Педагогический проект "Формирование экономической грамотности обучающихся в условиях объединения "Ателье"

Мирасова Нурия Самиуллаевна

Учить экономической грамотности  необходимо с детства.  Детям еще в школе нужно рассказывать, что такое «деньги» с точки зрения рынка,  развития экономики и его собственного будущего. Экономическая грамотность в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, приобретать элементарные навыки поведения в условиях рынка, формировать сознательное, творческое отношение к труду, эффективное использование рабочего времени. В процессе формирования экономической грамотности учащиеся овладевают экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе: умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы, на активность при участии в ролевых и деловых играх. Помимо этого у учащихся формируются экономически значимые качества личности – трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость. В проекте рассматривается деятельность объединения "Ателье" художественной направленности, формы и методы, направленные на формирование экономической грамотности.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx86.73 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ «СПЕКТР»

ОТДЕЛ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОГО ИСКУССТВА

Педагогический инновационный проект

Формирование экономической грамотности учащихся в условиях объединения «Ателье»

Составитель: Мирасова

Нурия Самиуллаевна,

педагог

дополнительного образования

МБОУ Районный Центр

дополнительного образования

 детей «Спектр»

Излучинск, 2014

Оглавление

Введение………………………………………………………………………………………..

4

I.

Обоснование необходимости инновационного проекта………………….…………

4

II.

Этапы исследования проекта…………………………………………………..……...

6

III.

Основное содержание инновационного проекта…………………………………….

6

IV.

Модель формирования экономической грамотности обучающихся  

объединения «Ателье»………………………………………………………………...

7

4.1.

Компоненты модели…………………………………………………………………...

7

4.2.

Содержание  учебной деятельности………………………………………………...

8

4.3.

Технологии проектирования…………………………………………………………..

8

4.4.

Принципы в обучении………………………………………………………….……...

10

4.5.

Методы обучения……………………………………………………………………....

11

4.6.

Педагогические цели и задачи в рамках учебных проектов…………….………...

11

4.7.

Предполагаемые образовательные результаты……………………………………..

12

V.

Критерии и уровни сформированности экономической грамотности обучающихся в учебно-воспитательном процессе……...…………………………...

12

5.1.

Способы диагностики………………………………………………………………….

13

5.2.

Описание полученных образовательных результатов и анализ ………………...….

13

Выводы…………………………………………………………………………………….……

14

Список литературы……………………………………………………………………………..

15

Приложения

Приложение 1. Педагогический проект «Золотой наперсток».  

Приложение 2. Видеосюжеты. Показ коллекции одежды учащейся объединения Ковальчук  Ольги - «Леди Шарм»; коллекций одежды выпускниц объединения Белошапка Алены «Ассорти», Чечиной Виктории - «Северный пейзаж», Накиповой Гульшат «Юная модница».

Приложение 3. Творческий проект учащейся объединения Накиповой Гульшат «Формирование интереса учащихся к традициям женского рукоделия».

Приложение 4. Анкета для родителей (Выявление отношения родителей к участию их детей в проекте «Золотой наперсток»).

Приложение 5. Методика оценки экономической грамотности (Макаров В.В., Митрофанова М.М., Харджиева С.В.).

Приложение 6. Критерии и уровни сформированности экономической грамотности обучающихся  объединения «Ателье».

Приложение 7. Портфолио выпускницы объединения «Ателье» Чечиной Виктории

Приложение 8. Копии наградных документов учащихся.

Приложение 9. Методика оценки социальной активности обучающихся  «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Приложение 10. План-конспект занятия. Ролевая игра «Ателье».

Приложение 11. Тест на определение уровня экономической грамотности обучающихся в области конструирования и дизайна одежды для учащихся 5-7 классов.

Приложение 12. Задания на формирование экономической грамотности для старшеклассников.

Приложение 13. Фотоматериалы.

 «Визитная карточка» проекта

Фамилия, имя, отчество автора

Мирасова Нурия Самиуллаевна

Название образовательного учреждения

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Районный центр дополнительного образования детей «Спектр»

Вид проекта

Инновационный

Тема

Формирование экономической грамотности обучающихся  объединения «Ателье»

Цель проекта

Выявление и обоснование эффективного формирования экономической грамотности обучающихся посредством создания коллекций одежды.

Методические задачи

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования экономической грамотности учащихся объединения «Ателье».

2. Разработать и апробировать модель формирования экономической грамотности у обучающихся, провести оценку эффективности модели.

3.  Определить критерии и уровни сформированности экономической грамотности обучающихся, провести мониторинг учебно-воспитательного процесса и промежуточных результатов.

4. Разработать учебно-методическое обеспечение процесса формирования экономической грамотности обучающихся.

Ведущая идея инновационного проекта

Сочетание традиционных и современных подходов в обучении  технологии изготовления швейных изделий позволит осуществлять целенаправленное формирование экономической грамотности  у учащихся, повысить качество знаний и создать условия для успешной  социализации личности. 

 Применяемые технологии

-Технология личностно-ориентированного подхода (И.С. Якиманская)

-Идеи деятельностного подхода («учение через деятельность»)-Д.Дьюи., Г.П.Цедровицкий, А.А.Дергач, О.С.Анисимов и др.

-Информационно-коммуникационные технологии

-Технология «Дебаты».(Институт «Открытое общество»)

-Технология проектной деятельности.

Предметные области, в рамках которых проводится проект

Изобразительная деятельность

Черчение

Технология

Математика

Возрастная категория участников проекта

Учащиеся 6-8 классов

Программно- техническое обеспечение

Мультимедийный компьютер;

Мультимедиапроектор;

Средства телекоммуникации (выход в Интернет)

Экран, Видеоплеер, DVD- плеер


Введение.

Экономическая грамотность – сложная сфера, предполагающая понимание ключевых финансовых понятий и использование этой информации для принятия разумных решений, способствующих экономической безопасности и благосостоянию людей. К ним относятся принятие решений о тратах и сбережениях, выбор соответствующих инструментов для работы с финансами, планирование бюджета, накопление средств на будущие цели, например, получение образования или обеспеченная жизнь в зрелом возрасте.

Экономическая грамотность – это уровень экономических знаний, умений и навыков, а также личностных качеств человека, позволяющих ему сознательно участвовать в хозяйственной деятельности общества (Яценко Н.Е. Толковый словарь обществоведческих терминов, 1999).

Учить экономической грамотности  необходимо с детства.  Детям еще в школе нужно рассказывать, что такое «деньги» с точки зрения рынка,  развития экономики и его собственного будущего. Экономическая грамотность в раннем возрасте помогает детям развить экономическое мышление, приобретать элементарные навыки поведения в условиях рынка, формировать сознательное, творческое отношение к труду, эффективное использование рабочего времени. В процессе формирования экономической грамотности учащиеся овладевают экономическими умениями, направленными на совершенствование производства и труда, на получение более высоких показателей в учебе: умение планировать работу, рационально использовать оборудование и материалы, использовать передовые приемы труда, анализировать ход и результаты работы, на активность при участии в ролевых и деловых играх. Помимо этого у учащихся формируются экономически значимые качества личности – трудолюбие, дисциплинированность, ответственность, деловитость, экономность, предприимчивость.

  1. Обоснование необходимости инновационного проекта.  

Согласно концепции структуры и содержания общего среднего образования, главной его частью является «формирование разносторонне развитой личности, способной реализовать творческий потенциал в динамичных социально-экономических условиях, как в собственных жизненных интересах, так и в интересах общества».

В связи с этим, одной из важнейших, встала задача подготовки экономически грамотной личности, обладающей познаниями в экономической сфере.

Экономическая грамотность универсальна и проявляется во всех сферах жизнедеятельности человека, а потому представляет важную дидактическую проблему формирования ее на ранней стадии обучения не только в общеобразовательной школе, но и в учреждениях дополнительного образования. Предъявляемые социальные требования к экономической грамотности обучающихся необходимы для его адаптации к самостоятельной жизни в условиях рыночной экономики.

Инновационный проект является логическим продолжением педагогического проекта «Золотой наперсток», целью которого являлось развитие творческой инициативы и художественно-эстетических способностей посредством изготовления коллекции одежды и участия в дефиле (Приложения 1, 2)). Сочетание традиционных и современных подходов в обучении  технологии изготовления швейных изделий позволит осуществлять целенаправленное формирование экономической грамотности  учащихся, повысить качество знаний и создать условия для успешной  социализации личности. 

Актуальность проблемы обусловила выбор темы проекта, нацеленной на формирование экономической грамотности учащихся объединения «Ателье».

Цель проекта: Формирование экономической грамотности учащихся в условиях объединения «Ателье».

Задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования экономической грамотности учащихся объединения «Ателье».

2. Разработать и апробировать модель формирования экономической грамотности у обучающихся, провести оценку эффективности модели.

3.  Определить критерии и уровни сформированности экономической грамотности обучающихся, провести мониторинг учебно-воспитательного процесса и промежуточных результатов.

4. Разработать учебно-методическое обеспечение процесса формирования экономической грамотности обучающихся.

Методы исследования: теоретические (изучение теоретической, психолого-педагогической, научно-методической литературы), эмпирические (наблюдение, анкетирование, тестирование, изучение педагогической документации).

Новизна инновационного проекта заключается в том, что на основе системного и деятельностного подходов разработана модель формирования экономической грамотности обучающихся.

Теоретическая значимость исследования заключается в расширении имеющихся теоретических представлений о необходимости и возможности формирования экономической грамотности учащихся в условиях учреждения дополнительного образования.

Практическая значимость заключается в определении критериев и уровней сформированнности экономической грамотности у обучающихся, в разработке учебно-методического обеспечения, которое может быть использовано учителями технологии в процессе формирования экономической грамотности обучающихся в школе и в учреждениях дополнительного образования детей.

Теоретическая база исследования. На разных этапах исторического развития по-разному решались вопросы грамотности человека и образования. Российская педагогика во все времена уделяла пристальное внимание проблемам экономического образования и воспитания учащихся. А.Ф. Аменд, Л.П. Кураков, В.К. Розов, Н.П. Рябинина, И.А. Сасова и др., изучая различные аспекты экономической подготовки учащихся, пристальное внимание уделяли решению проблем взаимосвязи экономического воспитания с трудовым и  формированию экономически значимых качеств личности. Проблемы единства обучения и воспитания были исследованы в трудах М.А. Даниловой, И.А. Фурсенко, З.И. Васильевой и других. В публикациях А.Ф. Аменда, Ю.К. Васильева, В.К. Розова, Б.П. Шемякина, П.А. Шемякина и других ученых рассматривались задачи и содержание экономического воспитания и образования на уроках и во внеурочной деятельности при изучении соответствующих школьных предметов.

В качестве стратегических целей и важнейших задач экономического образования ученые и педагоги-практики видели подготовку учащихся к экономической деятельности, к сознательному участию в экономической жизни общества, обеспечение оптимального сочетания интересов общества и личности в выборе сферы будущей профессиональной деятельности (А.И. Абрамова, Ю.К. Васильев, Э.Ф. Зеер, В.Д. Семенов, H.H. Тулькибаева, Б.П. Шемякин и др.).

Высоко оценивая рассмотренные исследования, следует отметить, что накопленный предшествующий опыт экономического образования не может в чистом виде быть перенесен в сегодняшние условия развития экономических отношений, востребовавших конкурентоспособную, продуктивную, созидательно направленную и экономически грамотную личность. В связи с этим возникает необходимость обновления системы экономического образования учащихся, предполагающей наличие у них не только определенной суммы знаний, умений, полученных при изучении предметов школьного цикла, но и экономическую грамотность и способность учащихся на этой основе эффективно включаться в новые социально-экономические отношения.

II. Этапы исследования проекта.

Подготовительный

Сентябрь-декабрь 2013 г.

-Изучение теоретических основ проблемы;

-разработка модели;

-создание «банка» компетентностно- ориентированных заданий

Практический

Январь –май  2014 г.

-Апробирование модели;

-мониторинг процесса и промежуточных результатов;

-корректировка дальнейшей работы.

Заключительный

Июнь-сентябрь  2014 г.

- Оценка эффективности модели;

-анализ результатов, обобщение и распространение опыта.

III. Основное содержание инновационного проекта.

Стремление к красоте было свойственно всем народам еще на ранних этапах развития человеческого общества. Однако уже тогда не все могли себе позволить одеваться так, как им хочется. Люди соответствующего общественного статуса были обязаны носить строго определенную одежду. Так, в древнем Китае одежду желтого цвета носил только император. В средневековой Европе практически все в одежде диктовала церковь.

В модных салонах сегодня представлен большой ассортимент подростковой одежды. Но ввиду быстроизменяющихся тенденций моды приобретение таких вещей становится  затратным. К тому же, при таком, казалось бы, изобилии в одежде, не всегда удается найти вещь, которая смогла бы удовлетворять и в эстетическом и в экономическом плане. Российская модельер Султана Французова сказала по этому поводу: «В России так сложно купить именно то, о чем ты мечтаешь и не отдать при этом всю свою зарплату».

Перед подростками встает проблема, как за меньшие деньги приобрести желаемое. Альтернативой трендовым вещам может служить одежда, сшитая своими руками. Такое решение вопроса экономически выгодно, формирует у детей основы экономической грамотности. Остановимся на этом аспекте подробнее.

Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Ателье» направлена на развитие творческого воображения, инициативы и способностей  учащихся, формирование и воспитание художественного вкуса, интерес к профессиям в сфере дизайна одежды, формирование экономической грамотности обучающихся.

Экономическому воспитанию в объединении уделяется особое внимание. Практика показывает, дети активно включаются в индивидуальную творческую деятельность и с готовностью овладевают нужными компетенциями. У них имеется возможность, начиная с 6-го класса  развивать предпринимательские и практические навыки, полезные для любого человека. Однако учащиеся часто не владеют навыками экономической грамотности: не могут рассчитать финансовые затраты на изготовление изделия, не высчитывают экономическую выгоду, не делают прогнозов на будущее, особенно в первое время обучения, не всегда дошивают начатые изделия, на которые были потрачены денежные средства родителей. В связи с этим возник ряд задач, которые необходимо решать в процессе обучения:

- развивать познавательный интерес учащихся;

- приобретать знания по основам экономики;

- закреплять полученные знания на практике.

Для решения поставленных задач обучающимся необходимо приводить положительные примеры: как с помощью полученных знаний и умений в будущем можно открыть свое дело, когда-то бывшее увлечением; показывать, почему лично им выгодно организовывать свою работу так, а не иначе; мотивировать на активную позицию путем реальных примеров из жизни.  Если этого не делать, то, во-первых, учащиеся долго не задержатся в объединении, во-вторых, в большинстве случаев по окончании обучения выйдут не способные выпускники – юные дизайнеры, мыслящие творчески и подходящие к решению любого вопроса системно, а безынициативные, незаинтересованные в своем творческом росте исполнители.

  1. Модель формирования экономической грамотности обучающихся объединения «Ателье».

Понятие «модель» возникло в процессе опытного изучения мира, а само слово «модель» произошло от латинских слов modus, modulus, означающих меру, образ, способ. Понятие «модель» ввел в XVII в. известный немецкий философ и математик Г. Лейбниц, рассматривая ее как удобную форму знаний об окружающем мире, своего рода информационный эквивалент конструируемого в определенных практических целях объекта.

Примером применения образовательной модели в сфере формирования экономической грамотности обучающихся может служить  проект «Золотой наперсток». Данный проект позволяет на практике закрепить и приумножить знания, приобретенные в процессе обучения, получить и развить навыки, необходимые для дальнейшей работы во взрослой жизни, подготовить разносторонне развитую личность, способную к активной социальной адаптации в обществе и самостоятельному жизненному выбору, к началу трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию.

        

Рис. 1 Модель формирования экономической грамотности

4.1. Компоненты модели.

Целевой блок представляет взаимосвязь социального заказа с вытекающими целью и задачами, включающий основные подходы.

Анализ литературы позволил выделить следующие компоненты развития экономической активности обучающихся: когнитивный ориентировочно-познавательный, деятельностно-практический, мотивационно-ценностный, социально-ориентационный.

Когнитивный компонент задает механизмы организации экономической деятельности.

Деятельностно-практический компонент связан с овладением действиями, имеющими экономическую направленность, реализацией навыков проектирования, организации и осуществления экономической деятельности.

Мотивационно-ценностный компонент связан с целеполаганием и реализуется посредством выделения приоритетов в деятельности.  

Социально-ориентационный компонент обеспечивает развитие общественной направленности личности в экономической деятельности в условиях учреждения дополнительного образования детей «Спектр».

Модель направлена на конкретный результат: переход на более высокий уровень сформированности экономической грамотности обучающихся, участвующих в художественно-эстетической деятельности учреждения дополнительного образования.

Формированию экономического мышления у обучающихся, занятых в проекте, способствуют системный, деятельностный и личностно-ориентированный подходы в обучении (У.C. Якиманская, Ю.К. Бабанский, JI.C. Выготский, В.П. Журавлев, А.Л. Леонтьев, СЛ. Рубинштейн, В.Ю. Садовский и др.). Применение данных подходов обусловлено следующим: формирование экономического мышления обеспечивается только путем овладения деятельностью (в проекте участвуют дети второго и третьего годов обучения, обладающие необходимым практическим уровнем знаний и умений, творческие и инициативные, способные решать такие задачи, как создание коллекций, обладающие качествами личности – ответственность, терпение, упорство, трудолюбие); деятельность по формированию экономического мышления является системой с присущими ей элементами и структурой; содержание деятельности, методы, приемы, технологии направлены, главным образом, на индивидуальное развитие каждого обучающегося. 

4.2. Содержание  учебной деятельности. Содержание  учебной деятельности построено с учетом развития экономической грамотности, системой методов подачи учебного материала и контроля над его усвоением. Для эффективной отработки практических умений и навыков выполняются упражнения и задачи репродуктивного характера: выполнение типичных технологических операций, расчеты себестоимости изделия. Творческая сторона  учебно-познавательной деятельности проявляется в изобразительной деятельности - зарисовке моделей и поиске новых форм и образов, в выборе материалов для коллекций. Проблемно-поисковые методы используются, когда создается проблемная ситуация. В поиске решения проблемы помогают полученные ранее опыт и знания, учащиеся предлагают варианты, объясняют и обосновывают свое мнение, выбирают, таким образом, наиболее подходящий вариант разрешения проблемной ситуации.

Наиболее эффективны в формировании экономической грамотности обучающихся технологии проектирования. Данные технологии предполагают использование активных форм обучения – «мозговой штурм», игра и моделирование, тренинг, дебаты, ситуация успеха, метод проектов, информационно-коммуникационные технологии.

4.3. Технологии проектирования. 

«Мозговой штурм» используется для развития экономического мышления. Суть метода – производство креативных идей по формированию экономической культуры обучающихся. Первую идею высказывает педагог. Например, здесь и сейчас необходимо создать модель экономической культуры обучающихся объединения «Ателье». Каждый учащийся высказывает любые мысли относительно данной темы и данного вопроса. Никто не должен оценивать и комментировать позитивные или негативные идеи. По завершению «мозгового штурма» идет оценка этих идей, выбирается та, которая может иметь большой потенциал.

Обучающая игра по своей технологии представляет одну из моделей концентрированного обучения. Обучение в процессе игры дает не только выигрыш во времени и повышает уровень удовлетворенности обучающихся образовательным процессом, но и приводит к повышению у них уровня сформированности их учебных умений.

Обучающая игра включает в себя основные виды деятельности человека в характерных аспектах:

инструментальный (обучение конкретным навыкам и приемам);

межличностный (обучение во время игры межличностному взаимодействию);

гностический (получение во время игры необходимых знаний, формирование определенных способов мышления).

Игры и моделирование для развития критического и созидательного решения дают обучающимся попрактиковаться в решении проблемы. Порой, для того чтобы включиться в работу и начать думать, необходимо смоделировать реальную ситуацию, например: «Что я сделала бы по формированию экономической культуры обучающихся, если бы была родителем, педагогом, директором школы и т.д.».

Ролевая игра выступает одним из эффективных методов развития социальных навыков человека. Ее сущность заключается в том, что участники временно принимают определенную социальную роль и демонстрируют поведенческие модели, которые, как они считают, соответствуют ей. Социальная роль — это модель поведения, связанная с определенной позицией, занимаемой человеком в обществе. Она относительно мало зависит от самого человека, зато существенно – от окружающих.

Тренинг – совокупность методов организации внутригруппового взаимодействия в целях формирования экономической культуры обучающихся. Структура тренинга может быть представлена следующим образом: разогрев, основная часть, рефлексия. Перед началом занятия педагог предлагает упражнения на «разогрев», которые помогают участникам тренинга отвлечься от повседневных дел, настроиться на занятия и активно включиться в работу. Основная часть тренинга – разбор теоретического материала, который закрепляется ролевыми играми или индивидуальными упражнениями. Рефлексию педагог начинает  с вопроса: «Получили ли вы новые знания по формированию экономической культуры? Научились чему-то новому? Что хотелось бы узнать в следующий раз» и т.д.

Технология «Дебаты» представляет опыт практической реализации личностно- ориентированного подхода в обучении и обеспечивает осознанное формирование гражданских качеств учащихся. Она содействует становлению нового поколения граждан открытого общества. Технология создает условия для принятия учениками многообразия действительности, признания множественности подходов, вариативности содержания, а также наличия взаимосвязей изучаемых событий и явлений, формирует их системное видение.

Ситуация успеха – данный метод предусматривает проживание личностью своих достижений. Н.Е. Щурковой разработан алгоритм реализации этого метода, включающий следующие приемы: снятие страха, высокую мотивацию, авансирование, персональную исключительность, педагогическое внушение, высокую оценку детали.

Данные методы приближены к жизненным ситуациям, акцент делается на решение социально-экономических проблем. Учащиеся приобретают такие составляющие социально-экономического опыта, как умение принимать решения, способность преодолевать трудности, брать на себя социально-экономическую ответственность. Например, при выполнении самостоятельной (практической) работы педагог должен предварительно ознакомить учащихся с критериями оценки. Выполняя самостоятельную работу, обучающийся должен иметь возможность выбрать уровень сложности, выбрать сроки выполнения, привлекать дополнительные источники информации. По результатам работы педагог обязан пояснить свое оценочное суждение о качестве работы учащегося (индивидуально или в группе). Акцент необходимо сделать на хорошо выполненных работах и относительном продвижении ранее отстававших учащихся (создание ситуации успеха).

Значительные возможности для повышения качества обучения открывает применение в образовательном процессе метода проектов. 

Проектный метод имеет принципиальные отличия от существующих методик обучения. Прежде всего, он направлен на самореализацию учащегося как личности; на сохранение и приумножение врожденной «самостоятельности» ребенка, через выполнение творческих проектов от идеи до воплощения ее в реальность с учетом потребностей, традиций, возможностей.

На занятиях блока «Проектирование» обучающиеся знакомятся с технологией проектирования, учатся анализировать, взаимодействовать, отстаивать свою точку зрения. Учащиеся отрабатывают этапы проекта: подготовка к работе над проектом, формулировка проблемы, поиск решения проблемы, презентация, реализация проекта; корректировка; рефлексия.

Работая над проектами, учащиеся углубляются в историю. Так, в проекте «Формирование интереса к традициям женского рукоделия», автор Накипова Гульшат знакомится с историческими традициями женского рукоделия на Руси; в проектах «Коллекция стилизованной сценической одежды «Северные мотивы» и «Современный костюм с элементами одежды народов Крайнего Севера» авторы Семенова Настя и Смирнова Лера изучают  национальную одежду народов Севера. Учащиеся проводят большую поисковую работу по различным направлениям: научная  и художественная литература, художественные фильмы, экскурсии в музеи и т.д. (Приложение 3).

Информационно- коммуникационные технологии. Современный процесс получения образования невозможен без применения информационно-коммуникационных технологий. 

В процессе подготовки к занятиям, при работе над творческими проектами используются такие средства ИКТ как электронные учебники; библиотеки; средства мультимедиа; информационно-поисковые и информационно-справочные системы. Использование  ресурсов интернет ускоряет процесс поиска нужной информации и  способствует повышению познавательного процесса учащихся, развивает индивидуальные особенности личности, дает возможность совершенствоваться и быстрее адаптироваться к происходящим изменениям в окружающей среде.

Введение в проект регионального компонента направлено на решение задач: развитие вариативности содержания, овладение учащимися знаниями в области истории  культуры своего региона, экономики. Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у обучающихся духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях многонациональной среды.

Для достижения этих целей в проекте разработан блок «Северный мотив». Курс направлен на осуществление гражданско-патриотического, нравственного воспитания как важнейшей задачи обучения, на формирование у учащихся ценностных ориентаций и личностного осмысления истории и современной жизни  коренных народов Севера. Важнейшим содержанием учебного курса является изучение традиционной национальной одежды северных народов. Благодаря изучению народной традиционной культуры реализуется «связь времен», происходит приобщение подрастающего поколения к историческому и культурному наследию своего народа, наследование народной мудрости.

4.4. Принципы в обучении. На уровень сформированности экономической грамотности у обучающихся влияет:

- гуманистическая направленность учебной деятельности: перед каждым обучающимся открыты перспективы, осуществляется поддержка и вера в каждого учащегося, общение направлено на сотрудничество и сотворчество;

- развитие познавательной активности: учитываются интересы, способности и возможности каждого обучающегося;

- связь теории и практики реализуется на всех этапах обучения: полученные знания учащиеся применяют при экономическом и художественном проектировании, изготовлении одежды, демонстрации коллекций одежды;

- систематичность и последовательность в обучении: действует принцип  «от простого к сложному»,  учащиеся выполняют задания, с опорой на ранее усвоенные знания: усложняются задания по формированию экономической грамотности, усложняются способы обработки изделий, увеличивается количество изготовляемых изделий.

4.5. Методы обучения. Реализация данных факторов обеспечивается комплексом методов обучения и воспитания обучающихся:

-        методами организации учебно-познавательной деятельности являются словесные и наглядные методы обучения – беседа, рассказ, объяснение, показ чертежей, схем, расчетов, демонстрация видеосюжетов;

-        методами стимулирования и мотивации деятельности и поведения являются познавательные игры, дискуссии, эмоциональное воздействие, поощрение;

-        методами контроля и самоконтроля в процессе обучения являются устный и письменный опросы, взаимопроверка;

-        методами воспитания качеств личности являются свобода выбора, лидерство, трудолюбие, творчество, независимость.

Помочь обучающемуся максимально раскрыть его способности – одна из важнейших задач, которую решает педагог. Для достижения данной цели включаются задания прикладной направленности, проводятся внеклассные занятия и мероприятия практического содержания, способствующие формированию навыков экономической грамотности при решении задач реальной жизни (экскурсии, совместные с педагогом походы в магазины творчества, расчет и выбор выгодных, с точки зрения экономии, материалов в соответствии с собственными интересами и имеющимися наличными средствами).

Взаимодействие с родителями. Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями обучающихся. Результаты  внутреннего опроса родителей (98%) показали, что познавательный интерес у детей к экономической стороне их деятельности в проекте высокий, родители признают необходимость и полезность основ экономического образования обосновывая это требованиями времени (Приложение 4). 

4.6. Педагогические цели и задачи в рамках учебных проектов:

1. Формирование понятий экономической грамотности;  изучение способов решения проблем, овладение навыками работы с источниками информации, инструментами и технологиями, умение конструировать, моделировать, проектировать и т.д.

2.Овладение действиями, имеющими экономическую направленность; умение рациональной организации труда; реализация навыков проектирования, организация и осуществление экономической деятельности, умение  решать задачи производственного и потребительского содержания.

3. Развитие качеств и свойств личности обучающегося, психологической готовности; овладение навыками самоорганизации, умение ставить перед собой цели, планировать и корректировать деятельность, принимать решения; нести личную ответственность за результат, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

4.Развитие общественной направленности личности в экономической деятельности.

       В ходе проектной деятельности учащиеся:

•  учатся умению самостоятельно добывать знания;

•  испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;

•  развивают навыки самоорганизации;

•  формируют адекватную самооценку;

•  приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;

•  осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу и др.

Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении учебного материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи: изобразительную деятельность, черчение, технологию, математику.

    Метод проектов и технология исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода. Неотъемлемой составляющей является необходимость развития креативности и творческих способностей обучающихся.          

  1.  Предполагаемые образовательные результаты:

Основным показателем успешности работы педагога можно считать творческие достижения его учащихся:

  • формирование компетенций обучающихся;
  • совокупность индивидуальных навыков в различных сферах в сочетании с инициативностью, адекватным социальным поведением, креативностью, эффективной коммуникацией.
  • высокий уровень творческой активности и мотивации к овладению деятельностью;
  • повышение качества знаний в процессе преподавания;

  1. Критерии и уровни сформированности экономической грамотности обучающихся в учебно-воспитательном процессе.

По мнению некоторых авторитетных ученых, человек становится компетентным, именно в тот момент, когда у него формируется умение самостоятельно оценивать свою деятельность и результаты.

Для оценки уровня сформированности экономической грамотности можно использовать множество методик, которые накоплены в российской системе образования. В основном это методы анкетирования и тестирования.

В основу оценки экономической грамотности обучающихся объединения «Ателье» заложены методики, разработанные педагогами (Макаров В.В., Митрофанова М.М., Харджиева С.В.)  (Приложение 5).

Разработанные критерии и показатели, характеризуют уровень сформированности экономической грамотности учащихся: когнитивный-ориентировочный, деятельностно-практический, мотивационно-ценностный, социально-ориентационный (Приложение 6).

Когнитивный ориентировочно-познавательный  уровень направлен на усвоение знаний, овладение комплексом понятий экономической грамотности;  умение использовать  различные формы экономической информации, умение выбирать варианты решения экономических проблем и выделение значимой экономической информации, презентация экономической информации, использование знаний в нестандартных ситуациях.

Деятельностно-практический уровень направлен на овладение действиями, имеющими экономическую направленность; умение рациональной организации труда; реализация навыков проектирования, организация и осуществление экономической деятельности, умение  решать задачи производственного и потребительского содержания.

Мотивационно-ценностный уровень нацелен на развитие качеств и свойств личности обучающегося, толерантности, психологической готовности.  

Социально-ориентационный уровень нацелен на развитие общественной направленности личности в экономической деятельности в условиях учреждения дополнительного образования детей.

5.1. Способы диагностики. В дополнительном образовании детей как значимый критерий его качества и результативности рассматриваются личностные достижения обучающихся.

 Дать оценку уровня  сформированности  компетентностей познавательной деятельности позволяют традиционные контрольно-оценочные формы.

 Средством оценивания учебных достижений учащихся, наиболее соответствующим компетентностному подходу, является «портфолио».

Современная, эффективная форма оценивания портфолио помогает решать важные педагогические задачи: поддерживать высокую учебную мотивацию воспитанников; поощрять их активность и самостоятельность, расширять возможности обучения и самообучения. Создавая  свое портфолио, учащиеся развивают навыки рефлексивной и оценочной (самооценочной) деятельности; формируют умение учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность (Приложение 7).

5.2. Описание полученных образовательных результатов и анализ результативности проекта.

Под «образовательным результатом» понимается приобретение обучающимся эффективных способов и средств позитивного построения своей личной, профессиональной и общественной жизни. 

В реализацию инновационного проекта были вовлечены 12 учащихся второго года обучения объединения «Ателье», имеющие начальный опыт практической и творческой деятельности в области дизайна одежды.

В результате системной работы у 80%  учащихся ярко выражен познавательный интерес. На практике они могут использовать различные формы экономической информации:  определяют экономическую выгоду, ориентируются в ценовой категории швейных изделий и материалов, определяют экономическую целесообразность, учитывая различные факторы: изменение моды, сезонный фактор, возрастные изменения. Эти обучающиеся организованны, самостоятельны, инициативны и настойчивы в своей творческой деятельности, ответственно относятся к учебным заданиям.

85% обучающихся понимают о важном значении экономии денежных и производственных ресурсов, умеют рационально организовать свою работу,    используют и применяют на практике полученные знания при решении экономических и производственных задач. Реализует  навыки проектирования, организации и осуществления экономической деятельности.

У  95% обучающихся отмечена высокая личная мотивация, интерес и стремление к экономически значимому результату своей деятельности. Это подтверждается и уровнем психологической готовности обучающихся к  усвоению и применению экономических знаний. Неоднократно учащиеся подтверждали свои знания и умения на занятиях и в других нестандартных ситуациях.

Сформированность социальной активности заключается в преобладании у обучающихся общественной направленности личности в экономической деятельности. У 65% обучающихся преобладают терминальные ценности: они активно познают и расширяют  свое образование и кругозор,  повышают общую  культуру и интеллектуальное развитие.

Эффективность подтверждается желанием учащихся активизироваться в различных видах деятельности, высоким уровнем мотивации, организацией специальной работы по формированию социально-ориентационной активности, что учтено в педагогическом инновационном опыте (участие в акции «Душевное богатство»; работа в мастерской по  изготовлению сувениров «Трудовой десант», изготовление для мероприятий Центра коллекции одежды «Северный пейзаж»).

  Подтверждением результативности являются многочисленные победы обучающихся в конкурсах разного уровня, что говорит также о разносторонности их интересов и формировании универсальных учебных действий (Приложение 8).

Важным и эффективным показателем педагогического участия в формировании экономической грамотности и развития творческих способностей является организация районного конкурса «Серебряная иголочка» (Приложение 9).

Выше названные образовательные результаты говорят о результативности проекта и выборе эффективных путей его реализации.

Осуществляемая модель компетентностного подхода является эффективной, о чём свидетельствуют следующие образовательные результаты:

1.    Положительная динамика сформированности ключевых компетентностей.

2.    Результативность творческой деятельности.

3.    Результативность проектной деятельности.

4.    Формирование экономической грамотности учащихся.

5.    Развитие  творческого потенциала учащихся.

6.    Активность жизненной позиции учащегося.

7.    Высокая мотивация деятельности.

Выводы.

1. В процессе исследования выявлена проблема: учащиеся не могут рассчитывать финансовые затраты на изготовление изделия, имеют слабое представление об экономической выгоде самостоятельно выполненного изделия, не делают прогнозов на будущее, не всегда дошивают начатые изделия, на которые были потрачены денежные средства родителей.

2. Для обучающихся разработана модель формирования экономической грамотности - проект «Золотой наперсток»; выделены приоритетные составляющие компонентов модели, позволяющие сформировать экономическую грамотность учащихся.

3. Определены критерии и уровни сформированности экономической грамотности обучающихся в учебно-воспитательном процессе: 

-когнитивный ориентировочно-познавательный уровень экономической грамотности (усвоение знаний, овладение комплексом понятий; презентация экономической информации; учащийся совершает экономически грамотные покупки, умеет выбирать варианты решения экономических проблем, выделяет значимо экономическую информацию, использует знания в нестандартных ситуациях, использует различные формы экономической информации);

-деятельностно-практический (овладение действиями, имеющими экономическую направленность; наличие умений рациональной организации труда; реализация навыков проектирования, организации и осуществления экономической деятельности; умеет  решать задачи производственного и потребительского содержания; имеет навыки составления семейного бюджета; имеет навыки маркетинговых исследований в производственных и потребительских целях; имеет навыки поиска работы);

-мотивационно-ценностный (качества и свойства личности, толерантность, психологическая готовность);

социально-ориентационный (развитие общественной направленности личности в экономической деятельности в условиях учреждения дополнительного образования детей «Спектр»).

4. Разработано учебно-методическое обеспечение процесса формирования экономической грамотности обучающихся:

- тест на определение уровня экономической грамотности обучающихся в области конструирования и дизайна одежды для учащихся 5-7 классов (Приложение 10);

- задания по формированию экономического мышления для учащихся старших классов; (Приложение 11);

- ролевая игра «Ателье» (Приложение 12). 

Разработанные учебно-методические материалы и рекомендации используются в практике работы творческого объединения «Ателье».  

Список литературы

1.Антонова, Н.А. Дополнительное образование как социологическая проблема : Автореф. дис...канд. философ. наук. - Екатеринбург, 1998. - с.19

2.Аменд А.Ф., Сасова И.Б. Экономическое воспитание в процессе трудовой подготовки / Под ред. В.К. Розова. М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

3.Васильев Ю.К. Экономическое образование и воспитание учащихся.- М.: Педагогика, 1983. 96 с.

4.Выготский, Л.С. Теория и практика развития личности // Свободное развитие личности школьника: Философские и психолого-педагогические основы образования [ТЕКСТ] / Сост. В.И. Аксенова, Р.Г. Карандашова. -Ставрополь: Издательство СКИПКРО, 2000. - с.144

5.Сасова И. А. Социально-экономическая педагогика школьников: состояние и перспективы // Шк. экон. журн. 1996. - № 1. - С. 17-21.

6.Стратегия модернизации содержания общего образования: Материалы для разработки документов по обновлению общего образования. – М.: ООО «Мир книги», 2001. – 95 с.

7.Шемякин Б.П. Экономическое воспитание школьников: вопросы теории и методики. М: Педагогика, 1986. - 96 с.

8.Щуркова Н.Е.. Практикум по педагогической технологии. – М.: Пед. Об-во России, 1998. 112 с.

9. Яценко Н. Е. Толковый словарь обществоведческих терминов / СПб. Лань, 1999. - 524 с.

10.dissercat.com›content/formirovanie…gramotnosti…uc

11.km.ru›Рефераты›…-metodik-otsenki…

12.psyhoinfo.ru/metodika-ocenki...копия

13. .nauka-pedagogika.com/pedagogika...