«Опыт работы со слабослышащими детьми в объединении «Игрушка своими руками»

Каримова Мунавара Валиулловна

В России, в условиях перехода к инклюзивному образованию уделяется огромное внимание развитию дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ). Создание оптимальных условий для развития, воспитания, обучения детей с ОВЗ– сложная социально-педагогическая проблема, от решения которой во многом зависит судьба детей: станут ли они полноправными членами общества, способными к саморазвитию и самосовершенствованию.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                                            Выступление на РМО

                                                                           Каримова Мунавара Валиулловна

                                                                           Педагог ДО

Тема: «Опыт работы со слабослышащими детьми в объединении

«Игрушка своими руками»

В России, в условиях перехода к инклюзивному образованию уделяется огромное внимание развитию дополнительного образования детей с ограниченными возможностями здоровья (далее -ОВЗ). Создание оптимальных условий для развития, воспитания, обучения детей с ОВЗ– сложная социально-педагогическая проблема, от решения которой во многом зависит судьба детей: станут ли они полноправными членами общества, способными к саморазвитию и самосовершенствованию.

В поселке Излучинск находится Казенное общеобразовательное учреждение ХМАО-Югры «Излучинская школа-интернат», где обучаются дети с заболеванием слуха, и как следствие, нарушением речи.  Уже на первых занятиях я столкнулась с такой проблемой: дети с нарушением слуха мало говорят или дают односложные ответы, в речи наблюдается нарушение фонетического строя, пассивность. Стало понятно, что  нужно с ними разговаривать  и необходимо сначала заставить их говорить, говорить правильно, понятно для окружающих, помочь детям с ОВЗ не теряться среди сверстников с сохранным слухом. Моя задача, как педагога дополнительного образования развить у ребенка внимание, мышление, координацию, воображение, наблюдательность, зрительную и двигательную память, речь через развитие мелкой моторики рук. Недаром педагог В. Сухомлинский писал: «Ум ребенка находится на кончике его пальцев, … ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь».  

Эффективным средством развития мелкой моторики рук обучающихся являются занятия декоративно-прикладным творчеством: это - рисование, занятия лепкой, аппликацией, конструированием и т.д.

В 2013 году я прошла курсы повышения квалификации в г. Сургуте  по программе «Основы инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями». Во время прохождения курсов был представлен материал об условиях организации инклюзивного образования, проблемах и путях их решений, показан опыт зарубежных стран по внедрению инклюзии в образовательные учреждения. Проведена экскурсия по аудиториям факультета физической культуры и спорта Сургутского государственного университета, где обучают специалистов по ведению адаптивной физкультуры. Коллегами из университета были продемонстрированы видеоролики об организации и проведении занятий в инклюзивных группах.  

Пройдя курсы повышения квалификации, изучив опыт коллег, в 2013 году я начала вести работу по инклюзивному образованию в Центре.  В объединение «Игрушка своими руками» наряду с обычными детьми занимаются  обучающиеся с нарушением слуха, причем, слух был потерян или при рождении или в результате осложнений каких-либо заболеваний.  

На занятиях обучающиеся работают с разным материалом: крупой, бумагой, пластилином, тканью, природным материалом, пластиком, бисером, и тд.

При работе с крупой развивается не только мелкая моторика рук, но  и улучшается эмоциональное состояние слабослышащих детей. Здесь они любят перебирать, пересыпать с руки на руки сыпучий материал. Любят проговаривать отдельные слова с улыбкой на лице. Здесь можно с ними поиграть. Игра как раз есть - средство общения.

     Работа с бумагой: складывание, вырезание, плетение -  дает возможность ребенку проявить свою индивидуальность, воплотить замысел, ощутить радость творчества. При работе с бумагой обучающиеся знакомятся со следующими техниками: айрис-фолдинг ( Iris Folding ) –техника складывания полос цветной бумаги под углом в виде закручивающейся спирали, обрывная аппликация, аппликации из «ладошек», торцевание, квиллинг,  бумагокручение — искусство скручивать длинные и узкие полоски бумаги в спиральки, видоизменять их форму и составлять из полученных деталей объемные или плоскостные композиции. Очень часто эти техники мы используем перед праздниками. Когда ребенок, сделав,  свою работу уже не хочет  её оставлять, а уносит с собой в подарок родным и близким. Ведь она ему так дорога.

 Тренировка и моторика пальцев рук происходит также  с помощью лепки из пластилина. Лепку можно назвать не только интересным и увлекательным занятием, но и самым полезным видом творчества. Один из видов лепки, которые я использую на занятиях – это пластилинография - техника, принцип которой заключается в создании пластилином лепной картинки на бумажной, картонной или иной основе, благодаря которой изображения получаются более или менее выпуклые, полуобъёмные. Данное занятие является одним из тех, популярность которых не ослабевает со временем.

Также на занятиях я использую природный материал (шишки, семена растений, скорлупа орехов). Взяв в руки обыкновенные шишки, мы сначала их прокатываем по ладони и  проигрываем пальчиковые игры. Дети, которые слышат, сразу говорят свои  ощущения, а дети, с ОВЗ уже стараются за ними повторить и тут же прокатить по ладони соседа. Что вызывает радость на лице.  

В ходе занятий в объединении обучающиеся  часто работают с мелкими деталями, шаблонами, которые сами переводят на ткань,  на бумагу, затем вырезают их, собирают и сшивают либо склеивают. Идёт полная  сборка, какой либо продукции. Слабослышащие дети требуют индивидуальный  подход, а  я стремлюсь, чтоб они  делали изделия самостоятельно. Поэтому когда работа, не требует моей  помощи,  я стараюсь отойти. Я считаю, не нужно всё делать за них, а необходимо направлять, помогать. Надо приучать их к самостоятельности. И особенно приятно, когда обучающиеся получают отличный продукт, сделанный своими руками. При завершении работы идёт обсуждение результатов работы, общение изученного материала. Слабослышащие дети делятся впечатлениями, мнением о проделанной работе с детьми с нормальным слухом.

Важным аспектом при работе со слабослышащими детьми является  применение здоровьесберегающих технологий:

  • Пальчиковая гимнастика представляющую собой комплекс упражнений, дающий пальцам полноценный отдых, развивающий их ловкость, подвижность, включающий элементы занимательности.
  • Физкультминутка  способствует снижению утомления.

Систематическая работа по тренировке движений пальцев рук на практических занятиях объединения декоративно-прикладного творчества является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, способствуют развитию мелкой моторики рук, что очень важно для слабослышащих детей.

Занятия в объединение способствует социализации детей с ОВЗ. Они учатся общению, взаимопомощи, взаимодействию. Полученный опыт общения полезен не только детям с ограниченными возможностями, но и для обычных детей, отношение которых меняется, они становятся терпимыми, доброжелательными, стремятся помочь.

Таким образом, дополнительное образование помогает решить одну из главных проблем –социализации детей с ОВЗ через декоративно-прикладное творчество, общение со сверстниками.