Игры костюмы народов Кузбасса

Бенюх Виктория Викторовна

 «Подбери головной убор к сарафану»

         Цель: учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов различных национальностей. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к народному костюму.

Игровое задание: Первым собрать костюм правильно.

Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т.д.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждеие «Детский сад № 231»

Сборник дидактических

 игр по теме

«Костюм народа Кузбасса»

                                                 

                                                                     Составители:  Родионова А.А.

                                                                              Арнольд И.А.

                                                                          Бенюх В.В.

                                                                            Карбач Н.В.

                                                                                                Мухина О.А.

                                                                                               Фахретдинова С.Н 

                                                                                                                                                                                                     

                                     Новокузнецкий городской округ, 2022

 «Оденем куклу в русский народный костюм»

Цели: совершенствовать знания о народных костюмах. Развивать у детей связную речь путем сравнения и обобщения.

Игровое задание: одеть куклу.

Правила игры: В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Играющие выбирают силуэты вырезных кукол, находят понравившийся бумажный костюм, «одевают» куклу, и рассказывают, почему именно этот костюм выбран, описывают части костюма, вышивку, цвет.

Домино «Русский народный костюм»

         Цель: формировать представления детей о народных костюмах Кемеровской области. Развивать умение сравнивать карточки между собой, быстро ориентироваться в построении цепочки изображений. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

Игровое задание: Первым закончить игру, не имея на руках не единой карточки.

Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Все карточки выкладываются на стол рубашкой вверх, перемешиваются, каждый игрок набирает по 4 карточки. Остальные, оставшиеся находятся на столе в стороне – это базар. Игра начинается с карточки, имеющей по двум противоположным сторонам одинаковое изображение народного костюма. Если же таких изображений у нескольких человек, то играющие используют считалку, и право первого хода получает тот, кого выбрали по считалке.

 «Подбери головной убор к сарафану»

         Цель: учить различать между собой и называть предметы женских народных костюмов различных национальностей. Развивать внимательность, память; способствовать развитию активной речи. Воспитывать интерес к народному костюму.

Игровое задание: Первым собрать костюм правильно.

Правила игры: В игру могут играть от 2-х до 10 человек. Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанных в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник, кичка и т.д.)

 «Собери узор»

Цель: знакомить детей с народными промыслами, прививать интерес к русским традициям, учить узнавать и отличать различные промыслы.

Материал: разрезные картинки с изображениями народных промыслов

Дети собирают картинки из фрагментов.

 «Сложи картинку»

          Цель: формировать представления о народных головных уборах. Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление, память.

 Игровое задание:

1 вариант:

Составить картинку в точности по образцу.

2 вариант:

Составить картинку в точности по памяти.

Правила игры:

1 вариант:

В игре могут участвовать от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно и по образцу составить полное изображение из частей (по типу «пазл»). Выигрывает тот, кто закончит сбор первым.

2 вариант

В игру могут играть от 1 до 5 человек. Детям предлагается изображения барышень с кокошниками. Ребенок должен рассмотреть картинку внимательно, после6 просмотра изображение изымается, и ребенок самостоятельно, по памяти воспроизводит изображение из частей.

"Русский народный костюм"

 Цель игры: приобщать детей к прошлому национальной культуры. Закреплять знания об особенностях русского костюма: головные уборы, элементы одежды. Развивать эстетический вкус, воспитывать чувство гордости за русский народ.
Активизация словаря детей: "кокошник", "кафтан", "лапти", "душегрейка".

Ход игры:

Игра рассчитана на то, что дети знакомы со сказками (А.С.Пушкин). Предварительная работа проводилась и по ознакомлению с творчеством художников-иллюстраторов (Рачев, Билибин), с картинами художника Васнецова.
Педагог читает отрывок из сказки и предлагает одеть героя в костюм, объяснить выбор костюма, название деталей костюма.

Вариант игры: детям предлагается сравнить костюмы героев русских народных сказок и героев зарубежных сказок.

 

«Подбери головной убор к сарафану»

        Цель: учить различать между собой и называть предметы женских костюмов; воспитывать интерес к русскому народному костюму.

 Ход игры.

Детям предлагаются отдельные изображения сарафанов и головных уборов, перемешанные в произвольном порядке. Затем дети подбирают пары и дают названия каждому предмету (сарафан, кокошник и др.)

Таким образом, опыт работы в детском саду по приобщению детей к русской народной культуре является результатом многолетних наблюдений, практических наработок, в основе которых лежит теория развития ребенка как личность, его социализация. Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.

 «Одень куклу в национальный костюм»

Цель: Расширение представлений детей о предметах народного костюма (летнего и зимнего, мужского и женского)

Игровое задание: правильно одеть куклу

Правила игры: подобрать одежду для кукол (в зависимости от пола и по сезону)

Материал: на каждого ребенка комплект: условные изображения кукол из картона, предметы костюма из плотной бумаги

Словарная работа Рубаха, косоворотка, порты, понёва, занавеска, передник, сарафан, душегрея, тулуп, лапти, сапоги, платок

Описание игры Детям предлагается одеть кукол в народные костюмы

(в летний и зимний) и назвать предметы одежды.

Воспитатель уточняет, что нарядную одежду носили в праздничные дни, а в будни - однотонную, тёмных тонов

 «Одень Ваню в русский народный костюм»

Цель: Расширение представлений детей о предметах русского народного мужского костюма

Игровое задание: правильно одеть куклу

Правила игры: подобрать одежду для куклы

Материал: на каждого ребенка комплект: условные изображения кукол из картона, предметы костюма из плотной бумаги

Словарная работа жилет, кафтан, поддёвка, зипун, бекеша, тулуп, шуба, каратай, полушубок, армяк, халат, кожу́х. Рубаха, косоворотка, порты

Описание игры Детям предлагается правильно выбрать мужскую одежду и назвать предметы одежды. Рассказать о значение элементов орнамента народного мужского костюма

 «Укрась рубаху узором»

Цель: Расширение представлений об особенностях орнамента нашего края

Игровое задание: правильно подобрать и разложить узор на рубахе (ворот, манжет, низ)

Правила игры: подобрать узор для украшения рубахи

Материал: на каждого ребёнка комплект: рубаха, элементы узора

Словарная работа жилет, кафтан, поддёвка, зипун, бекеша, тулуп, шуба, каратай, полушубок, армяк, халат, кожу́х. Рубаха, косоворотка, порты

Описание игры Детям предлагаются рубахи и элементы узора. Дети подбирают узор к рубахе и правильно его располагают на манжете, вороте, внизу. Вспомнить значение элементов орнамента народного костюма

 «Что как называется»

Цель: Расширение представлений детей о предметах русского народного костюма

Игровое задание: правильно одеть куклу

Правила игры: подобрать одежду для кукол (в зависимости от пола и по сезону)

Материал: на каждого ребенка комплект: условные изображения кукол из картона, предметы русского народного костюма из плотной бумаги

Словарная работа Рубаха, косоворотка, порты, понёва, занавеска, передник, сарафан, душегрея, тулуп, лапти, сапоги, платок

Описание игры Детям предлагается одеть кукол в народные костюмы (в летний и зимний) и назвать предметы одежды

 «Что было раньше, что сейчас»

Цель: Расширение представлений детей в  различии между собой современный костюма от русского народного костюма,  называть предметы костюмов; воспитывать интерес к русскому  народному костюму
Игровое задание: Правильно находить различия между современным и русским народным костюмом

Правила игры: подобрать русский народный костюм для кукол

Материал: Изображения русского народного костюма и современного костюма 

Словарная работа Кафтан – это верхняя одежда женщины распашная

Понева – юбка, запахнутая поверх рубахи, состоящая из прямого полотна.

Запона– накладная, не сшитая по бокам одежда из холста.

Убрус – платок, сложенный треугольником и заколотый под подбородком.

Повойник– головной убор типа чепца.  

Гайтан – шнурок, на нем носили нательный крестик

Описание игры Детям предлагаются изображения русского народного и современного костюма. Правильно находить отличия между ними и называть их.

 «Русские народные узоры»

 Цель: Расширение представлений детей, об узорах, используемых для отделки русского народного костюма Кемеровской области
Игровое задание: Правильно подобрать и разложить узор на рубахе, сарафане  (ворот, манжет, низ)

Правила игры: подобрать узор для украшения рубахи, сарафана, поневы, юбки

Материал: на каждого ребёнка комплект: рубаха, сарафан, элементы узора

Описание игры Детям предлагаются рубахи, сарафаны и элементы узора. Дети подбирают узор к рубахе, сарафану, поневе, юбке и правильно его располагают на манжете, вороте, внизу

 «Одень кукол в русский сарафан»

Цель: Расширение представлений детей о русском сарафане. Способствовать развитию интереса в изучении русского народного костюма народа

Игровое задание: правильно одеть куклу

Правила игры: подобрать сарафан для кукол

Материал: на каждого ребёнка комплект одежды: рубаха, сарафан, юбка, понева, душегея, кафтан

Словарная работа Понёва, занавеска, передник, сарафан, душегрея, тулуп, кафтан

Описание игры Детям предлагаются комплект одежды, из него следует выбрать сарафан и одеть куклу

 «Подбери головной убор для Вани»

Цель: Расширение представлений детей о различии мужского и женского головного убора

Игровое задание: правильно подобрать мужской головной убор

Правила игры: подобрать головной убор в зависимости от сезона и пола

Материал: на каждого ребёнка комплект: условные изображения кукол из картона, изображения женских и мужских головных уборов

Словарная работа чепец, бархатник, сорока, кокошник, шаль, платок, картуз, колпак, шурмовка, шапка

Описание игры Детям предлагаются изображения женских и мужских головных уборов, перемешанные в произвольном порядке. Затем дети подбирают головной убор и называют отличительные черты женского головного убора от мужского

 «Расписное полотенце»

Цель: формировать интерес к женскому рукоделию — вышивке и желание имитировать вышивку крестом

Игровое задание: правильно распределить узор на изделии

Правила игры: подобрать орнамент для полотенца

Материал: Полотенца, вышитые крестом, с растительным и зооморфным орнаментами или иллюстрации Шаблоны полотенец

Словарная работа рушник, утиральник, рукотер, орнамент

Описание игры Детям предлагаются шаблоны полотенец, необходимо подобрать орнамент и правильно распределить на полотенце.

 "Знакомимся с национальной одеждой народов Кузбасса"

Цель: Продолжить знакомить детей с национальными костюмами народов проживающих на территории Кузбасса. Ознакомить детей с интересными моделями одежды, разнообразием тканей, меха и кожи, богатой вышивкой, аппликацией, украшений из самоцветных камней, серебряных монеток, бисера, тесьмы и лент. Развивать умение сравнивать по внешним признакам. Развивать зрительное восприятие, память, а также мелкую моторику рук.

Дидактический материал: Игра представляет собой два парных набора картонных фигурок мальчика и девочки. Фигурки двухсторонние, плотные. Одежда - национальные костюмы в количестве 20щт, напечатана на плотной белой бумаге, не глянцевой, краски яркие.

Ход игры:

В игре могут участвовать как 1 так и 2 участника. На стол ставятся бумажные куклы по выбору детей девочка или мальчик. Предлагается детям рассмотреть и выбрать костюм, рассмотрев их, отметить, какие характерные отличия они имеют. Чем отличаются разные народные костюмы России? (Внешним видом, разнообразием тканей, меха и кожи, богатой вышивкой, аппликацией, украшений из самоцветных камней, серебряных монеток, бисера, тесьмы и лент). Демонстрируется, как надо подбирать костюм одежды к паре, кукле девочке и мальчику, той или иной национальности и крепить её на ней. После этого предлагается участникам игры самим, точно также, подобрать пары. Игра заканчивзется, когда дети правильно подберут все комплекты костюмов.

Кто быстрее справится с заданием, тот и выигрывает.

Усложнение:

1. Попросить ребёнка по памяти описать внешний вид национального костюма определённого народа.

Комплект состоит из развивающих материалов и развивающих заданий для детей  дошкольного возраста.

Цель: формирование патриотического воспитания детей

 

Дидактический  комплект  знакомит  детей  дошкольного  возраста:

-  с достопримечательностями  родного края, 

-  символикой  Кузбасса и  его районов,

-  с коренными жителями  Кузбасса,

-  с профессиями  Кузбасса.

1 часть.

  1. Игра квалификация  «Моя родина». 

Цель: развитие логического мышления  зрительной памяти, формирования знаний о малой Родине.

  1. Меморина «7чудес Кузбасса».  

Цель: развитие произвольного внимания и зрительной памяти, развивать умения работать в команде, закрепить знания детей достопримечательностях Кузбасса.

3.Меморина «Памятники Шахтерам».

Цель: развитие произвольного внимания и зрительной памяти, развивать умения работать в команде, закрепить знания детей  о памятниках, уставленных в Кузбассе шахтерам.

4.Домино «Профессии Кузбасса». 

Цели: закреплять знания профессиями Кузбасса; воспитывать доброжелательное, дружеское отношение к товарищам по группе в ходе совместной деятельности.

  1. часть.

5.Лото «Профессии Кузбасса». 

Цели игры: закреплять знания профессиями Кузбасса; воспитывать доброжелательное, дружеское отношение к товарищам по группе в ходе совместной деятельности.

6. Раскраска по номерам. 

Цель: развитие зрительного восприятия, закрепление умения называть цвета , развитие памяти, внимания, развитие графомоторных умений.

7.Судоку. 

Цель: развитие логического мышления  формировать умение сравнивать предметы по внешним признакам, расположению в пространстве, закреплять знания о  архитектурных объектов родного края ;

8. Лабиринты. 

Цель: развитие логического и пространственного мышления, развитие сосредоточенности, концентрации внимания, развитие зрительное внимание, развитие  целеустремленность, тренирует усидчивость.

3 часть

9. "Найди и сосчитай" 

Цель: формировать умение пересчитывать предметы, называя итоговое число. Закреплять знания цифр, соотносить их с числом предметов. Развивать внимание, воспитывать усидчивость. 

10.  Считаем «Дикие животные Кузбасса».  

Цель: формировать умение пересчитывать предметы , называя итоговое число . Развивать внимание, воспитывать усидчивость.

 

11. Игра с фонариком. 

Цель: развитие зрительного восприятия, формировать умения узнавать предмет по контору, развитие речевых навыков.

12. «Найди отличия». 

Цель: формируется усидчивость, развитие  зрительное восприятия, памяти; закрепление умения называть цвета, навык счета; развитие речевых навыков.

13. Одень куклу в национальную одежду. 

Цель: приобщить детей к знанию национальных костюмов, закрепить знания об особенностях национального костюма и его элементах.

Шорские подвижные игры

 Цель: продолжить знакомить детей с коренным народом Кузбасса – шорцами через народные подвижные игры; расширять знания детей о национальных традициях, фольклоре; прививать чувство уважения и доброжелательного отношения к людям других национальностей.

1. Игра «Окрас»

Дети делятся на две команды (чётное количество). Согласно правилам надо сбить противника ударом плеча, прыгая только на одной ноге и держа руки за спиной. Выигрывает команда, сбившая больше соперников, т. е. поставив соперника на обе ноги.

2. Игра «Камчи кнут»

Играют по два человека. У каждого ребёнка в руках кнут, а перед ними деревянные цилиндры (или кегли, стоящие в ряд. Кто больше собьет кнутом цилиндров, тот и выиграл.

3. Игра «Перетягивание палки».

Дети соревнуются по 2 человека. Пара садится друг напротив друга и упираются ногами. Кто перетянет палку на себя, тот и победил.

4. Игра «Ловкий охотник».

Дети играют по 2 человека (охотники)

Метание камней (мешочков с песком) в цель (обруч). Кто больше всех закинет мешочков в обруч, тот и победил.