«Выставочное пространство образовательного учреждения как мощный стимул для реализации детских инициатив и патриотического воспитания учащихся»

Воспитание происходит непрерывно: в семье, школе, социуме, окружающей среде. И мы хотим поделится опытом организации предметно-пространственной среды в Доме детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга, потому что на наш взгляд, именно художественное и декоративно-прикладное искусство,  в силу своего эмоционального воздействия,  может активно влиять на формирование нравственных ценностей и жизненных смыслов, стимулировать саморазвитие культурной личности и приобретение положительного социального опыта.

А выставочное пространство учреждения может стать площадкой для реализации детских инициатив и патриотического воспитания.

Инициатива по организации выставочного пространства принадлежит  педагогам и  предполагает организацию в течение года тематических выставок, направленных на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое воспитание обучающихся.

Ведь такие выставки обладают огромным воспитательным потенциалом: являются «лицом» творческих объединений; являются важной составной частью эстетической образовательной среды; способствуют созданию особой атмосферы творчества; становятся мощным стимулом творческого роста для их участников; дают возможность каждому ребенку предъявить результат своей работы зрителю, особенно это важно для тех детей, которые делают свои первые шаги в творчестве.

А детская инициатива заключается в доступной возможности самовыражения: ребята часто стремятся поделиться своим творчеством со своими друзьями, родителями и педагогами, но иногда не знают, как это сделать, как презентовать свое творчество, иногда стесняются или боятся, что их творчество недостаточно удачно.

Интерактивные выставки  позволяют всем детям участвовать в них, выражать себя в разных видах творчества и видеть, что их творчество ценно в любом виде. Кроме того, такие выставки могут иметь сложное содержание и раскрывать тему с разных сторон, что и получается, когда в выставке участвует несколько творческих коллективов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_vystavochnoe_prostranstvo_ddt_pechat.docx27.27 КБ

Предварительный просмотр:

«Выставочное пространство образовательного учреждения как мощный стимул для реализации детских инициатив и патриотического воспитания учащихся»

Сегодня, когда в Российском обществе нарушается духовное единство общества, меняются жизненные приоритеты молодежи,  происходит разрушение ценностных ориентиров и деформация традиционных для страны моральных норм и нравственных установок, особенно актуальным становятся вопросы воспитания будущих граждан нашей страны.

Воспитание происходит непрерывно: в семье, школе, социуме, окружающей среде. И мы хотим поделится опытом организации предметно-пространственной среды в Доме детского творчества Петродворцового района Санкт-Петербурга, потому что на наш взгляд, именно художественное и декоративно-прикладное искусство,  в силу своего эмоционального воздействия,  может активно влиять на формирование нравственных ценностей и жизненных смыслов, стимулировать саморазвитие культурной личности и приобретение положительного социального опыта.

А выставочное пространство учреждения может стать площадкой для реализации детских инициатив и патриотического воспитания.

Инициатива по организации выставочного пространства принадлежит  педагогам и  предполагает организацию в течение года тематических выставок, направленных на гражданско-патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое воспитание обучающихся.

Ведь такие выставки обладают огромным воспитательным потенциалом: являются «лицом» творческих объединений; являются важной составной частью эстетической образовательной среды; способствуют созданию особой атмосферы творчества; становятся мощным стимулом творческого роста для их участников; дают возможность каждому ребенку предъявить результат своей работы зрителю, особенно это важно для тех детей, которые делают свои первые шаги в творчестве.

А детская инициатива заключается в доступной возможности самовыражения: ребята часто стремятся поделиться своим творчеством со своими друзьями, родителями и педагогами, но иногда не знают, как это сделать, как презентовать свое творчество, иногда стесняются или боятся, что их творчество недостаточно удачно.

Интерактивные выставки  позволяют всем детям участвовать в них, выражать себя в разных видах творчества и видеть, что их творчество ценно в любом виде. Кроме того, такие выставки могут иметь сложное содержание и раскрывать тему с разных сторон, что и получается, когда в выставке участвует несколько творческих коллективов.

В связи с этим перед коллективом декоративно-прикладного направления встали вопросы:

  • Каким образом организовать креативное пространство, которое позволит всем участникам пережить особый эмоциональный опыт и реализовать детские инициативы?  
  • В какой форме представить экспозицию выставки, чтобы, раскрывая каждую тему, она была неповторима, не похожа на другие выставки?

Поэтому мы остановились на такой форме выставки как инсталляция, которая, являясь формой современного искусства представляет собой композицию, созданную из различных материалов и форм, постоянно меняющуюся и пополняющуюся новыми идеями, где приветствуются нестандартные решения.

На этапе подготовки инсталляции в процесс обсуждения идеи включаются все коллективы декоративно-прикладного направления (педагоги и учащиеся), создается эскиз и обговаривается  очередность этапов создания выставки, определяются участники – творческие коллективы, чтобы в результате  выполнив ту, или иную часть работы, получилась креативная, неповторимая инсталляция, притягивающая внимание посетителей, раскрывающая тематику.

В процесс работы над созданием экспонатов активно включаются учащиеся коллективов изобразительного и декоративно-прикладного: изучают источники вдохновения, обсуждают, придумывают, фантазируют, воплощают свои идеи и задумки, оформляют работами выставочное пространство.

Работая над созданием экспозиции выставки «90 лет Дому детского творчества» педагоги вместе с детьми изучали богатую историю Дома детского творчества, узнали о первых кружках, о пионерской организации, о педагогах, которые в разное время работали с детьми.  В коллективах «Вязание & Дизайн» и «Керамос» учащиеся подготовили экспозиции «Музей в чемодане». Родилась идея создать фото-летопись декоративно-прикладного направления, тем самым, мы сами стали частью этой истории.

Выставка «Находится рядом: Петергоф и окрестности» направлена на развитие интереса  к истории своей «малой родины», ее достопримечательностей, на содействие духовно-нравственному и патриотическому воспитанию через развитие детских и молодежных инициатив и творчества во славу родного края. Выставка позволяет детям поведать о любимых местах для прогулок.

Готовя выставку «Дети блокадного Ленинграда», ребята рассматривали фотографии своих сверстников, которые жили, боролись, и трудились в осажденном городе, история для них оживала в лицах.  Работа над экспозицией вызвала большой эмоциональный отклик у всех участников, поэтому родилась инициатива написать «Добрые письма – детям блокады», где наши современные дети написали добрые слова, адресованные в прошлое, основным посылом в них было: «Мы гордимся вами, слова благодарности детям блокады,  спасибо, что выстояли и не сдали Ленинград».

Таким образом, протянулась незримая нить между героическим прошлым города Ленинграда и нашим временем. И мы никогда не забудем подвиг ленинградцев во время фашистской блокады!

Ребята с большим удовольствием готовили экспозицию «Крымская весна», вспоминали как они отдыхали в Крыму, ласковое море и необыкновенные красоты полуострова. Выставка позволяет укрепить гражданско-патриотическое сознание, показать разнообразность  и красоту нашей большой страны, привлечь к созиданию и показать единство  народа.

Нежный праздник в конце хмурой осени – это повод проявить свою любовь к маме. Ребята рисовали портреты своих мам, готовили своими руками элементы декора и душевные подделки из глины, дарили свое творчество самому дорогому человеке на земле – Маме. Так родилась выставка «Мама, солнышко мое!».

Организация выставки предполагает совместную работу в разновозрастном коллективе учащихся. Таким образом дети и педагоги обмениваются опытом внутри Дома творчества. На выставках проводятся небольшие экскурсии для новичков, для желающих вступить в коллективы Дома творчества, стимулирующие интерес и демонстрирующие то, чем занимаются разные коллективы. 

На выставках есть «Книга отзывов», где можно оставить свои отзывы и пожелания об экспозициях. Для детей проводятся благотворительные акции, таким образом они имеют возможность выразить свои чувства и эмоции, задуматься о жизненных смыслах и традиционных ценностях.

Спустя несколько лет использования данного формата выставочного пространства учреждения, мы заметили положительную динамику по количеству участников выставок и по содержанию предоставляемых работ.

Важным становится то, что ребята включаются в созидательную деятельность на добровольной основе и по своим интересам. В ходе подготовки экспозиции выставок создается особая образовательно-воспитательная среда, мотивирующая на раскрытие творческого потенциала ребенка, стимулирующая к самостоятельной деятельности и приобретению положительного эмоционально-смыслового опыта.

Мартынова Лариса Витальевна, методист ГБУ ДО  

ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга;

Алешина Лилия Евгеньевна, педагог дополнительного  

образования  ГБУ ДО ДДТ  Петродворцового района  

Санкт-Петербурга

                                                   

                                              Северинова Лариса Сергеевна, педагог  дополнительного        

                                              образования ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района          

                                              Санкт-Петербурга;