ПРОГРАММА по учебному предмету КОМПОЗИЦИИ ПРИКЛАДНАЯ

Мехрабов Самир Расим оглы

Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Предмет «Композиция прикладная» направлена на развитие творческих способностей, формирование навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся.

Предмет «Композиция прикладная» тесно связан с предметами «Рисунок», «Живопись», «История народной культуры и изобразительного искусства». Навыки, приобретенные на уроках рисунка и живописи, помогают учащимся наиболее успешно выполнять задания по прикладной композиции. Знание основных художественных школ русского и западноевропейского искусства, основных видов народного художественного творчества, его особенностей и истоков позволяет создавать наиболее выразительные орнаментальные темы и декоративные композиции.

Особенностью учебного предмета «Композиция прикладная» является его практико-ориентированная направленность.

Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на уроках прикладной композиции, позволяют наиболее успешно создавать художественные проекты для работы в материале, например, работы, созданные на уроках композиции, могут быть переведены в технические рисунки и выполнены в материале.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon komp.pr_.6-8.doc152.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное учреждение

 дополнительного образования

«Детская школа искусств»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ (РАБОЧАЯ) ПРОГРАММА В ОБЛАСТИ

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

 «ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ТВОРЧЕСТВО»

ПРОГРАММА  по учебному предмету

ПО.01.УП.06. КОМПОЗИЦИИ ПРИКЛАДНАЯ

Срок обучения - 8 лет

Срок реализации программы – 1 год

для учащихся 6/8 класса

              Нефтеюганск   2023 г.

                                               

                                               

«Рассмотрено»

Педагогическим советом

МБУ ДО «ДШИ»

«31»  августа 2023г

Протокол №1

«Утверждаю»

Директор МБУ ДО «ДШИ»

                  __________Н.Н. Любимова

                  «31»  августа 2023г

                  Приказ №

Разработчик – Мехрабов Самир Расим оглы, преподаватель отделения «Декоративно-прикладного искусства» МБУ ДО «ДШИ»

Структура программы учебного предмета

  1. Пояснительная записка
  • Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;
  • Срок реализации учебного предмета;
  • Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета;
  • Сведения о затратах учебного времени;

-Форма проведения учебных аудиторных занятий;

  • Цели и задачи учебного предмета;
  • Обоснование структуры программы учебного предмета;
  • Методы обучения;
  • Описание материально-технических условий реализации учебного предмета.
  1. Содержание учебного предмета
  • Учебно-тематический план;
  • Требования для 6 класса.

III.Требования к уровню подготовки учащихся

IV.Формы и методы контроля, система оценок

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание;
  • Критерии оценки.

V.Методическое обеспечение учебного процесса

  • Методические рекомендации педагогическим работникам;
  • Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся.

VI.Список литературы и средств обучения

  • Список методической литературы;
  • Список учебной литературы
  • Средства обучения.

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Характеристика учебного предмета, его место и роль

в образовательном процессе

Программа учебного предмета «Композиция прикладная» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к дополнительной предпрофессиональной образовательной программе в области в области декоративно-прикладного искусства «Декоративно-прикладное творчество».

Предмет «Композиция прикладная» направлена на развитие творческих способностей, формирование навыков самостоятельной работы, воспитание эстетического вкуса учащихся.

Предмет «Композиция прикладная» тесно связан с предметами «Рисунок», «Живопись», «История народной культуры и изобразительного искусства». Навыки, приобретенные на уроках рисунка и живописи, помогают учащимся наиболее успешно выполнять задания по прикладной композиции. Знание основных художественных школ русского и западноевропейского искусства, основных видов народного художественного творчества, его особенностей и истоков позволяет создавать наиболее выразительные орнаментальные темы и декоративные композиции.

Особенностью учебного предмета «Композиция прикладная» является его практико-ориентированная направленность.

Знания, умения и навыки, приобретенные учащимися на уроках прикладной композиции, позволяют наиболее успешно создавать художественные проекты для работы в материале, например, работы, созданные на уроках композиции, могут быть переведены в технические рисунки и выполнены в материале.

Срок реализации учебного предмета «Композиция прикладная»

Срок реализации учебного предмета «Композиция прикладная» для детей, поступивших в дополнительную организацию в четвертый класс по восьмилетнему сроку обучения в возрасте 10 – 12 лет, составляет 5 лет с 4 по 8 класс, с аудиторной учебной нагрузкой 2 час в неделю. Самостоятельная работа учащихся составляет 2 часа в неделю.

Консультации проводятся с целью подготовки учащихся к контрольным урокам, зачетам, экзаменам, просмотрам, творческим конкурсам и другим мероприятиям. Консультации проводятся рассредоточено или в счет резерва учебного времени.

Данная программа составлена на 1 учебный год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательной организации на реализацию учебного предмета «Композиция прикладная»

Общий объем времени по учебному предмету «Композиция прикладная» при 5-летнем сроке обучения составляет 165 учебных часов. Из них аудиторные занятия  66 часов, самостоятельная работа  66 часов.

                                                                                                               Таблица 1

Срок реализации

5 лет

1 год

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

165

66

Количество часов на аудиторные занятия

166

33

Количество часов на внеаудиторные занятия (самостоятельную работу)

165

33

Консультационные часы в год

-

-

Сведения о затратах учебного времени

и графике промежуточной и итоговой аттестации

Срок освоения учебного предмета

 «Композиция прикладная» 1 год

                                                                                                           Таблица 2

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

6

Полугодия

11

12

Аудиторные занятия (в часах)

16

17

33

Самостоятельная работа

 (домашнее практическое задание, в часах)

16

17

33

Максимальная учебная нагрузка (в часах)

Вид промежуточной аттестации,

итоговая аттестация

Просмотр

Зачет, контрольные уроки

Форма проведения учебных занятий

Занятия по предмету «Композиция прикладная» и проведение консультаций рекомендуется осуществлять в форме мелкогрупповых занятий (численностью от 4 до 10 человек). Рекомендуемая продолжительность уроков – 40 минут, на период введения ограничительных мер, продолжительность урока – 40 минут, перемена – 10 минут.

Мелкогрупповая форма занятий позволяет преподавателю построить процесс обучения в соответствии с принципами дифференцированного и индивидуального подходов.

Занятия подразделяются на аудиторные занятия и самостоятельную работу.

Цель и задачи учебного предмета «Композиция прикладная»

Целью учебного предмета «Композиция прикладная» является художественно-эстетическое развитие личности и приобретение ею в процессе освоения предмета художественно-исполнительских и теоретических знаний, умений и навыков.

Задачи учебного предмета:

Обучающие: 

  • обучение основным законам, закономерностями, правилами и приемами декоративной композиции;
  • обучение применять полученные знания о выразительных средствах композиции (ритм, линия, силуэт, цвет, тональная пластика, контраст) в композиционных работах;
  • формирование способности понимать принципы создания предметов декоративно-прикладного искусства.

Развивающие: 

  • развивать художественный вкус, фантазию, пространственость, творческое воображение;
  • развивать познавательную и творческую активность;
  • развивать мелкую моторику, точность движения рук, аккуратность при выполнении практического задания.
  • развить колористическое видение;
  • развить художественный вкус, способности видеть и понимать прекрасное;
  • сформировать организационно-управленческие умения и навыки (планировать свою деятельность; определять её проблемы и их причины; содержать в порядке своё рабочее место).

Воспитывающие:

  • воспитывать внимание, аккуратность, трудолюбие, доброжелательное отношение учащихся друг к другу, сотворчество;
  • воспитывать у ученика интерес к искусству и занятиям художественным творчеством;
  • воспитывать эстетический вкус.

Обоснование структуры программы «Композиция прикладная»

Обоснованием структуры программы являются федеральные государственные требования, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

  • сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;
  • распределение учебного материала по годам обучения;
  • описание дидактических единиц учебного предмета;
  • требования к уровню подготовки учащихся;
  • формы и методы контроля, система оценок;
  • методическое обеспечение учебного процесса.
  • В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

 Для достижения поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

  • словесный (объяснение, разбор, анализ и сравнение вариантов изобразительного материала);
  • наглядный (показ, демонстрация произведений известных художников и лучших образцов заданий, выполненных учащимися);
  • практический (зарисовки с натуры и творческие упражнения, подробная проработка отдельных деталей задания и последующая организация композиции целого листа);
  • самостоятельная работа (сбор натурного материала, разработка эскизных вариантов заданий);
  • индивидуальный подход к каждому ученику с учетом возрастных особенностей, работоспособности и уровня подготовки.

Предложенные методы работы с группой в рамках предпрофессиональной образовательной программы являются наиболее продуктивными при реализации поставленных целей и задач учебного предмета и основаны на проверенных методиках и сложившихся традициях художественного образования.

Описание материально-технических условий реализации учебного предмета «Работа в материале - Керамика»

Материально-техническая база Детской школы искусств соответствует санитарным и противопожарным нормам, нормам охраны труда.

Учебные аудитории, предназначенные для реализации учебного предмета «Работа в материале - Керамика» имеют площадь не менее 33,9 кв. оснащенные учебной мебелью: доска (1шт), пробковая доска (1шт), учебные столы (5 шт), стулья(10шт), стеллажи (5 шт), шкаф (3шт), натюрмортные столы (1 шт), софиты (2 шт), компьютер (1шт), муляжи (фрукты, овощи) , раковина (1шт), доски для лепки, стеки, демонстрационный материал (гипсовые, керамические, пластилиновые изделия), турнетки (6 шт).

Учебный кабинет оснащен специализированными материалами (иллюстративные материалы, наглядные пособия и демонстрационные изделия) по темам учебного предмета.

В детской школе искусств имеется выставочный зал, библиотека, натюрмортный и методический фонд. Помещения звукоизолированы и своевременно ремонтируются.

II.    CОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «КОМПОЗИЦИЯ ПРИКЛАДНАЯ»

Предмет «Композиция прикладная» - это связующее звено между учебными предметами «Рисунок», «Живопись» и «Работа в материале». Многим учащимся трудно дается переход от законов и принципов изображения объектов в реалистическом искусстве к пониманию и созданию их декоративной выразительности в рамках предмета «Работа в материале». Поэтому содержание учебного предмета нацелено на развитие восприятия и понимания языка декоративного искусства, на развитие способностей понимать и применять в учебной и творческой работе принципы создания предметов декоративно-прикладного искусства.

Содержание учебного предмета «Композиция прикладная» разработано с учетом возрастных особенностей детей, а также с учетом особенностей их пространственного мышления и включает в себя практическую и самостоятельную части.

Предмет «Композиция прикладная» включает в себя четыре раздела:

  • стилизация;
  • основы общей композиции;
  • орнамент;
  • цветоведение.

В разделе «Стилизация и трансформация формы» учащиеся работают с растительными, животными и другими природными формами, а также с формами и предметами окружающей среды.  В разделе «Основы общей композиции» учащиеся знакомятся с законами и правилами составления композиции, в каждом классе задачи усложняются. В разделе «Орнамент» в пятом классе учащиеся знакомятся с правилами построения замкнутого орнамента. В разделе «Цветоведение» учащиеся знакомятся с законами составления цветовых гармоний (от ахроматических до полихромных сложных цветовых тем).

Все темы связаны между собой и имеют интегрированные основы.

Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.

Учебно-тематический план

В данной программе предложен пример учебно-тематического плана с объемом часов, соответствующим объему, предложенному при реализации предпрофессиональной программы «Композиция прикладная» с нормативным сроком обучения 5 лет.

Третий год обучения 6 класс

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени в часах

Максимальная учебная нагрузка

Самост. работа

Аудиторные занятия

Раздел 1. Основы декоративно –прикладной графики

1.1.

Стаффаж

Урок

6

4

2

1.2.

Силуэтная графика

Урок

6

4

2

1.3.

Диатипия-разновидность монотпии

Урок

6

4

2

1.4.

Линогравюра

Урок

9

6

3

Раздел 2. Цветоведение

2.1.

Цветовая пара. Контрасты

Урок

9

6

3

2.2.

Цветовая пара. Нюансы

Урок

9

6

3

Раздел 3. Стилизация природных форм

3.1.

Стилизация подводного мира

Урок

9

6

3

3.2.

Стилизация натюрморта

Урок

9

6

3

Раздел 4. Орнамент

4.1.

Композиционная структура сетчатого орнамента

Урок

9

6

3

4.2.

Приемы построения сетчатого орнамента с помощью вспомогательной решетки

Урок

9

6

3

Раздел 5. Декоративно-монументальное искусство

5.1.

Эскиз к панно на тему «Архитектура»

Урок

9

6

3

5.2.

Панно на тему «Архитектура»

Урок

9

6

3

Итого:

99

66

33

99

Годовые требования. Содержание разделов и тем.

Четвертый год обучения (Шестой класс)

Раздел 1. Основы декоративно –прикладной графики

1.1.Тема: Стаффаж

Познакомится с таким понятием как стаффаж. Стаффаж в пейзаже. Правила и приемы передачи фигур людей в городском пейзаже, пространстве. Работы с ограниченной палитрой. Просмотр репродукций художников и работ учащихся предыдущих лет. 

Материалы: формат А3, маркер, ручка.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий

1.2.Тема: Силуэтная графика

Создание работы по теме русских сказок и басен. Умение средствами графики создать яркий образ, передать с помощью линий, штрихов и пятен характер героев. Совершенствование навыков работы с тушью.

Материалы: формат А3, тушь.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий

1.3.Тема: Диатипия-разновидность монотипии

Знакомство с приемами и способами создания композиции в новой технике. Выражение творческого замысла с помощью доступных материалов и художественных средств. Освоение навыков работы в определенной технике.

Материалы: формат А3, масляная краска.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий

1.4.Тема: Линогравюра

Знакомство с приемами и способами создания композиции в новой технике. Выражение творческого замысла с помощью доступных материалов и художественных средств. Освоение навыков работы в определенной технике.

Материалы: линолеум, резцы, масляная краска.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий

Раздел 2. Цветоведение

2.1.Тема: Цветовая пара. Контрасты

Изучение характеристик контрастной цветовой пары:

-контраст по цвету;

-тепло - холодный контраст;

-тоновой контраст;

-комплексный контраст.

Создание коллекции сочетаний гармоничных цветовых пар. Задание может выполняться традиционно в виде таблицы. Творческое решение темы приветствуется. Подача цветовая.

Материалы: гуашь, формат А4.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий

2.2.Тема: Цветовая пара. Нюансы

Изучение характеристик нюансной цветовой пары. Сближенные пары могут быть:

-по светлоте;

-месту в спектре.

Создание коллекции сочетаний гармоничных цветовых пар. Задание может выполняться традиционно в виде таблицы. Творческое решение темы приветствуется.

Материалы: гуашь, формат А4.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий

Раздел 3. Стилизация природных форм

3.1.Тема: Стилизация подводного мира

Создание декоративной, стилизованной композиции на заданную тему в определенной форме: полоса, круг. Умение работать в выбранной цветовой гамме, демонстрация знаний о законах стилизации.

Материалы: формат А3, тушь.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий

3.2.Тема: Стилизация натюрморта

Создание декоративной, стилизованной композиции на заданную тему в определенной форме: полоса, круг. Умение работать в выбранной цветовой гамме, демонстрация знаний о законах стилизации.

Материалы: формат А3, тушь.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий

Раздел 4. Орнамент

4.1.Тема: Композиционная структура сетчатого орнамента

Изучение способов образования сетчатого орнамента.

Виды решеток:

-пересечение вертикальных и горизонтальных линий создает простую квадратную решетку. Элементы орнаментов могут располагаться в разных квадратиках решетки;

-сжатие решетки по вертикали или горизонтали превращает квадраты в прямоугольники, деформирует вписанные в них элементы;

-превращение исходной квадратной решетки в ромбы и далее - в треугольники;

-шесть равных треугольников образуют шестиугольную решетку.

Орнаментальная симметрия является основным принципом любого сетчатого орнамента.

Вычерчивание решеток для сетчатого орнамента. Создание трех вариантов сетчатого орнамента на основе выбранных решеток.

Материалы: гуашь, формат А4.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий

4.2.Тема: Приемы построения сетчатого орнамента с помощью вспомогательной решетки

Изучение способа создания сетчатого орнамента с использованием вспомогательных решеток.

Простейший, но весьма неожиданный результат удастся получить, если вписать большой квадрат в девять маленьких квадратиков вспомогательной решетки. Получится необычный мозаичный орнамент. После того, как сетка убрана, понять приемы мозаичного орнамента непросто. Формы, вписываемые в квадрат с помощью вспомогательной решетки, весьма многообразны. Подача графическая.

Материалы: формат А4, фломастеры, тушь.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий

Раздел 5. Декоративно-монументальное искусство

5.1.Тема: Эскиз к панно на тему «Архитектура»

Создание композиции с использованием стилизованного архитектурного мотива, воплощающего образ выбранного города, его особенностей и колорита. Приобретение навыков стилизации архитектурных форм.

Материалы: гуашь, формат А3.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий

5.2.Тема: Панно на тему «Архитектура»

Создание аппликативной композиции с использованием бумаги и картона, воплощающего образ выбранного города, его особенностей и колорита.

Материалы: клей, ножницы, цветная бумага.

Самостоятельная работа: закрепление пройденного материала в альбоме домашних заданий.

III. ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ

Уровень подготовки учащихся является результатом освоения программы учебного предмета «Композиция прикладная», который предполагает формирование следующих знаний, умений, навыков, таких как:

знать:

  • основные законы общей композиции;
  • способы построения линейного орнамента;
  • основные характеристик цвета;
  • основные приемы стилизации растительных форм;
  • понятия и термины, используемых при работе над композицией.

уметь:

  • уравновешивать основные элементы в листе;
  • создавать линейный орнамент по заданной схеме;
  • перевести простые растительные формы в декоративные.

владеть:

  • техниками работы гуашью, аппликацией, графическими техниками.

IV. ФОРМЫ И МЕТОДЫ КОНТРОЛЯ. СИСТЕМА ОЦЕНОК

Аттестация: цели, виды, форма, содержание

Контроль знаний, умений и навыков учащихся обеспечивает оперативное управление учебным процессом и выполняет обучающую, проверочную, воспитательную и корректирующую функции.

Текущий контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет в виде проверки самостоятельной работы учащегося, обсуждения этапов работы над композицией, выставления оценок и пр. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить промежуточные просмотры по разделам программы.

Формы промежуточной аттестации:

  • зачет, контрольные уроки;
  • просмотр (проводится в счет аудиторного времени).

Промежуточный контроль успеваемости учащихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, в виде зачета- просмотра по окончании первого полугодия. Оценки ученикам могут выставляться и по окончании четверти. Преподаватель имеет возможность по своему усмотрению проводить дополнительные просмотры по разделам программы (текущий контроль).

Тематика контрольных заданий в конце каждого учебного года может быть связана с планом творческой работы, конкурсно-выставочной деятельностью школы. Контрольный урок проводится в счет аудиторного времени.        

Критерии оценок

По результатам текущей, промежуточной и итоговой аттестации выставляются оценки: «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Во время объяснения новой темы перед выполнением каждого задания преподаватель ставит перед учеником конкретные задачи. В зависимости от качества выполнения этих задач оценивается работа ученика.

        Выставляется оценка:

5 (отлично) - ученик самостоятельно выполняет все задачи на высоком уровне, его работа отличается оригинальностью идеи, грамотным исполнением и творческим подходом.

4 (хорошо) - ученик справляется с поставленными перед ним задачами, но прибегает к помощи преподавателя. Работа выполнена, но есть незначительные ошибки.

3 (удовлетворительно) - ученик выполняет задачи, но делает грубые ошибки (по невнимательности или нерадивости). Для завершения работы необходима постоянная помощь преподавателя.

2 (неудовлетворительно) - выставляется за плохое усвоение материала, а не за отсутствие знаний. Неудовлетворительный результат показывает, что ученик знаком с учебным материалом, но не выделяет основные положения, допускает существенные ошибки, не самостоятелен.

V. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА

Методические рекомендации преподавателям

        Для успешного достижения результата в освоении программы по предмету «Композиция прикладная» необходимы следующие учебно-методические материалы:

  • таблицы по темам: орнамент; цветоведение; стилизация; основы общей композиции;
  • наглядные пособия;
  • методические пособия;
  • папки практических заданий, сформированные по темам;
  • фонд лучших работ учащихся по разделам и темам;
  • портфолио ученических работ по темам;
  • видеоматериал;
  • интернет – ресурсы;
  • презентационные материалы по тематике разделов.

Ввиду небольшого количества часов, отведенных на предмет «Композиция прикладная», работа над композицией ведется, в основном, за пределами учебных аудиторных занятий. Во время аудиторных занятий проводятся: объявление темы, постановка конкретных задач, просмотр аналогов, создание форэскизов, цветовых или тональных эскизов, проработка утвержденных вариантов, индивидуальная работа с каждым учеником.

Предложенные в настоящей программе темы заданий по композиции следует рассматривать как рекомендательные. Это дает возможность педагогу творчески подойти к преподаванию учебного предмета, применять разработанные им методики; разнообразные по техникам и материалам задания.

Задания по предмету «Композиция прикладная» необходимо рассматривать не как абстрактные упражнения, а как мини композиции на заданную тему. Необходимо формировать у учащихся культуру выполнения работ небольшого размера. Все выполненные варианты заданий по теме необходимо композиционно грамотно размещать на одном формате. Работы сопровождаются небольшими надписями на лицевой или обратной стороне, которые содержат теоретические комментарии. Работы собираются в отдельную папку и служат индивидуальным учебным пособием для учащихся на протяжении всего образовательного периода. Выполненные работы могут быть использованы как эскизы для дальнейшей разработки в рамках предмета «Работа в материале».

В процессе работы педагог должен помогать детям с выбором темы работы. При всей углубленности и широте задачи она должна быть вполне доступна именно данному ученику.

После выбора темы и ее графического подтверждения начинается индивидуальная работа с каждым учащимся. Это и поиски решений, и, если нужно, обращение к справочному материалу, литературе по искусству. Полезно делать зарисовки, эскизы, этюды, даже копии с произведений мастеров, выстраивая графический ряд, затем, если работа задумана в цвете - ее колористическое решение.

Комментарии к разделам и темам

Раздел 1. Стилизация

Третий год обучения (Шестой класс)

Данный раздел включает в себя систему заданий пошаговой трансформации и стилизации растительных форм. Предложенные способы работы с формой учащийся легко сможет применять при работе с любыми другими объектами. На основе первоначальных натурных зарисовок, с помощью ряда условных приемов (изменение пропорций относительно осевых, пропорциональное изменение элементов внутри объекта, приведение изображаемого объекта к простейшим геометрическим формам) происходит создание новой декоративной формы. Особенно это важно для орнамента, где стилизация превращает объект изображения в мотив узора.

Итогом работы в разделе может быть графическая серия небольших работ или единая композиция.

Раздел 2. Основы обшей композиции

Третий год обучения (Шестойй класс)

Данный раздел включает в себя цикл упражнений, который в простой и доходчивой форме знакомит учащихся с выразительными средствами композиции (пятном, линией, штрихом), показывает основные приемы и правила композиционного построения.

Овладение приемами и правилами композиции происходит при размещении простейших геометрических фигур на плоскости. Практическая работа состоит из ряда линейных (аппликативных) упражнений. В этих заданиях под контролем педагога учащимся дается возможность в очень простой форме попытаться овладеть такими приемами и свойствами композиции как масштабность, равновесие, пропорциональность, зрительный центр, ритм, симметрия, асимметрия, статика, динамика.

Раздел 3. Орнамент

Третий год обучения (Шестойй класс)

Данный раздел знакомит учащихся с видами замкнутого орнамента (геометрический, растительный, зооморфный и т.д.). Принципами построения орнамента являются: повторение, инверсия (обратное расположение), чередование, симметрия. Этими знаниями они овладевают в процессе практической работы.

Учащиеся рассматривают несколько приемов образования орнамента (зеркальная симметрия, переносная симметрия, переносная симметрия с добавлением ритма в пределах ряда), изучают примеры узорообразования с помощью сдвига рядов, зеркального отражения рядов, зеркального отражения «зеркальной» пары, комбинации сдвига рядов и зеркального отражения. Учащиеся фиксируют основные схемы построения орнамента.

Итогом является выполнение орнамента в полосе.

Раздел 4. Цветоведение

Третий год обучения (Шестойй класс)

В этом разделе учащиеся знакомятся с цветовым кругом. Цикл специальных заданий знакомит учащихся с цветом как художественным материалом.

Учащиеся должны усвоить такие характеристики как цветовой тон, светлота и насыщенность. Этими знаниями они овладевают в процессе практической работы.

Наряду с цветовым тоном, светлотой и насыщенностью цвет может вызывать не только цветовые ощущения, а другие, например: свежести, легкости.

Каждое задание включает себя создание колористической шкалы из  7-9 оттенков заданного диапазона (основные группы цветов, теплые и холодные, насыщенные и ненасыщенные выступающие и удаляющиеся и т.д.).

Цветовая шкала может выполняться в необычной форме, например, листа, дерева, разделенного горизонтальными полосками, или бабочки.

Выбранная форма повторяется из задания в задание. Форма обводится по шаблону, вырезанному на первом уроке. Также возможно эти задания выполнить традиционно. В этом случае все цветовые варианты растяжек могут быть размещены на одном листе формата.

Итоговое задание по теме – это цветовое решение на основе стилизованного ранее природного объекта.

Рекомендации по организации самостоятельной работы учащихся

Самостоятельная (внеаудиторная) работа может быть использована на выполнение домашнего задания детьми, посещение ими учреждений культуры (выставок, галерей, музеев и т. д.), участие детей в творческих мероприятиях, конкурсах и культурно-просветительской деятельности образовательного учреждения.

Самостоятельные работы по композиции просматриваются преподавателем еженедельно. Оценкой отмечаются все этапы работы: сбор материала, эскиз, итоговая работа. Необходимо дать возможность ученику глубже проникнуть в предмет изображения, создав условия для проявления его творческой индивидуальности.

VI. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ И СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ

Список методической литературы

1. Бердник Т.О., Неклюдова Т.П. Дизайн костюма. Ростов-на-Дону, «Феникс» 2000

2. Береснева В.Я., Романова Н.В. Вопросы орнаментации ткани. М.: «Легкая индустрия», 1977

3. Голубева О.Л. Основы композиции». М.: Издательский дом искусств, 2004

4. Груздев В.В. Метод освоения некоторых понятий композиции. - В кн.: Преподавание спецдисциплин на художественно-графических факультетах педагогических институтов. Курск, КПИ, 1978

5. Енин А.А. Обухов И.Б. Основы композиции.

http://library.fentu.ru/book/arhid/osnovkompoz/index.html

6. Зайцев А. Наука о цвете в живописи. М.: «Искусство»1986

7. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981

8. Панксенов Г.И. Живопись форма, цвет, изображение. М.: «Академия», 2008

9. Практическое цветоведение. МГПИ. Пособие для студентов  художественно– графического факультета. М., 1985

Список учебной литературы

1. Бесчастнов Н.П. Изображение растительных мотивов. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2004

2. Бесчастнов Н.П. Графика натюрморта. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2008

3. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005

4. Бесчастнов Н.П. Черно-белая графика. М.: Гуманитарный издательский центр «Владос», 2005

5. Даглдиян К.Т. «Декоративная композиция» / Ростов-на-Дону,  «Феникс», 2008

6. Логвиненко Г.М. Декоративная композиция. М: «Владос», 2008

7. Орнаменты народов мира. СПб, «Кристалл»,1998

8. Сокольникова Н.М. Основы композиции. Обнинск, 1996

9. Халдина Е.Ф. Композиция в дизайне среды. Челябинск, 2007

Средства обучения

-материальные: учебная аудитория, наглядные пособия, мебель, натюрмортный фонд;

- наглядно-плоскостные: наглядные методические пособия, плакаты, фонд работ учащихся и преподавателя, настенные иллюстрации, магнитная доска;

-демонстрационные: муляжи, демонстрационные модели, натюрмортный фонд;

-электронные образовательные ресурсы: учебники, сетевые образовательные ресурсы;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудиозаписи.