Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Подарки из бисера"

Чернышева Марина Леонидовна

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Подарки из бисера" реализуется в рамках художественной направленности и ориентирована на творческую самореализацию личности и нравственное совершенствование через искусство бисероплетение.  

Скачать:


Предварительный просмотр:

      Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

                                             «Центр детского творчества»

C:\Users\user\Documents\Скан\тит лист Чернышева.jpg

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа

 «Подарки из бисера»

реализуется за счет средств ПФДО

1 уровень

Направленность: художественная

Возраст обучающихся: 7-18 лет

                                                  Составитель: Чернышева Марина Леонидовна,

                                                  педагог дополнительного образования,

                                                  высшая квалификационная категория

г. Пыть –Ях,

2024

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

  1. Пояснительная записка,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 3
  1. Актуальность,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 4
  2. Новизна,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 4
  3. Педагогическая целесообразность,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 5
  4. Отличительная особенность программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 5
  5. Организация образовательного процесса,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 6
  6. Виды занятий,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 6
  7. Методы обучения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 7
  8. Формы обучения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 7

       1.2.  Цель и задачи программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 8

       1.3. Содержание программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 9

1.3.1. Учебный план  обучения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 9

1.3.2. Содержание учебного плана обучения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 10

1.3.3. Календарно-тематическое планирование обучения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 12

1.3.4. Планируемые результаты по окончании обучения,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 16

1.3.5. Календарный учебный график,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 16

Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Формы аттестации и оценочные материалы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,17

2.2.Условия реализации программы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 23

 2.2.1. Материально-техническое обеспечение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 24

 2.2.2. Учебно-методические материалы,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 24

 2.2.3. Кадровое обеспечение,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 25

        2.3. Литература,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,,, 26

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»  

  1.  Пояснительная записка программы

        Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подарки из бисера» реализуется в рамках художественной направленности и ориентирована на творческую самореализацию личности и нравственное совершенствование через искусство бисероплетения.

         Для овладения детьми искусством бисероплетения необходимо создание творческой среды, которая способна обеспечить развитие внутреннего деятельного, творческого потенциала обучающегося. Одним из направлений в работе с детьми, является кружковая деятельность. Каждый человек талантлив по-своему, у каждого есть значительный творческий потенциал. Но возможность творить – это не талант, а умение, которое каждый может развить в себе. В процессе творчества, созидания прекрасных изделий из бисера дети испытывают яркие, насыщенные эмоции и желание преподнести свое творение близким, дорогим сердцу людям в качестве подарка.

        Бисероплетение – забытое искусство, в последние годы находит все больше поклонников. Искусство изготовления изделий из мелких бусин, бисера и стекляруса, один из очень интересных видов народного творчества. Работа с бисером развивает художественный вкус, воспитывает терпение, приучает к аккуратности и в конечном итоге приносит огромное удовольствие.

         Из бисера можно выполнять необычные изделия: сувениры, картины, букеты, панно, броши, бутоньерки, деревья, которые могут стать приятным маленьким подарком друзьям и близким или прекрасным дополнением к обстановке дома, придавая жилищу неповторимую индивидуальность, порадовать своей красотой и долговечностью, неувядающими яркими красками

        Программа «Подарки из бисера» направлена на развитие творческих способностей и художественного, эстетического вкуса, воображения и фантазии детей, знакомство с декоративно-прикладным искусством. Изучая программу, обучающиеся научатся правильно подбирать и сочетать цвета, применять различные техники бисероплетения для построения композиции, выполнять сложные техники бисероплетения и создавать сложные изделия из бисера.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Подарки из бисера» составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования:

  • Закон от 31.07.2020 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» по вопросам воспитания».
  • Федеральный проект «Успех каждого ребенка» (утвержден на заседании проектного комитета по национальному проекту "Образование" 07.12.2018, протокол № 3).
  • Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 29.05.2015 № 996-p.
  • Концепция развития дополнительного образования детей до 2030 года / Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31.03.2022 № 678-р.
  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 23.08.2017 № 816 «Об утверждении Порядка применения организациями, осуществляющими образовательную деятельность, электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ».
  • Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 05.05.2018 № 298 «Об утверждении профессионального стандарта "Педагог дополнительного образования детей и взрослых"».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 27.07.2022 № 629 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам» (далее — Порядок).
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 13.03.2019 № 114 «Об утверждении показателей, характеризующих общие критерии оценки качества условий осуществления образовательной деятельности организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, образовательным программам среднего профессионального образования, основным программам профессионального обучения, дополнительным общеобразовательным программам».
  • Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 03.09.2019 № 467 «Об утверждении Целевой модели развития региональных систем дополнительного образования детей» (далее - Целевая модель).
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил CП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи».
  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685- 21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания»

1.1.1. Актуальность программы заключается в том, что на основе приобретенных навыков работы с бисером, дети научатся изготавливать изделия из бисера, не просто копируя работы мастеров, а создавать новые композиционные и художественные разработки, тем самым развивая свои творческие возможности. Работа с обучающимися строится на взаимосотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности ребенка. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности ребѐнка.  

        1.1.2. Новизна заключается в том, что изучение программы нацелена на достижение ребёнком такого уровня, который позволит ему самостоятельно создавать художественные изделия используя знакомые техники низания. Эта работа предусматривает дифференцированный подход к детям разного возраста как при выборе материала (бисер разного размера, качества; бусины, фурнитура), так и при выборе схем изделий (дети более старшего возраста могут выбрать более сложные и трудоемкие изделия). Схемы изделий разработаны с учетом возрастных особенностей ребенка и собраны в тематические подборки. У обучающихся развивается творческий, нестандартный подхода к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы, необходимых материалов для изготовления изделий.   

       1.1.3.  Педагогическая целесообразность Содержание программы обучает детей при создании собственного изделия, при изучении и анализе работы мастеров прошлого и настоящего, обращать внимание на следующие факторы: назначение изделия; его форму; технику плетения; узор (орнамент); цветовую гамму бисера. Все перечисленное в сочетании с высоким качеством исполнения определяет художественную ценность изделия.

   Работа по созданию бисерного изделия требует от детей усидчивости, терпения, трудолюбия. Они учатся планировать свою работу и распределять время.  Важно, что работа с бисером вырабатывает у детей умение видеть прекрасное, появляется желание самостоятельно создавать что–то красивое и необычное. В процессе изготовления художественных изделий постепенно образуется система специальных навыков и умений, развивается логическое мышление, пространственное воображение.

Бисероплетение один из перспективных путей самореализации, саморазвития. В процессе обучения осуществляются межпредметные связи с изобразительным искусством, природоведением, культурологией, историей. Программа дает возможность осуществить высокий эстетический уровень образования, так как при изготовлении изделий уделяется большое внимание художественному восприятию действительности.

  1.1.4. Отличительной особенностью данной программы является то, что она позволяет ребенку сделать самостоятельный выбор изделия, техники плетения, материала и тематики работ. По данной программе могут также заниматься дети с ограниченными возможностями здоровья. 

Обучение по программе построено по принципу доступности изложения материала, с учетом постепенного перехода от простого к сложному, с учетом индивидуальных особенностей, возможностей и интересов обучающихся. Программа расширяет знания обчающихся, помогает им выработать навык самостоятельной творческой работы, воспитывает познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

          С самого начала процесса обучения систематически проводятся инструктажи по соблюдению правил безопасности труда при работе с инструментами и проволокой. В качестве контроля усвоения материала при выполнении практического задания, педагог применяет технические обходы, индивидуальный и фронтальный инструктажи.

         Бисероплетение способствует формированию; трудолюбия, усидчивости, аккуратности, прилежности, а также планировать свою работу, распределять время. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.

   

  1.  Организация образовательного процесса
  • Направленность программы – художественная
  • Профиль – декоративно-прикладное творчество
  • Уровень программы - базовый
  • Адресат программы - возраст обучающихся 7-18 лет
  • Объем и сроки реализации- 64 часа, 4 месяца обучения
  • Форма обучения – очная, при необходимости допускается дистанционное обучение с помощью доступных мессенджеров.
  •  Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия 40 минут, перемены 10 минут.
  • По форме организации - групповые, парные в сочетании с индивидуальными занятиями
  • Состав групп - постоянный 
  • Количество обучающихся на занятии- 7-30 человек
  • Программу реализует педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории – Чернышева Марина Леонидовна.

Занятия проводятся в разновозрастных группах. Формирование групп проводится из состава всех желающих, соответствующей возрастной категории. На вводном занятии по бисероплетению дети знакомятся с инструментами, материалами, изделиями, которые будут необходимы для изучения программы. Проводится инструктаж по соблюдению техники безопасности на занятиях по бисероплетению.

      1.1.6. Виды занятия определяются содержанием программы и предусматривают теоретическое и практическое обучение, самостоятельную работу, выставку, итоговую аттестацию. Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе «Подарки из бисера» решает не только задачи художественного воспитания детей, но и развивает интеллектуально-творческий потенциал обучающихся, развитие вкуса, умение чувствовать и создавать прекрасные подарки из бисера.

1.1.7. Методы обучения:

Методы организации занятия:

  • Словесные-устное изложение, беседа, объяснение, инструктаж, творческое общение;
  • Наглядные-демонстрация презентаций, видеоматериалов, иллюстраций, схем, готовых изделий, показ педагогом приемов плетения, работа по образцу;
  • Практические- плетение по схемам, плетение по инструкционным картам;
  • Игровые- дидактические игры.

Методы деятельности обучающихся:

  • объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ, демонстрация, объяснение) направлены на формирование у детей первоначальных сведений об основных материалах, используемых в бисероплетении;
  • репродуктивные (воспроизводящие) направлены на развитие практических умений и навыков бисероплетения.
  • частично-поисковый - решение поставленной задачи совместно с педагогом в коллективном поиске,
  • мотивации и стимулирования, обучающего;
  •  контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.  
  1. Формы обучения.

Формы организации занятий: 

  • коллективная
  • групповая
  • работа в парах
  • индивидуальная.

Формы проведения занятий:

  • беседа
  • открытое занятие
  • творческая мастерская
  • мастер-класс
  • выставка
  • презентация
  • практическое занятие
  • экскурсия
  • праздник

         1.2. Цель программы: обучение детей самостоятельно создавать изделия из бисера, пользуясь готовыми схемами плетения

        Задачи:

Обучающие:

  • формирование знаний о качестве выполняемых работ;
  • обучение новым техникам бисероплетения;
  • формирование навыков самостоятельной работы по схемам для бисероплетения.

Воспитательные:

  • воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, терпения, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работ, экономичного отношения к используемым материалам.

Развивающие:

  • создание условий для развития творческих способностей, образного мышления, памяти, воображения, внимания и фантазии каждого ребёнка;
  • развитие мелкой моторики рук;
  • создание условий для формирования эстетического и художественного вкуса.

1.3.  Содержание программы

1.3.1. Учебный план

(4 часа в неделю)

№ п/п

Содержание и виды работ

Всего часов

В том числе часы

Формы

Теории

Практики

организации

занятий

аттестации/

контроля

I модуль 64 часа

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1

беседа, презентация

наблюдение, тестирование

2.

Материалы и инструменты для бисероплетения. Основные техники плетения из бисера.

4

1

3

беседа, презентация, практические упражнения

практические задания, упражнения

3

Плетение украшений различными способами.

6

1

5

беседа, презентация, практические упражнения

практические задания, упражнения

4.

Украшение интерьера: объемные изделия, цветы, деревья, картины из бисера. Творческая работа.

46

8

38

беседа, презентация, практические упражнения

практические задания, упражнения

5.

Оформление выставочных работ.

4

1

3

беседа, презентация, практическое задание

практические задания, упражнения

6.

Итоговое занятие. Выставка работ

2

-

2

мастер-класс, выставка

итоговый

Итого:

64

12

52

     1.3.2. Содержание программы учебного плана

1. Вводное занятие (2 ч.)  

Цель и задачи объединения. Режим работы. План занятий. Демонстрация изделий. Правила по технике безопасности. Организация рабочего места. Материалы, инструменты, приспособления. Качество работы.  

 2. Материалы и инструменты для бисероплетения. Техники плетения из бисера (4ч.)

 Теоретические сведения.  Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности. Ознакомление с материалами и инструментами для бисероплетения: бисер, стеклярус, рубка, бусины, леска, проволока, кусачки, ножницы. Повторение основных способов плетения бисера. Цветоведение. Цветовая гамма. Повторение основных приемов бисероплетения: параллельное и спаренное плетение, способ плетения «коралл», «скрутка», «низание дугами», «низание петлями по кругу». Освоение: «французского плетения», «петельного плетения». Наращивание проволоки. Сочетание цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма.

 Изготовление схем. (Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).

Практическая работа. Знакомство с новыми методами. Выполнение образцов.

3. Плетение украшений различными способами  (6 ч.)

Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с иглами, проволокой, леской, кусачками, ножницами. Анализ образцов украшений (кольца, браслеты, серьги). Выбор понравившейся техники плетения или нескольких техник. Техника выполнения выбранного способа или способов. Порядок выполнения работы. Выбор подходящего бисера. Цветовое решение. Виды застёжек и фурнитуры, подходящих для выбранных украшений. Зарисовка схем для выполнения украшений и изделий.

Практическая работа.  Изготовление схемы плетения украшений и изделий выбранным способом или способами. Плетение украшений и изделий на основе личных подсчётов выбранным способом или способами. Прикрепление необходимой фурнитуры.

4. Украшение интерьера. Творческая работа (46 ч.)  

Теоретические сведения. Подготовка рабочего места, повторение правил по технике безопасности при работе с ножницами, кусачками и проволокой. Качество работ и качество соединений отдельных элементов. Демонстрация предметов интерьера, выполненных различными способами плетения бисером, бусами, стеклярусом. Объемные фигурки из бисера, картины, цветы и многое другое создают в доме уют и приподнятое настроение. Выбор подходящего варианта для воплощения собственных замыслов: как конструкции в целом, так и отдельных элементов. Выбор техники плетения. Подбор бисера нужного цвета и нужной формы, а так же проволоки или лески для работы. Подбор необходимых для работы инструментов и материалов. Анализ предметов интерьера, сплетенных из бисера. Порядок изготовления выбранных работ. Приёмы бисероплетения, используемые для изготовления выбранных работ. Цветовое и композиционное решение. Применение выбранной работы в быту.

  Практическая работа. Выполнение отдельных элементов выбранной работы. Соединение всех частей. Оформление композиции.

5. Оформление выставочных работ. (4 ч.)

Оформление работ в рамке, в корзине, на подставке.

6. Итоговое занятия. (2 ч.)

Проведение мастер- класса обучающимися. Организация выставок лучших работ. Обсуждение результатов выставок, подведение итогов, награждение.

    1.3.3. Календарно-тематическое планирование

№ занятия

Дата занятия

Количество часов

Тема занятия

Количество часов

план

факт

теории

практики

I модуль

1

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

2

2

Основные способы плетения.

1

1

3

2

Применение основных техник плетение при изготовлении изделий из бисера

-

2

4

2

Плетение колец по схеме.

1

1

5

2

Плетение браслетов по схеме.

-

2

6

2

Плетение сережек  по схеме.

-

2

7

2

Выполнение плоского изделия по схеме.

1

1

8

2

Выполнение плоского изделия по схеме.

-

2

9

2

Выполнение плоского изделия по схеме.

1

1

10

2

Выполнение плоского изделия по схеме.

-

2

11

2

Цветы из бисера. Цветовое решение. Разбор схемы.

1

1

12

2

Выполнение цветов по схеме.

-

2

13

2

Выполнение цветов по схеме.

-

2

14

2

Выполнение листиков по схеме.

-

2

15

2

Сборка изделия.

1

1

16

2

Цветы из бисера. Цветовое решение. Разбор схемы.

1

1

17

2

Выполнение цветов по схеме.

-

2

18

2

Выполнение цветов по схеме.

-

2

19

2

Выполнение листиков по схеме.

-

2

20

2

Сборка изделия.

-

2

21

2

Изготовление объемной фигурки. Разбор схемы. Цветовая гамма.

1

1

22

2

Выполнение объемного изделия по схеме.

-

2

23

2

Выполнение объемного изделия по схеме.

-

2

24

2

Сборка изделия. Прошивание.

-

2

25

2

Изготовление объемной фигурки. Разбор схемы. Цветовая гамма.

1

1

26

2

Выполнение объемного изделия по схеме.

-

2

27

2

Выполнение объемного изделия по схеме.

-

2

28

2

Сборка изделия. Прошивание.

-

2

29

2

Оформление выставочных работ.

1

1

30

2

Оформление выставочных работ.

1

1

31

2

Итоговая аттестация

-

2

32

2

Итоговое занятие. Выставка работ.

-

2

Итого:

64

12

52

1.3.4.  Планируемые результаты по окончании обучения. 

Предметные:

- получение знаний о правилах и порядке создания изделий из бисера;

- получение знаний об основных характеристиках качества создаваемого изделия из бисера;

- применение полученных знаний и умений в процессе выполнения творческих работ;

- уметь работать с различными материалами и инструментами при создании изделий из бисера;

- уметь гармонично сочетать цвета при создании изделий из бисера;

- уметь самостоятельно составлять схемы изделий разной сложности.

Метапредметные:

Познавательные:

- знать об основных характеристиках цвета и закономерностях цветовых сочетаний;

- уметь осуществлять поиск необходимой информации с помощью литературы и интернет ресурсов;

- уметь самостоятельно включаться в творческую деятельность;

- уметь самостоятельно составлять и читать схемы плетения. 

Регулятивные:

- уметь планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;

- уметь осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

- уметь адекватно воспринимать словесную оценку учителя;

- уметь готовить рабочее место и убирать его по окончанию работы;

- уметь выполнять практическую работу по предложенному плану;

- доводить начатую работу до конца;

- уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и характере сделанных ошибок.

Коммуникативные:    

- уметь оценивать результаты своей работы с помощью содержательных критериев;

- уметь публично обсуждать и отстаивать свои идеи и результаты творческой деятельности;

- уметь задавать вопросы;

- уметь оказывать взаимопомощь, доброжелательно и уважительно строить свое общение со сверстниками и взрослыми.

Личностные:                          

- уметь сотрудничать с взрослыми и сверстниками;

- сознательно  проявлять целеустремленность, усердие;

- уметь контролировать себя и ответственно относиться к работе;

- чувствовать уверенность в себе, верить в свои возможности; 

- уметь реализовывать творческий потенциал в собственной художественно-творческой деятельности.

1.3.5. Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «Рукодельница»

Период обучения

Дата

Количество

Режим занятий

начала занятий

окончания занятий

учебных недель

учебных дней

учебных часов

1 модуль

1 февраля

31 мая

16

32

64

2 раза в неделю по 2 часа

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

       2.1. Формы аттестации

Виды контроля:

  • предварительный (входной контроль) - выявление уровня знаний и умений обучающегося в форме индивидуального опроса или диагностики;
  • текущий - проверка проводится по окончании изучения каждой темы, с целью выявления освоения и упорядочения знаний обучающимися. Проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания;
  • итоговый - проверка выявляет уровень обученности и освоения теоретических знаний и практических умений, и навыков полученных за весь период обучения по программе и проводится в форме устного опроса и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса.

Отслеживание результативности освоения программы обучающимися, осуществляется поэтапно в течение всегообучения. После изучения каждой темы определяется уровень овладения знаниями, умениями и навыками. Инструментарием мониторинга результатов обучения являются: текущий, индивидуальный, фронтальный, контроль в виде устного опроса, тестирования, выполнения упражнений по схеме, творческого задания (изготовления изделия из бисера).  

                 Программой предусмотрено подведение итогов учебно-воспитательной работы и анализ творческих достижений, обучающихся по участию в фестивалях, выставках, конкурсах по декоративно-прикладному творчеству различного уровня.

        Оценочные материалы

Тестовые задания

для входного контроля.

Задание: Прочитайте и подчеркните правильный ответ.

  • Чем украшали себя люди в глубокой древности?

(кости и зубы животных; семена растений, камни)

  • Из какого материала изготавливают бисер?    

(стекло, камень)

  • От какого слова появилось название бисер?

(бусра или бусера – фальшивый жемчуг по-арабски)

  • Назовите родину бисера  

(древний Египет, Сирия)

Контрольные вопросы для итоговой аттестации

(теоретические знания 1 модуля обучения)

Задание: напишите ответ на вопрос.

  • Назовите основные техники работы на проволоке.
  • Назовите основные инструменты и материалы для бисероплетения.
  • Назовите способы плетения для изготовления плоских фигурок из бисера.
  • Назовите способы плетения для изготовления колец из бисера.
  • Назовите способы плетения для изготовления браслетов из бисера.

Задание:  подчеркни  правильные ответы

1. «Бусра» с арабского языка означает:

  •  фальшивый жемчуг;
  • стекло;
  •  бусы.

2. Из какого материала сделан бисер?

  •  бумага;
  •  дерево;
  •  стекло;
  •  железо;
  •  пластмасса;
  • пластилин;
  •  керамические материалы;

3. Бисер – это:

  • мелкие многоцветные бусинки со сквозным отверстием;
  •  шарики с отверстием разной формы;
  •  круглые или граненые шарики.

 4.  Какого вида бисера не существует?

  • матовый;
  •  глянцевый;
  •  зеркальный;
  •  перламутровый.

 5. Стеклярус   - это:

  •   короткие трубочки;
  •  крупные бусинки различной формы;
  • трубочки, круглые или многогранные, длиной 0,5 см. и более.

   6. Выполнение изделия начинается:

  •   с выбора бисера;
  •   с разработки конструкции изделия;
  •   с разработки технологии изготовления изделия;
  •   с разработки схемы изделия

Практическое задание для итоговой аттестации.

(практические умения и навыки за период обучения)

Выполнить задание по схеме.

 Плетение браслета по схеме

C:\Users\Марина\Desktop\349a4bd71f7247ee92b6d000bd3455f3.jpeg

Плетение колец по схеме

C:\Users\Марина\Desktop\7a62640785b43cd5eeeeaaf60e8a3b87.jpeg

Карта контроля

выполнения практического задания

группа №

Промежуточная, итоговая аттестация за 202_ - 202_ учебный год.

Цель: «Определение уровня творческого развития обучающихся»

№ п/п

ФИО обучающегося

Критерии

Итого баллов

Гармоничное сочетание бисера при выполнении изделия

Подбор цветовой гаммы

Умение читать схему

Правильно выполнить способы низания бисера

Аккуратность и чистота исполнения работы

Демонстрация мастерства

1.

2.

Итого:

Оценивается по 10-ти бальной системе.

       2.2. Условия реализации программы

2.2.1. Материально – техническое обеспечение:

  • Кабинет для проведения занятий.
  • Ученические столы , ученические стулья.
  • Шкафы или стеллажи для хранения и демонстрации работ, а также стенды для размещения наглядных пособий.
  • Экран и мультимедийный проектор.
  • Персональный компьютер.
  • Принтер.
  • Бисер разных цветов и размеров;
  • Контейнер для хранения бисера;
  • Ножницы;
  • Кусачки;
  • Проволока;
  • Тетрадь в клетку;
  • Цветные карандаши.
  • Декоративная тесьма
  • Вазочки, мини вазоны.
  • Рамки.
  • Декоративная бумага.
  • Цемент, алебастр.

      2.2.2.  Учебно-методические материалы.

 Учебно-методический материал скомплектован по следующим разделам:

  • Вводное занятие;
  • История развития бисероплетения;
  • Основы цветоведения. Цветовая гамма.
  • Техника плетения;
  • Плоские фигурки животных;
  • Объёмные фигурки;
  • Цветы из бисера;
  • Итоговое занятие.

       Для обучения используется:

  • литература для педагога и обучающихся;
  • образцы изделий;
  • схемы изделий (раздаточный материал);
  • презентации поэтапного выполнения изделий.

Изучая раздел, дети одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приобретают навыки работы с бисером, учатся пользоваться различными схемами плетения. При появлении у обучающихся затруднений в усвоении какой-либо темы, в организацию обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы.

      Основные задачи обучения: развитие творческих способностей, сенсомоторики, формирование таких человеческих качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, трудолюбие.

       2.2.3. Кадровое обеспечение

  • Заместитель директора по УВР – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
  • Заместитель директора по МР – осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
  • Педагог дополнительного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся.

2.3. Литература для педагога

1. Ануфриева М. Я. "Искусство бисерного плетения", г. Москва, издательство "Культура и   традиции", 2013 год.

2. Виноградова Е.Б. "Браслеты", г. Санкт- Петербург, издательство "Валери СПД", 2013 год.

3. Гашицкая Р.П., Левина О.В. "Волшебный бисер", г. Ростов - на - Дону,  издательство "Проф - Пресс", 2013 год.

4. Ляукина М.В. Бисер. – М.: Дрофа Плюс, 2008. – 144 с.

5.Ляукина М.В. Бисер. – М.: Дрофа Плюс, 2005. – 144 с.

6. Стольная Е. А. Цветы из дерева и бисера. – М.: «Мартин», 2006. – 124 с.

7. Ликсо Н. Л. Бисер. – Минск: Харвест, 2010. – 256 с.

8. Фицджеральд Д. Цветочные фантазии из бисера. / Пер. с англ. – М.: Мой мир, 2007. – 120 с.

9. Донателла Ч. Фантазии из бисера. – Словакия: Контент, 2006. -  

10. Шкель В.Ф. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно-методическое пособие. [электронный ресурс] – Саратов: Научная книга, 2007. – 37 с.

Литература, рекомендуемая детям

  1. Божко Л. Бисер. – [электронный ресурс] М., 2000. -118с.
  2. Куликова Л.Г., Короткова Л.Ю. Цветы из бисера: букеты, панно, бутоньерки. – М.: Издательский Дом МСП, 2001. –  356 с.
  3. Тимченко Э.А. Бисерное рукоделие. [электронный ресурс] – Смоленск: Русич, 2004. – 160 с.
  4. Ткаченко Т. Б., Стародуб К.И. Сказочный мир бисера. Плетение на проволоке. [электронный ресурс] – Ростов-на- Дону 2004. -396с.
  5. Кожевникова Г. Подарочные яйца из бисера. – М.: «Мартин», 2007. – 360 с.
  6. Федотова М.В., Валюх Г. М. Цветы из бисера. – М.: Культура и традиции, 2004. – 310 с.
  7. Белов Н.В. Фигурки из бисера. – Минск: Харвест, 2008. – 144 с.
  8. Берлина Н.А. Бисер. Игрушечки. – М.: Культура и традиции, 2003. – 49 с.
  9. Ляукина М. В. Основы художественного мастерства. Бисер. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2003. – 137 с.