Конспект «Технология коллективной творческой деятельности»

Еремеичева Елена Олеговна

Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение их разнообразие, и периодичность позволяет детям и подросткам реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ:

Технология коллективной творческой деятельности (И.П. Волков,  И.П. Иванов)

                  Составитель:

Педагог дополнительного образования,

                                             Еремеичева Елена Олеговна

Г.Сергиев Посад

2022 г.

     Сейчас коллективная творческая деятельность переживает второе рождение их разнообразие, и периодичность позволяет детям и подросткам реализовывать свои интересы и потребности, развивать интеллектуальные и творческие способности, социальное творчество. Данная система предполагает широкое участие каждого в выборе, разработке, проведении и анализе коллективных дел.

     Что же является надёжным результатом грамотного осуществления творческих дел независимо от их ориентации? Это позитивная активность детей и подростков, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся в той или иной мере чувством коллективного авторства (не “нам сделали, устроили, провели”, а “мы сделали, решили, сделали”).

     Выделяет несколько видов КТД по направленности деятельности:

Познавательные дела. Их цель – развитие у школьников познавательных интересов, заинтересованного отношения к таким сторонам жизни, которые недостаточно познаны, полны тайн, загадок, требуют своего раскрытия в коллективном поиске. Познавательные КТД обладают богатейшими возможностями для развития у школьников таких качеств личности как стремление к познанию непознанного, целеустремлённость, наблюдательность и любознательность, пытливость ума, творческое воображение, товарищеская заботливость, душевная щедрость. Можно рекомендовать несколько интересных познавательных КТД: вечер веселых задач, вечер – путешествие, вечер разгаданных и неразгаданных тайн, город весёлых мастеров, устный журнал, пресс-бой, турнир знатоков, пресс-конференция.

Трудовые дела. Цель трудовых КТД – обогатить знание ребят об окружающем мире, выработать убеждения, что труд – основной источник радостной жизни, воспитать стремление вносить свой вклад в улучшение действительности, а так же привычку реально, бескорыстно, на деле заботиться о близких и далёких людях, работать самостоятельно и творчески. В трудовых КТД воспитанники и их старшие друзья осуществляют заботу через труд – творчество. Примерами трудовых КТД могут быть трудовая атака, трудовой десант, почта, трудовой рейд, сюрприз, подарок далёким друзьям.

Художественные дела позволяют целенаправленно развивать художественно-эстетические вкусы детей и взрослых, пробуждают желание испробовать себя в творчестве, воспитывают восприимчивость и отзывчивость, благородство души. Можно рекомендовать следующие КТД: кольцовка песен, концерт – молния, концерт – ромашка, эстафета любимых занятий, литературно-художественные конкурсы, кукольный театр.

Спортивные дела развивают у воспитанников гражданское отношение к спортивно – оздоровительной стороне жизни, к себе как здоровым и закалённым гражданам общества, готовым к труду и обороне. Можно рекомендовать следующие КТД: бой неуловимых, веселая спортакиада, космонавты и метеоры, спартакиада народных игр. Спортивные КТД помогают выработать быстроту, ловкость, выносливость, находчивость и настойчивость, смелость и мужество, коллективизм, дисциплинированность.

Постулаты КТД:

- коллективное творчество;

- единое дело и добровольное участие в нём;

- свобода выбора форм деятельности;

- содружество взрослых и детей;

- развитие коллектива под влиянием творчески одарённых лидеров.

Виды коллективных творческих дел.

  • Трудовые КТД (пример: “Трудовой десант”)
  • Интеллектуальные КТД (пример: “Брейн-ринг”)
  • Художественные КТД (пример: художественно-эстетическое творчество)
  • Спортивные КТД (пример: “Спартакиада”)
  • Экологические КТД (пример: забота о живом мире природы)

Коллективное творческое дело – КТД – коллективный поиск, планирование и творческая реализация поставленной цели.

Коллективное – потому, что это товарищеское, межличностное общение воспитателей и воспитанников.

В технологии коллективно-творческой деятельности такие понятия, как общая забота, коллективная радость, доставляемая взаимными сюрпризами, разведка дел и друзей, совет дела, общие сборы и "огоньки", коллективное планирование, подготовка, осуществление, обсуждение и оценка сделанного, являются основными слагаемыми, определяющими последовательность совместных действий педагогов и воспитанников. Непременным условием успешности коллективных творческих дел является прохождение тесно взаимосвязанных стадий.

В процессе общей работы происходит и взаимодействие людей разных возрастов. Во время планирования и организации коллективного творческого дела (КДТ) взрослые и дети приобретают большой организаторский опыт, каждый может подать идею, предложить новый способ действия, взяться за реализацию определенного этапа (КДТ).

Коллективная творческая деятельность в рамках ансамбля позволяет каждому её участнику проявить и совершенствовать свои лучшие человеческие задатки и способности, потребности и отношения, расти нравственно и духовно.

Цель использования образовательной  технологии:

1.Выявить, учесть, развить творческие способности детей и приобщить их к многообразной творческой деятельности с выходом на конкретный продукт, который можно фиксировать (изделие, модель, макет, сочинение, произведение, исследование и т.п.)

2. Воспитание общественно-активной творческой личности и способствует организации социального творчества, направленного на служение людям в конкретных социальных ситуациях.

Описание порядка использования  (алгоритм применения)  технологии в практической профессиональной деятельности:

1.Формирование свободных групп, в которых каждый ребенок чувствует себя раскованно.

2.Применение методик коллективной работы: мозговая атака, деловая игра, творческая дискуссия.

3.Формирование стремления к творчеству, самовыражению, самореализации.

4.Использование Технологической цепочки группового творческого воспитательного дела

  • Подготовительный этап (предварительное формирование отношения к делу – занимает минимальное время,  чтобы дети не потеряли интерес).
  • Психологический настрой (определение значимости дела, выдвижение задач, вступительное слово, приветствие и др.).
  • Коллективное планирование. Можно построить в форме «мозгового штурма» в виде ответов на вопросы (Коллектив делится на микрогруппы, которые обсуждают ответы на вопросы: для кого? Где и когда? Как организовать? Кто участвует? Кто руководит?  Затем заслушиваются варианты ответов каждой группы и  осуществляется совместный выбор лучшего варианта).
  • Коллективная подготовка дела. Выбор актива, распределение обязанностей, уточнение плана.
  • Собственно деятельность (высокий культурный уровень). Осуществление разработанного плана.
  • Завершение, подведение итогов (сбор, огонек, круглый стол). Ответы на вопросы: что удалось, почему? Что не получилось? Как улучшить?

Результаты коллективного дела.

Результат использования образовательной  технологии:

1.Повышение интереса к социально-полезной направленности деятельности детей и взрослых.

2. Активизация стремления к самовыражению и самоусовершенствованию.

3. Развитие творческой деятельности разновозрастных групп, направленой на поиск, изобретение и осознание ее социальной значимости.

4.Осознание необходимости  заботы о друге, о себе, о близких и далеких людях в конкретных практических социальных ситуациях.

5.Создание коллективных творческих работ для участия в конкурсах. Результат – призовые места в конкурсах.

Список литературы

  1. Браславский Д. Аранжировка сопровождения вокала для инструментальных ансамблей. -М., изд. “Советская Россия”, 2012.
  2. Гаккель Л. Ансамбль Текст. / Л. Гаккель // Музыкальная энциклопедия / Гл. ред. Ю.В. Келдыш. М.: Сов. композитор, 2009. - Т. 1. - С. 170-171.
  3. Коротов В.М. Развитие воспитательных функций коллектива. - М., 2010. 
  4. Стороженко, A.M. Инструментальный ансамбль и проблемы исполнительства: Учебное пособие Текст. / A.M. Стороженко. Самара: Кн. изд-во, 2011. -112 с.