Программа по самообразованию на 2024 – 2027 учебный год «Формирование патриотических чувств у детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Улемнова Ирина Владимировна

Детство – это ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, своему народу, гордость за свой народ и свою Родину; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.

Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться.

Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города, традиции предков.

Дошкольный и младший школьный возраст – лучший период для воспитания патриотических чувств, так как именно в этого время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Также период дошкольного и младшего школьного возраста благоприятен для эмоционально – психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому  остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx36.32 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования администрации городского округа город Выкса

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детско-юношеский центр «ТЕМП»»

Программа по самообразованию

на 2024 – 2027 учебный год

«Формирование патриотических чувств

у детей дошкольного и младшего

школьного возраста»

Составитель:

педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории

Улемнова Ирина Владимировна

г. Выкса

2024 г.

Оглавление

1. Пояснительная записка

3

2. Актуальность выбранной темы

4

3. Цели и задачи

5

4. Ожидаемые результаты

6

5. Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей

7

6. План по самообразованию

8

7. Приложение

8. Картотека игр

9. Используемые источники


«Мы сегодня говорим о патриотическом воспитании молодежи. На самом деле это разговор о самом главном: о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну...»

В.В. Путин

Пояснительная записка

Детство – это ответственный этап в становлении личности и её нравственной сферы. Вовремя созданная благоприятная педагогическая среда способствует воспитанию в детях основ патриотизма и гражданственности.

Понятие «патриотизм» понимается широко: и как любовь к Родине, преданность к своему Отечеству, своему народу, гордость за свой народ и свою Родину; и как привязанность к месту своего рождения, месту жительства; и как готовность подчинить свои интересы интересам родной страны, стремление защищать интересы Родины.

Учитывая это обстоятельство, достаточно сложно объяснить ребёнку, что представляет собою наша большая страна, как к ней нужно относиться.

Поэтому целесообразно начать объяснение этого вопроса с того, с чем ребёнок сталкивается каждый день: семья, отчий дом, родная улица, история своего города, традиции предков.

Дошкольный и младший школьный возраст – лучший период для воспитания патриотических чувств, так как именно в этого время происходит формирование культурно-ценностных ориентаций, духовно-нравственной основы личности ребёнка, развитие его эмоций, чувств, мышления, механизмов социальной адаптации в обществе, начинается процесс осознания себя в окружающем мире.

Также период дошкольного и младшего школьного возраста благоприятен для эмоционально – психологического воздействия на ребёнка, так как образы восприятия действительности, культурного пространства очень ярки и сильны и поэтому  остаются в памяти надолго, а иногда и на всю жизнь, что очень важно в воспитании патриотизма.


Актуальность выбранной темы

События последних десятилетий в нашей истории заставляют по-новому взглянуть на, казалось бы, достаточно привычные и вполне понятные значения слов — патриотизм и гражданственность.

В российском обществе ощущается дефицит нравственности, как у отдельных личностей, так и во взаимоотношениях между людьми.

Одним из характерных проявлений духовной опустошённости и низкой культуры выступило утрачивание патриотизма как одной из духовных ценностей нашего народа.

Современные люди всё больше отстраняются от отечественной культуры, общественно-исторического опыта своего народа.

Поэтому проблема нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста сегодня чрезвычайно актуальна.

Будущее нашей страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответственности, честности, доброты, готовности служить Отечеству и др.

Патриотическое воспитание детей — это не только воспитание любви к родному дому, семье, городу, родной природе, культурному достоянию своего народа, своей нации, толерантного отношения к представителям других национальностей, но и воспитание уважительного отношения к труженику и результатам его труда, к родной земле, защитникам Отечества, государственной символике, традициям государства и общенародным праздникам.

Нельзя быть патриотом, не чувствуя личной связи с Родиной, не зная, как любили и берегли её наши предки, наши отцы и деды. Патриотическое воспитание — это основа формирования будущего гражданина.

Патриотическое чувство не возникает само по себе. Это результат длительного целенаправленного воспитательного воздействия на человека, начиная с самого детства.

Ребёнок не рождается злым или добрым, нравственным или безнравственным. То, какие нравственные качества разовьются у ребёнка, зависит, прежде всего, от родителей и окружающих его взрослых, как они его воспитают, какими впечатлениями обогатят.

Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за её неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти, национально-культурным традициям.

Поэтому большую работу по воспитанию у детей патриотических чувств необходимо вести в учреждении дополнительного образования. В результате систематической, целенаправленной воспитательной работы у детей могут быть сформированы элементы гражданственности и патриотизма.

Встаёт вопрос — как обеспечить и организовать более плодотворную воспитательную работу в учреждении дополнительного образования, чтобы прививать детям ценностные ориентации: патриотизм и гражданственность, любовь к своей Малой и Большой Родине?

Поэтому моя тема самообразования посвящена вопросу нравственно-патриотического воспитания в условиях ДО.

Цели и задачи

Цель: Повысить свою профессиональную компетентность: изучить пути, средства и методы патриотического воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Задачи для педагога:

  1. Повысить свой теоретический и научно-методический уровень через подборку и изучение методической литературы, интернет-ресурсов, пособий по вопросам патриотического воспитания детей.
  2. Разработать план работы по патриотическому воспитанию детей.
  3. Разработать консультации для родителей.
  4. Разработать содержание работы по теме (планирование работы, конспекты занятий, дидактические игры, упражнения, формы педагогического взаимодействия с родителями и т. д.).
  5. Создать картотеку игр по данной теме.
  6. Обобщить и распространить собственный педагогический опыт.
  7. Провести самоанализ и подготовить отчёт о проделанной работе.

Задачи для детей:

  1. Формировать чувства привязанности к своему дому, детскому саду, школе, друзьям, своим близким.
  2. Формировать чувство любви к своему родному краю, своей малой родине на основе приобщения к родной природе, культуре и традициям.
  3. Знакомить с событиями и явлениями общественной жизни, с историей государства.
  4. Формировать представления о России как о родной стране, о Москве как о столице России.
  5. Воспитывать патриотизм, уважение к культурному прошлому России.
  6. Воспитывать гражданско-патриотические чувства посредством изучения государственной символики.
  7. Формировать любовь к своему народу, родному языку, народному творчеству.
  8. Знакомить с географией, достопримечательностями родного города, с памятниками культуры и известными людьми.
  9. Воспитывать любовь и уважение к воинам Российской Армии, участникам СВО, желание в будущем стать защитниками Отечества.
  10. Воспитывать уважение к ветеранам.

Задачи для родителей:

Создать в семье благоприятные условия для нравственно-патриотического развития ребёнка, учитывая опыт, приобретённый в детском саду, школе, в учреждениях дополнительного образования.

Ожидаемые результаты

У педагога:

  1. Повышение уровня профессиональной компетентности по данной теме.
  2. Более осознанное понимание педагогического процесса, направленного на развитие нравственно-патриотических качеств детей.
  3. Внедрение новых методов работы с детьми и родителями.
  4. Самореализация.

У детей:

  1. Расширение знаний детей в нравственно-патриотическом направлении.
  2. Формирование у детей интереса, гражданской позиции и патриотических чувств к прошлому, настоящему и будущему родного края, чувства гордости за свою малую Родину.
  3. Проявление познавательного интереса к родному краю, семье, детскому саду, школе.
  4. Формирование основ экологической культуры, гуманного отношения ко всему живому.
  5. Воспитание у детей любви и привязанности к своей семье, родному дому, земле, где он родился, чувства гордости за своих земляков, ответственности за всё, что происходит в городе, сопричастности к этому.
  6. Развитие любознательности.
  7. Воспитание любви и уважения к своему народу, его обычаям, традициям, толерантного отношения к представителям других национальностей.
  8. Воспитание у детей чувств уважения к профессиям, труду взрослых, к Защитникам Отечества.
  9. Проявление инициативы и творчества в решении поставленных задач.

У родителей:

  1. Повышение компетентности родителей детей по данной теме.
  2. Укрепление детско-родительских отношений.
  3. Пробуждение желания собственным примером приобщать детей к нравственно-патриотическому воспитанию.
  4. Проявление позиции активных участников и партнёров воспитательно-образовательного процесса.

Для полноценного патриотического воспитания используются разнообразные методы и формы работы с учётом возрастного мировосприятия детей.

Формы и методы работы по патриотическому воспитанию детей.

  • Организация экскурсий и целевых прогулок по достопримечательностям родного города, посещение музеев, выставок.
  • Организация тематических мероприятий (общественные и календарные праздники, соревнования, конкурсы, развлечения, досуги, концерты).
  • Рассказ педагога.
  • Наблюдение за изменениями в облике родного города, за трудом людей.
  • Беседы о родном городе, области, стране, её истории.
  • Показ иллюстраций, фильмов, слайдов.
  • Чтение соответствующих произведений, заучивание стихотворений.
  • Прослушивание аудиозаписей (гимн страны, птичьи голоса русского леса и другие).
  • Использование фольклорных произведений (пословиц, поговорок, сказок, игр).
  • Ознакомление с продуктами народного творчества (роспись, вышивка и т. д.).
  • Знакомство с творчеством известных поэтов, художников, композиторов и т. д.
  • Организация тематических выставок.
  • Создание проблемной ситуации.
  • Совместная проектная деятельность.
  • Совместная деятельность родителей и детей по изготовлению поделок.
  • Конкурсы поделок.
  • Инсценировки, театрализация.
  • Игры (дидактические, народные, подвижные, игры-сотрудничества).
  • Занятия «День доброты».
  • Изготовление подарков.

Сотрудничество с родителями.

Важным условием результативности воспитания у детей нравственных качеств является работа с семьёй. Понимание и поддержка со стороны родителей становится основной базой, на которой формируются у ребят нравственные качества.

Формы работы с родителями.

  • Анкетирование
  • Консультации
  • Различные мероприятия совместно с детьми
  • Индивидуальные беседы
  • Рекомендации
  • Демонстрация наглядного материала.

Срок реализации плана по самообразованию: 3 учебных года (с 01.09.2024 г. по 31.05.2027 г.).

План по самообразованию

Этап, срок реализации

Содержание работы:

Форма отчёта

1 этап — организационно-ознакомительный

  1. Составление библиографии по теме самообразования.
  2. Изучение и анализ методической литературы и современных подходов в вопросе патриотического воспитания.
  3. Составление плана работы с детьми и родителями по следующим блокам:
  • «Моя семья»;
  • «Мой родной город»;
  • «Мой дом, моя улица»;
  • «Наша Родина — Россия»;
  • «История России»;
  • «Культура русского народа»;
  • «Великие соотечественники»;
  • «Защитники Отечества»;
  • «Народные праздники».
  1. Подготовка практического материала (наглядные пособия, настольные игры, альбомы, оформление уголка по патриотическому воспитанию).
  1. Список библиографии.
  2. Оформление папки по самообразованию.
  3. Перспективный план работы с детьми по патриотическому воспитанию.
  4. Альбомы:
  • «Моя семья»
  • «Мой город»
  • «Народные праздники».

2 этап — основной

  1. Внедрение в работу подготовленного материала.
  • Практическое применение наработанных материалов с детьми:
  • Промежуточная диагностика детей по данной теме;
  • Проведение мероприятий с родителями согласно плану работы.
  1. Фотоотчёты о проведённых мероприятиях.
  2. Конспекты занятий.
  3. Методические рекомендации для педагогов.
  4. Консультации для родителей.
  5. Консультации для педагогов.
  6. Выступление на педагогическом совете, методическом объединении.
  7. Открытие мероприятия с детьми для педагогов.

3 этап — заключительный

  1. Проведение диагностики с целью отслеживания результатов работы.
  2. Самоанализ педагогической деятельности.
  3. Творческий отчёт о проделанной работе на итоговом педсовете.
  4. Участие в конкурсе методических материалов.
  5. Обобщение и распространение педагогического опыта.
  1. Оформление папки по обобщению опыта.
  2. Оформление сборника консультаций для педагогов, родителей.
  3. Создание презентаций для детей.
  4. Создание презентации о проделанной работе.