Дополнительная общеразвивающая программа «Терапия занятостью (развлекательная трудотерапия). Мир аппликации»

Организация занятости и досуга играет особо важную роль в жизни людей с ограниченными возможностями, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В процессе социальной реабилитации необходимо придавать особое значение полноценному заполнению досуга. Полноценная жизнедеятельность многих инвалидов невозможна без предоставления им различных видов услуг, соответствующих их социальным потребностям. К таким услугам относится терапия занятостью (развлекательная трудотерапия).

Терапия занятостью помогает инвалидам отвлечься от негативных мыслей, стимулирует их общение, способствует взаимопониманию, помогает улучшить настроение. Некоторые формы развлекательной трудотерапии помогают человеку в восстановлении утраченных функций в результате старости или болезни, например, внимания, памяти и мелкой моторики рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon terapiya_2.doc221.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

        

Государственное казённое учреждение

 социального обслуживании Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

________________С.А.Дубинец

«_____» _____________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ»

 ____________С.Н.Затонская

«____» ___________ 2022 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Терапия занятостью (развлекательная трудотерапия). Мир аппликации»

                                   

Возрастная категория: получатели социальных услуг старше 36 лет

Срок реализации программы: 18 дней (15 часов)

Автор-составитель программы:

Авджян Л.Ю. инструктор по труду

ст-ца Крыловская

2022

Раздел №1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Организация занятости и досуга играет особо важную роль в жизни людей с ограниченными возможностями, особенно когда их участие в трудовой деятельности затруднено. В процессе социальной реабилитации необходимо придавать особое значение полноценному заполнению досуга. Полноценная жизнедеятельность многих инвалидов невозможна без предоставления им различных видов услуг, соответствующих их социальным потребностям. К таким услугам относится терапия занятостью (развлекательная трудотерапия).

Терапия занятостью помогает инвалидам отвлечься от негативных мыслей, стимулирует их общение, способствует взаимопониманию, помогает улучшить настроение. Некоторые формы развлекательной трудотерапии помогают человеку в восстановлении утраченных функций в результате старости или болезни, например, внимания, памяти и мелкой моторики рук, что особенно важно при параличах верхних конечностей.

Дополнительная общеразвивающая программа «Терапия занятостью (развлекательная трудотерапия). Мир аппликации» имеет художественную направленность, а по функциональному назначению является прикладной, то есть создает условия для овладения инвалидами практических навыков создания изделий в разных техниках декоративно-прикладного творчества.

Для разработки дополнительной общеразвивающей программы использовались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No

1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».

  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Методические рекомендации по разработке и оформлению

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».

  • Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».

Новизна дополнительной общеразвивающей программы состоит в возможности помочь в адаптации и социализации инвалидов путем развития творческих способностей, т.к. творчество является средством для самовыражения и самореализации людей с ограниченными возможностями здоровья.

Актуальность программы обусловлена тем, что она является комплексной по набору техник работы с бумагой и различным материалом. Вовлечение инвалидов в художественную творческую деятельность эффективно позволяет решать проблемы укрепления их физического и психического здоровья, преодоление комплекса неполноценности, улучшения психоэмоционального состояния и развития. По уровню освоения программа является общеразвивающей, так как способствует расширению кругозора, коммуникативной культуры, самостоятельного мышления, развитию творческих способностей и эстетического вкуса.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа способствует физическому и интеллектуальному развитию, коррекции двигательных функций и нормализации общих физиологических параметров организма (обмена веществ, состояния сердечно-сосудистой, дыхательной и иммунной систем), улучшению сна, настроения, аппетита. Занятие трудом раскрывает перед инвалидами перспективу восстановления способностей общения в процессе труда, формирует осознание причастности к общей деятельности.

Отличительной особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы «Терапия занятостью (развлекательная трудотерапия). Мир аппликации» является то, что она позволяет применить индивидуальный подход, чередовать занятия и отдых в зависимости от состояния получателя социальных услуг старше 36 лет и предусматривает вариантность в выборе практического материала, технологий, в зависимости от возможностей его здоровья, как физического, так и психического.

Адресат программы

Программа «Терапия занятостью (развлекательная трудотерапия). Мир аппликации» охватывает широкий возрастной диапазон, разработана для категорий граждан в возрасте от 36 лет и старше, имеющих заключение об инвалидности и способных к обучению элементарным трудовым навыкам.  

Уровень программы, объём и сроки реализации

Программа реализуется на базовом уровне и рассчитана на проведение занятий в разновозрастных группах в течение 18 дней (курса реабилитации). Объем программы – 15 часов. Разделы программы повторяются из года в год, но их содержание насыщается новым материалом, так как известно, что лица с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения в силу неполноценности их познавательной деятельности. Поэтому инструктор по труду, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала постоянно использует опыт инвалидов как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков, и формирования новых.

Форма обучения и режим, виды занятий

Форма обучения занятий очная, индивидуальная, подгрупповая (2-3 чел.). Режим занятий: продолжительность проведения занятий 1 академический час (20-30 мин.) в соответствии с диагнозом, возрастом и функциональными возможностями инвалида. Программа может быть реализована как полностью, так и частично, возможно внеплановое повторение занятий для закрепления полученных навыков (зависит от усвояемости материала инвалидом). Расписание занятий составляется с учетом пожеланий и возможностей получателей социальных услуг.

Виды занятий определяются содержанием данной программы и предусматривают:

- теоретические занятия: беседы, консультирование, объяснение, демонстрация;

- практические занятия: выполнение творческой и самостоятельной работы, мастер-классы.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: создать условия, способствующих повышению общего

жизненного тонуса, коррекции мелкой моторики рук, овладение ими различными приемами работы в рамках декоративно - прикладного искусства.

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомить с основами декоративно-прикладного творчества;

- формировать умения пользоваться художественными материалами и инструментами декоративно-прикладного творчества;

- расширять представление о современных видах рукоделия и их лечебных свойствах.

Коррекционно-развивающие:

- развивать интерес к действиям с различным декоративным материалом, к процессу творчества;

- формировать культуру труда, воображение, наблюдательность, мышление, художественный вкус;

- корректировать и восстанавливать общую моторику и координацию движений;

- развивать образное и пространственное мышление, воображение, внимание; художественный вкус, творческие способности и фантазию; кругозор, эстетический вкус.

Воспитательные:

- вовлечь инвалидов в систему занятий декоративно-прикладным творчеством;

- воспитать потребность выражать себя в доступных видах декоративно-прикладного творчества, интерес к творчеству; терпение, умение доводить начатое дело до конца.

1.3. Содержание программы

Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы «Терапия занятостью (развлекательная трудотерапия). Мир аппликации»

    №

п/п

Название разделов

Количество часов

Всего

Теорети-

ческие

занятие

Практи-

ческие

занятия

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Аппликация из бумаги

8

3

5

3

Аппликация из разных материалов

6

-

6

                                   ВСЕГО

15

4

11

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие (1 час)

Теоретическое занятие. Введение в содержание программы. Знакомство с организацией рабочего места, его подготовкой к работе. Знакомство с образцами творческих работ, выполненных в разных техниках декоративно - прикладного творчества, выполненных инструктором по труду и людьми с ограниченными возможностями. Техника безопасности работы с инструментами. Современные виды рукоделия. Лечебные свойства различных видов рукоделия.

  1. Аппликация из бумаги (8 часов)

2.1. Разновидности аппликации.

Теоретическое занятие. Виды аппликации (предметная, пластическая, декоративная и др.). Разновидности бумаги. Влияние аппликации на развитие творческих способностей. Материалы и инструменты.

2.2. Конструирование и моделирование из бумаги и картона.

Теоретическое занятие. Понятие конструирования и моделирования в бумагопластике. Используемые материалы и инструменты. Основные приемы конструирования и моделирования.

  1. Конструирование и моделирование из бумаги и картона.

Практическое занятие. Конструирование и моделирование из бумаги и

картона.

  1. Конструирование и моделирование из бумаги и картона.

Практическое занятие. Конструирование и моделирование из бумаги и

картона.

  1. Оригами.

Теоретическое занятие. Оригами, простейшие элементы. Оригами — новое перспективное направление в арт-терапии. Модульное оригами.

  1. Оригами.

Практическое занятие. Основные приемы и базовые формы складывания. Техника изготовления модулей. Изготовление изделий в технике оригами.

  1. Оригами.

Практическое занятие. Техника изготовления модулей. Изготовление изделий в технике оригами.

  1. Оригами.

Практическое занятие. Техника изготовления модулей. Изготовление изделий в технике оригами.

  1. Аппликация из разных материалов (6 часов)

3.1. Фетр.

Практическое занятие. Подбор материала, выполнение замысла поделки.

Изготовление поделок из фетра.

3.2. Фетр.

Практическое занятие. Изготовление поделок из фетра.

3.3. Пластилин.

Практическое занятие. Подбор материала, выполнение замысла поделки.

Изготовление аппликации из пластилина.

3.4. Пластилин.

Практическое занятие. Изготовление аппликации из пластилина.

3.5. Природный материал.

Практическое занятие. Подбор материала, выполнение замысла композиции. Работа над творческой идеей.

3.6. Природный материал.

Практическое занятие. Подбор материала, выполнение замысла композиции. Работа над творческой идеей.

1.4. Планируемые результаты

Обучающие:

Получатель социальных услуг должен:

- ознакомиться с основами декоративно-прикладного творчества;

- сформировать умения пользоваться художественными материалами и инструментами декоративно-прикладного творчества;

- расширить представление о современных видах рукоделия и их лечебных свойствах.

Коррекционно-развивающие:

Получатель социальных услуг должен:

- развить интерес к действиям с различным декоративным материалом, к процессу творчества;

- сформировать культуру труда, воображение, наблюдательность, мышление, художественный вкус;

- скорректировать и восстановить общую моторику и координацию движений;

- развить образное и пространственное мышление, воображение, внимание; художественный вкус, творческие способности и фантазию; кругозор, эстетический вкус.

Воспитательные:

Получатель социальных услуг должен:

- быть вовлечен в систему занятий декоративно-прикладным творчеством;

- воспитать потребность выражать себя в доступных видах декоративно-прикладного творчества, интерес к творчеству; терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий, включающий формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график

дополнительной общеразвивающей программы

 «Терапия занятостью (развлекательная трудотерапия). Мир аппликации»

№ разделов и тем

Дата проведения

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

 

Вводное занятие

1

1

-

2

  Аппликация из бумаги

8

3

5

2.1

Разновидности аппликации

1

1

-

2.2

Конструирование и моделирование из бумаги и картона

1

1

-

2.3

Конструирование и моделирование из бумаги и картона

1

-

1

2.4

Конструирование и моделирование из бумаги и картона

1

-

1

2.5

Оригами

1

1

-

2.6

Оригами

1

-

1

2.7

Оригами

1

-

1

2.8

Оригами

1

-

1

3

 Аппликация из разных материалов

6

-

6

3.1

Фетр

1

-

1

3.2

Фетр

1

-

1

3.3

Пластилин

1

-

1

3.4

Пластилин

1

-

1

3.5

Подручный материал

1

-

1

3.6

Подручный материал

1

-

1

ВСЕГО

15

4

11

                                       

2.2. Условия реализации программы

Методическое и материально-техническое обеспечение:

                                                    Оборудование:

     Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, рабочий стол для получателей социальных услуг, стул-4 шт., шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, бросовых материалов.

                                                     Материалы:

     Бумага для принтера, гофрированная и цветная бумага, картон, бусины, бисер, мулине, шерстяные нитки, пластилин, проволока металлическая, салфетки цветные, природный материал, шпагат, атласные ленты, гипс,

                                                  Инструменты:

   Простые карандаши, линейки, канцелярские ножи, зубочистки, клей ПВА, иглы, ножницы, клей момент, шило, пинцет, маркеры, дощечки, электровыжигатель.

2.3. Формы аттестации (контроля)

Для оценки результативности дополнительной общеразвивающей программы «Терапия занятостью (развлекательная трудотерапия). Мир аппликаций» применяются входящий, текущий и итоговый виды контроля.

Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале курса реабилитации. Цель - определить исходный уровень знаний, трудовых навыков, выявление потребности заниматься декоративно-прикладным творчеством. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Текущий контроль (на каждом занятии проводится текущий контроль по предметным показателям, используя метод педагогического наблюдения).

Итоговая диагностика осуществляется по результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы в целом.

2.4. Оценочный материал

При подведении результатов обучения по программе учитываются такие показатели, как теоретическая подготовка, практическая подготовка, овладение умениями и навыками декоративно-прикладного творчества. Степень выраженности каждого показателя выявляется по трем уровням освоения техник декоративно-прикладного творчества получателя социальных услуг:

1 уровень – высокий (высокий результат, предполагается: самостоятельная деятельность с небольшой технической помощью при необходимости, умение увидеть допущенные ошибки, устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству, проявление самостоятельных творческих замыслов, понимание последовательности их реализации).

2 уровень – средний (деятельность по последовательной инструкции, с привлечением внимания инвалида к предмету деятельности, устойчивый интерес к творческой деятельности, желание взаимодействовать с педагогом в процессе совместной творческой деятельности, наличие стремления к собственной творческой деятельности).

3 уровень – низкий (низкий уровень творчества, существенные ошибки при выполнении практических заданий, неустойчивый интерес к творческой деятельности, выполнение творческих заданий только в совместной деятельности).

2.5. Список используемой литературы

Основная литература

  1. Методическое пособие по обеспечению доступности для инвалидов

объектов и услуг. АНО «Межрегиональный ресурсный центр «Доступный мир»». Санкт-Петербург, 2016г.

  1. «Реабилитация инвалидов» Национальное руководство. Под

редакцией профессора Г.Н. Пономаренко, Москва издательская группа ГЭОТАР-Медиа, 2018г.

  1. Российская энциклопедия социальной работы, под общей редакцией

доктора исторических наук, профессора Е.И.Холостовой. Москва Издательство-торговая корпорация «Дашков и К», 2016г.

  1. Руденко А., Самыгин С. «Социальная реабилитация», учебное

пособие. Издательство «Наука Спектр», год издания 2018г.

  1. Фуряева Т.В. «Социальная реабилитация лиц с ограниченными

Возможностями», учебное пособие. Издательство Юрайт, год издания 2020г.

Дополнительная литература

  1. Ивановская Т.В. «Волшебная изонить» - М.:РИПОЛ классик, 2012г.
  2. Лаврик О.В. «Большая книга рукоделия» - ООО «Издательство

«Виват», 2016г.

  1. Ращупкина С.Ю. «Бисер. Энциклопедия вышивки» - М.: ОЛМА

Медиа Групп, 2013г.

  1.  Смит С. «Волшебный мир оригами» - издательство «Книжный клуб

семейного досуга», Харьков, 2007.

  1. Журнал «Лукошко идей» - ООО «Издательский дом «Вита», 2015

— 2019гг.

                                                         Интернет-источники

http://ped-kopilka.ru

http://masterclassy.ru

http://stranamasterov.ru

http://do-crafts.ru/kak-sdelat-elku-iz-salfetok-svoimi-rukami/

http://izbiserka.ru 

http://biserok.org 

https://goo.gl/HajbUb

https://www.youtube.com/channel/UCFp1...

https://goo.gl/tWftHD 

Приложение 1.

Карта оценки результативности по дополнительной общеразвивающей программы

 «Терапия занятостью. Мир аппликаций»

Курс с_______________по_____________20__г.

п/п

ФИО

получателя социальных услуг

Аппликация из бумаги

Аппликация из разных материалов

Формирование культуры труда и совершенствование трудовых навыков

Мотивация (интерес к результатам деятельности

Мелкая моторика

Эмоциональное отношение к занятиям

Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

Умение вырезать предметы круглой, овальной формы из бумаги

Свободное владение техническими приёмами

изготовления модулей

Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами

Владение техническими приёмами изготовления поделок из фетра

Креативность в выполнении поделок из фетра

Владение приемами и способами работы с пластилином

Креативность в выполнении аппликации из пластилина

Креативность в выполнении аппликации из природного материала

1

2

3

4

5

6

7

8

9

              Без изменений – 0 баллов;

Незначительные изменения (низкий уровень) – 1 балл;

Положительная динамика (средний уровень) – 2 балла;

Предложенный материал усвоен в полном объёме (высокий уровень) – 3 балла.        

Дата заполнения:  ______________

Инструктор по труду____________________________Авджян Л.Ю.

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

        

Государственное казённое учреждение

 социального обслуживании Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

________________С.А.Дубинец

«_____» _____________ 2021 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ»

 ____________С.Н.Затонская

«____» ___________ 2021 г.

Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы

 «Терапия занятостью (развлекательная трудотерапия). Мир аппликации»

    №

п/п

Название разделов

Количество часов

Всего

Теорети-

ческие

занятие

Практи-

ческие

занятия

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Аппликация из бумаги

8

3

5

3

Аппликация из разных материалов

6

-

6

                                   ВСЕГО

15

4

11

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

        

Государственное казённое учреждение

 социального обслуживании Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

________________С.А.Дубинец

«_____» _____________ 2021 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ»

 ____________С.Н.Затонская

«____» ___________ 2021 г.

Календарный учебный график

дополнительной общеразвивающей программы

 «Терапия занятостью (развлекательная трудотерапия). Мир аппликации»

№ разделов и тем

Дата проведения

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

  Вводное занятие

1

1

-

2

  Аппликация из бумаги

8

3

5

2.1

Разновидности аппликации

1

1

-

2.2

Конструирование и моделирование из бумаги и картона

1

1

-

2.3

Конструирование и моделирование из бумаги и картона

1

-

1

2.4

Конструирование и моделирование из бумаги и картона

1

-

1

2.5

Оригами

1

1

-

2.6

Оригами

1

-

1

2.7

Оригами

1

-

1

2.8

Оригами

1

-

1

3

 Аппликация из разных материалов

6

-

6

3.1

Фетр

1

-

1

3.2

Фетр

1

-

1

3.3

Пластилин

1

-

1

3.4

Пластилин

1

-

1

3.5

Природный материал

1

-

1

3.6

Природный материал

1

-

1

ВСЕГО

15

4

11