Мастер класс «Петлевой метод сухого валяния» Войлок для начинающих

Васильева Екатерина Валерьевна

Данная методическая разработка представляет обобщенный опыт работы педагога по теме – «войлок для начинающих». Материалы представлены в форме мастер класса.

Работа может быть полезной педагогам дополнительного образования, учащимся и любому человеку, проявляющим интерес к технике валяния. Представленные материалы дают начальное представление о войлоке, о приемах и методах работы с ним, знакомят с инструментами и материалами необходимыми для работы в данной технике.

В работе также представлен разработанный педагогом Васильевой Е.В. авторский петлевой метод изготовления изделий в технике сухого валяния.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon voylok_metod_razrabotka.doc441.5 КБ

Предварительный просмотр:

Управление образования г. Калуги

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей «Центр дополнительного образования детей «Радуга» г. Калуги

Областной заочный конкурс образовательно-методических комплексов,

 дополнительных общеобразовательных программ, методических разработок, мастер-классов по направлениям дополнительного образования

«Твори, выдумывай, пробуй»

Номинация «Дока»

УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ ДОД «ЦДОД «Радуга» г. Калуги

_____________ И.А. Петракова

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Мастер класс

«Петлевой метод сухого валяния»

Войлок для начинающих

Автор:

педагог дополнительного образования

МБОУДОД «ЦДОД «Радуга» г. Калуги

Васильева Екатерина Валерьевна

Калуга

2015


АННОТАЦИЯ

Данная методическая разработка представляет обобщенный опыт работы педагога по теме – «войлок для начинающих». Материалы представлены в форме мастер класса.

Работа может быть полезной педагогам дополнительного образования, учащимся и любому человеку, проявляющим интерес к технике валяния. Представленные материалы дают начальное представление о войлоке, о приемах и методах работы с ним, знакомят с инструментами и материалами необходимыми для работы в данной технике.

В работе также представлен разработанный педагогом Васильевой Е.В. авторский петлевой метод изготовления изделий в технике сухого валяния.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Войлок своими корнями уходит в глубину веков. Это древнейшее искусство, которое не утратило своей актуальности до сих пор. Можно сказать, что сейчас войлоковаляние переживает своё второе рождение. Все чаще можно встретить на улицах в сильные морозы, расписные валенки, а к ним сумки из войлока, шляпы и платки, на ярмарках большой популярностью пользуются украшения и игрушки из войлока. В наши дни войлок больше служит украшением и способом выразить свою индивидуальность. Войлок оказался универсальным материалом для многих творческих экспериментов. Из него делают стильные, и даже авангардные вещи. Таким образом, культовый материал кочевых народов стал достоянием дизайна и искусства.

Процесс валяния сегодня такой же, как и несколько тысячелетий назад, он не зависит от технологических изобретений и открытий. Красивые и разнообразные изделия из шерсти, непосредственное взаимодействие с природным материалом (мягкой и теплой овечьей шерстью), эмоциональный коллективный процесс валяния изделий - все это привлекает как детей, так и взрослых.

Актуальность данной работы состоит в том, что в работе представлен метод, позволяющий сразу заинтересовать ребенка занятиями в технике валяния. Преимуществом данного метода является то, что результат виден уже на первом занятии, а это дает возможность заинтересовать ребенка, и показать ему возможности дальнейшего творчества.

Новизна: в работе представлен авторский «петлевой метод» сухого валяния. 

Цель: обобщить опыт применения авторского «петлевого метода» для начинающих в технике сухого валяния на занятиях в объединении «Дизайн в моей жизни».

Задачи:

1. Обучающая:

- познакомить с историей возникновения войлока и валяния;

- познакомить с авторским «петлевым методом» сухого валяния;

- познакомить с материалами и инструментами для валяния;

- научить изготавливать изделия с помощью петлевого метода в технике сухого валяния 

- показать возможность применения готового изделия в области декорирования и создания сувениров.

2. Развивающие задачи:

- развить познавательную мотивацию к изучению народных промыслов;

- развить мотивацию к освоению новых методов и технологий в технике валяния,

- развить чувство и культуру цвета, цветовое зрение, пространственное и творческое мышление, память, внимание, воображение, мелкую моторику руки.

3 Воспитательные задачи:

- воспитать эстетические потребности, интерес и уважение к народной культуре, в том числе русского народа;

- воспитать стремление к сотрудничеству в процессе выполнения творческой учебной задачи;

- воспитать стремление к достижениям, творческому труду, работе на результат, творческой самореализации.

Прогнозируемый результат:

По окончании мастер – класса у участников формируются интерес к технике валяния, первоначальные умения работы с «петлевым методом» сухого валяния, стремление реализовать себя через разработку и создание собственных изделий из войлока.

Организационные параметры мастер-класса

Мастер-класс представляет собой одну встречу, которая производится в любое время в течение года.

Рекомендуемое время встречи: 60 минут.

Количество участников: не более 10 человек.

Требование к помещению: большое пространство со столами (2 чел. за столом).

Требования к материальному обеспечению:

Для всех участников: войлок разных цветов, губки из поролона, иголки для сухого валяния.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

НА ПЕРИОД ПОДГОТОВКИ К ЗАНЯТИЮ

Для проведения мастер класса необходимо заранее подготовить необходимые инструменты и материалы.

  1. Иглы для фелтинга – это именно то, что превращает бесформенный моток шерсти в задуманное изделие. Для работы понадобится необходимое количество игл по числу участников мастер класса. Иглы для работы № 38 «треугольник» или «звезда».
  2. Поролоновая губка -  важный элемент техники безопасности при валянии. Она служит для защиты пальцев рук и поверхности рабочего стола от возможных проколов. Можно приобрести в магазине товаров для рукоделия толстую войлочную подложку или специальную пластиковую щетку для фелтинга. В качестве альтернативы подойдет обычная банная губка из толстого поролона. Рекомендуемый размер 10 см на 15 см. Высота губки 5 см.
  3. Гребная лента — шерстяная лента с выровненными в одном направлении волокнами.
  4. Аптечка – на случай прокола пальцев рук иглой для валяния.

Подготовка шерсти для валяния:

От общего мотка шерсти отделяем отдельные перышки. Отобранные пряди слегка скатываем пальцами от середины к краю, для того, чтобы сгладить волокна и чтобы они не спутывались с уже заготовленными прядями. Шерсть для валяния бывает всевозможных цветов и оттенков, поэтому представьте, как будет выглядеть изделие и подберите материал в соответствии с вашими предпочтениями. В данном мастер классе для цветка используются четыре цвета: красный - 2 пряди, зелёный – одна прядь, желтый – одна прядь. Для  изготовления бабочки мы будем работать с шерстью двух цветов желтый и сиреневый, по две пряди каждого оттенка.

Желательно подготовить слайд презентацию с историей возникновения войлока, иллюстрациями сопровождающими текст и с фотографиями готовых изделий. Это поможет заинтересовать детей и дать первоначальное представление о войлоке. Чтобы облегчить работу педагога и детей на занятии, стоит подготовить и распечатать технологические карты с поэтапным описанием изготовления изделий по одной на каждую парту. Хорошо устроить и выставку готовых изделий детей, обучавшихся раньше. Это поможет снизить опасения детей в том, что у них может не получиться, повысить мотивацию достижения. В качестве музыкального сопровождения, можно включить приятную музыку.

Стоит также заранее подготовить смайлики с изображением различных эмоций для отслеживания результативности занятия и эмоционального состояния детей (приложение 3).

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

НА ПЕРИОД ПРОВЕДЕНИЯ ЗАНЯТИЯ

Во время работы следить за правильным положением тела ребенка - работать нужно в сидячем положении за столом, ноги должны опираться о пол, корпус нужно держать прямо или слегка наклонить вперед.

В начале мастер класса обязательно следует напомнить о технике безопасности в процессе изготовления поделки в технике сухого валяния: правильное положение губки строго на столе, не допускается работа с губкой на весу или на руке. Рекомендуемый размер губки: 10 см на 15 см. Высота губки 5 см. При работе с иглой необходимо соблюдать следующие правила:

  1. Всегда держите иглу за верхнюю часть, чуть ниже изгиба ручки.
  2. Не отвлекайтесь во время процесса валяния и внимательно следите за иглой – иглы для валяния острые, и при неосторожности ими можно легко пораниться.
  3. Держите иглу строго вертикально относительно рабочей поверхности, чтобы предотвратить поломку иглы. Вертикальное положение иглы при валянии наиболее эффективно.
  4. По мере сваливания изделия заменяйте иглу на более тонкую, чтобы избежать поломки иглы. Размер иглы необходимо менять, когда игла начинает с трудом прокалывать шерсть.

В процессе проведения занятия нужно опираться на заранее подготовленную презентацию, привлекать внимание детей к нужному слайду. Если детям не понятно, то педагог сам показывает, как выполнять тот или иной шаг.

При проведении занятия лучше обращаться к учащимся по имени. По ходу мастер класса стоит задавать вопросы о том, как получается выполнять разные этапы работы. Пусть они самостоятельно комментируют свои действия. Если кто-то справляется с работой быстрее, можно попросить его оказать помощь отстающим. Стоит поощрять индивидуальные варианты своего изделия (сделать вместо 6 лепестков серединки 3 или 8; попробовать другое сочетание цветов и т.п.)

В конце занятия хорошо устроить выставку готовых изделий. Обязательно обратить внимание детей на тот факт, что у всех получились разные изделия. Предложить назвать наиболее понравившиеся изделия, отметить, чем они понравились, чего не хватает другим поделкам.

Трудные ситуации, которые могут возникнуть в ходе занятия

Проблема

Причина

Выход

Поломка иглы

Неправильное положение иглы во время работы. Игла не была вовремя заменена на более тонкую.

Утилизировать согласно ТБ (обломки иглы завернуть в бумагу и выбросить в мусорное ведро).

Прокол пальца иглой

Неправильное использование иглы

Необходимо обработать место прокола антисептическим гелем и наложить пластырь.

Трилистник рассыпается

Плохое скрепление волокон

Повторить операцию скрепления элементов.

Разорвалась прядь

Излишне сильно потянули за концы пряди в разные стороны

Распушить, а затем перепутать волокна в месте разрыва. Скатать обратно в прядь, сгладить пальцами.

Недостаточный размер длины пряди. Короче необходимого.

Неправильный выбор размера пряди.

Распушить волокна на конце пряди. Добавить прядь недостающего размера. Перепутать волокна в месте соединения. Скатать обратно в прядь, сгладить пальцами.

Чрезмерный размер длины пряди. Длиннее необходимого.

Неправильный выбор размера пряди.

Отмерить нужную длину, придерживая пальцами в этом месте выдернуть лишнюю часть пряди.

ХОД МАСТЕР КЛАССА

  1. Организационный момент: Участники располагаются за столами. Ведущий мастер-класса объявляют тему занятия, цель и план действий. (Слайд 1-4)

Педагог (П): Добрый день, ребята! Сегодня нам предстоит интересное занятие, а для начала я хочу спросить, вы что-нибудь знаете о войлоке? Что это такое? Возможно, у кого-то есть изделия из войлока? (Ответы детей: большинство детей обычно отвечают, что не знают).

П: Может быть, у кого-то есть валенки? Или вот такие игрушки? (Дети оживляются, узнавая предметы). Хотели бы вы сами научиться изготавливать какие-то предметы, сувениры или игрушки сами? (Ответы детей: наверное, это очень трудно).

П: Сегодня я хочу пригласить вас в увлекательное путешествие в древние века. Мы узнаем, какие замечательные вещи делались из войлока, из чего делали свои жилища и одежду кочевые народы. Я научу вас быстро изготовить сувенир, украшение в новой техникой сухого валяния - петлевым методом.

  1. Основная часть

Презентация (теоретическая часть): Участникам предлагается для изучения информация об истории войлока и видах валяния. В качестве иллюстративного материала предоставляются работы: объёмные и плоские изделия в технике сухого и мокрого валяния.

Комментарии педагога: (Слайд 5)

Войлоковаляние древнейшее искусство, которое в наши дни переживает второе рождение! Первые найденные изделия из войлока, датируются третьим тысячелетием до н. э. Самые древние вещи из войлока были найдены в Турции, в Горном Алтае и в Монголии. Доводить шерсть до такого состояния научились очень давно. Технологии валяния были знакомы уже около 8 тысяч лет назад. Есть интересная легенда о том, что первый валяный ковер появился в Ноевом ковчеге. Овцы, плывшие в нем, держались дружно, и когда их шерсть падала на пол и намокала, она взбивалась их копытами. Когда же все покинули ковчег, то увидели, что на полу лежал красивый валяный ковер.

В древности для многих народов, особенно кочевых, войлок был настоящим спасением. Войлочные пласты использовались ими для изготовления одежды, утепления и возведения жилища (юрты). На нем спали, одевались в войлочную одежду, попоной из войлока укрывали своих коней, и даже считалось, что он оберегает от злых духов. Кроме своих теплозащитных свойств шерсть славится еще и лечебным воздействием на организм человека. Массируя нервные окончания кожи, шерстяное волокно способствует улучшению циркуляции крови. Некоторые виды шерсти способны нейтрализовать вредные вещества, выделяющиеся вместе с потом человека. Кроме того, в волокнах шерсти содержится ланолин, который обладает антисептическим и противовоспалительным действием.

(Слайд 6) П: (Детям раздаются прядки шерсти). Потрогайте прядки, какие ощущения у вас возникают? Какая она на ощупь? (Мягкая, теплая, легкая). Попробуйте ее разорвать. (Не получается, трудно – прочная). Кто знает, откуда шерсть получается? (От животных, овец, верблюдов).

П: Шерсть обладает уникальными свойствами: легкостью, прочностью, способностью сохранять тепло в мороз и укрывать от жары, хорошо впитывать влагу и быстро высыхать, не впитывать запахи.

Для валяния используют шерсть тонкорунных овец породы меринос. Она продается в виде гребенной ленты, окрашенной в различные цвета. В магазинах чаще всего можно встретить упаковки шерсти по 100 гр. Чтобы протестировать пряжу, нужно скомкать ладонями в пучок небольшой клочок шерсти, добавить воды и мыла и некоторое время потереть между ладонями. Затем смыть мыло водой и снова потереть. Если через 5-7 минут шерсть не начнет цепляться волокнами друг за друга и сжиматься в один комок, то она не пригодна для работы.

(Слайд 7) Для работы помимо шерсти могут понадобиться иглы. На рынке представлено множество различных игл. Их делят на два вида: прямые и обратные. Прямые иглы делают нашу работу гладкой. А обратные вытаскивают волокна наружу, создавая пушистость. Игла различаются по толщине, длине, и форме. Для каждого этапа работы, есть разные иглы. Если игла идёт туго, то необходимо подобрать другую иглу. Ни в коем случае не надо втыкать иглу с силой, она очень легко может сломаться.

Различают два способа валяния шерсти: мокрое и сухое.

При мокром способе валяния шерсть обильно пропитывают мыльным раствором, уминают и тщательно трут руками. При этом волокна плотно переплетаются и под воздействием щелочной среды и сокращаются.

Получается полотно - войлок. Таким образом можно изготавливать плоские изделия: коврики, панно, гобелены, шарфы, полотно для раскроя и многое другое. Можно также осуществлять валяние в стиральной машине при помощи формы для обвалки. Это самый простой способ валяния, который практически не требует никаких физических усилий.

Сухое валяние – уплотнение комочков шерсти с помощью специальных игл. Эта техника напоминает лепку. Иглы имеют специальные зазубрины, благодаря которым они подцепляют и смешивают, спутывают волокна шерсти. Эти зазубрины расположены в направлении, противоположном втыканию, благодаря этому иглу можно легко вынуть из шерсти. Этот метод называется фильцеванием.

Втыкая, поворачивая и крутя специальные иглы в шерсть, расположенную на губке, добиваются того, что комок шерсти принимает нужную форму. Если втыкать иглу многократно в одно и то же место, можно добиться уплотнения и вогнутости. (Педагог демонстрирует описанные действия). Вот у нас получилась бусинка.

Не одна сотня лет прошла с тех пор, как человек впервые оценил уникальные свойства шерсти, среди которых и способность сохранять тепло, не допуская перегрева, и высокая гигроскопичность, мягкость и многое другое. В современном мире шерстяная пряжа получила широкое распространение, а само слово «шерсть» воспринимается нами, как синоним теплоты и заботы.

С натуральной шерстью очень приятно работать, она теплая, живая, мягкая, разноцветная. Не удивительно, что она заняла заметное место среди материалов для хобби.

  1. Объяснение ТБ (Слайд 8)

Педагог раскладывает на столы памятки по технике безопасности (Приложение 1)

Выполнять работу необходимо на губке.

Держать иглу перпендикулярно к губке.

  1. Практическая часть (изготовление изделий)

Первый этап

 П: Предметы ручной работы обладают особой энергетикой. Главное – приступить к работе в отличном настроении и только с положительными эмоциями.

Итак, начнем с ознакомления с коллекцией работ в технике «Валяние», изготовленными учащимися объединения

Второй этап

П: А теперь перейдем непосредственно к работе с шерстью:

Выберете себе 2 прядки одного яркого цвета, 1 прядь зелёного цвета и 1 прядь для серединки цветка. Подготовьте необходимые материалы для работы: губку и иглу. Следите за правильным расположением иглы. Не торопитесь и будьте аккуратны. Перед вами лежат технологические карты с поэтапным описанием работы. Начнём. У вас наверняка мог возникнуть вопрос: как валять? Валяние — простой процесс, заключающийся в том, что вы часто втыкаете иголку в моток шерсти. Волокна переплетаются между собой, а вы руками придаете им нужную форму.

Третий этап – после подбора шерсти начинается непосредственное валяние. (Слайды 8-16). Преподаватель кладет на каждую парту алгоритм изготовления цветочка и бабочки, рассказывает и показывает, как правильно разложить, свернуть и обработать волокно, чтобы получить задуманное изделие. Педагог контролирует процесс и следит за правильностью техники валяния, соблюдением правил техники безопасности.

Четвертый, заключительный, этап – получение долгожданного результата!

По результату мастер класса, каждый обучаемый научится некоторым приёмам, помогающим создавать различные поделки.

  1. Рефлексия (слайды 18-20)

П: Мы изготовили с вами замечательные поделки. А теперь, дорогие дети, хотелось бы разложить все готовые изделия и сравнить их. (Дети раскладывают на столе свои работы, сравнивают их). Все ли цветочки одинаковые? Чем именно они отличаются? Почему? (дети отвечают: различаются по цвету, размеру, форме, количеству лепестков). Как вы сможете использовать готовое изделие? (Ответы детей: как брошь, пришить на одежду, шторы). Ваши цветочки и бабочки можно использовать для изготовления большой коллективной работы - совместного панно. А в качестве домашнего задания я попрошу вас нарисовать дома эскиз будущей работы, которую мы выполним на следующем занятии. Остались ли у вас вопросы? 

Понравилось вам занятие? Процесс войлоковаляния? Какие чувства вы сейчас испытываете? (Гордости, удовлетворения). На столе лежат смайлики, выберете себе тот, который больше соответствует вашему настроению и покажите его всем.

Спасибо за вашу работу, все свободны.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

НА ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ ПЕРИОД

В конце занятия можно устроить выставку изделий. Предложите сравнить готовые изделия. Найдите отличия. Спросите, кому какой цветок и бабочка понравились больше, почему. Что можно изменить в менее понравившихся изделиях, чтобы они стали лучше?

Предложите выполнить на последующем занятии совместное панно из изготовленных на этом занятии цветов и бабочек. В качестве домашнего занятия, пусть нарисуют дома эскиз будущей картины.

Спросить, понравилось ли занятие, хотелось бы им изготовить и другие поделки петлевым методом. Предложить подумать, какие именно поделки можно выполнить таким методом.

Педагогу необходимо проанализировать ход занятия, какие проблемы возникали, какие ошибки допускали дети и почему, чтобы избежать подобных на последующих занятиях.

Можно отметить, что интерес детей к этому виду деятельности после занятия значительно возрос. Учащиеся стали приглашать своих друзей в объединение.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Люцкевич Л. Модные украшения в технике фильц. М., Эксмо, 2009.
  2. Шинковская К.А. Войлок. Все способы валяния. – АСТ-Пресс Книга. Серия: Золотая библиотека увлечений, 2011г.
  3. Люцкевич Л. Игрушки в технике фильц. – М., Эксмо, 2008.

Приложение 1

Техника безопасности

1 Общие правила.

 1) Будь внимательным во время работы;

 2) Пользуйся инструментами, правила обращения с которыми изучены;

 3) При работе инструменты держи, как показал учитель;

 4) Инструменты и оборудование держи в предназначенном для этого месте;

 5) Содержи в чистоте и порядке рабочее место. Выполняй работу внимательно и точно;

6) Если есть необходимость встать из-за стола во время работы, оставь инструменты на столе;

2. Правила обращения с ножницами.

 1) Храни ножницы в указанном месте, в определённом положении;

 2) При работе внимательно следи за направлением резания;

 3) Держи ножницами лезвиями вниз, с закрытыми лезвиями;

 5) Передавай ножницы товарищу кольцами вперёд.

 3 Правила работы с иглой и булавкой.

 1) Будь внимателен в работе: иглы с булавкой клади только в игольницу, не бери иголки и булавки в рот, не вкалывай их в одежду, не пользуйся ржавой иголкой;

 2) По окончании работы убери инструменты и материалы в отведённое для этого место;

 3) Кусочки сломанной иглы нужно завернуть в бумагу и выбросить в безопасное место;

4 Санитарно-гигиенические требования

1. Перед началом работы необходимо вымыть руки.

2. Источник света должен находиться слева.

3. Для сохранения здоровья во время работы полезно делать разминку для рук, глаз и спины.


Приложение 2

Технологическая карта изготовления цветка

  1. Подготавливаем рабочее место, готовим материалы и оборудование.
  2. Обрабатываем концы, сглаживая войлок.

IMG_2844.JPGIMG_2849.JPG

  1. Делаем первый трилистник зеленого цвета. Посередине намечаем первую петлю, оставляя одинаковой длины кончики. Из оставшихся концов складываем вторую и третья петлю. Закрепляем иглой.
  2. По такому же принципу делаем второй и третий трилистник красного цвета.

IMG_2852.JPGIMG_2853.JPGIMG_2856.JPGIMG_2857.JPGIMG_2861.JPG

  1. Соединяем два красных трилистника по диагонали, скрепляем посередине иглой.
  2. К низу прикрепляем зеленый трилистник, от середины ближе к краю.

IMG_2862.JPGIMG_2863.JPG

  1. Делаем сердцевину. Ближе к краю делаем трилистник, оставляя длинный конец. И из него дополнительно делаем  лепестки  (всего 6 – 8 шт.)

IMG_2866.JPGIMG_2867.JPG

  1. Крепим с помощью иглы серединку. Цветок готов.

IMG_2873.JPGIMG_2869.JPGIMG_2876.JPG


Технологическая карта изготовления бабочки

  1. Подготавливаем рабочее место, готовим материалы и оборудование.
  2. Обрабатываем концы, сглаживая войлок.

IMG_2878.JPGIMG_2879.JPG

  1. «Бант» №1 2 штуки желтого цвета. Один побольше другой меньше. Находим середину. Формируем две петли. Скрепляем иглой.
  2. «бант» №2 2 штуки феолетогого цвета. Один побольше другой меньше. Находим середину. Формируем две петли. Скрепляем иглой

IMG_2881.JPGIMG_2882.JPG

  1. В середину первого «банта», вкладываем второй другого цвета, поменьше.
  2. Тоже проделываем с «бантом» №2

IMG_2884.JPGIMG_2885.JPG

  1. Складываем два «банта»: «бант» №1 концами в верх, «бант» №2 концами вниз один под другой. Скрепляем.
  2. Изделие готово.

IMG_2886.JPGIMG_2887.JPG


Приложение 3

Смайлики