Конспект ООД "Гжель"

Лобанова Наталия Евгеньевна

Конспект ООД "Гжель"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_gzhel.docx18.61 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия: «Народные промыслы – Гжель».

(старшая группа).

Цель: Знакомство детей с элементами гжельской росписи. Формирование у детей интереса к русской народной культуре, через элементы гжельской росписи.

Задачи: 1. Дать представление о художественном промысле Гжель (возникновение).

2. Интерес к русскому народному творчеству.

3. Систематизировать словарный запас детей.

4.Развивать творческие способности детей.

5. Формирование выполнения основных(простейших) элементов гжельской росписи.

6.Воспитывать интерес к народному творчеству Гжели.

Оборудование и материалы: наглядные пособия, доска, ноутбук, посуда Гжели.

Иллюстративный ряд: Выставка изделий из «Гжели».

Для обучающихся: Трафареты, гуашь, палитра, кисти, тряпочка, баночка с водой.

Словарная работа: развивать словарный запас: (Русь, мастера, сине – голубые розы, фарфор), воображение, память.

Воспитательная: воспитывать любовь к народному творчеству.

Предварительная работа: Чтение стихов, загадывание загадок, беседы.

Прогнозируемый результат: Научить детей разбираться в гжельской росписи, развивать эстетические чувства, стремиться самостоятельно выполнять рисунки в стиле Гжель.

Ход занятия: Сине-голубые розы,

Листья, птицы.

Увидев их впервые,

Каждый удивится.

Чудо на фарфоре-

Синяя купель.

Это называется просто - роспись Гжель.

Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я вам предлагаю отправиться в путешествие. В деревушку, под названием Гжель. Там мы встретим удивительных мастеров- гончаров, которые восхищают нас своей росписью - под названием Гжель. (стихотворение «Сине – белая посуда» , С .Вахрушев «Взял мастер в руки кисть».

Отправимся мы в волшебном поезде под названием «СЕЛО- ГЖЕЛЬ». Итак, вы готовы? Занимайте свои вагончики и мы отправляемся.(вагончики- это столы с инструментами для рисования, на которых стоят принадлежности).

(звучит песенка: «Паровоз – Букашка»).

Изучение нового:

Наш паровоз прибыл на первую станцию: «Мастера».

Недалеко от Москвы живут народные мастера - их называют гончары, они изготавливают гжельскую посуду. Но прежде, чем попасть в гости к мастерам мы должны ответить на вопрос: -Где родились народные промыслы ? (правильно в России). Народные промыслы – это гордость России. Промысел возник в старинном русском селе Гжель.

(Показ презентации: «Гжель» (кувшины, миски, блюда, чашки, игрушки).

Роспись похожа на сказку.

Мастера сначала из фарфоровой массы делают такую посуду, затем расписывают вручную и обжигают.

Воспитатель: - Ребята мы отправляемся на следующую станцию :»Гжельская роза».

Занимайте вагончики.

Гжельские розы нужно рассматривать, их можно увидеть на : картинах, вышивках, одежде, постельном белье. Эта роспись отличается – цветом. Синий цвет (его оттенки), на белом фоне.

Воспитатель : - Давайте внимательно посмотрим и опишем элементы узора. (кружочки, точки, волнистые линии, завитки, полосы.)

Основными мотивами росписи стали травка, злаки, птицы, полевые цветы(демонстрация презентации: «Орнаменты и узоры Гжельской росписи».

Воспитатель: Мы отправляемся на станцию: «Угадайка».

  1. Из чего гжельские мастера делают свои изделия? (из глины).
  2. На чем можно увидеть гжельские узоры?
  3. Какой цвет используют в гжельской росписи? (синюю).
  4. Посмотрите внимательно, какие цвета здесь применяются? (синий, белый, голубой).
  5. Скажите, от этих изделий идет тепло? (нет).
  6. А, почему? (потому что они выполнены в холодных цветах).

Воспитатель: - Отправляемся на следующую станцию «Физ-минутка».

Раз, два, три, четыре, пять (сгибают и разгибают кулачки)

Будем с вами рисовать (поворачиваются друг к другу)

Черточки, полоски, (изображают короткие черточки, полоски).

Капельки и точки (изображают «дождик», а затем , ставят точки двумя руками).

Лишь бы запомнить нам теперь (руки к голове, качают головой).

Как мы рисуем сетки Гжель (руки вниз и в стороны).

Воспитатель: (читает стих).

Ай, да посуда, что за диво, хороша и та и та,

Вся нарядна и красива, расписная, вся в цветах!

Здесь и роза, и ромашка, одуванчик, васильки,

С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести.

Сотворили это чудо, не за тридевять земель,

Расписали посуду на Руси, в местечке Гжель.

Край фарфорового чуда, а кругом него леса.

Синеглазая посуда, как весною небеса.

Вазы, чайники и блюда, так и светят на столе!

Из раскрашенной посуды, есть вкусней и веселей!

Вывод:

1.О какой посуде говорится в стихотворении?

2.Где изготавливают эту посуду?

3. На каком фоне выполняется узор?

4. Каким цветом рисуем узоры?

Воспитатель: Предлагаю вам сесть в свои вагончики, и попробовать себя в роли гжельских мастеров.

Воспитатель: Сейчас я покажу последовательность выполнения гжельских узоров, а вы повторяйте одновременно со мной.

- Перед вами: синяя и белая краска, палитра, на которой мы будем смешивать ( белая и синяя = голубая).

1.-Мочим кисть и набираем небольшое количество акварели на одну ее сторону.

-Кисть прикладываем всем ворсом к поверхности бумаги и быстро поворачиваем, получается округлый мазок (выполнение розы).

2. Рисуем концом кисти, чтоб получились тонкие линии.

3. Надавливаем на кисть , получается широкая полоса.

Приложим кисть – получается мазок. Он пригодиться для рисования листьев, цветов.

Воспитатель: Ребята приступаем к росписи. Включаем фантазию и рисуем сказочную Гжель.

(ребята выполняют работу, помогаю тем , кто затрудняется).

Выставка.

Воспитатель: Какая красивая посуда у нас получилась, - Вам нравится?

  1. С какой росписью мы с вами познакомились?

Как на заснеженное поле,

Из – под белого снежочка

Растут синие цветочки.

Неужели, неужели,

Вы не слышали о Гжели?

  1. Какие узоры в росписи вы использовали?
  2. Где родилась эта роспись?

Итог:

Какая работа вам понравилась? И почему? (обосновывают выбор). Какие вы молодцы, славно потрудились.

Рефлексия: Сегодня мы все были настоящими мастерами гжельской росписи. – Ребята , что мы делали сегодня на занятии? - Получилось у нас выполнить роспись? Вот и закончилось наше путешествие, в село Гжель. Отправляемся домой, в детский сад, взяв с собой удивительные, сказочные работы от гжельских мастеров. Спасибо вам ребята!