Комната превращений. Итальянский архитектор и дизайнер Микеле Дзини (Michele Zini) об идеальном пространстве для ребенка.

 Филюта Нина Константиновна

Современное представление об интерьере детской комнаты, в первую очередь, подразумевает факторы, обеспечивающие ребёнку максимальный физический и психологический комфорт. Поэтому при выборе стола, стульчика или кроватки для любимого чада следует руководствоваться требованиями безопасности и функциональности. Впрочем, и эстетическая составляющая данных предметов занимает далеко не последнее место.

Архитектор и дизайнер Микеле Дзини (Michele Zini), один из самых известных в Италии специалистов в области создания интерьеров для детей, в течение многих лет трудится над меблировкой частных домов, детских садов и школ. «Нужно помнить, - говорит дизайнер, - что среда чрезвычайно влияет на развитие ребёнка, участвует в формировании его мыслительных процессов. Дети нуждаются в богатом, стимулирующем пространстве. Профессия архитектора в этой ситуации пересекается с режиссёрской, - спектакля не состоится, если актеры не проникнутся предложенным сценарием, не прочувствуют его идеи до конца …»

Рассуждая об особенностях работы над проектом детской комнаты и подчеркивая уникальность детской аудитории, Микеле использует любопытные сравнения «Понятно, что в процессе создания среды, адекватной для определенной группы людей, важную роль играет знание их общекультурного уровня, особенностей, интересов и вкусовых предпочтений. Например, работая над проектом для народа из племени маури в Новой Зеландии, необходимо учитывать, что каждый из аборигенов обладает способностью различать больше тридцати пяти оттенков одного цвета, и что для каждого оттенка в языке маури есть свое название». Хорошее сравнение, правильное, ведь современные младшие дошкольники тоже отлично различают цветовые оттенки, потому «методический» трёхцветный светофор в доброй половине случаев оказывается анахронизмом «слепой» методики. «Мы часто представляем детей как «недоросших» взрослых, - сетует Микеле Дзини. - И в этом наша грандиозная ошибка! Дети – созидатели пространства, а архитектор, сведущий в детских представлениях об идеальном пространстве, знает ключ к проектированию!».

Развивая тему возможных для детской комнаты цветовых решений, не будем забывать, что мебель не должна быть белоснежной, - и вовсе не потому, что это марко, а по причине излишней яркости и отрицательного воздействия на зрение малыша. Последнее правило особенно касается столешниц. Трюк с блестящими, покрытыми лаком и чрезмерно отполированными мебельными поверхностями также нежелателен:  блеск оказывает слепящее действие и попросту утомляет ребенка.

В идеале детская мебель должна быть выполнена из натуральных, экологически чистых материалов, соответствовать росту и пропорциям малыша. Кроме того, уже на стадии проекта она должна быть избавлена от острых углов и выступающих креплений. Использование многоярусных кроватей возможно лишь по достижении детьми трёхлетнего возраста. В пять лет ребёнок часто бывает увлечен строительством домиков и шала­шей, - у него появляется ярко выраженное стремление к обособленному, личному пространству. И чем более оно закрыто, тем комфортнее чувствуют себя дети. К семи годам в детской комнате обязательно должно быть грамотно оборудованное рабочее место, шкаф, книжные стеллажи, - ведь малыш идет в школу.

Среди проектов, реализованных Микеле Дзини, - интерьер частной итальянской школы, в которой, помимо классных и игровых комнат, предусмотрены пространства для уединения. «Ребенку, пребывающему в шумном детском коллективе, это необходимо», - отмечает дизайнер. Обустроены в школе и специальные помещения для занятий – цитируем – «самобытным детским творчеством». Речь, как понимаете, не о программных занятиях под чутким руководством педагога и даже не о внешкольных факультативах, а именно о самостоятельной деятельности ребенка, спровоцированной исключительно его желаниями и настроениями.

Так в интерьерах итальянских дошкольных учреждений используются разнообразные приёмы зонирования, яркие витражи в перегородках, оконные и дверные стекла с цветными принтами, предметы из безопасной пластичной резины. В одном из детских садов сконструировали «комнату-эхо» – небольшое помещение, все звуки в котором, отражаясь от стен, многократно повторяются. Настоящий аттракцион для малышей! Впрочем, программируя будущее пространство, нужно учитывать особенности психомоторики ребёнка, - интерьер не должен быть перегружен.

В разработке мебели для детских обычно принимает участие ряд специалистов самого разного профиля. Среди них педагоги, медики, детские психологи, инженеры, искусствоведы. Многокомпетентность – один из главных постулатов создания успешного во всех отношениях дизайн-проекта. Подобно знаменитому педагогу, философу и архитектору Рудольфу Штайнеру, Микеле Дзини рассматривает детство как «собственное настоящее» ребёнка и уверяет, что «дети знают внутреннюю сущность вещей».

Нередко дети эксплуатируют предметы самым неожиданным образом, не смотря на их первоначальное функциональное предназначение. Шкаф может превращаться в домик, стул – в автомобиль. Дети играют со светом, с любопытством рассматривают собственную тень, пускают солнечных зайчиков. Уделяют повышенное внимание фактурам и поверхностям материалов, заглядывают в отверстия, имеющиеся в заборах и стенах. Все эти «мелочи» учитываются современными дизайнерами только так можно узнать представление детей об идеальном пространстве. Исследуя эту тему, создатели будущего проекта часто идут на эксперимент. В итальянском варианте он выглядел следующим образом: детям четырёхлетнего возраста выдали цифровые фотокамеры, поручив снять «знаковые» для себя места и объекты. В результате на флэшкартах запечатлелись совершенно незаметные для взрослых вещицы и нюансы – например, трещинки, пятнышки, дырочки, неровности на полу и стенах. Материалы подобных исследований обязательно ложатся в основу предпроекта, - того, который ещё не окончателен, но уже многое проясняет.