Сообщение из опыта работы «Приобщение к истокам русской народной культуры в рамках реализации парциальной программы О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой»
Сообщение из опыта работы «Приобщение к истокам русской народной культуры в рамках реализации парциальной программы О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой»
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 17.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Сообщение из опыта работы «Приобщение к истокам русской народной культуры в рамках реализации парциальной программы О.Л. Князевой и М.Д. Маханевой»
Воспитатель Косырева Мария Юрьевна.
Образовательная парциальная программа «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Ольги Львовны Князевой, Марии Давыдовны Маханевой - это комплексная программа по ознакомлению детей с жизнью, бытом и творчеством русского народа, ориентированная на нравственно-патриотическое и художественно–эстетическое воспитание детей.
Программа определяет новые ориентиры и дает детям более расширенные представления о традициях русской народной культуры: места проживания наших предков, быт и основные занятия русских людей, историю одежды, кухни, народные приметы, обычаи, праздники, художественные промыслы, песни, игры.
Программа рассчитана на работу с детьми младшего и старшего дошкольного возраста – с 3 до 7 лет. В процессе ООД сочетается групповая и индивидуальная работа. Образовательный процесс строится в соответствии с возрастными и психофизиологическими особенностями детей.
Задачи:
Обучающие: Расширять представления у детей дошкольного возраста о жанрах устного народного творчества;
Развивающие: Развивать умение детей рассказывать русские народные сказки, играть в народные подвижные и театрализованные игры; развивать творческие способности и художественно-эстетический вкус.
Воспитывающие: Формировать у детей дошкольного возраста патриотические чувства и воспитывать высокую духовность, уважение к людям труда и предметам народного творчества.
Благодаря программе уже в Раннем возрасте
Проявляется интерес к устному народному творчеству (песенки, сказки, потешки, скороговорки), с помощью взрослых дети рассказывают, договаривают их; -проявляют желание участвовать в театрализованных и подвижных играх, с интересом следят за действиями героев кукольного театра.
В более старшим возрасте
У детей сформирован первоначальный опыт, помогающий ориентироваться в образцах устного народного творчества, некоторых видах народного искусства (дымковской, городецкой, хохломской росписи, русским фольклором);
дети знают краткое содержание прочитанных литературных произведений, быт и традиции русского народа, песни, частушки, потешки, загадки, заклички, поговорки, пословицы;
дети применяют полученные знания в повседневной жизни, что проявляется в поступках, культуре поведения, в речи;
у детей сформированы патриотические чувства, гордость за свою страну, за ее успехи и победы.
В своей работе мы используем парциальную программу «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой
Работу начали с анкетирования родителей. Оно показало, что так или иначе в семье ребенка знакомят с русским устным народным творчеством: читают русские народные сказки, поют колыбельные песни, загадывают загадки, участвуют в народных праздниках и даже рассказывают о некоторых русских народных традициях.
В детском саду создан музей «Русская изба», который мы посещаем. В нём есть: старинные предметы быта (ухват, чугунки, коромысло, сундук, прялка, русский народный костюм, лапти, рушники, скатерть, салфетки, половики и др), различные народные игрушки, предметы декоративно-прикладного искусства, посуда. Весь наглядный материал лежит в доступном для детей месте.
Перед тем как посетить музей, готовим детей к восприятию намеченной темы, даём им первоначальный минимум знаний. Знакомим с предметами быта, их названиями, предназначениями, со способом действий с ними. Некоторые экспонаты используем для занятий, развлечений.
Так же широко используем фольклор. Фольклор используется как на занятиях-играх, так и во всех режимных моментах, Например, на утренней гимнастике мы с детьми обращаемся к устному народному творчеству, выполняем упражнения под потешки, также при умывании и когда просыпаемся.
На музыкальных занятиях с детьми слушаем и разучиваем русские народные песни. Обращаем внимание детей на виды фольклорных песен: лирических, плясовых, шуточных, игровых. Хореографические навыки детей приобретаются в элементарных играх, хороводах, плясках. Проводим начальное обучение игре на музыкальных инструментах: свистульках, ложках, бубне, балалайке.Дети с удовольствием рассматривают узоры с изображением сказочных птиц, животных. Играют в игры: «Угадай, чей силуэт?», «Народные промыслы». Детям очень нравится обводить трафареты: матрёшек, а затем раскрашивать их. Дети с удовольствием занимаются лепкой, аппликацией и конструированием.
Русские народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Разученные считалки, скороговорки делают процесс игры более интересным и увлекательным.
При проведении традиционных народных праздников, дошкольники приобщаются к различным сторонам общественной жизни, культуре, языку своего народа.
Так же в результате работы нами была проведена проектная деятельность на тему «Русские народные сказки»
Поэтому, приобретение ребёнком культурных ценной способствует развитию его духовности.
