Дополнительная общеразвивающая программа «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением координации движений, гемипарезом "Я всё смогу"»

Мелкая моторика – это четкие целенаправленные движения кистей и пальцев рук, контролируемые центральной нервной системой. Они возможны только при безупречно согласованной работе головного мозга, органов зрения и проводящих импульс нервов. Существует неразрывная связь между двигательной активностью и когнитивными функциями. Поэтому, для восстановления мелкой моторики после инсульта в полном объеме требуется не только разработка мышц и суставов, но и коррекционные упражнения, направленные на активизацию мыслительных процессов. Такие занятия служат для профилактики дальнейшего снижения двигательной активности, предупреждают развитие мышечных и суставных контрактур и способствуют восстановлению функций. Регулярные занятия под руководством специалиста помогают инвалидам после инсульта быстрее адаптироваться в бытовых условиях. Поэтому коррекционные занятия на восстановление мелкой моторики являются важнейшей составляющей социальной — педагогической реабилитации.

Дополнительная общеразвивающая программа ««Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением координации движений, гемипарезом «Я всё смогу»» имеет социально-гуманитарную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots.-ped.reab_._ya_vsyo_smogu_.doc196.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

        

Государственное казённое учреждение

 социального обслуживании Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

________________С.А.Дубинец

«_____» _____________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ»

 ____________С.Н.Затонская

«____» ___________ 2022 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

  «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением

                 координации движений, гемипарезом «Я всё смогу»»

Возрастная категория: получатели социальных услуг старше 18 лет

Срок реализации программы: 18 дней (15 часов)

Автор-составитель программы:

Авджян Л.Ю. инструктор по труду

ст-ца Крыловская

2022

Раздел №1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

Мелкая моторика – это четкие целенаправленные движения кистей и пальцев рук, контролируемые центральной нервной системой. Они возможны только при безупречно согласованной работе головного мозга, органов зрения и проводящих импульс нервов. Существует неразрывная связь между двигательной активностью и когнитивными функциями. Поэтому, для восстановления мелкой моторики после инсульта в полном объеме требуется не только разработка мышц и суставов, но и коррекционные упражнения, направленные на активизацию мыслительных процессов. Такие занятия служат для профилактики дальнейшего снижения двигательной активности, предупреждают развитие мышечных и суставных контрактур и способствуют восстановлению функций. Регулярные занятия под руководством специалиста помогают инвалидам после инсульта быстрее адаптироваться в бытовых условиях. Поэтому коррекционные занятия на восстановление мелкой моторики являются важнейшей составляющей социальной — педагогической реабилитации.

Дополнительная общеразвивающая программа ««Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением координации движений, гемипарезом «Я всё смогу»» имеет социально-гуманитарную направленность.

Для разработки дополнительной общеразвивающей программы использовались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No

1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».

  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Методические рекомендации по разработке и оформлению

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».

  • Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».

Новизна программы состоит в возможности совмещения процесса обучения с практикой изготовления изделий из бумаги и пластилина в соответствии с индивидуальными возможностями получателя социальных услуг.

Актуальность данной дополнительной общеразвивающей программы состоит в том, что:

-программа социально ориентирована на инвалидов с нарушением координации движений, гемипарезом, требующих индивидуального подхода;

-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов получателя социальных услуг, восстановление мелкой моторики рук посредством художественно-творческой деятельности.

Педагогическая целесообразность заключается в системе организационных приемов и методов воздействия средствами декоративно-прикладного творчества и предоставления услуг, применяемых с целью оказания им помощи в восстановлении (компенсации) нарушенных или утраченных способностей к творческой деятельности в соответствии физическим возможностям людей с ограниченными возможностями здоровья, в возможности индивидуального подхода к обучению.

 Отличительной особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы «Я всё смогу» является то, что она помогает получателю социальных услуг восстановить мелкую моторику рук, координацию движений пальцев рук через выполнение разнообразных методов и направлений работы декоративно-прикладного творчества (лепка и аппликация).

Адресат программы

Программа «Я всё смогу» разработана для категорий граждан в возрасте от 18 лет и старше, имеющих заключение об инвалидности.

Уровень программы, объём и сроки реализации

Программа реализуется на базовом уровне и рассчитана на проведение индивидуальных занятий в течение 18 дней (курса реабилитации). Объем программы – 15 часов.

Форма обучения и режим, виды занятий

Форма обучения занятий очная, индивидуальная. Режим занятий: продолжительность проведения занятий 1 академический час (20-30 мин.) в соответствии с диагнозом, возрастом и функциональными возможностями инвалида. Не все предложенные занятия могут входить в реабилитационные мероприятия, зависит от возможностей инвалидов.

Виды занятий определяются содержанием данной программы и предусматривают:

- теоретические занятия: беседы, консультирование, объяснение, демонстрация;

- практические занятия: выполнение творческой и самостоятельной работы.

1.2.        Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий, способствующих восстановлению мелкой моторики рук через комплекс индивидуальных занятий для инвалидов с нарушением координации движений, гемипарезом (инсульт) посредством художественно-творческой деятельности.

Задачи программы:

Обучающие:

- формировать умения пользоваться художественными материалами и инструментами декоративно-прикладного творчества;

- расширять представление о современных видах рукоделия и их лечебных свойствах.

Коррекционно-развивающие:

- развивать психические процессы познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление);

- корректировать и восстанавливать общую моторику и координацию движений;

- развивать образное и пространственное мышление, воображение, внимание; художественный вкус, творческие способности и фантазию; кругозор, эстетический вкус;

- развивать волевую регуляцию поведения; укреплять навыки самоконтроля.

Воспитательные:

- вовлечь инвалидов в систему занятий декоративно-прикладным творчеством;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;

- воспитать наблюдательность и усидчивость;

- воспитать уверенность в своих силах, положительное отношение к самому себе;

- воспитать потребность выражать себя в доступных видах декоративно-прикладного творчества, интерес к творчеству; терпение, умение доводить начатое дело до конца.

1.3. Содержание программы

Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением

координации движений, гемипарезом «Я всё смогу»»

    №

п/п

Название разделов

Количество часов

Всего

Теорети-

ческие

занятие

Практи-

ческие

занятия

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Аппликация

9

0,5

8,5

3

Лепка

5

-

5

                                   ВСЕГО

15

1,5

12,5

Содержание учебного плана

Раздел 1. Вводное занятие (1 час)

Теоретическое занятие. Введение в содержание программы. Знакомство с организацией рабочего места, его подготовкой к работе. Знакомство с образцами творческих работ, выполненных в разных техниках декоративно - прикладного творчества, выполненных инструктором по труду и людьми с ограниченными возможностями. Материалы и инструменты. Рекомендации после инсульта. Инструктаж по технике безопасности.

Раздел 2. Аппликация (9 часов)

2.1. Работа с бумагой

Теоретическое занятие. Материалы и их свойства: бумага различной фактуры, картон, клей и т.п. Инструменты, их назначения и способы работы с ними (ножницы, дырокол и др.). 

Практическая работа. Складывание различных фигур; разрывание бумаги на мелкие части; комкание и скатывание. Пальчиковая гимнастика.

2.2. Работа с бумагой

Практическая работа. Складывание различных фигур; разрывание бумаги на мелкие части; комкание и скатывание. Пальчиковая гимнастика.

2.3. Работа с шаблоном

Практическая работа. Составление и наклеивание сюжетных композиций из готовых или вырезанных форм (по выбору педагога, с учетом подготовки инвалидов, выявленных нарушений). Изготовление аппликации из бумаги с помощью шаблонов. Пальчиковая гимнастика.

2.4. Работа с шаблоном

Практическая работа. Составление и наклеивание сюжетных композиций из готовых или вырезанных форм (по выбору педагога, с учетом подготовки инвалидов, выявленных нарушений). Изготовление аппликации из бумаги с помощью шаблонов. Пальчиковая гимнастика.

2.5. Аппликация из бумаги

Практическая работа. Закрепление приемов вырезания и наклеивания. Подбирание цветов для композиции. Создание несложных композиций. Пальчиковая гимнастика.

2.6. Аппликация из бумаги

Практическая работа. Закрепление приемов вырезания и наклеивания. Подбирание цветов для композиции. Создание несложных композиций. Пальчиковая гимнастика.

2.7. Аппликация с применением мелких деталей

Практическая работа. Перебирание разными пальцами; перекладывание с места на место; нанизывание бусинок на проволоку или шнурок.

2.8. Аппликация с применением мелких деталей

Практическая работа. Перебирание разными пальцами; перекладывание с места на место; нанизывание бусинок на проволоку или шнурок.

2.9. Аппликация с применением мелких деталей

Практическая работа. Выкладывание по образцу; перекладывание из одной емкости в другую. Массаж ладоней при помощи крупы. Узнавание предметов на ощупь. Пальчиковая гимнастика.

Раздел 3. Лепка (5 часов)

3.1. Лепка на плоскости

Практическая работа. Знакомство с материалами и подготовка к работе. Приёмы работы с пластилином. Лепка несложных предметов. Пальчиковая гимнастика.

3.2. Лепка на плоскости

Практическая работа. Приёмы работы с пластилином. Лепка несложных предметов.

3.3. Рисование пластилином

Практическая работа. Приемы рисования пластилином. Пальчиковая гимнастика.

3.4. Рисование пластилином

Практическая работа. Техники рисования пластилином. Пальчиковая гимнастика.

3.5. Рисование пластилином

Практическая работа. Создание рисунка из пластилина. Пальчиковая гимнастика.

1.4. Планируемые результаты

Обучающие:

Получатель социальных услуг должен:

- сформировать умения пользоваться художественными материалами и инструментами декоративно-прикладного творчества;

- расширить представление о современных видах рукоделия и их лечебных свойствах.

Коррекционно-развивающие:

Получатель социальных услуг должен:

- развить психические процессы познавательной сферы (восприятие, память, внимание, мышление);

- скорректировать и восстановить общую моторику и координацию движений;

- развить образное и пространственное мышление, воображение, внимание; художественный вкус, творческие способности и фантазию; кругозор, эстетический вкус;

- развить волевую регуляцию поведения; укреплять навыки самоконтроля.

Воспитательные:

Получатель социальных услуг должен:

- быть вовлечен в систему занятий декоративно-прикладным творчеством;

- воспитать трудолюбие, аккуратность, самостоятельность;

- воспитать наблюдательность и усидчивость;

- воспитать уверенность в своих силах, положительное отношение к самому себе;

- воспитать потребность выражать себя в доступных видах декоративно-прикладного творчества, интерес к творчеству; терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график программы «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением

координации движений, гемипарезом «Я всё смогу»»

№ разделов и тем

Дата проведения

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

 

Вводное занятие

1

1

-

2

 

Аппликация

9

0,5

8,5

2.1

Работа с бумагой

1

0,5

0,5

2.2

Работа с бумагой

1

-

1

2.3

Работа с шаблоном

1

-

1

2.4

Работа с шаблоном

1

-

1

2.5

Аппликация из бумаги

1

-

1

2.6

Аппликация из бумаги

1

-

1

2.7

Аппликация с применением мелких деталей

1

-

1

2.8

Аппликация с применением мелких деталей

1

-

1

2.9

Аппликация с применением мелких деталей

1

-

1

3

Лепка

5

-

5

3.1

Лепка на плоскости

1

-

1

3.2

Лепка на плоскости

1

-

1

3.3

Рисование пластилином

1

-

1

3.4

Рисование пластилином

1

-

1

3.5

Рисование пластилином

1

-

1

ВСЕГО

15

1,5

13,5

2.2. Условия реализации программы

Методическое и материально-техническое обеспечение:

                                                    Оборудование:

     Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, рабочий стол для получателей социальных услуг, стул-4 шт., шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, бросовых материалов.

                                                     Материалы:

     Бумага для принтера, гофрированная и цветная бумага, картон, бусины, бисер, пластилин, салфетки цветные, природный материал, шпагат.

                                                  Инструменты:

   Простые карандаши, линейки, зубочистки, клей ПВА, ножницы, маркеры.

2.3. Формы аттестации (контроля)

Для оценки результативности дополнительной общеразвивающей программы «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением

координации движений, гемипарезом «Я всё смогу»» применяются входящий и итоговый виды контроля.

Входящая диагностика осуществляется в начале курса реабилитации. Цель - определить исходный уровень развития мелкой моторики рук, координации движений пальцев рук. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Итоговая диагностика осуществляется по результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы в целом.

2.4. Оценочный материал

Для оценки уровня развития мелкой моторики использовался количественный метод обработки данных (балльно-уровневая система оценки).  Оценка уровня развития мелкой моторики оценивалась по десятибалльной шкале (таблица 1).

                                                                                                               Таблица 1

Критерии оценки уровня развития мелкой моторики у получателей социальных услуг старше 18 лет с нарушением координации движений, гемипарезом.

Уровень развития

Количество   баллов

«Высокий»

10 и более баллов

«Средний»

5 — 9 баллов

«Низкий»

0 — 4   баллов

Интерпретация результатов диагностики развития мелкой моторики:

Высокий уровень: Общий результат 10 и более баллов свидетельствует о   том, что у получателя         социальных услуг общая и мелкая моторика сформированы хорошо. Хорошо развита отчётливость и координация движений. Движения пальцев и кистей рук точные, ловкие, со всеми заданиями справляется быстро и легко.

Средний уровень: Общий результат от 5 до 9 баллов свидетельствует о достаточной сформированности и умеренной автоматизации у инвалида навыков графической деятельности, а также умеренно развитой произвольности регуляции движений. Такие показатели по основным компонентам мелкой моторики в составе двигательного навыка являются в общем достаточными для дальнейшего обучения.

Низкий уровень: Общий результат 4 и менее баллов свидетельствует о недостаточной сформированности у получателя социальных услуг двигательного компонента навыка графической деятельности, а также о низком развитии произвольной регуляции и контроля за выполнением движений, требующих точности и достаточной производительности.

2.5. Список используемой литературы

Основная литература

  1. Методическое пособие по обеспечению доступности для инвалидов

объектов и услуг. АНО «Межрегиональный ресурсный центр «Доступный мир»». Санкт-Петербург, 2016г.

  1. «Реабилитация инвалидов» Национальное руководство. Под

редакцией профессора Г.Н. Пономаренко, Москва издательская группа ГЭОТАР-Медиа, 2018г.

  1. Российская энциклопедия социальной работы, под общей редакцией

доктора исторических наук, профессора Е.И.Холостовой. Москва Издательство-торговая корпорация «Дашков и К», 2016г.

  1. Руденко А., Самыгин С. «Социальная реабилитация», учебное

пособие. Издательство «Наука Спектр», год издания 2018г.

  1. Фуряева Т.В. «Социальная реабилитация лиц с ограниченными

Возможностями», учебное пособие. Издательство Юрайт, год издания 2020г.

Дополнительная литература

  1. Лаврик О.В. «Большая книга рукоделия» - ООО «Издательство

«Виват», 2016г.

  1. Смит С. «Волшебный мир оригами» - издательство «Книжный клуб

семейного досуга», Харьков, 2007.

  1. Журнал «Лукошко идей» - ООО «Издательский дом «Вита», 2015

— 2019гг.

Интернет-источники

http://chudo-udo

http://ped-kopilka.ru 

http://www.kind-land.ru/raskraski/

https://www.maam.ru/detskijsad/plastilinografija-netradicionaja-tehnika-risovanija.html

https://xn-j1ahfl.xn-p1ai/library/masterklass_temaplastilinovaya_zhivopis_171412.html

Приложение 1.

Карта оценки результативности по дополнительной общеразвивающей программы

 «Социально-педагогическая реабилитация инвалидов с нарушением

координации движений, гемипарезом «Я всё смогу»»

Курс с_______________по_____________20__г.

п/п

ФИО

получателей социальных услуг

Определение захвата

Координация движений

Сгибание, разгибание листа. Складывание различных фигур

Выполнить ножницами прямой разрез.

Вырезание несложных предметов по контору

Владение приемами и способами работы с пластилином

Лепка на плоскости

Лепка объемных фигурок на каркасе и без каркаса

Создание рисунка из пластилина

Эмоциональное отношение к занятиям

Мотивация (интерес к результатам деятельности)

Мелкая моторика

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Высокий уровень: Общий результат 10 и более баллов

Средний уровень: Общий результат от 5 до 9 баллов

Низкий уровень: Общий результат 4 и менее баллов

           

Дата заполнения:  ______________

Инструктор по труду____________________________Авджян Л.Ю.

Приложение 2.

Диагностические материалы

Тест «Определение способа захвата»

Получателю социальных услуг предлагается поочередно осуществить захват предметов, начиная с мелких и заканчивая крупными одной рукой, затем другой.

Тест «Координация движений»

Получателю социальных услуг предлагается выполнить следующие упражнения:

 - поочерёдно согни пальцы правой и левой руки;

- пальчики «здороваются» (поочерёдное   касание пальцев руки, а затем одноимённых пальцев обеих рук);

 - «Игра на пианино» (поочередное постукивание пальцев по столу, начиная с мизинца);

- изменение   положения кистей рук (1- кулак, 2- выпрямленная ладонь и наоборот);

- кулак - ребро ладони –ладонь.

Тест «Работа с бумагой»

  1. Сгибание, разгибание листа.
  2. Выполнить ножницами прямой разрез.
  3. Вырезание несложных предметов по контору.
  4. Аккуратность приклеивание готовых деталей.

Тест «Работа с пластилином»

     1.Скатывание, раскатывание пластилина.

     2.Расплющивание, сдавливание, раскатывание пластилина.

     3.Лепка несложных предметов.

     4.Создание рисунка из пластилина.