Конспект урока изо "Филимоновская игрушка"

Гагиковна Лусине Маркосян
Филимоновская игрушка
Программное содержание:
Цель: ознакомление детей с особенностями и этапами изготовления
филимоновской игрушки и историей возникновения этого промысла.
Задачи:
Обучающая: Расширить представление о ремесле игрушечных дел мастеров
Развивающая: Развивать у детей чувство цвета, формы, развивать
воображение и творчество.
Воспитательная: Воспитывать интерес и любовь к народному искусству,
уважение к труду народных мастеров, гордость за свою Родину, воспитывать
эстетическое восприятие произведений искусства
Материалы к занятию: игрушки и предметы разных росписей (гжель,
хохлома, городецкая, дымковская), географическая карта, филимоновская
игрушка, иллюстрации этапов ее изготовления , пособие «Здравствуй мир»,
компьютер.
Методы:
- наглядные: рассматривание иллюстраций, показ;
- словесные: рассказ, вопросы, художественное слово;
- практические: выполнение заданий; изобразительная деятельность.
Ход занятия:
Мотивационный этап:
Приветствие.
Предлагаем детям встать в круг, посмотреть друг на друга, улыбнуться, игра
«Дружба»
Игра «Дружба»
Добрый день, мой милый друг (рукопожатие)
Посмотри-ка ты вокруг (поворачивание головы из стороны в сторону)
Здесь есть ты (кладем правую руку на плечо соседа)
Здесь есть я (кладем правую руку к себе на грудь)
Будем вместе (беремся за руки с соседом)
Жить (хлопаем в ладоши)
Дружить (соединяем руки ладонями)
У вас сейчас хорошее настроение? Давайте с таким настроением и начнем
наше занятие.
Подходите к столу. Давайте вспомним, в гостях, у каких мастеров мы с вами
побывали в прошлый раз? (гжель, хохлома, городецкая, дымковская) –
молодцы, все вспомнили.
Ориентировочный этап:
А сейчас я вам предлагаю рассмотреть картинки и подумать как
изготавливается филимоновская игрушка ( ИГРА «Расставь по порядку»
расскажи, как изготавливалась филимоновская игрушка (пособие))
(затруднение при выполнении задания: дети уже знают о процессе лепки,
обжига и росписи, но не знают, как добывается глина)
Есть под Тулой, деревенька Филимоново зовут
И живут там мастерицы,
Что добро в дома несут,
А добро там не простое,
И не злато, серебро,
Филимоновской игрушкой называется оно.
Сегодня мы отправимся в деревню Филимоново - живописный уголок
Тульской области (приблизительно показать на карте) Местность эта богата
глиной, потому- то и родился здесь такой промысел – глиняные свистульки.
Исполнительский этап:
1 Где же и как берут такое количество нужной глины? (ответы детей)
(Дети рассматривают иллюстрации) Что бы глину достать, надо вырыть
колодец. Давайте заглянем в него. Что мы увидим в колодце? Видно там дно?
(ответы детей) Дна не видно. Тьма. Если бросишь камешек в колодец, то не
услышишь, как он упадет на дно. - Как вы думаете почему? (ответы детей)
Колодец глубок, да и дно у него глиняное, мягкое.
Вниз спускаются два человека, зажигают свечку и набирают в ведра глину.
Наверх ведра поднимают тоже двое, приспособив для этого колесо (в
качестве иллюстрации работы колеса можно использовать необходимые
детали металлического конструктора)
Достают глину только зимой. Летом же в колодце просто не хватает воздуха,
и людям нечем дышать. Глина бывает разного цвета и красная и белая.
Есть такая легенда:
Вечером, когда никого нет, купается в речке красавица-русалка. В волосах у
нее 2 заколки: красное солнце и белая луна. Сияют солнечные и лунные лучи
и, словно иглы, прокалывают землю. Куда солнечные лучи достанут –
красная глина, куда лунные – там белая
2 А сейчас мы с вами по подробнее узнаем о свойствах глины и как
создаются филимоновские игрушки. Присаживайтесь на стульчики
(рассказ сопровождается показом слайдов)
Природные свойства местной глины, на редкость пластичной и жирной,
отразились на облике игрушки. Поскольку Филимоновская глина при
просушке быстро покрывается трещинами, ее все время приходится
заглаживать мокрой рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигурки.
Пластичность глины позволяет сохранить в лепке удлинѐнные пропорции.
Фигурки собак, козлов, коней одинаковы. Наличие или отсутствие рогов, их
форма (например, у барана – круглые завитки, у коровы большие загнутые
вверх) позволяют отличить одно животное от другого.
Филимоновские барышни часто держат под мышкой птицу-свистульку.
Готовые игрушки несут к земляным печам, которые устроены в овраге близ
деревни. Ставят их ряд за рядом на березовые поленья. Дров много и горят
они долго и сильно. Игрушки раскаляются в печи сначала докрасна, потом до
бела, т.е. раскаленные добела игрушки более горячие, чем раскаленные
докрасна, сильнее раскалить их уже нельзя.
Техники изготовления дымковской и филимоновской игрушек очень похожи.
Различия в том, что готовые изделия после обжига не забеливаются, а
роспись наносится на естественный цвет глины.
Физкультминутка:
3 Вот так создаются филимоновские игрушки, а сейчас мы с вами
посмотрим как же их раскрашивают. Пересаживаемся столы (на столах
раскраски)
(воспитатель рассказывает, как оформляли филимоновские игрушки, рассказ
сопровождается показом иллюстраций)
В росписи филимоновской игрушки применяются краски на яичном желтке .
расписываются не кисточкой, гусиным пером, потому что краска к чистой
глине пристает только с гусиного пера. Белый цвет сочетают с малиновым,
зеленым, лимонно-желтым. Для прочности и блеска окрашенные изделия
смазывают белком.
Животные или птицы окрашиваются по определенной схеме поперек
туловища и шеи идут, чередуясь разноцветные полосы, и только голова
окрашивается одним, чаще зеленым цветом. В раскраске человеческих
фигурок – барынь и кавалеров – меньше всего внимания уделяется лицам,
зеленые, черные, или синие мазки и точки изображают брови и глаза,
малиновый штрих – рот. Главное наряд : ярчайшая малиновая кофта, зеленая
шляпа и пестрая, вся покрытая небрежно , лихо написанными узорами юбка.
В орнаменте нет строгой герметичности : желтые красные, зеленые
штриховки, веточки, звездчатые розетки, овальные листики, пятна, иногда в
веселом беспорядке разбросанные по фону, разновеликие, неровные,
небрежно намазанные, создают броский, прозрачный декор.
Вот мы с вами и узнали, как оформляют филимоновские игрушки, а теперь
мы с вами представим себя народными мастерами и сами попробуем их
раскрасить.
Ох и славные игрушки
Из старинной деревушки.
Там леса, луга, поля,
Расчудесная земля!
По полосочкам красивым
Ты узнаешь их всегда:
Жёлтый, красный и зелёный –
Очень яркие цвета. (чтение стихотворения пока дети русуют)
(Какие красивые игрушки у вас получились).
Рефлексивный этап:
Оставьте на столах свои рисунки, пусть они высыхают, а мы с вами
пересаживаемся на стульчики и посмотрим на рисунки. Сможем ли мы
теперь правильно расставить их по порядку и рассказать, как изготавливается
филимоновская игрушка (да, можем), дети расставляют картинки в
правильной последовательности и рассказывают о создании филимоновской
игрушке
Перспективный этап:
В следующий раз мы с вами попробуем слепить такую игрушку из глины или
пластилина.