Статья: «Индивидуальная траектория развития одаренного ребенка в творческом коллективе как средство личностного роста, самоопределения и самореализации детей и подростков»
В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р) одной из приоритетных задач является развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся. Ведь конкурсное движение - это та форма работы, которая может оказаться наиболее эффективной и перспективной формой, способствующей становлению и развитию образовательных потребностей личности ребенка.
Проблема: Как выявить одаренного ребенка, выстроить его индивидуальную траекторию, чтобы он мог раскрыть свои способности и таланты, испытать свои силы, достичь результата в творческой деятельности и получить общественное признание?
Пути решения: На первом этапе выявления одаренных детей необходимо вовлечь учащихся в конкурсное движение на различных уровнях: район, город, Россия, и для этого в Доме детского творчества созданы все условия: достаточная материально-техническая база и информационно-методическая поддержка, занятия в объединениях декоративно-прикладного направления проходят в увлекательной, интересной форме. Педагог организует образовательный процесс, таким образом, чтобы ребенок не только осваивал секреты мастерства в выбранном виде творческой деятельности, но и был мотивирован на участие в конкурсах, на личностный рост, саморазвитие и самореализацию.
По результатам участия в конкурсных мероприятиях выявляются наиболее способные, талантливые учащиеся, и на данном этапе педагогу необходимо выстраивать индивидуальный маршрут такого одаренного ребенка, учитывая его способности и индивидуальные особенности, понимая при этом, что одаренного ребенка можно сравнить с солнцелюбивым растением, и его развитие требует поддержки со всех сторон.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 24.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья: «Индивидуальная траектория развития одаренного ребенка в творческом коллективе как средство личностного роста, самоопределения и самореализации детей и подростков»
В Концепции развития дополнительного образования детей до 2030 года, (утверждена Распоряжением Правительства РФ от 31 марта 2022 г. № 678-р) одной из приоритетных задач является развитие системы творческих конкурсов, фестивалей, научно-практических конференций, в которых принимают участие обучающиеся. Ведь конкурсное движение - это та форма работы, которая может оказаться наиболее эффективной и перспективной формой, способствующей становлению и развитию образовательных потребностей личности ребенка.
Проблема: Как выявить одаренного ребенка, выстроить его индивидуальную траекторию, чтобы он мог раскрыть свои способности и таланты, испытать свои силы, достичь результата в творческой деятельности и получить общественное признание?
Пути решения: На первом этапе выявления одаренных детей необходимо вовлечь учащихся в конкурсное движение на различных уровнях: район, город, Россия, и для этого в Доме детского творчества созданы все условия: достаточная материально-техническая база и информационно-методическая поддержка, занятия в объединениях декоративно-прикладного направления проходят в увлекательной, интересной форме. Педагог организует образовательный процесс, таким образом, чтобы ребенок не только осваивал секреты мастерства в выбранном виде творческой деятельности, но и был мотивирован на участие в конкурсах, на личностный рост, саморазвитие и самореализацию.
По результатам участия в конкурсных мероприятиях выявляются наиболее способные, талантливые учащиеся, и на данном этапе педагогу необходимо выстраивать индивидуальный маршрут такого одаренного ребенка, учитывая его способности и индивидуальные особенности, понимая при этом, что одаренного ребенка можно сравнить с солнцелюбивым растением, и его развитие требует поддержки со всех сторон.
Со стороны педагога - целенаправленная работа, направленная на разработку эффективных форм и методов выявления, развития способностей и талантов обучающихся, задача педагога заметить такого ребенка, вдохновить, обучить и направить.
Со стороны родителей - моральная и психологическая поддержка, создание условий для участия в конкурсном движении.
Со стороны самого ребенка – творческое вдохновение, упорный труд, выносливость и вера в свои силы. Ярко выраженный интерес к занятиям, высокая требовательность к результатам собственных работ.
Зачем ребенку нужно участвовать в различных творческих конкурсах?
Любые конкурсы – это, прежде всего способ самовыражения и самореализации, и если ребенок проявил интерес, его нужно в этом поддержать. Ребенку необходимо почувствовать не только дух соперничества, но и принять себя как часть творческого сообщества, сравнивая свои успехи с успехами сверстников, получить признание не только ближайшего окружения. У конкурса есть и обратная сторона, могут случиться неудачи, и ребенку важно получить и такой жизненный опыт. Одаренный ребенок становится лидером, а лидер в свою очередь мотивирует одногруппников к усовершенствованию знаний и навыков всех участников образовательного процесса. Происходит обмен идеями, создание творческой атмосферы в «мастерской».
Творческие конкурсы являются не только прекрасным способом познакомить ребенка с миром красоты, искусства и творчества, но и дают возможность ему проявить свои способности, почувствовать себя талантливым и необыкновенным. Они позволяют продолжить образовательный процесс и расширить его таким образом, чтобы развитие получили не только сами участники конкурса, но и родители, и педагоги. Каждый из детей талантлив по-своему, и задача родителей и педагогов этот талант обнаружить и развить.
В процессе сопровождения одаренного ребенка педагог выполняет несколько ролей: мотивирует обучающегося на активную творческую деятельность, сотрудничает с родителями с целью обмена сведениями по особенностям ребенка, устанавливает межличностный контакт, индивидуализирует учебный процесс обучения, учитывает психологические особенности ребенка.
Индивидуальный маршрут одаренного ребенка строится с учетом его способностей, интереса и мотивации к занятиям. Индивидуальный маршрут помогает раскрыть творческий потенциал учащегося, формирует нестандартный подход к реализации задач, умение критически оценивать результаты работы, мобильно реагировать на необходимые изменения, развивает коммуникативные навыки, учебно-информационные и учебно-организационные умения. И как результат значимые победы на различных творческих конкурсах.
Творческий путь одаренного ребенка начинается от интереса и увлечения, через освоение секретов мастерства к вершинам творческого роста, профессионального самоопределения и выбор дальнейшего пути обучения в профильных учебных заведениях.
Методист Л.В. Мартынова