Дополнительная общеразвивающая программа «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением координации движений, гемипарезом "Шаг за шагом"»

Мелкая моторика – это четкие целенаправленные движения кистей и пальцев рук, контролируемые центральной нервной системой. Они возможны только при безупречно согласованной работе головного мозга, органов зрения и проводящих импульс нервов. Существует неразрывная связь между двигательной активностью и когнитивными функциями. Поэтому, для восстановления мелкой моторики после инсульта в полном объеме требуется не только разработка мышц и суставов, но и коррекционные упражнения, направленные на активизацию мыслительных процессов. Такие занятия служат для профилактики дальнейшего снижения двигательной активности, предупреждают развитие мышечных и суставных контрактур и способствуют восстановлению функций. Регулярные занятия под руководством специалиста помогают инвалидам после инсульта быстрее адаптироваться в бытовых условиях. Поэтому коррекционные занятия на восстановление мелкой моторики являются важнейшей составляющей социальной — педагогической реабилитации. 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sots.-ped.reab_._shag_za_shagom.docx52.26 КБ

Предварительный просмотр:

     Министерство труда и социального развития Краснодарского края

        

Государственное казённое учреждение

 социального обслуживании Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

________________С.А.Дубинец

«_____» _____________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ»

 ____________С.Н.Затонская

«____» ___________ 2022 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

  «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением

                 координации движений, гемипарезом «Шаг за шагом»»

Возрастная категория: получатели социальных услуг старше 18 лет

Срок реализации программы: 18 дней (15 часов)

Автор-составитель программы:

Авджян Л.Ю. инструктор по труду

ст-ца Крыловская

2022

Раздел №1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Мелкая моторика – это четкие целенаправленные движения кистей и пальцев рук, контролируемые центральной нервной системой. Они возможны только при безупречно согласованной работе головного мозга, органов зрения и проводящих импульс нервов. Существует неразрывная связь между двигательной активностью и когнитивными функциями. Поэтому, для восстановления мелкой моторики после инсульта в полном объеме требуется не только разработка мышц и суставов, но и коррекционные упражнения, направленные на активизацию мыслительных процессов. Такие занятия служат для профилактики дальнейшего снижения двигательной активности, предупреждают развитие мышечных и суставных контрактур и способствуют восстановлению функций. Регулярные занятия под руководством специалиста помогают инвалидам после инсульта быстрее адаптироваться в бытовых условиях. Поэтому коррекционные занятия на восстановление мелкой моторики являются важнейшей составляющей социальной — педагогической реабилитации.

Дополнительная общеразвивающая программа ««Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением координации движений, гемипарезом «Шаг за шагом»» имеет социально-гуманитарную направленность.

Для разработки дополнительной общеразвивающей программы использовались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No

1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».

  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Методические рекомендации по разработке и оформлению

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».

  • Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».

Новизна программы состоит в том, что коррекционные занятия по изодеятельности и практики письма являются важнейшей составляющей социально-педагогической реабилитации для инвалидов с нарушением координации движений, гемипарезом.

Актуальность данной дополнительной общеразвивающей программы состоит в том, что:

-программа социально ориентирована на инвалидов с нарушением координации движений, гемипарезом, требующих индивидуального подхода;

-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов получателя социальных услуг, восстановление мелкой моторики рук, точность движения пальцев рук посредством художественно-творческой деятельности;

- занятия программы способствуют развитию внимания, ориентировки на листе бумаги, закреплению цвета, величины, геометрических форм, могут служить и способом решения психологических личностных проблем (страхи, тревога, неуверенность, одиночество и др.), стремлению преодолеть трудности, внимания.

Педагогическая целесообразность заключается в системе организационных приемов и методов воздействия средствами декоративно-прикладного творчества и предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к творческой деятельности в соответствии физическим возможностям людей с ограниченными возможностями здоровья, в возможности индивидуального подхода к обучению.

        Отличительной особенностью данной дополнительной

общеразвивающей программы «Шаг за шагом» является то, что она помогает получателю социальных услуг восстановить моторику рук, координацию движений пальцев рук, следовательно, речи и внимания, памяти посредством разнообразных методов и направлений работы.

Адресат программы

Программа «Шаг за шагом» разработана для категорий граждан в возрасте от 18 лет и старше, имеющих заключение об инвалидности.

Уровень программы, объём и сроки реализации

Программа реализуется на базовом уровне и рассчитана на проведение индивидуальных занятий в течение 18 дней (курса реабилитации). Объем программы – 15 часов.

Форма обучения и режим, виды занятий

Форма обучения занятий очная, индивидуальная. Режим занятий: продолжительность проведения занятий 1 академический час (20-30 мин.) в соответствии с диагнозом, возрастом и функциональными возможностями инвалида. Не все предложенные занятия могут входить в реабилитационные мероприятия, зависит от возможностей инвалидов.

Виды занятий определяются содержанием данной программы и предусматривают:

- теоретические занятия: беседы, консультирование, объяснение, демонстрация;

- практические занятия: выполнение творческой и самостоятельной работы.

1.2.        Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий, способствующих восстановлению мелкой моторики рук через комплекс индивидуальных занятий для инвалидов с нарушением координации движений, гемипарезом (инсульт) посредством художественно-творческой деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать умения пользоваться художественными материалами и инструментами декоративно-прикладного творчества;

- расширять представление о современных видах рукоделия и их лечебных свойствах.

Коррекционно-развивающие:

- развивать психические процессы познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление);

- корректировать и восстанавливать общую моторику и координацию движений;

- развивать образное и пространственное мышление, воображение, навыков письма, внимание; художественный вкус, творческие способности и фантазию; кругозор, эстетический вкус;

- развивать волевую регуляцию поведения; укреплять навыки самоконтроля.

Воспитательные:

- вовлечь инвалидов в систему занятий декоративно-прикладным творчеством;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;

- воспитать наблюдательность и усидчивость;

- воспитать уверенность в своих силах, положительное отношение к самому себе;

- воспитать потребность выражать себя в доступных видах декоративно-прикладного творчества, интерес к творчеству; терпение, умение доводить начатое дело до конца.

1.3. Содержание программы

Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением

координации движений, гемипарезом «Шаг за шагом»»

    №

п/п

Название разделов

Количество часов

Всего

Теорети-

ческие

занятие

Практи-

ческие

занятия

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Рисование

9

-

9

3

Практика письма

4

-

4

                                   ВСЕГО

14

1

13

Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)

Теоретическое занятие. Введение в содержание программы. Знакомство с организацией рабочего места, его подготовкой к работе. Знакомство с образцами творческих работ, выполненных в разных техниках декоративно - прикладного творчества, выполненных инструктором по труду и людьми с ограниченными возможностями. Материалы и инструменты. Рекомендации после инсульта. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 2. Рисование (8 часов)

2.1. Рисование карандашами или красками

Практическая работа. Пальчиковая гимнастика. Техники работы с графическими материалами (карандаш, краски). Приёмы рисования карандашом. Приемы работы кистью.

2.2. Рисование карандашами или красками

Практическая работа. Пальчиковая гимнастика. Приёмы рисования карандашом. Приемы работы кистью.

2.3. Дорисовка предметов и деталей

Практическая работа. Пальчиковая гимнастика. Дорисовка по пунктирным линиям, раскрашивание полученного изображения.

2.4. Дорисовка предметов и деталей

Практическая работа. Пальчиковая гимнастика. Дорисовка по пунктирным линиям, раскрашивание полученного изображения.

2.5. Рисование по опорным точкам, контурам или клеточкам

Практическая работа. Пальчиковая гимнастика. Рисование линий. Выполнение сюжетного рисунка.

2.6. Рисование по опорным точкам, контурам или клеточкам

Практическая работа. Пальчиковая гимнастика. Рисование линий. Выполнение сюжетного рисунка.

2.7. Раскрашивание фломастерами, красками или карандашами

Практическая работа. Пальчиковая гимнастика. Раскрашивание нарисованного контурного изображения; выполнение сюжетного рисунка, используя трафареты, шаблоны, опорные точки и собственные изображения для создания отдельных элементов рисунка.

2.8. Раскрашивание фломастерами, красками или карандашами

Практическая работа. Пальчиковая гимнастика. Раскрашивание нарисованного контурного изображения; выполнение сюжетного рисунка, используя трафареты, шаблоны, опорные точки и собственные изображения для создания отдельных элементов рисунка.

2.9. Раскрашивание фломастерами, красками или карандашами

Практическая работа. Пальчиковая гимнастика. Раскрашивание нарисованного контурного изображения; выполнение сюжетного рисунка, используя трафареты, шаблоны, опорные точки и собственные изображения для создания отдельных элементов рисунка.

Раздел 3. Практика письма (4 часа)

3.1. Прописи буквы

Практическая работа. Написание печатных или прописных букв.

3.2. Прописи буквы

Практическая работа. Написание печатных или прописных букв.

3.3. Прописи буквы

Практическая работа. Написание печатных или прописных букв.

3.4. Прописи цифр

Практическая работа. Цифры по точкам.

1.4. Планируемые результаты

Обучающие:

Получатель социальных услуг должен:

- сформировать умения пользоваться художественными материалами и инструментами декоративно-прикладного творчества;

- расширить представление о современных видах рукоделия и их лечебных свойствах.

Коррекционно-развивающие:

Получатель социальных услуг должен:

- развить психические процессы познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление);

- скорректировать и восстановить общую моторику и координацию движений;

- развить образное и пространственное мышление, воображение, внимание, навыков письма; художественный вкус, творческие способности и фантазию; кругозор, эстетический вкус;

- развить волевую регуляцию поведения; укреплять навыки самоконтроля.

Воспитательные:

Получатель социальных услуг должен:

- быть вовлечен в систему занятий декоративно-прикладным творчеством;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;

- воспитать наблюдательность и усидчивость;

- воспитать уверенность в своих силах, положительное отношение к самому себе;

- воспитать потребность выражать себя в доступных видах декоративно-прикладного творчества, интерес к творчеству; терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график программы «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением

координации движений, гемипарезом «Шаг за шагом»»

№ разделов и тем

Дата проведения

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

2

3

4

5

6

1

 

Вводное занятие

1

1

-

2

 

Рисование

9

-

1

2.1

Рисование карандашами или красками

1

-

1

2.2

Рисование карандашами или красками

1

-

1

2.3

Дорисовка предметов и деталей

1

-

1

2.4

Дорисовка предметов и деталей

1

-

1

1

2

3

4

5

6

2.5

Рисование по опорным точкам, контурам или клеточкам

1

-

1

2.6

Рисование по опорным точкам, контурам или клеточкам

1

-

1

2.7

Раскрашивание фломастерами, красками или карандашами

1

-

1

2.8

Раскрашивание фломастерами, красками или карандашами

1

-

1

2.9

Раскрашивание фломастерами, красками или карандашами

1

-

1

3

Практика письма

5

-

5

3.1

Прописи буквы

1

-

1

3.2

Прописи буквы

1

-

1

3.3

Прописи буквы

1

-

1

3.4

Прописи цифр

1

-

1

ВСЕГО

14

1

13

2.2. Условия реализации программы

Методическое и материально-техническое обеспечение:

                                                    Оборудование:

     Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, рабочий стол для получателей социальных услуг, стул-4 шт., шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, бросовых материалов.

Материалы и инструменты:

     Бумага для принтера, цветные и простые карандаши, ручки цветные, линейки, прописи, краски акриловые, пальчиковые, гуашь, кисточки для рисования, альбомы для рисования, фломастеры, ластик, палитра для рисования, стаканы непроливайки, трафареты для рисования.

2.3. Формы аттестации (контроля)

Для оценки результативности дополнительной общеразвивающей программы «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением

координации движений, гемипарезом «Шаг за шагом»» применяются входящий и итоговый виды контроля. 

Входящая диагностика осуществляется в начале курса реабилитации. Цель - определить исходный уровень развития мелкой моторики рук, координации движений пальцев рук. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Итоговая диагностика осуществляется по результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы в целом.

2.4. Оценочный материал

Для оценки уровня развития мелкой моторики использовался количественный метод обработки данных (балльно-уровневая система оценки).  Оценка уровня развития мелкой моторики оценивалась по десятибалльной шкале (таблица 1).

                                                                                                               Таблица 1

Критерии оценки уровня развития мелкой моторики у получателей социальных услуг старше 18 лет с нарушением координации движений, гемипарезом.

Уровень развития

Количество   баллов

«Высокий»

10 и более баллов

«Средний»

5 — 9 баллов

«Низкий»

0 — 4   баллов

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 10 и более баллов свидетельствует о   том, что у получателя         социальных услуг общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляется быстро и легко.

Средний уровень: Общий результат от 5 до 9 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у инвалида навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 4 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у получателя социальных услуг двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности.

2.5. Список рекомендуемой литературы

Основная литература

  1. Методическое пособие по обеспечению доступности для инвалидов

объектов и услуг. АНО «Межрегиональный ресурсный центр «Доступный мир»». Санкт-Петербург, 2016г.

  1. «Реабилитация инвалидов» Национальное руководство. Под

редакцией профессора Г.Н. Пономаренко, Москва издательская группа ГЭОТАР-Медиа, 2018г.

  1. Российская энциклопедия социальной работы, под общей редакцией

доктора исторических наук, профессора Е.И.Холостовой. Москва Издательство-торговая корпорация «Дашков и К», 2016г.

  1. Руденко А., Самыгин С. «Социальная реабилитация», учебное

пособие. Издательство «Наука Спектр», год издания 2018г.

  1. Фуряева Т.В. «Социальная реабилитация лиц с ограниченными

Возможностями», учебное пособие. Издательство Юрайт, год издания 2020г.

                                                         Интернет-ресурсы

http://chudo-udo

http://ped-kopilka.ru 

http://www.kind-land.ru/raskraski/

https://www.maam.ru/detskijsad/plastilinografija-netradicionaja-tehnika-risovanija.html

https://xn-j1ahfl.xn-p1ai/library/masterklass_temaplastilinovaya_zhivopis_171412.html

https://www.liveinternet.ru/users/ksu11111/post398577124

Приложение 1.

Карта оценки результативности по дополнительной общеразвивающей программы

 «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением

координации движений, гемипарезом «Шаг за шагом»»

Курс с_______________по_____________20__г.

п/п

ФИО

получателей социальных услуг

Техника работы с

графическими материалами

Умение свободно владеть карандашом, красками и кистью при рисовании располагать изображения по всему листу

Дорисовка предметов и деталей

Рисование по опорным точкам, контурам или клеточкам

Различать оттенки цветов и передавать их в рисунке

Проявлять самостоятельность в выборе темы рисунка

Практика письма

Развитие эмоционально – художественного восприятии, творческого воображения

Мотивация (интерес к результатам деятельности)

Мелкая моторика

Эмоциональное отношение к занятиям

1

2

3

4

5

6

7

8

9

              Высокий уровень: Общий результат 10 и более баллов

Средний уровень: Общий результат от 5 до 9 баллов

Низкий уровень: Общий результат 4 и менее баллов

           

Дата заполнения:  ______________

Инструктор по труду____________________________Авджян Л.Ю