Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Волшебная иголочка»

Иванова Галина Владимировна

Данный материал представляет дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу по вышивке для детей 10-14 лет «Волшебная иголочка». Программа носит художественную направленность, способствует развитию навыков золотной и жемчужной вышивки, творческого мышления, знакомит обучающихся с богатым культурным наследием русского народа,

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_igolochka.docx34.02 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительная общеобразовательная

 общеразвивающая программа

«Волшебная иголочка»

Направленность: художественная

Возраст учащихся: 10-14 лет

Срок реализации: 1 год

Иванова Галина Владимировна

педагог дополнительного образования

Рязань 2019

I. Пояснительная записка

Приобщение к традиционному декоративно-прикладному творчеству способствует преемственности народной культуры, что актуально в наше время, из-за утраты традиционной системы ценностей. Благодаря высокому духовно-нравственному содержанию народного искусства, оно играет важную роль в образовании, оказывая сильнейшее воспитательное воздействие.

Вышивка, как один из самых распространенных видов декоративно-прикладного искусства, особенно доступна для восприятия ребенком; ее красота и естественность пробуждают любовь к природе, интерес к истории и культуре своей Родины.

Изменение социокультурной среды ставит новые задачи дополнительного образования, форм и методов обучения и воспитания детей разного возраста, создания оптимальных условий для развития творческой личности ребенка, его адаптации в современной жизни.

Воздействие народного и декоративно-прикладного искусства на растущего ребенка многопланово; оно выступает как школа воспитания чувства прекрасного, стимулирует творческий потенциал, способствует взаимопониманию в детском коллективе.

Народная художественная вышивка — яркое и неповторимое явление национальной культуры, изучение которой обогащает, доставляет радость общения с настоящим искусством.

Актуальность программы обусловлена соответствием целями государственно культурной политики таким как:

  • сохранение исторического и культурного наследия и его использование для воспитания и образования;
  • передача от поколения к поколению традиционных ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения;
  • создание условий для реализации каждым человеком его творческого потенциала.

В настоящее время декоративно-прикладное искусство, особенно художественные промыслы, переживают трудный период невостребованности и незаслуженного забвения, что способствует утрате многих уникальных и самобытных видов народного искусства, получивших широкое признание как в стране, так и за рубежом.

Реализация программы способствует реализации задачи государственной культурной политики в систематизации, расширении и развитии существующего опыта использования объектов культурного наследия, предметов музейного и архивного фондов, научного и информационного потенциала российских музеев и музеев-заповедников в образовательном процессе.

Дополнительная общеобразовательная программа разработана с учетом нормативных документов:

1.Концепция развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства РФ от 04.09.2014 года №1726-р;

2. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ;

3. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам (утвержден приказом Министерства образования и науки РФ от 04.09.2013 №1008);

5.Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей (утверждено постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07.2014 №41)

Программа носит художественную направленность, способствует развитию навыков золотной и жемчужной вышивки, творческого мышления, знакомит учащихся с богатым культурным наследием русского народа.

Программа рассчитана на детей 10-14 лет, имеющих некоторую подготовку в области вышивки. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа. Всего за год 144 часа.

Цель программы - формирование умений и навыков золотной вышивки на основе изучения традиций декоративно-прикладного творчества русского народа.

Основные задачи программы:

обучающие:

  • знакомство с историей возникновения и развития золотной вышивки;
  • знание видов орнамента и основ построения композиции;
  • знание и умение выполнять различные виды золотных швов, вышивки канителью, шнуром, бисером;
  • формирование знаний в области русского народного костюма.

Развивающие:

  • усиление интереса к народному декоративно-прикладному искусству;
  • развитие творческого мышления и воображения;

Воспитательные:

  • воспитание любви к русской культуре через освоение основ золотной вышивки;
  • формирование нравственно-эстетических и духовных качеств личности;
  • расширение кругозора учащихся;
  • формирование уважительного отношения к ручному труду.

При работе с учащимися будут использованы следующие методы и формы обучения: беседа, демонстрация фото- и видеоматериалов, практическая работа, экскурсии, выставки, творческие проекты. Предполагается использование как групповых, так и индивидуальных форм организации образовательного процесса.

II. Учебно-тематический план

Разделы, темы

Всего часов

Теория

Практика

Вводное занятие

2

2

0

Русский народный костюм

10

4

6

Орнамент и композиция народной вышивки

12

6

6

Вышивка шнуром

8

2

6

Вышивка бисером и жемчугом

10

3

7

Вышивка канителью

16

2

14

Золотное шитьё в прикреп

14

4

10

Золотное шитьё по карте

22

3

19

Творческий проект

44

6

38

Посещение выставок, музеев

6

6

0

Итого

144

44

100

III. Содержание программы.

Вводное занятие (2 часа)

Теория: знакомство с правилами внутреннего распорядка в учебной мастерской и программой обучения. Народный костюм и характер его декоративного оформления. Традиции вышивального искусства в современном костюме и быту.

Русский народный костюм (10 часов)

Теория (4 часа): общие понятия о народном костюме, понятие комплексов   одежды (поневный, сарафанный, с андораком), виды тканей, возрастные изменения в костюме. Знакомство с кроем и декором элементов костюма, региональными особенностями, способами ношения. Головные уборы, их распространение, виды орнамента и техник вышивки.

Практика (6 часов): зарисовка русских народных костюмов.

Орнамент и композиция народной вышивки (12 часов)

Теория (6 часов): понятие композиции, орнамента. Цветовой круг. Орнамент, его виды, ритм, симметрия, раппорт.  Орнамент головных уборов Русского Севера.

Практика (6 часов): выполнение копий карандашом и акварельными красками растительного, геометрического, зооморфного, антропоморфного орнамента в полосе, квадрате, круге. Разработка собственной орнаментальной композиции на основе народного орнамента. Выполнение перевода на альбомный лист небольших рисунков разными способами (через копировальную бумагу, «припорох», «на просвет».

Вышивка шнуром (8 часов)

Теория (2 часа): пяльца, их виды, последовательность запяливания ткани. Виды шнуров, их использование в вышивке.  

Практика (6 часов): плетение и свивание шнуров, разработка орнамента, запяливание ткани, отработка умений вышивки шнуром. Создание эскиза монограммы и орнамента. Изготовление чехла для телефона с монограммой и орнаментом вышитыми шнуром.

Вышивка бисером и жемчугом (10 часов)

Теория (3 часа): история жемчужного промысла, история бисера, его виды, применение его в декорировании народного костюма и головных уборов.

Практика (7 часов): выполнение образцов сажения без настила (веревочка, кирпичик, в крест), сажения по настилу (сажения по бели, высокого настила, рельефного шитья). Низание поднизей.  Создание эскиза вышивки бисером на небольшом изделии (браслет, чехол, пояс). Изготовление изделия.

Вышивка канителью (16 часов)

Теория (2 часа): возникновение вышивки канителью, виды канители и трунцала, техники работы с канителью, применение вышивки канителью в народном костюме и головных уборах.

Практика (14 часов): выполнение образцов вышивки канителью. Создание эскиза вышивки пасхального яйца, вышивка изделия.

Золотное шитьё в прикреп (14 часов)

Теория (4 часа): история золотного шитья в России и в мире, центры промысла, материалы для золотного шитья. Применение золотного шитья в прошлом и настоящем. Применение золотошвейной техники в декорировании русских головных уборов.

Практика (10 часов): выполнение образцов золотного шитья: счетная гладь, прикрепные швы по настилу, прикрепные швы без настила (перышки, елочки, лучи).

Золотное шитьё по карте (22 часов)

Теория (3 часов): виды шитья по карте и применение этой техники в народном костюме, особенности подготовки основы.

Практика (19 часов): отработка приемов шитья по карте. Выполнение эскиза изделия с применением различных техник золотного шитья. Вышивка изделия.

Посещение выставок, музеев (6 часов)

Теория (6 часов): для углубления изучения народного костюма и золотной вышивки предусматривается посещение выставок и музеев.

Творческий проект (44 часа)

Теория (6 часов): Выбор и разработка темы проекта. Создание эскиза изделия. Подбор материалов. Подготовка документации и защиты проекта.

Практика (38 часов): Подготовка основы для вышивки. Выполнение вышивки по эскизу, сборка и оформление изделия.

IV.  Материально-техническое обеспечение программы

Занятия проводятся в помещении с хорошим освещением, оснащенном всем необходимым для занятий вышивкой. Кабинет оформляется выставками творческих работ учащихся по вышивке и декоративно-прикладному искусству. В нем имеются дидактические материалы по вышивке, необходимая литература для занятий; собрана коллекция образцов вышитых образцов.

В кабинете необходимо наличие компьютера для демонстрации учащимся презентаций, фото- и видео материалов по изучаемым темам.

Необходимые инструменты и материалы:

  • подрамники или пяльца35*45 см;
  • ткань для образцов- плотный лен для нижнего слоя, однотонный атлас для верхнего слоя;
  • золотные нити разной толщины;
  • канитель и трунциал;
  • металлизированные пайетки
  • х/б нити «Лотос» белые и желтые;
  • нити «Ирис» нескольких цветов;
  • нитки белые №10, № 45;
  • бель (х/б белая веревка диаметром 3 мм);
  •  золотой шнур;
  •  Жемчуг, бисер, бусины
  •  картон;
  •  шило;
  •  простые карандаши;
  •  ножницы

Планируемые результаты. В результате освоения программы учащиеся получат знания о традиционном народном костюме и способах его декорирования, освоят основы композиции и цветоведения. Приобретут навыки работы с жемчугом, бисером, канителью научатся распознавать и выполнять различные способы шитья жемчугом, применяемые в русском народном костюме. Учащиеся получат навыки работы с золотной нитью, научатся распознавать и реконструировать, различные техники, применяемые в златошвейных изделиях, освоят самостоятельное создание эскиза будущей работы. Смогут, используя традиционные техники вышивки, декорировать современные изделия.

Для определения степени освоения учащимися программы учитываются следующие критерии:

  • знания о русском народном костюме и вышивке;
  •  владение терминологией;
  •  владение основами композиции и цветоведения;
  • владение техникой вышивки шнуром, бисером, золотной нитью;
  • оригинальность замысла изделия;
  • аккуратность выполнения эскизов и вышивки;
  • соблюдение техники безопасности.

Высокий уровень:

-демонстрирует глубокие, уверенные знания о традиционном народном костюме, народной вышивке, активно пользуется терминами;

-свободно использует на практике знания основ композиции и цветоведения;

-самостоятельно выполняет изученные приемы вышивки, подготовку основы;

-точно и аккуратно выполняет отрисовку орнаментов и эскизов;

-во время работы соблюдает технику безопасности и организации рабочего места;

-при разработке изделия проявляет самостоятельность, фантазию, предлагает неординарные идеи.

Средний уровень:

-демонстрирует наличие знаний о традиционном народном костюме, народной вышивке, иногда пользуется терминами;

-может иногда применить на практике знания основ композиции и цветоведения;

-частично самостоятельно выполняет изученные приемы вышивки, подготовку основы;

-способен выполнить отрисовку орнаментов и эскизов;

-во время работы в основном соблюдает технику безопасности и организации рабочего места;

-при разработке изделия предлагает интересные идеи, но испытывает затруднения с подбором материалов и техник вышивки.

Низкий уровень:

-демонстрирует наличие слабые знания о традиционном народном костюме, народной вышивке, испытывает сложности в терминологии;

-затрудняется в применении на практике знаний основ композиции и цветоведения;

-выполняет изученные приемы вышивки, подготовку основы с помощью педагога;

-выполняет отрисовку орнаментов и эскизов не точно и не аккуратно;

-нарушает технику безопасности и организации рабочего места;

-испытывает сложности при разработке изделия, в подборе материалов и техник вышивки.

  Контроль результативности выполнения программы осуществляется преподавателем в ходе занятий. Текущая диагностика результатов обучения осуществляется систематическим наблюдением за практической и творческой работой учащихся. В ходе тематического контроля выявляется уровень освоения учащимся каждой изученной темы. Итоговый контроль предусматривает выполнение творческой работы, включающей изготовление изделия по разработанному учащимся эскизу творческую работу с использованием изученных техник вышивки.

V.  Список литературы

  1. Андреева А.Ю. Русский народный костюм. Путешествие с Севера на Юг. - СПб.: “Паритет”, 2005. – 135 с.: ил.
  2. Беловинский Л.В. История русской материальной культуры. - М.: Вузовская книга, 2003. – 424 с.: ил.
  3. Бернштам Т.А. Русская народная культура Поморья в XIX- начале XX в.: Этногр. очерки / Т.А. Бернштам. - Л.: Наука. Ленингр. отд-ние, 1983.-233 с.
  4. Богуславская И.Я. Русская народная вышивка. – М.: Искусство, 1792. - 84 с.: ил.
  5. Георги И.Г. Описание всех обитающих в Российском государстве народов и их житейских обрядов, обыкновений, одежд, жилищ, вероисповеданий и прочих достопамятностей, - Ч. 3. - СПб.: При Императорской Академии Наук, 1799. - С. 129-132
  6. Глебушкин С.А Традиционный русский костюм XIX-XX веков из собрания Сергея Глебушкина. - М.: Северный паломник, 2008. - 736 с.: ил.
  7. Головные уборы Русского Севера в собрании музеев Архангельской области: каталог. Автор вступительной статьи и составитель каталога Г.А. Григорьева. – Северодвинск, 2018.- 576 с.: ил.
  8. Горяева Н.Л., Островская О.В. Декоративно-прикладное искусство в жизни человека. - М.: Просвещение, 2007. - 176 с.
  9. Григорьева Г.А. Об атрибуции каргопольских головных уборов // Каргополь. Историческое и культурное наследие: Сборник статей научно-практической конференции, посвященной 850-летию города Каргополя.-Каргополь, 1996. - С. 303–312
  10. Ефименко П.С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии // Труды этнографического отдела Императорского общества любителей естествознания, антропологии и этнографии при Московском университете. - М., 1877. - С. 49-66
  11. Ефимова, Л.В., Белогорская Р.М. Русская вышивка и кружево. Собрание Государственного Исторического музея. - М.: Изобразительное искусство, 1985. - 256 с.:  ил.
  12.  Жарникова С.В. Архаические корни традиционной культуры русского Севера: Сборник научных статей. - Вологда: МДК, 2003. - 98 с.: ил.
  13. Зеленин Д. Женские головные уборы восточных (русских) славян // Slavia, - Прага, 1927. - С. 303—338
  14. Зеленин Д.К. Восточнославянская этнография. - М.: Наука, 1991, - 511 с.: ил.
  15. Калашникова Н.М. Народный костюм. - М.: Сварог и К, 2002. – 374 с.
  16. Калинина Е.В. Техника древнерусского шитья и некоторые способы выполнения художественных задач // Убрус, 2003, выпуск №1. - С. 64-83
  17. Капуста Л.И. Традиционные головные уборы XVIII - начала XX века: из собрания Карельского государственного краеведческого музея.- Петрозаводск: VЕRSО, 2007. - 60 с: ил.
  18. Катасонова Е. Ю. Золотное шитье домонгольской Руси. X–XIII вв. // Убрус, 2005, выпуск №4. - С. 24-46
  19. Кислуха Л.Ф. Народный костюм Русского Севера XIX-начала XX века в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера».-М.: Северный паломник, 2006. - 276 с.: ил.
  20.  Кислуха Л.Ф. Об одном редком головном уборе в собрании Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера // Сборник научных статей Государственного музейного объединения «Художественная культура Русского Севера». Выпуск I.-Архангельск, 1998. - С. 106-114
  21. Копцев В.П. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. - Ярославль: Академия развития, 2001. – 144 с.
  22. Косогорова Л.В., Неретина Л.В. Основы декоративно-прикладного искусства: учебник для студ. Учреждений высш. проф. образования. - М.: Академия, 2012. - 240 с.: ил.
  23. Костюм в России XV-начало XX века. Из собрания Государственного Исторического музея под ред. Е.Р. Беспаловой. -  М.: Арт-родник, 2000. – 232 с.: ил.
  24. Лебедева Н.И., Маслова Г.С. Русская крестьянская одежда XIX -начала XX веков// Русские. Историко-этнографический атлас. Земледелие. Крестьянское жилище. Крестьянская одежда. Середина XIX — начало XX века [Карты] / ред. коллегия: гл. ред. С. П. Толстов [и др.]. - М.: Наука,  1967. – 203 с.
  25.  Левачева Т.А. Поморский традиционный костюм /Т.А. Левачева: [вступ.  ст. Л. Горбуновой]. - Архангельск: ИПП Правда Севера, 2007. - 424 с.: ил.
  26.  Логвиненко Е.С. Короны и сетки-поднизи в коллекции НМПК // Вестник Национального музея Руспублики Карелия. Вып. 7. - Петрозаводск, Карельский научный центр РАН, 2016. – С. 134-147
  27. Лютикова Н.П. Крестьянский костюм Мезенского уезда Архангельской губернии конца XIX-начала XX века в собрании Архангельского государственного музея деревянного зодчества и народного искусства «Малые Корелы» : каталог / Н.П. Лютикова; Архенг. гос. музей деревян. зодчества и нар. искусства «Малые Корелы».-Архангельск, «Правда Севера», 2009. - 329 с.: ил.
  28.  Маслова Г.С. Народная одежда в восточнославянских традиционных обычаях и обрядах XIX –начала XX в. - М.: Наука, 1984. - 214с
  29.  Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник. - М: Наука, 1978. – 207 с.
  30. Маслова Г.С. Старинная одежда и гончарство Каргопольщины // КСИЭ АН СССР, 1949. Вып. VI. - Л., 1949. -
  31. Маслова Г.С. Об особенностях народного костюма населения Верхнедвинского бассейна в XIX — начале XX в. // Фольклор и этнография Русского Севера. - Л., Наука, 1973. - С. 66-86
  32.  Маслова Г.С. Северодвинская золотная вышивка // Сб. Музея антропологии и этнографии. Т. XXVIII. - Л.: Наука, 1972. - С.34-36
  33. Мерцалова М.Н. Поэзия народного костюма, М.: Молодая гвардия, 1988, 224 с.: ил.
  34. Молотова Л. Н.  Головные уборы русского Севера (Обзор фондов ГМЭ) // Советская этнография т. 3.-М.: Наука, 1970. - С. 120-125
  35. Н. М. Щёкотов. Древнерусское шитье //Убрус, 2005, выпуск №4. – С. 46-58
  36. Народная культура Русского Севера: Сб. ст. - Архангельск, 1997. - 107с.: ил.
  37. Некрасова М.А. Народное искусство России: Нар. творчество как мир целостности / М.А. Некрасова. М.: Сов. Россия, 1983. - 219 с.: ил.
  38. Неменский Б.М. Мудрость красоты: о проблемах эстетического воспитания: кн. для учителя. – М.: Просвещение, 1981. - 192 с.
  39. Пармон Ф.П. Русский народный костюм как художественно-конструкторский источник творчества. - М.: Издательства В. Шевчук, 1994. – 272 с.
  40.   Пашкова З.Г. Пинежский народный костюм XVIII-начала XX века. - Карпогоры: ИПП Правда Севера, 2008. - 160 с.: ил.
  41. Работнова И.П., Вишневская В.М., Кожевникова Л.А. Народное искусство Архангельской области // Труды НИИХП. Вып. 1.М., 1962. - С.3-35
  42. Русский Север: этническая история и народная культура. ХП-ХХ века. – М.: Наука, 2001. - 848 с.: ил.
  43. Русский традиционный костюм: Иллюстрированная энциклопедия / Авторы сост. Соснина Н.Н., Шангина И.И. - СПб., Искусство, 2006. – 430 с, ил.
  44. Рыбаков Б.А. Язычество Древней Руси / Б.А. Рыбаков. — М.: Наука, 1987. -783 с.: ил.
  45. Сабурова М.А. О времени появления одной группы корун на Руси // Древняя Русь и славяне. М.: Наука, 1978, - С. 108-113
  46. Соколова В.А. Русские традиции. Народный костюм. Ч. 1. -СПб: Союз художников, 2011. - 144с.: ил.
  47. Тазихина Л.В. Север Европейской части РСФСР // Крестьянская одежда населения Европейской России. Определитель. - М.: Советская Россия, 1971. - С. 156 - 158.
  48. Энгельгардт А.П. Русский Север: путевые записки/ А.П. Энгельгардт. – М.: Книга по требованию, 2012. - 266 с.
  49. Якунина Л.И. Русское шитье жемчугом. - М.: Искусство, 1955. - 159 с.

Интернет сайты:

  1. Бобер А.А. Основы ценообразования ценообразования // http://window.edu.ru/resource/925/40925/files/dvgu046.pdf
  2. Детская школа народных ремесел. Мастерская «Народная кукла и костюм Русского Севера» // http://xn----7sbqaazhfgpzp5f.xn--p1ai/masterskie/74-masterskaya-kukla
  3.   Детская школа народных ремесел. Мастерская «Северная вышивка»  // http://xn----7sbqaazhfgpzp5f.xn--p1ai/masterskie/72-masterskaya-vyshivka
  4.  Коллекция русских костюмов Шабельской https://yavarda.ru/collectionofshabelskaya.html
  5. Материалы по истории русских одежд и обстановки жизни народной, издаваемые по Высочайшему соизволению В. А. Прохоровым [Вып. 1] и А. В. Прохоровым [Вып. 2—4]. — СПб.-Петербург, 1881—1885 // http://tehne.com/library/materialy-po-istorii-russkih-odezhd-i-obstanovki-zhizni-narodnoy-izdavaemye-po-vysochayshemu-soizvoleniyu-v-prohorovym-vyp-1-i-v-prohorovym-vyp-2-4-sanktpeterburg-1881-1885.
  6. Музей мастерская «Рукоделия Поморья» // http://www.belschool3.ru/about/muzei_masterskaya___rukodeliya_pomorya_/
  7. Основы государственной национальной политики // https://www.mkrf.ru/upload/mkrf/mkdocs2016/OSNOVI-PRINT.NEW.indd.pdf