"Юный Дизайнер"

Бирюкова Екатерина Александровна

Одежда – составная часть материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом, которые удовлетворяют определённые потребности, с другой – произведения декоративно-прикладного искусства. Одежда отражает национальные особенности жизни народа, его представления о красоте. Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества. В течение всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду, внося свой вклад в этот многовековой процесс. Именно этот вид творчества был и есть, наиболее любимым занятием широкого круга людей. Шитье одежды - интересный и полезный вид рукоделия, который приносит радость, дает возможность выразить себя в творчестве, увидеть в повседневном красоту и гармонию.

Влияние одежды на жизнь человека трудно переоценить.  Удобная одежда доставляет большую радость, улучшает состояние здоровья, повышает настроение, способствует достижению успеха. Каждый практически ежедневно сталкивается с выбором одежды, к сожалению, для многих эта проблема трудноразрешима. Ключом к её решению является умение шить самостоятельно.

Умение шить – совсем не простое дело, далеко не каждый может достичь вершин портновского искусства. Для этого требуется талант, трудолюбие, усидчивость, настойчивость, профессиональные знания. Основными навыками шитья может овладеть каждый, начиная со школьного возраста. Одежда – составная часть материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом, которые удовлетворяют определённые потребности, с другой – произведения декоративно-прикладного искусства. Одежда отражает национальные особенности жизни народа, его представления о красоте. Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества. В течение всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду, внося свой вклад в этот многовековой процесс. Именно этот вид творчества был и есть, наиболее любимым занятием широкого круга людей. Шитье одежды - интересный и полезный вид рукоделия, который приносит радость, дает возможность выразить себя в творчестве, увидеть в повседневном красоту и гармонию.

Влияние одежды на жизнь человека трудно переоценить.  Удобная одежда доставляет большую радость, улучшает состояние здоровья, повышает настроение, способствует достижению успеха. Каждый практически ежедневно сталкивается с выбором одежды, к сожалению, для многих эта проблема трудноразрешима. Ключом к её решению является умение шить самостоятельно.

Умение шить – совсем не простое дело, далеко не каждый может достичь вершин портновского искусства. Для этого требуется талант, трудолюбие, усидчивость, настойчивость, профессиональные знания. Основными навыками шитья может овладеть каждый, начиная со школьного возраста. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dizayner_2015-2016_1god.docx35 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение                             Утверждаю:

дополнительного образования детей                                                         директор  ЦДТ № 4

Центр детского творчества № 4                                                          ________Кузнецова Г. И.

                                                                                                            «       »__________ 2015г.

Образовательная программа

дополнительного  образования детей (8-14лет)

объединения «Юный дизайнер»

Всего часов: 144

Рассмотрено и одобрено                                         Программа разработана

На заседании методического совета                      Бирюковой Екатериной Александровной

ЦДТ № 4                                                                   квалификация «Учитель технологии

                                                                                   и предпринимательства»

«      » ___________ 20___ г.

Протокол №______

г. Ульяновск

 2015 г.

Пояснительная записка

Одежда – составная часть материальной и духовной культуры общества. С одной стороны, это материальные ценности, созданные человеческим трудом, которые удовлетворяют определённые потребности, с другой – произведения декоративно-прикладного искусства. Одежда отражает национальные особенности жизни народа, его представления о красоте. Археологические раскопки показывают, что одежда появилась на самых ранних этапах развития человеческого общества. В течение всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду, внося свой вклад в этот многовековой процесс. Именно этот вид творчества был и есть, наиболее любимым занятием широкого круга людей. Шитье одежды - интересный и полезный вид рукоделия, который приносит радость, дает возможность выразить себя в творчестве, увидеть в повседневном красоту и гармонию.

Влияние одежды на жизнь человека трудно переоценить.  Удобная одежда доставляет большую радость, улучшает состояние здоровья, повышает настроение, способствует достижению успеха. Каждый практически ежедневно сталкивается с выбором одежды, к сожалению, для многих эта проблема трудноразрешима. Ключом к её решению является умение шить самостоятельно.

Умение шить – совсем не простое дело, далеко не каждый может достичь вершин портновского искусства. Для этого требуется талант, трудолюбие, усидчивость, настойчивость, профессиональные знания. Основными навыками шитья может овладеть каждый, начиная со школьного возраста.

В наши дни, когда подростков окружает многообразие различных стилей одежды, когда мода меняется очень быстро и очень трудно бывает создать индивидуальный, неповторимый образ, тема обучения навыкам моделирования и шитья одежды остается актуальна.  Поэтому возникла необходимость в разработке и создании программы художественной направленности «Юный дизайнер» для детей младшего, среднего и старшего школьного возраста.

На всех этапах моделирования одежды не только учитываются стиль и направление моды, но и решаются вопросы, связанные с процессом ее изготовления, определяются методы обработки в соответствии с имеющимся оборудованием и технологическими свойствами материалов. Эти вопросы и решаются в процессе обучения по программе «Юный дизайнер».

Программа предусматривает следующие занятия: отработка стежков, швов, устройство швейной машины, изготовление образцов, пошив изделий, отделка готовых изделий, уход за одеждой.

Обучающиеся по программе знакомятся с историей костюма, с модой разных эпох, с особенностями одежды людей разных поколений и времен, составляют коллекции из швейных изделий. Особое внимание в программе уделяется знакомству с русским народным костюмом, его историей и стилизацией. Обучающиеся по программе познакомятся с основами народного декоративно-прикладного творчества, с историей лоскутного шитья и разными техниками выполнения работы.  Всё это способствует расширению кругозора, воспитанию интереса к культурному наследию предков, эстетическому воспитанию подрастающего поколения.

Занятия по программе «Юный дизайнер» способствуют трудовому, воспитанию, профессиональной ориентации на профессии швейного производства и познакомит с миром народного искусства, которое несет в себе многовековые предания о красоте и гармонии.

Таким образом, актуальность и педагогическая целесообразность программы «Юный дизайнер» определяется значимыми для подростков видами деятельности, профессионально-ориентированным характером знаний, приобщением детей к культурному наследию и общечеловеческим ценностям.

Цель программы: формирование творческих способностей, учащихся посредством обучение основам технологии пошива, конструирования и моделирования одежды, приобщения к народному декоративно-прикладному искусству.

Для достижения целей программы необходимо решить следующие задачи:

Образовательные задачи:

  • познакомить с основами прикладного творчества;
  • научить безопасному использованию инструментов и приспособлений
  • познакомить учащихся с основными группами швейного оборудования и швейных материалов;
  • познакомить учащихся с современными методами обработки отдельных узлов одежды и с составлением схемы технологической последовательности поузловой обработки с использованием прогрессивных методов при изготовлении поясного и плечевого изделия;
  • познакомить учащихся с методами конструирования, показать методику технического моделирования, с использованием лекал базовых конструкций, а также с использованием современных технических средств;
  • познакомить с технологией изготовления отдельных аксессуаров с использованием различных методов декорирования;
  • познакомить с историей традиционного русского костюма, элементами его стилизации;
  • познакомить с разнообразием исторического костюма;
  • познакомить с основами и видами лоскутного шитья;

Развивающие задачи:

  • развивать познавательную самостоятельность в учебном процессе обучения;
  • развивать интерес к данному направлению прикладного искусства;
  • развивать фантазию, изобретательность, воображение;

Воспитательные задачи:

  • воспитывать у детей интерес к творческому наследию наших предков,
  • развивать чувства коллективизма, толерантности, взаимопомощи и поддержки;
  • сформировать умение добиваться задуманного результата, развивать уверенность в своих силах.
  • сформировать умения преодолевать трудности, доводить начатое дело до конца;
  • воспитывать эстетическую культуру, умение обогащать опыт в творческой деятельности;
  • воспитывать внимательность, аккуратность, точность, усидчивость, творческую активность, самостоятельность;

Условия реализации образовательной программы.

Программа рассчитана для детей 8 -14лет. Программа рассчитана на 1 год обучения.

Формы и режим занятий.

Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 часа – 1 год обучения.

В процессе обучения используются разные формы занятий:

  • теоретические занятия;
  • практические занятия;
  • экскурсии, посещение музеев и выставок;
  • мастер-классы для детей.

Занятия проводятся в группой форме.

Наполняемость учебной группы: 10-15 человек.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности.

Основными образовательными результатами обучения считается: умение ребенка; выполнение несложных элементов моделирования и конструирования; умение составлять схемы последовательности поузловой обработки простых поясных и плечевых изделий; развитие чувства коллективизма, взаимопомощи, любознательности, творческой активности, самостоятельности в изготовлении комплектов одежды и работ декоративно-прикладного творчества.

В результате освоения программы обучающийся будет:

  • знаком с основами прикладного творчества;
  • научится безопасному использованию инструментов и приспособлений при работе;
  • знаком с основными группами швейного оборудования и швейных материалов;
  • знаком с современными методами обработки отдельных узлов одежды и с составлением схемы технологической последовательности поузловой обработки с использованием прогрессивных методов при изготовлении поясного и плечевого изделия;
  • знаком с основными методами конструирования и методами технического моделирования, с использованием лекал базовых конструкций, а также с использованием современных технических средств;
  • освоит технологию изготовления отдельных аксессуаров с использованием различных методов декорирования;
  • знаком с историей традиционного русского костюма, элементами его стилизации, с разнообразием исторического костюма, с основами и видами лоскутного шитья;
  • пользоваться журналами мод и делать подработки чертежей по индивидуальным меркам;
  • самостоятельно продумывать и разрабатывать изделия с учетом свойств и особенностей различных материалов по законам композиции;
  • качественно и аккуратно изготавливать простейшие аксессуары одежды и быта;
  • преодолевать трудности и добиваться задуманного результата;
  • изготавливать несложные модели одежды;
  •  знать технологический процесс изготовления некоторых сувениров и элементов костюма;
  •  знать технологический процесс изготовления простых моделей одежды;

Способы определения результативности: беседа, наблюдения, тестирования, анализ выполненных работ. Результаты наблюдений фиксируется педагогом в диагностической карте.

Форма подведения итогов реализации программы.

Подведением итогов обучения являются - отчетная выставка или демонстрация моделей одежды.

Учебно-тематический план

№ п./п

Тема

Количество часов

Всего

Теория

Практика

1

Вводное занятие

4

4

-

2

Русский традиционный костюм

8

4

4

3

Ручные и декоративные стежки.

10

2

8

4

Машиноведение. Машинные строчки.

16

1

15

5

Основы лоскутной технологии

12

7

5

6

Изготовление юбки.

36

2

34

7

Изготовление брюк

36

2

34

8

Сувениры, аксессуары.

16

3

13

9

Итоговое занятие.

2

1

1

10

Экскурсии

4

-

-

Итого часов

144

26

118

Ожидаемые результаты первого года обучения.

К концу обучения по программе 1-года обучения обучающийся будет:

  • аккуратно и правильно работать с иглой
  • наносить рисунок на бумагу и ткань;
  • снимать основные мерки с фигуры и определять размеры;
  • пользоваться журналами мод и снимать выкройки нужной модели и размера;
  • подбирать материал и цветовую гамму для изготовления простых сувениров, подарков и аксессуаров.
  • с небольшой помощью педагога изготовить несложный сувенир, аксессуар к костюму, простую модель юбки, брюк или шорт;
  • основное устройство швейной машины, технику безопасности при пользовании швейными машинами и уметь устранить простейшие неполадки;
  • иметь представление о традиционном русском костюме;
  •  уметь выполнять различные швы и строчки;
  • уметь строить рисунок и выполнять изделие в лоскутной технике;
  • знать технологическую последовательность изготовления поясных изделий;
  • знать и выполнять правила техники безопасности при работе с инструментами и материалами;

Методическое обеспечение программы.

Методические разработки, дидактический и лекционный материал.

  1. Подборка «Виды отделки», «Коллекция образцов тканей».
  2. Методическая разработка: «Воротники», «Поузловая обработка карманов», «Ручные и машинные швы».
  3. Плакаты: «Построение чертежа прямой юбки», «Покрои одежды», «Обработка застёжки до низа детали изделия», «Обработка верхнего среза юбки», «Построение чертежа плечевого изделия».
  4. Демонстрационные – картины, таблицы, иллюстрации в журналах, чертежи, видеофильмы, материалы из интернет – ресурсов и др
  5. Фотоальбом выступлений учениц и занятий кружка.
  6. Образцы моделей одежды
  7. Раздаточный материал – образцы пооперационной обработки изделий, таблицы для расчетов и формул, образцы швов и строчек, таблицы по технике безопасности и др.
  8. Пособие для построения лекал по CD LEKO.

Формы и методы проведения занятий

При проведении занятий применяются различные формы обучения. Чаще всего применяется индивидуальная форма работы с учащимися, а также фронтальная, когда все одновременно выполняют одинаковую работу. Выбор методов зависит от содержания учебного материала и поставленных задач. Это могут быть различные формы и методы, которые удовлетворяют современным требованиям педагогики сотрудничества.

Рекомендации по проведению практических занятий.

Программа предусматривает использование различных методов в работе с воспитанниками: это и устное изложение материала, беседы, рассматривание иллюстраций к народным сказкам, знакомство с наглядными пособиями, работа по образцу, самостоятельное выполнение работы, творческие отчеты – в виде выставок и проведения показа моделей, использование современных электронных образовательных ресурсов (показ видеороликов, мультимедийных презентаций и др.).

Одновременно с обычными занятиями по изучению теории и практики по темам, могут использоваться: экскурсии, конкурсы, репетиции, занятие-игра, творческая встреча с подобным коллективом.

Материально - техническое обеспечение программы.

Для успешной реализации данной программы необходимы следующее оборудование и материалы:

  • швейная машина (на двух учащихся - одна машина);
  • ткани и материалы
  • острые ножницы с удлиненными концами;
  • утюг
  • иглы, булавки;
  • нитки (нитки годятся любых цветов и оттенков, х/б, № 40, 50, 60 или бумага (миллиметровая или бумага в клетку, бумага для рисования, калька, плотный картон или любая плотная бумага);
  • карандаши (набор мягких карандашей 2М - 4М, цветных карандашей);
  • портновский мел или тонкий кусочек сухого мыла;
  • сантиметровая лента, линейки, прямоугольник,
  • персональный компьютер