и технологии работы с природными материалами (рисунок по бересте, конструирование из бересты).

3 уровень – творческий

Дети третьего уровня обучения совершенствуют свои технологические умения на практике. Им предоставляется возможность дальнейшего самостоятельного творческого развития. Ведущим видом деятельности является творческое проектирование. На этом уровне предусматривается индивидуальный выбор детей по составлению и оформлению изделия, с полным поэтапным процессом его создания.

Образовательная работа – составная часть деятельности детского объединения. От ее качества зависит уровень подготовки детей, уровень выполнения программы, перспективы творческого роста детей.

Занятия проводятся по группам. Количественный состав учебных групп зависит от возраста обучающихся, года обучения, специфики деятельности учебной группы, условий работы и составляет:

  • в группах первого года обучения  - 10-15 человек,
  • в группах второго года обучения - 10-12 человек,

     -    в группах третьего года обучения – 10 человек.

Руководствуясь на  принципах, изложенных в программе, возможно изменение объема и степени технической сложности материала в зависимости от состава группы и конкретных условий работы.

  • Работа с родителями.

Родители в коллективе являются участниками образовательного и воспитательного процесса: организуют экскурсии; посещают открытые занятия, собрания, концерты и спектакли, проводимые в ЦДТ.

  • Организационно методические условия: постоянная связь с другими коллективами данного профиля с целью обмена методическими находками; проведение творческих встреч

  • Материально-технические и методические условия:

-  учебные столы;

-  шкафы для хранения материалов;

-  ТСО (ноутбук, проектор, экран);

-  электрическая плита;

  • инструкционный материал по плетению;
  •  набор шаблонов;
  • учебные пособия по изготовлению изделий из бересты;
  •  наглядные материалы (плакаты, схемы);
  • раздаточный материал по плетению из бересты;
  • инструкционный материал по изготовлению изделий из пластовой бересты
  • раздаточный материал для работы с пластовой берестой;
  • фотографии изделий из бересты;
  • работы учащихся и педагога из методического фонда;
  • стенд для отражения событий,  происходящих в коллектив
  • Андреев Н.И., А.И. Скворцов «Береста». Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 2000 г.
  • Маркелова О.Н.. Поделки из природного материала. Волгоград «Учитель»,2009
  • Симакова Т.А.. Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе. //Дополнительное образование и воспитание// № 12, 2009 г.
  • Уроки мастерства. Культура и традиции. 2001г.
  • Инструменты и материалы для работы: 
  • природные материалы: береста, ветки, мхи, ореховая скорлупа, лоза;
  • флористика: прессованные растительные материалы;
  • инструменты:  набор резцов различной формы; скальпель, пинцет, стоматологические буры, ножницы, лекало, лобзик, шило, пилки, набор для выжигания, дрель, сверла, циркуль, электронаждак, лекала, молоток;
  • материалы: бесцветный лак, морилка, подсолнечное рафинированное масло, раствор марганца, клей «Момент», растворитель, лак спиртовой, фанера, доски из пород хвойных деревьев, щетка,рамки, аптечка
  • канцтовары: краски гуашевые, акварельные; альбомы, карандаши, скрепки, кисти, копировальная бумага.

Желание заниматься творческой деятельностью, т.е.  получить результат в виде готовой работы, продемонстрировать свою работу на выставке, получить грамоту за участие в конкурсе – все это  побуждает ребёнка к посещению творческого объединения и освоению программы.

6. ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Для определения уровня знаний, умений и навыков детей используются критерии, установленные требованиями образовательной программы объединения, а так же степень выраженности оцениваемых качеств.

Исходя из поставленных задач, ребенок к концу обучения должен знать и уметь:

1 год  обучения:

  • знать правила  безопасной организации труда;
  • знать основные свойства природных материалов;
  • знать приемы заготовки, хранения и  экономного расходования бересты;
  • знать приемы обработки различных природных материалов;
  • освоить простейшие приемы работы с природным материалом (мозаика, плоская и объемная аппликация, резьба по бересте).

 2 год обучения:

Знать:

  • основные законы композиции;
  • технологические приемы работы с берестой и природным материалом;
  • процесс выполнения аппликации;

-    процесс изготовления разных  художественных изделий;

Уметь:

  • самостоятельно подбирать и анализировать справочную литературу.
  • самостоятельно подбирать материал и составлять эскизы;
  • создавать орнаментальные композиции:
  • самостоятельно применять технологические способы и приёмы в работе с различными видами материалов (рисунок по бересте, конструирование из бересты).

3 год  обучения:

Знать:

  • требования к содержанию и выполнению  проекта;
  • приемы художественной обработки бересты;
  • процесс изготовления разных  художественных изделий(кукла, туесок);
  • правила оформления проекта

Уметь:

  • самостоятельно изготовить и эстетически  оформить  изделие;
  • владеть инструментами для резьбы;
  • самостоятельно оформить проект  изделия.

                                                  СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Андреев Н И.. «Уральская  историческая хроника» Екатеринбург, 2002 г.
  2. Андреев Н.И., А.И. Скворцов «Береста». Ярославль, Верхне-Волжское книжное издательство, 2000 г.
  3. Агапова И., М.Давыдова, Аппликация. М.:ООО «ИКТЦ «Лада», 2009 г.
  4. Дайн Г.Л. Русская народная игрушка. - М.,1981 г.
  5. Добровольская В.Е., Каргин А.С. Традиционная русская культура: В 2-х томах. т.1.- М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 2004 г.
  6. Дубровская Н.В.. Аппликация из бересты.- М.: АСТ; СПб ООО «Сова», 2008 г
  7. Любимов Л. Искусство Древней Руси. – М.:., 1996г.
  8. Маркелова О.Н.. Поделки из природного материала. Волгоград «Учитель»,2009
  9. Мухин Б.И. Изготовление деревянной мозаики.-М.: Просвещение, 2010 г.
  10. Рондели Л.Д. Народное декоративно-прикладное искусство; - М., 2004г
  11. Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия. Собр. М. Забылиным; - М., 1990г.
  12. Симакова Т.А.. Диагностические материалы к дополнительной образовательной программе. //Дополнительное образование и воспитание// № 12, 2009 г.
  13. Уроки мастерства. Культура и традиции. 2001г.
  14.  Уткин П.И., Н.С. Скворцов "Народные художественные промыслы". М.: «Советский художник»,1998 г.
  15. Уткин П.И., Н.С.Королёва. Народные художественные промыслы. М.:1992 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ №1

ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

КРИТЕРИИ ВОСПИТАННОСТИ

Отношение к старшим:

  • Вежливость в общении;
  • Послушание в выполнении заданий;
  • Оказание посильной помощи нуждающимся в ней;
  • Доброжелательное отношение к старшим.

Отношение к сверстникам:

  • Активное участие в совместной деятельности и играх;
  • Чувство эмпатии.

Отношение к самому себе:

  • Умение аргументировать свою позицию;
  • Самокритичность; уверенность в себе;
  • Лидерские качества.

Поведение в семье:

  • Проявляет ли интерес к делам семьи, ее проблемам;
  • Переживает ли совместно с другими невзгоды и радости;
  • Выполняет ли поручения старших;
  • Проявляет ли заботу о членах семьи;
  • Правильно ли реагирует на замечания;
  • Вежливость в общении со всеми членами семьи.

КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РАБОТ ДЕТЕЙ

  1. Самостоятельность в работе:
  • Самостоятельное выполнение работы (от выбора сюжета до исполнения);
  • Выполнение работы с помощью педагога.
  1. Трудоемкость:
  • Прорисовка мелких деталей;
  • Выполнение сложных элементов;
  • Размер работы.
  1. Цветовое решение:
  • Гармоничность цветовой гаммы;
  • Интересное, необычное цветовое решение, богатство сближенных оттенков;
  • Неудачное решение, цвета теряются, сливаются.
  1. Креативность:
  • Содержание рисунка: оригинальное, нереальное, фантастическое, наивное, непосредственное, неожиданное;
  • Особенности изображения: сложность в передаче формы, многоплановость, узнаваемость предметов и образов, оригинальность изображения, яркое выразительное раскрытие образа;
  • Композиционное решение: заполнение листа, зоркость, наблюдательность ребенка и владение изобразительными навыками;
  • Работа выполнена по своему замыслу, эскизу.
  1. Качество исполнения:
  • Изделие аккуратное, выполнено с соблюдением технологии;
  • Изделие содержит небольшие дефекты;
  • Изделие содержит грубые дефекты.
  1. Оригинальность работы:
  • Оригинальность темы;
  • Использование различных техник;
  • Вариативность, образность.