ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ «МИР ИЗ ПЕСКА»

Лобова Ирина Борисовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МИР ИЗ ПЕСКА» предназначена для обучающихся в возрасте 11-15 лет и имеет техническую  направленность. 

Данная программа позволяет познакомить учащихся с нетрадиционным  направлением изобразительного искусства-рисованием песком и научить владеть навыками работы с сыпучим материалом-песком.

Программа направлена на обучение особенностям рисования нетрадиционным способом - песком на световом столе, раскрытие творческого потенциала детей и подростков, развитие   воображения, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предполагает использование современных образовательных технологий.

Программа предполагает активную работу в парах, малых группах. Срок освоения программы - 1 год.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Гимназия № 155 Центрального района Санкт-Петербурга

ПРИНЯТА

решением

педагогического совета

протокол №11 от  06.06.2022 г.

УТВЕРЖДЕНА

приказом № 51-0 от 06.06.2022 г.

директор гимназии

________________ О.Е. Шуйская

ПРОГРАММА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ
ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

«МИР  ИЗ  ПЕСКА»

 

направленность – техническая

срок реализации – 1 год

возраст обучающихся – 11-15 лет

разработчик программы:

Лобова Ирина Борисовна,

педагог дополнительного образования

Санкт-Петербург

2022-2023 уч. г.

№ п/п

Содержание  

№ стр.

1.

Аннотация для обучающихся и родителей

 

2.

Пояснительная записка

 

3.

Учебный план

4.

Календарный учебный график

5.

Рабочая программа. 1 год обучения

 

6.

Методические материалы

7.

Литература и нормативно-правовые документы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

I. АННОТАЦИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ И РОДИТЕЛЕЙ

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «МИР ИЗ ПЕСКА» предназначена для обучающихся в возрасте 11-15 лет и имеет техническую  направленность.  

Данная программа позволяет познакомить учащихся с нетрадиционным  направлением изобразительного искусства-рисованием песком и научить владеть навыками работы с сыпучим материалом-песком.

Программа направлена на обучение особенностям рисования нетрадиционным способом - песком на световом столе, раскрытие творческого потенциала детей и подростков, развитие   воображения, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа предполагает использование современных образовательных технологий.

Программа предполагает активную работу в парах, малых группах. Срок освоения программы - 1 год.

II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «МИР ИЗ ПЕСКА » разработана  на основе Федерального закона Российской Федерации № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012; СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей" // Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41; методических рекомендаций по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию // Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 № 617-р. и других нормативно-правовых документов, представленных в разделе программы «Литература и нормативно-правовые документы».

Одним из популярных видов изобразительной деятельности, доступной и интересной является рисование песком «Sand-Art», «Пескография» (рисование песком).

Уровень освоения программы: общекультурный.

Направленность программы: техническая.

Актуальность программы связанна с современными требованиями воспитания всестороннего развития ребёнка с опорой на духовно-нравственное, гражданско-патриотическое воспитание, его интеллектуальное совершенствование, формирование общей культуры.

Еще несколько лет назад мало кто знал о песочной анимации (об искусстве рисования песком на стеклеsand-anemation). Однако в последнее время песочное шоу стало не только популярной составляющей индустрии развлечений, но и способом развития творческих навыков у детей и взрослых.

Примером тому служат не только возросшее количество sand-аниматоров, выступления, которых расписаны на полгода, а то и на год вперёд, но и желающих познать этот жанр в студиях песочной анимации. Изображение, полученное путём работы с сыпучим материалом на светящейся поверхности, обладает высокой  драматической выразительностью даже при минимуме деталей, допускает быстрое воспроизведение и легко трансформируется. При этом художник, имеющий большой арсенал приёмов и привычный к работе с песком, способен добиться самых разных эффектов (подчас недоступных другим видам графики) и тщательно детализировать работу.

Картины в данной технике могут создаваться из сыпучего материала: песка, соли, молотого кофе, сахара и т.д. Профессиональные художники–аниматоры используют именно вулканический песок, т.к. в данном направлении искусства - в песочной анимации он является наиболее безупречным вариантом из-за своей особенной структуры. Среди обширного выбора различных песков, обладающих различными особенностями, оптимальным вариантом, по мнению известных аниматоров,   будет являться кварцевый песок.

Сопровождается действие  специально удачно и точно подобранной музыкой, что, кажется, каждая нота соответствует сюжету работы, поэтому искусство рисования на песке называют сплавом живописи, графики, цветотерапии и музыки одновременно.

В мире признанных мастеров, которые занимаются песочной анимацией на высоком уровне, не так уж много – Ференц Цако (Венгрия), Илана Яхав (Израиль), Джо Кастилио (Испания), россиянин Артур Кириллов, а с недавних пор и молодая украинская художница Ксения Симонова – одни из самых известных художников этого направления. Рисование песком, как метод арттерапии и как нетрадиционная техника рисования стали использовать уже в наши современные дни арттерапевты, художники, педагоги и психологи, адаптировав этот современный и красивейший вид искусства – рисование песком для детей любого возраста. Рисунок песком становится очень популярным. Действительно, с помощью песка можно рассказать о чем угодно, создавая целые истории, импровизируя.

Отличие данной программы заключается в нацеленности на коллективную творческую деятельность детей. Песочная мультипликация, песочная анимация, сыпучая анимация или техника порошка (англ. Sandanimation, Powderanimation) — направление изобразительного искусства, а также технология создания мультипликационных сюжетов. Метод позволяет делать не только мультипликационные фильмы, но и шоу-номера для «живого» зрительного зала. Песочная анимация – является современным, модным, одним из самых удивительных и прекрасных видов изобразительного искусства. Вы рисуете песком на световом столе, создавая неповторимые образы и рисунки своими руками. Удивительным образом горсть песка превращается в пейзаж, в звёздное небо, лес или море. Процесс настолько увлекает, что Вы погружаетесь в творческую медитацию. Дети, так же как и взрослые, приходят в восторг от этого занятия.

Новизна программы заключается в использовании различных современных образовательных технологий на занятиях, что в корне изменяет традиционный подход в преподавании рисования песком. Современные технологии применяются педагогом как по отдельности, так и в различных сочетаниях (информационно-коммуникативные, здоровье-сберегающие, игровые технологии, технологии творческого взаимодействия, творческих мастерских, проектные технологии, технологии интегрированного обучения и др.)

Рисование песком – искусство достаточно молодое и имеет множество названий - песочные картины, рисунки песком, песочное шоу, картины из песка, sandart, шоу песочных картин и другие. Появилось это искусство в 1969 году ХХ столетия, когда канадско-американский режиссёр-мультипликатор Кэролайн Лиф создала и продемонстрировала публике свой первый песочный анимационный фильм «Песок, или Петя и серый волк».

Наиболее известная работа Кэролайн – анимационный фильм «Улица», вышедший в 1976г. Фильм, созданным в технике рисования маслом по стеклу под камерой «ожившей живописи», включён в десятку лучших анимационных произведений за всю историю анимации

Позднее её опыт переняли многие аниматоры, один из которых Ференц Цако,они пробовали создать динамический песочный фильм без монтажа. Им это удалось, их успешный опыт положил начало новому необычному виду искусства – искусству рисования песком на стекле – sand-art, то есть дословно это «искусство песка».

Педагогическая целесообразность. Педагогической целесообразностью является формирование мотивации учащихся к занятиям рисования песком. Целесообразность программы состоит в необычности и некой экзотичности материала для рисования и его широком спектре действия на развитие учащихся, в новизне этой техники. Руки  тянутся сами, неосознанно, начиная пересыпать и просеивать песок. Песок привлекает  своей фактурой, текучестью и способностью бесконечно изменяться, создавая, таким образом, дополнительное влияние на тактильную чувствительность человека, являясь прекрасным материалом для развития сенсорного восприятия окружающего мира и развитие моторики рук детей. При работе, трогая руками песчинки, ученики развивают координацию движений пальцев рук, что напрямую зависит на развитие речи, развивается «мануальный интеллект» . Использование именно этого материала позволяет существенно повысить мотивацию  к занятиям, а так же способствует более интенсивному и гармоничному развитию познавательных процессов. Песок позволяет дольше сохранить работоспособность. Ошибки на песке исправить проще, чем на бумаге, где всегда видны следы ошибок. Это даёт возможность ощущать себя успешным. Особенность рисования песком для учащихся заключается в отсутствии ощущения, что он может ошибиться и испортить рисунок.

Целью реализации программы является формирование и развитие творчески развитой личности учащегося через способность рисования нетрадиционным способом - песком на световом столе, раскрытие творческого потенциала детей и подростков, развитие   воображения, тактильно-кинестетической чувствительности и мелкой моторики.

Для достижения поставленной цели перед обучающимися и педагогом стоят конкретные задачи: 

Обучающие:

  •  познакомить детей и подростков с нетрадиционным направлением изобразительного        искусства – рисование песком;
  • научить владеть навыками работы с сыпучим материалом – песок
  • развить умения передавать форму, строение предмета и его частей, правильные пропорции частей, используя разные оттенки света и тени;
  • обучить созданию статичных песочных картин с учётом ритма, симметрии;
  •  научить создавать, разрабатывать и понимать песочный сюжет;
  •  развивать композиционные умения техникой рисование песком при   изображении  групп предметов или сюжета;
  •  формировать художественно-эстетический вкус.

Развивающие:

  • развивать у детей интерес к играм и упражнениям с песком, превратив их в занимательную игру;
  • активизировать словарный запас детей;
  • развивать речь, память, мышление, воображение, фантазию детей, мелкую моторику и координацию движения обеих рук одновременно;
  • развивать само - регуляцию эмоциональных реакций;
  • развивать творческие способности;
  • развивать ассоциативное мышление,  непроизвольное воображение;
  • обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями

Воспитательные:

  • способствовать регулированию психоэмоционального состояния учащихся;
  • повышать самооценку детей и подростков;
  • формировать положительное  отношение к себе, к окружающим, к миру в  целом.

Условия реализации программы

Программа рассчитана на 1 год. В группу принимаются дети школьного возраста от 11 до 15 лет, желающие научиться рисованию песком, не имеющие противопоказаний по состоянию здоровья.

Группа состоит из 12 человек.

Обучающиеся зачисляются в коллектив без конкурсного отбора по заявлению родителей (законных представителей).

Реализация программы предусматривает возможность обучения в дистанционном режиме без изменения календарно-тематического планирования. Для этого используются различные Интернет-платформы и средства дистанционных технологий (Zoom, Скайп, группа ВКонтакте,  чат в Tелеграм).

Условиями успешной реализации программы являются:

- кадровое обеспечение – педагог дополнительного образования;

- материально-техническая база:

Цветовой песочный стеклянный стол или планшет 35Х50см на каждого ребёнка;

Шнур s-video (5 метров);

Видео камера;

Проектор с экраном или плазменная панель;

Подключение к электричеству — 220 Вт.;

магнитофон с выходом для USB, для музыкального сопровождения занятий;

- научно-методическое обеспечение: пакет нормативно-правовых документов, регламентирующий деятельность педагога дополнительного образования, и пакет номенклатуры дел педагога.

Режим занятий

Занятия проводятся в 5 группах, возможно разделение на подгруппы. 

Занятия в группе проходят 1 раз в неделю  1 час , 36 часов за год.

Методы, технологии и формы обучения. На занятиях педагогом используются различные методы, технологии и формы обучения.

Методы обучения:

словесные (включают лекцию, рассказ, беседу, дискуссию, объяснение, разбор, задание, указание, оценку);

∙ наглядные (включают показ (упражнения, двигательного действия), демонстрацию (опосредованная наглядность: видео, схемы, модели, макеты, муляжи,);

∙ практические (включают упражнения, практический метод, дидактические игры и др.);

∙ методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности (включают поощрения, создание ситуации успеха, эмоциональность, познавательные игры, дискуссии);

∙ методы  контроля и самоконтроля  за эффективностью учебно-познавательной деятельности (включают опрос (индивидуальный, фронтальный), опрос (письменный, устный, самоконтроль, взаимоконтроль)).

Технические  элементы рисования: кулаком, ладонью, ребром большого пальца, щепотью, мизинцами, одновременное использование  нескольких пальцев, симметрично двумя руками, отсечение лишнего, насыпание из кулачка. Приемы и упражнения:
Сыплем песок из кулачка
Насыпаем линии. Чем ниже рука, тем точнее и тоньше может быть линия. Попробуем
разные варианты (прямые линии, зигзаги, спирали и т. д.) с разной скоростью рисования.
Получаем узкие, широкие линии, а также прозрачные и непрозрачные — это зависит от
разной толщины слоя песка, насыпанного на стол. Чем выше рука и чем быстрее мы
насыпаем линию, тем она прозрачнее и шире.
Рисование пальцами
Здесь могут быть задействованы как все пальцы, так и по отдельности. Рисуя
пальцами, можно создавать не только основные линии рисунков, но и множество различных
точек, изображая огоньки, свет, звездочки
. С помощью пальчиков можно корректировать
линии, добиваться большей четкости рисунка.
Щепоть
Способ рисования, который напоминает процедуры «соления». Набираем в щепоть
песок и засыпает им нужные участки. Этим создаем оттенки и полутона.
Отсечение лишнего
Часто, когда рисунок уже готов, фон вокруг него представляет собой
 

Формы обучения:

Фронтальная, круговая, групповая, парная, индивидуальная.

Технологии обучения:

            Проектная деятельность, дифференцированное обучение, личностно-ориентированное обучение, развивающие и игровые технологии, технология творческого развития.

Формы проведения занятий. В зависимости от цели и задач конкретного занятия педагогом выбирается различная форма его проведения.  

Формы занятий: контрольно-проверочные, сюжетно-игровые, самостоятельно-поисковые, проектно-творческие, теоретическая, практическая. Предложенная программа является вариативной, то есть при возникновении необходимости допускается корректировка содержания и форм занятий, времени прохождения материала.
Основная часть курса отводится на практическую деятельность-овладение умениями и навыками выполнения творческой работы в технике «Песочная анимация
Алгоритм создания песочной анимации
: 1.Подготовка сюжетной композиции для песочной анимации; 2.Эскизная часть; 3.Пробный результат рисования на стекле (пробовать строить данную сюжетную линию, но уже в «песочных» образах, при этом.

Планируемые результаты

Освоение данной программы обеспечивает достижение следующих личностных, метапредметных результатов и предметных результатов:

Личностные результаты:

  • воспитание патриотизма, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный и здоровый образ жизни.  

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Предметные результаты:

  • использование светового стола и песка для создания изображений;
  • освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);
  • умение различать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);
  • умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.

Структура занятий

Каждое занятие состоит из трёх основных частей: вводная, основная и заключительная.

  • Вводная часть – 5-10 минут. Организационный момент (мотивация детей к учебной деятельности, приветствие). Подготовка детей к основной части, эмоциональный настрой на занятие. 
  • Основная часть – 30-35 минут. В зависимости от цели и задач занятие может состоять из следующего: повторение пройденного материала на предыдущем занятии,
  •  создание истории, серии работ по заданной теме (с обязательным использованием предложенных приёмов),  
  • повторение предложенного рисунка (использование тех же приёмы рисования, что использованы на рисунке).
  • Освоение   правила владения инструментами для рисования песком.
  • Доведение дела до конечного результата, не останавливаясь перед трудностями выполнения.
  • Заключительная часть – 5 минут. Рефлексия, домашнее задание.

Формы подведения итогов:

  • При подведении итогов реализации программы проводятся фото и видео выставки текущих работ.  В конце года для родителей слайд – шоу фотографий  с детскими работами за весь срок реализации программы   «МИР ИЗ ПЕСКА».  

Контроль, оценка результатов обучения детей:

  • Опрос
  • Творческое задание

 

III. УЧЕБНЫЙ ПЛАН

 

№ п/п

Наименование темы

Количество часов

Формы

контроля

Теория

Практика

Всего

1

Введение в программу.

Организационная работа.

Инструктаж по Технике Безопасности.

Мастер-класс по рисованию песком.

1

1

Опрос по техника безопасности во время занятий

2

«Деревья в парке» (осенние листья)

1

1

Творческое задание

3

«Деревья в парке»

 ( осенний сквер)

1

1

Творческое задание

4

«Кошки на окошке»

1

1

Творческое задание

5

«Лошадка»

1

1

Творческое задание

6

« Роза, одуванчик, полевой цветок».

1

1

Творческое задание

7

Букет в вазе

1

1

Творческое задание

8

«Птицы»

1

1

Творческое задание

9

«Дом» (заснеженный)

1

1

Творческое задание

10

Дом, двор, праздник

1

1

Творческое задание

11

Зимние забавы (снеговик за окном)

1

1

Творческое задание

12

«Елка во дворе жила»

1

1

Творческое задание

13

«Снежинки»

1

1

Творческое задание

14

«Торт на праздник»

1

1

Творческое задание

15

«Цирк»

1

1

Творческое задание

16

«На заставе»

1

1

Творческое задание

17

«Горизонт. Перспектива»

1

1

Творческое задание

18

«Весна-красна»

1

1

Творческое задание

19

«Подарок в день весны»

1

1

Творческое задание

20

«День и ночь»

1

1

Творческое задание

21

«Превращение пятна»

1

1

Творческое задание

22

«Превращение камешков»

1

1

Творческое задание

23

«Я играю»

1

1

Творческое задание

24

«Корабль в море»      

1

1

Творческое задание

25

«Морское дно»

1

1

Творческое задание

26

«Космос»

1

1

Творческое задание

27

«Ежики»

1

1

Творческое задание

28

«Праздничный салют»

1

1

Творческое задание

29

«Послушай, о чем поет ветерок»

1

1

Творческое задание

30

«Чайная пара»

1

1

Творческое задание

31

«Посуда»

1

1

Творческое задание

32

«Солнышко покажись»

1

1

Творческое задание

33

«Мир моей фантазии»

1

1

Творческое задание

34

«Подсолнухи»

1

1

Творческое задание

35

«Мы рисуем, что хотим»

1

1

Творческое задание

36

«Сказочные животные»

1

1

Творческое задание

В режиме дистанционного обучения

Ознакомление  с приёмами работы с песком как художественным материалом.    Ознакомление  с основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги).

Просмотр картин нарисованных цветным песком и песком на световом столе

Проведение занятий на платформе Zoom или

общение по Скайп.

Просмотр и анализ видеозаписей обучающихся.

Консультация и

обсуждение через

Телеграм, социальную сеть

Вконтакте, электронную почту, сайт коллектива.

Развивать память, внимание,     мышление.  Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения

Итого:

108

 

 

 

  1. КАЛЕНДАРНЫЙ УЧЕБНЫЙ ГРАФИК

 

Год обучения

Дата начала обучения по программе

Дата окончания

обучения по программе

Всего учебных недель

Количество учебных часов

Режим занятий

1-й

7 сентября

 24 мая

36

36

1х1

 

 

 

  1. РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

 

1 год обучения

 

Год обучения

Задачи  

Ожидаемые результаты

1-й

- Познакомить детей и подростков с песочной анимацией. Вызвать интерес к рисованию песком.

Учить приемам насыпания песка.

Ознакомление с приемами работы с песком как художественным материалом. Учить способам изменения образов, путем добавления деталей. Ознакомление с приемами создания фона. Учить ориентироваться в плоскости, находить вертикаль горизонталь и диагональ. Развивать положительные эмоции, творческую активность и память

- В результате освоения программы дети и подростки  приобретают технические навыки и умения: использование светового стола и песка для создания изображений;

освоение приёмов создания фона (наброс и насыпание);

умение различать приёмы рисования (расчищение, вырезание, линейный, щепотка);

умение рисовать картины с использованием различных приемов и рассказывать об их сюжете.

 

 

 

Содержание

 

Тема № 1. Введение в программу. Организационная работа. Охрана труда. Мастер-класс по рисованию песком

Теория:

  • Общее собрание коллектива. Задачи коллектива на учебный год
  •  Знакомство с песочной анимацией. Познакомить с техникой безопасности.   
  • Практика:
  • Беседа по технике безопасности.   Познакомить детей с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком на стекле. Показ  видеофильма.

Тема № 2.. «Деревья в парке» (осенние листья)

Теория:

  • Учить  приёмам насыпания песка:  наброс, насыпание (плодовые деревья и кустарники нашего края (рябина, калина, облепиха)

Практика:

  • Рисование на световом столе таких элементов как: листья, ветви, плоды.      Создание песочной картины.

Тема № 3. «Деревья в парке»( осенний сквер)

Теория:  

  •  Продолжать знакомить с  приёма- ми насыпания песка: наброс, насыпание ( деревья и кустарники нашего края. Скамейки.  

Практика:

  • Рисование на световом столе таких элементов как:   деревья, облака, дождик, солнце, скамейки…   Создание песочной картины.

    Тема № 4.  « Кошки на окошке»

               Теория:  

        - Продолжать  знакомить с приёмами рисования песком.

          Рисования указательным пальцем по песку.  

          Практика:

     -      Прорисовка контура кошки на световом столе.

        Тема № 5. «Лошадка».

             Теория:  

       -  Показать способы рисования (вырезание, расчищение), рисование несколькими пальцами одновременно (грива, хвост, трава)   Ознакомление  с основными жанрами живописи.

            Практика:

       -   Сказка на холсте.

          Прорисовка на песочном столе лошадки.  

                Тема № 6. « Роза, одуванчик, полевой цветок»

             Теория:  

       -  Ознакомление  с приёмами работы с песком как художественным материалом.               Ознакомление  с основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги).                      Практика:

       -   Просмотр картин нарисованных цветным песком и песком на световом столе

                 Тема № 7. «Букет  в вазе»

              Теория:

  • Учить  способам изменения образа, путем добавления деталей (бутоны цветов), дорисовываем лепестки; превращаем ромашки в астры, астры в розы  

            Практика:

  • Рисование с помощью трафарета  прорисовка вазы на световом столе.   
  •  
  • Тема № 8. «Птицы»

              Теория:  

  •  Продолжать Ознакомление  с приёмами создания фона (наброс и  насыпание). Учить передавать в рисунке целостный образ. Учить наносить извилистые и прямые линии непрерывно.    Воспитывать любовь к птицам.
  •              Практика:

                         Рассматривание фото презентации «Птицы»

Прорисовка на световом столе.

                Тема № 9. «Дом заснеженный»

              Теория:

  • Показать способы рисования кулачком; (высотные дома, рисование одним пальцем, телевизионные антенны)

            Практика:

  • Рассматривание фотографий с видами. самостоятельная деятельность детей и подростков   Рисование дома  зимой, на световом столе.   

              Тема № 10. «Дом, двор, праздник»

              Теория:

  • Учить   приемам  рисования кулачком по песку (сугробы, снеговик), несколькими пальцами одновременно (снег идет, снежинки). Развивать чувство композиции.   Релаксация.

            Практика:

  • Рисование звёзд, ёлочек, сугробов на световом столе.   

         Тема № 11. «Зимние забавы» (снеговик за окном)

              Теория:

  • Учить  продолжать знакомство с приемами рисования кулачком по песку показать приемы использования дополнительных инструментов для рисования на песке.              Практика:
  • Рисование снеговика с открытыми глазками и закрытыми.

        Тема №12. «Елка во дворе жила»

              Теория:

  • Учить  продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Развитие мелкой моторики.   
  •         Практика:

Работа с песком на световом столе. Украшение цветными камушками.

 

       Тема № 13. «Снежинки»

              Теория:

  • Учить рисовать несколькими пальцами симметрично.

            Практика:

  • Работа на световом столе с сухим песком.   

       Тема № 14. «Торт на праздник»

              Теория:

  • Совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ.       
  •     Практика:
  • Рисование Работа на световом столе.   

       

       Тема №15. «Цирк»

              Теория:

  • Закрепить ранее усвоенные умения и навыки. Развивать положительные эмоции. Развивать творческую активность, память.         
  •    Практика:
  • Рисование Работа на световом столе.   

          Тема № 16. «На заставе»

              Теория:

  • Учить  продолжать знакомство детей с приемом рисования указательным пальцем по песку. Поощрять объединение сюжетов

            Практика:

  • Рисование Работа на световом столе.   

          Тема № 17. «Горизонт. Перспектива»

              Теория:

  • Учить  ориентироваться на плоскости, находить вертикаль, горизонталь и диагональ.  Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ.         
  •   Практика:
  • Рисование Работа на световом столе.   

         Тема № 18. «Весна - красна»

              Теория:

  • Закрепить ранее усвоенные умения и навыки в данной технике рисования. Развивать положительные эмоции. Развивать творческую активность, память.   
  •         Практика:
  • Рисование Работа на световом столе.   

           

        Тема №19. «Подарок к дню весны»

              Теория:

  • Показать способы рисования одним пальцем, ознакомить с основными приёмами рисования песком (точки, линии, круги). Создание условий для рисования контуров различных изображений.

            Практика:

  • Рисование Работа на световом столе.

        Тема № 20. «День и ночь»

              Теория:

  • Показать способы рисования (вырезание, расчищение), рисование несколькими пальцами одновременно

            Практика:

  • Рисование Работа на световом столе.   

       

         Тема № 21. «Превращение пятна»

              Теория:

  • Превращение пятна. Ознакомление со способами создания фантазийных образов, развитие творческого воображения.           
  •  Практика:
  • Рисование Работа на световом столе   

         Тема № 22. «Превращение камешков»

              Теория:

  • Учить  способам изменения образа, путем добавления деталей
  •             Практика:
  • Рисование Работа на световом столе.   

           Тема № 23. «Я играю»         

     Теория:

  • Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Релаксация

            Практика:

  • Рисование Работа на световом столе.   

           Тема № 24. «Корабль в море».      

              Теория:

  • Учить  «Знакомая форма – новый образ» Закрепить умение рисовать различные линии, ребром ладони, указательным пальцем. Развивать чувство композиции            Практика:
  • Рисование Работа на световом столе.   

         Тема №25. «Морское дно».

              Теория:

  • Учить  продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие) . Учить передавать рисунке целостный образ. Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.            Практика:
  • Рисование Работа на световом столе.   

        Тема № 26. «Космос»

              Теория:

  •   Показать способ рисования - насыпание  песка из кулачка, продолжать знакомство с приемами использования дополнительных инструментов       
  •      Практика:
  • Рисование Рисуем  фон с помощью массажного мячика  на световом столе..   

         Тема № 27. «Ежики».

              Теория:

  • Совершенствовать умение рисовать, нанося песок тонкой струйкой из сжатой ладошки. Учить выполнять рисунок тело ежика. Дополнять рисунок деталями. Развивать творческое мышление.           
  •  Практика:
  • Рисование ежиков на световом столе. Выстраивание сюжета.   

         Тема № 28. «Праздничный салют»

              Теория:

  • Учить  продолжать знакомство с приемами рисования симметрично двумя руками, используя дополнительные инструменты Создание условий для рассматривания иллюстраций на тему «ВОВ»,
  • «9 Мая- день Победы». Воспитывать любовь к Родине, старшему поколению            Практика:
  • Рассматривание иллюстраций, работа на световом столе ..   

           Тема № 29. «Послушай, о чем поет ветерок»

              Теория:

  • Учить  способам изменения образа, путем добавления деталей
  •             Практика:
  • Работа на световом столе, используя цветные камни

           Тема № 30. «Чайная пара»

              Теория:

  • Учить  способам изменения образа, продолжать знакомство с приемами рисования кулачком по песку показать приемы использования дополнительных инструментов для рисования на песке     
  •       Практика:
  • Работа на световом столе.   

           Тема № 31. «Посуда».

              Теория:

  • Учить  способам изменения образа, Закрепить умение украшать простые по форме предметы, нанося простые по форме элементы (ветки, листок, простой цветок). Всей ладонью, одним или несколькими пальцами, ребром ладони.  Воспитывать эстетическое восприятие
  •             Практика:
  • Рисование с помощью трафарета  прорисовка посуды на световом столе.   

           Тема № 32. «Солнышко покажись»

              Теория:

  • Учить  способам изменения образа, наносить ритмично и равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Закрепить умение равномерно наносить песок. Снятие тонуса кистей рук.     
  •        Практика:
  • Работа на световом столе.   

            Тема №33. «Мир моей фантазии».          

              Теория:

  • Учить  способам изменения образа, путем добавления деталей. Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать память, внимание, мышление.  Совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать фантазию, интерес. Снятие эмоционального напряжения       
  •      Практика:
  • Рисование Работа на световом столе, используя цветные камни, ракушки.

             Тема №34. «Подсолнухи»

              Теория:

  • Учить  способам изменения образа, упражнять в рисовании пальчиками. Учить рисовать стебель и листья у подсолнуха.  Продолжать знакомить с нетрадиционной изобразительной техникой рисования песком пальцами, всей ладонью. Учить наносить равномерно различные линии и круглые формы.  Развивать чувство композиции.           
  •     Практика:
  • Рисование Работа на световом столе.

           

           Тема №35. Мы рисуем, что хотим.    

              Теория:

  • Учить  способам изменения образа, совершенствовать умения и навыки  в свободном экспериментировании с песком. Развивать воображение, интерес. Снятие эмоционального напряжения.       
  •     Практика:
  • Рисование Работа на световом столе.   

            Тема №36. «Сказочные животные»

              Теория:

  • Учить  способам изменения образа, совершенствовать умения в рисовании. Продолжать учить наносить равномерно различные линии (прямые, извилистые, длинные, короткие). Учить передавать в рисунке целостный образ. Вспомнить любимые сказки, животных
  •             Практика:
  • Рисование Работа на световом столе.   

           

                Календарно-тематическое планирование

Раздел, тема занятия

Кол-во часов

Примерная дата

Дата по факту

Организационная работа (1 ч.)

 

1  

Знакомство с учащимися, комплектование групп. Правила охраны труда. Задачи кол-ва на учебный год. Мастер-класс по рисованию песком

1

07.09

Раздел темы (количество часов)

2

«Деревья в парке» (осенние листья)

1

14.09

3

«Деревья в парке» ( осенний сквер)

1

21.09

4

«Кошки на окошке»

1

28.09

5

«Лошадка»

1

05.10

6

« Роза, одуванчик, полевой цветок».

1

12.10

7

Букет в вазе

1

19.10

8

«Птицы»

1

26.10

9

«Дом» (заснеженный)

1

02.11

10

Дом, двор, праздник

1

09.11

11

Зимние забавы (снеговик за окном)

1

16.11

12

«Елка во дворе жила»

1

23.11

13

«Снежинки»

1

30.11

14

«Торт на праздник»

1

07.12

15

«Цирк»

1

14.12

16

«На заставе»

1

21.12

17

«Горизонт. Перспектива»

1

11.01

18

«Весна-красна»

1

18.01

19

«Подарок в день весны»

1

25.01

20

«День и ночь»

1

01.02

21

«Превращение пятна»

1

08.02

22

«Превращение камешков»

1

15.02

23

«Я играю»

1

22.02

24

«Корабль в море»      

1

01.03

25

«Морское дно»

1

15.03

26

«Космос»

1

22.03

27

«Ежики»

1

05.04

28

«Праздничный салют»

1

12.04

29

«Послушай, о чем поет ветерок»

1

19.04

30

«Чайная пара»

1

26.04

31

«Посуда»

1

03.05

32

«Солнышко покажись»

1

10.05

33

«Мир моей фантазии»

1

17.05

34

«Подсолнухи»

1

17.05

35

«Мы рисуем, что хотим»

1

24.05

Контрольные и итоговые занятия (3 ч)

36 

«Сказочные животные»

1

24 .05

ИТОГО  

36

 

 

VI. МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ

  

Методическое обеспечение образовательной программы

 

Основными, в освоении образовательной программы, являются принципы:  

  • “от простого к сложному”,
  • “от медленного к быстрому”,  
  • “посмотри и повтори”,  
  • “осмысли и выполни”,
  • “от эмоций к логике”,
  • “от логики к ощущению”.  

В зависимости от психофизиологических способностей детей педагог, на своё усмотрение, может изменить уровень сложности освоения данной Образовательной программы.

Успешное освоение всех рекомендаций должно сочетаться с созданием на занятии такого психологического микроклимата, когда педагог, свободно общаясь с детьми на принципах сотрудничества, содружества, общего интереса к делу, четко реагирует на восприятие обучающихся, поддерживая атмосферу радости, интереса и веселья, побуждает их к творчеству.  

В целях создания положительной мотивации используются игровые моменты, ролевые игры, направленные на переключение внимания, разгрузку и отдых.

В основе практической работы лежит выполнение заданий, созданию творческих работ и выступлений. Наибольшую эффективность работы по данной программе дает способ
совместной деятельности педагога и детей, направленной на решение творческой задачи. Педагог должен не только научить детей различным техникам, но и пробудить их творческую активность, интерес к процессу работы и получаемому результату.
Практические методы, включающие ряд упражнений, экспериментирование с песком. Программа позволяет ученику, последовательно преодолев все подготовительные этапы, выйти на создание своего авторского проекта. Разделы выстроены так, чтобы ученик активизировал свою фантазию и творческие способности при создании сюжетных композиций, используя знания литературных героев и исторических произведений.

 

Для успешной работы коллектива необходимо:

  1. Материально-техническая база:
  • Цветовой песочный стеклянный стол или планшет 35Х50см на каждого ребёнка;
  • Шнур s-video (5 метров);
  • Видео камера;
  • Проектор с экраном или плазменная панель;
  • Подключение к электричеству — 220 Вт.;
  • магнитофон с выходом для USB, для музыкального сопровождения занятий.
  • USB-устройство..

VII. ЛИТЕРАТУРА И НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ДОКУМЕНТЫ

 

Список литературы для педагога

  1. Никитина Т.О. Афанасьева М.А. «Песок как универсальное средство развития школьноков»,2013, №9.
  2. Постоева Л. Д.Лукина Г.А «Интегрированные коррекционно- развивающие занятия для детей 8 -11 лет», «Книголюб», 2006.4. Зейц.

 

Список литературы для детей и родителей

  1. Мариелла. «Пишем и рисуем на песке. Настольная песочница». -М: ИНТ,2010. (Редактор русского издания И.А. Качанова)
  2. Дубровская Н.В «Рисунки, спрятанные в пальчиках». – Спб., 2003.

 

Интернет-ресурсы

1. http://www.sadpictures.ru

2. http://www.jlady.ru

3. http://www.u-sovenka.

Литература, используемая при реализации программы

1.Зинкевич-ЕвстегнееваТ.Д.«Практикум по песочной терапии»,СПб «Речь»,2006.

2. Погосова Н. М. «Погружение в сказку», «Речь». 2006.

ВАША ЛИТЕРАТУРА

1.Никитина Т.О. Афанасьева М.А. Песок как универсальное средство  Панфилова А.П. 2.Инновационные педагогические технологии.-М.: ИЦ Академия, 2012

Нормативно-правовые документы Федеральные документы: 

  1. Федеральный закон Российской Федерации №273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012;
  2. Концепция развития дополнительного образования детей в Российской Федерации // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 04.09.2014 №1726-р;
  3. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 №996-р;
  4. Государственная программа "Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016-2020 годы" // Постановление Правительства Российской Федерации от 30.12.2015 №1493;
  5. Национальный проект "Образование" // Протокол от 03.09.2018 №10 Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам;
  6. Приоритетный проект "Доступное дополнительное образование для детей" // Протокол от 30.11.2016 №11 Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам;
  7. Об утверждении Правил выявления детей, проявивших выдающие способности, сопровождения и мониторинга их дальнейшего развития // Постановление Правительства Российской Федерации от 17.11.2015 №1239;
  8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам // Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 09.11.2018 № 196;
  9. Порядок применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ // Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 №816;
  10. Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования" // Постановление Правительства Российской Федерации от 26.12.2017 № 1642;
  11. План мероприятий на 2015 - 2020 годы по реализации Концепции развития дополнительного образования детей // Распоряжение Правительства Российской Федерации от 24.04.2015 № 729-р;
  12. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеобразовательных программ (включая разноуровневые программы) // Письмо Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки Российской Федерации от 18.11.2015 № 09-3242;
  13. Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 "Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательной организации дополнительного образования детей" // Постановление Главного санитарного врача Российской Федерации от 04.07.2014 № 41;
  14. Комплекс мер по реализации Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Утвержден Заместителем Председателя Правительства Российской Федерации О.Ю. Голодец 26.05.2012, №2405п-П8;
  15. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов // Утверждена Президентом Российской Федерации 03.04.2012;
  16. Национальная образовательная инициатива «Наша новая школа» // Утверждена Президентом Российской Федерации 04.02.2010 г., ПР-271;
  17. Национальная доктрина образования в Российской Федерации до 2025 года // Постановление Правительства Российской Федерации от 4.10.2000 №751;
  18. О наименовании образовательных учреждений // Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 10.06.2013 №ДЛ-151/17.

Региональные документы: 

  1. Об образовании в Санкт-Петербурге //Закон Санкт-Петербурга от 17.07.2013 года № 461-83;
  2. О патриотическом воспитании в Санкт-Петербурге // Закон Санкт-Петербурга от

18.07.2016 № 453-87;

  1. О государственной программе Санкт-Петербурга "Развитие образования в Санкт- Петербурге" на 2015-2020 годы // Постановление Правительства Санкт-Петербурга от 04.06.2014 №453;
  2. О программе "Развитие образования в Санкт-Петербурге на 2013-2020 годы" //

Распоряжение Правительства Санкт-Петербурга от 10.09.2013 №66-рп;

  1. Стратегия развития системы образования Санкт-Петербурга на 2011–2020 гг. "Петербургская Школа 2020" // Совет по образовательной политике Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга, 2010;
  2. Региональный проект "Доступное дополнительное образование для детей в Санкт-Петербурге на 2017-2020 годы" // Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 21.07.2017 №2398-р;
  3. Методические рекомендации по проектированию дополнительных общеразвивающих программ в государственных образовательных организациях Санкт-Петербурга, находящихся в ведении Комитета по образованию // Распоряжение Комитета по образованию Санкт-Петербурга от 01.03.2017 № 617-р.