Программа театра моды "Неорис" 2014 г.

Канашова Татьяна Викторовна

         Дополнительная образовательная программа школы моделей «НЕОРИС» относится  к художественной  направленности, базового уровня. Срок реализации-3 года для детей 11-18 лет. Программа-модифицированная.

          Актуальность и педагогическая целесообразность

В течение всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду, внося свой вклад в этот многовековой процесс. Во все века одежда служила не только для защиты от непогоды. Очень важными были ее социальная и эстетическая функция. По костюму всегда можно было догадаться об общественном положении, достатке и роде занятий его владельца.

Благодаря одежде человек может изменить свой внешний вид, украсить, скрыть недостатки, подчеркнуть достоинства внешности. И в наши дни, когда подростков окружает многообразие различных стилей одежды, когда мода меняется очень быстро и очень трудно бывает создать индивидуальный, неповторимый образ, тема гармоничного сочетания элементов костюма и аксессуаров, причёски и макияжа очень актуальна, особенно  в воспитании девочек, девушек, будущих матерей, хранительниц семейного очага, будущих деловых женщин. Одним стремлением к красоте наше отношение к моде и одежде ограничить нельзя. Нужны знания и умения. Сегодня недостаточно подражать имиджу модной фото- или топ модели. Задача гораздо серьезней и глубже. Познав себя, нужно найти свой индивидуальный и неповторимый образ; выработать собственный стиль, рожденный гармонией внутреннего «Я» личности и его внешнего проявления как в одежде, так  и в облике в целом. Совершенство не в безупречности костюма, а в его совершенном соответствии индивидуальности человека. И этому следует учиться.

Говоря о красоте, чаще всего мы имеем в виду не только черты лица, но и весь внешний облик человека, фигуру, манеру держаться и двигаться.

          Образовательная программа школа моделей «НЕОРИС»  направлена на формирование у подростков желания и умения быть красивыми. Для девочки-подростка, для девушки очень важно и актуально уметь красиво двигаться, нести себя, уметь владеть основами визажа и  актерского мастерства.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_teatr_mody_neoris1.doc227.5 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент образования города Москвы

Северо-Восточное  управление образования

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 ГОРОДА МОСКВЫ

ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА «СВИБЛОВО»

                                       «Утверждаю»:

И.о.директора  ГБОУ ЦДТ «Свиблово»  

 __________Герасимова Н.А.

«01» сентября 2014г

Образовательная программа

«Школа моделей «НЕОРИС»»

 (ознакомительный, базовый уровень)

Срок реализации – 3 года

Возраст обучающихся: 11-18 лет

Вторая редакция.

Автор-составитель:

педагог  дополнительного образования

Абрамова Татьяна Викторовна.

По программе работают: педагоги

 дополнительного образования

 Ибрагимова Л.Ю., Абрамова Т.В.

 МОСКВА

 2014

Пояснительная записка

         Дополнительная образовательная программа школы моделей «НЕОРИС» относится  к художественной  направленности, базового уровня. Срок реализации-3 года для детей 11-18 лет. Программа-модифицированная.

          Актуальность и педагогическая целесообразность

В течение всей истории существования человечества люди создавали для себя одежду, внося свой вклад в этот многовековой процесс. Во все века одежда служила не только для защиты от непогоды. Очень важными были ее социальная и эстетическая функция. По костюму всегда можно было догадаться об общественном положении, достатке и роде занятий его владельца.

Благодаря одежде человек может изменить свой внешний вид, украсить, скрыть недостатки, подчеркнуть достоинства внешности. И в наши дни, когда подростков окружает многообразие различных стилей одежды, когда мода меняется очень быстро и очень трудно бывает создать индивидуальный, неповторимый образ, тема гармоничного сочетания элементов костюма и аксессуаров, причёски и макияжа очень актуальна, особенно  в воспитании девочек, девушек, будущих матерей, хранительниц семейного очага, будущих деловых женщин. Одним стремлением к красоте наше отношение к моде и одежде ограничить нельзя. Нужны знания и умения. Сегодня недостаточно подражать имиджу модной фото- или топ модели. Задача гораздо серьезней и глубже. Познав себя, нужно найти свой индивидуальный и неповторимый образ; выработать собственный стиль, рожденный гармонией внутреннего «Я» личности и его внешнего проявления как в одежде, так  и в облике в целом. Совершенство не в безупречности костюма, а в его совершенном соответствии индивидуальности человека. И этому следует учиться.

Говоря о красоте, чаще всего мы имеем в виду не только черты лица, но и весь внешний облик человека, фигуру, манеру держаться и двигаться.

          Образовательная программа школа моделей «НЕОРИС»  направлена на формирование у подростков желания и умения быть красивыми. Для девочки-подростка, для девушки очень важно и актуально уметь красиво двигаться, нести себя, уметь владеть основами визажа и  актерского мастерства.

Актуальность, новизна, педагогическая целесообразность.

Программа актуальна, поскольку предполагает формирование ценностных эстетических ориентиров, способствует художественно-эстетической оценке собственного образа, направлена на овладение основами творческой деятельности в смежных дисциплинах, способствует проявлению  и реализации творческих способностей воспитанника,  созданию условий для приобретения внутренней свободы, раскрытию пластических возможностей, снятию мышечных зажимов, развитию личностного творческого потенциала.

Цель данной программы – формирование у обучающихся качеств творчески думающей, активнодействующей и легко адаптирующейся личности, которые необходимы для ориентации в мире моды и в дальнейшем профессиональном самоопределении. Научить конструированию и моделированию швейных изделий. Обеспечить вхождение ребенка в социум.

Задачи:

Обучающие:

  1.  Изучение истории костюма.
  2. Познакомить детей с видами сложных фасонов, научить моделированию фасонов, сформировать представление о назначении изделий, научить замечать недостатки в работе, анализировать ход выполняемой работы, сравнивать с образцом.
  3.  Изучение приемов и способов создания гармоничного (стильного) образа:  значение аксессуаров, прическа, макияж.
  4.  Формирование навыков и умений в области актёрского мастерства, обучение основам дефиле, освоение работы с музыкальным материалом.
  5.  Изучение законов и принципов создания пластической композиции.

Развивающие:

  1. Развитие изобретательности и устойчивого интереса к творчеству.
  2. Развитие музыкальных и актёрских способностей  воспитанников.
  3. Развитие индивидуальности в процессе творческой деятельности.

Воспитательные:

  1. Укрепление системы нравственных ценностей, формирование партнерских отношений в группе, взаимного уважения, взаимопонимания.
  2. Создание условий для самореализации и самоопределения каждого воспитанника в коллективе.
  3. Воспитание художественного,  музыкально-эстетического вкуса и эмоциональной  отзывчивости.

  • В основу программы, положены следующие педагогические принципы:
  • Принцип гуманизации и демократизации педагогических отношений - личностные отношения являются важнейшим фактором, определяющим результаты учебно-воспитательного процесса, включающим сотрудничество, мастерство общения.
  • Принцип интенсивного восприятия, предполагающий максимальное использование различных сенсорных каналов и разнообразных их сочетаний.
  • Принцип открытого общения, способствующий формированию доверительных отношений, располагающий к высказыванию собственных мыслей и чувств, что позволяет вовлечь воспитанников в дискуссию, помогает созданию ситуации успеха.
  • Принцип психологической комфортности, предполагающий охрану и укрепление психологического здоровья воспитанника.
  • Принцип последовательности и систематичности.

Режим занятий.

 Основной формой организации занятий является групповая. Количество обучающихся в группе – от 8 до 12 человек.

Режим занятий:  Занятия  проводятся 2 раза в неделю по 2 часа (2 по 45 минут с 15 минутным перерывом после каждого часа занятий), всего в неделю – 4 часа; всего в год – 144 часа. Количество учебных недель-36.

Методическое обеспечение.

         В работе используются разные виды деятельности, развивающие творческую личность:  рисунок, моделирование одежды, создание и подбор аксессуаров, хореография, элементы актерского мастерства, пантомимы, импровизации. При этом в ходе коллективной деятельности учитываются интересы и возможности каждого из обучающихся (разделение труда, кооперация в ходе решения общих задач, взаимозависимость)  соблюдается принцип сотрудничества «учитель-ученик», «ученик-ученик».  Также в реализации программы активно используется метод работы в группе.

        Групповая работа привлекает участников возможностью лучше узнать друг друга,  расширить зону для самооценки. Кроме этого, групповая работа дает возможность учащимся объединиться по интересам; обеспечивает разнообразие ролевой деятельности в процессе обучения; воспитывает обязательность выполнения задания в определенные сроки, так как от этого зависит успех работы всего коллектива.

При работе над групповым проектом возможно создание достаточно большого изделия, которое объединяет индивидуальные работы. Это важно, особенно при выполнении такой объёмной работы, как создание коллекции одежды (Приложение).

Программа реализуется в триединстве целей и задач, сопровождается сопутствующей контрольно-коррекционной работой.

Применяются различные методы обучения:

 1) наглядные (демонстрация – показ педагога, показ ученика, иллюстрация (показ фотографий, рисунков и т.д.);

 2) словесные (объяснение, разъяснение, рассказ, беседа, инструктаж);

 3) практические (упражнения);

 4) видеометод (просмотр видеоматериалов, обучение и контроль через ИКТ).

        Прогнозируемые результаты

В результате прохождения программного материала обучающиеся получат представление:

  • основы дизайна и теории моды;
  • основные моменты истории костюма; о
  • основные понятия и термины, использующиеся в художественном проектировании;
  • категории, свойства и средства композиции;
  • этапы проектирования коллекции одежды,
  • основные тенденции в современной моде
  • об основах сценического движения,  основах дефиле;
  • об основах музыкальной культуры;
  • о чувстве ритма, танцевальной выразительности; об актерском мастерстве.

Будут знать:

  • сведения из истории  костюма;
  • элементы материаловедения;
  • правила нанесения макияжа;
  • основы работы с актерским гримом и париком для создания определенного образа.
  • повысить уровень знаний детей о направлении моды, разработке модели, подбор отделки и фурнитуры к изделию;
  • сформировать умения, навыки,
  • разработка модели компьютерной графикой.

Обучающиеся будут уметь: 

  • использовать знания средств и свойств композиции на практике;
  • разработают проект по изготовлению коллекции костюмов на заданную тему;
  • точно и аккуратно выполнять все этапы создания костюма;
  • эмоционально передавать игровые образы и действия;
  • слышать и понимать музыку, согласовывать с ней свои движения;
  • владеть различными видами танцевальных шагов, правильными позициями ног и положением рук;
  • владеть основами подиумного шага;
  • создавать эскизы стилизованных костюмов;
  • владеть техникой эмоционального контроля на сцене и подиуме

   Механизм выявления результатов

        На протяжении обучения осуществляется контроль освоения материала всех тем, заявленных в  дополнительной образовательной программе.

Формы контроля:

1.Вводный контроль – в начале года (педагогическое наблюдение, беседа, тренинг и т.д.);

2. Промежуточный контроль (предоставление творческих работ, выступления)– декабрь.

 4. Итоговый контроль (предоставление творческих работ, выступления)–  май.

       При оценивании результатов реализации программы применяется трехуровневая  шкала оценок, где:

Н  (низкий уровень)– не справился с заданием;

С  (средний) – справился с заданием, но с ошибками;

В  (высокий) – справился с заданием

Учебно-тематический план 1 года обучения

№ п/п

Название тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

2

1

1

2.

Эскизирование, работа с тканями

9

1

8

3.

Основы сценического движения    

9

1

8

4.

Виды швов, составление выкроек

7

1

6

5.

Техника подиумного шага. Дефиле

15

3

12

6.

Основы хореографии и пластики

13

2

11

7.

Танцевальная импровизация

12

1

11

8.

Распределение и освоение сценического пространства.

12

2

10

9.

Цветовой тип в макияже

3

1

2

10.

Визаж. Секреты визажиста

6

2

7

11.

Грим

8

2

6

12.

Основы актерского мастерства

10

3

7

13.

Техника пантомимы

10

1

7

14.

Зачетные мероприятия

11

1

10

15.

Концертная практика

15

1

12

16.

Итоговое занятие

2

1

1

                                               Всего:

144

24

120

Содержание занятий 1 года обучения

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с обучающимися. Беседа о красоте и моде. Правила поведения и внутреннего распорядка в ГБОУ ЦДТ «Свиблово». Инструктаж по технике безопасности во время занятий.

Практика. Выявление интересов, уровня из знаний, возможностей обучающихся. Введение в курс обучения по данной программе,  ознакомление с планами работы на год.

2.Эскизирование, работа с тканями

Теория. Сведения необходимые для изготовления изделия. Методы обработки ткани. Специфика выполнения эскизов модели одежды. Принципы составления коллекции.

Практика. Определить исходя из вида ткани, силуэтные линии. Знать физические и технологические свойства ткани. Технология обработки ткани на образцах. Изучение фактуры материалов, их ассортимента по образцам, в магазинах «Ткани». Составление цветовых сочетаний.

3. Основы сценического движения  

Теория. Стили танца. Современный и классический танец.

Практика. Развитие первоначальных навыков координации движений и формирование музыкально – ритмической  координации движений. Упражнения на движения  в стиле модерн, классического и бального танца.  

Основы бального танца - шаг «полонез». Вальсовые шаги. Основные понятия танца джаз-модерн ( контракшн, релиз, волна, изоляция). Упражнения на развитие гибкости, растяжки, выворотности.

Основы классического танца:       

  Battements tendus:

- double battements tendus;

  - в позах (croisee, efface, ecarte).

Battements tendus jete:

- balancoire;

- в позах (croisee, efface, ecarte).

Rond de jambe par terre на demi plie.

Battements fondu с plie releve во всех направлениях.

Battements soutenu в первоначальной раскладке во всех направлениях носком в пол  на всей стопе.

Pas tombe с фиксацией ноги в положении sur le cou de pied на месте.

Battements releve lent на 90*в позах.

Battements developpe во всех направлениях - лицом к станку;

 - боком к станку.

III форма port de bras как заключение комбинаций

4 Виды швов, составление выкроек

Теория. Общие сведения. Виды ручных и машинных работ. Технологическая последовательность обработки швейного изделия.

Практика. Выполнение ручных и машинных работ на образцах. Технологическая последовательность обработки изделия к первой примерке. 

5. Техника подиумного шага. Дефиле.

Теория. Понятие «дефиле» как свободное движение по подиуму на основе музыки. Техника дефиле Catwalk. Схемы дефиле. Варианты дефиле. Дефиле и театрализация. Дефиле и элементы танца. Два основных направления: классическое дефиле и современные западные тенденции. Просмотр видеоматериалов по теме.

Практика. Характеристика основного подиумного  шага, отработка в  упражнениях; сходство и отличие от танцевального шага. Основной шаг с выносом ноги из-за такта, без поворота. Поворот на полупальцах с переносом тяжести на другую ногу на 180 °. Линия движения: интервал, распределение пространства. Согласованность движений, одновременность поворотов. Основная стойка и классический поворот на 180. Поворот в движении на 360. Уход с прямой ноги. Своеобразие дефиле. Постановка техники дефиле Catwalk — особой техники движения (походки) на подиуме, сцене и в любом другом пространстве.  Изучение модельных остановок, поворотов, техник движения в вечерних нарядах, работе с верхней одеждой и аксессуарами и т.д. Дыхательная гимнастика, упражнения на координацию, чувство ритма, расслабление. Построение в композицию, в соответствии с замыслом демонстрации модели.

6. Танцевальная импровизация

Теория. Согласование  демонстрируемого модельного образа со сценическим движением и музыкальным оформлением.

Практика. Импровизация под заданную музыку. Импровизация под выбранную музыку. Снятие зажима с помощью импровизации. Коллективные композиции с импровизационными выходами.

7. Распределение сценического пространства

Теория. Правильное исполнение построений и перестроений. Понятие интервала.

Практика. Упражнения на освоение сценического пространства. Варианты движения колонной, линией по диагонали, в несколько рядов. Отработка всех элементов шага.

8. Цветовой тип в макияже

Теория. Использование цветометрии при макияже. Цветовые типы: весенний, летний, осенний, зимний. Виды макияжа. Макияж утренний и вечерний.

Практика. Выявление своего цветотипа. Работа над ним посредством макияжа.

9. Визаж. Секреты визажиста

Теория. Понятие «косметика» (с греч.: искусство украшать). История развития косметики. Искусство ухаживать за собой. Понятие «внешность». Тип внешности. Формы и типы лица. Черты лица. Общие тенденции современного макияжа. Создание образа и стиля. Макияж как средство исправления недостатков. Моделирование лица.

Практика. Освоение техники макияжа. Визаж – образный  макияж. Сценический макияж. Коррекция формы и деталей лица. Тонирование лица. Распределение румян. Особенности макияжа глаз. Оформление губ. Макияж: дневной, вечерний, образный, авангардистский.

10. Грим

Теория. Цель и задачи гримирования. История возникновения грима. Отличие грима от макияжа. Техника гримера.

Практика. Применение грима в театральном искусстве. Роль образного грима. Театральная косметика. Значение театральной косметики. Грим и прическа. Первоначальные приемы применения грима.

11.  Основы актерского мастерства

Теория. Знакомство с собой,  открытие в себе своего творческого "я", 
новых чувств и ощущений, помогающих в раскрытии и совершенствовании личностного потенциала.

Практика.  Упражнения на развитие воображения, внимания, концентрации и памяти, внутреннее раскрепощение, снятие ментальных и телесных зажимов, постановка голоса и дыхания, постановка этюдов – освоение основ  актёрского мастерства, психофизические тренинги. Выполнение этюдов на предлагаемые обстоятельства, разыгрывание сюжетных ситуаций. Отработка умения соединять свою ролевую комбинацию с комбинацией партнера или партнеров.

12.  Техника пантомимы

Теория.  Пантомима как особый вид сценического искусства, в котором основным средством создания художественного образа является пластика человеческого тела без использования слов. Основные техники пантомимы: волны, жест, поза, мимика.

Практика. Упражнения на волнообразное движение. Упражнения на замедленное движение. Упражнения на развитие жестов «Зов», «Прощание», «Угроза» и т.д.  Упражнения на развитие мимических способностей. Этюды на заданные и фантазийные темы.

13. Зачетные мероприятия

Теория. Выявить теоретические знания по пройденной программе, методом опроса.

Практика. Отработка приёмов создания образа посредством различных методик театрального мастерства, преодоление комплекса «боязни сцены», создание «ситуации успеха». Участие с различными коллекциями на театрализованных представлениях, концертах, конкурсах.

14. Итоговое занятие

Теория.  Подведение итогов года. Поощрение воспитанников.

Практика. Миниконцерт для родителей и друзей.

Учебно-тематический план 2 года обучения

№ п/п

Название тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

1

2.

Работа с журналами, выбор фасонов платьев

1

1

1

3.

Эскиз, прорисовка,  составление выкроек    

9

1

8

4.

Изготовление модели

15

1

14

5.

Техника подиумного шага. Дефиле

15

3

12

6.

Проработка деталей

13

2

11

7.

Танцевальная импровизация

12

1

10

8.

Изготовление фурнитуры

12

2

9

9.

Цветовой тип в макияже

3

1

2

10.

Визаж. Секреты визажиста

6

2

7

11.

Грим,работа в костюме на подиуме

8

2

6

12.

Изготовление головных уборов

10

3

7

13.

Техника пантомимы

10

1

7

14.

Зачетные мероприятия

11

1

10

15.

Концертная практика

15

1

12

16.

Итоговое занятие

2

1

1

                                               Всего:

144

24

120

Содержание занятий 2-го года обучения

.

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с обучающимися. Беседа о красоте и моде. Правила поведения и внутреннего распорядка в ГБОУ ЦДТ «Свиблово». Инструктаж по технике безопасности во время занятий.

Практика. Выявление интересов, уровня из знаний, возможностей обучающихся. Введение в курс обучения по данной программе,  ознакомление с планами работы на год.

2.Работа с журналами, выбор фасонов платьев

Теория. Выбор модели из журнала мод, фасон, мерки, чертежи, моделирование на основе выкройки, раскрой, примерка, уточнения, пошив, окончательная отделка. Зрительный образ модели.

Практика. Выполнить практическое задание, найти понравившийся фасон в журнале, прорисовать его самостоятельно. Поэтапное создание модели, выбранной из журнала для себя. Сравнение полученного изделия со зрительным образом модели в журнале. Анализ несоответствий.

3.Эскиз, прорисовка,  составление выкроек    

Теория. Техника переноса фасонных линий с рисунка на чертеж основы или на готовую основу.

Фигура человека и ее пропорции. Понятие «фигура». Понятие «пропорции» как соотношения продольных и поперечных размерных признаков. Понятие «пропорционально сложенной фигуры».  Правило «золотого сечения» - правило гармонии человека.  Формула пропорциональности.  Соотношение роста и массы тела.  Характеристика форм тела человека. Асимметрия тела человека. Классификация фигур (применительно к конструированию и моделированию одежды). Цели и задачи моделирования

Практика. Выбор композиции изделий, разработка фасона, моделирование изделия компьютерной графикой. Подбор материалов, фурнитуры, декоративная отделка

4.Изготовление модели

Теория. Художественное моделирование одежды. Виды моделирования: техническое, конструктивное. Специфика художественного моделирования.  Профессия художник-модельер. Процесс художественного моделирования - процесс творческий. Моделирование с учетом возраста, характера, телосложения. Зависимость формы одежды от индивидуальных особенностей фигуры. Времена года и форма одежды человека. Понятие «модели одежды». Одна основа - несколько моделей. Техника переноса фасонных линий с рисунка на чертеж основы или на готовую основу. Моделирование плечевых изделий более сложных конструкций. Последовательность технического моделирования. Метод перенесения фасонных линий с рисунка на чертеж основы или на готовую основу. Приемы создания выкроек.

Специфика работы художника-модельера.

Технология изготовления швейных изделий сложных конструкций.

Практика. Отработка навыка переноса фасонных линий с рисунка на чертеж основы. Приемы создания выкройки путем моделирования на готовой основе. Технология изготовления швейных изделий сложных конструкций.

5.Техника подиумного шага. Дефиле

Теория. Понятие «дефиле» как свободное движение по подиуму на основе музыки, выстроенное в композицию  в соответствии с замыслом демонстрации модели.Походка. Типы походок. Осанка формирует походку. Походка и здоровье. Правильная походка, критерии походки. Спортивно-оздоровительный момент походки. Походка и возраст   Походка и настроение. Рекомендации к выработке правильной походки.

Практика. Техника подиумного шага. Основная позиция в статике:

  • положение ног в 3-й закрытой позиции; развернутость носков наружу, согнутое колено, нога на носке; положение рук; свободно-пластичное вдоль тела; положение головы; прямо, взгляд вперед, подбородок горизонтально полу;
  • положение плечевого пояса: расслабленно, плечи опущены, лопатки разведены;
  • осанка: подтянутая, спина напряжена, живот втянут. Характеристика основного шага:
  • шаг с каблука, прямой ноги, с выносом бедра;
  • умеренность ширины шага, «линия пятки»;
  • чуть заметные движения плечевого пояса в противовес выносу бедра;
  • движения рук помогают общему движению.
  • Просмотр видеозаписи движения манекенщиц. Наблюдение за походками учащихся. Анализ. Изображение разнообразных походок людей в импровизации. Демонстрация походок.

Пластические этюды на изображение походок: походка и возраст; походка и настроение; походка и груз. Сравнение с обычной ходьбой под музыку, с хлопками и без. Отработка упражнений. Демонстрация подиумного шага и его отработка. Виды основного шага. Основной шаг с выносом ноги из-за такта, без поворота. Поворот на полупальцах с переносом тяжести на другую ногу на 180°. Линия движения: интервал, распределение пространства. Согласованность движений, одновременность поворотов. Две линии движения: интервал, согласованность, распределение пространства.

6.Проработка деталей

Теория. Понятие «отделка». Виды современных отделок: орнамент, вышивка, рюши, волан, оборки, банты, бахрома, кисти, сборки, защипы, буфы: фигурный край (фестоны, вязание крючком); мережка, кружева, плетение; цветы, перья, аппликация, пэчворк (лоскутное шитье); батик (роспись по ткани). согласованность с композицией костюма.

Практика. Разработка разных моделей на одной конструктивной основе Составление коллекции из эскизов моделей.

7.Танцевальная импровизация

Теория. Виды танцев: народный, классический, эстрадный, бальный, спортивный. Специфика аэробики, ритмики, художественной гимнастики как синтеза музыки, танца и спорта. Специфика дефиле как синтеза музыки, танца и моды (модного костюма, подиумного шага). Танцевальная пластика народов мира. Махмуд Эсамбаев - мастер сценической пластики. Комплекс танцевальных элементов аэробики.

Практика. Просмотр видеозаписи различных видов танца, ритмики, аэробики, художественной гимнастики. Упражнения: «Сочини свой танец», «Подари движение».Просмотр записи выступлений учащихся театров и студий моды. Просмотр записи танцев М   Эсамбаева. Умение импровизировать на заданные темы, использовать увиденные и полученные знания. Импровизации. Просмотр и анализ видеозаписей выступлений. Создание образности в соответствии с моделью и музыкой.

8.Изготовление фурнитуры

Теория. Фурнитура, кожа, трикотаж, мех; тесьма, шнур, ленты; украшения (бусы, бисер, брелоки, броши, цепи, зажимы и др.). Осторожность в применении отделок. Выбор фурнитуры, и ее назначение.

Практика. Использование различной фурнитуры на одной конструктивной основе. Составление коллекции из эскизов моделей. Назначение фурнитуры. Подбор фурнитуры, отделка фурнитурой. Методы крепления.

9.Цветовой тип в макияже

Теория. Цветовая гамма макияжа и тип внешности. Цветовая гамма макияжа и цветовая гамма гардероба. Цветовая гамма волос. Натуральные и синтетические препараты для окраски волос.

Прически  повседневные и праздничные. Косметические средства для волос.

Практика. Изучение ассортимента декоративной косметики.

Определение видов макияжа по фотоснимкам. Проработка техники макияжа: дневного и вечернего. Определение индивидуальной цветовой гаммы. Подбор цветовой гаммы в соответствии с одеждой.

10.Визаж. Секреты визажиста

Теория. Внешность. Понятие «внешность». Тип внешности. Черты лица. Формы и типы лица. Уход за лицом. Основные типы кожи лица: жирная, сухая, смешанная, нормальная, угревая. Уход за разными типами кожи. Массаж кожи лица. Гимнастика для лица. Ассортимент косметической продукции. Косметические процедуры. Понятие «декоративная косметика». Из истории декоративной косметики. Понятие «макияж». Макияж и декоративная косметика. История макияжа.

Виды макияжа: дневной, вечерний, праздничный. Техника макияжа: вечернего, дневного, возрастного. Тенденции современного макияжа.

Практика. Определение типов внешности. Определение формы лица, черт лица и типа лица. Определение типов кожи. Освоение порядка и техники массажа. Уход за волосами. Волосы - украшение женщины. Типы волос. Структура волос. Подбор цветовой гаммы с учетом «образа» и модели одежды

11.Грим, работа в костюме на подиуме

Теория. Косметика и область ее применения: показ мод, «живые» картины художников, рекламные проспекты. Декоративная косметика и визаж: аквагрим и работа с аэрографом. Какой цвет Вам к лицу? Театральная косметика. Ее назначение, атрибуты: гримировальные краски, гримировальная паста, тональные карандаши, карандаш для век с оттенками, тени для век, крем пудра, жирные румяна.  Значение театральной косметики. Мастера театрального грима.Волосяные изделия. Роль, виды волосяных изделий, классификация (парики, бороды и т. д.) Грим и прическа. Первоначальные приемы применения грима.

Практика. Грим. Цель и задачи гримирования. История возникновения грима. Анатомические основы грима. Применение грима в театральном искусстве. Роль образного грима.

Общие принципы изменения формы лица. Схема грима. Несколько способов наложения тона. Элементарное правило по распределению румян.

12.Изготовление головных уборов

Теория. Общие сведения о конструкции головных уборов.

Практика. Выбор модели в зависимости от материала и назначения. Раскладка, раскрой. Обработка подкладки, полей, козырьков. Обработка головных уборов.

13.Техника пантомимы

Теория. Понятие «эмоций». Виды эмоций. Выражение лица человека в зависимости от его внутреннего состояния. Мимика. Жесты как способ выразить эмоции. Жестикуляция. Язык жестов. Пантомима - синтез мимики и пластики жеста. Известные мимы и театры пантомимы.

Практика. Знакомство с рисунками, изображающими эмоции.

Упражнение на развитие выразительности мимики: ролевые игры «У зеркала», «Кто я?», «Игра с платком», «Тренируем эмоции», «Изобрази эмоцию». Просмотр видеозаписи выступлений В. Полунина и его театра «Лицедеи».

14.Зачетные мероприятия

Теория. Наличие творческих работ учащихся, выполненных с применением различных приемов художественного оформления одежды;

Практика. Создание модели одежды на себя в соответствии со своим эскизом; основные элементы танцевальных техник; Концертная практика в Театре моды.

15.Итоговое занятие

Теория. Подведение итогов года. Знание терминов, теоретических тем программы.

Практика. Класс-концерт для родителей и друзей.

Учебно-тематический план 3 года обучения

№ п/п

Название тем

Количество часов

всего

теория

практика

1.

Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

1

1

1

2.

Изготовление модели

1

1

14

3.

Развитие координации движения

9

1

8

4.

Русские народные традиции и искусство народного костюма. Отражение быта и традиций русского народа в покрое, подборе предметов одежды.

15

1

13

5.

Техника подиумного шага. Дефиле

15

3

12

6.

Проработка деталей

13

2

11

7.

Танцевальная азбука

12

1

11

8.

Изготовление фурнитуры

12

2

10

9.

Сценическая пластика

3

1

2

10.

Основные виды шагов. Походка.

6

2

7

11.

Грим.

8

2

5

12.

Основы театрального мастерства

10

3

7

13.

Цветоведение

10

1

7

14.

Зачетные мероприятия

11

1

10

15.

Концертная практика

15

1

12

16.

Итоговое занятие

2

1

1

                                               Всего:

144

24

120

Содержание занятий 3 года занятий.

1. Вводное занятие. Инструктаж по технике безопасности.

Теория. Знакомство с обучающимися. Беседа о красоте и моде. Правила поведения и внутреннего распорядка в ГБОУ ЦДТ «Свиблово». Инструктаж по технике безопасности во время занятий.

Практика. Выявление интересов, уровня из знаний, возможностей обучающихся. Введение в курс обучения по данной программе,  ознакомление с планами работы на год.

2.Изготовление модели

Теория. Рисование моделей одежды на бумажные шаблоны фигуры человека.

Сопоставление формы одежды с фигурой человека. Рекомендации выбора.

Просмотр записи показа модной коллекции с анализом увиденного.

Пробное рисование эскизов моделей. Иллюстрация готовых коллекций одежды. Разработка разных моделей на одной конструктивной основе Составление коллекции из эскизов моделей. Общие сведения о технологической последовательности поузловой обработки изделия.

Практика. Рисование моделей одежды на бумажные шаблоны фигуры человека. Сопоставление формы одежды с фигурой человека. Рекомендации выбора. Пробное рисование эскизов моделей. Разработка разных моделей на одной конструктивной основе Составление коллекции из эскизов моделей. Рисование предполагаемых моделей для своей фигуры. Иллюстрация готовых коллекций одежды. Поузловая обработка изделия. Обработка срезов, швов, деталей. Подготовка изделия ко второй примерке.

3. Развитие координации движения

Теория. Формирование начальных навыков координации движений, реакции, решительности, динамичности, прыгучести, физической силы. 
Развитие гибкости и пластичности обучающихся.

Практика.  Ритмические упражнения, направленные на активное  восприятие музыки. Основной задачей сценического движения является достижение абсолютной мышечной свободы, лёгкости и уверенности в работе с собственным телом, смелое освоение физических навыков, снятие зажимов и избавлении от неуверенности и страха. 

 4. Русские народные традиции и искусство народного костюма. Отражение быта и традиций русского народа в покрое, подборе предметов одежды.

Теория. «Русский стиль» - продолжение традиций. Посещение Музея народной культуры, передвижных выставок, краеведческого музея.

Практика. Создания элементов одежды, акссесуаров в народном стиле. Моделирование, прорисовка, создание моделей.

5.Техника подиумного шага. Дефиле

Теория. Правильная походка, критерии походки. Спортивно-оздоровительный момент походки. Походка и возраст   Походка и настроение. Рекомендации к выработке правильной походки.

Практика. Демонстрация основного шага и его отработка. Определение размера. Расчет шагов (4/4 - 8 шагов). Движение основным шагом по одному.

Отработка движений одной линией без музыки и на музыке.

Отработка движения основным шагом в 2 линии по 3 человека на встречу друг другу. Шаг-повороением шага в сторону. Демонстрация шага-проходки. Отработка по одному, без рук и с руками, под музыку (без музыки), в группе по 10-12 человек одновременно.

Поворот на месте на 360°. Положение ног. Устойчивость позиции. Положение корпуса. Опережающий поворот головы. Положение рук. Перекрест ног с подъемом на полупальцах и поворотом вокруг своей оси со сменой опоры на противоположную ногу. Основная позиция с другой ноги.

Демонстрация поворотов. Отработка по одному без музыки и на музыке.

Основной шаг-комбинация (с поворотом на 360°). Основной шаг (на 4 й шаг) - шаг-полный поворот и продолжение движения вперед без выноса ноги из-за такта. Демонстрация основного шага. Отработка по одному без музыки и на музыке, с подключением рук Работа линией навстречу друг другу. С другой ноги.

Выпад в сторону. Выпад в сторону без руки и с рукой из основной позиции. Рука на бедро или в сторону. Вариант с перекатом.

Демонстрация выпада. Отработка.

Шаг-композиция с выпадом в сторону. Основной шаг (на 4-й шаг) -выпад п сторону, продолжение движения вперед, поворот на 180°, без руки и с рукой.

Вариант: с выпадом, быстрым перекатом с ноги на ногу и продолжением движения вперед, поворот на 180°.

Вариант: основной шаг (на 4-й шаг) - выпад в сторону, пауза, возврат в предыдущее положение, продолжение движения вперед, поворот на 180° с выносом руки в сторону.

Демонстрация шага с выпадом. Отработка по одному, в паре, в линии, в 2 линии без музыки и под музыку.

Движение навстречу друг другу, как бы обходя друг друга. С другой ноги.

Демонстрация Отработка по одному, в паре, в линию, в две линии навстречу друг другу с рукой на бедро и в сторону, с музыкой, с другой ноги.

Поворот на 360° с перекрестом ног со сменой опорной ноги и выпадом в сторону без руки, рука на бедро, рука в сторону.

Демонстрация поворотов. Отработка по одному, в паре, в линию, в 2 линии навстречу друг другу под музыку с рукой.

Шаг композиция с поворотом на 180° и выпадом в сторону. Возврат в исходную позицию на свое место. Вариант: с выпадом и перекатом и дви жением в исходную позицию (с рукой и с поворотом головы на партнера). Демонстрация шага. Отработка по одному, в паре, в линию, в две линии навстречу друг другу с рукой на бедро, в сторону с поворотом головы (спиной друг к другу) на партнера, с музыкой.

Шаг с выпадом в сторону и движением по «квадрату». Основной шаг (на 4-й шаг) - шаг-выпад в сторону с поворотом на 90°, продолжение основного шага с новым выпадом - поворотом с полным описанием фигуры «Квадрат». Демонстрация шага. Отработка по одному, в паре, в линию по 2-3 человека, в 2 линии навстречу друг другу (перепостроение) под музыку.

Распределение сценического пространства. Варианты движения колонной (в затылок друг другу), линией по диагонали, массой в несколько рядов (в шахматном порядке).

Практика. Отработка всех элементов шага в положении: колонной, по диагонали, массой, под музыку, с рукой. Освоение сцены.

Распределение сценического времени. Понятие сценического времени, его плотность. Разнообразие движений на одном временном промежутке. Отработка всех элементов движений по одному с интервалом времени (запаздыванием - «каноном»), по двое, группой, с музыкой. Создание иллюзии непрерывности движения.

6.Проработка деталей

Теория. Освоение разных видов современной «отделки». Виды отделок. Ручные отделки, отделка с помощью фурнитуры, тесьмы, кружева, вышивки.

Практика. Художественное оформление изделия с применением тесьмы, лент, страз, кружева, бусы, камни.

7. Танцевальная азбука

Теория. Пластичность отдельных частей тела. Пластика рук. Основные позиции рук: первая (внизу перед собой); вторая (в стороне); третья (перед собой); четвертая (в сторону и вверх); пятая (вверху). Специфика положений кистей рук манекенщицы. Пластика головы и шеи. Постановка головы Изящество поворотов и наклонов. Виды поворотов: запаздывающие, опережающие. Пластика ног. Позиция ног в танце, отличие позиции ног манекенщицы. Пластика тела. Понятие «гибкости тела». Необходимость развития гиб кости для здоровья и хорошего настроения.

Практика. Комплекс упражнений для рук и плечевого пояса (из аэробики).  Плавные движения рук «Ветерок». «Волна», «Ленточки», «Крылья», «Поющие руки».Пластика «мягких» рук. Пластика «ломаных» рук. Фантазийная пластика рук. Комплекс движений для головы и шеи (из аэробики).Виды танцевального шага: шаг с подскоком, приставной шаг, шаг галопа, переменный шаг, шаг польки шаг с притопом, припадание, «ковырялочка» с притопом, русский медленный, сочетание шагов галопа с шагом польки и другие.

Элементы народных и современных танцев: русский каблучный шаг; шаг с припаданием, «ковырялочка»; «бегунец»; «голубец»; «бульба»; чарльстон; твист; «автостоп»; «стирка».Комплекс ритмических упражнений для ног (из аэробики).

 «Зеркальный танец» .Игра «Согласованные движения». Пластические этюды за преподавателем «Танец огня», «Танец морских волн», пластические импровизации. Соединение с дефиле. Разучивание движений.  Ходьба под музыку с хлопком на сильную долю.

Разучивание различных видов танцевального шага и отработка их под музыку.

8.Изготовление фурнитуры

Теория. Фурнитура и ее применение. Фурнитура как вид отделки и застежки. Выбор фурнитуры, и ее назначение.

Практика. Подборка фурнитуры по типу и цвету. Отделка готовых изделий фурнитурой. Назначение фурнитуры. Подбор фурнитуры, отделка фурнитурой. Методы крепления. Различение типов орнамента. Поиск орнамента на одежде. Рисование орнаментов. Составление орнаментов разных типов. Логические игры на поиск закономерностей чередования рисунков в орнаменте. Поиск орнаментов в техниках бисероплетения, мережки, лоскутной техники, вышивки (ручной).

9.Сценическая пластика

Теория. Осанка фигуры человека. Понятие «осанки». Многообразие типов осанки. Факторы, влияющие на формирование осанки. Нарушения осанки, связанные  с искривлениями позвоночника: кифоз, лордоз, сколиоз. Понятие «пластики». Пластика и музыка. Разница понятий «движение под музыку» и «движение на музыке».Пластика и костюм. Взаимосвязь пластики движений человека со стилем его одежды  Обратная зависимость. Отражение стиля костюма в стиле шага и танцевальных элементах.

Практика. Комплекс упражнений на исправление осанки при сколиозе. Тест на определение правильной осанки.  Основные позы контроля правильной осанки. Комплекс упражнений для формирования правильной осанки. Наблюдение и исследование своей осанки. Фиксация положений своего тела при различных видах деятельности: за столом. Иллюстрация «движений под музыку» (музыкальные игры в сопровождении музыки) и «движений на музыке». Пластический этюд. Упражнения под музыку. «Воздушный бал», «Дискотека кузнечиков». Упражнения на основе музыки: «Ты катись, веселый мячик», «Сочини свой танец».Изображение движений человека, одетого в: длинное вечернее платье; деловой костюм; короткую узкую юбку; карнавальный костюм; спортивный костюм; рабочую спецовку.

10. Основные виды шагов. Походка.

Теория. Виды основного шага. Типы походок. Правильная походка, критерии походки. Походка и возраст. Рекомендации к выработке правильной походки.

Практика. Упражнения и этюды на тему. Осанка и походка. Походка и здоровье. Спортивно-оздоровительный аспект походки. Походка и настроение.

11.Грим.

Теория. Каноны народного грима. Особенности грима китайского, японского, греческого, римского театров. Сравнение с декоративной косметикой для макияжа. Отличия.

Практика. Упражнения на выработку навыков наложения грима. Гримирование отдельных частей лица (бровей, глаз, губ, носа, подбородка, овала лица, шеи, ушей, рук). Создание индивидуального характера. Примеры характерного грима. Примеры национального грима. Грим и визаж - особый уход за кожей лица.

12.Основы театрального мастерства

Теория. Мышцы, их роль в актерском мастерстве. Работа мышц и подчинение ее своей воле. Перенос центра тяжести и точки опоры тела. Способы мгновенной ориентировки. «Ощущение» мускульного напряжения при поднятии мнимых тяжестей. Действия групповой взаимосвязи. Воображение. Офонтазирование предметов. Острота «внутреннего зрения». Понятие «внутреннего зрения». Групповое фантазирование. Сценическое внимание.  Понятие о зрительном, слуховом, осязательном внимании. Групповое внимание. Публичное одиночество. Понятие пластической выразительности. Приемы пластической выразительности для достижения сценического образа и передачи

Практика. Физические упражнения на освобождение мышц. Физические упражнения на выработку умения ощущать работу мышц и подчинять ее своей воле. Физические упражнения по освоению способов мгновенной ориентировки. Упражнения по речевой деятельности: устное сочинение. Речевой практикум. Составление коллективного рассказа. Упражнения (тренинг) на выработку индивидуального и группового внимания, публичного одиночества. Темпоритм. «Ощущение» чувства ритма. Одновременное действие нескольких человек на одной сцене в разных темпо ритмах. Смена деятельности человека в зависимости от смены темпо ритма. Выполнение специальных упражнений.

Характерность.  Понятие «образа», «характера» в актерском искусстве. Особенности создания сценического характера. Техника создания образа на сцене. Пластические этюды. Пластические импровизации.

13.Цветоведение

Теория. Цвет - основа языка живописи. Живопись как вид искусства. Изобразительно-выразительные средства языка живописи. Цвет - основа языка живописи. Богатство цвета. Цвет и его свойства. Понятие «цвет». Дисперсия света (спектральное разложение).  Явление радуги и цвет. Основные цвета; желтый, синий, красный. Производные цвета (дополнительные). Палитра художника. Холодные и теплые цвета. Яркие и приглушенные. Насыщенные (глубокие) и ненасыщенные (неглубокие). Темные и светлые. Настроения в цвете. Хроматические и ахроматические цвета. Черный, белый цвета. Их роль в рисовании. Оттенки  Серый цвет.

Практика. Просмотр репродукций картин. Опыт разложения цвета на спектр. Составление палитры способом разведения красок и смешивания красок. Получение производных цветов. Характеристика полученных цветов. Рисование настроения в цвете. Рисование музыки в цвете. Получение оттенков черного и белого цветов путем смешивания между собой. Получение оттенков черного и белого путем смешивания с другими цветами. Наблюдение за переходами цвета. Игра «Цветовое лото».  Цветовые сочетания. Понятие «согласованности цветов». Принципы сочетания цветов: контрастность, родственность, родственноконтрастность. Способы передачи формы цветом. Светотень. Аппликация и цвет. Подбор сочетаний цветов по принципу гармонии и контраста цвета. Рисование объемных предметов. Работа с аппликацией.

Цвет в декоративно-прикладном творчестве. Орнамент. История зарождения и развития. Типы орнаментов: геометрический, растительный, животный.

Орнамент и геометрия. Виды орнаментов: вписанный, ленточный, сетчатый, неполный.

14.Зачетные мероприятия

Теория. Самостоятельное эскизирование модели, созданной в соответствии с основными требованиями композиции костюма;

Практика. Составлять самостоятельные композиции из основных элементов шага, импровизация на основе музыки. Участие в различных фестивалях, концертах, конкурсах

16.Итоговое занятие

Практика. Итоговые  конкурсы «Создаем прически» и «Дневной и вечерний макияж».

Условия реализации программы

  1. Хореографический зал с зеркальным оформлением стен.
  2. хорошо оснащенный кабинет со столами;
  3. швейные машины, обметочная машина;
  4. наглядные пособия;
  5. ткани, отделка, фурнитура;
  6. инструменты и приспособления;
  7. гладильная доска, утюг;
  8. хореографические станки.
  9. коврики.
  10. форма для занятий.
  11. костюмы для концертной деятельности.

Гигиенические:

  1. Соблюдение норм СанПиНа.
  2. использование индивидуальных косметических наборов и средств.
  3. Технические средства.
  4. Аппаратура для озвучивания занятий: магнитофон, музыкальный центр.
  5. Мультимедийная установка.
  6. Аудиокассеты, СД – диски, DVD – диски, флешкарты.

Список литературы, используемый при составлении программы

  • Брон Л. Самоучитель восточных танцев. – Ростов  н/Д, 2006.
  • Бисер. М.Ляукина. Москва АСТ.ПРЕСС -книга 2001г.
  • Вышивка АСТ Астрем 2001г.
  • Дрибноход Ю. Советы косметолога. –  Санкт-Петербург,  2000.
  • Журнал «Золушка». Весна – лето. 2010г.
  • Журнал «Золушка». Осень-зима. 2010г.
  • Журнал «Бурда» 2010г.
  • .Журнал «Высокая мода» 2011г.
  • .Журнал «Модные шляпы». 2011г.
  • Журнал «Ксюша». 2011г. 24. Журнал «Мода» 2011г
  • Костровицкая В. 100 уроков классического танца. –  М., 1994.
  • Кох И. Основы сценического движения – Л., 1970.
  • П. Костерин. Учебное рисование. - М., Просвещение, 1994
  • И С. Сыромятникова. Технология грима. Практическое пособие. - М.,                        Высшая школа, 1991.
  • Пуртова Т.В., Беликова А.Н., О.В. Кветная. Учите детей танцевать. – М.: Владос, 2003. – С.6.
  • Полный курс кройки и шитья. М.Г.Стосенко-Закревская Москва 2006г.
  • Синичкина К.В. Настольная книга для юной модницы. –  М., 2001.
  • Украшение из шелковых лент. Д.Чиотти. Москва 2007г.
  • Шмойлов М. Мастерство актёра: Упражнения и игры начального этапа обучения: Методическая разработка. – Л., 1990. / В надзаг. ЛГИТМИК им. Н.К. Черкасова. Каф. Мастерства актёра. - Рек. лит. /
  • Я познаю мир. Детская энциклопедия. – М, 1998.
  • Источники интернет ресурсов.