урок "Валдайский колокольчик"

Льянова Елена Васильевна

Урок по технологии "Валдайский колокольчик"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_tehnologii.docx1_.docx977.67 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по технологии «Народные куклы. Изготовление куклы «колокольчик» или Валдайский колокольчик

Раздел: создание изделий из текстильных и поделочных материалов.

Тип занятия: открытие новых знаний.
Вид занятия: урок  творчества.
Формы работы учащихся:  работа в группах, просмотр, слушание, анализ, рассуждение.
Цели урока:

    Образовательные  -  расширять кругозор учащихся, познакомить с народными обычаями и традициями.

    Воспитательные  - воспитывать уважение к народным обычаям и традициям, эстетический и художественный вкус, аккуратность.

     Развивающие - развивать интерес к прикладному творчеству, основанному на народных традициях, творческие способности, самостоятельность, фантазию.

   Методы обучения: устное изложение нового материала с использованием презентации, беседа, демонстрация образцов изделий, показ трудовых приемов, использование игровых моментов.

Задачи.
Образовательная – дать краткие сведения об истории происхождения тряпичной куклы; познакомить учащихся с ролью тряпичной куклы на Руси; научить изготавливать тряпичную куклу «Волдайский колокольчик».
Развивающая – развивать познавательный интерес к истории народного  творчества, к обычаям русского народа; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности.
Воспитывающая – воспитывать любовь и уважение к русской культуре и традициям.

Межпредметные связи: технология, история, математика.
Оборудование: лоскуты, нитки, тесьма, ленты, ИКТ (презентация), образцы кукол.

Ожидаемые результаты.
Личностные результаты:
уметь осуществлять ценностную оценку и мотивацию к деятельности;
осуществлять совместную практическую деятельность;
анализировать свою деятельность;

слушать учителя.
Предметные результаты:
понимать предметную задачу урока и стремиться её выполнить;

осваивать способы работы с лоскутом;
применять полученные знания и умения в практической деятельности.

Метапредметные результаты.

Регулятивные УУД:
определять с помощью учителя тему урока и собственную цель;
выявлять собственные затруднения;
находить способы выхода из затруднений;
организовывать свою деятельность;
контролировать и анализировать собственную деятельность.
Познавательные УУД:
искать подходящую информацию для достижения поставленной учебной проблемы;
конструировать новое знание;
применять знание на практике;
излагать свое мнение;
способность делать простейшие обобщения и выводы самостоятельно.

Коммуникативные УУД:
умение вести познавательный диалог по теме урока;

 анализировать изделие;
уметь слышать товарища, не перебивать его;
уметь отстаивать свою позицию.

Структура занятия:
1. Организационный этап (Самоопределение к деятельности).
2.Актуализация субъективного опыта.
3. Этап постановки целей и задач урока (проблема – формулировка задачи). 4.Основной этап. Этап изучения новых знаний и способов деятельности («открытие» детьми нового знания).
5. Этап проверки понимания урока.

6.Этап практической работы.
7. Рефлексия.
8.Заключительный этап.

Оборудование и материалы:

Образец куклы - Валдайский колокольчик

  1.  (ранее изготовленной педагогом);
  2. колокольчик;
  3. Комплект тканей;
  4. Нитки;
  5. Синтепон;
  6. Шерстяная или хлопчатобумажная пряжа;
  7. Материалы для украшения (бусы, тесьма, лента и др.) (по желанию);
  8. Ножницы.

Ход занятия

1. Организационный момент:

- проверка наличия учащихся;

- предупреждение о соблюдении правил безопасности при работе с инструментами.

Приветствие:

Долгожданный дан звонок-

Начинается урок

А, сейчас проверь дружок.

Все ль на месте

Все ль в порядке

Ткани, ножницы и нитки

Все ли правильно сидят?

Все внимательно глядят?

Каждый хочет получать

Только лишь оценку «5»

 Мотивационный настрой: тренинг «Подари улыбку»:

– Я рада приветствовать вас у себя на занятии.  За окном такой чудесный день, что хочется подарить всем улыбку, а давайте подарим друг другу свои улыбки глядя в глаза.

– Ребята, сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в прошлое. 

А знаете ли вы, ребята, какое любимое развлечение было у девочек в те далекие времена?     Шить игрушки.

– А теперь отгадайте о  какой игрушке говорится в загадке?

Платья носит,

Есть не просит,

Всегда послушна,

Но с ней не скучно.

(Ответы детей: «Кукла»)

2.Сообщение темы и цели:

 –  Правильно!

 О народных куклах я сейчас вам расскажу.

А если вам понравится, - как сделать подскажу.

К вам пришла я не одна,

Со мной помощница моя –

Куколка – красавица, красная девица.

Куколка – красавица, чудо мастерица!

- Красивая кукла у нас?

(Демонстрируется образец тряпичной куклы. Ответы детей)

И так тема нашего урока «Народная кукла»

3. Теоретическая работа.

Обсуждение истории куклы Валдайский колокольчик, её особенностей и предназначения по народным традициям.

Наиболее распространенной игрушкой в России еще в первые десятилетия ХХ века была тряпичная кукла.

Издавна на Руси создавали кукол из различных материалов – из соломы, глины, нитей и ткани, даже из дерева. Кукла была предметом, полным внутреннего значения и смысла. В ней человек видел, прежде всего, образ языческой веры. По своему назначению куклы делятся на три большие группы:

- обрядовые;  - куклы-обереги;  - игровые.

Кукла была неотъемлемой частью праздников русской деревни: сева, жатвы, уборки урожая, многочисленных ритуалов и обрядов.

 О куклах сочиняли сказки, в которых они представлялись волшебными помощницами. Такие куклы охраняли, спасали, помогали в трудную минуту, давали мудрые советы. Кукол любили, берегли, передавали по наследству, ими любовались, носили с собой, ими играли. Верили, что чем усерднее играет ребенок, тем больше будет достаток в семье, а если с куклами обращались плохо – неприятностей не миновать. В некоторых избах обитало не меньше сотни кукол. Маленьким девочкам кукол делали мамы, бабушки или старшие сестры. А когда малышке исполнялось пять лет, она должна была мастерить кукол сама. По тому, как девочка её делала, определяли её мастерство в шитье и вышивке. Такая кукла могла быть советчицей и утешительницей в тяжкое время. По народным поверьям, кукла “с лицом” как бы обретала душу и тем самым становилась опасной для ребенка. Поэтому безликая кукла являлась одновременно и оберегом.

Обережную куклу добрых вестей Колокольчик еще называют Валдайским колокольчиком, так как родина куклы— Валдай. Кукла проста в изготовлении, и обережная суть её всем понятна: приносить в дом радость и хорошее настроение. Колокольчик несёт в себе закон гармонии. На кукле три юбки как три тела. А когда телу хорошо, на душе радость и дух спокоен, когда между ними лад, это и есть счастье. Звонкий колокольчик напоминает о праздничных тройках со звенящими под дугой колокольчиками.
Даря куклу Колокольчик мы желаем другу получать только хорошие известия и пребывать в радости.

Валдайский колокольчик Самая распространенная версия появления этой куклы говорит о том, что она была отражением валдайской истории, и, следовательно, конец 15 века считается временем ее рождения. Существует множество доказательств, что наши предки были знакомы с конструкцией колокола гораздо раньше, чем произошла встреча русского князя с византийским императором. Проще говоря, дохристианская Русь прекрасно знала, что такое колокол и как его использовать. Сам собой напрашивается вывод о том, что кукла Колокольчик гораздо старше, чем считают многие.

Как и у многих других тряпичных русских кукол, значение куклы Колокольчик сначала было сугубо обереговым. Лишь через много столетий ее стали делать в сувенирном и даже игровом варианте. Есть все основания предполагать, что изначально эта кукла была оберегом в буквальном смысле, выполняя роль звуковой сигнализации. А что, вполне себе жизнеспособная версия, если поместить внутри что-то гремящее и звенящее. Снаружи – тряпичная кукла, а тронешь ее и начинается звон. Можно смело крепить у дверей, чтобы всегда слышать, когда она открывается. Куклу делали по форме колокола и уже только этим она отпугивала всякую нечисть, как огня боявшуюся колокольного звона. Также Колокольчик имел в своей основе скрутку, которая в пересечении с руками образует защитный крест. Юбок было чаще всего три, но иногда делали пять или семь, главное, чтобы их было нечетное количество. Косынку одевали всегда. Сувенирные и игровые Колокольчики можно делать, слегка пренебрегая строгими правилами. Для юбок берут вырезанные кругом лоскуты, саму куклу украшают вышивкой, орнаментами, тесьмой, кружевом и другими декоративными элементами, прежде всего колокольчиками. Такие куклы создают атмосферу добра, радости веселья и счастья – того, с чем ассоциируется у всех колокольный перезвон.

4. Этап практическая работа.
Цель этапа:
Изготовить куклу своими руками.
Учиться работать с инструкционной картой.
Самостоятельно приобретать новые знания и практические умения.

Ход выполнения изделия.
Обсуждение последовательности изготовления куклы.
Индивидуальное изготовление куклы.
Самостоятельная работа.
УДД Личностные (установление учащимися связи между целью и учебной деятельностью).

Познавательные (искать подходящие способы для решения поставленной цели).

Коммуникативные (уметь вести диалог, отстаивать свою точку зрения).

Для изготовления куклы – колокольчик необходимы следующие материалы.

Подбираем и вырезаем три круга из подходящих по цвету тканей диаметром 24, 19, 16 см. Квадрат белой ткани для лица 20х20 см. Лучше, если ткань будет не тонкой. Немного синтепона для головы. Колокольчик, нитки для обвязок. Косынку можно двумя способами делать и надевать: первый — полукруг 16 см круга, второй — обычная косынка из тонкой ткани.

  • К колокольчику привязываем нитку и привязываем его к синтепону.
  • Синтепон помещаем в центр большого круга.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5601/pinigina.1e/0_66aab_51e83b10_XL.jpg

  • Обвязываем. Следим, чтобы центр не сместился, и края юбки были

ровными.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4512/pinigina.1e/0_66aaf_f3427d3b_XL.jpg

  •  Затем второй лоскут также ровно надеваем и закрепляем.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4606/pinigina.1e/0_66ab0_c4548287_XL.jpg

  • Аналогично и третий лоскут.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4402/pinigina.1e/0_66ab1_42ae137f_XL.jpg

ФИЗМИНУТКА (ПОД МУЗЫКУ)

А теперь потрем ладошки! Чувствуете сколько тепла в наших руках, сколько энергии? Теперь тепло наших рук и нашу положительную энергию мы передадим нашим куклам. Давайте продолжим одевать кукол.

  • Белый лоскут для лица складываем противоположными углами к центру.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5300/pinigina.1e/0_66ab2_94cd151f_XL.jpg

  • Примеряем сложенный лоскут к голове так, чтобы ниже шеи оставалось примерно 1 см подгиба. Не меньше.

http://img-fotki.yandex.ru/get/6000/pinigina.1e/0_66ab3_17eface8_XL.jpg

  • При необходимости регулируем, закрепляем на шее.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5301/pinigina.1e/0_66ab4_312c9e07_XL.jpg

  • Оформляем руки.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5901/pinigina.1e/0_66ab5_75a607f3_L.jpg

  • Повязываем косынку первым способом.

http://img-fotki.yandex.ru/get/4701/pinigina.1e/0_66ab6_1ecce5b0_XL.jpg

  • Для второго варианта надеваем на голову повойник.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5207/pinigina.1e/0_66aac_bb3d0444_XL.jpg

  • Надеваем косынку и завязываем её под ручками

http://img-fotki.yandex.ru/get/5207/pinigina.1e/0_66aad_72a23b6c_XL.jpg

  • При желании для подвески привязываем тесьму.

http://img-fotki.yandex.ru/get/5900/pinigina.1e/0_66aae_53899b32_XL.jpg

5.Заключительная часть

Обобщение и систематизация.

1.Когда возникли первые игрушки? (в глубокой древности).

2.Из чего их делали?

3.Какая игрушка была самая распространенная в русских деревнях?

4.Почему на самодельных тряпичных куклах нет лица?

5.Название каких кукол вы запомнили?

Самоонализ и оценка занятия.

Ребята давайте поставим наших кукол в хоровод и посмотрим, что же у нас с вами получилось?

Вот все куколки подружки

Не похожи друг на дружку

В сарафанах распрекрасных

Эти куклы наши.

Какая кукла на ваш взгляд самая красивая и аккуратная?

И хотя эти куклы без лица, но это маленькая частичка истории нашей страны. Это наша память о наших предках, они, как и другие изделия декоративных народных ремесел, по словам русского академика Д.С. Лихачева представляют собой индивидуальное лицо культуры и имеют особое значение для познания и осмысления собственной старины истоков собственной национальной культуры.

Уборка рабочего места.

Вот закончился урок,

Все убрать нам нужно в срок.

Мусор быстро уберем

И все вещи соберем!

А сейчас я попрошу убрать свое рабочее место

Пришла пора всем куколкам

В дорогу собираться.

А с вами мне, пришла пора прощаться.

Мелькают дни, летят года

Века сменяются веками.

Но люди не забудут никогда

Что сами рукотворно создавали

 6.Рефлекция

А на подведении итога нашего урока мне хотелось бы узнать ваше настроение.

Как видите на столе лежат заготовки разноцветных бус из бисера, выберите пожалуйста, тот цвет, который вы считаете для вас более подходящий для вашего настроения.

Красный - было очень интересно.

Зеленый – было интересно, но скучно.

Желтый – было не интересно.