План-конспект занятия "Изготовление декоративной подставки из ткани "Тыква"
Предварительный просмотр:
План-конспект занятия
Тема: Изготовление декоративной подставки из ткани «Тыква» (техника многослойного сложения-«сэндвич»). История многослойного сложения
Цель: создание декоративной подставки в виде тыквы, используя технику многослойного сложения ткани — «сэндвич».
Задачи:
1. Ознакомление учащихся с историей техники многослойного сложения тканей.
2. Развитие практических навыков работы с тканью, нитями и иглами.
3. Формирование эстетического вкуса через создание декоративного изделия.
4. Воспитание аккуратности и внимательности при выполнении ручных работ.
Тип занятия: практическое занятие
Методы обучения:
- Словесные методы обучения;
- Наглядные методы обучения;
- Практические методы обучения;
- Методы контроля.
Средства обучения:
- образцы готового изделия;
- технологическая карта;
- карточки со схемами швов.
Оборудование и материалы:
- хлопковая ткань;
- нитки швейные;
- иглы для шитья;
- ножницы;
- карандаш или маркер для разметки;
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированные технологии;
- здоровьесберегающие технологии;
- информационные технологии.
Ход занятия:
1. Организационная часть
- Приветствие учеников.
- Проверка готовности материалов и инструментов.
2. Вводная беседа
- Объяснить ученикам тему урока: изготовление декоративной подставки «Тыква», используя технику многослойного сложения ткани.
- В последнее время очень популярным становится такой вид рукоделия как «Лоскутное шитьё» или как сейчас его часто называют «Пэчворк» (от англ. patchwork — одеяло, покрывало, изделие из разноцветных лоскутов).
История лоскутного шитья
Сборка полотна из лоскутов, аппликация из ткани, стёганые изделия издавна существовали у многих народов мира. Известен египетский орнамент, созданный из кусочков газельей кожи около 980 года до н.э., в одном из музеев Токио экспонируется сшитый примерно в то же время костюм с украшениями из лоскутов. В 1920 году в Пещере тысячи Будд был найден ковёр, собранный приблизительно в IX веке из множества кусочков одежд паломников.
На Руси издавна было распространено бережливое отношение к ткани, как произведённой дома, так и покупной. В 18 веке вечера у женщин проходили за прялкой, пяльцами и ткацким станком. Ткань женщины ткали сами, полотна делали шириной 40 сантиметров, что соответствовало крою полотенца или рубахи, чтобы при шитье отходов не оставалось. Постепенно в домашний обиход начали входить недорогие яркие хлопчатобумажные ткани, ширина которых составляла 75-80 сантиметров, то есть шире кроя одежды. Мудрые хозяйки оставшимися при крое лоскутками стали удлинять одежду, украшать рубахи, а самые мелкие лоскутки сшивались в одно разноцветное полотно. А так же использовались старые вещи, которые уже никто не носил.
Так и зародилось лоскутное шитье, символом которого стало лоскутное одеяло, непременный атрибут крестьянского дома, знак уюта и гостеприимства.
Техники «сэндвич» пришла из мира квилтинга (лоскутного шитья), где слои ткани соединяются между собой для создания объемных изделий. Техника получила свое название благодаря принципу наложения слоев ткани друг на друга, подобно бутерброду-сэндвичу.
3. Демонстрация и объяснение процесса изготовления (10 мин.)
- Показать готовый образец изделия.
- Пошагово объяснить процесс создания:
1. Сложить три слоя ткани вместе ип еренести контур шаблона на ткань.
2. Сшить швом «вперед иголка» по контуру все слои вместе.
3. Простегать швом «вперед иголка» внутри изделие по линиям наметки.
4. Вырезать готовое изделие, отступив от края стежка 0,8мм.
5. С помощью иглы сделать бахрому по краю, путем выдергивания ниток.
4. Практическая работа
- Ученики начинают работу над своими изделиями, следуя инструкциям учителя.
- Учитель контролирует процесс, помогает советом и корректирует ошибки.
5. Физминутка
- Небольшие упражнения для рук и глаз, чтобы снять напряжение после сосредоточенной работы.
(Ладони прижаты друг к другу).
На двери висит замок. (Пальцы переплетаем и соединяем в замок).
Кто его открыть бы смог?
— Потянули! (Пальцы в замке, тянем пальцы, не расцепляя их).
— Покрутили! (Двигаем сцепленными пальцами от себя, к себе).
— Постучали! (Пальцы остаются в замке, стучим основаниями ладоней друг о друга).
И – открыли! (Расцепляем пальцы).
6. Продолжение практической работы
- Ученики продолжают работать над изделиями.
- Учитель оказывает индивидуальную помощь каждому ученику.
7. Подведение итогов
- Просмотр готовых работ учеников.
- Обсуждение успехов и трудностей, возникших в процессе выполнения задания.
- Рекомендации по улучшению качества работы.
Таким образом, урок позволяет учащимся не только освоить новую технику работы с тканями, но и развивает творческие способности, внимание к деталям и аккуратность.

