Усольские горячие эмали.

Скворцова Екатерина Александровна

В Древней Руси широкое распространение получили украшения из эмали. Техника их изготовления была заимствована из Византии. На Руси эмали называли - финифтью (от греческого слова «фингитис»). Самое первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи (1175). Эмалями украшали предметы церковного обихода, серебряные и золотые ювелирные изделия, головные уборы, царские регалии, металлическую посуду, оружие, предметы быта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл usolskaya_emal.docx24.04 КБ

Предварительный просмотр:

автор: Скворцова Е.А.

 

УСОЛЬСКАЯ ЭМАЛЬ.

В Древней Руси широкое распространение получили украшения из эмали. Техника их изготовления была заимствована из Византии. На Руси эмали называли - финифтью (от греческого слова «фингитис»). Самое первое упоминание о русской финифти встречается в Ипатьевской летописи (1175). Эмалями украшали предметы церковного обихода, серебряные и золотые ювелирные изделия, головные уборы, царские регалии, металлическую посуду, оружие, предметы быта.

В середине XVII в. появилась новая техника финифти – живописная. Сводилась она к тому, что эмалевые изделия перед обжигом расписывали особыми огнестойкими красками. Наиболее заметных успехов в этой технике добились сольвычегодские мастера. Живописные эмали Сольвычегодска в древних описях и документах получили название эмалей «усольского дела». (В XV–начале XVI в. город назывался Усольском – по реке Усолке, впадающей в Вычегду.) Вместо дорогостоящего серебра и золота мастера использовали медь, что значительно удешевило изделия и позволило расширить их ассортимент. Такие предметы охотно раскупались людьми разных сословий.

Когда Сольвычегодск, благодаря удобному географическому расположению, в XVII столетии стал одним из крупнейших промышленных и художественных центров Русского Севера. Были проложены торговые пути из Центральной России и Сибири к единственным в то время морским воротам государства — Архангельску. Сольвычегодск также избрали для своей главной резиденции представители могущественнейшей купеческой династии Строгановых. Для строительства и украшения дворцов и церквей города они вывезли со своей родины, из Новгорода Великого, «знатнейших» умельцев, среди которых, очевидно, были сканых и финифтяных дел мастера. Строгановы приглашали в Сольвычегодск  лучших художников из Москвы, Киева и других русских городов, а также умельцов из западных стран. Так, в Усолье уже во второй половине XVII столетия появились мастерские серебряного дела, в которых создавались изделия с расписной эмалью, а к концу .1680-х годов работавшие в этой технике художники превзошли даже своих московских коллег. Этому способствовала, с одной стороны, теснейшая творческая связь эмальеров московской школы с местными мастерами фресковой живописи и иконописи, с другой — концентрация их творческих усилий в освоении и совершенствовании одного технического приема эмальерного искусства — расписной финифти. Значительную роль в сложении стиля усольской финифти сыграло широкое использование художниками- эмальерами традиций народного творчества.

В конце XVII — начале XVIII века в районах Русского Севера достигли совершенства резьба и роспись по дереву, ткачество, кружевоплетение, резьба по кости, а также различные отрасли ювелирного дела: скань, чернь, просечка и другие. Эмальерное искусство как бы венчало общий расцвет народных художественных промыслов этого периода.

Усольские эмали безошибочно можно отделить от изделий других русских художественных центров конца XVII века. Применение относительно легкоплавких металлов в качестве основы для эмалевых покрытий практически исключало возможность работы с многими видами привозных тугоплавких эмалей. Именно поэтому была выработана оригинальная технология росписи красками по «белью» — белому эмалевому грунту. Подготовка эмалевой поверхности, нанесение грунта и его обжиг производились  без  контрэмали, которую для прочности покрытия использовали западные художники. При этом, усольские мастера не прибегали к предварительной штриховой гравировке для лучшего сцепления эмали с металлической основой, как это делали специалисты Кремлевских мастерских. Белый фон покрывает почти всю поверхность изделия, на фон особым приемом тонкой штриховки, напоминающей гравюру на дереве, наносят росписью крупные цветы тюльпана, ромашки, василька, подсолнуха в желтых, красных, синих и розово-лиловых тонах с прожилками черной эмали. Усольские мастера оставляли украшенные эмалью детали участками открытого металла, мягкое, матовое свечение которого создавало дополнительный декоративный эффект. Эмалевые клейма, как правило, обрамлялись широкой лентой скани. Сканой проволокой, меньшего сечения, разграничивались основные линии рисунка. Несмотря на узость палитры, мастерам удавалось создавать многообразные цветосочетания. Эта работа, по-видимому, производилась без специальной разметки, поскольку в свободных, динамичных мазках наброска часто отсутствует симметрия, а в отдельных деталях линии прерывисты и даже не завершены. Все это создает у зрителя впечатление необычайной живости и непосредственности изображения, созданного художником как бы на одном дыхании, несколькими сильными, виртуозными мазками. В растительных узорах сольвычегодских мастеров доминируют цветы-тюльпаны разных форм и расцветок – этот цветок был в моде в декоративном искусстве России и Европы XVII века. Кроме цветов на изделиях нередки изображения птиц и животных, юношей и девушек, многофигурных композиций на темы притч, аллегорические изображения знаков зодиака, времен года и проч. Для обрамления отдельных эмалевых клейм, цветков и проч. усольские мастера применяли сканные жгутики (скань в сольвычегодских изделиях в основном имела служебное значение). Наиболее интересные и сложные сюжетные и орнаментальные изображения встречаются на чашах, поверхность которых давала возможность развернуть большие композиции.

В начале XVIII века эмальерное искусство Сольвычегодска приходит в упадок. Это связано с падением экономического значения города. Открытие Ирбитской ярмарки, смещение Сибирского торгового пути в Великий Устюг окончательно разорили город. Несмотря на это традиции сольвычегодских эмальеров еще долго сохранялись. В 20-40-х гг. XVIII века в Сольвычегодске еще насчитывалось значительное количество опытных эмальеров, которых, как свидетельствуют документы, даже вызывали для работ в Москву, как, например, Яков Григорьевич Попов или Никита Буравкин. Во второй четверти XVIII века в Сольвычегодске все реже встречаются расписные эмалевые изделия – им на смену приходят одноцветные эмали с серебряными накладками. В этом случае одноцветная (белая, синяя, зеленая) эмаль накладывается на тонкую листовую красную медь, сплошь покрывая внутри и снаружи медный предмет.

Финифть с такой историей, с такой энергетикой нужно сохранить. И сегодня для создания таких украшений нужно глубокое изучение традиций и неординарный подход художника к художественной проработке рисунка. Над возрождением оригинального народного промысла росписи по эмали, занимается предприятие города Вологды – Творческая мастерская «Вологодская финифть».

 Продолжает развиваться процесс отделения и превращения значительного числа мастеров, в независимых ни от каких организаций художников. Поэтому сегодня классические, авангардные современные ювелирные изделия украшенные эмалью находятся на пике популярности. Налажено производство изготовления изделий, покрытых эмалью. Тем не менее, эти украшения являются ручной работой, каждое изделие отличается от другого и никогда не повторяются.

Список литературы.

1. Макарова Е.И. «Перегородчатые эмали Древней Руси»: 1984.-154 с.

2. Генио если Маттьюс. «Эмали, эматирование, эмильеры».

3. Петцольд А. «Эмаль», «Техника художественной эмали, чеканки и ковки».

4. Финифть. Ювелирные украшения и изделия. // [Электронный ресурс] URL:          https://finifty.ru/Solvichegodsk_finift/ (Дата обращения: 24.03.2018)

5. Изделия Сольвычегодских мастеров. Форум.// [Электронный ресурс] URL:  http://mednolit.ru/forum/13-3909-1 (Дата обращения: 03.04.2018)