Формирование изобразительных умений в обучении лепке старших дошкольников

Архипова Александра Александровна

Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Лепка65.33 КБ

Предварительный просмотр:

.Теоретические основы формирования изобразительных умений детей  дошкольного возраста при  обучении лепке.

 1.1. Искусство скульптуры. История вопроса.

1.2.  Народные глиняные игрушки  как средство воспитания интереса к лепке в дошкольном возрасте.

1.3.  Психолого - педагогический аспект формирования изобразительных умений в обучении лепке  дошкольника

1.4.  Занятие как форма организации обучения детей дошкольного возраста художественно-изобразительной деятельности.

1.5.  Анализ вариативных  и парциальных программ по художественно- изобразительной деятельности дошкольника.

Введение. Актуальность исследования.

Лепка — один из видов изобразительного искусства, создание скульптуры из мягких материалов. Этот вид искусства доступен для занятий как в детском саду и школе, так и в клубной работе. Занятия по лепке способствуют формированию умственных способностей детей, расширяют их художественный кругозор, содействуют формированию творческого отношения к окружающему миру.

Уникальная методика лепки из глины и пластилина проста в освоении и ни с чем не сравнима по воздействию на творческое развитие человека любого возраста. Древнейшие чувства, которые, к сожалению, в условиях современной городской жизни практически полностью угасают, с помощью лепки начинают восстанавливаться и приводят не только к развитию творчества, эстетического чувства, чувства гармонии цвета и формы, но и восстанавливают внутренний баланс организма и душевное равновесие, т.е. оказывают на человека определенное психотерапевтическое воздействие.

Лепкой дети начинают заниматься уже с младшего возраста, осваивая простейшие приемы работы с пластилином и глиной: раскатывание, сплющивание, вытягивание.

Занятия лепкой развивают художественный вкус, индивидуальность, интуицию, воспитывают организованность, дисциплинированность и аккуратность при работе с глиной и пластилином, а также умение планировать творческий процесс каждым учащимся.

На занятиях изобразительного искусства учитель дарит детям радость творчества, знакомит с историей художественных народных керамических промыслов, показывает профессиональные приемы лепки, знакомит с образной стилизацией глиняных игрушек. Преподаватель помогает раскрыть способности детей, преодолеть трудности в процессе учебы, привить интерес к лепке, правильные профессиональные приемы лепки и умение наблюдать, создавая свой скульптурный образ.

Дети получают знания, умения, навыки, идет осознание единства человека с природой, знакомство с миром разных предметов в процессе частичного использования так называемого бросового материала, расширяются возможности изобразительной деятельности детей.

Актуальность данной темы заключается в эффективности средств познания объемно-пространственных свойств действительности. Трехмерное изображение объемных предметов помогает дошкольникам познать объекты в реальной полноте их формы. В такой работе в полной мере реализуются большие возможности для эстетического и художественного воспитания учащихся, а также для их общего развития. Также эти занятия дают дошкольникам хорошую возможность в овладении навыками работы с различными материалами и инструментами, которыми пользуются во многих видах трудовой деятельности.

Методика обучения изобразительному  искусству  детей дошкольного возраста  в общеобразовательных учреждениях в настоящее время развивается очень интенсивно. Много интересных разработок у таких авторов как Г.Г.Григорьева, З.А.Богатеева , Н.П.Сакулина, Т.С.Комарова и др. Ими созданы учебно-методические и наглядные пособия по изобразительному искусству  и изобразительной деятельности для детей дошкольного возраста.

Цель :  Выявить  при каких педагогических условиях обеспечивается качественное формирование изобразительных умений в обучении старшего дошкольника лепке.

Объект исследования:  формирование  изобразительных умений старшего дошкольника в процессе лепке.

Предмет исследования: система методических приемов обучения лепке  старших дошкольников как условие формирования изобразительных умений.

Задачи:

1)изучить  психолого-педагогическую литературу по проблеме.

2) определить содержание понятий «скульптура», «скульптура малых форм», «народная игрушка», «изобразительные умения».

3) изучить возрастные особенности  старшего дошкольника и возможный уровень сформированности изобразительных умений при обучении лепке.

3) проанализировать вариативные и парциальные  программы по художественно- изобразительной деятельности в дошкольном возрасте.

4)разработать методические рекомендации, направленные на формирование изобразительных умений в лепке старших дошкольников.

Гипотеза: В процессе специально организованных занятий  по лепке возможно формирование изобразительных умений старших дошкольников.

Для решения сформулированных задач и подтверждения гипотезы исследования  использованы следующие методы исследования:

- анализ психологической, педагогической, методической литературы;

- изучение системы занятий по  художественно-изобразительной деятельности.

-наблюдение занятий по художественно-изобразительной деятельности.

- изучение опыта работы руководителя изостудии.

- педагогический эксперимент.

- диагностические методы (беседа, анкетирование, тестирование и др.)

- обобщение теоретических и экспериментальных выводов,  создание методических рекомендаций.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что теоретические сведения, методические приемы и экспериментальные  выводы могут  послужить опорой воспитателям и руководителям изостудии  на занятиях изобразительного искусства.

Глава 1. Теоретические основы формирования изобразительных умений детей  дошкольного возраста при  обучении лепке.

1.1 Искусство скульптуры. История вопроса.

Скульптура – один из видов изобразительного искусства. Она существует более 5 тысяч лет. Лучшими образцами дошедших до нас скульптур тех далеких времен являются портреты египетского фараона Эхнатона и его жены Нефертити. Это произведения большого реалистического искусства, создание неизвестным гением , в них чувствуется дыхание жизни. Изумительно тонко передано скульптором обаяние женственности Нефертити, ее образ стал олицетворением женской красоты.

Высочайшего уровня искусство скульптуры достигло в Древней Греции. Античные ваятели умели показать внутреннюю свободу и непринужденность своих героев, воплотить в камне гармонию образа, как бы оживить камень.

У каждого искусства – свой язык, с помощью которого художник передает свои ощущения от окружающего мира. Это могут быть поиски идеала женской красоты, выражение бушующих страстей  или проникновение во внутренний мир человека. Все это – содержание искусства, а средства выражения его могут быть различны. Скульптор передает то, что задумал, в объемном изображении. Он лепит свои произведения из глины или гипса, как это делал замечательный мастер А.С.Голубкина, в произведениях которой, по выражению известного искусствоведа М.Алпатова, была «правда, согретая всем жаром чувств и страстей большого человека…». Но чаще для скульптуры используется более прочный материал – камень, это может быть песчаник, гранит, мрамор. Иногда скульптура отливается из бронзы. Перепробовав разные материалы, скульптор обычно останавливается на одном, наиболее выразительно, с его точки зрения, передающем замысел. Скульптор С.Эрьзя встретил в горах в Аргентине две породы дерева, которые были тверже металла имели благородные оттенки коричневого цвета – альгарробо и квебрахо. Это был уникальный материал для скульптуры, и все свои произведения величайший русский художник создал из этих деревьев. Огромный на рост альгарробо, в котором он обрабатывал лишь часть поверхности, резцом удаляя все лишнее и бережно оставляя естественные извивы древесины, превращался в портрет Льва Толстого. Из дерева созданы скульптуры Бетховена, Моисея, Сократа. Гений художника преображает материал, открывая нам характеры богатырские, изумляющие глубиной художнической мысли. По тому С.Эрьзя и был известен миру как русский Микеланджело.

Мир человека – не единственное, что является содержанием скульптуры. Художники Древнего Египта, Индии, Китая изображали и  животных. Символические животные, химеры, украшают собор Парижской Богоматери. Достопримечательностью Петербурга являются великолепные изображения коней на Аничковом мосту работы скульптора П.К.Клодта. Очень интересны, психологически выразительно деревянные скульптуры животных художника – анималиста В.А. Ватагина. Выразительные возможности скульптуры настолько велики, что художник П. Иванов попытался изобразить из фарфора букет цветов, лежащий на столе. Шедевр находится в Русском музее. Эффект натуральности настолько велик, что кажется, цветы просто потеряли окраску, сохранив свою нежную красоту.

В XX в. Появилось новое направление в скульптуре – авангардистское, где изображение символическое, условное. «Художник должен говорить на языке своего времени», - писал московский скульптор – авангардист В.А. Сидур. Его скульптуры украшают многие города мира. В Москве например, стоит его Памятник оставшимся без погребения – жертвам афганской войны. Символическое изображение трех скорбно склонившихся женских фигур. Лаконичный пластический язык работ В.А Сидура очень выразительны, они заставляют задуматься над последствиями того, что несут страшные, разрушительные эксперименты над людьми и природой.

        По своему назначению скульптура делится на монументальную и станковую. Скульптурное произведение, отличающееся огромными пропорциями, величием и значительностью, называется монументом. Монументальная скульптура увеличивает изображаемый объект более чем в три раза, и обращена к широким массам зрителей. Поэтому художник – монументалист не придает значения мелким деталям. В монументальной скульптуре обычно изображают крупных исторических деталей, героев, великие события в жизни народа. Так к монументам относится знаменитый памятник Петру  I в Петербурге, созданный скульптором Э. Фальконе. Монументальная скульптура может быть символической, например изображение Родины – матери на Мамаевом кургане под Волгоградом. В свою скульптуру Е.В. Вучетич вложил великую патриотическую идею – скорбь Родины – матери по своим погибшим сыновьям. Расположена на высоком кургане, она видна издали и оказывает огромное воздействие на людей.

        Станковая скульптура по своим масштабам почти совпадает с размерами натуры, ей свойственна психологическая характеристика образа.

        Скульптура алых форм – статуэтки из камня, фарфора, металла, народная игрушка – является разновидностью станковой скульптуры. Особой популярностью пользуется глиняная дымковская игрушка – нарядная, праздничная по цвету и лепному украшению, выполненная с большим юмором. Няньки с детьми, расписные барыни, индюки со сказочными хвостами, петушки, кони, барашки, потешные сценки. И всюду яркие, сочные краски. Это жизнерадостное искусство уникально.

        Скульптуру, которую можно рассмотреть со всех сторон, называют круглой. Если же объемное изображение лишь частично выступает над плоским фоном, то оно называется рельефом. Рельеф может иметь самостоятельные значения, например мелкие рельефные изображения на простых и драгоценных камнях. Они называются камеями. Одна из самых знаменитых – камея Гонзага – хранится в Эрмитаже. Но чаще всего рельеф используется для украшения величественных зданий и памятников.

        Скульптура как вид искусства интересна не только взрослым, но и детям. В каждом городе есть монументальная скульптура, есть музеи изобразительного  искусства, где хранятся произведения станковой скульптуры, народной игрушки. И у родителей, и у педагогов садов есть возможность познакомить детей с искусством скульптуры. Не стоит показывать им примитивные изображения на стадионах и в парках. Как правило, они не имеют ничего общего со скульптурой и могут только испортить вкус детей. Знакомя детей с подлинной скульптурой, взрослый должен рассказать, как ее рассматривать, какого ее содержание, художественные достоинства, помня слова Марины Цветаевой: «…то, что знаем с детства – знаем всю жизнь».

Мир скульптуры многообразен. На протяжении многих веков талантливые скульпторы создавали свои произведения – статуи, скульптурные группы, бюсты.

В скульптуре художник выражает духовный мир человека и представления об окружающем, воплощает свои эстетические идеалы.

Скульптура как вид искусства играет значительную роль в нашей жизни. Она выполняет разные задачи, пропагандирует большие идеи, сложные мысли и чувства. Как и другие виды искусства, скульптура имеет свою специфику, которая выражается и в содержании, и в выборе материала и выразительных средств.

Отличительной особенностью является его объемность, трехмерность. Основные виды скульптуры – это круглая скульптура и рельеф. Если изображение можно обойти кругом, рассмотреть со всех сторон, то такая скульптура называется круглой (примерами подобной скульптуры являются памятник Минину и Пожарскому И.П. Мартоса, памятник А.С. Пушкину А.М. Опекушина и др.). В том случае, если предмет изображен с одной стороны и представляет из себя выпуклое изображение, выступающее над плоскостью, - перед нами рельеф.

Рельефное изображение имеет две разновидности: барельеф и горельеф. Фигуры, изображенные в барельефе, выступают над плоскостью не более чем на половину своего объема, в горельефе они возвышаются над плоскостью изображения более чем на половину, а иногда бывают и полнообъемными и лишь прикасаются к фону отдельными деталями. Наряду с выпуклым рельефом существует еще одна его разновидность – углубленный рельеф, или контррельеф. Этот вид рельефа приближается к графическому изображению, он был распространен в Древнем Египте, но сейчас встречается редко.

Характер скульптуры, выбор изобразительных средств, материала зависит прежде всего от цели создания произведения. По назначению скульптурные произведения делятся на монументальные и станковые.

Монументальные произведения рассчитаны на массовое восприятие, они пропагандируют значительные общественные события, часто воплощают положительный образ своего времени. К монументальной скульптуре относятся памятники исторических событий, памятники героям.      Монументальные произведения предназначаются для украшения площадей, парков, больших общественных зданий. Если монументальная скульптура, как правило, превышает изображаемый объект в два – три раза, то станковая культура по своим масштабам занимает промежуточное положение, так как предметы, изображенные в станковой скульптуре, почти совпадают с размерами натуры (они бывают чуть меньше или немного больше оригинала).

Станковая скульптура не связана с каким-либо художественным ансамблем. Ей свойственна тонкая психологическая многогранная характеристика образов и богатство формы. Это скульптурные портреты, фигуры, скульптурные группы, которые мы часто видим в музеях и художественных салонах.

Разновидностью станковой скульптуры является скульптура малой формы. Она включает в себя статуэтки из камня, дерева, кости, металла. К скульптуре малой формы можно отнести и мелкую декоративную пластику современных народных мастеров.

Произведения скульптуры создаются из разных материалов: твердых (камня, дерева, метала) или пластичных (терракоты, стекла и т.д.). Выбор материала дает возможность скульптору выявить особенности создаваемого образа.

Говоря о художественном образе в скульптуре, нужно отметить, что в этом виде искусства в основном изображается человек. Различные свойства материалов используются для передачи всего комплекса особенностей человеческого тела, его мягкости, упругости, динамики, плавности движений и т.д.

Выразительность любого скульптурного произведения зависит от того, насколько умело скульптор использует в своем художественном творчестве различные средства выразительности, свойственные этому виду изобразительного искусства. Если сравнивать скульптуру и живопись, то мы увидим, что как в одном, так и в другом виде искусства изображается объем предметов; но живописцу при передаче приходится создавать иллюзию объемности, которая достигается при помощи света и тени. Скульптурный же художественный образ действительно существует в пространстве и обладает реальной объемностью, которая вызывает у зрителя желание рассмотреть его со всех сторон. Рассматривая скульптуру и обходя ее кругом, зритель каждый раз по-новому воспринимает постановку корпуса в пространстве, поворот головы; кроме того, создается ощущение, что фигура движется, изменяется.

В художественном замысле любой скульптуры, будь то памятник или станковая скульптура, большое значение имеет постамент, границы которого определяют рамки скульптуры, как бы отделяют скульптуру от реального пространства, которое ее окружает.

Постамент должен соответствовать не только архитектурному окружению, но и характеру и стилю скульптуры.

Таким примером является памятник Петру I в Ленинграде, скульптор Э.М. Фальконе. Необычным и удивительно интересным, оригинальным является то, что постамент представляет собой натуральную гранитную скалу, которая почти не подвергалась дополнительной обработке. Петр I вздыбил своего коня на самом верху крутой скалы, она и служит пьедесталом. Живой и зримой становится идея борьбы с препятствиями, победы над трудностями – основная идея памятника.

Многие скульптурные произведения, рассчитанные на восприятие взрослых, могут быть интересны и для детей дошкольного возраста. Воспитатели детских садов и родители в доступной могут разъяснить детям содержание того или иного произведения, рассказать о его художественных достоинствах.

У маленького ребенка особая острота восприятия. То, что эмоционально воспринято в детстве, запоминается на всю жизнь. Восприятие красивого формирует у детей эстетическое чувство, уважение и бережное отношение к искусству. Произведения искусства расширяют кругозор ребенка тем, что несут определенную информацию Они влияют и на формирование нравственных чувств.

Необходимость знакомства детей со скульптурой связана не только с ее воспитательной стороной. В процессе восприятия дети усваивают язык скульптуры, ее выразительные средства и способы изображения. Кроме того, ребенок постигает социальный опыт, накопленный человечеством.

Знакомство детей со скульптурой может иметь место во всех возрастных группах. В младшей и средней – это в основном предметы декоративно-прикладного искусства и скульптуры малой формы. В старшем дошкольном возрасте детей можно знакомить и с монументальной скульптурой.

Какие же выразительные средства познает ребенок в процессе восприятия скульптуры?

Создание лепного образа всегда связано с передачей пластики, которую дети постигают не сразу. Но уже в старшем дошкольном возрасте дети начинают понимать плавность очертаний формы. Для этого при рассматривании скульптуры детей учат движениям руки в воздухе показать линию перехода одного объема в другой. Производя зрительный охват всей скульптуры, они вычленяют ее части. Под руководством взрослого ребенок дошкольник приходит к заключению, каким образом можно добиться плавного перехода одной формы в другую – путем заглаживания формы в другую – путем заглаживания формы пальцами или путем постепенного наращивания объема.

Скульптура открывает большие возможности для обучения детей композиции. Рассматривание многофигурных композиций подводит детей к умению видеть взаимосвязь между предметами и самостоятельно располагать их на подставке.

Под влиянием скульптуры дошкольники быстрее осваивают изображение фигур в действии. Их работы становятся ярче, выразительнее.

Прежде чем начать работу по знакомству детей со скульптурой, коллектив детского сада должен расширить свои знания о скульптуре (посещение выставок, музеев, чтение соответствующей литературы); пополнить методический кабинет скульптурой малой формы и народной пластикой, приобрести книгу о скульптуре.

Знакомство детей с малой скульптурой и народной пластикой можно начать с организации небольшой выставки, состоящей из нескольких скульптурой, разных по материалу и содержанию. После осмотра выставки с детьми проводится беседа о том, что такое скульптура, кто ее делает, из какого материала.

Скульптуру монументальную или парковую, которая находится недалеко от детского сада, дети рассматривают вместе с воспитателем во время экскурсии. Но предварительно воспитатель должен сам познакомиться со скульптурой, наметить вопросы, которые можно задать детям, подумать весь процесс осмотра скульптуры с детьми.

Большую работу по знакомству детей со скульптурой могут провести и родители. Они могут сфотографировать скульптуру, которая находится в городе, и сделать крупные фотографии или цветные слайды, Изображение должно производить с трех или четырех сторон. Однако использовать этот материал в качестве наглядного пособия можно лишь при повторной беседе о скульптуре, т.е. после того как дети побывали около нее во время экскурсии или прогулки с родителями. Если же знакомство со скульптурой начинать с восприятия наглядных пособий, то дети понимают изображенное не как объемный предмет, а как простую плоскостную картинку. Фотографии скульптуры с разных сторон понимаются ими как не относящиеся друг к другу изображения.

Какие же знания должны получить дети о скульптуре в условиях дошкольного учреждения?

В первой младшей группе. Проявлять интерес к народным игрушкам, иметь желание играть с ними.

Во второй младшей группе. Не только проявлять интерес к народным игрушкам, но и видеть разнообразие формы, цвет росписи, понимать, что это не игрушка, а предмет для украшения группы.

В средней группе. Знать некоторые народные игрушки (дымковская, богородская), уметь рассказать о них; уметь показать малую скульптуру, которая находится в группе, относится к ней как к произведению искусства; знать, что скульптуру создает скульптор.

В старшей группе. Знать, из какого материала делают народные игрушки, понимать их выразительные средства (уметь рассказать о форме, пропорциях, движении, дополнительных деталях, которые делают игрушку красивее и интереснее). Уметь внимательно слушать рассказ воспитателя о скульптуре во время экскурсии в близлежащий парк (площадь); узнавать скульптуру на фотографиях, слайдах; включаться в беседу о скульптуре.

В подготовительной к школе группе. Понимать и любить народную игрушку; знать и различать между собой отдельные промыслы, уметь самостоятельно рассказывать о народной игрушке, ее содержании и выразительных сторонах; знать, какая бывает скульптура (народная, малых форм, монументальная); уметь рассматривать скульптуру (обходить со всех сторон, обращать внимание на ее выразительные средства).

Таким образом, скульптура своим глубоким содержание, выразительными средствами обогащает ребенка социальным опытом, развивает умение воспринимать прекрасное, закладывает первоначальные основы художественного вкуса.

1.2.  Народные глиняные игрушки  как средство воспитания интереса к лепке в дошкольном возрасте.

Народная глиняная игрушка является одной из составляющих скульптурного образа. При работе с народными глиняными игрушками дети получают навыки, которые используются ими при создании других видов лепных работ, отчего изделия становятся более выразительными и по замыслу, и по оформлению. Выразительность детской лепки зависит не только от того, насколько ребенку удалось передать форму и пропорции игрушки, но и от того, как он сумел, украсить свою работу или вылепить соответствующие элементы оформления фигурки.

Народная игрушка открывает большие возможности и для обучения детей композиции. Она разнообразна по стилю исполнения. Умение лепить игрушки в разных стилях возможно лишь при полном понимании ребенком различия в изображении формы и декоративных украшений. Для этого нужно чаще знакомить детей с игрушками разных промыслов, с их особенностями, как скульптурными, так и орнаментальными.

Показывая детям игрушку, преподаватель может направить внимание ребят на раскрытие образа с точки зрения его выразительности. Например, предлагая лепить куклу с коромыслом — «Водоноску», педагог рассказывает, что изображает фигурка, спрашивает детей, видели ли они, как носят воду на коромыслах, затем обращает их внимание на пластичность формы, анализирует детали одежды, положение рук, ведер, которые забавно раскачиваются на коромыслах.

Почти все народные игрушки однообразны по способу изображения. Это нужно учитывать в работе с детьми. Так, козлы, кони бараны, олени и медведи изображаются одним способом: туловище и ноги выполняются из одного куска. Однотипно изображаются и птицы. Поэтому приемы лепки показывают лишь тогда, когда дети впервые лепят предмет. Использование народных игрушек в процессе лепки может привести к однотипности работ не только по способу изображения, но и по форме. Поэтому игрушки следует подбирать таким образом, чтобы каждый персонаж был представлен в разных вариантах. Это даст возможность показать детям многообразие форм, пропорций, росписей и способов изображения игрушек. Нужно также помнить, что народная игрушка используется лишь в процессе знакомства детей с окружающей жизнью.

Занятия с использованием предметов народного творчества помогают развивать умственную деятельность маленького ребенка. Однако это возможно лишь в том случае, если осуществляется планомерное, систематическое ознакомление детей с предметами народного творчества, в результате чего дети создают свои декоративные работы.

В России существует несколько центров по изготовлению традиционной глиняной игрушки и каждый из них имеет свои особенности в лепке и росписи. Самыми известными являются: дымковские, филимоновские, каргопольские и калининские игрушки.

Дымковские игрушки

Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы, особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи куклы барыни-франтихи, козлы, кони, петухи с расписными хвостами. Промысел зародился в далеком прошлом. Самое раннее описание дымковских игрушек относится к 1811 году. Автор его — Николай Захарович Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике — «Свистопляске» (позднее его стали называть свистунья»), во время которого продавались расписные глиняные куклы с позолоченным узором.

До революции мастера работали в селе Дымково в одиночку и семьями, Копали глину, смешивали с песком, месили сначала ногами, а потом руками. Изделий обжигали в русских печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие женщины и дети. Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки, находится в городе Кирове. Всем известны имена прославленных мастеров дымковской игрушки. Это А.А. Мазурина, Е.3. Кошкина, 3.В. Пенкина. Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа: лепку изделия и роспись его. Перед каждой мастерицей лежат нужные ей в данный момент материалы. При лепке на столах лежит глина в целлофановом мешке. Глина местная, кировская, очень приятная в работе по своим лепным качествам. Мастерицы говорят: «Наша глина, как масло». Кроме глины, на столе находятся таз с водой, тряпки для заглаживания поверхности изделия и стеки. В том случае, если мастерицы занимаются росписью, на столах в стаканчиках — краски, кисти, и рядом стоят уже обожженные и отгрунтованные игрушки.

Изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды: рюши, оборки, манжеты, шляпки и др. — лепят отдельно и примазывают к основной форме, называя их налепами. Так ловко и уверенно наносят мастерицы узоры на белую поверхность изделия, что не успеваешь следить за их руками.

Дымковская игрушка весьма специфична. В создании ее формы и в оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде всего, в статичности, пышности форм и яркости окраски. Например, в композиции «Мать с детьми» фигура женщины смотрит прямо перед собой, она как бы замерла в этом положении. Если внимательно посмотреть на другие игрушки, изображающие козлов, петухов, медведей, то эта статичность чувствуется и в них.

Мастерицы строго сохраняют и поддерживают традиции, установленные прежними мастерами, но каждая имеет свои особенности в работе. У одних куклы высокие, статные, у других — немного меньше по размеру, шире в плечах. По-разному укладываются локоны у барынь-франтих, различный поворот головы у животных. Отличаются изделия и по колориту. Одни мастера работают в теплых тонах: у них преобладают охра, красный и оранжевый цвета; другие — в холодных — голубых и синих. Одни изделия украшаются густой сетью орнамента, другие же, покрыты узором.

Все изделия дымковских мастеров отличаются жизнерадостностью и тонким юмором (например, «Сцена у колодца» или «Разряженные куклы едут на базар»), что особенно привлекает внимание детей: им нравится рассматривать игрушки, слушать рассказы педагога том, где и как их делают.

Филимоновские игрушки.

Не менее известным народным промыслом является деревня Филимоново Одоевского района Тульской области, где делают удивительную глиняную игрушку. Деревня находится около залежей хорошей белой глины. Возможно, это и определило ее промысел (легенда говорит; что жил в этих местах дед Филимон, он и делал игрушки). Звери и животные, выполненные художницами, отличаются по форме и росписи. Игрушки смешные, причудливые и в то же время просты по исполнению и очень выразительны. Сюжеты филимоновской игрушки традиционны — это барыни-крестьянки, солдаты с эполетами, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных — коровы, бараны, с туго закрученными рогами, лиса с петухом и таинственные существа, прообраз которых трудно определить.

У всех игрушек упругие тела, длинные или короткие ноги, вытянутые шеи с маленькими головками. Эти игрушки трудно спутать с какими-либо другими, так как они имеют свои традиции в трактовке формы и росписи. Например, у барынь высокие колоколообразные юбки с незаметным расширением книзу, верхняя часть туловища по сравнению с юбкой кажется меньше. Маленькая головка заканчивается высокой изящной шляпкой. Забавные игрушки, изображающие длинноногих и вытянутых солдат характерных костюмах: френч в талию и полосатые штаны, которые игрушки удивляют своей фантазией. Так, среди игрушек есть чудище с головой оленя. В руках у него курица, на спине сидит индюк, а на хвосте — цыпленок. Особой пластикой отливаются игрушки животные. У баранов, коров и коней- маленькие головы на вытянутых шеях, а короткие ноги придают особую устойчивость всем фигурам.

Все игрушки очень веселые и, когда их много - это праздник. Роспись яркая, и в основном преобладает желтый, красный, оранжевый, зеленый, синий и белый цвета. Можно только удивляться, как, сочетая простые элементы (полосы, дуги, точки, пересекающиеся линии, образующие звезды), мастерицы создают удивительные орнаменты, которые красиво ложатся на юбки и фартуки фигурок. Роспись игрушек традиционна: коней, коров баранов окрашивают полосами, а фигурки людей расписывают, используя все элементы в самых различных сочетаниях. Лица фигурок всегда остаются белыми, и лишь небольшими штрихами намечаются глаза, рот, нос.

Маленький ребенок, прежде всего, видит в филимоловской игрушке забаву, фантастические изображения предмета, которые пробуждают его творчество. И там, где взрослый задумывается над определением содержания игрушки, ребенку все ясно. Его не смущает ни пестрая окраска, ни фантазия мастериц в отношении условной трактовки образа. Филимоновские игрушки, как правило,— свистульки и рассчитаны на то, чтобы ребенок играл с ними.

Каргопольские игрушки.

Интересной игрушкой является каргопольская. Каргополь — древний русский город, окруженный лесом. С давних времен жители этого города и его окрестностей занимались гончарным делом. большей частью они делали обливную посуду, горшки, кринки, миски для сметаны. Некоторые мастера изготовляли глиняную игрушку.

Исследования показали, что современная каргопольская игрушка возникла на основе домашнего крестьянского гончарного промысла, существовавшего еще в XIX веке в деревне Гринево, расположенной недалеко от Каргополя.

Однако в 1930г. художественный промысел пришел в упадок. Продолжала делать игрушки лишь талантливая мастерица У. И. Бабкина. Именно ее изделиям свойственны лучшие черты народной игрушки. В 1967г. были созданы каргопольские мастерские по изготовлению глиняных расписных игрушек. Среди них большое место занимают образы полуфантастические, связанные с народными языческими праздниками, сопровождаемыми музыкой, плясками, ряжеными. Игрушки-свистульки были неотъемлемой частью праздников.

Рядом с яркими, звонкими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками пластика фигурок этого северного края может показаться суровой. Изображения людей даются с психологической характеристикой, поэтому зритель может представить себе быт и уклад жизни местных жителей. В игрушке мы видим отражение деревенской темы: бабы-крестьянки с корзинами или птицей в руках куклы с прялками, бородатые мужики во время работы или отдыха. Каргопольской игрушке свойственны и многофигурные композиции - веселые тройки с седоками в санях, танцующие фигуры, катания на лодке и многие другие сцены, точно подмеченные мастерами. Характерно изображение одежды персонажей: бабы в кофтах и юбках, а иногда в платьях, на голове платок или шляпка, мужики в кафтанах. В основном сюжеты динамичные, взятые из жизни. Любят каргопольские мастера изображать и животных: медведя, зайца, коня, собаку, свинью, гуся и утку. Среди игрушек данного промысла можно встретить и такие, прообразы которых связаны с легендами, например. Полкан — полузверь-получеловек, двуглавые кони и олени. В ассортименте современных каргопольских игрушек встречаются сюжеты на темы народных сказок: «Волк и семеро козлят», «Кот, петух и лиса» и др.

Для каргопольской игрушки характерна условность в трактовке образа по форме, пропорциям и окраске. Все фигурки несколько приземистые, с короткими руками и ногами, туловище удлиненное, толстая и короткая шея, и сравнительно большая голова. Фигурки, изображающие мужчин,— всегда с окладистой бородой, которая выполняется способом оттягивания глины от общего объема головы. У женских фигурок юбки в виде низких колоколов, что может создать впечатление приземистости. Но так как талии у кукол вытянуты, это уравновешивает фигурку, делая ее стройной и монолитной.

Каргопольские мастера изображают зверей толстоногими и порой динамичными, например медведь стоит на задних лапках — момент нападения; у собаки расставлены лапы и открыта пасть; утка с распростертыми крыльями и вытянутой шеей, готовая к полету. Что касается росписи, то она по своему колориту суровая и сдержанная. Однако сейчас мастера для оживления игрушек вносят желтый, голубой и оранжевый цвета. Ими расписываются пуговицы, бусы, клювы у птиц, оттеняется одежда. Основными элементами орнамента являются комбинации из пересекающихся линий, кругов, веточек без листьев, елочек, точек и полос.

Лепят игрушки по частям. Основой фигурки служит туловище, которое вместе с головой прикрепляется к заранее вылепленной юбке. Для изображения мужских фигур к туловищу прикрепляются ноги и руки в виде валиков. Места соединений деталей тщательно сглаживаются, фигурки приобретают пластичность. Вылепленные изделия сушат одну-две недели и обжигают в печи.

И по форме, и по окраске современная игрушка выполняется более тщательно, она стала красивее, ярче. Но при этом утратилась ее наивность, что составляло главную прелесть образцов старых мастеров.

Среди мастеров, донесших до нашего времени традиции старой игрушки, наиболее известны У.И. Бабкина и И.В. Дружинин. Сейчас в Каргополе трудятся потомственные мастера К.П. Шевелева, А.П. Шевелев, С.Е. Дружинин. Однако в основе изображений лежат старые народные традиции.

Калининские игрушки.

Мастера украшают игрушку налепами, которые хорошо связываются с ее основной формой. Яркий эмалевый узор красиво дополняет фигурки, ложась на коричневый фон, так как изделие не грунтуется и фоном является цвет обожженной глины. В основе своей игрушка статична, но встречаются птицы-лебеди с резко повернутыми шейками и головками, что придает им особую пластичность. Среди игрушек есть петухи, куры, гуси, лебеди, уточки с утятами.

Эта первоначальная деятельность подводит детей к пониманию того, что выполненную работу можно украсить, она станет интереснее и красивее. С возрастом знакомство детей с народным искусством расширяется, в связи с чем и задачи по украшению предметов становятся более сложными. Дети начинают лепить и украшать орнаментом посуду, кукол, животных по типу народных игрушек. Постепенно они учатся отбирать и сочетать декоративные элементы, составлять из них узор, помещать его сначала на плоский, а затем на объемный предмет. Все это в свою очередь развивает в детях потребность к созданию красивых изделий, развивает их художественный вкус. В каждой местности создавались свои глиняные игрушки. Отличались игрушки особенностями лепки и росписью.

Таким образом, народные игрушки своей богатой тематикой влияют на замысел ребенка во время лепки, обогащают представление об окружающем мире. Кроме того, расширяются возможности детей в сюжетной лепке. Народные глиняные игрушки следует изучать, учитывая возрастные особенности детей.

1.3.  Психолого - педагогический аспект формирования изобразительных умений в обучении лепке  дошкольника.

На 6- Ом году жизни с ребенком происходят большие изменения. Изменяются пропорции тела, ребенок становится подвижным, ловким, движения уверенные, совершенствуется координация. К этому возрасту у него активно развиваются мелкие мышцы руки. Это важная способность руки связана с развитием речи и мышления. У 6 – леток значительно повышается острота зрения, и они замечают мелкие детали, это выражается в рассматривании насекомых, строение цветка, устройства различных механизмов и т.д.

        Мышление в этом возрасте конкретно, и только к 7 годам появляются элементарные понятия. Естественно, что все это происходит не у всех детей одинаково, даже у растущих в сходных условиях. Активно развивается речь, словарный запас ребенка 7 лет составляет около 4000 слов, но образная речь дети часто понимают буквально. Дети 6 – 7 лет хотят учиться, у них активизируются познавательные интересы, в отношении со взрослыми появляются личностное общение собственные эстетические суждения и оценки. В изобразительной деятельности дошкольников старшего возраста творчество играет все более важную роль. Это связано с развитием личности ребенка. Понимая это, педагог старается организовать детскую деятельность так, Чтобы они видели все краски жизни, ее удивительные проявления, научились любить прекрасное, чтобы им открылось особое видение мира и захотелось в творчестве выразить свои чувства и мысли. Педагог должен так продумывать свои занятия, чтобы обучения развивало личность ребенка, а не превращалось в тренировку изобразительных умений. Поэтому главной задачей является формирование творческого склада ума, развитие воображения, эмоциональной впечатлительности у старших дошкольников, т. е. развитие их личности через изодеятельность. Занятие лепкой дают для  этого все возможности.

        Одна из важнейших задач – научить детей наблюдать и размышлять над тем, что они увидели. Искусство учит детей высокой нравственности, поэтому педагог так организует культурную среду, в которой воспитываются дети, чтобы они могли познакомиться с произведениями искусства, при возможности – побывать в музее, где есть скульптуры, увидеть и рассмотреть скульптуру. Более полному восприятию скульптуры способствует использование музыки, поэзии, художественного слова.

        В старшей и подготовительной к школе группе воспитатель ставит своей задачей научить детей лепить скульптурным способом – вытягивая детали из целого куска, ленточным способом – в декоративной лепке. Дети должны овладеть многими приемами обработки и украшения вылепленного изделия – уметь загладить его поверхность, прочно скрепить детали, сделать налепки, углубления, рельефы, уметь использовать каркасы, пользоваться стеками, работать с разнообразными пластичными материалами, уметь передавать движение.

        В старшем дошкольном возрасте дети овладевают лепкой по представлению, с натуры, по памяти. По содержанию лепка может быть сюжетной, предметной, декоративной. Дети умеют давать эстетическую оценку лепным изображениям.

        Если в средней группе дети освоили простые формообразующие движения способы изображения, то в старшей группе они будут самостоятельно и свободно оперировать ими, а это – основы для создания выразительного изображения. Техника лепки усложняется. Детей знакомят со скульптурным способом изображения.

        Дети младшего дошкольного возраста лепят конструктивным способом, составляя целое из отдельных частей; это им понятнее, доступнее, потому что у них еще нет целостного восприятия. Но конструктивный способ мешает соблюдать правильные пропорции, чаще всего к маленькому туловищу животного прикрепляют слишком большие конечности. Лепка вытягиванием позволяет ребенку почувствовать всю массу туловища животного и соразмерность конечностей. Движение при таком способе лепки передается так же более естественно. Для более точной передачи деталей полезно использовать фотографии животных в разных позах или скульптуры малых форм. Они дают все необходимые сведения о животном и не навязывают чужой манеры изображения.

        При ознакомление детей с новым способом лепки педагог дает им образец, который вместе с детьми рассматривает и анализирует. Затем образец убирают. После этого необходимо показать новый способ лепки. Педагог демонстрирует приемы, постоянно обращаясь к опыту детей: « Как мы будем лепить птичку свистульку из целого куска глины? Что сначала вылепим? Как будем вытягивать свисток? Какими пальцами будем работать?» Дети показывают пальцами движения, а педагог только корректирует их. Усвоение этого приема очень важно для развития необходимых умений в лепке, поэтому педагог повторяет все движения пальцами, чтобы их увидели все дети. На следующем занятии он предлагает детям слепить елочку, но не так, как они лепили в средней группе, когда не было видно веток. Дети уже вылепили пенек, разделили пластилин и скатали его в шары, из которых будут вылеплены ярусы веток. Педагог надевает один из шаров на палец и спрашивает: « Как из него вытянуть ветки?» Нужно дать детям возможность посоображать самим. Только после этого педагог показывает простой  и экономный прием работы двумя пальцами – оттягивание на себя большим и указательным пальцами, когда большой палец внизу, а указательный сверху, затем этими же пальцами нужно прижать с боков конец веточки, чтобы она была потоньше. Так вытягивают и округляют все ветки. Дети познакомились с этим приемом при вылепливании свистульки, при вылепливании веток прием тот же, но работа более тонкая. Нарезая стекой бахрому , имитируя иголки, даже дети умеют, но теперь они делают это не по окружности шара, а на каждой веточке отдельно. Ставить один ярус на другой нужно так, чтобы ветки не располагались одна под другой. Получается симпатичная елочка, напоминающая настоящую.

        Если же воспитатель, не обращаясь к прежнему опыту детей, сам покажет пример, то дети инертно скопируют его действия, такое занятие не будет из развивать, Частичный показ имеет преимущества перед полным. Если дети лепили Снегурочку в длинной шубке, а потом пришлось лепить танцующую девушку в длинном платье, то воспитатель может ограничиться беседой с детьми о том, какие движения характерны для танцующих и каким способом их лучше изобразить. Тогда дети вынуждены будут самостоятельно решать изобразительные задачи. Беспомощными ребята становятся тогда, когда их «ведут», не давая им самостоятельно разобраться с техническими трудностями. Достаточно один раз показать детям, как заглаживать поверхность вылепленной фигурки и продемонстрировать результаты (гладкая, блестящая, красивая), чтобы вызвать желание сделать так же. Позже, при анализе, нужно похвалить детей, которые правильно это сделали. Показывая детям прием заглаживания поверхности, следует делать это указательным пальцем, а не большим, так как тренировать лучше указательный палец.

        Дети по-разному проявляют свои пристрастия в лепке, одним нравятся крупные формы, другим - мелкие, миниатюрные. Любителям миниатюры можно давать задания вылепить жука – носорога, ежат, снабдив их фотографиями для уточнения деталей. Выразительные возможности пластилина позволяют передавать самые мельчайшие детали.

        Детей нужно познакомить с крупной, обобщенной формой в лепке, где нет деталей, но четко видны пропорция и пластика формы. Самый подходящий материал для этого – снег. Нужно только показать детям эту увлекательную лепку. Она может быть чисто – белая, раскрашенная, с инкрустацией. Можно предложить детям вообразить себя скульпторами и каждому придумать свой памятник, рассказав, что они не всегда ставятся людям, иногда и животным, например котам, собакам, даже насекомым. После знакомства с городской скульптурой дети охотно возьмутся за создание своей скульптуры. Их привлекает простор для творчества.

        Лепку можно использовать и как элемент конструирования построек из песка, глины, природного материала. Досадно, что лепка больших форм  мало практикуется в детском саду, сконцентрированность на пластилине и малых формах однобоко развивает детей. В такой лепке воспитатель – соавтор и вдохновитель, а не  сухой наставник. Дети любят взрослых, которые играют с ними.

        Интересно попробовать с детьми технику лепки из глины с инкрустацией и последующим обжигом. Лягушки, ящерицы, рыбки инкрустированные стеклянным бисером, пластмассой, смальтой, полиэтиленовыми гранулами, очень декоративны.

        Детей нужно привлекать к декоративной лепке. Начинать лучше с создания барельефов, из которых потом можно составить фриз. Пластинку из керамики или толстого картона 15 на 15см покрывают слоем пластилина, это фон барельефа. Затем из более толстого слоя пластилина контрастного цвета вырезают стекой изображение и переносят его на фон. Далее идет отделка – вылепливание деталей, примазывание, заглаживание. Главная цель этих занятий – научить детей совершенствовать свою работу, добиваться высокого эстетического качества. Если барельеф нужно сохранить надолго, его нужно покрыть двумя слоями лака. Можно вылепить на барельефе сказочную Жар- птицу, крокодила Гену, Царевну- лягушку, красивых рыбок, птиц, букеты ягод, цветов, сюжет из сказки.

        С лепкой дымковской игрушки можно познакомить детей еще в средней группе, но лучше начать в старшей. Педагог показывает детям дымковские игрушки, любуются вместе с ними яркой, нарядной гаммой цветов, рассказывает, где ее делают. Рассматривая игрушки, воспитатель вместе с детьми определяет, в чем секрет их красоты. Игрушки остаются в групповой комнате, и дети несколько дней рассматривают их. В свободное время воспитатель садится за столик и начинает лепить дымковскую игрушку на глазах у детей, сопровождая свои действия словами. Педагог рассказывает, как лепить барыню, сопровождая каждое свое действие объяснением.

        Спросив детей, хочется ли им лепить дымковскую игрушку, педагог заготавливает глину, для чего требуется несколько дней. Лепка дымковской игрушки – праздничное действо, дети должны его ждать. Из всего многообразия дымковских игрушек для начала лучше выбрать рыбку, она устойчивая, детали к ней прочно прикрепляются и не отваливаются. Нужно сделать все для того, чтобы первая работа у ребенка была удачной. Потом можно сделать коника, барашка. Лепятся они комбинированным способом – туловище и ног из одного куска, разделенного с двух сторон стекой, голова и шея лепятся из другого и примазываются к туловищу, рога, кудрявая челка, уши лепятся отдельно и примазываются. Отдельно лепятся и оборки на ноги барашку, и налепки в виде маленьких лепешечек. Эти украшение типичны для дымковской игрушки, и надо познакомить детей с теми, как они лепятся. Оборка лепиться в виде колбаски, ее кладут на мокрую тряпочку, накрывают и проводят пальцем, превращая в ленточку. Из ленточки собирают пальцами оборку. Узенькая оборочка – на ноги барашку, широкая – для фартучка няне, для кофточки барыне. Оборочка – самая трудная во всей лепке деталь, ее нужно умело собрать пальцами прямо на изделии и тотчас примазывать.

        Трудность лепки дымковской игрушки в том, что дети лепят медленно, а глина сохнет быстро и детали отваливаются. Поэтому первые работы должны быть простыми по форме, устойчивыми, например рыбка, свистулька, индюк. У этих игрушек нет ног, которые подгибаются и не держат, поэтому их легко лепить. После просушки, обжига и побелки дети приступают к росписи игрушек. Сначала надо предложить детям рассмотреть, как расписаны игрушки, рассказать о традициях в росписи, затем, сделать эскизы на бумаге, потренироваться.

        Побелка для дымковских игрушек делается из молока, в котором размешан мел (для пробы в побелку опускают палец, если побелка с него не стекает, значит, консистенция хорошая), можно использовать и водоэмульсионную краску. Белятся игрушки кисточкой в два слоя. Краски изготавливаются так: яйцо разбивают сверху и выливают из него белок, оставшийся  в скорлупе желток заливают уксусом, перемешивают и выливают в чашку, наливают уксус в скорлупу вторично и выливают в ту же чашку ,все перемешивают. Получилось эмульсия для разведения краски. Эту краску называют яичной темперой. Она не блекнет, не выцветает, очень прочно ложиться. Заменить эту краску можно гуашью, в которую добавляется немного клея ПВА. Расписывают свои игрушки дымковские мастерицы беличьими, а точечки и маленькие кружочки – штампики из ровно обрезанных круглых палочек.

        При работе над дымковской игрушкой нельзя заменять материал, например глину пластилином: нарушаются традиции и воспитывается безвкусица. Пластилин более упругий, чем глина, он позволяет мельче и тоньше вылепливать основные объемы и детали, а это несвойственно дымковской игрушке. Глина дает более плотные, округлые формы, традиционные для дымки.

        В работе со старшими дошкольниками воспитатель чаще, чем с младшими, использует продуктивные методы – эвристический и исследовательский. Очень важно, чтобы в этом возрасте дети приобрели необходимые учебные умения, включающие практические и интеллектуальные действия. Одно из них – умение читать схему. На занятии лепкой педагог предлагает детям научиться лепит человека в движении, так, чтобы фигура его была устойчивая и можно было изменять его позу. Педагог показывает детям брусок пластилина и схему его разрезания, где голова, руки и ноги вылеплены из целого куска. Вместе с детьми он разбирает схему, задавая им вопросы: «На этом рисунке изображен кусок пластилина, из которого мы должны вылепить человека, но не обычным способом, приставляя к туловищу голову, руки и ноги, а из целого куска, где-то пережимая его, а где-то надрезая. Где у нас будет голова? Как мы ее выделим?(нужно пережать брусок в том месте , где должна быть шея: это показано стрелками с двух сторон бруска). Как мы выделим ноги? Что нам предлагают сделать на схеме? (Надрезать брусок снизу.) Как мы выделим руки?  Как это изображено на схеме? (Сделать 2 косых надреза ниже головы). Какой длинны должны быть надрезы?» Разобрав с детьми схему, педагог разрезает в нужных местах свой брусок и спрашивает детей, что нужно сделать, чтобы руки и ноги были круглыми? На своем бруске показывает, как округлить и выделить на ноге стопу. Дальше он спрашивает детей, как изобразить движение ног (сгибая их в коленях), как сделать фигуру устойчивой, как согнуть руки, чтобы они не были похожи на палки. Когда  фигурка становится устойчивой, он предлагает каждому из детей вылепить свой образ – грибника с корзинкой, лыжника или хоккеиста. При анализе воспитатель отмечает те фигуры  в которых более выразительно передано движение.

        Следующую схему дети разрабатывают самостоятельно. Тема знакомая – «Конь». В средней группе они лепили коня из двух кусков – из одного – туловище и ноги, из другого – голову и шею. Подобным способом лепили кошку и собаку. Сейчас предлагается другой способ лепки коня: из одного большого куска – Глову, шею и туловище, а из другого – четыре ноги и хвост. На схеме показано, как разделить пластилин, как согнуть его, и показан конь в готовом виде. Педагог напоминает детям, что конь может быть настоящим, скачущий, танцующий – с поднятой передней ногой. Таким образом на занятиях лепкой педагог развивает у детей конструктивные способности. При анализе отмечает выразительность позы коня и эстетическое оформление – аккуратность при вылепливании деталей, заглаженность поверхности, дополнительные украшения – седло. К анализу необходимо привлечь детей.

          В старшем дошкольном возрасте мотивы деятельности изменяются, игровые мотивы уступают место познавательным. Педагог предупреждает, что фигуры объемные, а пластилин нужно использовать экономно, опрашивает детей, как это можно сделать. Важно, чтобы дети сами догадались лепить животных на каркасах. Это могут быть вкладыши овальной формы, яичная скорлупа, флакончики. Работа по изготовлению панорамы – коллективная. Ее ценность в том, что дети учатся совместно решать задачи и выполнять их, считаться с чужим мнением, перенимать опыт пластической деятельности. При изготовлении понорамы нужно каждому ребенку найти посильное дело, но участниками должны быть все. Такие сложные задания, как, например, работа по изготовлению понорамы, нужны старшим дошкольникам. Они учатся корректировать свою деятельность в зависимости от возникших трудностей, принимать нешаблонные решения, планировать свою деятельность и оценивать ее результаты в соответствии с поставленными задачами.

        Пластическая деятельность всесторонне развивает личность дошкольников, если в ней нет рутины, если воспитатель постоянно опирается на опыт детей и применяет развивающие методы, если на занятии у детей формируются эстетические чувства. Каждый ребенок должен почувствовать на занятиях радость творчества.

1.4.  Занятие как форма организации обучения детей дошкольного возраста художественно-изобразительной деятельности.

Каждый вид изобразительной деятельности развивает у детей определенные качества. Занимаясь лепкой, ребенок знакомится с объемной формой предмета, взаимосвязью его частей, у него формируются навыки работы двумя руками, скоординированность движений, очень активно развивается мелкие мышцы пальцев, а это способствует развитию мышления, глазомера, пространственного мышления. Трудно переоценить значение лепки для развития ребенка. Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество.  Даже маленьких привлекает возможность слепить «настоящие» орешки и кормить ими белку. Всякая манипуляция с вылепленными предметами, использование их в игровых ситуациях значительно обогащают жизненный опыт ребенка. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразней материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие и изобразительные способности. Ребенок ставит перед собой серьезные задачи, и у него развивается конструктивная мысль. Ведь недостаточно просто изобразить человека, нужно сделать так, чтобы он стоял на своих ногах. Требуется большая сообразительность, а мозг, так же, как и мускулы, развивается, когда тренируются.

        Своеобразие лепки заключается в том, что дети учатся объемному способу изображения предметов. Вылепленные предметы являются как бы маленькими копиями настоящих вещей, их можно использовать в игре как заместители окружающих предметов. Дети эмоционально воспринимают вылепленные ими вещи и тут же принимаются с ними играть. Даже пейзаж воспринимается ими как « настоящий», если вылеплен, а не нарисован. По – разному воспринимается детьми, например, еловый лес с грибами нарисованный и вылепленный.

        Основным выразительным средством лепки является пластичность, передача формы и движения. Форма иногда воспринимается как застывшее движение. Глядя на прекрасную по форме декоративную вазу, мы говорим «Какая пластичная форма!» Выразительное слово при характеристике художественной вещи помогает формированию ее восприятия, рождению яркого образа, у ребенка развивается очень важная способность – умение выразить словом эстетическое чувство. Поэтому, характеризуя  форму вазы, мы употребляем эпитеты «пластичная», «музыкальная линия», «струящаяся линия контура», подчеркивая ими плавность линии  и соразмерность частей вазы. Нужно, чтобы дети увидели и почувствовали эту пластичность, иначе потом они будут не в состоянии оценить хорошую скульптуру. При изображении живых существ нужно учить детей даже младшего возраста передавать движение. После лепки им легче будет передавать движение в рисунке. И глина, и пластилин позволяют изгибать вылепленную фигурки, добиваясь более точного и выразительного изображения движения. Поэтому ребенок учится передавать движения в лепке более продуктивно, чем в других видах изобразительной деятельности – рисовании, аппликации. Только в процессе конструирования из природного материала – веточек, сучков – глазу ребенка вдруг может открыться изумительно пластичное движение, если у ребенка к этому времени развита ассоциативная фантазия. Такие открытия необыкновенно быстро развивают у детей творческие способности.

        Цвет так же, как и форма и движение, является средством выразительности в лепке. Никому из детей не приходит в голову лепить Бабу Ягу из розового пластилина, деревья в саду Кащея Бессмертного они всегда лепят из пластилина темных цветов. Для лепки кукол они выбирают приятные для глаза цвета и находят выразительные детали (яркий бантик, декоративные элементы). Цвет является ярчайшим средством даже в лепке. Если представляется выбор – лепить из однотонного пластилина или из цветного – ребенок как правило предпочтет цветной.

        Самые младшие дошкольники – двухлетки -  находятся еще в доизобразительном периоде развития, в манипуляциях с глиной их привлекает только самостоятельность действий. Изобразительный период начинается у большинства детей с 3 лет, когда появляется образное мышление. В этом возрасте ребенок осваивает основные приемы лепки, у него появляются навыки работы с пластическим материалом и изобразительные замыслы. Это самое удачное время для развития у ребенка изобразительных способностей. Но они не разовьются очень слабо без грамотного руководства взрослых. Два основных условия развития способностей: ребенок с близкого расстояния, без торопливости увидел, что происходит с пластическим материалом, когда он в руках взрослого; этот материал всегда должен находиться в доступном для ребенка месте. К 5 годам ребенок осваивает необходимые умения и навыки, он уже научился изображать некоторых животных, игрушек, несложные предметы, но самое главное, у него появилось умение эстетически оценивать свои работы. Только на основе этих умений ребенок начинает видеть некоторые характерные стороны предметов и эмоционально реагировать на них.

        Лепка детей в старшем дошкольном возрасте иногда поражает интересным замыслом, а иногда фантастическим переосмыслением реальной действительности. Например, дочка получив в подарок кусочек коричневого пластилина , вылепила из него пингвина и могильную плиту и объяснила, что у пингвина умерла жена и он сидит на ее могиле. Старшие дошкольники – большие фантазеры и очень смело принимаются воплощать свои замыслы, если их не останавливает трезвое вмешательство взрослого. Обучающий должен быть очень чутким, чтобы не превратить живое творчество в скучный урок. Для старшего дошкольника характерно игровое отношение к образу, который он создает в лепке. Игровой мотив лепки – один из ведущих в деятельности дошкольника и нужно поддержать его, чтобы не прекратился его процесс творчества. Без мотивации лепка превратится в неинтересное для ребенка изготовление статуэток из пластилина. Воспитателю нужно находить интересные приемы работы, чтобы подвести дошкольника к реалистическому изображению и его эстетической оценке.

Лепка — увлекательное занятие. Дети находят большое удовольствие в передаче знакомых фигур из мягких, податливых материалов. Однако долгое время пластилин и глина остаются в руках ребенка материалом для изображения предельно простых предметов «лепешек», «конфеток»— и только.

Чтобы подойти к лепке более сложных форм, ребенок должен найти какие-то способы, приемы. Задача взрослых — педагогов, воспитателей, родителей — облегчить этот путь изучения нового материала, помочь детям освоить основные приемы работы с ним, с тем чтобы дети научились лепить, передавать в этом материале предметы окружающего мира, выражать свое отношение к этому миру, к его явлениям.

Для того чтобы научить ребенка лепить, взрослый прежде всего должен научиться этому сам. Он должен показать ребенку простейшую исходную форму для того или иного изображения, затем научить его находить эту форму самостоятельно, показать экономные пути лепки, необходимую последовательность в работе, способы соединения частей предмета, научить находить самостоятельно эти пути и способы в процессе работы.

Задача — помочь взрослым обучать лепке детей дошкольного возраста.

Материалы, применяемы в лепке

Для организации занятий по лепке с детьми 5-7 лет используют глину и пластилин.

Человек с древних времен знает, что из глины можно лепить, и с давних времен люди занимались гончарным делом. Глина вошла в быт человека, из нее готовят посуду, глиняными, обожженными плитками покрывают крыши, стены и полы в домах. Глина - землистая масса, которая при смешивании с водой превращается в пластичный материал. Высохшая глина сохраняет форму, которую ей придают, и, если ее обжечь, она становится твердой. Эти особенности глины позволяют человеку использовать ее в строительстве, а также для изготовления керамических, глиняных изделий.

Глина, как правило, продукт разрушения горных пород. Добытая в разных местах, она имеет свой цвет: желтовато-коричневый, красноватый, серовато-белый, зеленовато-голубой, бурый. Окраска зависит от красящих веществ, которые входят в состав глины, кроме того, в ней имеются растворимые соединения железа, смолы, воск, часто бывает примесь песка. Если песка немного, то глина считается жирной и более пластичной, если много, то она называется тощей (или суглинком). Лепить из тощей глины нельзя - она рассыпается. Глина очень выразительна как материал. Гончары понимают это и, работая над изделиями, стараются выявить ее красоту и пластичность.

Глина должна быть основным материалом для обучения детей лепке в детском саду прежде всего потому, что она пластична, однотонна, красива как материал и дает ребенку возможность понять целостность формы предметов. Большой ком глины позволяет работать над крупными массами и композициями из нескольких фигур, что в пластилине почти невозможно. Глина имеет еще одно преимущество перед пластилином: глиняные изделия можно подвергать дальнейшей обработке в муфельной печи или после хорошего просушивания окрашивать гуашью с добавлением яичного желтка или темперой.

Использование пластилина обычно ведет к изображению мелких форм из цветных частей, что не всегда желательно, так как это мешает целостному восприятию формы. Происходит это потому, что воспитатель не имеет возможности дать ребенку для развернутой, интересной лепки однотонный ком пластилина достаточного размера. Кроме того, это цветной материал, а цвет, как дополнительное изобразительное средство, часто отвлекает детей от изображения основного - формы. Все это затрудняет выполнение важной задачи программы детского сада - научить детей видеть и создавать основную форму предметов.

Пластилин хорошо использовать в работе в детьми 5-7 лет, у которых в достаточной мере развиты мелкие мышцы руки и уже проявляется желание изображать мелкие детали предметов: украшения одежды фигур, изображать растительные формы в сюжетной лепке. Но и в старших группах пластилин следует использовать лишь на некоторых занятиях.

Таким образом, основной материал для работы с детьми - это глина. Где же можно доставать глину для занятий лепкой?

Глину можно выбирать прямо из грунта. Хорошие пласты наносной жирной глины встречаются вблизи рек и ручьев. Поэтому глину нужно искать летом.

А как подготовить глину для лепки. На самом деле это не так трудно. Нужно лишь один раз правильно ее заготовить, и в течение всего года глина будет пригодна для работы.

Прежде всего, сухую глину, если она не засорена, разбивают молотком, засыпают в сосуд и заливают водой так, чтобы верхний слой оставался сухим. Таким же образом поступают со старыми детскими работами, которые не нужны для дальнейшего сохранения и не подвергались обжигу в муфельной печи. Когда глина впитает воду (через день или два), то насколько возможно, нужно промешать ее палкой и, долив воды, хорошо перемять руками, чтобы получилась густая глинистая масса, похожая на промешенное тесто, отстающее от рук (в подготовительной группе эту часть работы выполнить дети). Подготовленную таким образом глину надо сложить в полиэтиленовый бак, а если его нет, то в кусок полиэтиленовой пленки, плотно завязать, чтобы не проходил воздух, и поместить в ящик, бочку, ведро и т. д. В таком состоянии глина может храниться целый год. Время от времени глину проверяют и обрызгивают водой.

К оборудованию для лепки относятся каркасы. В работе с дошкольниками это обыкновенные палочки разной длины и толщины. Использование каркаса помогает совершеннее изображать ноги животных, делать фигуры, выполненные на каркасах, часто делают трещины, поэтому, как только работа подсохнет, каркас лучше осторожно удалить, чтобы дальнейшее высыхание шло без него.

В процессе лепки нужно пользоваться стеками. Они могут быть деревянными или металлическими. Деревянные легко сделать самим. Самые простые формы стеки - это палочка, заостренная с одной стороны и закругленная с другой, стека в виде лопаточки и стека-петля.

Стека применяется для проработки деталей в тех случаях, когда это трудно сделать рукой; стекой же с формы снимается лишняя глина, делаются надрезы.

Качество работы ребенка во многом зависит от того, как организовано его рабочее место. Для успешной работы хорошо иметь небольшие по размеру доски (квадратные или круглые), которые размещаются на столе. Размер доски определяется величиной лепки. Если фигура величиной 15х10 см, то доска может быть размером 22х35 см. если фигура больше, то и доска должна быть большего размера.

Вместо досок можно использовать поворотные станки. Которые удобны во время работы и дают детям возможность аккуратно повертывать изделие и прорабатывать его со всех сторон.

1.5.  Анализ вариативных  и парциальных программ по художественно- изобразительной деятельности дошкольника.

 Для работы в ДОУ существует несколько программ по изобразительному искусству. В условиях вариативного обучения по различным программам общими целями всех программ является всестороннее развитие личности, эстетическое воспитание, формирование художественного вкуса детей, творческих способностей, обучение основам изобразительной грамотности, систематическое развитие пространственного воображения, чувства формы, привитие интереса и любви к художественной деятельности. Каждая действующая программа показывает, c помощью каких задач можно достигнуть вышеназванных целей обучения изобразительному искусству. Следует отметить, что по поводу общности поставленных целей образовательной системы «Искусство» разные авторы не имеют единого мнения. Одна из основных задач обучения изобразительной деятельности -- искать не отдельные точки соприкосновения c ребенком, a стремиться увидеть личность в целом, способности восприятия, мышления, интеллект которой находятся в сложном, постоянно изменчивом соотношении с выразительными возможностями, c активной потребностью детей живо и непосредственно реагировать на видимый мир.

В работе проанализированы программы, для дошкольных учреждений.

ИССЛЕДОВАНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ  ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МЕТОДОВ ФОРМИРОВАНИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ НАВЫКОВ и изобразительных УМЕНИЙ НА ЗАНЯТИЯХ ЛЕПКОЙ с детьми старшего возраста.

 К концу пребывания в детском саду дети должны достичь определенного уровня художественного развития: эмоционально воспринимать содержание произведения, запоминать и узнавать знакомые картины, иллюстрации, народные игрушки; замечать изобразительно-выразительные средства, с помощью этих средств создавать образ в рисунке, лепке, аппликации; оценивать то, что получилось, отмечать выразительность формы, линий, силуэта, цветового сочетания, симметричность декоративного узора, орнаментальной аппликации.

На занятиях лепкой перед воспитателями ставятся определенные задачи: развитие детского творчества, вооружение детей изобразительными и техническими умениями, создание интереса к данному виду деятельности. Система обучения в детском саду строится таким образом, чтобы подготовить детей к школе.

Творческие способности детей не будут развиваться, если ребенок не овладеет одним из важных компонентов «ручной умелостью». Ручная умелость включает наличие у детей базовых умений и навыков по технике лепки. Овладение техническими навыками важно не само по себе, а для создания разнообразных изображений.

Поэтому целью констатирующего эксперимента стало выявление у детей уровня сформированности умений и навыков по технике лепки и разработка и апробация системы работы по развитию творческих способностей.