Дополнительная общеразвивающая комплексная программа по реабилитации инвалидов старше 18 лет «Шпаргалка для жизни"

Сегодня особенно актуальной становится потребность людей с инвалидностью в решении задач, способствующих достижению ими максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе.

Общеразвивающая программа «Шпаргалка для жизни» направлена на комплексный подход в создании условий для социального самоопределения, позитивного отношения к своему здоровью, творческой самореализации личности и интеграции её в общество.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon magiya_tvorchestva.doc164 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное казённое учреждение социального обслуживания

Краснодарского края

«Крыловский комплексный центр реабилитации инвалидов»

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ» ________________ С.А.Дубинец

«_____» _____________ 2022 г.

УТВЕРЖДАЮ

Директор ГКУ СО КК «Крыловский КЦРИ» ____________С.Н.Затонская

«____» ____________ 2022 г.

Дополнительная общеразвивающая комплексная программа

по реабилитации инвалидов старше 18 лет

«Шпаргалка для жизни»

Возрастная категория: получатели социальных услуг старше 18 лет

Срок реализации программы: 1 год (72 часа)

Автор-составитель программы:

Филиппова Н.П. социальный педагог

Авджян Л.Ю. инструктор по труду

Снижко С.В. специалист по социальной работе

ст-ца Крыловская

2022

Пояснительная записка

Как известно, любой человек может стать инвалидом. Последствия заболеваний, травм или дефектов - во всех случаях людей объединяет необходимость в посторонней помощи. Что испытывает человек, столкнувшись один на один с подобными трудностями? Как справиться с этим, изменить собственную жизнь, мобилизовать весь потенциал сил на борьбу с недугом. В таких случаях необходима помощь, забота и любовь.

Сегодня особенно актуальной становится потребность людей с инвалидностью в решении задач, способствующих достижению ими максимальной самостоятельности и готовности к независимой и равноправной жизни в обществе.

Общеразвивающая программа «Шпаргалка для жизни» направлена на комплексный подход в создании условий для социального самоопределения, позитивного отношения к своему здоровью, творческой самореализации личности и интеграции её в общество.

Цель программы: формирование социально-адаптированной личности посредством овладения жизненно-необходимыми знаниями, умениями и навыками.

Задачи программы:

- восстановление или формирование знаний и умений, необходимых

инвалидам для приспособления к окружающей жизни; всех компонентов коммуникативной культуры: умение понимать поведение окружающих, умение общаться и взаимодействовать с окружающими;

-  систематизация представлений о работе программного обеспечения

профессионального компьютера и умения применять приобретенные навыки на практике.

- создание условий для расширения социального опыта и облегчения

процесса интеграции в общество, условий для раскрытия творческого потенциала;

- формирование понятия ценности здорового образа жизни;

- развитие личностных качеств, позволяющих успешно адаптироваться в

социуме: познавательной активности, самостоятельности, ответственности за свои поступки, способности адаптироваться к изменяющейся ситуации;

- воспитание активной жизненной позиции.

Методика и технология реализации: Программа состоит из 3 разделов, каждый из которых разделен на темы. Общий объем занятий – 72 часа:

 -         1 раздел «Ты можешь всё…» - 27 часов;

 -         2 раздел «Магия творчества» - 27 часов.

 -         3 раздел  «Компьютерная грамотность» - 18 часов.

Каждый из разделов представляет собой цикл занятий. Общий объем теоретических занятий по 3 разделам – 27,5 часов , практических – 44,5 часов.

Целевая группа: инвалиды старше 18 лет, признанные нуждающимися в социальном обслуживании.

Условия приёма инвалидов и постановки на социальное обслуживание: в соответствии с разработанной ИППСУ.

Форма организации деятельности инвалидов на занятии: индивидуальная, подгрупповая, групповая.

Режим занятий: ежедневно в период предоставления услуг по социальной реабилитации согласно календарно - тематическому плану. 

Условия реализации программы: дополнительная общеразвивающая комплексная программа «Шпаргалка для жизни» направлена на реабилитацию инвалидов старше 18 лет. Срок реализации программы: 1 год. Программа может реализовываться полностью в течение 1 года, а также по одному или нескольким разделам в зависимости от кратности посещений и состояния здоровья получателя услуг.

 Продолжительность проведения занятий: в соответствии с диагнозом и функциональными возможностями получателей услуг.

Методы работы: беседа, дискуссия, демонстрация, пример, практическая деятельность, упражнение,  конкурс.

Ожидаемые результаты реализации программы: по окончанию курса реабилитации инвалиды старше 18 лет должны:

- сформировать  знания и умения, необходимые инвалидам для приспособления к окружающей жизни;

- знать основы компьютерного программного обеспечения с целью технического приспособления и интеграции в социум;

- раскрыть творческий потенциал;

- повысить качество жизни.

Материальное обеспечение программы: оборудованные кабинеты для проведения занятий,  художественные материалы и канцелярские принадлежности, компьютер, компьютер-ноутбук.

Содержание программы

  1. Ты можешь всё…

                                  Социально-средовая реабилитация

1.1 Основы безопасности жизнедеятельности в быту. Теоретическое занятие.

1.2 Ядовитые растения. Теоретическое занятие.

1.3  Опасные животные. Теоретическое занятие.

1.4  Как вести себя на водоёмах? Теоретическое занятие.

1.5 Ты- пешеход. Теоретическое занятие.

1.6 Конфликты с незнакомыми людьми. Как себя правильно вести? Теоретическое занятие.

                    Социально-педагогическая реабилитация инвалидов

1.7 Тренировка памяти и внимания без отрыва от обычных дел. Теоретическое занятие.

1.8  Память и вредные привычки. Теоретическое занятие.

1.9 Внимание и концентрация – основа хорошей памяти. Теоретическое занятие.

1.10 Тренировка памяти восприятия информации на слух.  Практическое занятие.

1.11 Воспроизведи увиденное. Практическое занятие. Улучшение памяти и концентрации внимания, развитие наглядно-образного мышления.

        

1.12  Игра со словами. Практическое занятие. Улучшение памяти и концентрации внимания, развитие наглядно-образного мышления.         

1.13 Найди различия в рисунках. Практическое занятие. Улучшение памяти и концентрации внимания, развитие наглядно-образного мышления.         

1.14 Недостающие фигуры. Практическое занятие. Улучшение памяти и концентрации внимания, развитие наглядно-образного мышления

                    Социокультурная реабилитация

1.15 Правила этикета. Знакомство с правилами и нормами поведения, принятыми в современном обществе. История правил этикета.

1.16  Этикет внешнего вида. Формирование представления о внешнем виде человека, представлении себя людям (имидж). Психологическое влияние внешнего вида на окружающих.

1.17  Речевой этикет.  Знакомство с правилами речевого этикета.

 Теоретическое занятие. Об умении правильно говорить и правильно слушать, налаживать социальный контакт.

1.18 Поведение дома и в общественных местах. Теоретическое занятие.  Формирование навыков самоконтроля, контроля над своим поведением.

1.19 Общение по телефону. Знакомство с правилами телефонного этикета.

 Теоретическое занятие. Об умении правильно общаться по телефону.

1.20 Традиции гостеприимства. Теоретическое занятие. Знакомство с русскими традициями гостеприимства.

II. Магия творчества

Вводное занятие (1 час)

       Теоретическое занятие. Введение в содержание программы. Знакомство с организацией рабочего места, его подготовкой к работе. Знакомство с образцами творческих работ, выполненных в разных техниках декоративно — прикладного творчества, выполненных инструктором по труду и людьми с ограниченными возможностями.  

Бисероплетение (12 часов)

2.2. Бисероплетение. Что такое бисер? История бисера. Виды и особенности.

Понятие бисера. История бисера, его виды и особенности. «Мистические свойства бисерных изделий», «Современная старина: бисерное рукоделие». Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности.

2.3. Бисероплетение. Освоение приемов нанизывания бисера на проволоку.

Практическое занятие. Нанизывание бисера на проволоку. Приемы

работы. Работа по схеме. Техника выполнения серединки, лепестков, чашелистиков, тычинок, листьев.

2.4. Техника бисероплетения.

Практическое занятие. Анализ образцов. Выбор материалов. Изготовление композиций.  Техника выполнения.

2.5. Композиции из бисера. Составление композиций.

Составление композиций весенних, летних, осенних или зимних букетов. Оформление.

Аппликация как предмет народно-декоративного творчества (14 часов)

                 

2.6. Аппликация, как предмет народно – декоративного творчества.

Виды аппликации. Разновидности бумаги. Влияние аппликации на развитие творческих способностей. Материалы и инструменты. Инструктаж по технике безопасности.

2.7. Объемная аппликация и аппликация с элементами оригами.

Что такое объем? Оригами, простейшие элементы.

Практическое занятие. Модульное оригами. Показ образцов. Техника изготовления модулей. Изготовление изделий в технике модульное оригами.

2.8. Изготовление изделий в технике модульное оригами.

          Практическое занятие. Техника изготовления модулей. Изготовление изделий в технике модульное оригами.

2.9. Удивительное торцевание – что это?

Практическое занятие. Техника торцевания. Правила работы с гофрированной бумагой. Технология изготовления работ. Изготовление эскиза.

2.10. Аппликация из разных материалов.

          Практическое занятие. Возможность использования различных материалов. Изготовление аппликации с использованием различных материалов.

                                            III. Компьютерная грамотность

3.1. История создания компьютера.

История создания компьютера. Основные языки программирования. Intel. Pentium. Celeron. Osborn 1. История принтера.

3.2. Основные понятия при работе с персональным компьютером

Компьютер. Единицы измерения информации. Базовая аппаратная конфигурация персонального компьютера. Периферийные внешние устройства. Устройства ввода данных. Устройства ввода данных. Устройства обмена данными.

  1.  Операционная система Windows

Операционная система. Включение, выключение, перезагрузка компьютера. Прикладные программы. Управление стационарным компьютером. Рабочий стол. Панель задач. Стандартная структура главного меню.

  1.  Работа с компьютером

Практическое занятие. Включение, выключение, перезагрузка компьютера. Управление стационарным компьютером. Рабочий стол. Создание файлов, папок. Панель задач: пуск — главное меню. Стандартная структура главного меню. Панель «Быстрый запуск». Область открытых приложений. Панель языка. Область уведомлений.

  1. Работа с компьютером: создание файлов, папок

Практическое занятие. Создание файлов, папок. Окна Windows. Работа с окнами Windows. Кнопки управления окном. Строка меню. Адресная строка. Рабочая область окна. Строка состояния. Файловая система. Наиболее распространенные расширения файлов.

  1.  Приложения операционной системы Microsoft Windows

Практическое занятие Калькулятор. Запуск калькулятора. Вид калькулятора. Текстовый редактор Блокнот. Запуск Блокнота. Расширение. Управление курсором.

  1. Графический редактор Microsoft Paint

Практическое занятие. Запуск программы. Панель инструментов. Рабочая область. Палитра. Проигрыватель Windows Media.

  1. Текстовый редактор Open Office Writer

Создание текстового документа. Открытие текстового документа. Основное меню текстового документа.

  1. Работа с текстовым редактором Open Office Writer

Практическое занятие Набор текста на русском и английском языке. Комбинации клавиш. Шрифт. Разметка страницы. Интервал.

  1. Работа с набранным текстом в редакторе Open Office Writer

Практическое занятие. Выделение текста. Замена шрифта. Копирование. Вставка скопированного текста. Табуляция. Вставка графических изображений. Создание нумерованных и маркированных списков.

  1. Работа с текстовым редактором Open Office Writer

Работа с таблицами. Ввод данных в таблицу. Перемещение между ячейками. Изменение размера столбцов.

  1. Работа с таблицами

Практическое занятие. Создание таблицы. Ввод информации. Форматирование таблицы.

  1. Печать документов

Практическое занятие. Варианты печати документов. Параметры печати документов.

  1. Интернет

История WWW. Функции сети Интернет.

  1. Компьютерные вирусы

Практическое занятие. Классификация вирусов. Шпионская программа. Признаки вирусного заражения.

  1. Антивирусные программы

Практическое занятие. Виды антивирусных программ. Kaspersky Anti-Virus. Dr.Web. Avast!Home

  1. Работа в Интернете

Практическое занятие. Поиск информации. Веб-сайт. Веб-страница. Поисковая система. Поисковые системы. Яндекс. Google. Рамблер.

  1. Пошаговое создание электронного почтового ящика

Практическое занятие. Работа с электронным почтовым ящиком. Создание и отправка электронного письма. Получение и чтение электронного письма.

Рекомендуемая литература

Основная

1. Акулов, О. А., Медведев, Н. В. Информатика. Базовый курс: учебник / О. А. Акулов, Н. В. Медведев. – Москва: Омега-Л, 2009. – 557 с.

2. Галагузова М.А., Мардахаева Л.В. «Методика и технологии работы         социального педагога»// Галагузова М.А., Мардахаева Л.В. –Москва.- 2004.

3. Велихов, А. С. Основы информатики и компьютерной техники: учебное пособие / А. С. Велихов. – Москва: СОЛОН-Пресс, 2007. – 539 с.

4. Глушков В. М. Основы безбумажной информатики. – М: Наука, 1997.

  1. Дёмина Э.Н. Социальная реабилитация инвалидов и пожилых граждан. Методическое пособие.// Дёмина Э.Н.- Санкт- Петербург.-2007.
  2. Дятлева Г.В., Хворостухина С.А. Энциклопедия этикета. Серия «Супер!» Ростов н/Д: Феникс, 2005 -288 с.
  3. Информатика: учебное пособие / А. Н. Степанов. – Санкт-Петербург: Питер Пресс, 2007. – 764 с.
  4. Ильин А.А. Первые действия в экстремальной ситуации.- М.: Изд-воЭКСМО – Пресс, 2002.- 384 с.
  5. Кобзева В.В. Этикет в вопросах и ответах./В.В. Кобзева.-М.: ФАИР-                                 ПРЕСС, 2002.-288с.
  6. Лаврик О.В. «Большая книга рукоделия» - ООО «Издательство

«Виват», 2016

11. Милютина И.А. Технические средства компьютерных информационных технологий. - М: АО "Московские учебники и Картометография", 1997.

12. Научно-практический опыт реабилитации лиц с ограниченными возможностями в Приволжском федеральном округе (сборник статей)// Под редакцией В.А. Бронникова.- Ресурсная сеть реабилитации инвалидов Приволжского федерального округа.- г. Нижний Новгород.- 2007.

  13. Основы информатики: учебник / В. Ф. Ляхович, С. О. Крамаров, И. П.   Шамараков. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2010. – 715 с.

14.Симонович, С. В. Общая информатика / С. В. Симонович. – Санкт- Петербург: Питер, 2008. – 431 с.

  1. Смит С. «Волшебный мир оригами» - издательство «Книжный клуб

семейного досуга», Харьков, 2007.

  1. Технология социальной реабилитации инвалидов. Методические рекомендации.// Центральный научно-исследовательский институт экспертизы трудоспособности и организации труда инвалидов министерства труда и социального развития РФ.- Москва.-2000.

17. Этикет./ н.и. Ушаков, Е.В. Романова.- М.: Издательство «Лукоморье», Темп МБ, 2000 -352 с.

  18. Журнал «Лукошко идей» - ООО «Издательский дом «Вита», 2015- 2019гг.

Интернет-ресурсы

http://ped-kopilka.ru

http://masterclassy.ru

http://stranamasterov.ru

http://do-crafts.ru/kak-sdelat-elku-iz-salfetok-svoimi-rukami/

http://izbiserka.ru 

http://biserok.org 

Приложение 2.

Карта оценки результативности по дополнительной общеразвивающей

 комплексной программе реабилитации инвалидов старше 18 лет

«Шпаргалка для жизни» (раздел «Магия творчества»)

Курс с_______________по_____________20__г.

№ п/п

ФИО

получателя социальных услуг

Бисероплетение

Аппликация как предмет народно-декоративного творчества

Творческие навыки. Креативность в выполнении композиций из бисера

Мотивация (интерес к результатам деятельности)

Мелкая моторика

Эмоциональное отношение к занятиям

Знание основных методов плетения из бисера

Умение самостоятельно нанизывать бисер

Свободное владение техническими приёмами плетения из бисера

Создание композиций из отдельных бисерных изделий

Знание основных геометрических понятий и базовых форм оригами

Умение вырезать предметы круглой, овальной формы из бумаги

Свободное владение техническими приёмами

изготовления модулей

Создание композиций с изделиями, выполненными из разных материалов

1

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

н

к

2

3

4

5

6

7

8

9

Без изменений – 0 баллов;

Незначительные изменения (низкий уровень) – 1 балл;

Положительная динамика (средний уровень) – 2 балла;

Предложенный материал усвоен в полном объёме (высокий уровень) – 3 балла.        

Дата заполнения:  ______________

Инструктор по труду____________________________Авджян Л.Ю.