Дополнительная общеобразовательная программа "Плетение цветов техникой "Тенерифе""

Чернышева Марина Леонидовна

Дополнительная общеобразовательная программа "Плетение цветов техникой "Тенерифе"" художественной направленности, разработана с целью ведения платных образовательных услуг для детей и взрослых. Данная программа ориентирована на совместное обучение родителя (законного представителя) и ребенка от 5 лет и старше, является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на всестороннее развитие гармоничной личности, формирование трудолюбия, усидчивости, познавательной активности, творческой самореализации, а также формирование семейных ценностей: взаимопонимания, взаимопомощи и сотворчество между взрослым и ребенком через выполнение изделия из цветов техникой «Тенерифе».Техника «Тенерифе» способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении речи, повышает работоспособность, внимание, умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл do_programma_tsvety_tenerife.docx341.52 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования

 «Центр детского творчества»

                                        

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая платная программа

«Плетение цветов техникой «Тенерифе»»

Возраст обучающихся: взрослые и дети от 6 лет

Срок реализации: 1 месяц

                                                Составитель: Чернышева Марина Леонидовна,

                                                            педагог дополнительного образования,

                                                            высшей квалификационной категории

г. Пыть-Ях

2024

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»

1.1        Пояснительная записка…………………………………………………..  3

1.1.1.Актуальность……………………………………………………………... 5

1.1.2.Новизна…………………………………………………………………… 5

1.1.3.Педагогическая целесообразность……………………………………… 5

1.1.4.Отличительная особенность программы ………………………………. 6

1.1.5.Организация образовательного процесса ……..……………………….. 6

1.1.6.Виды занятий …………………………………………………………….. 7

1.1.7.Методы обучения………………………………………………………… 7

1.1.8.Формы обучения ……………………………………………………...…. 7

1.2.  Цель и задачи программы ……………………………………..…..…….. 8

1.3. Содержание программы…………………………………………………... 9

1.3.1. Учебный план …………………………………………………..………. 9

1.3.2. Содержание учебного плана …………………………………..………. 11

1.3.3. Календарно-тематическое планирование ………………………….… 15

1.3.4. Планируемые результаты к концу обучения………………….……… 20

1.3.5. Календарный учебный график……………………………….………... 21

Раздел 2 программы «Комплекс организационно-педагогических условий»

2.1. Формы аттестации и оценочные материалы……………………..…….. 21

2.2.Условия реализации программы……………………………………..….. 24

2.2.1. Материально-техническое обеспечение……………………….. …… 24

2.2.2. Учебно-методические материалы……………………………………. 25

2.2.3. Кадровое обеспечение………………………………………………… 25

2.3. Литература. ……………………………………………………….…….. 26

 

Раздел 1 программы «Комплекс основных характеристик образования»  

        Пояснительная записка программы

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая платная программа «Плетение цветов техникой «Тенерифе»» художественной направленности, разработана с целью ведения платных образовательных услуг для детей и взрослых. Данная программа ориентирована на совместное обучение родителя (законного представителя) и ребенка от 5 лет и старше, является прикладной, носит практико-ориентированный характер и направлена на всестороннее развитие гармоничной личности, формирование трудолюбия, усидчивости, познавательной активности, творческой самореализации, а также формирование семейных ценностей: взаимопонимания, взаимопомощи и сотворчество между взрослым и ребенком через выполнение изделия из цветов техникой «Тенерифе».

Техника «Тенерифе» способствует развитию мелкой моторики пальцев рук, положительно сказывается на становлении речи, повышает работоспособность, внимание, умственную активность, стимулирует интеллектуальную и творческую деятельность ребенка.

Программа составлена на основе знаний возрастных, психолого-педагогических, физических особенностей детей дошкольного и старшего возраста. Работа с детьми и взрослыми строится на взаимном сотрудничестве, на основе уважительного, искреннего, деликатного и тактичного отношения к личности. Важный аспект в обучении - индивидуальный подход, удовлетворяющий требованиям познавательной деятельности обучающегося.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая платная программа «Плетение цветов техникой «Тенерифе»» составлена в соответствии с правовыми документами, регламентирующими программы дополнительного образования на платной основе:

  1. Федеральный Закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  2. Постановление Правительства РФ от 15 сентября 2020 г. N 1441 "Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг".
  3. Закон РФ от 07.02.92 N 2300-I «О защите прав потребителей».

        Актуальность программы - в создании условий для совместного изучения программы родителя и ребенка, формировании семейных ценностей,  развитии мотивации к познанию и творчеству, самореализации ребенка и родителя,  взаимодействии педагога дополнительного образования с семьей.

        Новизна заключается в том, что изучение программы нацелено на организацию совместной деятельности родителя и ребенка и направлено на развитие мелкой моторики, координации движений, гибкости пальцев, что, в свою очередь, связано с умственным и речевым развитием ребенка. Кроме того, реализация программы способствует формированию эстетического вкуса ребёнка,   развивает творческий, нестандартный подход к выполнению заданий по выбору композиций, цветовой гаммы, необходимых материалов для изготовления изделий.

        Педагогическая целесообразность выбранного направления заключается в развитии у обучающихся мускулатуры рук, мелкой моторики пальцев рук, координации движений и глазомера. Первоначальные трудности, связанные с недостаточно развитой мускулатурой пальцев рук у обучающихся в процессе работы с данными инструментами и материалами, постепенно исчезают, движения становятся лёгкими и свободными, а изделия аккуратными и изящными.

 Отличительной особенностью данной программы является то, что она построена по принципу доступности материала и построена по принципу «от простого к сложному». Тематика занятий разнообразна, что способствует творческому развитию ребенка, фантазии, самореализации. В ходе занятий, для расслабления мышц и снятия напряжения проводятся физкультминутки, гимнастика для глаз и пальчиковая гимнастика. Программа расширяет знания обучающихся, помогает им выработать навык самостоятельной творческой работы, воспитывает познавательный интерес, повышая мотивацию обучения.

          С самого начала процесса обучения систематически проводятся инструктажи по соблюдению правил безопасности труда при работе. В качестве контроля усвоения материала при выполнении практического задания, педагог применяет технические обходы, индивидуальный и фронтальный инструктажи.

         Плетение цветов техникой «Тенерифе» способствует формированию; трудолюбия, усидчивости, аккуратности, прилежности, а также планировать свою работу, распределять время. Изготовление своими руками красивых предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда.

       

 Организация образовательного процесса

  • Направленность программы – художественная
  • Профиль – декоративно-прикладное творчество
  • Уровень программы-ознакомительный
  • Адресат программы - возраст обучающихся от 6 лет и старше
  • Объем и сроки реализации - 16 часа, 1 месяц обучения
  • Форма обучения – очная, но при необходимости, допускается дистанционное обучение с помощью доступных мессенджеров.
  •  Режим занятий: 2 раза в неделю по 2 академических часа. Продолжительность занятия 30 минут, перемены 10 минут.
  • По форме организации - групповые, парные в сочетании с индивидуальными занятиями
  • Состав групп - постоянный 
  • Количество обучающихся на занятии- 7-12 человек
  • Программу реализует педагог дополнительного образования, высшей квалификационной категории – Чернышева Марина Леонидовна.

        Виды занятия определяются содержанием программы и предусматривают практико-ориентированное обучение, самостоятельную работу, выставку, итоговую аттестацию. Обучение по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей платной программе «Плетение цветов техникой «Тенерифе»» развивает интеллектуально-творческий потенциал обучающихся.

Методы обучения:

Методы организации занятия:

  • Словесные-устное изложение, беседа, объяснение, инструктаж, творческое общение;
  • Наглядные-демонстрация презентаций, видеоматериалов, иллюстраций, схем, готовых изделий, показ педагогом приемов плетения, работа по образцу;
  • Практические- плетение по схемам, плетение по инструкционным картам;

Методы деятельности обучающихся:

  • объяснительно-иллюстративные (рассказ, показ, демонстрация, объяснение) направлены на формирование у детей первоначальных сведений об основных материалах, используемых в работе;
  • репродуктивные (воспроизводящие) направлены на развитие практических умений и навыков плетения цветов техникой «Тенерифе».
  • частично-поисковый- решение поставленной задачи совместно с педагогом в коллективном поиске,
  • мотивации и стимулирования, обучающего,
  •  контроля, взаимоконтроля и самоконтроля.  

Формы обучения

Формы организации занятий: 

  • коллективная
  • групповая
  • работа в парах
  • индивидуальная.

Формы проведения занятий:

  • беседа
  • творческая мастерская
  • мастер-класс
  • выставка
  • презентация
  • практическое занятие

        Цель программы: развитие мелкой моторики рук через увлекательное искусство – плетение цветов техникой «Тенерифе». Ознакомление с техникой плетения, развитие творческих способностей и умений и навыков.

Задачи:

Личностные

  • прививать интерес и любовь к декоративно-прикладному искусству;
  • формировать личностные компетентности: индивидуальные способности и таланты, творческий подход к решению задач и проблем;
  • формировать целеустремленность, дисциплинированность, внимательность, аккуратность;
  • формировать духовно-нравственные и коммуникативные качества.
  • формировать устойчивую мотивацию к творческо-продуктивной деятельности;

Метапредметные

  • формировать представление о взаимосвязи декоративно-прикладного творчества и других видов искусств;
  • формировать интерес социального и профессионального самоопределения обучающихся путем развития склонностей и способностей;
  • формировать умение организации досуга;
  • формировать эстетический и художественный вкус Ознакомление с работами других мастеров, посредством современных технологий с использованием глобальной сети “Internet”;

Образовательные (предметные)

  • ознакомить с историей возникновения и развития техники «Тенерифе»;
  • обучить современным технологиям плетения, основам композиции и цветоведения;
  • развить моторику рук, глазомер, воображение образное мышление, фантазию;
  • обучить правилам техники безопасности при работе с приспособлением;
  • развивать аккуратность, усидчивость, трудолюбие, умение довести дело до конца;
  •  формировать навыки совместной работы и стремление детей к взаимопомощи;
  • способствовать творческому развитию личности.

Содержание программы

Учебный план 1 месяц обучения

(4 часа в неделю)

№ п/п

Содержание и виды работ

Всего часов

В том числе часы

Формы

Теории

Практики

организации

занятий

аттестации/

контроля

1.

Введение. Инструктаж по технике безопасности при работе на занятиях. Организация рабочего места. Виды приспособлений для плетения, материалы, инструменты. История развития техники «Тенерифе».

2

     2

-

беседа, презентация

 наблюдение, тестирование

2.

 Основы цветоведения. Цветовая гамма.

1

1

-

беседа, презентация

входной контроль

3.

Виды техники плетения.

1

-

1

беседа, презентация

тематический опрос

4.

Плетение цветов техникой «Тенерифе».

8

2

6

беседа, презентация, практические упражнения

упражнения, тестирование

5.

Оформление букета или салфетки из цветов.

2

-

2

беседа, презентация, практические упражнения

практические задания, упражнения

6.

Итоговое занятие.

2

1

1

Тестирование.

Практическое занятие.

выставка

Всего:

16

6

10

     

   Содержание учебного плана 1 года обучения

1.Вводное занятие (2 ч.)  

 Цель, содержание и форма занятий кружка. Режим работы. План занятий. Приспособления и материалы, необходимые для работы. Организация рабочего места. Правила техники безопасности. История возникновения и применения техники «Тенерифе» и его применение. Традиционные виды плетения. Демонстрация образцов и изделий.

2.Основы цветоведения. Цветовая гамма. ( 1 ч.)

Понятие о сочетании цветов. Цветовой круг. Теплая и холодная гамма. Образцы узоров с разными композициями.

3. Виды техники плетения. Термины. (1 ч.)

Основные приемы плетения техникой «Тенерифе». Знакомство со схемами. (Работа со схемами проводится в начале каждой практической работы и предусматривает умение ребенка читать схему изделия и зарисовывать в тетради, а в дальнейшем самостоятельное выполнение схем).

 Практическая работа. Применение техники плетения. Выполнение образцов.

4. Плетение цветов техникой «Тенерифе». (8 ч.)

Теоретические сведения. Основные приёмы плетения техникой «Тенерифе» по схеме.   Подбор ниток, в соответствии с цветовой гаммой, для плетения цветов.

 Практическая работа. Выполнение отдельных элементов на основе изученных приёмов. Составление композиции.

5. Оформление букета цветов или салфетки. (2 ч.) Теоретические сведения. Основные приёмы крепления цветка к стеблю. Оформление букета. Основные приемы соединения элементов для создания салфетки.

Практическая работа. Сборка изделий: салфетки или букета цветов. Составление композиций. Прикрепление элементов композиции между собой при создании салфетки. Крепление цветов к стеблю, создание и оформление букета.  

6. Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Оформление коллективных выставочных работ (2 ч.)

 Оформление работ: «Букет цветов», «Великолепная салфетка». Организация выставки работ обучающихся. Обсуждение результатов выстави, подведение итогов, награждение.

Календарно-тематическое планирование

1 месяц обучения

№ занятия

Дата занятия

Количество часов

Тема занятия

Количество часов

план

факт

теории

практики

1

2

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности. Материалы и приспособления для плетения техникой «Тенерифе». История развития техники «Тенерифе». Организационная рабочего места.

2

-

2

2

Основы цветоведения. Цветовая гамма. Виды техники плетения «Тенерифе»

1

1

3

2

Плетение цветка.

1

1

4

2

Плетение цветка.

-

2

5

2

Плетение цветка.

1

1

6

2

Плетение цветка.

-

2

7

2

Сборка изделия.

-

2

8

2

Итоговое занятие. Итоговая аттестация. Выставка работ.

1

1

Итого:

16

6

10

 

  Планируемые результаты к концу первого года обучения.

Знать:

- название и назначение материалов и приспособлений;

- название и назначение ручных инструментов (ножницы, иголки, крючки);

- правила безопасности труда при работе с указанными инструментами, материалами и приспособлениями;

- основы цветоведения и цветовой гаммы;

- основные техники и способы плетения «Тенерифе».

Уметь:

- организовать рабочее место и поддерживать порядок во время работы;

- соблюдать правила безопасной работы с инструментами, материалами и приспособлений;

- выполнять простые приемы плетения техникой «Тенерифе»;

- плести изделие по простой схеме.

Календарный учебный график реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей платной программы «Плетение цветов техникой «Тенерифе»»

Период обучения

Дата

Количество

Режим занятий

начала занятий

окончания занятий

учебных недель

учебных дней

учебных часов

1 месяц

Первое число месяца

Последнее число месяца

4

8

16

2 раза в неделю

по 2 часа

Раздел 2. «Комплекс организационно-педагогических условий»

        Формы аттестации

Виды контроля:

  • предварительный (входной контроль) - выявление уровня знаний и умений обучающегося в форме индивидуального опроса;
  • итоговый - выявляется уровень облученности и освоения теоретических знаний и практических умений, и навыков приобретенных обучающимся за месяц. Проводится в форме тестирования по темам пройденного теоретического материала и выполнения практического задания, с использованием схем, карточек опроса.

Итоговая аттестация включает в себя выставку готовых изделий, выполненных обучающимися за период обучения.

         Программой предусмотрено подведение итогов анализ творческих достижений обучающихся. Определяются лучшие работы для участия в фестивалях, выставках, конкурсах по декоративно-прикладному творчеству различного уровня.

 Оценочные материалы

Тестовые задания

для входного контроля.

Тест  

  1. Определение «Тенерифе»?
  • Тенерифе - вид кружева, которое плетут на специальных рамках (лумах).

  1. Как называется приспособление для плетения техникой «Тенерифе»?
  • лумы  

  1. Где изобрели технику «Тенерифе?
  • В Испании на Канарских островах (остров Тенерифе).

  1. В каком веке изобретена техника «Тенерифе»?
  • В XVI веке.

  1. Какой формы лумы используются для плетения изделий?
  • Круглые, квадратные, овальные.

Практическое задание для итоговой аттестации.

(практические умения и навыки 1 месяц обучения)

Выполнить задание.

 Плетение техникой «Тенерифе».

Описание: C:\Users\Comp\Desktop\scale_1200.jpg

                                       

Карта контроля

выполнения практического задания

группа №

Итоговая аттестация за 202_ - 202_ учебный год.

Цель: «Определение уровня творческого развития обучающихся»

№ п/п

ФИО обучающегося

Критерии

Итого баллов

Гармоничное сочетание пряжи, ниток при выполнении цветка

Подбор цветовой гаммы

Умение читать схему

Правильно выполнить способы плетения

Аккуратность и чистота исполнения работы

Демонстрация мастерства

1.

2.

Оценивается по 5-ти бальной системе.   Итого:                                                    

  Условия реализации программы

Материально – техническое обеспечение:

  • Кабинет для проведения занятий
  • Ученические столы 6 шт., ученические стулья 12 шт.
  • Шкафы или стеллажи для хранения и демонстрации работ, а также стенды для размещения наглядных пособий.
  • Экран и мультимедийный проектор.
  • Персональный компьютер.
  • Принтер.
  • Нитки, пряжа;
  • Лумы;
  • Контейнеры для хранения материалов и приспособлений;
  • Ножницы;
  • Кусачки;
  • Иглы;
  • Крючки;
  • Тетрадь в клетку;
  • Цветные карандаши;
  • Декоративная тесьма;
  • Вазочки, мини вазоны.

       Учебно-методические материалы.

 Учебно-методический материал скомплектован по следующим разделам:

  • Вводное занятие;
  • История плетения «Тенерифе»;
  • Основы цветоведения. Цветовая гамма.
  • Техника плетения;
  • Цветы техникой «Тенерифе»;
  • Итоговое занятие.

   Для обучения используется:

Изучая раздел, обучающиеся одновременно знакомятся с материалами, инструментами, приспособлениями, приобретают навыки работы с лумами и нитками, учатся пользоваться различными схемами плетения. При появлении у обучающихся затруднений в усвоении какой-либо темы, в организацию обучения вносятся соответствующие коррективы, дополнения, разрабатываются творчески ориентированные методы для более эффективного восприятия данной темы.

Основные задачи обучения: развитие творческих способностей, сенсомоторики, формирование таких человеческих качеств, как усидчивость, аккуратность, терпение, трудолюбие

             

  Кадровое обеспечение

  • Заместитель директора по УВР – составляет расписание кружковой работе, осуществляет педагогический контроль за выполнением программного материала.
  • Заместитель директора по МР – осуществляет контроль методики преподавания и программного обеспечения.
  • Педагог дополнительного образования - осуществляет организацию и обучение программного материала, обеспечивает безопасные условия для проведения занятия, несет ответственность за охрану жизни и здоровья обучающихся.

Литература для педагога

  1. Чижик Т.Б., Чижик М.В., «Вязание на тенерифе. Кружевная сказка», РнД,Феникс, 2005
  2.  Альбом № 22 «Рукоделие. Техники и приемы работы», Таллинн, КУНСТ, 1987
  3. Ануфриева М. А. Большая энциклопедия рукоделия / М. А. Ануфриева. — М.: АСТ; Астрель, 2010. — 896 с.: ил. — С. 556.
  4. Буткевич Л. М. История орнамента: учебное пособие. — Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010. — 280 с.
  5. Кузьмина М. Азбука плетения. — М.: Летпромбытиздат, 1992.
  6. Семенова Н. И. Крючок, челнок, клубок. — Тайм-Аут, 1995.
  7. Чубова Е. Макраме, фриволите. — Ростов–на–Дону: Феникс, 2005.
  8. Вязание на луме или тенерифе: что это такое? (рус.). Блог интернет-магазина "Мир Вышивки" (3 декабря 2018). Дата обращения: 7 августа 2022. Архивировано 25 июля 2021 года.
  9.  Daria Kartohina. Основы вязания на луме. Создание тенерифского кружева (рус.). Рукодельник.Su (20 июля 2020). Дата обращения: 7 августа 2022. Архивировано 21 января 2021 года.
  10.  Осинка-пресс Рег.23.06.2012Сообщ.5724. История рукоделий: солнечное кружево тенерифе. Осинка. Дата обращения: 7 августа 2022.
  11. http://swalki.net/showthread.php?t=853
  12. http://blog.kp.ua/users/ponochka777/rubric/2397393/
  13. http://nionila.livejournal.com/375798.html
  14. http://wiki.wildberries.ru/things/clothing/%d0%b6%d0%b8%d0%bb%d0%b5%d1%82
  15. http://www.devchatam.ru/igolnoe
  16. http://korzinochka.3dn.ru/_nw/0/63799018.jpg
  17. http://kruchcom.ru/wp-content/uploads/2011/04/82.jpg
  18. http://cdn11.my-wardrobe.com/images/products/9/3/936925/m1_936925.jpg