Художественный образ Снежная королева

Зайцева Яна Александровна

Объект исследования- авторская художественная кукла.

Предмет исследование-история возникновения  искусства куклоделия. Влияние этого вида искусства на культурное межнациональное развитие.

Проблема-тема достаточно широко и подробно изучена в отечественной и зарубежной литературе, однако еще достаточно места для воплощения творческих идей и новаторских начинаний.

Гипотеза - каждая кукла имеет своё философское значение

Цель исследования-создать авторскую куклу с использованием необходимых материалов

Задачи:

1.Изучить литературу, терминологию, связанные с темой.

2. Выделить главные аспекты создания авторской куклы в истории.

3. Определить какую именно куклу будем сшивать.

4.Приобретение необходимых материалов, тканей для создания авторской куклы.

5.Следовать определенной инструкции в процессе создания куклы.

6.Выводы.

Методы исследования:

1.Сбор и систематизация информации из сети интернет.

2.История создания первых кукол и их видов.

3.Анализ и сравнение материалов из разных источников.

Выводы:

При выполнении исследовательской работы и изготовлении куклы делаю следующие выводы:

  1. Изготовление куклы – это один из способов воплощения своей креативности.
  2. Выражение лица куклы   –   это отражение чувств и настроения творца.
  3. Только творческий, личностный подход позволяет создать игрушку, приносящую радость как самому мастеру, так и всем, кто ее видит.
  4. Истории кукол немало лет и именно она показывает, что изготовление кукол это приоритетное направление в творческой деятельности человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБУ ДО ЦРТДиЮ Первомайского района

г. Ростов-на-Дону

Тема: «Художественный образ Снежной королевы »

Автор работы:

Зайцева Яна Александровна,

педагог дополнительного образования,

МБУ ДО ЦРТДиЮ Первомайского района

г. Ростов-на-Дону

г. Ростов-на-Дону

2022 год

Оглавление

Введение…………………………………………………………………...1

1. Теоретическая часть

1.1 История создания авторской куклы…………… …………………3-4

1.2 Виды кукол…………………………………………………………..5-6

2. Практическая часть

2.1 Материалы и оборудования использованные при создании художественного образа «Снежная королева»……………………………...7-8

2.2 Этапы создания художественного образа «Снежная королева».8-10

3.Выводы………………………………………………………...………11

4.Литература……………………………..……………………………...12

5.Приложения………………..………………………….…………...13-17

Введение

Авторская художественная кукла – жанр искусства, который появился в XX веке на фоне победоносно шагающих серийных игрушек. В истории двадцатый век являлся веком технологий и искусств. Жанры смешивались, что способствовало появлению новых направления и видов художественной деятельности.

Сегодня кукла - это интерьер, аксессуар, который можно встретить в театре, кино, магазине, а иногда и персонажем в фильме.

Каждый персонаж, будь то средневековая фея или блоковская Коломбина, обретает свою реальную историю, свою драматургию образа, становясь в результате цельным и законченным, философски наполненным, объемным. «Кукольный жанр условен, в его основе лежит понятие «маски», лицедейства. Каждая кукла, исполняя свою роль, является при этом неотъемлемым звеном общего хоровода экспозиционного пространства».

Таким образом, куклы обладают некой живой энергией, они влюбляют в себя, несут в себе свою историю, частицу души автора, культуры, открытой и вдохновляющей на творчество.

Проблема-тема достаточно широко и подробно изучена в отечественной и зарубежной литературе, однако еще достаточно места для воплощения творческих идей и новаторских начинаний.

Гипотеза – каждая кукла имеет своё философское значение

Цель исследования: создать авторскую куклу с использованием необходимых материалов

Задачи:

1.Изучить литературу, терминологию, связанные с темой.

2. Выделить главные аспекты создания авторской куклы в истории.

3. Определить какую именно куклу будем сшивать.

4.Приобретение необходимых материалов, тканей для создания авторской куклы.

5.Следовать определенной инструкции в процессе создания куклы.

6.Выводы.

Методы исследования

1.Сбор и систематизация информации из сети интернет.

2.История создания первых кукол и их видов.

3.Анализ и сравнение материалов из разных источников.

1.Теоретическая часть.

1.1 История создания авторской куклы.

Только в русском языке слово "кукла" имеет несколько значений. Первое - детская игрушка в виде фигурки человека. Второе - в театральном представлении фигура человека или животного, сделанная из разных материалов и управляемая актером (кукловодом). К ним относят куклы на нитях (марионетки), тростевые (на тростях), перчаточные (надетые на руку), механические, верховые куклы (перчаточные и тростевые, играющие над ширмой), теневые куклы (плоские тростевые куклы, проектирующие на экран тени или силуэты). Третье - фигура, воспроизводящая человека в полный рост. Русское слово "кукла" и означает нечто свернутое, например, деревяшку или пучок соломы, которые девочки издавна пеленали и завертывали, подчиняясь инстинкту материнства некоторых религиях кукла считалась вместилищем душ предков. Кукле рисовали глаза и рот, делая ее тем самым подобием человека, нарекали определенным именем. Кукла - одна из интереснейших страниц в истории культуры.

Самым древним египетским куклам около 4 тыс. лет. Паяца археологи находят в могилах маленьких египтян. Кукла иногда представляет собой грубый чурбанчик без рук, без ног. Головы украшались париками из деревянных и нитяных бус. Но служили эти куклы не детям, а взрослым и были связаны с различными формами религии.

Человек соединен с куклой куда более прочно, чем мы сегодня можем представить. Кукла, повторяя человека и отталкиваясь от него, связана с ним физическими, психологическими и мировоззренческими связями.

Начиная с середины XIX века, в области археологии произошли открытия чрезвычайной важности. В пещерах Франции и Испании были обнаружены произведения эпохи палеолита - столь совершенные, что их долго принимали за поздние подделки. Сам ряд изображений - в живописи, графике и мелкой пластике - свидетельствует о некоей изначальной потребности человека дублировать объект. А что же такое кукла, если не дубль? Животного, человека, духа, наконец.

Со второй половины XVII века Франция начинает задавать всей Европе тон как в области политики, экономики, духовной жизни, так и в области моды. Модных журналов в те времена еще не издавали, а узнавать о новых тенденциях во французской моде желали все модницы Европы. Предприимчивые французы вспомнили, что в древнем Риме для демонстрации мод в провинцию посылали раскрашенные глиняные фигурки (фигурины), высотой от 8 до 25 см. И во Франции создают потомков фигуринов - прекрасных пандор. Поистине, пандоры были настоящими произведениями искусства. Это были средних размеров фарфоровые куклы с примерными пропорциями взрослой женщины, одетые по последнему слову моды. К кукле прилагался целый гардероб, сундучки с парфюмерными новинками, огромное количество аксессуаров.

1.2. Виды кукол.

1. Народные текстильные куклы

Современные художники-кукольники пытаются возродить утраченные технологии создания народной текстильной куклы. Почти кубовая набойка ожила в изделиях мастерицы из Каргополя Елены Диковой, члена Союза художников России. Ее работы впитали традиции крестьянского тряпичного искусства и глиняной каргопольской игрушки. Она занимается лоскутным шитьем, делает текстильных кукол и одевает их в сарафаны и рубахи из ткани, на которую сама наносит авторскую кубовую набойку – белые орнаменты на синем фоне. Именно синий фон, по словам Елены, лучше всего подчеркивает светлый набивной рисунок.

2.Антикварные текстильные куклы

Антикварные куклы-дети итальянской фирмы Lenci привлекают к себе внимание необычным выражением лиц. Они совершенно не похожи на привычных розовощёких мальчиков и красивых девочек с широко распахнутыми глазами и чуть приоткрытыми улыбающимися ротиками. У кукол Ленчи слегка обиженные лица, капризно надутые губки и характерный взгляд исподлобья вбок.

Впервые мир увидел этих кукол в 1920 году на выставке в Германии. Они были созданы молодой супружеской парой Еленой и Энрико Савини ( Elena & Enrico Scavini ). Самые первые куколки-малышки из войлока были сделаны Еленой у себя дома в красные и белые войлочные платьица.

Сегодня, в отличие от других кукол XX века, Lenci полностью выполнены из войлока – голова, туловище, руки и ноги. Высота варьируется от 65 до 77 см.

3.Будуарные куклы

Начало ХХ века можно принять за условную точку отчета истории будуарных кукол – кукол, впервые предназначенные не для детей, а исключительно для взрослых. Томные утонченные будуарки в соответствии с требованиями моды становятся неотъемлемой составной частью дорогих аксессуаров светских дам. Чтобы подчеркнуть их значимость, кукол-леди стали выпускать преимущественно крупного размера – 50-70 сантиметров. Несмотря на высокие цены, будуарные куклы очень быстро вошли в моду и стали пользоваться огромным успехом и повышенным спросом у молодых женщин. В Европе появились артели, специализировавшиеся на выпуске небольших партий кукол-леди в изысканных нарядах, нередко копировавших костюмы знаменитостей.

4.Примитивные куклы

Искусственно состаренная кукла. Стилизуется под кукол потрепанных временем, залюбленных, домашних кукол. Часто включают в себя черты Наивного Искусства, такие, как простота формы, неровные линии. Внешняя простота и удивительное обаяние таких кукол кажется воплощением детских рисунков. Этот стиль берет свое начало со времен первых Американских поселенцев и Коренных американцев. Поскольку дорогие магазинные куклы были многим не по карману, любящие матери шили своим детям игрушки из подручных материалов: различных мешков от муки и сахара, оставшихся от рукоделия тряпочек. Несмотря на кажущуюся наивность, примитивы считаются одной из наиболее сложных в исполнении. Огромное внимание уделяется к деталям т.к. важно придать им аутентичный, изношенный и неопрятный внешний вид, в то время как другие получают классический вид, не слишком состариваются и немного украшаются.

2. Практическая часть.

Многие из нас читали книгу Ханса Кристиана Андерсена «Снежная королева». В произведении повествуется, что Снежная королева -это холодный бессердечный персонаж, несущий  зиму, но читая произведение, я думала иначе. Для меня образ Снежной королевы – это образ природы, ее силы и красоты в смене времен года. Именно поэтому я решила сделать куклу «Снежная королева». В этом образе показаны два времени года. Осень сменяющаяся Зимой. Волосы рыжеватого цвета, словно отражают переход от теплой осени к холодной зиме, а цветочный венок, выполненный в холодной гамме, привлекает внимание к ним. Разность текстур ткани, визуально делают платье пышнее и образ ярче, напоминая морозные узоры и пушистый снег.

2.1Материалы, оборудования, использованные при создании художественного образа «Снежная королева».

Материалы, оборудования для тела куклы:

  • Выкройки-лекала
  • Ткани различного состава и плотности, тесьма, сутаж, ленты, кружева.
  • Синтетическая набивка
  • Нитки для простежки и закрытия отверстий
  • Нитки для машинной строчки в тон тканям
  • Сверхпрочные мебельные нити для соединения рук и ног с телом
  • Пуговицы для создания подвижных суставов
  • Бисер для декорирования
  • Иголки для шитья
  • Длинные иглы для соединения и длинная штопальная игла№7
  • Острые ножницы для ткани
  • Инструменты для выворачивания деталей
  • Акриловая краска по ткани для тонировки рук
  • Щипцы для набивки деталей
  • Швейная машинка

Материалы, оборудования для костюма:

  • Выкройки-лекала
  • Ткани (парча, батист, фатин, винтажное кружево, кружевные ленты собственного производства, ленты)
  • Бисер, бусины
  • Нитки в тон тканей
  • Бисерные иглы, иглы для сметывания
  • Швейная машинка

Материалы для оформления головы:

  • Акриловые краски по ткани
  • Цветные карандаши, ручки перманентные
  • Кисти
  • Для прически трессы из искусственных волос
  • Искусственные цветы для создания венка
  • Ленты
  • Бисер, бусины

2.3. Этапы создания художественного образа «Снежная королева»

1.Изготовление Туловища куклы:

Раскрой и сшивание

Сначала выполняются выкройки на кальке.

Для изготовления туловища необходимо сшить два вида ткани, так как грудь и шея будут телесного цвета, а нижний торс выполняется из цветной ткани.

Для ног ткани также сшиваем (стопа выполняется из темной ткани, так как она будет имитировать обувь). Рука выполняется из отдельных частей (для кисти используем телесную ткань, для верхней части руки ткань используется такого же цвета, что и торс куклы). После сшивание всех необходимых тканей между собой, заготовленные лоскуты, сложить в двое лицевой стороной внутрь, зафиксировать булавками выкройки на ткани.

Переводим выкройки на ткань с помощью карандаша и вырезаем ножницами по ткани все крупные детали. Более мелкие детали такие как, кисти рук, уши не вырезаем по контуру, а оставляем на больших частях ткани для удобства сшивания на машинке. Все подготовленные детали необходимо сметать, между собой согласно параметрам выкройки, внутренние вытачки на торсе для формирования силуэта сшиваем первыми, затем прошиваем контуры торса. Прострачиваем все детали на швейной машинке, оставляя не тронутыми технологические места для выворачивания и набивки.

2.Набивка и сборка куклы:

Все детали необходимо вывернуть и разгладить. Особое внимание при выворачивании кисти необходимо уделить пальцам, так как детали очень тонкие и есть большая вероятность разрыва по шву, вывертывание исполняется по методу обратного внутреннего захвата щипцами и вытягивания с помощью тонкой деревянной палочки.

Затем приступаем к набивки синтетическим материалом. Для удобства набивку выполняем щипцами. Необходимо набить детали плотно, чтобы швы разгладились и не имели заломов. Все технологические отверстия закрываем при помощи потайного шва, нитками в тон ткани.

Соединение деталей между собой начинаем с сшивания рук и ног.

Руки имеют суставной подвижный кармашек, который соединяется посредством пуговиц и мебельной нити с использованием длинной иглы.

Ноги также, как и руки соединяем в суставной части пуговицами, мебельной нитью с использованием длинной иглы.

Руки и ноги крепятся к туловищу с помощью пуговиц, мебельной нити и длинной иглы, все соединения должны оставаться подвижными. Для подвижности суставов все протяжки нитки делаем через единое входное отверстие с упором затягивания на пуговицы.

Голова вшивается последней, после оформления деталей лиц

3.Создание платья для художественного образа «снежная королева»:

Сегодня в моде сложные художественные многослойные наряды. Самый простой способ получить многослойность - это не сшивать все слои в одном платье, а сшить несколько элементов одежды, которые можно менять местами или одевать как вместе, так и отдельно друг от друга. В таком костюме главное подобрать ткани по расцветке и качеству.

В костюме, сшитом мною, использовалось 4 комплекта одежды:

Первый нижний костюм представляет собой комбинезон, выполненный из батиста с легким цветочным рисунком. Элементы декора изготовлены из мягкого фатина и расшиты бисером и бусинами, кулиски, протянуты белыми лентами.

Второй костюм - это легкая юбка из мягкого фатина с оторочкой, винтажными кружевами.

Третий костюм - длинная юбка солнце-клеш, выполнена из батиста, подол юбки, оторочен винтажным кружевом, в центральной части использовалась сборка для придания объема.

Четвертый костюм представляет собой сарафан. Лиф сарафаны выполнен из серебряной парчи с пистонами под шнуровку на серебряной ленте. В юбке использовался гофрированный фатин, пояс вышит бисером.

Все выкройки платья изготавливались по готовому манекену куклы.

4.Оформление лица и прически.

Живое личико можно создать только изобразительным методом. Нам понадобились акриловые краски и навыки рисования.

Лицо разделяем на 4 части. Глаза должны находиться на поперечной линии. Проставляем исходные точки карандашом и выбираем положение, более подходящее нашему образу. После этого рисуем контур глаз. Глаза самая выразительная часть лица, поэтому делаем их немного больше привычного. Белой краской закрываем весь глаз, рисуем изумрудным цветом радужку, внутри радужки темно зеленым нарисуем еще круг так, чтобы остался контур изумрудного цвета. Внутри нарисуем зрачки черной краской. Далее от зрачка проводим тонкие лучики светлых оттенков, ставим блики белой краской.

Прическа формируется уже на готовой кукле. Трессы пришиваем на голову по спирали, начиная от контура роста волос. Каждый следующий виток должен располагаться близко к предыдущему. Заканчиваем пришивать спираль на макушке. Венок заплетаем из искусственных цветов, фиксируем при помощи лент.

3. Выводы.

При выполнении исследовательской работы и изготовлении куклы делаю следующие выводы:

  1. Изготовление куклы – это один из способов воплощения своей креативности.
  2. Выражение лица куклы   –   это отражение чувств и настроения творца.
  3. Только творческий, личностный подход позволяет создать игрушку, приносящую радость как самому мастеру, так и всем, кто ее видит.
  4. Истории кукол немало лет и именно она показывает, что изготовление кукол это приоритетное направление в творческой деятельности человека.

4. Литература:

1.Куклы своими руками. Модели из ткани/Джан Хоррокс; пер. с англ. А. Романова – М.:ЗАО Фирма «Бертельсманн Медиа Москау АО», 2014. – 96 с.: ил.

2.Куклы и мишки: большая энциклопедия авторской игрушки/Лидия Мудрагель – Москва : Издательство «Э», 2017. – 320 с.: ил.

3.Куклы из текстиля и трикотажа. История, коллекционирование, изготовление. – СПб.: Питер, 2014. – 128 с.: ил. – (Серия «Ручная работа»).

4.Интернет источники https://www.liveinternet.ru/users/gala-vara/post220296140

Приложение 1

Необходимые материалы для создания куклы

Приложение 2

Сшивание маникена

Приложение 3

Готовый маникен

Приложение 4

Надетое платье на манекен

Приложение 5

Готовая кукла