Дополнительная общеразвивающая программа «Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью с элементами арт-терапии (оригами, пластилинография)"

Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния, зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Творческая деятельность играет важную роль в развитии воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Дополнительная общеразвивающая программа «Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью с элементами арт-терапии (оригами, пластилинография)» имеет художественную направленность, а по функциональному назначению является прикладной, то есть создает условия для овладения инвалидами практических навыков создания изделий в техниках оригами и пластилинография.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umstvennaya_-origami_plastilin.doc226.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

        

Государственное казённое учреждение

 социального обслуживании Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

________________С.А.Дубинец

«_____» _____________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ»

 ____________С.Н.Затонская

«____» ___________ 2022 г.

Дополнительная общеразвивающая программа

«Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью с элементами арт-терапии (оригами, пластилинография)»

                                   

Возрастная категория: получатели социальных услуг старше 18 лет

Срок реализации программы: 18 дней (15 часов)

Автор-составитель программы:

Авджян Л.Ю. инструктор по труду

ст-ца Крыловская

2022

Раздел №1. Комплекс основных характеристик дополнительной общеразвивающей программы

  1. Пояснительная записка

В настоящее время имеется большой опыт использования арт-терапии в ходе социальной работы с лицами с ограничениями здоровья. Арт-терапия является эффективным направлением в практике социальной терапии и психотерапии.

Арт-терапия особенно важна для людей-инвалидов, которые в силу физических или психических особенностей своего состояния, зачастую социально дезадаптированы, ограничены в социальных контактах. Творческий опыт, осознание себя, развитие новых навыков и умений, позволяют этим людям более активно и самостоятельно участвовать в жизни общества, расширяют диапазон их социального и профессионального выбора. Творческая деятельность играет важную роль в развитии воображения, интуиции, неосознаваемых компонентов умственной активности, а также потребности личности в самоактуализации, в раскрытии и расширении своих созидательных возможностей.

Дополнительная общеразвивающая программа «Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью с элементами арт-терапии (оригами, пластилинография)» имеет художественную направленность, а по функциональному назначению является прикладной, то есть создает условия для овладения инвалидами практических навыков создания изделий в техниках оригами и пластилинография.

Для разработки дополнительной общеразвивающей программы использовались следующие нормативные документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-

ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. No

1008 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”.

  • Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018г. № 196 «Об

утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам».

  • Приказ от 5 мая 2018г. № 298н «Об утверждении профессионального

стандарта «Педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

  • Постановление Главного государственного санитарного врача

Российской Федерации от 4 июля 2014г. № 41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей»».

  • Письмо Минобрнауки России № 09-3242 от 18.11.2015 «О направлении

информации» (вместе с «Методическими рекомендациями по проектированию дополнительных общеразвивающих программ (включая разноуровневые программы)».

  • Методические рекомендации по разработке и оформлению

дополнительных общеобразовательных общеразвивающих программ, разработанные методистами отдела повышения квалификации ГКУ КК «Краевого методического центра».

  • Устав ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ».

Новизна дополнительной общеразвивающей программы состоит в комплексном подходе к инвалиду, имеет индивидуальную коррекционно-развивающую направленность и направленна на повышения мотивации к художественной деятельности, развития творческой активности.

Актуальность данной дополнительной общеразвивающей программы состоит в том, что:

-программа социально ориентирована на инвалидов с умственной отсталостью, требующих особого внимания;

-способна обеспечивать включение инвалида в новые формы организации социальной жизни, тем самым обеспечивая социализацию и адаптацию получателей социальных услуг к жизни в существующей социальной среде;

-обеспечивает дополнительные возможности для удовлетворения интересов получателя социальных услуг, развития его индивидуальности на основе самовыражения и раскрытия творческого потенциала, ориентации на личный успех;

-обеспечивает оказание досуговых услуг в области художественно-изобразительной деятельности, которые пользуются все большим спросом у инвалидов с умственной отсталостью.

Педагогическая целесообразность заключается в том, что данная программа развивает личностные качества и психические процессы у инвалидов. Создает благоприятные условия для профессионального самоопределения, восстановления общей моторики и координации движений, развития познавательной активности и творческой самореализации инвалидов.

 Отличительной особенностью данной дополнительной общеразвивающей программы «Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью с элементами арт-терапии (оригами, пластилинография)» является то, что она формирует творческое отношение к жизненным проблемам, умение видеть многообразие способов и средств достижения цели, развивает скрытые до сих пор способности к творческому решению сложных жизненных задач, не ожидая «вдохновения» или особых условий для творчества.

Адресат программы

Программа «Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью с элементами арт-терапии (оригами, пластилинография)» разработана для получателей социальных услуг с умственной отсталостью в возрасте от 18 лет и старше, имеющих заключение об инвалидности и способных к обучению элементарным трудовым навыкам.  

Уровень программы, объём и сроки реализации

Программа реализуется на базовом уровне и рассчитана на проведение индивидуальных занятий в течение 18 дней (курса реабилитации). Объем программы – 15 часов. Разделы программы повторяются из года в год, но их содержание насыщается новым материалом, так как известно, что лица с отклонениями в развитии испытывают большие трудности в адаптации к окружающему миру, в усвоении общепринятых норм поведения в силу неполноценности их познавательной деятельности. Поэтому инструктор по труду, соблюдая принципы систематичности и последовательности в обучении, при сообщении нового материала постоянно использует опыт инвалидов как базу для расширения их знаний, совершенствования имеющихся у них умений и навыков, и формирования новых.

Форма обучения и режим, виды занятий

Форма обучения занятий очная, индивидуальная, подгрупповая (2 чел.). Режим занятий: продолжительность проведения занятий 1 академический час (20-30 мин.) в соответствии с диагнозом, возрастом и функциональными возможностями инвалида. Программа может быть реализована как полностью, так и частично, возможно внеплановое повторение занятия для закрепления полученных навыков (зависит от усвояемости материала инвалидом). Расписание занятий составляется с учетом пожеланий и возможностей получателей социальных услуг. Методы работы: беседа, демонстрация, пример, практическая деятельность.

Виды занятий определяются содержанием данной программы и предусматривают:

- теоретические занятия: беседы, консультирование, объяснение, демонстрация;

- практические занятия: выполнение творческой и самостоятельной работы, мастер-классы.

  1. Цели и задачи программы

Цель программы: создание условий, помогающих получателям

социальных услуг с умственной отсталостью овладеть на доступном уровне элементами арт-терапии.

Задачи программы:

Обучающие:

- ознакомить с основами декоративно-прикладного творчества;

- формировать умения пользоваться художественными материалами и инструментами декоративно-прикладного творчества;

- расширять представление о современных видах рукоделия и их лечебных свойствах.

Коррекционно-развивающие:

- развивать интерес к действиям с различным декоративным материалом, к процессу творчества;

- формировать культуру труда, воображение, наблюдательность, мышление, художественный вкус;

- корректировать и восстанавливать общую моторику и координацию движений;

- развивать образное и пространственное мышление, воображение, внимание; художественный вкус, творческие способности и фантазию; кругозор, эстетический вкус.

Воспитательные:

- вовлечь инвалидов в систему занятий декоративно-прикладным творчеством;

- воспитать потребность выражать себя в доступных видах декоративно-прикладного творчества, интерес к творчеству; терпение, умение доводить начатое дело до конца.

1.3. Содержание программы

Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы

«Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью с элементами арт-терапии (оригами, пластилинография)»

    №

п/п

Название разделов

Количество часов

Всего

Теорети-

ческие

занятие

Практи-

ческие

занятия

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Оригами

9

2

7

3

Пластилинография

5

1

4

                                   ВСЕГО

15

4

11

Содержание учебного плана

  1. Вводное занятие (1 час)

Теоретическое занятие. Введение в содержание программы. Знакомство с организацией рабочего места, его подготовкой к работе. Знакомство с образцами творческих работ, выполненных в разных техниках декоративно - прикладного творчества, выполненных инструктором по труду и людьми с ограниченными возможностями. Техника безопасности при работе с инструментами.

2. Оригами (9 часов)

2.1. Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами.  

 Теоретическое занятие. Что такое объем? История традиционного и модульного оригами. Материалы и инструменты.

2.2. Оригами, простейшие элементы.

Практическое занятие. Оригами, простейшие элементы. Показ образцов. Техника изготовления модулей.

2.3. Оригами, простейшие элементы.

Практическое занятие. Оригами, простейшие элементы. Техника изготовления модулей.

2.4. Модульное оригами.

Практическое занятие. Изготовление изделий в технике модульного оригами.

2.5. Модульное оригами.

Практическое занятие. Изготовление изделий в технике модульного оригами.

2.6. Модульное оригами.

Практическое занятие. Изготовление изделий в технике модульного оригами.

2.7. Торцевание.

Теоретическое занятие. Удивительное торцевание - что это?

Практическое занятие. Техника торцевания. Правила работы с гофрированной бумагой.

2.8. Торцевание.

Практическое занятие. Технология изготовления работ. Изготовление изделий.

2.9. Торцевание.

Практическое занятие. Технология изготовления работ. Изготовление изделий.

3.Пластилинография (5 часов)

3.1. Пластилинография, как средство развития мелкой моторики.

Теоретическое занятие. Пластилинография, как средство развития мелкой моторики. Материалы и инструменты. Показ образцов.

3.2. Техника пластилинографии.

Практическое занятие. Техника пластилинографии. Лепка на плоскости.

3.3. Создание лепной картины.

Практическое занятие. Лепка на плоскости. Лепка объемных фигурок на каркасе и без каркаса.

3.4. Создание лепной картины.

Практическое занятие. Лепка объемных фигурок на каркасе и без каркаса. Создание лепной картины с выпуклым изображением на горизонтальной поверхности.

3.5. Создание лепной картины.

Практическое занятие. Создание лепной картины с выпуклым изображением на горизонтальной поверхности.

1.4. Планируемые результаты

Обучающие:

Получатель социальных услуг должен:

- ознакомиться с основами декоративно-прикладного творчества;

- сформировать умения пользоваться художественными материалами и инструментами декоративно-прикладного творчества;

- расширить представление о современных видах рукоделия и их лечебных свойствах.

Коррекционно-развивающие:

Получатель социальных услуг должен:

- развить интерес к действиям с различным декоративным материалом, к процессу творчества;

- сформировать культуру труда, воображение, наблюдательность, мышление, художественный вкус;

- скорректировать и восстановить общую моторику и координацию движений;

- развить образное и пространственное мышление, воображение, внимание; художественный вкус, творческие способности и фантазию; кругозор, эстетический вкус.

Воспитательные:

Получатель социальных услуг должен:

- быть вовлечен в систему занятий декоративно-прикладным творчеством;

- воспитать потребность выражать себя в доступных видах декоративно-прикладного творчества, интерес к творчеству; терпение, умение доводить начатое дело до конца.

Раздел № 2. «Комплекс организационно-педагогических условий,

включающий формы аттестации»

2.1. Календарный учебный график программы

«Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью с элементами арт-терапии (оригами, пластилинография)»

№ разделов и тем

Дата проведения

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

 

Вводное занятие

1

1

-

2

  Оригами

9

2

7

2.1

Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами

1

1

-

2.2

Оригами, простейшие элементы

1

-

1

2.3

Оригами, простейшие элементы

1

-

1

2.4

Модульное оригами

1

-

1

2.5

Модульное оригами

1

-

1

2.6

Модульное оригами

1

-

1

2.7

Торцевание

1

1

-

2.8

Торцевание

1

-

1

2.9

Торцевание

1

-

1

3

 Пластилинография

5

1

4

3.1

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики

1

1

-

3.2

Техника пластилинографии

1

-

1

3.3

Создание лепной картины

1

-

1

3.4

Создание лепной картины

1

-

1

3.5

Создание лепной картины

1

-

1

ВСЕГО

15

4

11

2.2. Условия реализации программы

Методическое и материально-техническое обеспечение:

                                                    Оборудование:

     Кабинет, соответствующий санитарно-гигиеническим и противопожарным требованиям, рабочий стол для получателей социальных услуг, стул-4 шт., шкафы для хранения наглядных пособий, инструментов, оборудования, бросовых материалов.

                                                     Материалы:

     Бумага для принтера, гофрированная и цветная бумага, картон, пластилин, салфетки цветные, шпагат, атласные ленты.

                                                  Инструменты:

   Простые карандаши, паста для ручки, линейки, канцелярские ножи, зубочистки, клей ПВА, ножницы, клей момент, маркеры.

2.3. Формы аттестации (контроля)

Для оценки результативности дополнительной общеразвивающей программы «Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью с элементами арт-терапии (оригами, пластилинография)» применяются входящий, текущий и итоговый виды контроля. Оценка уровня сформированности предметных умений и навыков осуществляется по диагностическим критериям в процессе реализации программы и в конце курса занятий.

Входящая диагностика осуществляется при комплектовании группы в начале курса реабилитации. Цель - определить исходный уровень знаний, трудовых навыков, выявление потребности заниматься декоративно-прикладным творчеством. Формы оценки – анкетирование, собеседование.

Текущий контроль (на каждом занятии проводится текущий контроль по предметным показателям, используя метод педагогического наблюдения).

Итоговая диагностика осуществляется по результатам освоения дополнительной общеразвивающей программы в целом.

2.4. Оценочный материал

При подведении результатов обучения по программе учитываются такие показатели, как теоретическая подготовка, практическая подготовка, овладение умениями и навыками декоративно-прикладного творчества. Степень выраженности каждого показателя выявляется по трем уровням освоения техник декоративно-прикладного творчества получателя социальных услуг:

1 уровень – высокий (высокий результат, предполагается: самостоятельная деятельность с небольшой технической помощью при необходимости, умение увидеть допущенные ошибки, устойчивый интерес к декоративно-прикладному творчеству, проявление самостоятельных творческих замыслов, понимание последовательности их реализации).

2 уровень – средний (деятельность по последовательной инструкции, с привлечением внимания инвалида к предмету деятельности, устойчивый интерес к творческой деятельности, желание взаимодействовать с педагогом в процессе совместной творческой деятельности, наличие стремления к собственной творческой деятельности).

3 уровень – низкий (низкий уровень творчества, существенные ошибки при выполнении практических заданий, неустойчивый интерес к творческой деятельности, выполнение творческих заданий только в совместной деятельности).

2.5. Список используемой литературы

Основная литература

  1. Методическое пособие по обеспечению доступности для инвалидов

объектов и услуг. АНО «Межрегиональный ресурсный центр «Доступный мир»». Санкт-Петербург, 2016г.

  1. «Реабилитация инвалидов» Национальное руководство. Под

редакцией профессора Г.Н. Пономаренко, Москва издательская группа ГЭОТАР-Медиа, 2018г.

  1. Российская энциклопедия социальной работы, под общей редакцией

доктора исторических наук, профессора Е.И.Холостовой. Москва Издательство-торговая корпорация «Дашков и К», 2016г.

  1. Руденко А., Самыгин С. «Социальная реабилитация», учебное

пособие. Издательство «Наука Спектр», год издания 2018г.

  1. Фуряева Т.В. «Социальная реабилитация лиц с ограниченными

Возможностями», учебное пособие. Издательство Юрайт, год издания 2020г.

Дополнительная литература

  1. Лаврик О.В. «Большая книга рукоделия» - ООО «Издательство

«Виват», 2016г.

  1. Смит С. «Волшебный мир оригами» - издательство «Книжный клуб

семейного досуга», Харьков, 2007.

  1. Журнал «Лукошко идей» - ООО «Издательский дом «Вита», 2015

— 2019гг.

                                                         Интернет-источники

http://ped-kopilka.ru

http://masterclassy.ru

http://stranamasterov.ru

http://do-crafts.ru/kak-sdelat-elku-iz-salfetok-svoimi-rukami/

http://izbiserka.ru 

http://biserok.org 

https://goo.gl/HajbUb

https://www.youtube.com/channel/UCFp1...

http://chudo-udo

http://www.kind-land.ru/raskraski/

Карта оценки результативности по дополнительной общеразвивающей программы

 «Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью

 с элементами арт-терапии (оригами, пластилинография)»

Курс с_______________по_____________20__г.

п/п

ФИО

получателей социальных услуг

Оригами

Пластилинография

Творческие навыки. Креативность в выполнении композиций

Мотивация (интерес к результатам деятельности)

Мелкая моторика

Эмоциональное отношение к занятиям

Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

Умение вырезать предметы круглой, овальной формы из бумаги

Свободное владение техническими приёмами

изготовления модулей

Создание композиций с изделиями, выполненными в технике оригами

Владение приемами и способами работы с пластилином

Лепка на плоскости

Лепка объемных фигурок на каркасе и без каркаса

Создание лепной картины

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Без изменений – 0 баллов;

Незначительные изменения (низкий уровень) – 1 балл;

Положительная динамика (средний уровень) – 2 балла;

Предложенный материал усвоен в полном объёме (высокий уровень) – 3 балла.        

Дата заполнения:  ______________

Инструктор по труду____________________________Авджян Л.Ю.

             Министерство труда и социального развития Краснодарского края

        

Государственное казённое учреждение

 социального обслуживании Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

________________С.А.Дубинец

«_____» _____________ 2021 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ»

 ____________С.Н.Затонская

«____» ___________ 2021 г.

Учебный план

дополнительной общеразвивающей программы

«Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью с элементами арт-терапии (оригами, пластилинография)»

    №

п/п

Название разделов

Количество часов

Всего

Теорети-

ческие

занятие

Практи-

ческие

занятия

1

Вводное занятие

1

1

-

2

Оригами

9

2

7

3

Пластилинография

5

1

4

                                   ВСЕГО

15

4

11

Министерство труда и социального развития Краснодарского края

        

Государственное казённое учреждение

 социального обслуживании Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

ГКУ СО КК

«Крыловский КЦРИ»

________________С.А.Дубинец

«_____» _____________ 2021 г.

УТВЕРЖДЕНА

Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ»

 ____________С.Н.Затонская

«____» ___________ 2021 г.

Календарный учебный график программы

«Социальная реабилитация инвалидов с умственной отсталостью с элементами арт-терапии (оригами, пластилинография)»

№ разделов и тем

Дата проведения

Название разделов и тем

Количество часов

Всего

Теоретические занятия

Практические

занятия

1

  Вводное занятие

1

1

-

2

  Оригами

9

2

7

2.1

Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами

1

1

-

2.2

Оригами, простейшие элементы

1

-

1

2.3

Оригами, простейшие элементы

1

-

1

2.4

Модульное оригами

1

-

1

2.5

Модульное оригами

1

-

1

2.6

Модульное оригами

1

-

1

2.7

Торцевание

1

1

-

2.8

Торцевание

1

-

1

2.9

Торцевание

1

-

1

3

 Пластилинография

5

1

4

3.1

Пластилинография, как средство развития мелкой моторики

1

1

-

3.2

Техника пластилинографии

1

-

1

3.3

Создание лепной картины

1

-

1

3.4

Создание лепной картины

1

-

1

3.5

Создание лепной картины

1

-

1

ВСЕГО

15

4

11