ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Ермолаева Марина Васильевна

ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕСТОПЛАСТИКА КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Дошкольный период – яркая неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с окружающим миром, происходит приобщение детей к культуре, к общечеловеческим ценностям. Художественно – эстетическое воспитание – один из важнейших компонентов процесса формирования всесторонне развитой личности и играет важное значение для развития творческого воображения детей.

Воображение – это создание нового в форме образов представлений. Воображение – познавательный процесс и имеет в своей основе аналитико-синтетическую деятельность, позволяющей выделять отдельные части и признаки предметов или явления, объединять в новые, до сих пор не встречавшиеся комбинации.

Психологи выделяют виды воображения по следующим основаниям. Степень создания человеком новых образов и осознанности этих образов:

– непроизвольное или пассивное воображение – новые образы возникают под воздействием мало осознанных или неосознанных потребностей. Это сновидения, галлюцинации, грезы, состояния «бездумного отдыха».

– произвольное или активное воображение – это процесс преднамеренного построения образов в связи с сознательно поставленной целью в той или иной деятельности.

По оригинальности произвольное (активное) воображение разделяется на воссоздающее, репродуктивное, творческое.

Воссоздающее или репродуктивное воображение – это построение образа предмета, явления в соответствии с его словесным описанием или по чертежу, схеме, картине. В процессе воссоздающего воображения возникают новые образы, но новые субъективно для данного человека, а объективно они уже существуют. Они уже воплощены в определенных предметах культуры.

При чтении художественной и учебной литературы, при изучении географических, исторических и других описаний постоянно оказывается необходимым воссоздавать при помощи фантазии то, о чем говорится в этих источниках. Любой зритель, читатель или слушатель должен обладать достаточно развитым воссоздающим воображением, чтобы увидеть и почувствовать то, что хотел передать и выразить художник, писатель, рассказчик .

Творческое воображение – это самостоятельное создание новых образов, которые реализуются в оригинальных продуктах деятельности. Образы создаются без опоры на готовое описание или условное изображение .

Б.М. Теплов о воображении: «Воображение – это создание новых образов на материале прошлых восприятий. Нигде, однако, воображение не имеет такого исключительного значения, как в искусстве, в процессе художественного творчества».

Воображение можно тренировать и развивать, как любую сторону психического облика человека. Развивать воображение можно разными путями, но обязательно в такой деятельности, которая без фантазии не может привести к желаемым результатам.

Считаем, что одним из эффективных средств для развития творческого воображения являются занятия по тестопластике.

Лепка – самое динамичное, жизнерадостное детское творчество. Чем чаще ребенок занимается лепкой, чем разнообразнее материал, из которого он лепит, тем активнее у него развиваются общие изобразительные способности.

Дети приучаются более внимательно рассматривать предмет, что развивает в них наблюдательность, дает простор детской фантазии. В последнее время в дошкольных учреждениях часто стали использовать соленое тесто. Поделки из соленого теста принято называть тестопластикой.

Лепка – самый осязаемый вид художественного творчества. Ребенок не только видит то, что создал, но и трогает, берет в руки и по мере необходимости изменяет. Разные фигурки легко объединяются в интересные композиции. С ними можно играть и показывать спектакли. А лепные картинки или интерьерные поделки очень украсят любое помещение. Все, что видит и о чем мечтает ребенок, может воплотиться в лепных образах. Так рождается особый мир – маленький, игрушечный, но как настоящий. Лепка дает удивительную возможность моделировать мир и свое представление о нем в пространстве.

Соленое тесто – самый безопасный и экологичный материал для занятий лепкой с детьми. Техника работы с солёным тестом несложна. Она не требует значительных денежных затрат, не занимает много времени на подготовку исходного материала. Приёмы изготовления из солёного теста очень схожи с приёмами работы с пластилином.

Для развития творческого воображения для детей мы организовали кружок «Тестопластика». Цель кружка: развитие художественных и творческих способностей детей, привитие способности видеть прекрасное в окружающей действительности.

Занятия проводятся два раза в неделю. Презентация персональной выставки ребенка является результатом продуктивной деятельности, персональной и социально значимой. По итогам работы кружка проводится выставка работ «Галерея звезд». К работе кружка активно привлекаются родители. Для них проводятся специальные консультации и мастер-классы. Проведенные с детьми тесты по уровню развития творческого воображения на констатирующем и контрольном этапах работы показали положительные результаты.

Таким образом, занятия тестопластикой являются эффективным средством развития творческого воображения детей дошкольного возраста.