Методическая рекомендация

Жомова Ирина Валерьевна

      МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

по популяризации народных художественных промыслов посредством системы дополнительного образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod.docx30.4 КБ

Предварительный просмотр:

                    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ 

по популяризации народных художественных промыслов посредством системы дополнительного образования

                                       ВВЕДЕНИЕ

В соответствии со Стратегией развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года приоритетной задачей государства в сфере воспитания детей является развитие высоконравственной личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, обладающей актуальными знаниями и умениями, способной реализовать свой потенциал в условиях современного общества. Действенным средством воспитания духовности и нравственности, формирования патриотических, гражданских качеств личности, профилактики и преодоления негативных социальных явлений в детской и молодежной среде, стабилизации и гармонизации семейных и общественных отношений является традиционная народная культура. Зафиксированные в народных традициях социально-этические нормы и ценности выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме и обеспечивающие его выживание и активное функционирование. Народные традиции являются хранилищем коллективной исторической памяти, проявляющей себя в формах духовной и материальной культуры: языке, фольклоре, обычаях и обрядах, религии, традициях быта, народных ремеслах и промыслах. Народные ремесла и традиции в народном декоративно-прикладном искусстве имеют глубокие национальные и исторические корни, являясь одновременно отраслью материального производства и частью духовной жизни народа. Столетиями отработанные творческие приемы обработки различных материалов формировали традиции, что дало изделиям народных ремесел неразрывное единство утилитарной функции с выразительностью формы и декоративностью образного 2 отражения народных представлений о мире, красоте и добре, о богатстве родной земли. Преемственность традиций народных мастеров, коллективный характер творчества способствуют сохранению культурной идентичности самого народа. В России существует большое разнообразие народных промыслов, причем в каждом регионе живут и передаются из поколения в поколение свои традиции ремесел. Роспись по дереву и глине, плетение из ивы, корня и бересты, кружевоплетение, вышивка, гончарный промысел и глиняная игрушка, резьба по дереву и кости, шитье золотом, жемчугом, чернение по серебру, кузнечное и бондарное дело, ткачество, финифть – это лишь неполный перечень народных ремесел. О необходимости сохранения народных ремесел и промыслов писали исследователи народного художественного творчества: Т. А. Бадяева, А. В. Бакушинский, И. Я. Богуславская, В. А. Барадулин, Д. С. Лихачев, А В. Луначарский, Н. Н. Мамонтова, М. А. Некрасова, Т. М. Разина, Т. А. Семенова и др. Роль народного искусства и традиционных народных промыслов в воспитании подрастающего поколения огромна. Изучение народных ремесел способствует формированию художественного вкуса, воспитанию любви к Отечеству, гордости за свой народ, уважения к вековым культурным традициям и пробуждает чувство ответственности за сохранение духовных богатств, созданных предыдущими поколениями. Приобщение детей к миру народной художественной культуры через овладение народными ремеслами открывает перед ними возможности самовоспитания, самосовершенствования, успешного самоопределения и социализации. В системе дополнительного образования детей накоплен значительный опыт работы по изучению, возрождению и освоению народных художественных промыслов и ремесел. В течение ряда лет во многих регионах России ведется активная деятельность по этнокультурному образованию детей. Однако имеется ряд проблем, среди которых можно назвать недостаточное количество дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности по народным ремеслам (народному декоративно-прикладному художественному творчеству),3 в общем количестве реализуемых в системе дополнительного образования детей, а также учебно-методических пособий и литературы; недостаточность кадров в области преподавания народной художественной культуры; материальнотехническая оснащенность не всегда обеспечивает необходимое качество работы и другие проблемы. Все вышесказанное свидетельствует о необходимости активизации деятельности в сфере этнокультурного образования в широком смысле и народных промыслов – в частности. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ПОДХОДЫ И СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Дополнительное образование художественной направленности понимается как реализация дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности для детей и взрослых средствами искусств, интеграции наук, культуры и технологий в процессе художественно-эстетической деятельности как основы развития универсальных компетенций и креативности обучающихся. Художественная направленность дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ понимается как ориентация дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы на художественный вид деятельности, определяющая ее деятельностно-тематическое содержание, преобладающие формы и технологии организации деятельности обучающихся по освоению дополнительных образовательных программ; требования к формам и результатам освоения образовательной программы. Виды направленностей дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ определены приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», включают: техническую, естественнонаучную, физкультурно-спортивную, художественную, туристскокраеведческую, социально-педагогическую.4 Система дополнительного образования детей понимается как сложившаяся на федеральном, региональных и муниципальных уровнях устойчивая система образовательных организаций дополнительного образования, реализующих дополнительные общеобразовательные программы в качестве основной цели деятельности в соответствии с лицензией на право осуществления образовательной деятельности. Образовательные организации дополнительного образования обладают многообразной социокультурной инфраструктурой, материальнотехнической базой, кадровыми, информационными и иными ресурсами, локальными нормативными актами и программным содержанием дополнительного образования, позволяющими решать приоритетные государственные задачи по социализации, развитию и воспитанию детей и обучающихся, приобщению к культурному достоянию российского народа и народным художественным промыслам. Популяризация и актуализация народных художественных промыслов в системе дополнительного образования детей представляет собой целенаправленную организованную деятельность, направленную на сохранение традиций, культурноисторической преемственности поколений, владеющих мастерством, опытом, практиками и технологиями народного искусства, народных художественных промыслов и художественного творчества. Эта деятельность способствует формированию российской идентичности, гражданскому и патриотическому воспитанию обучающихся, духовному и нравственному воспитанию детей на основе российских традиционных ценностей и включает: − приобщение детей к уникальному российскому культурному наследию путем изучения и освоения традиционных народных ремесел; − создание условий для активизации деятельности по развитию народных ремесел в системе дополнительного образования; − создание условий для повышения заинтересованности подрастающего поколения в познании этнических культурных традиций и народного творчества; − содействие повышению привлекательности профессий, связанных с народными ремеслами и промыслами.5 Нормативно-правовой базой организации работы по популяризации народных художественных промыслов посредством системы дополнительного образования детей являются: − Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; − Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года (распоряжение Правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. № 996-р); – Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я.Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009; − Концепция развития дополнительного образования детей (распоряжение Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2014 г. № 1726-р); − Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (приказ Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008); − СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей» (Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 N 41); − Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы) (письмо Минобрнауки России от 18 ноября 2015 г. № 09-3242). Теоретико-методологическую базу организации процесса изучения и освоения народных ремесел составляют: аксиологический, культурологический и системнодеятельностный подходы. Аксиологический подход дает возможность выявить ценностное содержание традиционной народной культуры и использовать его в качестве средства духовнонравственного воспитания обучающихся.6 С позиций культурологического подхода традиционная народная культура рассматривается как часть национальной культуры, содержащая в своих образцах коллективный опыт нации. Системно-деятельностный подход к организации освоения народных ремесел определяет необходимость систематического активно-деятельностного освоения народной культуры, предполагающего создание пространства многообразных видов деятельности, обеспечивающих развитие индивидуальности каждого ребенка, приобретение новых и совершенствование имеющихся у него способностей. Передача подрастающему поколению социально-нравственных ценностей предшествующих поколений, прогрессивных традиций народа осуществляются через труд (особенно ценен совместный труд детей и взрослых), добротворческую созидательную деятельность и через приобщение детей и молодежи к своей истории и произведениям народного творчества – устно-поэтического, музыкальнохореографического и художественно-прикладного. Идейно-смысловой основой организуемого процесса освоения народных ремесел является развитие духовно-нравственных качеств детей, их социальной ответственности, гражданской позиции, субъектности, опыта социального взаимодействия в общественно полезной деятельности воспитанников. Содержание образовательного процесса реализуется в трех направлениях. Первое направление связано с когнитивной сферой личности и ориентировано на обогащение знаний о духовно-нравственных ценностях традиционной народной культуры, традициях, обычаях, фольклоре, традиционных народных промыслах и ремеслах. Второе направление связано с эмоциональной сферой и предполагает получение ребенком опыта переживания и позитивного отношения к народным ремеслам и ее ценностям; развитие у ребенка способности к эмоционально-волевой саморегуляции поведения, эмоциональной устойчивости, выдержки, способности к сопереживанию, состраданию, милосердию, переживания за успехи и неудачи своего коллектива, способности к эмпатии, перцепции; 7 альтруизму; формирование интересов воспитанников к традиционной народной культуре. Третье направление связано с деятельно-практической сферой и предполагает формирование у обучающихся стремления к активной самостоятельной деятельности в сфере народного художественного искусства, коллективному творчеству, исследовательской деятельности. Изучение народных художественных промыслов в системе дополнительного образования детей в настоящее время организовано в следующих традиционных видах деятельности: - реализация дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ (в том числе краткосрочных). Программы могут включать проектную деятельность как исследовательского, так и прикладного характера; - система досуговых воспитательных мероприятий: фестивали, выставки, викторины, акции, народные праздники и др.; - детские профильные лагеря (в том числе экспедиции); - мастер-классы или творческие встречи с народными мастерами (могут быть включены как в содержание дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, так и в воспитательные мероприятия). Наличие этой формы обусловлено тем, что основным традиционным способом обучения ремеслу был способ передачи знаний и умений «из рук в руки» – от мастера к подмастерью, когда навыки ремесла, секреты успеха передавались из поколения в поколение годами упорного труда учеников рядом с учителем. Показателями результативности деятельности по популяризации народных ремесел в системе дополнительного образования детей выступают: - знание детьми народных ремесел, их региональных особенностей; - осознание детьми своей этнической принадлежности, ее эмоциональноположительное принятие; - устойчивый познавательный интерес к традиционной народной культуре, уважение к истории, культурным и историческим памятникам; 8 - субъектное участие в деятельности по изучению, сохранению и возрождению народных ремесел; - готовность к изучению, сохранению своеобразия традиционной народной культуры региона; - сформированность культуры межэтнического общения, уважение к культурным, традициям, образу жизни представителей народов России. Для повышения эффективности популяризации народных художественных промыслов в дополнительном образовании детей необходима актуализация следующих мер: 1) внедрение программ, направленных на развитие проектной деятельности обучающихся, формирование компетенций и навыков проектирования и создания самостоятельных изделий в процессе освоения традиций и технологий народных художественных промыслов; 2) распространение новых галерейных практик, позволяющих сформировать позитивный эмоциональный опыт восприятия искусства и творческой деятельности в области народных художественных промыслов, мотивация самовыражения через народное искусство и художественное творчество; 3) обеспечение образовательных прав обучающихся (в том числе одаренных, с ограниченными возможностями здоровья, и др.) по освоению дополнительных общеразвивающих программ художественной направленности в различных формах получения образования и формах обучения, в том числе на основе индивидуальных учебных планов; 4) реализация в дополнительных общеразвивающих программах полихудожественного подхода (театр, музыка, изобразительное искусство, танец) – создание возможностей для освоения детьми ключевых видов художественной деятельности и народного искусства; 5) интегративность художественных проб - интеграция различных профильных полей, возможность для разнообразных проб обучающихся через 9 реализацию проектной деятельности в процессе ознакомления с разными видами народных художественных промыслов; 6) использование современных образовательных технологий, таких, как проектная и исследовательская творческая деятельность, групповые интерактивные практики, игровые технологии; 7) расширенное использование цифровых образовательных технологий для популяризации народных художественных промыслов в развитии художественного творчества детей, развитие соответствующих подвидов образовательных программ (компьютерная анимация, web-дизайн, артинформатика и др.); 8) использование нового оборудования (3-D прототипирование, технических средств обучения, программного обеспечения (ScienceArt, Мобилография), инструментов и материалов (полимерная глина, 3-D материалы и др.); 9) распространение программ и технологий для обучения детей основам медиаискусств с учетом традиций народного искусства и народных художественных промыслов; 10) усиление связи содержания и технологий с практикой, производственной, трудовой, предпринимательской деятельностью: развитие совместных программ дополнительного образования художественной направленности с производствами, креативными индустриями, взаимодействие с музеями, выставочная практика, привлечение деятелей культуры, искусства, креативных индустрий в качестве наставников; 11) включение обучающегося в образовательный процесс в качестве помощника педагога (помощника режиссера, постановщика, наставника для младших и сверстников); 12) включение в содержание программ вопросов интеллектуальной собственности, авторского права, маркетинга, устройства современных креативных индустрий, выставочной деятельности; 13) расширение практики создания разновозрастных объединений, в том числе вовлечение в программы родителей, развитие разнообразных форм 10 творческого семейного досуга (мастер-классы, фестивали, семейные проекты и др.); 14) развитие программ хобби-творчества, DIY-культуры («сделай это сам»), предусматривающих личное участие в создании материальных продуктов народного художественного промысла, в том числе с использованием современного высокотехнологичного оборудования и технологий; 15) разработка и внедрение Skills-моделей олимпиад, конкурсов и соревнований в формате открытых демонстрационных площадок освоения компетенций в народных художественных промыслах, в том числе в рамках создания специализированных интернет-площадок народных художественных промыслов.

НАЗОВИ ТЕМУ УРОКА

Береста

История

Особенность берестяных изделий

Заготовка бересты

Инструменты и приспособления

Обработка бересты

Плетение

Изготовление туеса

Способы декорирования изделий из бересты

Изделия из бересты

Информационные ресурсы

НАЗОВИ ТЕМУ УРОКА Русь моя, берёзовая!  Зори – ярко-алые.  Трели соловьиные позднею весной.  Нивы, реки плёсовые,  С паводками шалыми.  Руки очарованы чудной берестой.

НАЗОВИ ТЕМУ УРОКА

Русь моя, берёзовая! Зори – ярко-алые. Трели соловьиные позднею весной. Нивы, реки плёсовые, С паводками шалыми. Руки очарованы чудной берестой.

Плетение из бересты БЕРЕСТА – верхний слой березовой коры – прекрасный материал для изготовления различных изделий

Плетение из бересты

БЕРЕСТА –верхний слой березовой коры – прекрасный материал для изготовления различных изделий

история Изделия из бересты занимали важное место в народных промыслах, из нее изготавливали игрушки, посуду, лапти, использовали для берестяных грамот, делали лодки, применяли в строительстве как гидроизоляцию. В настоящее время бересту используют для изготовления сувениров, украшений, посуды, различных корзин и т.п.

история

Изделия из бересты занимали важное место в народных промыслах, из нее изготавливали игрушки, посуду, лапти, использовали для берестяных грамот, делали лодки, применяли в строительстве как гидроизоляцию. В настоящее время бересту используют для изготовления сувениров, украшений, посуды, различных корзин и т.п.

история Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы - памятники письменности Древней Руси XI—XV вв.

история

Берестяны́е гра́моты, письма и записи на коре берёзы -

памятники письменности Древней Руси XI—XV вв.

Особенность берестяных изделий       Крестьяне хорошо знают, что соль хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены пряности.      Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи.

Особенность берестяных изделий

      Крестьяне хорошо знают, что соль хранимая в туесе, никогда не волгнет, а соленые грибы и огурцы не только долго хранятся, но и приобретают такой аромат, что непосвященному порой трудно поверить, что в соление не добавлены пряности.

    Но все же больше всего ценится другое достоинство туеска — вода, молоко или квас долго остаются в нем холодными, а горячая вода, наоборот, долго не остывает. Оттого и был исстари туес частым спутником жнеца, пахаря, охотника, рыбака. Крестьянину не раз приходилось замечать, что даже в самые знойные дни, когда нещадно палит солнце, березовый сок, выходящий из ствола, бывает всегда холодным. Значит, береста надежно защищает ствол березы от перегрева. Такое свойство бересты объясняется ее строением. Она состоит из множества тончайших слоев, не пропускающих влагу и воздух, причем верхний слой покрыт белым налетом, который отражает солнечные лучи.

Заготовка бересты Заготовлением бересты занимаются с середины мая до конца июня. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она пристаёт к пробочному слою. Сроки могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания, времени наступления и характера весны. Лучшая береста для изготовления всех видов изделий у берез в возрасте 20- 40 лет с гладким ровным стволом диаметром 150-350 мм. Ветви березы должны находится выше середины ствола, и тянуться вверх. Наиболее подходящая береста у берез растущих в умеренно влажных и умеренно тенистых местах.

Заготовка бересты

Заготовлением бересты занимаются с середины мая до конца июня. В это время кора хорошо отслаивается от ствола, тогда как зимой она пристаёт к пробочному слою. Сроки могут меняться в зависимости от географической зоны, места произрастания, времени наступления и характера весны.

Лучшая береста для изготовления всех видов изделий у берез в возрасте 20- 40 лет с гладким ровным стволом диаметром 150-350 мм. Ветви березы должны находится выше середины ствола, и тянуться вверх. Наиболее подходящая береста у берез растущих в умеренно влажных и умеренно тенистых местах.

Заготовка бересты Изнаночная сторона бересты Лицевая сторона бересты

Заготовка бересты

Изнаночная сторона бересты

Лицевая сторона бересты

Заготовка бересты Существует несколько способов снятия бересты со ствола  Виды заготовок бересты: а- пластовая береста; б – берестяная лента (лыко); в – склотень

Заготовка бересты

Существует несколько способов снятия бересты со ствола

Виды заготовок бересты:

а- пластовая береста;

б – берестяная лента (лыко);

в – склотень

Заготовка бересты Заготовка пластом Для снятия пласта нужно сделать два горизонтальных разреза длиной примерно 200 мм на расстоянии 500-1000 мм (в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту) и соедините их вертикальный надрезом. Отогнув край бересты отделите ее от ствола, если время выбрано правильно береста без усилий отделится от ствола. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.   После съема бересту 30 минут просушивают в тени лицевой (обращенной к стволу) стороной вверх. Высушенные пласты укладывают лицевыми сторонами друг к другу и перевязывают веревкой. Если нет такой возможности то бересту скручивают в рулон лицевой стороной вверх по 8-10 пластов и перевязывают. Хранят пласты в развернутом виде в стопе сложенной попарно лицевыми сторонами, сверху кладут лист фанеры. Хранить лучше в темном, сухом, летом в прохладном, проветриваемом помещении.

Заготовка бересты

Заготовка пластом

Для снятия пласта нужно сделать два горизонтальных разреза длиной примерно 200 мм на расстоянии 500-1000 мм (в зависимости от того, как вы планируете хранить бересту) и соедините их вертикальный надрезом. Отогнув край бересты отделите ее от ствола, если время выбрано правильно береста без усилий отделится от ствола. Предварительно можно почистить ствол от верхнего белого слоя, тем самым уменьшить объём работ в мастерской.

  После съема бересту 30 минут просушивают в тени лицевой (обращенной к стволу) стороной вверх. Высушенные пласты укладывают лицевыми сторонами друг к другу и перевязывают веревкой. Если нет такой возможности то бересту скручивают в рулон лицевой стороной вверх по 8-10 пластов и перевязывают. Хранят пласты в развернутом виде в стопе сложенной попарно лицевыми сторонами, сверху кладут лист фанеры. Хранить лучше в темном, сухом, летом в прохладном, проветриваемом помещении.

Заготовка бересты Заготовка лентой     В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Нож держат, так чтобы указательный палец лежал на обушке лезвия, а большой палец упирался в ствол березы, ограничивая ширину ленты. Полученную ленту сворачивают в клубки или рулоны белым слоем наружу. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора. Для снятия ленты можно использовать специальный резак с ограничителем.     Технология заготовки бересты: а – надрезы бересты; б – съем пластовой бересты; в – упаковка пластовой бересты; г – надрез бересты; д – съем берестяной ленты; е – положение руки и ножа при съеме берестяной ленты; ж – упаковка берестяной ленты; з – съем берестяной ленты с помощью резака Г.Я. Федотова

Заготовка бересты

Заготовка лентой

    В лесу выбирается гладкая без сучков и трещин берёза. На ней делается вертикальный надрез ножом 4-6 см. для снятия ленты. Далее кору нужно отслаивать по спирали вокруг ствола вниз. Нож держат, так чтобы указательный палец лежал на обушке лезвия, а большой палец упирался в ствол березы, ограничивая ширину ленты. Полученную ленту сворачивают в клубки или рулоны белым слоем наружу. Опытный мастер снимает непрерывную ленту длиной в 100 метров. Важно следить за тем, чтобы глубина надреза была небольшой, в пределах пробкового слоя, чтобы берёзка не засохла и через 10-15 лет на ней снова появилась защитная кора. Для снятия ленты можно использовать специальный резак с ограничителем.

Технология заготовки бересты: а – надрезы бересты; б – съем пластовой бересты; в – упаковка пластовой бересты; г – надрез бересты; д – съем берестяной ленты; е – положение руки и ножа при съеме берестяной ленты; ж – упаковка берестяной ленты; з – съем берестяной ленты с помощью резака Г.Я. Федотова

Заготовка бересты Сколотень (цилиндр)     Ствол спиленного дерева размечают на участки, длина склотня не должна быть меньше 1,5-2 диаметров ствола  плюс 100 мм к высоте планируемого изделия.     Определив длину склотня делают кольцевой надрез, отслаивают бересту с помощью – сочалки (инструмента напоминающий штык). Плоской стороной ее вколачивают между берестой и лубом, и осторожно по окружности поступательными движениями отслаивают от ствола. Затем обхватив склотень руками или ремнем, снимают его, делая вращательные движения.     После снятия первого склотня расположенного ближе к вершине, отпиливают освобожденный конец ствола и приступают к снятию следующего склотня. Просушенные склотни вставляют последовательно друг в друга.     Технология заготовки склотней: а – разметка участков для заготовки склотней; б – отделение склотня от ствола с помощью сочалки; в – упаковка склотней   Инструменты для заготовки бересты: а – нож-резак; б – сочалка

Заготовка бересты

Сколотень (цилиндр)

    Ствол спиленного дерева размечают на участки, длина склотня не должна быть меньше 1,5-2 диаметров ствола  плюс 100 мм к высоте планируемого изделия.

    Определив длину склотня делают кольцевой надрез, отслаивают бересту с помощью – сочалки (инструмента напоминающий штык). Плоской стороной ее вколачивают между берестой и лубом, и осторожно по окружности поступательными движениями отслаивают от ствола. Затем обхватив склотень руками или ремнем, снимают его, делая вращательные движения.

    После снятия первого склотня расположенного ближе к вершине, отпиливают освобожденный конец ствола и приступают к снятию следующего склотня. Просушенные склотни вставляют последовательно друг в друга.

Технология заготовки склотней: а – разметка участков для заготовки склотней; б – отделение склотня от ствола с помощью сочалки; в – упаковка склотней

Инструменты для заготовки бересты: а – нож-резак; б – сочалка

Инструменты и приспособления Инструменты для работы с берестой: а – нож-косяк; б – нож для зачистки бересты;  в – нож-резак; г – прямое шило; д – шило с квадратным сечением; е – шило – кочедык; ж – зажим; з – пробойник круглый; и – пробойник треугольной формы; к – чекан в виде креста

Инструменты и приспособления

Инструменты для работы с берестой:

а – нож-косяк;

б – нож для зачистки бересты;

в – нож-резак;

г – прямое шило;

д – шило с квадратным сечением;

е – шило – кочедык; ж – зажим;

з – пробойник круглый;

и – пробойник треугольной формы;

к – чекан в виде креста

Обработка бересты

Обработка бересты

  Первый этап обработки бересты – снятие верхнего тонкого белого слоя с коры о шероховатую поверхность дерева сразу после заготовки в лесу или в мастерской при помощи обычной щётки и ножа.

Второй этап – расслоение бересты на слои. Берёзовая кора многослойна и не все слои можно и нужно использовать в плетении. Поэтому нужно отслаивать непрочные верхние слои до необходимой толщины для каждого конкретного изделия, небольшие изделия делают из тонких лент, а более крупные типа корзин и коробов из более толстых.

Третий этап – нарезка лент (лычек) бересты. Нарезать бересту можно несколькими способами: при помощи ножниц, при помощи ножа и линейки, при помощи лентореза.

Обработка бересты   При длительном (более месяца) хранении не помешает провести промасливание подготовленных полосок. Использовать можно подсолнечное масло.   Без масла береста становится хрупкой, ломкой и её надо замачивать в воде, если она влажной не хранилась в полиэтиленовом пакете. Через несколько часов нахождения в воде сухая береста становится эластичной, гибкой, готовой к плетению.

Обработка бересты

  При длительном (более месяца) хранении не помешает провести промасливание подготовленных полосок. Использовать можно подсолнечное масло.

Без масла береста становится хрупкой, ломкой и её надо замачивать в воде, если она влажной не хранилась в полиэтиленовом пакете. Через несколько часов нахождения в воде сухая береста становится эластичной, гибкой, готовой к плетению.

Плетение   Существует два вида плетения: косое и прямое . Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.

Плетение

  Существует два вида плетения: косое и прямое . Названия объясняются тем, какой угол (в градусах) образуют пересекающиеся ленты по отношению к горизонту. Основным видом плетения является косое плетение, ввиду его лучшей технологичности и прочности.

Плетение   Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий – салфеток, обложек для книг, также могут изготавливаться объемные изделия солонки, короба.

Плетение

  Прямое плетение подходит для создания плоскостных изделий – салфеток, обложек для книг, также могут изготавливаться объемные изделия солонки, короба.

Плетение   Косое плетение применяется в основном для изготовления объемных изделий – корзинок, вазочек, шкатулок, и плоских типа ремешков.

Плетение

  Косое плетение применяется в основном для изготовления объемных изделий – корзинок, вазочек, шкатулок, и плоских типа ремешков.

Плетение

  Первый этап плетения - создание дна, получают переплетением полос до образования квадрата с рисунком шахматной доски, размеры которого определяются числом лент 4х4, 6х6, 7х7 и т.д. Количество лент соответственно берется 8,12,14 и т.д.

    Для фиксации полос при плетении используют грузы (например стекло) и зажимы. Получив четкий квадрат, размечают дно будущего изделия, оно может быть квадратным или прямоугольным. При прямом плетении углы дна обозначены буквой – в, при косом плетении, проекция квадратного дна  обозначена буквами – г, прямоугольного – д.

Плетение

Далее  начинают формировать стенки. При прямом плетении формировать объем лучше вокруг шаблона соответствующего размера. Все выступающие за объем полоски поочередно сгибают под прямым углом вверх и перевязывают веревкой. Затем с любого угла начинают вводить дополнительные горизонтальные полоски постепенно переплетая ими вертикальные. Количество горизонтальных полос определяет высоту изделия.

Плетение

Плетение  При косом плетении угол образуется на месте разметки путем перекрещивания и переплетения  расположенных рядом полос. После заплетения всех четырех углов изделия выводят на нужную высоту. Для получения изделия с ровными стенками можно использовать шаблон, вокруг которого формируется изделие. В процессе работы полосы постоянно прижимаются друг к другу для получения плотной стенки без щелей.

    После формирования внутренней части изделия, ленты перегибают наружу вниз и начинают плетения наружного слоя. Любое изделие состоит из двух слоев, при этом видимым будет, как внутри так и снаружи изделия внутренний - лицевой слой бересты.

    Если длины нарезанных полос не хватает ее наращивают: заводят под предыдущий слой приподнимая его  ножницами или шилом-кочедыг. Заканчивают плетении на наружной стороне дна.

Изготовление туеса Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле.     Туеса делаются обшивными и выворотными.  Обшивной туес состоит как правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний и нижний. Схема изготовления обшивного туеса

Изготовление туеса

Изготовление туесов считается одним из самых сложных в берестяном ремесле.

  Туеса делаются обшивными и выворотными.

Обшивной туес состоит как правило из 4-х частей бересты: сколотень, рубашка и два пояска верхний и нижний.

Схема изготовления обшивного туеса

Изготовление туеса Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило, рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и принципов скрепления. Замки для сшивки рубашки туеса 1- сшивание туеса берестяной лентой, 2-8 – варианты замковых соединений

Изготовление туеса

Выворотной туес состоит только из первых двух. Как правило, рубашка соединяется замком, хотя делали туеса и без рубашки, только с поясками. Замок, соединяющий пласт в цилиндр имеет множество форм и принципов скрепления.

Замки для сшивки рубашки туеса

1- сшивание туеса берестяной лентой, 2-8 – варианты замковых соединений

Изготовление туеса   Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты оплетают и нижний поясок. Изготовление выворотного туеса: а – склотень с рубашкой; б – крышка с ручкой и донышко; в – нижний край склотня завернутый после размягчения в горячей воде; г – готовое изделие

Изготовление туеса

  Оплетаться туес может как корнем деревьев, так и берестой, и лентой ивового прута, и верёвкой, и проволокой. В деревнях туеса оплетали только сверху. Снизу поясок держало донце. Для красоты оплетают и нижний поясок.

Изготовление выворотного туеса: а – склотень с рубашкой; б – крышка с ручкой и донышко; в – нижний край склотня завернутый после размягчения в горячей воде; г – готовое изделие

Изготовление туеса      Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели  между ним  и стенками.     Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подгоните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.     Ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

Изготовление туеса

     Из еловой или кедровой древесины выпилите донышко. Диаметр донышка должен быть на несколько миллиметров больше диаметра внутренней стенки туеса. Перед тем как вставить донышко, края стенок вновь распарьте. После этого донышко легко вставится, а, когда стенки высохнут, донышко прочно закрепится в туеске, одновременно исчезнут щели  между ним  и стенками.

  Крышку выпилите из еловой или кедровой доски с небольшим запасом. Затем, осторожно срезая ножом края, подгоните ее к туеску. Добейтесь, чтобы края крышки плотно прилегали к стенкам туеса. Крышка должна входить в туес с некоторым усилием.

    Ручку можно сделать в виде тычка. Тычок вырежьте ножом или выточите на токарном станке, вставьте в просверленное в крышке отверстие и с нижней стороны забейте для крепости короткий деревянный клин.

  Способы декорирования изделий из бересты ТИСНЕНИЕ Способ украшения изделий из пластевой бересты с помощью чеканов и штампов. Чеканы изготавливают из различных материалов: дерева, металла, кости. На рабочем конце формируют рисунок. Тисненые орнаменты наносят на изделие с определенным ритмом, надавливая на чекан рукой или ударяя молотком. Туеса украшенные тиснением (работа А.В. Шутихина)

  Способы декорирования изделий из бересты

ТИСНЕНИЕ

Способ украшения изделий из пластевой бересты с помощью чеканов и штампов.

Чеканы изготавливают из различных материалов: дерева, металла, кости. На рабочем конце формируют рисунок. Тисненые орнаменты наносят на изделие с определенным ритмом, надавливая на чекан рукой или ударяя молотком.

Туеса украшенные тиснением

(работа А.В. Шутихина)

  Способы декорирования изделий из бересты Тиснение  Применяют еще горячее тиснение, когда перед запрессовкой чекан или штамп нагревают, при этом отпечаток в местах соприкосновения с берестой будет иметь коричневый оттенок, насыщенность которого будет зависеть от температуры штампа, времени выдержки и толщины бересты, тут главное не переусердствовать, береста может сгореть.     В заводских условиях можно изготовить различные штампы со сложными рисунками. Туеса украшенные методом горячего прессования

  Способы декорирования изделий из бересты

Тиснение

Применяют еще горячее тиснение, когда перед запрессовкой чекан или штамп нагревают, при этом отпечаток в местах соприкосновения с берестой будет иметь коричневый оттенок, насыщенность которого будет зависеть от температуры штампа, времени выдержки и толщины бересты, тут главное не переусердствовать, береста может сгореть.

    В заводских условиях можно изготовить различные штампы со сложными рисунками.

Туеса украшенные методом горячего прессования

  Способы декорирования изделий из бересты Гравировка выжиганием Наносить рисунок на бересту можно выжиганием. Для этого используют электрический выжигательный прибор, главное при выжигание на бересте использовать минимальный нагрев выжигательного пера.           Выжигание можно подразделить на контурное, силуэтное и живописное Выжигание по бересте (работа Т. Козловой)

  Способы декорирования изделий из бересты

Гравировка выжиганием

Наносить рисунок на бересту можно выжиганием. Для этого используют электрический выжигательный прибор, главное при выжигание на бересте использовать минимальный нагрев выжигательного пера.

    Выжигание можно подразделить на контурное, силуэтное и живописное

Выжигание по бересте (работа Т. Козловой)

  Способы декорирования изделий из бересты Лазерная резка и гравировка  Резку и гравировку на бересте можно получать, используя современное лазерное оборудование. На лазерном станке можно выполнить резьбу на бересте, и любой вид выжигания. Данный способ позволяет изготавливать большое количество одинаковых элементов или изделий, с высокой производительностью.     Пример гравировки на бересте выполненный на лазерном станке

  Способы декорирования изделий из бересты

Лазерная резка и гравировка

Резку и гравировку на бересте можно получать, используя современное лазерное оборудование. На лазерном станке можно выполнить резьбу на бересте, и любой вид выжигания. Данный способ позволяет изготавливать большое количество одинаковых элементов или изделий, с высокой производительностью.

Пример гравировки на бересте выполненный на лазерном станке

  Способы декорирования изделий из бересты Выскабливание или Процарапывание     Выскабливание применяют на темноокрашенной бересте, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия коричневого цвета, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. Коричневую бересту можно получить если снимать кору с погибших берез, подержать свежеснятую бересту 4-5 дней на ярком солнце, периодически смачивая ее водой, подержать бересту в болоте на глубине 10-15 см в течении 14 дней, окрасить бересту отваром ольховой коры, окрасить органическим красителем.     Рисунок на бересту наносят шилом прокалыванием кальки с изображением или обводя трафарет. Затем бересту слегка смачивают и острой стороной ножа-резака выскабливаю элементы орнамента, убирая темный слой. Можно делать наоборот выскабливать фон оставляя черным орнамент или изображение.     Крышка короба с изображение лебедей, выполненная выскабливанием. XIV в

  Способы декорирования изделий из бересты

Выскабливание или Процарапывание

 Выскабливание применяют на темноокрашенной бересте, как правило, металлическим инструментом - ножом, шилом, иглой. Используется осенняя берёста, которая снимается с дерева с немалым усилием. На такой берёсте остаётся тонкий слой камбия коричневого цвета, который и удаляется процарапывающим инструментом во время работы. Коричневую бересту можно получить если снимать кору с погибших берез, подержать свежеснятую бересту 4-5 дней на ярком солнце, периодически смачивая ее водой, подержать бересту в болоте на глубине 10-15 см в течении 14 дней, окрасить бересту отваром ольховой коры, окрасить органическим красителем.

    Рисунок на бересту наносят шилом прокалыванием кальки с изображением или обводя трафарет. Затем бересту слегка смачивают и острой стороной ножа-резака выскабливаю элементы орнамента, убирая темный слой. Можно делать наоборот выскабливать фон оставляя черным орнамент или изображение.

Крышка короба с изображение лебедей, выполненная выскабливанием. XIV в

  Способы декорирования изделий из бересты   Аппликация   Аппликация это украшение из вырезанных из бересты узоров, которые приклеивают на изделие из бересты или другого материала.     Стеклянная ваза с наклеенной прорезной берестой (работа С.В. Иванова)  

  Способы декорирования изделий из бересты

  Аппликация

Аппликация это украшение из вырезанных из бересты узоров, которые приклеивают на изделие из бересты или другого материала.

Стеклянная ваза с наклеенной прорезной берестой (работа С.В. Иванова)

  Способы декорирования изделий из бересты   Резьба     Резьбу обычно выполняют на бересте снятой с молодых берез. На кусок пластевой бересты нужного размера переносят шилом рисунок, через кальку или трафарет. С помощью ножа-резака удаляют участки фона. Резьбу выполняют на деревянной доске обычно из липы. Однотипные элементы можно вырезать пробойником соответствующей формы. Прорезная береста может дополнительно украшаться тиснением.      Туес украшенный прорезной берестой  

  Способы декорирования изделий из бересты

  Резьба

Резьбу обычно выполняют на бересте снятой с молодых берез. На кусок пластевой бересты нужного размера переносят шилом рисунок, через кальку или трафарет. С помощью ножа-резака удаляют участки фона. Резьбу выполняют на деревянной доске обычно из липы. Однотипные элементы можно вырезать пробойником соответствующей формы. Прорезная береста может дополнительно украшаться тиснением.

Туес украшенный прорезной берестой

  Способы декорирования изделий из бересты Роспись   Древний способ украшений изделий из бересты, очень часто применялась для украшения берестяных туесов или бураков. Основные цвета красный, зеленый, синий и их оттенки при смешении с белым. Иногда весь туес покрывали фоновой краской, а потом наносили рисунок. Перед росписью поверхность грунтуют, это может быть смесь мела со столярным клеем, а можно использовать клей ПВА. Для росписи можно использовать гуашь, темперу и масляные краски. Для закрепления роспись покрывают масляными лаками.     Готовые берестяные изделия смазывают льняным или подсолнечным маслом, это придает блеск изделию.  Пример расписных берестяных изделий

  Способы декорирования изделий из бересты

Роспись

Древний способ украшений изделий из бересты, очень часто применялась для украшения берестяных туесов или бураков. Основные цвета красный, зеленый, синий и их оттенки при смешении с белым. Иногда весь туес покрывали фоновой краской, а потом наносили рисунок. Перед росписью поверхность грунтуют, это может быть смесь мела со столярным клеем, а можно использовать клей ПВА. Для росписи можно использовать гуашь, темперу и масляные краски. Для закрепления роспись покрывают масляными лаками.

  Готовые берестяные изделия смазывают льняным или подсолнечным маслом, это придает блеск изделию. Пример расписных берестяных изделий

Изделия из бересты Куклы из бересты Шкатулка украшенная прорезной берестой

Изделия из бересты

Куклы из бересты

Шкатулка украшенная прорезной берестой

Изделия из бересты Чайный набор работы Пестерь В. Махнюка (кошель, заплечный кузов)

Изделия из бересты

Чайный набор работы

Пестерь

В. Махнюка

(кошель, заплечный кузовок)