Изучение глиняной игрушки как культурного наследия в рамках программы ДХШ на уроках скульптуры.

Выдрина Анна Ивановна

Каждый учебный предмет в рамках обще школьной программы рассказывает о традиционной русской культуре, где каждый элемент значим и важен, прививается вкус, чувство прекрасного, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: удивление, восхищение, восторга, появляется гордость за свой народ и культуру. Нам необходимо сохранить это наследие, иногда даже  возродить по архивным иллюстрациям и передать нашим потомкам, пронести через поколение - уважение и благодарность за нашу культуру.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Изучение глиняной игрушки как культурного наследия в рамках программы ДХШ на уроках скульптуры.

Традиционная глиняная игрушка это яркий  и трогательный в своей наивности и самобытности предмет,  который является памятником культуры русского народа. Объединяет в себе декоративно-прикладное и изобразительное искусство, а иногда и музыкальные элементы. Игрушка являлась одним из традиционных элементов воспитания,  дети знакомятся с миром через игру. Именно в игре  закладываются основы будущей личности, у ребенка формируются навыки коммуникации, проявляются творческие способности, смекалка и воображение. Большинство  игрушек отражает  быт, культуру и традиции своего народа и конечно игрушки  были оберегом и имели символический смысл. Третьякова Мария Сергеевна 2кл.Росл. рук. Выдрина А.И..jpg

Знакомя ребенка с традиционной русской культурой нельзя это делать однобоко изучать только зодчество и ремесла или только костюм и обряды, для целостной картины мира, в образование ребенка должны быть отражены все грани культуры именно по этому в общешкольной  программе «Живопись»   мы используем принцип интеграции различных видов народного искусства. На уроках соломоплетения дети знакомятся с традиционной соломенной куклой, изучают орнаменты и историю  русского костюма.                                                  1584714142779.jpg

Предметы быта собранные в натур фонде школа замечательные образцы в постановках для рисунке и живописи. Такой предмет как декоративно прикладное искусство изучает традиционные вышивки, орнаменты и костюм. Скульптура развивает и формирует понимание и ощущение пластики и конструктивного построения, что в свою очередь формирует пространственное мышление, понимание формы. Первое полугодие посвящено скульптурному, пластическому способу лепки. Здесь ставятся задачи изучить основы пластической анатомии человека и животного  Знакомство с круговым обзором, пластикой движения, работа над образом. Второе полугодие основное внимание уделяется традиционной глиняной игрушке, истории создания, росписи.

Начало работы с игрушкой это знакомство с её историей, прежде всего ребенок должен увидеть игрушку очароваться ею, необходимо показать образцы этого промысла. В керамической мастерской уже сформирован фонд  глиняных игрушек. Нет ничего лучше принципа, наглядности - дети видят готовые игрушки, могут взять их в руки, рассмотреть, посвистеть в свистульку, позвонить в колокольчик. Фонд сформирован из лучших работ учеников, включает в себя основные образы и сюжеты самых известных игрушек таких как - каргопольская, дымковская, тульская, филимоновская, хлудневская, абашевская, романовская игрушка и совсем «молодая» игрушка - дивеевская. Благодаря тому, что все игрушки представлены в одном месте гораздо проще их проанализировать, сравнить друг с другом, выделить характерные черты и основные сюжеты промысла.

DSCN0715.JPGDSCN0726.JPGDSCN1114.JPGКобина Вика 2кл. Росл. рук. Выдрина А.И..jpg

1580597878170.jpgDSCN1118.JPGDSCN0311.JPG

Знакомство с игрушкой никого не оставляет равнодушными, у детей появляется желание научиться, и  сделать самим. В керамической мастерской не только различные керамические игрушки, можно увидеть весь процесс создания керамического изделия, начиная с момента разминки глины, в котором так же можно поучаствовать. После того как дети познакомились с игрушкой, сами размяли глину они приступают к её изготовлению. Форма игрушки во многом продиктована качествами местной глины, из которой они создавались, как например, филимоновская игрушка имеет вытянутую форму так как, темно-синяя глина была достаточно тощая.  После высыхание изделия покрывалось маленькими трещинками, игрушку приходилось разглаживать мокрыми руками из-за чего, силуэт получался вытянутый и плавной. Так как мы работаем с «гжельской» красной глиной, дети не сталкиваются с такими проблемами, глина достаточно пластичная и не дает трещин или большой усадки после обжига, поэтому мы просто повторяем традиционную форму. Каждая игрушка имеет свой неповторимый силуэт, форму и в связи с этим могут отличаться этапы выполнения и последовательность, также существует несколько видов свистульки, и достаточно большое количество способов её лепки, об этом тоже нужно рассказать на уроке. На занятиях хочется возобновить традиции создания игрушки, передать дух того времени за беседой в кругу учеников, показать и рассказать о выборе сюжета, символике цвета, создать атмосферу творчестваБулдихина Дарья 2кл. Росл. рук. выдрина А.И..jpg

DSCN1837.JPG   l6UTfI1zjPw.jpg    DSCN1199.JPG

 Каждый учебный предмет в рамках обще школьной программы рассказывает о традиционной русской культуре, где каждый элемент значим и важен, прививается вкус, чувство прекрасного, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых возникают более глубокие чувства: удивление, восхищение, восторга, появляется гордость за свой народ и культуру. Нам необходимо сохранить это наследие, иногда даже  возродить по архивным иллюстрациям и передать нашим потомкам, пронести через поколение - уважение и благодарность за нашу культуру.