Почему детям полезно заниматься декоративно-прикладным творчеством

Елена Николаевна Петрова

Назначение декоративно-прикладного искусства – украшать повседневную жизнь, быт людей.

Когда дети знакомятся с  декоративно-прикладным искусством, они приобщаются к миру прекрасного, развивают художественный вкус, эстетические чувства. Они учатся замечать красоту в бытовых, повседневных вещах, у них формируется уважение к родной культуре

и истории через эмоциональное отношение к образцам народного декоративно-прикладного искусства.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Почему детям полезно заниматься

декоративно-прикладным творчеством

Петрова Е.Н., методист

ГБУ ДО «ПДДТ»

Невского района Санкт-Петербурга

«Человек по натуре своей — художник.

Он всюду так или иначе стремится

вносить в свою жизнь красоту».

 Максим Горький

Назначение декоративно-прикладного искусства – украшать повседневную жизнь, быт людей. Произведениями декоративно-прикладного искусства  люди пользуются ежедневно и часто сами украшают вещи и предметы обихода.

Когда дети знакомятся с  декоративно-прикладным искусством, они приобщаются к миру прекрасного, развивают художественный вкус, эстетические чувства. Они учатся замечать красоту в бытовых, повседневных вещах. У детей формируется уважение к родной культуре

и истории через эмоциональное отношение к образцам народного декоративно-прикладного искусства.

Когда дети изучают и сами создают произведения декоративно-прикладного искусства, у них развивается  художественный вкус, чувства стиля, ритма, симметрии, развивается воображение, фантазия, наблюдательность. Все это способствует более совершенному отношению человека к окружающему миру и обществу, а также становлению гармонично развитой личности, способной восприниматьпрекрасное, испытывать и понимать свои эмоции и чувства, а также чувства  других людей.

Часто целью работы детей является изготовление подарка родным и близким. Это развивает эмоциональную сферу ребенка - любовь и заботу о других людях, а также дает возможность оценить результат своего труда через положительную эмоциональную реакцию близкого человека. Рассмотрим подробнее влияние некоторых видов декоративно-прикладного искусства на развитие ребенка.

Рисование участвует в согласовании межполушарных взаимодействий. В процессе рисования активизируется конкретно-образное мышление, связанное с работой правого полушария, и абстрактно-логическое, за которое отвечает левое полушарие. Рисование особенно актуально для младших школьников, мышление которых переходит от конкретно-образного к абстрактно-логическому. Рисование способствует развитию воображения, художественного вкуса.Можно сказать, что рисование – это   инструмент для изучения ребенком своих чувств, идей, для развития навыков общения, для укрепления самооценки, уверенности в себе. Во время рисования ребенок анализирует  соотношение частей и целого, фигуры и фона. Это способствует интеллектуальному развитию ребенка.

Лепка выполняет те же функции, что и рисование. В то же время использование пластичных материалов, таких как пластилин, глина, соленое тесто, позволяет в большей мере выразить эмоции, особенно злость и гнев. Лепка дает возможность воздействовать на материал более интенсивно, экспрессивно, менять его форму. Лепка способствует невербальному выражению чувств.

Декупаж и аппликация - это техники, которые позволяют оформлять изделия  с помощью вырезанных бумажных мотивов. Здесь развиваются такие качества, как аккуратность, художественный вкус, мелкая моторика. В развития эмоциональной сферы эти техники дают возможность испытывать положительные эмоции как во время создания произведения, так и при оценке результата своего труда. Ребенок может создать подарок своими руками для близких людей, успешно участвовать в конкурсах и выставках, тем самым повышая самооценку.

Вязание – это вид декоративно-прикладного искусства, который отлично развивает художественный вкус и мелкую моторику. Дети очень дорожат изделиями, сделанными своими руками, испытывают положительные эмоции, когда у них получается задуманный результат. Они учатся справляться с негативными эмоциями в процессе освоения навыков вязания. При создании совместных групповых работ у детей формируются такие качества, как эмпатия, сочувствие, умение договариваться и соотносить цели своей работы с общей целью. 

Таким образом, технологии декоративно-прикладного искусства обладают развивающим потенциалом для детей.

Создание произведений дает возможность развивать художественный вкус, мелкую моторику, повышать самооценку. В процессе обучения и создания работы, дети учатся успешно взаимодействовать с другими людьми. Они испытывают различные эмоции от своей деятельности и ее результата, учатся справляться с негативными эмоциями. Изучение декоративно-прикладного искусства

своего народа способствует формированию патриотических чувств, любви к народной культуре и уважение к истории своего народа. Все это способствует становлению гармонично развитой личности, способной воспринимать прекрасное, испытывать и понимать свои эмоции и чувства, а также чувства других людей.