Программа по самообразованию на 2024 – 2027 учебный год «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста»
Детство – это ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, своему народу, гордость за свой народ и свою Родину; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.
Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться.
Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города, традиции предков.
Дошкольный и младший школьный возраст – лучший период для воспитания патриотических чувств, так как именно в этого время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Также период дошкольного и младшего школьного возраста благоприятен для эмоционально – психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 36.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования администрации городского округа город Выкса
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»
Программа по самообразованию
на 2024 – 2027 учебный год
«Формирование патриотических чувств
у детей дошкольного и младшего
школьного возраста»
Составитель:
педагог дополнительного образования
высшей квалификационной категории
Улемнова Ирина Владимировна
г. Выкса
2024 г.
Оглавление
1. Пояснительная записка | 3 |
2. Актуальность выбранной темы | 4 |
3. Цели и задачи | 5 |
4. Ожидаемые результаты | 6 |
5. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей | 7 |
6. План по самообразованию | 8 |
7. Приложение | |
8. Картотека игр | |
9. Используемые источники |
«Мы сегодня говорим о патриотическом воспитании молодежи. На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну...»
В.В. Путин
Пояснительная записка
Детство – это ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.
Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, своему народу, гордость за свой народ и свою Родину; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.
Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться.
Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города, традиции предков.
Дошкольный и младший школьный возраст – лучший период для воспитания патриотических чувств, так как именно в этого время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.
Также период дошкольного и младшего школьного возраста благоприятен для эмоционально – психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.
Актуальность выбранной темы
События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность.
В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми.
Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.
Современные люди всё больше отстраняются от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.
Поэтому проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста сегодня чрезвычайно актуальна.
Будущее нашей страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и др.
Патриотическое воспитание детей — это не только воспитание любви к родному дому, семье, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.
Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина.
Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.
Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.
Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в учреждении дополнительного образования. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.
Встаёт вопрос — как обеспечить и организовать более плодотворную воспитательную работу в учреждении дополнительного образования, чтобы прививать детям ценностные ориентации: патриотизм и гражданственность, любовь к своей Малой и Большой Родине?
Поэтому моя тема самообразования посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания в условиях ДО.
Цели и задачи
Цель: Повысить свою профессиональную компетентность: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.
Задачи для педагога:
- Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, интернет-ресурсов, пособий по вопросам патриотического воспитания детей.
- Разработать план работы по патриотическому воспитанию детей.
- Разработать консультации для родителей.
- Разработать содержание работы по теме (планирование работы, конспекты занятий, дидактические игры, упражнения, формы педагогического взаимодействия с родителями и т. д.).
- Создать картотеку игр по данной теме.
- Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.
- Провести самоанализ и подготовить отчёт о проделанной работе.
Задачи для детей:
- Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, школе, друзьям, своим близким.
- Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
- Знакомить с событиями и явлениями общественной жизни, с историей государства.
- Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
- Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
- Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики.
- Формировать любовь к своему народу, родному языку, народному творчеству.
- Знакомить с географией, достопримечательностями родного города, с памятниками культуры и известными людьми.
- Воспитывать любовь и уважение к воинам Российской Армии, участникам СВО, желание в будущем стать защитниками Отечества.
- Воспитывать уважение к ветеранам.
Задачи для родителей:
Создать в семье благоприятные условия для нравственно-патриотического развития ребёнка, учитывая опыт, приобретённый в детском саду, школе, в учреждениях дополнительного образования.
Ожидаемые результаты
У педагога:
- Повышение уровня профессиональной компетентности по данной теме.
- Более осознанное понимание педагогического процесса, направленного на развитие нравственно-патриотических качеств детей.
- Внедрение новых методов работы с детьми и родителями.
- Самореализация.
У детей:
- Расширение знаний детей в нравственно-патриотическом направлении.
- Формирование у детей интереса, гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
- Проявление познавательного интереса к родному краю, семье, детскому саду, школе.
- Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
- Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
- Развитие любознательности.
- Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям, толерантного отношения к представителям других национальностей.
- Воспитание у детей чувств уважения к профессиям, труду взрослых, к Защитникам Отечества.
- Проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.
У родителей:
- Повышение компетентности родителей детей по данной теме.
- Укрепление детско-родительских отношений.
- Пробуждение желания собственным примером приобщать детей к нравственно-патриотическому воспитанию.
- Проявление позиции активных участников и партнёров воспитательно-образовательного процесса.
Для полноценного патриотического воспитания используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей.
Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей.
- Организация экскурсий и целевых прогулок по достопримечательностям родного города, посещение музеев, выставок.
- Организация тематических мероприятий (общественные и календарные праздники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, концерты).
- Рассказ педагога.
- Наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей.
- Беседы о родном городе, области, стране, её истории.
- Показ иллюстраций, фильмов, слайдов.
- Чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений.
- Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, птичьи голоса русского леса и другие).
- Использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, игр).
- Ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.).
- Знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и т. д.
- Организация тематических выставок.
- Создание проблемной ситуации.
- Совместная проектная деятельность.
- Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
- Конкурсы поделок.
- Инсценировки, театрализация.
- Игры (дидактические, народные, подвижные, игры-сотрудничества).
- Занятия «День доброты».
- Изготовление подарков.
Сотрудничество с родителями.
Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств является работа с семьёй. Понимание и поддержка со стороны родителей становится основной базой, на которой формируются у ребят нравственные качества.
Формы работы с родителями.
- Анкетирование
- Консультации
- Различные мероприятия совместно с детьми
- Индивидуальные беседы
- Рекомендации
- Демонстрация наглядного материала.
Срок реализации плана по самообразованию: 3 учебных года (с 01.09.2024 г. по 31.05.2027 г.).
План по самообразованию
Этап, срок реализации | Содержание работы: | Форма отчёта |
1 этап — организационно-ознакомительный |
|
|
2 этап — основной |
|
|
3 этап — заключительный |
|
|
